ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Бритвина Ольга Николаевна
зам. заведующего по воспитательной и методической работе,
Мурзова Ольга Анатольевна
воспитатель МАДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 116
г.Екатеринбург
J ^
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ
Л__________________________________________г
Аннотация: В статье представлен опыт создания необходимых организационно-педагогических условий для создания предпосылок формирования УУД у воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, развивающий потенциал образовательного процесса, сетевое взаимодействие инновационно-активных ОУ, педагогические исследования.
Введение ФГОС НОО нового поколения предъявляет ряд высоких требований к современному будущему первокласснику. Обращение к разработке проекта «Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники» отвечает требованиям новых образовательных стандартов начального общего образования и новым социальным запросам. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Очень важно, чтобы у ребёнка сформировалась учебная позиция, человека заинтересованного не только в получении отметок, повышенных учительских оценок, но и способного рассматривать учебный процесс, как средство развития своей личности [1,6]. В связи с этим целесообразно формировать у детей дошкольного возраста представления о познавательных процессах и способностях [7]. От уровня развития познавательных процессов зависит лёгкость и эффективность учения. Особое внимание нужно уделять такому познавательному процессу как память. Она выделена как первичная умственная способность.
С 2007 года в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) [2,3,4,5,8,9] ведётся системная работа по переводу образовательных учреждений в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях сети учитывает следующее [3,4]:
• Обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход.
• Обучение - это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации.
• Знание находится в сети.
• Знания могут существовать вне человека. Технологии помогают, способствуют нам в обучении.
• Способность узнавать новое значит больше накопленных знаний.
• Способность расширяться важнее накопленного.
• Обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс и никогда состояние.
• Ключевой навык сегодня - способность видеть связи, распознавать паттерны и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями.
• Своевременность (точность, обновляемость знаний) -необходимая черта современного обучения.
• Обучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор того, чему учиться.
• Правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, так как изменились условия, в которых принималось решение.
Одним из основных направлений работы научно-образовательной сети является научное сопровождение деятельности образовательных учреждений по обеспечению условий для максимального раскрытия познавательного потенциала учащихся школ и воспитанников дошкольных образовательных учреждений [5]. Проект МАДОУ № 116 г.Екатеринбурга «Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
13
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
возраста с помощью мнемотехники» разработан на основе «Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования». Почему в проекте сделан акцент именно на детей старшего дошкольного возраста? Дело в том, что если ребёнок раннего и младшего дошкольного возраста не получает дошкольного образования, то недостатки и упущения в его развитии ещё можно исправить. Если же недостаточный уровень развития имеет ребёнок старшего дошкольного возраста, то это грозит ему серьёзными проблемами на этапе школьного обучения. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский) Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и другие. Усвоение универсальных учебных действий предполагает процесс интериоризации как последовательного преобразования действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы. Перспективной задачей должна стать разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию Программы развития универсальных учебных действий на этапе предшкольного и начального образования. Учебно-методический комплекс должен обеспечить организацию полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учётом предметного содержания учебной дисциплины; поэтапную отработку действия, обеспечивающую переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) на основе решения системы задач, выполнение которых обеспечит формирование обобщённости, разумности, осознанности, критичности, освоенности универсальных учебных действий. Таким образом, образование детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, что обеспечивает способность ребёнка к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
• обеспечение возможностей ребёнка самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3. познавательный;
4. коммуникативный.
Личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется, прежде всего, личностной готовностью ребёнка к школьному обучению. Личностная готовность предполагает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность определяется сформированностью социальных мотивов (стремление к социально-значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга) и учебных и познавательных мотивов. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сфор-мированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определённым уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является развитие высших чувств - нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств (чувство прекрасного).
Среди показателей сформированности регулятивных универсальных учебных действий можно выделить:
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П. Я. Гальперин, 2002).
