Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 2. С. 21-29. © А.В. Колодина, 2009
УДК 159.923
СПЕЦИФИКА ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ И БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
А.В. КОЛОДИНА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to components of responsibility in career of futures and modern businessmen. The main conclusion is following: in the structure of responsibility of modern businessmen are prevailed the emotional and behavior components. The cognitive component of responsibility is prevailed in structure of responsibility of future businessmen.
В современном российском обществе большое внимание уделяется проблемам развития бизнеса и формированию деловой культуры современных предпринимателей. Одной из преобладающих проблем является осознание и понимание механизмов, способствующих формированию компетентного и ответственного подхода к реализуемой предпринимателями профессиональной деятельности. Предпринимательская деятельность в России ориентирует человека на постоянную активность, преобразование, гибкость и мобильность, поскольку осуществляется в условиях нестабильности, неопределенности и повышенных рисков. Такие условия способствуют стремлению предпринимателей согласовывать личные интересы и требования внешней среды, а также демонстрации и сохранению активной позиции [1, 2, 3,
4, 5, 7, 8, 16].
Активность личности в рамках профессиональной деятельности позволяет ей не только продуктивно реализовывать ее, но и осуществлять интеграцию своих потребностей, способностей и отношений с условиями и требованиями данной деятельности. Требования деятельности, а также той социальной ситуации, в которой она реализуется, согласно концепциям К.А. Абульхановой-Славской и Л.И. Дементий, являются для личности необходимостью. Осознание, принятие и реализация этой необходимости находит свое отражение в ответственности как свойстве субъекта активности и деятельности. Ответственность является «личностным механизмом реализации необходимости» [2, с. 20]. С помощью ответственности личность присваивает внешнюю необходи-
мость, которая становится внутренней детерминантой активности и деятельности. Выступая такой внутренней детерминантой, ответственность позволяет личности овладеть ситуацией и принять ее на себя, даже при отсутствии прогнозируемого образа ее результата. Таким образом, личность принимает на себя необходимость не только за результат какой-либо деятельности, но и за процесс ее выполнения [11, 12, 13].
Данное утверждение находит свое отражение в характеристике субъекта предпринимательской деятельности - предпринимателя. Предприниматель осуществляет свою деятельность в условиях нестабильности, неопределенности и повышенных рисков, исходя из этого, он должен в кратчайшие сроки овладеть ситуацией и принять стратегические решения, от результата которых будет зависеть не только разрешение наличной ситуации, но и стабильность дела в будущем, репутация предприятия, сохранение рабочих мест и т. п. Таким образом, предприниматель, осознавая и принимая данную необходимость - принимает и несет ответственность [25, 26, 28].
Принимая ответственность, личность овладевает ситуацией в целом, следовательно готова обеспечить собственными силами не только результат, но и способ его достижения, а также задавать уровень сложности данного способа и определять время достижения результата. Следуя данному положению, мы можем констатировать, что именно предпринимательская деятельность как никакая другая (в силу высокой персонифицированности) обеспечивается собственными силами предприни-
мателя, который несет личную и имущественную ответственность за принятые решения и дело в целом. Таким образом, анализ ответственности как характеристики личности предпринимателя представляется особо актуальным [2, 4, 9, 10, 11, 12].
Ответственность в предпринимательской деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны, она может быть приписана социумом как исполнение тех или иных обязательств (например: уплата налогов) - внешняя природа; с другой - имеет внутреннюю природу, в соответствии с ценностями, планами и способностями личности. Следовательно, осуществление и принятие ответственности зависит от принятия ее самой личностью в иерархии своих ценностей. При этом, как уже было описано выше, именно ответственность оказывает значимое влияние на соблюдение человеком тех или иных ценностей и претворение их в собственную жизнь и окружающий мир [2, 3, 11].
В исследованиях Л.И. Дементий было установлено, что ответственность как свойство субъекта активности связана и оказывает значимое влияние на его стремление к обеспечению самостоятельности, целостности и успешности, как в деятельности, так и в межличностном общении. Исходя из этого, принятие личностью ответственности не только способствует достижению определенного результата, но и формирует особый способ его достижения собственными силами с учетом возможных трудностей, внешних обстоятельств и т. п. [11, 12, 13].
