Научная статья на тему 'Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР'

Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2986
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е. Е.

Использование картинно-графического плана и мнемотаблиц эффективно при обучении пересказу детей с ОНР. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

© Сергеева Е.Е.*

Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Егорьевск Детский сад № 21 «Солнышко», г. Егорьевск

Использование картинно-графического плана и мнемотаблиц эффективно при обучении пересказу детей с ОНР.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Основной задачей логопедического воздействия при общем недоразвитии речи является - научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Организация обучения детей с ОНР - очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.

Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи -наиболее сложный раздел коррекционного обучения. По этой проблеме существуют авторские методики Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов и др. особенно интересная и очень эффективная авторская методика развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих системное недоразвитие речевой деятельности В.К. Воробьевой.

* Старший преподаватель ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова, учитель-логопед д/с N° 21 «Солнышко».

Воробьева В.К. отмечает, что: «в рамках психолингвистического подхода связная речь рассматривается как сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, выступающий в диалектическом единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового».

Она отмечала, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода. Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Что же такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому, на занятиях в детском саду, где задействован только один вид памяти - вербальный, используются опорные схемы, которые помогают задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

- В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников проводим по многим направлениям, комплексно:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук - слово -предложение - текст);

- формирование лексико-грамматических категорий;

- формирование связной речи;

- профилактика дисграфии и дислексии.

И везде применяется метод наглядного моделирования, особенно при коррекции общего недоразвития речи.

Рассмотрим использование наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи на конкретных примерах по формированию связной речи. Начинали эту работу с методики предложенный Т.А. Ткаченко. Она предложила опорные схемы для составления описательных рассказов.

Затем использовали в работе методику использования графических схем, предложенную А.В. Лагутиной в работе «Логопедическая работа с детьми четырех лет, имеющих ОНР 1-2 уровня, в условиях детского сада». По ее методике логопед составляет линейную «запись» высказывания с использованием графических символов. С их помощью можно составить или пересказать небольшой рассказ.

Метод наглядного моделирования для составления описательных рассказов очень хорошо представлен в пособии Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей с ОНР». В нем по каждой лексической теме применяется картинно-графический план для составления рассказа-описания, который обобщает знания детей по данной теме и с помощью картинок и графических обозначений - стрелок помогает детям составить связный рассказ о конкретных предметах и о животных.

Замечательные конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем предложенные Центром педагогического образования, авторами: Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной, Т.В. Кулаковой и др. не для детей с ОНР. Но это пособие без сомнений можно использовать при работе с детьми с ОНР. Они конкретно, взяли раздел - обучение детей пересказу.

Пересказ - более легкий вид монологической речи т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи в норме и в кор-рекционной педагогике.

Картинно-графический план, используемый для помощи при пересказе, выступает как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника - сис-

тема различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций). С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д. разработанная ими система охватывает 27 специально подготовленных занятий по трем возрастным группам детей (средняя, старшая, подготовительная). В основу был положен единый алгоритм по обучению детей пересказу. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия.

Рассказы для пересказа тщательно отбирались - это произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина и других авторов. Кроме художественной ценности учитывался и объем произведения, четко выраженные начало, середина, конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомая лексика, простой синтаксис. Тексты специально адаптируются для детей. Для примера приведу конспект нескольких занятии:

Пример 1. Пересказ рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину).

Соблюдается весь алгоритм, занятия. Педагог сам выставляет картинки-схемы.

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. Убирается картина ежа.

Пример 2. Педагог раскладывает вместе с детьми, схемы необходимые для составления алгоритма рассказа.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Волк и белка».

- Посмотрите на эти схемы. Давайте вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку.

Используя в работе перечисленные методики, можно сделать вывод, что использование приемов наглядного моделирования при обучении связной речи дошкольников с ОНР облегчает детям процесс овладения содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ работы по данному разделу речевого развития в конце обучения показал: большинство детей самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, различные предметы, пересказывали тексты. Дети получают удовольствие от работы с мнемотаблицами. У них совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Слова педагога

Рисунки на фланелеграфе

Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.

Дали ему молока.

Развернулся еж и начал есть молоко.

Ставится схема леса. Появляются два мальчика затем ежик.

Замена ежа другим, свернутым в клубок. Появляется крыша над ребятами,

блюдце перед ежиком. Замена ежа.

Список литературы:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвитие речи у детей: Кн. для логопеда. - Екатеринбург: ООО «Кни-гоМир», 2011. - 320 с.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР. - М.: Гном-Пресс, 2006. - 80 с.

3. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу: учеб.-метод. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 80 с.

4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - 144 с.

5. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: метод. пособие. - Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1997. - 80 с.

6. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Т.Д. Широких // Ребёнок в детском саду. - 2004. - № 2. - С. 59-62.

7. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе / Т.А. Шорыгина. -М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.