Научная статья на тему 'Личностные детерминанты карьерных ориентаций будущих предпринимателей'

Личностные детерминанты карьерных ориентаций будущих предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
312
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колодина Анастасия Викторовна

The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to study of personal determinates of career orientations of future businessmen. The main conclusion is following: values, components of responsibility and locus control of future businessmen are personal determinates of their career orientations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты карьерных ориентаций будущих предпринимателей»

УДК 159.923

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

А.В. КОЛОДИНА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The goal of the article was to analyze results of research, which devoted to study of personal determinates of career orientations of future businessmen. The main conclusion is following: values, components of responsibility and locus control of future businessmen are personal determinates of their career orientations.

Карьерные ориентации формируются в процессе профессионального обучения и являются устойчивыми образованиями, которые могут оставаться неизменными длительный период времени. Развитию и закреплению карьерных ориентаций у молодых специалистов способствует система профессиональных ценностей, которая формируется и укрепляется в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Согласно исследованиям Л.И. Катаевой и Т.А. Полозовой, успех профессионального самоопределения и самореализации обеспечивается непротиворечивой системой ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования системы жизненных целей и планов, сопряженных с уровнем ответственности, которую человек готов на себя принять для их реализации. Более того, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, ценности наряду с ответственностью личности формируют ее нравственный склад, который является стрежневой характеристикой личности, регулирующей ее жизнь и деятельность [1, 6].

Одной из наиболее ответственных и активных сфер профессиональной деятельности является предпринимательство. Специфика развития предпринимательства в России определила его основные черты: высокую степень персонификации, активность, мобильность, стрессоустойчивость, работоспособность и ответственность, готовность к работе в условиях нестабильности и неопределенности. Выделенные черты формируют образ

современного предпринимателя и задают необходимость формирования актуальных профессионально-важных качеств у специалистов данной области. В настоящее время профессиональное самосознание будущих предпринимателей посредством учебно-профессиональной деятельности, в рамках которой молодые специалисты знакомятся в имеющимся опытом ведения собственного дела, отражают теоретические модели эффективного построения бизнеса в отечественной и зарубежной практике. Это способствует формированию профессионального мышления и ценностей, основ деловой культуры и социальной ответственности деятельности, которые являются базой развития карьерных ориентаций будущих предпринимателей [4].

В нашем исследовании мы изучили личностные детерминанты карьерных ориентаций будущих предпринимателей. В качестве таковых нами проанализированы ценности, компоненты ответственности и локус контроля будущих предпринимателей как ведущие механизмы в формировании профессионального самосознания и основа нравственного склада личности.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить карьерные ориентации будущих предпринимателей;

2) выявить их преобладающие ценности;

3) определить степень выраженности компонентов ответственности и локус контроля будущих предпринимателей;

© А.В. Колодина, 2010 10

4) выявить влияние ценностей, компонентов ответственности и локуса контроля на карьерные ориентации будущих предпринимателей.

Выборку исследования составили 153 студента экономических специальностей (77 девушек, 76 молодых людей), возраст респондентов составил 19-21 год. В исследовании принимали участие студенты, которые уже реализуют предпринимательскую деятельность, но имеют небольшой стаж, а также студенты, имеющие выраженное желание и стремление к реализации данной профессиональной деятельности по окончанию университета.

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики:

• для выявления преобладающих типов карьерных ориентаций - опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация - В.А. Чикер) [8];

• для изучения ценностей личности - методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация - В.Н. Карандашев) [5];

• для изучения структуры ответственности - интервью «Компоненты ответственности» Л.И. Дементий [2];

• для диагностики направленности ответственности будущих предпринимателей - опросник Е.Г. Ксенофонтовой «Локализация контроля личности» [3].

Для подтверждения полученных данных были использованы следующие методы статистической обработки: анализ особенностей распределения выборки по каждой переменной (критерий Колмогорова-Смирнова 2); множественный регрессионный анализ данных, с целью установления влияния ценностей, компонентов ответственности и локус контроля на карьерные ориентации будущих предпринимателей [7].

В ходе проведенного исследования нами было установлено, что преобладающими карьерными ориентациями у будущих предпринимателей являются: «интеграция стилей жизни», «предпринимательство» и «менеджмент» (рис. 1).

