Научная статья на тему 'Ценности как детерминанта реализации карьерных ориентаций у предпринимателей'

Ценности как детерминанта реализации карьерных ориентаций у предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Жирикова Анастасия Викторовна

The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to study businessmen values and career orientation in their business career in modern time. The main conclusion is following: real businessmen values determinate career orientation and life. Main businessmen values are: independence, safety, achievements. Main businessmen career orientations are: business undertakings, stability and service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности как детерминанта реализации карьерных ориентаций у предпринимателей»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ личности

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 8-14.

© Л.И. Дементий, A.B. Жирикова, 2008 УДК 159.923

ЦЕННОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА РЕАЛИЗАЦИИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАИЙ У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Л.И. Дементий, А.В. Жирикова

Омский государственный университет им. Ф. Достоевского

The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to study businessmen values and career orientation in their business career in modern time. The main conclusion is following: real businessmen values determinate career orientation and life. Main businessmen values are: independence, safety, achievements. Main businessmen career orientations are: business undertakings, stability and service.

Современная жизнедеятельность в России характеризуется достаточной мобильностью и динамичностью развития экономической сферы, что, несомненно, отражается и на населении. Прежде всего, на тех профессиональных группах, которые реализуют общественно и экономически значимую деятельность. Одной из таких профессиональных групп являются предприниматели.

Исследования предпринимательства осуществляются с начала перехода России в условия рыночной экономики и включают такие аспекты, как анализ гендерных, личностных и мотивационных особенностей предпринимателей, понимания психологических условий и факторов предпринимательского успеха, стратегий адаптации к постоянно изменяющимся условиям реализации деятельности на протяжении нескольких десятилетий. В рамках данных исследований такими российскими учеными, как Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова, В.А. Чикер, А.Е. Чирикова, Г. Бардиер, было установлено, что ценностно-мотивационные ориентиры предпринимательской деятельности определяют построение и реализацию успешной предпринимательской деятельности [1, 2, 6].

Однако каждый этап общественного и экономического развития страны вносит в систему ценностей уникальные признаки, которые, несомненно, отражаются на приоритетах, реализуемых профессионалами в своей деятельности. Настоящее время, как уже упоминалось выше, характеризуется мощным экономическим развитием России, увеличением внутреннего валового продукта, что обуславливает укрепление российской валю-

ты и, соответственно, развитие экономической сферы, особенно предпринимательства. Следовательно, мы можем предполагать, что особенности ценностей предпринимателей, изученные в 2003-2004 гг., модернизировались в соответствии с экономическими преобразованиями в стране. Таким образом, довольно актуальным является анализ системы ценностей современных российских предпринимателей, а также анализ воздействия данной системы на стратегии реализации карьеры и профессиональной деятельности.

В соответствии с этим основной целью нашего исследования является анализ структуры ценностей современных предпринимателей и её влияния на реализуемые карьерные ориентации.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

1) изучить карьерные ориентации предпринимателей;

2) определить структуру ценностей предпринимателей;

3) выявить степень влияния структуры ценностей на реализуемые карьерные ориентации в их профессиональной деятельности.

В качестве исследовательского инструментария нами были использованы следующие методики:

1) для выявления преобладающих типов карьерных ориентаций в профессиональной деятельности - опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация В.А. Чикер) [5];

2) с целью изучения нормативных идеалов, ценностей личности на уровне убеждения и поведения - методика Ш. Шварца для

8

изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева) [4].

В исследовании приняло участие 98 предпринимателей г. Омска (51 мужчина, 47 женщин), возраст респондентов составил 3555 лет. Выборка исследования формировалась с учетом следующих критериев:

1) стаж профессиональной деятельности -не менее 5 лет,

2) принадлежность к сфере крупного и среднего бизнеса г. Омска.

Для статистической обработки данных были использованы следующие методы:

1) анализ особенностей распределения выборки по каждой переменной (критерий Ъ Колмогорова - Смирнова);

2) факторный анализ данных по методике Ш. Шварца, с целью построения общей структуры ценностей предпринимателей [3];

3) множественный регрессионный анализ данных, с целью выявления детерминации факторами ценностей реализуемых карьерных ориентаций [3].

