Научная статья на тему 'Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте'

Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2212
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ПЕРЦЕПЦИЯ / PERCEPTION / ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА / PERCEPTION OF SPACE / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондакова Наталья Александровн

В статье анализируются возрастные заономерности восприятия в дошкольном возрасте, указываются средства, методы и принципы рзвития пространственного восприятия дошкольников, приводятся результаты экспериментального исследования возможностей развития восприятия пространства детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондакова Наталья Александровн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SPACE PERCEPTION IN THE PRESCHOOL AGE

The article analyzes the age zakonomernosti perception at school age, indicate the tools, techniques and principles of development spatial perception in preschoolers, the results of experimental studies of possibilities of development of spatial perception of children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте»

УДК 159.922.6

Кондакова Наталья Александровна,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Удомли e-mail: kondakova_nataliya@bk.ru

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: В статье анализируются возрастные заономерности восприятия в дошкольном возрасте, указываются средства, методы и принципы рзвития пространственного восприятия дошкольников, приводятся результаты экспериментального исследования возможностей развития восприятия пространства детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: восприятие, перцепция, восприятие пространства, дошкольный возраст.

Kondakova Natalia Alexandrovna,

Municipal budget institution of additional education "the House of children's

creativity" Udomlya

e-mail: kondakova_nataliya@bk.ru

THE DEVELOPMENT OF SPACE PERCEPTION IN THE PRESCHOOL AGE Abstract: the article analyzes the age zakonomernosti perception at school age, indicate the tools, techniques and principles of development spatial perception in preschoolers, the results of experimental studies of possibilities of development of spatial perception of children of senior preschool age.

Key words: perception, perception of space, preschool age.

Дошкольное детство - период интенсивного сенсорного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и школе, и для многих видов деятельности. Одним из важнейших и сложных компонентов сенсорного развития является развитие восприятия пространства. Восприятие

пространственных отношений и ориентировок человека в пространстве является одной из самых комплексных по своему составу форм восприятия. Недостаточно сформированное пространственное восприятие к концу дошкольного периода вызывает в начальной школе трудности в обучении математике, письму, чтению, осложняет познавательную деятельность ребенка. Исследование закономерностей развития пространственного восприятия необходимо для правильной организации познавательных процессов у детей дошкольного возраста и систематизации знаний, так как именно в детстве закладываются базовые понятия пространственных отношений, которые будут совершенствоваться в течение всей жизни. У детей необходимо целенаправленно развивать восприятие пространства. Однако на практике эта задача сенсорного развития часто недооценивается. Учитывая значение развития восприятия пространства для психического развития ребенка в целом, совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов развития восприятия цвета является актуальным в данное время.

Восприятием (перцепцией) называют отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Физиологические механизмы, лежащие в основе построения образа восприятия, связаны с образованием внутрианализаторных и межанализаторных связей. В процесс восприятия включаются двигательные и мыслительные компоненты. Свойствами восприятия являются: предметность - отнесённость информации о внешнем мире к этому миру; целостность - способность к построению целостного образа объектов даже при непосредственном отражении только отдельных его свойств или частей; структурность - способность воспринимать абстрагированную из отдельных ощущений обобщённую структуру; константность - способность воспринимать некоторые свойства предметов постоянными при изменении условий их восприятия; осмысленность -

определённое смысловое значение образов восприятия; апперцепция -зависимость восприятия от особенностей воспринимающего субъекта (специфики его деятельности, личностных особенностей, прошлого опыта).

Развитие восприятия в дошкольном возрасте предполагает два взаимосвязанных процесса: усвоение общепринятых сенсорных эталонов, возникших в ходе культурно-исторического развития человечества и используемых людьми в качестве образцов, при помощи которых устанавливают и обозначают определенные свойства и соотношения; и овладение новыми перцептивными действиями. На протяжении дошкольного возраста зрительное восприятие становится доминирующим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны и перцептивные действия; совершенствуются все свойства восприятия -целостность, структурность, константность, осмысленность; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется [1].

