УДК 159.922.6
Глотова Марина Владимировна,
МБДОУ № 145, г. Тверь e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МНЕМОТАБЛИЦ
Аннотация: В статье обосновывается необходимость обучения детей мнемическим приемам, рассматривается понятие мнемотаблицы и основные направления их использования, приводятся результаты исследования возможностей развития логической памяти детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц.
Ключевые слова: память, мышление, мнемические приемы, мнемотаблицы.
Glotova Marina Vladimirovna,
MBDOU № 145, Tver e-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF LOGICAL MEMORY OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE USE OF MEMORABLE
Abstract: The article substantiates the need to teach children mnemonic techniques, discusses the concept of memorability and main directions of their use, the results of the research of development of logical memory of the children of senior preschool age through memotable.
Key words: memory, thinking, mnemonic techniques, memorablity.
Дошкольное детство - период интенсивного психического развития человека. За это время происходят серьезные качественные и количественные изменения во всех психических процессах. Так, в процессах памяти важнейшим изменением является появление элементов произвольности. Происходит это приблизительно в четырехлетнем
возрасте. А к старшему дошкольному возрасту память постепенно трансформируется в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Главной особенностью развития памяти в дошкольном возрасте является доминирование непроизвольной и образной видов памяти. Память, устанавливая тесные межфункциональные связи с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Формируются элементы произвольной памяти как способности к регуляции мнемических процессов, сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка. Дошкольники постепенно овладевают элементарными логическими приемами запоминания. Развивающаяся словесно-смысловая память способствует развитию опосредованного познания и расширяет возможности познавательной деятельности ребенка. По мере накопления и обобщения опыта дошкольников развитие мнемических процессов включается в развитие личности [5, 6].
Необходимо отметить, что развитие памяти ребенка направлено не только в сторону роста произвольности или преднамеренности запоминания и воспроизведения, но и в сторону развития осмысленности памяти. Осмысленное, логическое запоминание основано на понимании того, что заучивается. Воспитание логической памяти предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности детей. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания.
Логическая память, как известно, направлена на запоминание смысла изучаемого материала, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. Обучение и мышление основываются именно на этом виде памяти. В своей основе логическая память опирается на различные приемы логической обработки словесного материала, эти приемы у детей старшего дошкольного возраста не возникают сами по себе, им необходимо обучать. Знание приемов логического запоминания, успешное владение ими и
использование в работе со старшими дошкольниками в высокой мере способствует развитию интеллектуальной деятельности, общему уровню развития логической памяти детей [3, 6].
В нашем исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (в количестве 21 человек - контрольная и экспериментальная группы) МДОУ «ЦРР - детский сад № 145» г. Твери. Средний возраст детей составляет 5,5 лет. Для изучения уровня развития логической памяти дошкольников были выбраны следующие методики: 1) Методика «Опосредованное запоминание» (Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.) [2]; 2) методика «Воспроизведение рассказа» (детский вариант) [3]. В ходе анализа результатов диагностики по методике опосредствованного запоминания было выявлено, что 62 % детей имеют низкий уровень развития логической памяти (они с трудом находят опосредующие символы и объясняют свой выбор, вспоминают 1-2 слова, некоторые не понимают задания), 24 % - средний (понимают задание, но не могут найти опосредующих символов, с трудом объясняют свой выбор, могут вспомнить 2-4 слова) и лишь 14 % - высокий (хорошо понимают задание, находят опосредующие символы, объясняют свой выбор, могут вспомнить 4-5 слов). Из всех обследованных детей 29 % не поняли задания, 62 % не могут найти опосредующих символов и затрудняются подобрать к названному слову картинку. По методике «Воспроизведение рассказа» 33 % детей имеют высокий уровень развития логической памяти. Они пересказывают рассказ сами, без наводящих вопросов, по порядку, не забывая и не искажая факты. Воспроизводят 8-10 смысловых единиц. 29 % детей имеют средний уровень развития логической памяти. Они испытывают трудности при воспроизведении рассказа, отвечают при помощи наводящих вопросов, и путают некоторые факты (например, пол и имя главного героя). Воспроизводят сами 6-8 смысловых единиц. 38 % детей имеют низкий уровень. Не могут сами логически построить рассказ,
вспоминают при помощи наводящих вопросов и путают факты. Воспроизводят сами 3-5 смысловых единиц.