Следовательно, личность готова отвечать за результат, процесс и последствия своей деятельности и жизни, т. е. «спецификой ответственности как формы активности является способность личности соотносить необходимое и желательное оптимальным с точки зрения своих индивидуальных особенностей способом» [11, с. 11].
В результате психологического анализа феномена ответственности и ее прикладных исследований Л.И. Дементий были выделены три компонента ответственности: когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результатив-ный [11, 12, 13].
Когнитивный компонент характеризует понимание и осознание личностью ответственности за процесс, результат и последствия ее
деятельности и жизни, реализуемой в определенных условиях. Развитый когнитивный компонент ответственности способствует эффективному планированию и прогнозированию в деятельности, а также ее регуляции. Эмоциональный компонент отражает специфику переживания личностью своей ответственности. Данный компонент формирует мотивацию к принятию / отрицанию ответственности за деятельность, ситуацию, задачу и т. п. и операцио-нализируется в отношении личности к новым обязанностям, трудностям, качеству деятельности. Поведенчески-результативный компонент характеризует особенности исполнения, выполнения деятельности / дела, а также достигнутый результат. В него включены следующие компоненты: время и качество деятельности, преодоление трудностей, самостоятельность, готовность идти на риск, зависимость / независимость от внешних обстоятельств при достижении результата [12].
Выраженность того или иного компонента у конкретного человека может быть различной, что обуславливает специфику реализации им ответственности. В зависимости от того, насколько полно представлены все вышеперечисленные компоненты, можно говорить об ответственности как о сформированном личностном свойстве (в случае, если все компоненты представлены равномерно), либо как о ситуативной характеристике [13].
Безусловно, та или иная деятельность, особенно профессиональная, требует от человека разрешения определенных противоречий, преодоления трудностей, а исходя из этого реализации личной ответственности. Поскольку в фокусе нашего исследования находится предпринимательская деятельность, то мы можем констатировать, что она максимально требует от ее субъекта проявления, принятия и реализации ответственности как личной, так и социальной. Это связано с тем, что в условиях повышенных рисков и неопределенности, предприниматель постоянно осуществляет прогнозирование и планирование с целью разрешения наличной ситуации. При этом он принимает на себя ответственность не только за действительную ситуацию, но и ее последствия в будущем. Принимая то или иное решение, предприниматель «относится» к действительности, пережи-
вая удовлетворенность / неудовлетворенность, успех / неуспех в рамках принятых решений и их отдаленных результатов. Более того, принимая то или иное решение, предприниматель определяет стратегию своего функционирования и взаимодействия с действительностью. Данная стратегия должна соответствовать нормам и требованиям деятельности, этике, деловой культуре и личным идеалам и ценностям. Таким образом, в предпринимательской деятельности находят свое отражение все компоненты ответственности, обеспечивая ее становление как ведущего свойства личности предпринимателя [2, 3, 10, 12, 18, 19].
Однако следует отметить, что не на каждом этапе развития предпринимательской деятельности ответственность реализуется равнозначно. Анализ предпринимательской деятельности в рамках деятельностного подхода (В.Д. Шадри-ков, И. Шумпетер, Л.Е. Душацкий, Е.Н. Емельянов, Е.В. Поварницина, А.Е. Чирикова, Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова, А.В Батаршев, И.В. Ро-мазан, Г. Бардиер и др.) позволяет выделить ее структурные компоненты и этапы развития [8,
15, 16, 23, 29]. Это развитие осуществляется в рамках трех основных этапов: построения, реализации и завершения. На каждом из выделенных этапов предприниматель демонстрирует ответственность, однако, формы ее проявления являются, безусловно, различными.
На этапе построения карьеры, в процессе профессионального обучения и подготовки, личность ответственна за результат усвоения знаний, переживание необходимости их усвоения, рефлексию качества полученных знаний, а также способность реализовывать полученные знания, умения и навыки в практической сфере. Следовательно, на данном этапе представлены все компоненты ответственности: когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результа-тивный. Важно отметить, что К.А. Абульхано-ва-Славская при анализе феномена ответственности отмечала, что «ответственность складывается в основном в студенческом возрасте, когда возникают основы для первого профессионального самоопределения и самостоятельности» [2, с. 89]. Следовательно, на этапе построения своей предпринимательской карьеры студенты создают некоторый образ развития своего профессионального пути посредством
принятия и реализации личной ответственности за понимание сути будущей профессиональной деятельности, осознание и принятие ее ценностей, формирование стратегий вхождения в профессию и дальнейшей ее реализации [2, 3].