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие восприятия пространства. Дифференцировка основных пространственных направлений обусловлена ориентацией ребенка в частях собственного тела, которая является «чувственной системой отсчета». В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Особенно сложно для дошкольников различение направлений направо-налево, в основе которого лежит дифференцировка правой и левой стороны тела. Постепенно осуществляется переход от практически действенного способа пространственной ориентации ребенка к зрительной оценке пространственной размещенности предметов относительно друг друга и определяющего их субъекта. В основе восприятия пространства с

помощью зрительной оценки лежит опыт непосредственного передвижения в нем. По мере приобретения опыта пространственной ориентировки у детей и интеллектуализации внешних двигательных реакций происходит постепенное их свертывание и переход в план умственных действий.

С развитием пространственной ориентации совершенствуется характер отражения воспринимаемого пространства. В младшем дошкольном возрасте объектами, расположенными впереди, сзади, справа или слева от себя, ребенок считает только те, которые максимально приближены к соответствующим сторонам его тела. Площадь, на которой ориентируется ребенок весьма ограничена. Со среднего дошкольного возраста лет площадь выделенных ребенком участков постепенно увеличивается. Возрастает степень их удаленности по определенным линиям и местность начинает осознаваться ребенком как целое в ее непрерывном единстве.

В развитии восприятия пространственных отношений между предметами в дошкольном возрасте выделяют несколько этапов. Первоначально пространственные отношения ребенок не выделяет и окружающие предметы воспринимает как отдельные, пространственные взаимосвязи между ними не осознаёт. Со временем появляются первые попытки восприятия пространственных отношений, точность оценки которых еще относительна. Удаленность расположения объекта от точки отсчета вызывает затруднения у ребенка. Оценка пространственных отношений диффузна, хотя сами они уже небезразличны для ребенка. В дальнейшем продолжается совершенствование восприятия пространственного расположения предметов. Появляется возможность дистантной, зрительной оценки пространственных отношений. С возрастом развивается способность к более точному определению пространственных отношений, их численному выражению, сенсорный

опыт восприятия пространства перестраивается в его логическое познание посредством измерения[2,3].

Основными средствами формирования умения ориентироваться, а так же представлений и понятий о пространстве является игровая деятельность, занятия по математике, физкультуре, музыке, конструированию и изобразительной деятельности. При ориентировке на основные принципы (постепенность; последовательность; сочетание чувственного и логического; учет возрастных и индивидуальных особенностей) развитию восприятия пространства у дошкольников способствуют наблюдение; рассматривание картин, таблиц; объяснение, указание, уточнение; дидактические игры; упражнения; подвижные игры и др.

В нашем исследовании по изучению возможностей развития восприятия пространства у детей дошкольного возраста использована методика нейропсихологической диагностики детей, разработанная Л.С.Цветковой [5]. Основной задачей данной методики является исследование уровня развития восприятия пространства. Методика ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включающая в себя серии заданий для изучения зрительно -пространственного и сомато-пространственного гнозиса. Выполнение тестов оценивается по четырехбалльной системе с помощью четырех цифр 0, 1, 2,. 3.

0- это практически правильное выполнение всех тестов без ошибок;

1- это 25% ошибок и 75% правильно выполненных тестов;

2- это 50% ошибок и 50% правильно выполненных тестов;

3- это 100% ошибок при выполнении тестов.

Производится вычисление средних значений и определяется уровень развития восприятия пространства: От 0 до 1 - Высокий уровень. От 1до 2 - Средний уровень. 0т 2 и выше - Низкий уровень.

На начальном этапе мы продиагностировали восприятие пространства детей старшего дошкольного возраста. Всего обследовано 20 детей. Показатели уровня развития зрительно-пространственного гнозиса на данном этапе анализа данных, указывают на сформированность пространственного восприятия у основной части детей, но имеются ошибки. Мы вывели средние значения по каждому условному параметру и вывели на график (рис. 1 ). По графику видны следующие результаты: 1 .Установка стрелок на часах по образцу.