В целом результаты диагностики показывают, что у большинства детей в старшем дошкольном возрасте логическая память еще не достаточно развита. Развитию логической памяти дошкольников может способствовать использование мнемотаблиц. Мнемотаблица представляет собой наглядное схематичное изображение какой-либо информации: рассказа, стихотворения, загадки, скороговорки, алгоритма действий и т.д. Приемы работы с мнемотаблицами направлены направлено не только на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления, но и на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Известно, что наглядный материал более прост для его восприятия дошкольниками. Поэтому, использование мнемотаблиц на занятиях позволяет детям продуктивнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
При работе с детьми мнемотаблицы можно применять в следующих направлениях:
S изображение последовательности определенных процессов (мытья рук, одевания, сервировки стола);
S составление рассказа по мнемотаблицам. Работа в данном направлении строиться по следующим этапам:
- рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено;
- перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы;
- после перекодирования осуществляется пересказ текста с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания [ 3, 7].
S использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений: воспитатель зачитывает стихотворение, затем происходит обсуждение с
детьми его содержания и повторное прочтение. Далее необходимо разобрать с детьми, те зрительные символы, которые можно использовать к этому стихотворению и прочитать его по смысловым абзацам с целью выбора к ним определенного знака, символа или картинки. Затем следует зарисовка детьми в тетрадях схемы опорных сигналов (в дальнейшем, дети могут рассмотреть и сравнить эти схемы, а так же рассказать по ним друг другу стихотворение). Воспитатель повторно читает стихотворение с опорой на схему. При возможности, необходимо создать схемы на большем формате при помощи компьютерных технологий для повторного использования.
Для проведения формирующего этапа эксперимента нами была разработана программа развития логической памяти старших дошкольников, которая представляет собой цикл специальных занятий и упражнений с использованием мнемотаблиц. Программа рассчитана на 18 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25—30 минут. Занятия рассчитаны для проведения в малокомплектных группах - до 12 человек, что позволяет учесть индивидуальные и психические особенности каждого ребёнка. В занятия включены приёмы для снятия переутомления детей: физминутки, подвижные игры, релаксация, задания на переключение внимания и на развитие всех психических процессов.
Цель программы: повышение уровня развития логической памяти старших
дошкольников посредством использования мнемотаблиц.
Задачи:
1. учить выделять главные смысловые звенья изучаемого материала;
2. формировать умение замещать смысловые звенья материала знаками-символами, опорными рисунками;
3. развивать умение воспроизводить словесную информацию глядя на опорные рисунки, соблюдая логическую последовательность.
При обработке результатов контрольного этапа эксперимента мы выяснили, отличаются ли уровни развития логической памяти в группах на констатирующем и контрольном этапах статистически достоверно друг от друга. с помощью t-критерия Стьюдента. Для экспериментальной группы значение t-критерия Стьюдента равно 4,7 (t^ = 4,7). Число степеней свободы равно 9. Принимая вероятность допустимой ошибкиp < 0,05, табличное значение t-критерия равняется 2,26 (1табл = 2,26). ^кс> 1:табл (4,7 > 2,26). Следовательно, уровень развития логической памяти детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах существенно и статистически достоверно отличаются друг от друга.Рассчитаем данный показатель для контрольной группы: ^кс = 1,5. Сравним данное значение с табличным (^абл = 2,26). ^кс < ^абл (1,5 < 2,26), следовательно, уровень развития логической памяти детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах несущественно отличаются друг от друга.
Таким образом, с помощью t-критерия Стьюдента мы выяснили, что в контрольной группе статистически значимых различий в уровне развития логической памяти нет. В экспериментальной группе уровень развития логической памяти на контрольном этапе статистически достоверно выше уровня развития логической памяти на констатирующем этапе. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Действительно, использование мнемотаблиц на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию логической памяти. Мнемотаблицы-схемы являются отличным дидактическим материалом и занимают особое место в работе с детьми. Они помогают в обучении пересказу, составлению рассказов и заучивании наизусть, а так же способствуют пополнению словарного запаса и развитию памяти, мышления. Процесс запоминания
должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов. Чем больше умственных усилий ребенок прилагает к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Привычка к осмысленному восприятию материала связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти старших дошкольников оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов, схем, в том числе и в виде мнемотаблиц.
Список литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с.
2. В помощь психологу: диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http : //psiholognew.com/do sh015. html (дата обращения 05.09.2014).
3. Воспроизведение рассказа (детский вариант) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.gurutestov.ru/test/97/ (дата обращения 05.09.2014)
4. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. 2014. -М.: ООО "Издательство Спутник+". - 102 с.
5. Косякова О.О. Детская психология: учебное пособие. Тверь, ТвГУ, 2005. - 68 с.
6. Николаева О.В. Игра как средство развития словестно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2013. - № 9. - URL: http : //www. kids. covenok. ru/issue/131626. htm
7. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. -64 с.