Результаты исследования. Преобладающими ценностями современных предпринимателей являются конформность (4,75), безопасность (4,43) и самостоятельность (4,17) (рис.1). Это свидетельствует об ориентации на социальную нормативность профессиональной деятельности, безопасность и стабильность во взаимоотношениях, а также самостоятельность в выборе способа действий в рамках своей профессиональной деятельности, выражающуюся в независимости. Полученные данные объясняются направленностью современных предпринимателей, функционирующих в крупном и среднем сегменте, на реализацию социальной ответственности в рамках своего дела, что обеспечивает планомерную организацию бизнеса, устойчивость и надежность деловых связей, детерминирующих деловую репутацию. В свою очередь, благоприятная деловая репутация позволяет быть бизнесу более успешным и рентабельным.

безопасность; 4,43 конформность; 4,75

власть; 3,20

достижения; 3,60

традиции; 1,67 доброта; 4,00

универсализм; 2,00

гедонизм; 4,00

стимуляция; 0,67

самостоятельность;

4,17

Рис. 1. Выраженность ценностей у предпринимателей

Средние значения получили следующие ценности (рис. 1): гедонизм (4,00), доброта (4,00), достижения (3,60) и власть (3,20), что характеризует такие приоритеты, как наслаждение делом (удовольствие от реализуемой деятельности и производимого продукта), благополучие, личный успех посредством профессиональной компетентности, достижение социального статуса и престижа. Выявленные приоритеты обуславливаются стремлением получить материальное и социальное

благополучие посредством реализации социально значимой и социально одобряемой деятельности.

Низкие показатели получили следующие ценности: универсализм (2,00), традиции

(1,67) и стимуляция (0,67), что говорит о низкой степени реализации одних и тех же образцов и стратегий поведения в повседневной и профессиональной среде, а также о достаточной эмоциональной устойчивости. Выявленные параметры объясняются специ-

фикой предпринимательской деятельности, которая вынуждает человека, её реализующего, достаточно быстро принимать ответственные решения и использовать нестандартные и инновационные модели поведения в различных профессиональных ситуациях.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что произошла некоторая модернизация преобладающих ценностей у современных предпринимателей, по сравнению с ценностями, преобладающими у предпринимателей в 2003-2004 гг., это прежде всего смена престижно-гедонистического приоритета деятельности на приоритет социальной ответственности и стабильности деятельности, а также укрепления своей деловой репутации. Подтвердить полученные предположения мы

можем с помощью анализа факторной структуры ценностей современных предпринимателей, которая представлена в таблице 1.

Анализ нормальности распределения с помощью критерия Ъ Колмогорова-Смирнова показал, что все исследуемые переменные (ценности) имеют нормальное распределение Ъ = 0,998 р > 0,5, что дает возможность проведения факторного анализа данных. Факторный анализ данных применялся с целью сокращения количества переменных (ценностей) и выделения наиболее выраженных их совокупностей, что обеспечивает минимальную потерю исходной информации и позволяет применять множественный регрессионный анализ в дальнейшем.

Т а б л и ц а 1

Факторная структура ценностей современных предпринимателей

Названия Наименование Факторная Процент доли

факторов переменной нагрузка дисперсии

Фактор 1 Достижения 0, 745 37%

«Результативность» Власть 0,708

Безопасность 0, 698

Фактор 2 Самостоятельность 0, 797 28%

«Благополучие» Конформность 0, 790

Доброта 0, 614

Фактор 3 Г едонизм 0, 715 13%

«Стабильность» Традиции 0, 623

Универсализм 0, 594

В результате обработки полученных данных с помощью факторного анализа (методом максимального правдоподобия) была выявлена структура ценностей современных предпринимателей. Данная структура включает в себя 3 фактора, каждый из которых содержит три переменные, что отвечает требованиям корректности применения факторного анализа.

В результате обработки факторы получили следующие обозначения.

Фактор 1 «Результативность» описывает 37 % от общей дисперсии и включает такие ценности, как достижение, власть, безопасность, что указывает на стремление современных предпринимателей реализовывать эффективную деятельность посредством социально одобряемых способов, а также получать конечный продукт, обеспечивающий им привлекательную деловую репутацию, выра-

жающуюся в социальном статусе и престиже. Таким образом, основной приоритет современного предпринимателя - это ответственная и законная реализация профессиональной деятельности, имеющая своим результатом социально полезный продукт. В свою очередь потребление этого продукта обществом приносит его производителю успешную деловую репутацию.