В тесте не допущено ни одной ошибки. В обеих группах дети легко справились с заданием. По всей видимости, зрительное восприятие пространства у детей 6-ти лет носит произвольный характер. Это дает возможность утверждать, к 6 годам дети, при помощи внутреннего анализа, способны копировать по образцу.

Рис. 1 . Результаты диагностики зрительно-пространственного гнозиса

2. Узнавание и называние римских чисел.

Анализ показателей выявил, что наибольшую сложность представляет для детей называние пространственно-ориентированных чисел. Дети имеют представления о практическом значении пространственного расположения данной категории цифр, но часто путаются. Среднее значение 2,1 балл

указывает на низкий уровень. Возможно, эти понятия введены не так давно, поэтому дети допускают ошибки.

3. Узнавание и называние арабских чисел.

В тесте дети дали хороший результат, но единицы допустили ошибки, поэтому средний показатель по этому параметру 0,2 балла. Знакомство с арабскими цифрами в детском саду ведется с 3 лет. Скорее всего, ошибки были допущены детьми, которые либо имеют нарушения в зрительной сфере восприятия, либо связаны с индивидуальными особенностями восприятия пространства.

4.Узнавание и называние букв.

Более сложным оказалось и задание на узнавание букв. 1,7 балла в среднем, что соответствует среднему уровню данного навыка. Возможно занятия и упражнения, связанные с запоминанием букв, находятся на начальном этапе и обучение носит произвольный характер, т.к. программа по которой ведется работа в д/с не предусматривает обучение детей чтению.

Исследование сомато-пространственного восприятия делает возможным сделать выводы о состоянии уровня развития данной функции у детей дошкольного возраста. В ходе анализа полученных характеристик, мы имеем возможность проследить количественные показатели качества данной функции. Выведение средних значений на график позволяет судить об уровне уже сформированных навыков ориентировки «на себе и от себя». Чем ниже показатель, тем выше уровень развития (рис.2).

Рис. 2. Результаты диагностики сомато-пространственного гнозиса

По графику видны следующие результаты:

1. Показ частей своего тела.

Дети 6-ти лет допускают ошибки при показе заданных частей своего тела. Результаты обследования свидетельствуют, что данная группа детей ориентируется в пространственном расположении частей тела, но в пределах средней условной нормы. 1,2 балла

2. Показ правой (и левой) рукой указанных педагогом предметов.

Среднее значение данной функции 1,3. Дети допустили ошибки в показе предметов правой (левой) рукой. Это соответствует среднему показателю уровня развития пространственных ориентировок для детей данного возраста. В анализе прослеживается тенденция к постепенному усвоению эталонных пространственных норм, которые формируются у детей в зависимости с их индивидуальными особенностями.

3. Разделение бумаги на правую и левую стороны.

Дети 6 лет еще допускают ошибки, при выполнении заданий, многие правильно выполнили задание, но другие потратили на работу много времени, а некоторым потребовались наводящие вопросы. На

этом этапе происходит начальное формирование пространственных связей относительно себя. 1,4 балла указывают на средний уровень развития ориентировки на листе бумаги.

4. Рисование отличающихся фигур на левой или правой стороне, по показу и речевой инструкции.

Рисование по показу или по речевой инструкции в подготовительной группе вызывает трудности у сравнительно большой категории детей, только двое из десяти не допустили ошибок. Среднее значение ошибок в этой возрастной группе составляет 1 балл, что находится на границе высокого и среднего уровня.

5.Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элементов справа или слева.

Средний показатель развития навыка дорисовывания составил 1,3 балла. Некоторые дети допускают ошибки, у них возникают трудности в ориентировке на листе бумаги и обозначении левой-правой стороны нарисованного предмета или животного.

6. Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти руки.

Дети в основном справились с заданием. Почти все ориентируются в расположении пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти. Дети правильно назвали пальцы, но относительно дольше, сопоставляли свою руку и руку педагога. Скорее всего это связано с тем, что первые пространственные ориентировки возникают относительно себя и носят более совершенный характер. Среднее значение уровня развития функции 0,2 балла.