14
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Критериями оценки ориентировочной части являются:
• наличие ориентировки (анализирует ли ребёнок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом);
• характер ориентировки (свёрнутый - развёрнутый, хаотический - организованный);
• размер шага ориентировки (мелкий - пооперационный - блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперёд; предвосхищение конечного результата);
• характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия).
Критериями оценки исполнительной части являются:
• степень произвольности (хаотичные пробы и ошибки без учёта и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действие в соответствие с планом);
• характер сотрудничества (тесно совместное - разделённое - самостоятельное выполнение действия).
Критериями контрольной части выступают;
• степень произвольности контроля (хаотичный - в соответствии с планом контроля; наличие средств контроля и характер их использования);
• характер контроля (свёрнутый - развёрнутый, констатирующий - предвосхищающий);
• характер сотрудничества (тесно совместное - разделённое - самостоятельное выполнение действия).
Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированно-сти регулятивных универсальных учебных действий:
• принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
• план выполнения, регламентирующий пооперацио-нальное выполнение действия в соотнесении с определёнными условиями;
• контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
• оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче);
• мера разделенности действия (совместное или разделённое);
• темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
Можно также выделить следующие познавательные логические действия, которые должны быть сформированы на ступени предшкольного образования:
• умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
• операция установления взаимно-однозначного соответствия;
• умение выделенные признаки конктерно-чувственных объектов (подводить под понятие);
• умение осуществлять анализ и синтез;
• умение устанавливать аналогии на предметном материале;
• операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;
• переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект);
• умение сравнивать.
Новизна содержания проекта состоит в том, что разработана практическая часть проекта, которая направлена на развитие внимания, мышления, памяти, и в целом общего развития личности ребёнка. Вместе с развитием мнемических умений приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, систематизировать, объяснять, рассуждать, доказывать. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление.
Особенности методики обучения.
Описание педагогического опыта
Первым этапом работы была беседа, цель которой - выявить, насколько сформирована память у детей дошкольного возраста. После проведённой беседы, мы пришли к следующему выводу: детям удаются ответы только на наводящие конкретные вопросы.
Дети затрудняются давать развёрнутые, речевые характеристики предложенному феномену; ассоциировать тот или иной художественный образ с примерами из личного опыта, а так же другими образами. Всё вышесказанное определило тактику проведения занятий, упражнений, игр, тренингов по развитию мне-мических умений.
На следующем этапе работы создавалась соответствующая среда в группе, в которой были размещены опоры на запоминание. Занятие начиналось с того, что детям предлагались те или иные задания, которые они выполняли, а после выполнения этих заданий задавался вопрос о том, чем обусловлена их успешность или неуспешность? Иначе говоря, создавалась проблемная ситуация.
Образовательные проблемные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер и предполагают активную самостоятельную деятельность детей. Организованные образовательные ситуации ставят дошкольников перед необходимостью понять, принять и разрешить проблемную задачу, побуждает детей применять свои знания и умения в новых условиях, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.
В процессе непосредственной образовательной деятельности используются игровые приёмы, разнообразные виды наглядности, схемы, предметные и условно-графические модели. Особое внимание в своей работе с детьми уделяем использованию в качестве наглядного материала мнемотаблицы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
15
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Опорным в таблице является изображение главных героев, буквенные обозначения времён года и т.д. Использование мнемотаблиц, опорных схем, графических моделей об игрушках, посуде, одежде, математического материала помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов используются коллажи.
Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Главная его задача -соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры между собой. Творческой группой ДОУ составлены мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» к сказкам «Сказка о золотой рыбке», «Маша и медведь», «Колобок», «У страха глаза велики», к стихотворению «Почтальон», мнемодорожки - загадки и т.д.
В табл. 1 представлен тематический план игровых образовательных ситуаций с детьми 5-7 лет. Без взаимодействия с семьёй невозможно достижение положительных результатов работы.
