Научная статья на тему 'СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ У КУРСАНТОВ'

СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ У КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / КУРСАНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фокина И.В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи между мотивацией достижения успеха и социометрическим статусом у курсантов ФСИН России. Показано, что для успешной социализации в обществе важны хорошо развитые коммуникативные навыки, которые позволяют не только строить отношения с другими людьми, но и помогают добиваться определенных результатов при выполнении какого-либо вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фокина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF ACHIEVEMENT MOTIVATION TO SUCCESS WITH SOCIOMETRIC STATUS OF STUDENTS

The article presents the results of empirical studies on the link between motivation to succeed and the sociometric status of students of the Federal penitentiary service of Russia. It is shown that for successful socialization in society, an important well-developed communication skills, which allow not only to build relationships with other people, but also help to achieve certain results when performing any kind of activity.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ У КУРСАНТОВ»

гуманитарных знаний. Казань: ЮНИВЕРСУМ, Выпуск №1(14), 2016, с.566-569

УДК 159.9

Фокина И. В., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Россия, г. Вологда СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ У КУРСАНТОВ

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи между мотивацией достижения успеха и социометрическим статусом у курсантов ФСИН России. Показано, что для успешной социализации в обществе важны хорошо развитые коммуникативные навыки, которые позволяют не только строить отношения с другими людьми, но и помогают добиваться определенных результатов при выполнении какого-либо вида деятельности.

Ключевые слова: мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, социометрический статус, социометрия, курсант.

Fokina I. V., candidate of psychological Sciences,

Russia, Vologda

THE RELATIONSHIP OF ACHIEVEMENT MOTIVATION TO SUCCESS WITH SOCIOMETRIC STATUS OF STUDENTS

The article presents the results of empirical studies on the link between motivation to succeed and the sociometric status of students of the Federal penitentiary service of Russia. It is shown that for successful socialization in society, an important well-developed communication skills, which allow not only to build relationships with other people, but also help to achieve certain results when performing any kind of activity.

Keywords: motivation, motivation success, motivation failure avoidance, sociometric status, social metrics, cadet.

Возрастание требований к уровню профессионализма молодого специалиста, особенно в Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН России), сегодня считается одной из самых важных задач. Трудностью в решении этой задачи является, на наш взгляд, социальная незрелость современной молодежи, несформированность у неё комплекса значимых личностных образований, определяющих успешность решения профессиональных вопросов в часто изменяющихся экстремальных ситуациях. Одним из таких личностных качеств будущего сотрудника службы исполнения наказаний является мотивация достижений и способность работать с людьми через умение продуктивного поведения в трудных

ситуациях.

В последнее время все больше уделяется внимания изучению мотивации достижения. Связано это с тем, что, зачастую результата добиваются те люди, которые имеют мотивацию, а не те, которые имеют знания и опыт. Например, курсант с высоким интеллектуальным развитием, не готовясь к экзамену, может сдать его хуже, чем курсант с невысокими способностями, но хорошо выучивший весь материал. Люди с высокой мотивацией достижения нацелены на поиск различных вариантов решения задачи, перенятие опыта от других, что порой требует общения с людьми и развитых коммуникативных навыков в целом. Сформированность коммуникативных навыков человека отражает такое понятие, как «социометрический статус», определяемый с помощью социометрии. Именно, этот параметр показывает, насколько люди тянутся к этому человеку, насколько им комфортно в его окружении, а, значит, и насколько они открыты для помощи ему.

Возраст курсантов является переходом личности из периода «молодости» в период «зрелости». В это время происходит приспособление человека к новой взрослой жизни, приобретение устойчивого характера и его социализация в целом. Поэтому, именно, в данном возрасте важно развивать мотивацию достижения успеха и коммуникативные навыки. На сегодняшний день тема не изучена до конца, и ее актуальность повышается с каждым годом. Опираясь на тот факт, что, имея желание и высокие коммуникативные навыки, человеку легче приспособиться к окружающей среде, мы считаем важным исследовать такие факторы, как мотивация достижения успеха и социометрический статус у курсантов. Под мотивацией достижения мы понимаем мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Она проявляется в стремлении прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую субъект считает важной и значимой. Мотивация является надежным предиктом успеваемости в вузе, а также успешности в профессиональной деятельности. Все вышесказанное привело к изучению связи мотивации достижения успеха с социометрическим статусом курсантов.