По окончанию проведения диагностики восприятия пространства детьми старшего дошкольного возраста детей разделили на две группы - экспериментальную и контрольную, по 10 человек в каждой группе

(см. табл.3, 4, 5). При этом учитывался половой признак и уровень развития восприятия пространства каждого ребенка.

Для проведения формирующего эксперимента нами была составлена программа занятий. За основу составленной программы мы взяли методические разработки И.Н.Шевляковой «Посмотри внимательно на мир» [6] и В.П.Матыцина «Будь еще умнее» [4]. Цель программы -развитие восприятия пространства у детей дошкольного возраста. Задачами являлись: развитие зрительно-пространственного восприятия; развитие сомато-пространственных действий и пространственной ориентации; развитие способности к пространственному анализу и синтезу, формирование пространственных понятий и представлений.

Педагог создает определенные условия, чтобы дети могли в полной мере проявить свои способности и возможности по освоению пространства и пространственных отношений. Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, следует исключить различные помехи: шум, посторонние разговоры. Выполнение заданий и упражнений стимулируется положительными оценками активности детей, а не успешность выполнения заданий.

Программа развития восприятия пространства у детей дошкольного возраста основывается на ряде принципов:

1. Принцип деятельности. В данной программе этот принцип учитывается в нескольких аспектах: развитие восприятия пространства через деятельность ребенка, мотивация на овладение пространственными навыками, учет ближайшей зоны развития, учет процесса интериоризации, постепенный переход самостоятельной деятельности.

2. Принцип учета возрастных особенностей, который предполагает: подбор заданий, отвечающий возможностям ребенка; использование в ходе занятий игровой деятельности; опора в развитии восприятия пространства на мышление, как ведущее в старшем дошкольном возрасте,

определяющее развитие всех познавательных функций; учет того, что в старшем дошкольном возрасте недостаточно сформирован умственный план действий, восприятие пространства во многом осуществляется во внешней форме.

3.Принцип повтора. Этот принцип особенно важен в развитии восприятия пространства, так как постоянное, с усложнением, повторение -необходимое условие успешного усвоения материала, формирования и закрепления необходимых навыков при восприятии пространства у детей дошкольного возраста.

Формирование необходимых навыков будет осуществляться через мотивацию детей на совершенствование навыков восприятия пространства, а так же путем применения словесных, подвижных и настольных игр. Закрепление навыков восприятия пространства решается посредством упражнений, решений проблемных задач, детского экспериментирования, через анализ деятельности. Программа рассчитана на 17 занятий по 35 минут каждое, которые проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей (знакомство с пространственными представлениями и категориями, обогащение словарного запаса, упражнения). Занятие проводится с группой детей, состоящей из 10 человек, в удобное для детей время, без нарушения установленного режима. Программа была реализована в течение двух месяцев и завершена развлечением, ориентированным на проверку полученных навыков. На занятиях использовались словесные, подвижные и настольные игры и упражнения, экспериментирование, решение проблемных задач. В качестве примера приведем описание одного из занятий, цель котрого -определить умения понимать и использовать предлоги и предложные конструкции, отражающие расположение предметов в пространстве и

развитие этого умения; развивать способности описывать положение

предметов в пространстве относительно друг друга.

Упражнение!

Цели: определить уровень владения предлогами «в», «на», «под», «над», «за», «из-за», «из-под», «около», «возле» и т.д.; развитие речевых навыков использования предложных конструкций. Материалы: ручка, карандаш, ластик, ключи, конфета, коробочка, игрушки и др. мелкие предметы. Время проведения: 15 минут

Ход: Мелкие предметы расположены на столе в беспорядке. Упражнение выполняется в нескольких вариантах.

A) Ведущий: «Сейчас я буду загадывать каждому из вас загадку о предметах, что лежат на этом столе. Вы должны отгадать, что это за предмет».

Какой предмет лежит под коробкой? Что прячется под тетрадью? Что лежит на ....? И т.д.» Спросить у всех детей.