8

3,39

ш

Ш

£

Ш

О

X

о

О

о

X

_0

ю

О

О

Карьерные ориентации

Рис. 1. Выраженность карьерных ориентаций у будущих предпринимателей

Это свидетельствует о развитом стремлении к самореализации в труде и личностной

готовности действовать в условиях рыночной экономики, создавая и развивая новые эконо-

7

6

5

4

3

2

мические структуры. В целом изучение карьерных ориентаций студентов - будущих предпринимателей показало, что на этапе профессиональной подготовки будущие специалисты обладают способностями к планированию своего карьерного и профессионального пути, основываясь на приобретенных

5 4,5 4

£ 3,5 2 3

профессиональных знаниях, умениях и навыках, а также индивидуальных приоритетах.

Исследуя ценности будущих предпринимателей, мы выявили, что наиболее значимыми для них являются ценности «самостоятельность», «гедонизм», «традиции» (рис. 2).

4,65

т

3,23

шт

1

Ценности

Рис. 2. Выраженность ценностей у будущих предпринимателей

Выявленная совокупность ценностей указывает на то, что молодые специалисты придают большую значимость самостоятельности мышления и самостоятельному выбору способа действия при активности, основываясь на потребности в автономности и независимости, при уважении существующих традиций. Формирование профессионального сознания и системы ценностей будущих специалистов происходит в рамках учебно-профессиональной деятельности, имеющей четкую ориентацию на профессиональную реализацию предпринимательской деятельности. В процессе обучения будущие специалисты знакомятся с теоретическими и практическими моделями эффективной предпринимательской деятельности, стратегиями построения успешной бизнес-карьеры, основами деловой культуры обуславливающей систему профессиональных ценностей предпринимателей. Полученные знания и практические навыки позволяют конструировать образ своего будущего профессионального пути, конкретизируя стратегии, пути и механизмы достижения успеха.

При изучении компонентов ответственности будущих предпринимателей нами было 12

установлено, что наибольшую выраженность имеет когнитивный компонент. Он отражает развитую способность самостоятельного планирования и осуществления деятельности при учете внешних требований, сформированном умении качественно и своевременно ее выполнять, а также осознавать ее значимость для других людей и готовности нести за нее ответственность на всех этапах ее реализации. Среднюю выраженность имеют эмоциональный и поведенчески-результативный компоненты, что говорит о способности студентов принимать на себя новые обязанности, ответственно относиться к выполнению деятельности и преодолению трудностей. Преобладает стремление качественно и в срок решать поставленные задачи, полагаясь на собственные силы. Однако при возникновении сложных ситуаций не исключается возможность помощи со стороны третьих лиц. Таким образом, студенты на начальных этапах развития своей карьеры достаточно четко рефлексируют особенности своей ответственности в различных ситуациях жизнедеятельности.

При изучении локуса контроля будущих предпринимателей было установлено, что

большая часть исследуемой выборки являются амбиналами в рамках всех изучаемых шкал локуса контроля. При анализе результатов по шкале общей интернальности установлено, что 18,3 % студентов имеют высокие показатели общей интернальности, что говорит о развитой уверенности в своих силах, тенденции возлагать ответственность за собственную жизнь и деятельность на себя, а не на внешние силы или обстоятельства. Противоположную тенденцию имеют 9,8 % студентов, полагающиеся на внешние источники, силы и других людей при решении проблем и реализации той или иной профессиональной деятельности. 71,8 % студентов являются амбиналами, что говорит о тенденции избирательно принимать на себя ответственность в различных ситуациях жизнедеятельности, которая обуславливается интересом, потребностями или мотивацией студентов.

Интернальность в профессиональной деятельности сформирована у 15,62 % студентов, что свидетельствует о выраженной тенденции принимать на себя ответственность при выполнении деятельности (учебной, профессиональной и т. п.) и осознавать значимость собственных действий и активности для обеспечения ее результативности. Около 5,3 % студентов дистанцируются от принятия ответственности за результаты и процесс своей деятельности, полагаясь на помощь других людей. Возможно, это связано с низкой мотивацией трудовой / учебной деятельности. 79,08 % студентов склонны возлагать на себя ответственность в зависимости от наличной ситуации, однако, если эта ситуация будет соответствовать их планам, интересам и потребностям, вероятность проявления интернальности при осуществлении деятельности достаточно высока, поскольку их показатели близки к верхним границам средних значений. Полученные по данной шкале данные подтверждаются при анализе шкал Дт (готовность преодолевать трудности) и Дс (готовность к самостоятельному планированию деятельности и ответственности за нее), указывающих на готовность студентов к деятельности, связанной с преодолением трудностей, а также самостоятельному планированию и осуществлению деятельности и ответственности за неё.