Фактор 2 «Благополучие» описывает 28% от общей дисперсии, включая такие характеристики, как самостоятельность, конформность, доброта, свидетельствующие о тенденции самостоятельного выбора способа действий и принятия решений, самодисциплине, направленных на поддержание благополучия собственной жизнедеятельности, а также результативной профессиональной деятельности, нивелируя при этом ущемление интересов окружающих.

Фактор 3 «Стабильность» описывает 13 % от общей дисперсии и включает следующие характеристики: гедонизм, традиции, универсализм. Что отражает ориентацию современных предпринимателей на соблюдение основных законов ведения бизнеса, его стабильность и целенаправленность, при сформированном индивидуальном стиле деятельности.

Полученная факторная структура свидетельствует о том, что ценности современных предпринимателей имеют четкую и сложившуюся структуру, ориентированную на соблюдение и выполнение общественных требований (социальная ответственность), создание и поддержание позитивной деловой

репутации, при достижении рентабельного и эффективного результата деятельности, при одновременном соблюдении основных традиций и закономерностей, сложившихся на пути развития. Полученные результаты, несомненно, указывают на то, что предприниматели ориентированы на выбор реализации определенной карьерной ориентации, изучение которой является следующим этапом нашего исследования.

С целью исследования характера детерминации ценностями карьерных ориентаций был использован регрессионный анализ данных, полученных в проведенном исследовании, который позволил получить следующие результаты, представленные на рисунке 2.

жительства; 5,20

Рис. 2. Выраженность карьерных ориентаций у предпринимателей

Наибольшие значения получили такие карьерные ориентации, как интеграция стилей жизни (7,15), стабильность места работы (7,13) и предпринимательство (7,11), что означает направленность предпринимателей на синтез различных аспектов своей жизнедеятельности при реализации предпринимательской активности, предсказуемость и возможность управлять завтрашним днем и ситуацией, при одновременном стремлении создавать что-то новое, добиваться продуктивных результатов, в рамках выраженной готовности к риску. Полученные данные объясняют-

ся характером предпринимательской деятельности в российских условиях. Анализ литературных источников [1, 2], а также наблюдения авторов в повседневной жизни общества говорят о том, что предпринимательство - это не только профессиональная деятельность, но и специфическая манера существования и мышления, поскольку жизнедеятельность предпринимателя, в том числе и личное благополучие, функционирует по тому же принципу, что и его профессиональная деятельность: риск, результат, стабильность.

Среднюю выраженность имеют следующие карьерные ориентации: служение (6,67), независимость (6,65) и менеджмент (6,20), что указывает на стремление предпринимателей организовывать и реализовывать собственную деятельность в соответствии со своими нормами и ценностями, а также отражает ориентацию на нормы и ценности современного общества, с целью производства и реализации общественно полезного продукта или услуги. Полученные данные, безусловно, свидетельствуют о развитии и функционировании социальной ответственности в бизнесе в современном российском обществе. Более того, реализация социальной ответственности бизнеса подтверждается ранее полученными результатами по анализу ценностей. Это свидетельствует о том, что современные предприниматели сознательно и ответственно реализуют свою профессиональную активность, не только фокусируясь на материальном продукте и извлечении посредством него материальной выгоды, но и уделяя особое внимание деловой репутации и статусу своего предприятия и имени.

Менее выражены, чем остальные, карьерные ориентации: профессиональная компе-

тентность (5,57), вызов (5,55) и стабильность места жительства (5,20), что свидетельствует об отсутствии выраженного стремления у предпринимателей использовать стратегию «выигрыша - проигрыша» при реализации профессиональной деятельности, что было закономерно в середине 90-х годов XX века. Следовательно, мы можем говорить о том, что в настоящее время для предпринимателей наиболее важным является сам процесс реализации квалифицированной профессиональной деятельности и ее компетентность, а не процесс борьбы и победы над конкурентом. Таким образом, конкуренция реализуется конструктивным путем, посредством производственного и интеллектуального развития обеих сторон.

Полученные результаты, несомненно, детерминируются современной экономической ситуацией в России. Хотя мы не можем констатировать полную экономическую стабильность, однако можем с уверенностью свидетельствовать в пользу развития ответственного отношения к своей профессии и ее реали-

зации в рамках своей карьеры у представителей крупного, среднего и мелкого бизнеса, поскольку квалифицированное и ответственное отношение к своему профессиональному делу обеспечивает устойчивую конкурентоспособную позицию на рынке услуг, производства и торговли.