После включения специалиста в деятельность происходит соотнесение сформированного образа и имеющейся системы ценностных и профессиональных ориентаций с требованиями деятельности и ожиданиями профессиональных групп и общества. Реализуя свою деятельность, предприниматель выбирает не только направления своего дела, но и определённую стратегию его осуществления. Данная стратегия, в виду высокой персонифицированности, базируется на ценностях предпринимателя, его готовности нести ответственность не только за выполняемую деятельность и ее результаты, но и за начало ее осуществления, уверенности в своих силах, самостоятельности и т. п. Говоря о готовности, мы, конечно же, подразумеваем внутреннюю готовность предпринимателя, приписывать себе ответственность за свою деятельность [4, 17, 21, 22, 24, 27, 30].
Таким образом, ответственность предпринимателя при осуществлении его профессиональной деятельности имеет первостепенное значение для ее успешной реализации и развития карьеры, поскольку именно ответственность, выступая как способ разрешения противоречий не только в профессиональной деятельности, но и в жизни в целом, является особым качеством субъекта, отражающим серьезное отношение к жизни и определяющим его нравственность.
Предприниматель, осуществляя посредством ответственности предвидение результатов своих действий и их самостоятельную регуляцию, осознает не только последствия содеянного им, но и то, от чего он отказался, какими способами не воспользовался, т. е. и все «упущенное». Исходя из этого, именно с помощью ответственности происходит осознание необратимости жизни, а следовательно, активизация способности субъекта «детерминировать жизнь в момент ее осуществления, по ходу ее осуществления, вплоть до способности радикально переменить направление жизни» [4, с. 235].
Для изучения специфики реализации ответственного поведения современных и буду-
щих предпринимателей нами было проведено исследование, целью которого явился сравнительный анализ компонентов ответственности предпринимателей, находящихся на этапе построения и реализации карьеры.
Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
1) изучить компоненты ответственности у будущих предпринимателей, находящихся на этапе построения карьеры;
2) изучить компоненты ответственности у современных предпринимателей, находящихся на этапе реализации карьеры;
3) провести сравнительный анализ компонентов ответственности будущих и современных предпринимателей.
В диагностический инструментарий исследования были включены следующие методики:
1. Интервью «Компоненты ответственности» Л.И. Дементий, позволяющее выявить когнитивный, эмоциональный и поведенчески-ре-зультативный компоненты ответственности [12].
2. Опросник Е.Г. Ксенофонтовой «Локализация контроля личности» - для диагностики направленности ответственности предпринимателей на разных этапах развития карьеры [14].
Для статистической обработки полученных данных использовался частотный и сравнительный анализ (критерий и Манна-Уитни), в виду того, что некоторые из исследуемых переменных не подчиняются закону нормального распределения [20].
Выборку исследования составили 98 предпринимателей г. Омска, реализующих свою деятельность более 10 лет (представители среднего и крупного бизнеса), а также 153 студента экономических специальностей ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, которые собираются реализовывать предпринимательскую деятельность после окончания вуза.
Результаты исследования. При изучении компонентов ответственности на этапе построения предпринимательской карьеры нами было установлено, что наибольшую выраженность у студентов имеет когнитивный компонент ответственности (6,03). Это свидетельствует о развитой способности самостоятельного планирования и осуществления деятельности при учете внешних требований, сформирован-
ном умении качественно и своевременно ее выполнять, а также осознавать ее значимость для других людей и готовности нести за нее ответственность на всех этапах ее реализации (рис. 1).
поведен-
чески-
нальныи;
6,76
Рис. 1. Степень выраженности компонентов ответственности у будущих предпринимателей
Среднюю выраженность имеют эмоциональный (6,76) и поведенчески-результативный (6,13) компоненты, что говорит о способности студентов принимать на себя новые обязанности, ответственно относиться к выполнению деятельности и преодолению трудностей. Будущие предприниматели ориентированы на качественное и своевременное решение поставленных задач, полагаясь на собственные силы. Однако при возникновении сложных ситуаций не исключают возможность помощи со стороны третьих лиц. Таким образом, будущие предприниматели на начальных этапах развития своей карьеры достаточно четко рефлексируют особенности своей ответственности в различных ситуациях жизнедеятельности.