Анализируя данные, полученные по шкалам интернальности в сфере неудач и интер-

нальности в сфере достижений, можно с уверенностью констатировать, что студенты в большей степени демонстрируют интернальность при анализе собственных неудач, нежели достижений (ИД = 5,22 %, ПН = 16,33 %), что говорит о тенденции возлагать на себя ответственность за неуспех в реализации деятельности и поведении. Тогда как успех при выполнении деятельности объясняется действием внешних факторов (удачно сложившихся обстоятельств). Таким образом, будущие специалисты склонны принимать на себя ответственность за планирование деятельности, ее качественное, самостоятельное и своевременное выполнение, а также за полученные результаты в контексте данной деятельности.

На следующем этапе исследования нами было установлено влияние ценностей, компонентов ответственности и локуса контроля на карьерные ориентации будущих предпринимателей с помощью множественного регрессионного анализа (обратным пошаговым методом).

При применении множественной регрессии к изучению влияния ценностей, компонентов ответственности и локуса контроля на карьерную ориентацию «профессиональная компетентность» было выявлено, что регрессионная модель объясняет 77,8 % общей дисперсии зависимой переменной (карьерной ориентации). Наиболее значимыми личностными конструктами, влияющими на выбор данной карьерной ориентации, являются ценность «безопасность» (В = 1,41 при р < 0,001), когнитивный компонент ответственности (В = 1,04 при р < 0,001), интернальность в профессиональной деятельности (В = 0,3 при р < 0,001), которые оказывают положительное влияние; а также ценность «власть» (В = -1,87 при р < 0,001), эмоциональный компонент ответственности (В = -0,93 при р < 0,001) и интернальность в сфере неудач (В = -0,84 при р < 0,001), оказывающие отрицательное влияние.

При этом совместное влияние указанных характеристик на выбор карьерной ориентации «профессиональная компетентность» является достаточно высоким (Б = 72,51 при р< 0,001). Статистическая значимость взаимосвязи данной карьерной ориентации с совокупностью личностных характеристик будущих предпринимателей, определяющих выбор данной ориентации, оценивается как высокая (Я = 0,77) (рис. 3).

Рис. 3. Влияние ценностей, компонентов ответственности и локуса контроля будущих предпринимателей на карьерную ориентацию «профессиональная компетентность»

Прямое влияние при р < 0,001 ----------► Обратное влияние при р < 0,001

Таким образом, карьерная ориентация «профессиональная компетентность» будет реализовываться теми будущими предпринимателями, которые склонны к самостоятельному планированию и прогнозированию своей профессиональной деятельности, ориентированы на стабильность и эффективность деятельности, реализуемой посредством

имеющихся знаний и умений, при высокой личностной ответственности. Однако эти предприниматели в своей деятельности не будут добиваться полного доминирования над людьми, стремясь к интеграции имеющегося интеллектуального и стратегического потенциала сотрудников, с целью разрешения профессиональных задач.

Исследуя влияние ценностей, компонентов локуса контроля и ответственности на карьерную ориентацию «Менеджмент», мы установили, что регрессионная модель объясняет 63,9 % общей дисперсии зависимой переменной (данной карьерной ориентации). Наиболее значимыми личностными конструктами, влияющими на выбор данной карьерной ориентации, являются когнитивный компонент ответственности (В = 0,85 при р < 0,001), ценность «стимуляция» (В = 0,81 при р < 0,001), ценность «доброта» (В = 0,59 при р < 0,001), ценность «достижение» (В = 0,46 при

р < 0,001) и интернальность в сфере неудач (В = 0,696 при р < 0,001), которые оказывают 14

положительное влияние; а также ценность «конформность» (В = -0,88 при р < 0,001), оказывающая отрицательное влияние.

При этом совместное влияние указанных характеристик на выбор карьерной ориентации «менеджмент» является достаточно высоким (Б = 58,72 при р< 0,001). Статистическая значимость взаимосвязи данной карьерной ориентации с совокупностью личностных характеристик будущих предпринимателей, определяющих выбор данной ориентации, оценивается как высокая (Я = 0,74) (рис. 4).

Следовательно, карьерная ориентация «менеджмент» будет реализовываться теми будущими предпринимателями, которые высокочувствительны и личностно ответственны за свою профессиональную деятельность, а также склонны к ее тщательному планированию, прогнозированию результатов, достижению личного успеха посредством эффективной консолидации идей и выраженной социальной ответственности бизнеса. При этом данные предприниматели будут ориентированы на инновационные модели деятельности.