Б) Перемешать предметы. Дети загадывают свою загадку о предмете. Необходимо с помощью наводящих вопросов добиваться, чтобы дети использовали в своей речи как можно больше предлогов.

B) Рисунок по заданию: « коробка под точилкой, рядом карандаш, из-под тетради конфета».

Упражнение2

Цели: развитие восприятия расположения предметов в комнате. Развитие экспрессивной речи детей.

Материалы: мелкие игрушки, спрятанные в разных местах. Время проведения: 20 минут

Ход: Игра «Кладоискатели». Все участники по очереди побывают в роли кладоискателя. В отсутствии водящего взрослый прячет игрушку (которая потом останется у водящего, как подарок) на глазах остальных

участников. Водящий должен найти игрушку по заданному маршруту. Ведущий в речи использует как можно больше предлогов. Например: «дойди до стула, который справа от .... Теперь поверни налево и сделай 2 шага вперед. Перешагни скамью и .т.д.» Остальные участники следят за правильностью исполнения команд.

Для повторной диагностики на контрольном этапе эксперимента вновь использована диагностическая методика Л.С.Цветковой. Используем средние значения, чтобы сделать сравнительный анализ в графическом виде. По оси Х мы расположили порядковый номер ребенка, по У - личный показатель в баллах (см. рис.3) Из представленного графика видно, что дети экспериментальной группы, в целом допустили меньше ошибок, чем дети, с которыми не проводились специальные занятия.

2.5

1.5

0.5

- экспериментальная группа

контрольная группа

123456789 10

2

1

0

Рис.4. Результаты диагностики восприятия пространства в экспериментальной и контрольной группах

Сравнительный анализ результатов после апробирования программы показал, что уровень развития восприятия пространства детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы. Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью построенных таблиц взаимной сопряженности. Вычисления проведены через коэффициенты сопряженности Пирсона и Чупрова, что обусловлено небольшими объемами выборок и числом ячеек таблиц. Вышеуказанные коэффициенты показывают, случайно ли распределение или есть зависимость между результатами до и после эксперимента. В первом случае % 2 факт (контр. гр) < % 2 критического по таблице и находится в зоне незначимости, можно утверждать, что изменения в контрольной группе не являются статистически значимыми. Во втором случае на основании того, что % 2 факт (эксп. гр) > X 2 табл. (7,81 > 6,635), результаты находятся в зоне значимости, и есть основания утверждать наличие связи. Под влиянием различных видов игровой деятельности, направленных на формирование пространственных понятий и отношений, возможно повысить уровень развития восприятия пространства у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, под влиянием различных видов игровой деятельности, направленных на формирование пространственных понятий и отношений, возможно повысить уровень развития восприятия пространства у детей старшего дошкольного возраста. Показатели между двумя группами детей, участвовавших в обследовании и эксперименте, имеют сильное различие. Итогом воздействия является сравнительно высокий уровень восприятия пространства у детей экспериментальной группы. При помощи создания условий для целенаправленной и систематической деятельности детей, способствующей развитию исследуемой функции, мы можем добиться повышения уровня развития восприятия пространства в старшем

дошкольном возрасте. На основе результатов проведенного исследования можно дать общие рекомендации педагогам использовать апробированную в данном исследовании программу занятий с целью развития восприятия пространства у дошкольников; учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия пространства дошкольниками при осуществлении воспитательно-образовательного процесса; проводить психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития пространственного восприятия у дошкольников.

Список литературы

1. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. 2014. М.: ООО "Издательство Спутник+". - 102 с.

2. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 414 с.

3. Косякова О.О. Детская психология: учебное пособие. Тверь, ТвГУ, 2005. - 68 с.

4. Матыцина В.П. Будь еще умнее. Атлас психологического тренинга дошкольника. Тверь: «Риф», 1993. - 108 с.

5. Цветкова. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России, 2002.- 96 с.

6. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир: программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. М.: «Генезис», 2003. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.