Прежде всего, знакомим родителей с особенностями подготовки ребёнка к школе. Проводятся беседы с родителями на темы: «Наши достижения», «Дай мне сделать самому»; дискуссии: «Проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста», «Как развивать логическую память и увеличить её продуктивность». Дополняем представления родителей о возможностях познавательного развития дошкольника через газеты, буклеты для родителей: «Учимся, играя», «Как научить ребёнка запомнить», «Развиваем память будущего школьника». Приглашаются родители на открытые занятия в детском саду, в школе.
Используются также традиционные способы распространения информации: информационные стенды, буклеты, газеты для родителей, беседы, дискуссии, дни открытых дверей.
Таблица 1
Тематический план игровых образовательных ситуаций для детей 5-7 лет
Тема игровой образовательной ситуации Задачи и приём
«Хорошо или плохо быть без памяти?» - сформировать заинтересованное отношение к развитию памяти; - создать предпосылки для формирования у детей интереса к учению как средство развития интеллектуальных способностей; - пополнять словарный запас языка. Оборудование: стихи С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный», сказка «Мальчик с пальчик», «Маша и медведь», «Три медведя», схема-опора стихотворения «Белка».
«Узелки на память» - формировать представление о запоминании и видах запоминания; - научить составлять простой план текста; - формировать основы системного мышления и логического анализа; - познакомить с приёмами и этапами запоминания на примере изучения текста; - научить ориентироваться в материале, правильно строить ответы на вопросы. Оборудование: рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы», план рассказа, картина с изображением зайца.
«Путешествие в мир памяти» - выявление сформированности у детей развития памяти; - познакомить с различными видами памяти; - воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; - научить выстраивать логическую цепочку слов; - учить анализировать прочитанное; - вспомнить геометрические фигуры и операции с ними; - совершенствовать речь в форме диалога. Оборудование: стихотворение З. Александровой «Белка», рисунки с изображением геометрических фигур, сказка И. В. Волочковой «Какая нужная вещь память» из книги «Психология для малышей».
Тема «Осень», «Золотая осень» - учить составлять короткие рассказы о временах года (осень) и птицах с использованием мнемотаблиц, соотносить знаковые символы с образами; - группировать и классифицировать птиц и насекомых; - развивать память, воображение, наблюдательность; - воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять о них заботу; - составлять описательный рассказ по картине; - воспитывать интерес к природе. Оборудование: Мнемотаблицы «Осень», «Птицы», мнемозагадки, разрезные картинки с птицами и насекомыми, аудиозапись «Времена года», схемы-опоры, логические цепочки.
16
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
^ОиЕОРИИЛПРАКТИКеРЕАЛИЗАЦИИ_фГОС_________ продолжение табл. 7
Тема игровой образовательной ситуации Задачи и приём
Тема «Осень», «Встреча с Лесовичком» - уточнить знания детей о признаках осени с помощью мнемотаблицы; - учить классифицировать растения и животный мир леса; - упражнять детей в определении породы деревьев; - учить составлять короткие описательные рассказы; - учить образовывать логическую цепочку; - учить применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления»; -учить заучивать стихи по мнемотаблице; - расширять кругозор у детей; - пополнять словарный запас языка. Оборудование: Мнемотаблица «Осень», разрезные картинки растений и животных, картины с деревьями, мнемотаблица стихотворения, аудиозапись «Времена года», картина «Осень в лесу», макеты деревьев, схема-опора «Откуда берётся дерево».
«В гостях у бабушки и дедушки» - показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные и как он о них заботится; - придумать фантастическое животное, используя метод каталога; - формировать умение выделять главное, существенное, отделяя необходимое; - развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; - упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части; - учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, логично; - рассказать сказку «Курочка ряба» по мнемодорожке. Оборудование: фотография бабушки и дедушки; картинки с домашними животными, загадки о них; аудиозапись голосов домашних животных; мнемодорожка к сказке; плоскостное изображение «хлев».
