Научная статья на тему 'Связь образной памяти и зрительного восприятия детей дошкольного возраста'

Связь образной памяти и зрительного восприятия детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
613
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / MEMORY / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ / SHAPE MEMORY / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / VISUAL PERCEPTION / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Елена Евгеньевна

В статье анализируется возрастные особенности памяти детей дошкольного возраста, характеризуются основные изменения в мнемической деятельности на протяжении дошкольного возраста, приводятся результаты эмпирического исследования связи образной памяти и зрительного восприятия дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION SHAPED MEMORY AND VISUAL PERCEPTION PRESCHOOL CHILDREN

The article examines age-related characteristics of children of preschool age, are characterized by major changes in mnemonic activities for preschool age, the results of an empirical study of the relations shaped memory and visual perception of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Связь образной памяти и зрительного восприятия детей дошкольного возраста»

УДК 159.922.6

Васильева Елена Евгеньевна,

МБДОУ № 114 г. Твери, e-mail: [email protected]

СВЯЗЬ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье анализируется возрастные особенности памяти детей дошкольного возраста, характеризуются основные изменения в мнемической деятельности на протяжении дошкольного возраста, приводятся результаты эмпирического исследования связи образной памяти и зрительного восприятия дошкольников.

Ключевые слова: память, восприятие, образная память, зрительное восприятие, дошкольный возраст.

Vasilyeva Elena Evgenievna,

kindergarten № 114 of the city of Tver, e-mail: [email protected]

COMMUNICATION SHAPED MEMORY AND VISUAL PERCEPTION

PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the article examines age-related characteristics of children of preschool age, are characterized by major changes in mnemonic activities for preschool age, the results of an empirical study of the relations shaped memory and visual perception of preschoolers.

Key words: memory, perception, shape memory, visual perception, children of preschool age.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления субъекта познавательной деятельности. Особое место в познавательной сфере занимает память, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления и понятия; дети приобретают навыки, умения. Большое значение для умственного развития ребёнка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается

именно в дошкольном возрасте. Развитие и перестройка образной памяти дошкольников связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психического развития ребенка и, прежде всего в сенсорной сфере, в основе которой лежит процесс восприятия.

Изучение вопросов о наличии и характере связи образной памяти и восприятия в дошкольном возрасте имеет важное значение. Изучение его позволяет выяснить потенциальные возможности умственного развития ребенка дошкольного, а также пути специального целенаправленного формирования приемов запоминания, которые необходимы для учебной деятельности. Изучение и анализ межфункциональных связей памяти и восприятия представляется важным с точки зрения понимания закономерностей когнитивного развития на ранних этапах онтогенеза и определения основных направлений в работе по интеллектуальному развитию ребенка, а также в контексте проблемы готовности к школе и успешности учебной деятельности в начальных классах.

На протяжении дошкольного возраста зрительное восприятие становится доминирующим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны и перцептивные действия; совершенствуются все свойства восприятия - целостность, структурность, константность, осмысленность; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется [3 ].

Память является доминирующим психическим процессом в структуре межфункциональных связей дошкольника. В дошкольном возрасте в структуре процессов памяти ребенка происходят количественные изменения, позволяющие ему удерживать все большее количество информации и качественные изменения, в частности постепенный переход к произвольному запоминанию. Главной особенностью развития памяти в дошкольном возрасте является доминирование непроизвольной и образной видов памяти. Память, устанавливая тесные межфункциональные связи с речью и мышлением,

приобретает интеллектуальный характер. Формируются элементы произвольной памяти как способности к регуляции мнемических процессов, сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка[2].

Даже непроизвольное запоминание отличается избирательностью, определяется отношением ребенка к окружающему. Ребенок легче запоминает яркие, красочные, новые, динамичные, необычные, движущиеся объекты, что обусловлено тесной связью с перцептивными процессами[1].

Целью нашего исследования являлось изучение связи зрительного восприятия и образной памяти дошкольников. Объектом данного исследования является познавательная сфера дошкольников, а предметом - связь зрительного восприятия и образной памяти в старшем дошкольном возрасте. Гипотезу исследования составило предположение о том, что связь между уровнем развития образной памяти и уровнем развития зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте характеризуется прямой положительной корреляцией.

В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Для диагностики образной памяти детей использовались методика «Узнавание фигур» тест Бернштейна с целью определения объёма произвольной образной памяти; методика «Назови картинки» с целью изучения непроизвольной образной памяти; методика «Назови картинки»с целью изучения произвольной образной памяти и методика «Палочковый тест» Гольдштейна - Ширера с целью изучения произвольной образной памяти. Для диагностики зрительного восприятия детей использовались методика "Чего не хватает на этих рисунках?", методика "Чем залатать коврик?", методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?", методика "Узнай кто это?".

По итогам диагностики уровня развития образной памяти, получены следующие результаты: высокий уровень - 35% детей; средний уровень - 40 % детей; низкий уровень - 25 % детей. По итогам исследования уровня

развития зрительного восприятия выведена средняя оценка: Высокий уровень — 39 % детей; Средний уровень - 40 % детей; Низкий уровень - 21 % детей.

Проведен сравнительный анализ результатов диагностики и статистическая обработка данных. Для измерения тесноты зависимости

X2

использован коэффициент взаимной сопряженности Пирсона С ——; где

N - длина ряда наблюдений. Величина С колеблется от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем сильнее связь. Связь между данными уровней образной памяти и уровней развития зрительного восприятия X2 факт.= 34,9 X2 теор.= 9,49. Связь не случайна. С= 0,7 - связь сильная.

Таким образом, связь между уровнем образной памяти и зрительного восприятия характеризуется как значительная. Результаты статистической обработки данных показывают, что связь между уровнем развития образной памяти и зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте характеризуется прямой положительной корреляцией.

По результатам проведенного исследования можно сформулироватль ряд рекомендаций: 1) Предложенные в данном исследовании методики целесообразно использовать для диагностики возрастных и индивидуальных особенностей образной памяти и зрительного восприятия дошкольников; 2) Осуществлять педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам развития памяти и восприятия детей, по созданию благоприятных условий для выполнения этой задачи; 3) Учитывать связь сенсорного развития и образной памяти в учебно-воспитательном процессе: развивать образную память дошкольников, опираясь на особенности их перцептивной деятельности через совершенствование зрительного восприятия; 4) Использовать дидактические игры и упражнения для развития образной памяти и зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Гонина О.О. Половозрастные закономерности процессов запоминания у детей дошкольного возраста // Весттник экспериментального образования. - 2016. - № 4. - с.28-36.

2. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2015. - 465 с.

3. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. М.: Спутник+, 2014. - 141 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.