Полученные результаты могут быть обусловлены тем, что уже на этапе построения своей карьеры будущие специалисты довольно четко определяют сферы проявления своей профессиональной компетентности и готовы нести ответственность за результаты и процесс деятельности в рамках данных направлений.
Далее нами были выявлены особенности локус контроля студентов. В качестве исследуемых компонентов мы выделили общую ин-тернальность (Ио), интернальность в профессиональной деятельности (Ип), интернальность в сфере достижений (Ид), интернальность в
сфере неудач (Ин), готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей (Дт), готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за неё (Дс).
В результате исследования компонентов локус контроля студентов было выявлено, что
100
90
80
Ц 70
1 60 ей
о 50
« 40 <з
о 30
20
10
0
79
72
Ш,
18
10
15
87
5
большая часть исследуемой выборки являются амбиналами (рис. 2). Однако нам представляется весьма интересным проанализировать процентное соотношение интерналов, экстерналов и амбиналов в рамках каждого компонента (рис. 2).
78
15
10
Ио
Ид Ин Ип
Изучаемые шкалы локус контроля
Дт
78
18
Дс
8
7
5
6
4
□ экстерналы
интерналы
ш амбиналы
Рис. 2. Процентное распределение студентов по изучаемым шкалам локус контроля Примечание. Ио - общая интернальность; Ип - интернальность в профессиональной деятельности; Ид - интернальность в сфере достижений; Ин - интернальность в сфере неудач; Дт - готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей; Дс - готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за неё.
При анализе результатов по шкале общей интернальности видно, что 18,3 % студентов имеют высокие показатели общей интернальности, что говорит о развитой уверенности в своих силах, тенденции возлагать ответственность за собственную жизнь и деятельность на себя, а не на внешние силы или обстоятельства. Противоположную тенденцию имеют 9,8 % студентов, полагающиеся на внешние источники, силы и других людей при решении проблем и реализации той или иной профессиональной деятельности. 71,8 % студентов являются амбиналами, что говорит о тенденции избирательно принимать на себя ответственность в различных ситуациях жизнедеятельности, которая обуславливается интересом, потребностями или мотивацией студентов.
Интернальность в профессиональной деятельности сформирована у 15,62 % студентов, что свидетельствует о выраженной тенденции принимать на себя ответственность при выполнении деятельности (учебной, профессиональной и т. п.) и осознании значимости собственных действий и активности для достижения ее результативности. Около 5,3 % студентов дистанцируются от принятия ответственности за результаты и процесс своей деятельности, полагаясь на помощь других людей, возможно, это связано с низкой мотивацией трудовой / учебной деятельности. 79,08 % студентов
склонны возлагать на себя ответственность в зависимости от наличной ситуации, однако если эта ситуация будет соответствовать их планам, интересам и потребностям, вероятность
проявления интернальности при осуществлении деятельности достаточно высока, поскольку их показатели близки к верхним границам средних значений. Полученные по данной шкале данные подтверждаются при анализе шкал Дт и Дс, указывающих на готовность студентов к деятельности, связанной с преодолением трудностей, а также самостоятельного планирования и осуществления деятельности и ответственности за неё.
Анализируя данные, полученные по шкалам интернальности в сфере неудач и интернальности в сфере достижений, можно с уверенностью констатировать, что студенты в большей степени демонстрируют интерналь-ность при анализе собственных неудач, нежели достижений (Ид = 5,22 %, Ин = 16,33 %), что говорит о тенденции возлагать на себя ответственность за неуспех в реализации деятельности и поведении. В то же время успех при выполнении деятельности, объясняется действием внешних факторов (удачно сложившихся обстоятельств). По нашему мнению, на полученные данные может оказывать влияние учебная деятельность, в которую включены наши испытуемые, поскольку довольно часто успехи и неуспехи в учебной деятельности объясняются действием внешних факторов (попался хороший билет, преподаватель был добр, удачно выбрал посадочное место и т. п. и наоборот). Таким образом, студенты на этапе построения карьеры склонны принимать на себя ответственность за планирование деятельности, ее качественное, самостоятельное и своевременное выполнение, а также за полученные результаты данной деятельности.