Тема Транспорт. Профессия. «Как купить автомобиль» - закреплять названия профессий людей, управляющих различным видом транспорта, виды транспорта; - учить составлять описательные рассказы об автомобилях, используя схему-модель; - учить классифицировать транспорт; - учить разгадывать загадки по мнемодорожке; - учить конструировать фантастические машины с использованием палочек, спичек, бросового материала; - развивать коммуникативные умения и навыки: вежливое обращение продавца и покупателя, уважение к труду шофёра; - формировать словарь по теме; - активизировать использование в речи прилагательных. Оборудование: предметные разрезные картинки с изображением видов транспорта; силуэт грузовичка и делали к нему (точно такой же грузовичок, разрезанный на части); аудиозапись звуков, издаваемых транспортом и роботом; два яйца (деревянное и картонное); «Чудо-крестики» игра В. Воскобовича, элементы монгольской игры.
Тема «Зима», «Встреча с Лесовичком» - уточнить знания детей о признаках зимы с помощью мнемотаблицы; - упражнять детей в определении породы деревьев; - учить составлять короткие описательные рассказы про животных зимой; - учить образовывать логическую цепочку; - учить применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления»; - учить заучивать стихи по мнемотаблице; - расширять кругозор у детей; - пополнять словарный запас языка. Оборудование: Мнемотаблица «Зима», разрезные картинки животных, картины с деревьями и зверями, мнемотаблица стихотворения, аудиозапись «Времена года», картина «Зима в лесу», макет зимнего леса.
«Платье для Золушки» - уточнить представления детей о профессиях людей, изготовляемых одежду, об орудиях труда, нужным им для работы; - развивать сообразительность, логическое мышление; - развивать фантазию, учить модифицировать сюжет с опорой на сигнальные слова; - знакомство с загадками, составление пословицы по мнемотаблице; - учить придумывать и рисовать «великолепное» платье; - упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов; - воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим; - обогащение словаря. Оборудование: кукла Золушка, набор бальных платьев для неё, «Смехотрон», схемы-опоры, «Чудо-крестки» В. Воскобовича, схема-картинка «Новое платье», мисочка с разной крупой, буквы разных цветов.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
17
_OTJEOPMM^^nPAKTMKePEA^M3AUMU0rOC_______ продолжение табл. 7
Тема игровой образовательной ситуации Задачи и приём
«Я и мои друзья» - активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребёнка (самопознание, самовоспитание собственной личности); - учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, открыть для себя и для других непознанные раннее границы своей индивидуальности; - учить составлять распространённые предложения, составление предложений по вопросам, опорным словам; - учить составлять небольшой описательный рассказ своей внешности; - учить отгадывать мнемозагадки; - совершенствовать речь в форме диалога; - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Оборудование: зеркала на всех детей, кукла, схемы-опоры, разрезные картинки «Мойдодыр», книги «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», мнемозагадки, схема-таблица «Вредные советы».
Тема «Посуда» «Поможем Федоре» - развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; - продолжать классифицировать посуду (чайная, столовая, кухонная); - придумать фантастическую кастрюлю, используя метод фокальных объектов; - развивать логическое и образное мышление, творческое воображение, умение конструировать; - составлять описание посуд, используя схемы; - прививать любовь к добру (не проходи мимо чужой беды); - составление загадок описательного характера с использованием элементов ТРИЗа, рассматривание с детьми посуды. Оборудование: Сказка К. Чуковского «Федорино горе», схематические изображения посуды мелкого размера (индивидуально для каждого ребёнка в конверте), игра «Чудесные вещи», схема-модель описательного рассказа, разрезные картинки посуды (стаканы, чашка, блюдце, сахарница, молочник).
Тема «Животные жарких стран». «Масмело и зе-броверепаха» - закреплять знания детей о животных разных жарких стран и их детёнышей; - формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном; - придумать фантастическое животное, используя метод фокальных объектов; - развивать критичность мышления, направленную на выявление недостатков в придуманных образах, усовершенствуя их; - закрепить умение делить на слоги слова и составлять из слогов новые слова; - воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к разным животным. Оборудование: картинки «Львы», «Крокодилы», «Обезьяны» и другие, книги об Африке, рамки-вкладыши Монтессори «Животные жарких стран», карточки с частями слов, схемы-опоры про Африку, разрезные картинки с животными, игра «чудесные вещи».