Исследуя влияние ценностей, компонентов локуса контроля и ответственности на карьерную ориентацию «интеграция стилей жизни», мы установили, что регрессионная модель объясняет 77,2 % общей дисперсии зависимой переменной (данной карьерной ориентации). Наиболее значимыми личност-

ными конструктами, влияющими на выбор данной карьерной ориентации, являются когнитивный компонент ответственности (В = 0,68 при р < 0,001), ценность «доброта»

(В = 1,13 при р < 0,001), готовность к деятельности, связанной с преодолением трудно-

стей (В = 0,54 при р < 0,001), и интерналь-ность в сфере достижений (В = 0,54 при р < 0,001), которые оказывают положительное влияние; а также ценность «безопасность» (В = - 0,43 при р < 0,01), оказывающая отрицательное влияние.

Рис. 4. Влияние ценностей, компонентов ответственности и локуса контроля будущих предпринимателей на карьерную ориентацию «менеджмент»

Прямое влияние при р < 0,001 -----------► Обратное влияние при р < 0,001

При этом совместное влияние указанных характеристик на выбор карьерной ориентации «интеграция стилей жизни» является достаточно высоким (Б = 70,21 при р< 0,001). Статистическая значимость взаимосвязи дан-

ной карьерной ориентации с совокупностью личностных характеристик будущих предпринимателей, определяющих выбор данной ориентации, оценивается как высокая (Я = 0,77) (рис. 5)

Рис. 5. Влияние ценностей, компонентов ответственности и локуса контроля будущих предпринимателей на карьерную ориентацию «интеграция стилей жизни»

Прямое влияние при р < 0,001 ----------► Обратное влияние при р < 0,01

Следовательно, карьерная ориентация «интеграция стилей жизни» будет реализовываться теми студентами, кто стремиться к честности, ответственности и полезности при реализации деятельности посредством ее самостоятельного и качественного исполнения. Более того, такие предприниматели будут склонны к риску и способны его преодолевать.

В проведенном исследовании также было установлено влияние компонентов локуса контроля, ответственности и ценностей на карьерную ориентацию «предпринимательство». Регрессионная модель объясняет 54,3 % от общей дисперсии зависимой переменной. Наиболее значимыми личностными конструктами, влияющими на выбор данной карьерной ориентации, являются когнитивный

компонент ответственности (В = 0,28 при р < 0,01), ценность «универсализм» (В = 1,33 при р < 0,001) и ценность «достижение» (В = 0,87 при р < 0,001), которые оказывают положительное влияние; а также ценность «гедонизм» (В= -0 ,92 при р<0,001), оказывающая отрицательное влияние.

При этом совместное влияние указанных характеристик на выбор карьерной ориентации «предпринимательство» является достаточно высоким (Б = 51,9 при р< 0,001). Статистическая значимость взаимосвязи данной карьерной ориентации с совокупностью личностных характеристик будущих предпринимателей, определяющих выбор данной ориентации, оценивается как высокая (Я = 0,54) (рис. 6)

Предпринимательство

Рис. 6. Влияние ценностей, компонентов ответственности и локуса контроля будущих предпринимателей на карьерную ориентацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«предпринимательство»

Прямое влияние при р < 0,001

-----------► Прямое влияние при р < 0,01

-----------^ Обратное влияние при р < 0,01

Таким образом, предпочтение данной карьерной ориентации будет свойственно для тех будущих предпринимателей, которые намереваются развивать свою деятельность в соответствии с запросами общества и на его благо; а также демонстрируют способности к прогнозированию и планированию деятельности, качественному, своевременному ее выполнению и достижению успеха посредством компетентности.

Следует отметить, что остальные карьерные ориентации будущих предпринимателей обуславливаются ценностями, компонентами

локуса контроля и ответственности вне зоны статистической значимости.

В заключение хотелось бы отметить, что на основе проведенного исследования мы можем утверждать, что у будущих предпринимателей преобладают ценности «самостоятельность», «гедонизм», «традиции», когнитивный компонент ответственности и амбинальный локус контроля, которые выступают статистически значимыми личностными детерминантами их наиболее выраженных карьерных ориентаций «интеграция стилей жизни», «предпринимательство» и «менеджмент».

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). - М. ; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 224 с.

2. Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности : дис. ... д-ра психол. наук. - М. : Высшая школа экономики, 2005. - 357 с.

3. Дементий Л. И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля : учебно-методическое пособие. -Омск : Омск. гос. ун-т, 2001. - 72 с.

4. Завьялова Е. К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства : учебное пособие. -СПб. : СПбГУ, 2004. - 296 с.

Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб. : Речь, 2004. - 70 с.

6. Катаева Л. И., Полозова Т. А. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества // Мир психологии. № 1. 2005.- С. 147-156.

7. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие. -СПб. : Речь, 2006. - 392 с.

8. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб. : Речь, 2004. - 176 с.

5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.