На следующем этапе нашего исследования были выделены компоненты ответственности и локус контроля современных предпринимателей, реализующих свою деятельность более 10 лет.
Наиболее выраженными у действующих предпринимателей являются эмоциональный и поведенческий компоненты ответственности (рис. 3).
Это свидетельствует о стремлении предпринимателей принимать новые обязанности, качественно и своевременно их выполнять, ответственно относиться к результатам и последствиям своей деятельности и готовности нести ответственность за других людей. Преобладание
данных компонентов обуславливается способностью предпринимателей принимать стратегические решения в условиях повышенной неопределенности, нестабильности и риска, что полностью исключает безучастную позицию по отношению к деятельности и возникновение желания «переложить ответственность на других».
поведен- когнитив-
Рис. 3. Степень выраженности компонентов ответственности действующих предпринимателей
Средние значения имеет когнитивный компонент ответственности, что указывает на стремление действующих предпринимателей реализовывать принятую на себя ответственность в рамках существующих обязательств. Более того, довольно глубоким является осознание значимости собственной деятельности и ее результатов, а исходя из этого, четко определены границы ответственности. Полученные закономерности объясняются стремлением предпринимателей самостоятельно принимать любые решения и осуществлять личный контроль за их выполнением и полученными результатами. Такой подход определяется высокой персонификацией предпринимательской деятельности, которая и задает границы ответственности, как правило, за совершенные действия самим субъектом деятельности либо под его руководством.
Далее нами был проведен анализ компонентов локус контроля предпринимателей, результаты которого показали, что действующие предприниматели являются интерналами практически во всех сферах проявления ответственности (рис. 4).
Однако, как видно на рис. 4, действующие предприниматели наиболее интернальны в рамках профессиональной деятельности (62 %), при анализе своих неудач (53 %), а также при планировании деятельности и готовности брать на себя ответственность за все этапы ее реали-
зации (51 %). Полученные результаты указывают на стремление действующих предпринимателей при решении профессиональных и жизненно важных задач полагаться только на собственные силы, ощущая при этом ответственность как за результаты своей жизни и деятельности, так и за последствия принятия того
80 -70 -60 -
5
О.
О ю .0 ш
I-
о
II
<и
о
о.
или иного решения. Следовательно, действующие предприниматели четко осознают личную ответственность за свою жизнь и профессиональную деятельность, что обуславливает обдуманное и взвешенное принятие стратегических решений в условиях проблемных и рядовых ситуаций.
72
□ экстерналы
1ии интерналы
Щ амбиналы
Рис. 4. Процентное распределение предпринимателей по изучаемым шкалам локус контроля Примечание. Ио - общая интернальность; Ип - интернальность в профессиональной деятельности; Ид - интернальность в сфере достижений; Ин - интернальность в сфере неудач; Дт - готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей; Дс - готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за неё.
На заключительном этапе нашего исследования был проведен сравнительный анализ выраженности компонентов ответственности и локус контроля на этапе построения и реализации предпринимательской карьеры. Как упоминалось ранее, преобладающим компонентом ответственности будущих предпринимателей является когнитивный, а у действующих предпринимателей наибольшую выраженность имеют эмоциональный и поведенчески-результа-тивный компоненты ответственности. При этом действующие предприниматели интернальны практически во всех сферах жизнедеятельности, тогда как будущие в большей степени склонны к амбинальности. Следовательно, будущие предприниматели имеют развитую спо-
собность самостоятельного планирования и осуществления деятельности при учете внешних требований, сформированное умение качественно и своевременно ее выполнять, тогда как действующие предприниматели, ориентированы на качественное и своевременное выполнение принятых обязательств в соответствии с действующими социальными нормами, опираясь при этом только на собственные ресурсы и силы.
Далее мы попытались выявить статистически значимые различия компонентов ответственности и локус контроля у будущих и действующих. Для решения данной задачи нами использовался сравнительный анализ, с помощью критерия И Манна-Уитни, в виду того, что не
все исследуемые переменные имеют нормальное распределение (см. табл.).