Тема «Домашние и дикие животные». «Звериго-род» - закреплять материал по темам: «Дикие животные» и «Домашние животные» (классификация и дифференциация); - развивать управляемость воображения в соответствии с поставленной задачей, используя ближайшие ресурсы; - учить придумывать фантастического государство, в котором живут разные виды животных и рисовать «Географические карты» этого государства; - развивать эмоциональную сферу детей: умение сопереживать, заботиться о братьях наших меньших. Оборудование: схема-картина «Город Зверигород» со схематическими домиками, деревьями, озером, разрезные картинки с животными, аудиозапись с голосами животных.
Тема «Весна» - учить составлять короткие рассказы о временах года (весна) и птицах с использованием мне-мотаблиц, соотносить знаковые символы с образами; - группировать и классифицировать птиц, насекомых, животных; - развивать память, воображение, наблюдательность; - воспитывать доброе отношение к птицам и зверям, проявлять о них заботу; - составлять описательный рассказ по картине; - воспитывать интерес к природе. Оборудование: Мнемотаблицы «Весна», «Птицы», «Звери», мнемозагадки, разрезные картинки с птицами, насекомыми, животными, аудиозапись «Времена года», схемы-опоры, логические цепочки.
18
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
продолжение табл. 1
Тема игровой образовательной ситуации Задачи и приём
«День Рождения Незнай-киной мамы» - формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота); - закреплять умение строить различные модели из карточек: - продолжать учить выполнять задание в соответствии с алгоритмом; - учить стихам-путаницам при помощи схем-опор; - учить подбирать рифмы к словам; - составление описательных рассказов, составление моделей веществ. Оборудование: дидактические игры по теме «Фрукты», аудиозапись с ритмичной музыкой, разрезные предметные картинки, моделирующий состав веществ: твёрдого, жидкого, газообразного), книга К. Чуковского «Чудо-дерево».
«Путешествие в Подводное царство» - формирование предпосылок успешной учебной деятельности, на основе обучения детей мне-мическим приёмам; - формировать у детей дошкольного возраста установки на развитие памяти посредством последовательных упражнений, игр; - развивать познавательные процессы у детей дошкольного возраста, которые обеспечивают не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и его подготовку к обучению в школе; - формировать высокий уровень личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Оборудование: Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук; Оформление: волны, камни, рыбы и моллюски; Демонстрационный материал: «волшебная» бутылка, мнемодорожка «Сказка о золотой рыбке», сеть рыболовная, картинки на ассоциацию, пазлы «Рыбы и животные морские», сундук, схемы-опоры, раковина с жемчужиной, царевна-лягушка с подарками, рыбки-медальоны для каждого ребёнка, стаканчики с водой для проведения исследовательской работы, краситель для воды.
Результаты педагогического мониторинга психологической готовности детей к школе показали, что в результате внедрения проекта «Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники» у выпускников подготовительной группы ярко выражена личностная и интеллектуальная готовность. Дети владеют планомерным и расчленённым восприятием, элементами творческого отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым логическим запоминанием. У детей сформированы начальные умения в области учебной деятельности, в частности, умения выделять учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.
Литература
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
2. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализи-
рованных форм учебной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 3.-С.19-23.
3. Белова Е. Г., Давыдова Н. Н., Крюкова Е. М. Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС. Успехи современного естествознания.- 2011.-№ 10.- С.67-68.
4. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука.- 2010.- № 11.- С.23-32.
5. Давыдова Н. Н., Смирных О. В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование.- 2012.- № 1.- С.167-175.
6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука.- 2011.- № 8; 3.
7. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. ЛА.Головей, Е. Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2005. 688 с.
8. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.- 2012.-№ 1 (90). С.56-65.
9. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008.- № 4.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
19