Результаты, полученные нами при исследовании карьерных ориентаций у предпринимателей, указывают на закономерную связь с результатами, полученными при изучении ценностей предпринимателей. Это подтверждает позицию известного американского психолога Д. Сьюпера о том, что жизненный опыт человека формирует индивидуальную систему ценностных ориентаций, установок по отношению к профессиональной деятельности и карьере, поэтому «субъект деятельности рассматривает и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности» [5]. Это теоретическое утверждение, несомненно, требует эмпирического подтверждения. Для его реализации нами был проведен множественный регрессионный анализ, с целью выявления характера детерминации ценностями карьерных ориентаций.

В результате проведения данного вида математического анализа мы выявили, что фактор «Результативность», включающий такие ценности, как достижения, власть и безопасность, детерминирует такие карьерные ориентации как предпринимательство (В=0,24) и менеджмент (В=0,21) при р < 0,001 и служение (В=0,56) при р< 0,05 (рис. 3), что указывает нам на то, что при реализации своей профессиональной деятельности и карьеры предприниматели, как правило, ориентируются на эффективное руководство процессом, качественное и мобильное выполнение деятельности, а также получение адекватного данной деятельности результата.

Таким образом, полученные данные подтверждают ранее описанные результаты и направленность предпринимателей при реализации своей карьеры и профессиональной деятельности на сохранение положительной деловой репутации посредством квалифицированной, качественной и ответственной реализации своей профессиональной деятельности,

В = 0,24

В = 0,21

Рис. 3. Влияние фактора «Результативность» на карьерные ориентации предпринимателей

Примечание: --------------► р< 0,001; -----------► р< 0,05.

приносящей рентабельный и одновременно социально-полезный продукт, востребованный потребителями и являющийся конкурентоспособным.

Также была установлена детерминация фактором «Стабильность», включающим такие ценности, как гедонизм, традиции и универсализм, таких карьерных ориентаций предпринимателей, как стабильность (В=0,34) при р < 0,01 и интеграция стилей жизни (В=0,59) при р < 0,05 (рис. 4). Что свидетельствует о стремлении предпринимателей в рамках функционирования своей профессиональной деятельности реализовывать свой индивидуальный и неповторимый стиль, ори-

ентированный на продуктивность, качество и эффективность. Данный стиль обуславливает индивидуальную жизнедеятельность предпринимателя, поскольку, как уже упоминалось выше, предпринимательская деятельность, при ее реализации в российских условиях и с учетом российского менталитета, детерминируют всю жизнь предпринимателя и требует от него постоянной генерации мыслей и идей, мобильности и гибкости в принятии решений, способности к риску, а также готовности постоянно функционировать как профессионал, имея ненормированный график труда.

В = 0,34

СТАБИЛЬНОСТЬ

Рис. 4. Влияние фактора «Стабильность» на карьерные ориентации предпринимателей

Примечание: ------------------------------------► р < 0,001; -► р < 0,05.

Таким образом, в ходе проведенного нами сти, являясь устойчивыми личностными об-

исследования было установлено, что ценно- разованиями, детерминируют отношение и

направленность реализации профессиональной деятельности. Предприниматели, реализуя свою профессиональную деятельность, основываются на таких ценностях, как достижения, власть, самостоятельность и безопасность, и реализуют их в рамках карьерных ориентаций: предпринимательство, стабильность, менеджмент и интеграция стилей жизни. Что проявляется в качественном и ответственном подходе к функционированию в рамках своей деятельности и приобретению стабильной и позитивной деловой репутации, а также производстве рентабельного и конкурентоспособного продукта или услуги.

Полученные нами результаты, несомненно, имеют связь со многими личностными конструктами, например, такими, как локус контроля и ответственность, что мы попыта-

емся экспериментально доказать в наших следующих работах.

1. Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. - М.: Генезис, 2002. - 412 с.

2. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: учеб. пособие. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. - 296 с.

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: Речь, 2006. - 392 с.

4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб: Речь, 2004. - 70 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб: Речь, 2000. - 298 с.

6. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб: Речь, 2004. - 176 с.

7. Чирикова А.Е. Лидеры российского бизнеса: менталитет, смыслы, ценности. - М: Смысл, 1997. - 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.