Различия выраженности компонентов ответственности и локус контроля действующих и будущих предпринимателей
Согласно полученным результатам, различия были выявлены по всем компонентам ответственности, при этом результаты статистической обработки доказывают выявленные на начальном этапе обработки данных закономерности, согласно которым преобладающим компонентом ответственности у будущих предпринимателей является когнитивный, у действующих - эмоциональный и поведенчески-резуль-тативный. Также было установлено, что действующие предприниматели в большей степени склонны проявлять интернальность в жизни и деятельности при ее планировании и осуществлении, более чувствительны к собственным неудачам и полагаются исключительно на собственные ресурсы и силы при решении проблемных задач, готовы нести личную ответственность за все процессы деятельности и их результаты, тогда как будущие предприниматели в большей степени склонны принимать решение, аккумулирующее в себе ответственность всех его исполнителей. При этом личная ответ-
ственность будущих предпринимателей в наибольшей степени проявляется при анализе и подготовке определенных стратегий решения профессиональных задач.
Следовательно, мы можем указать на то, что действующие предприниматели в большей степени склонны проявлять личную ответственность и переживать ее в процессе профессиональной деятельности, исходя из чего стараются использовать проверенные и наработанные способы решения профессиональных задач. Тогда как будущие специалисты, возможно в виду отсутствия реального практического опыта, склонны к исследовательской позиции и партнерскому взаимодействию при реализации профессиональных решений, при условии распределения ответственности между всеми участниками процесса.
1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. - М. : Наука, 1989. - С. 110-134.
2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). - М. ; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 224 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М. : Мысль, 1991. - 299 с.
4. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. -М. : Наука, 1989. - 248 с.
5. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М. : Наука, 1991. -267 с.
6. Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 544 с.
7. Андерсон Р., Шихирев П. Н. «Акулы» и «дельфины». Психология и этика российско-американского делового партнерства. - М. : Дело, 1994. - С. 55-66.
8. Бардиер Г. Бизнес-психология. - М. : Генезис. 2002. - 412 с.
9. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. -1991. - № 6.- С. 6-10.
10. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды. - М. : Институт психологии РАН, 2006. - 288 с.
11. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности. - М. : Информ-Знание, 2005. - 188 с.
12. Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности : дис. ...
Параметры Предприни- матели (ранг) Студенты (ранг) Значение и Р^
Когнитивный компонент ответственности 113,00 135,24 6 237 0,05
Эмоциональный компонент ответственности 150,98 110,66 5 150 0,001
Поведенчески-результативный компонент ответственности 171,78 97.2 3 091 0,001
Общая интернальность 153,6 108,97 4 891 0,001
Интернальность в профессиональной деятельности 144,21 115,04 5 820 0,01
Интернальность в сфере неудач 180,13 91,8 2 264 0,001
Готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее 133,69 121,85 4 155 0,001
д-ра психол. наук. - М. : Высшая школа экономики, 2005. - 357 с.
13. Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания. - Омск, 2001. - 192 с.
14. Дементий Л. И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля : учебно-методическое пособие. - Омск : Омск. гос. ун-т, 2001. - 72 с.
15. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. - М., 1998. - 245 с.
16. Завьялова Е. К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства : учебное пособие. -
СПб. : СПбГУ, 2004. - 296 с.
17. Ларионова-Кречетова А. А. Профессиональное становление в контексте возрастного развития // Психология зрелости и старения. - 2004. -
№ 4. - С. 16-39.
18. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. : Наука, 1984.
- 444 с.
19. Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. - М. : Наука, 1989. - С. 6-23.
20. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие. - СПб. : Речь, 2006. - 392 с.
21. Поздняков В. П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собст-
венности // Психологический журнал. - 2000. -№ 6. - С. 38-49.
22. Поздняков В. П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. - М. : Институт психологии РАН, 2000. - 220 с.
23. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология : учебное пособие. -СПб. : Речь, 2000. - 298 с.
24. Профессиональная самореализация личности в современном обществе : монография / под науч. ред. Е. В. Федосенко. - СПб. : Речь, 2009.
- 122 с.
25. Смольков В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // СоЦИС. - 1994. - № 2.
- С. 15-23.
26. Управление персоналом организации : учебное пособие / под ред. профессора А. Я. Киба-нова. - М. : Инфра-М, 2003. - 638 с.
27. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.
28. Хащенко В. А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социальная психология экономического поведения / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1999. -С. 56-67.
29. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности : учебное пособие. - Ярославль : ЯрГУ, 1979. - 90 с.
30. Шаповалов В. К. Профессионализм и карьера.
- Ставрополь, 1999. - 180 с.