Цель исследования: выявить связь мотивации достижения успеха с социометрическим статусом у курсантов. Объект исследования: мотивация достижения успеха у курсантов. Предмет: характеристики связи мотивации достижения успеха и социометрического статуса у курсантов. Гипотеза: существует связь между уровнем мотивации достижения успеха и социометрическим статусом у курсантов. Исследование проводилось в один этап. В нем приняли участие 62 курсанта ВИПЭ ФСИН России. Первой задачей нашего исследования стало определение мотивации достижений у курсантов. Для этого мы использовали методику «Мотивация к успеху» и

«Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса.

В ходе анализа результатов первой методики выяснилось, что из 62 курсантов слишком высокий уровень мотивации достижения показали 6% (4 чел.), высокий уровень - 24% (15 чел.), средний уровень - 48% (29 чел.) и низкий уровень - 22% (14 чел.) испытуемых. Результаты исследования по второй методике показали, что слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач показали 16% (10 чел.), высокий уровень - 26% (16 чел.), средний уровень - 40% (25 чел.) и низкий уровень - 18% (11 чел.) испытуемых.

Далее с помощью социометрии Дж. Морено, по критерию «Внеучебная деятельность» мы выяснили, что социометрический статус «звезда» у 14% (9 чел.), «предпочитаемый» - 13% (8 чел.), «принятый» - 23% (14 чел.), «пренебрегаемый» - 26% (16 чел.), «отвергаемый» - 19% (12 чел.) и «изолированный» - 5% (3 чел.) испытуемых.

По критерию «Учебная деятельность» мы выяснили, что социометрический статус «звезда» у 14% (9 чел.), «предпочитаемый» - 16% (10 чел.), «принятый» - 16% (10 чел.), «пренебрегаемый» - 21% (13 чел.), «отвергаемый» - 26% (16 чел.) и «изолированный» - 7% (4 чел.) испытуемых.

Социометрический статус отражает неформальную позицию человека в коллективе, то есть количество симпатий и антипатий к нему со стороны других членов группы. В связи с тем, что межличностные отношения людей многогранны, и, если с одним человеком приятно проводить время вместе вне учебы, то это не значит, что с ним будет комфортно вести учебную или трудовую деятельность. Для выявления связей между показателями мотивации достижений и социометрического статуса, был применен коэффициент корреляции Спирмена. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа, полученных методом

ранговой корреляции Спирмена

Показатели Мотивация к избеганию неудач Мотивация достижения успеха

Социометрический статус по критерию «Внеучебная деятельность» -0,10 0,40

Социометрический статус по критерию «Учебная деятельность» -0,09 0,23

Как видно из таблицы 1, показатель «Мотивация к достижению успеха» положительно коррелирует с социометрическим статусом «Внеучебная деятельность». Это говорит о том, что чем выше уровень мотивации достижения успеха, тем выше социометрический статус у курсантов. Но надо учитывать ограничение по критериям, так как связь выявлена только по одному критерию, а именно «Внеучебная деятельность». Связь по критерию «Учебная деятельность» подтверждена не была. Это можно объяснить тем, что курсанты с высоким уровнем мотивации достижения более

нацелены на поиск вариантов решения задач, что предполагает общение с другими людьми с целью обмена знаниями и опытом, а, значит, и большим количеством знакомых, а в связи с этим и наличием развитых коммуникативных навыков. Высокий уровень мотивации к избеганию неудач не связан с социометрическим статусом у курсантов. Это можно объяснить тем, что мотивация к избеганию неудач является выработанной тактикой жизненного поведения и не имеет существенного влияния на коммуникативные навыки человека, к тому же, избегая ситуаций неуспеха, курсанты будут стараться избежать и невыгодного положения в коллективе.

Таким образом, курсанты с более высоким уровнем мотивации достижения успеха ориентированы на поиск решения поставленных перед ними задач, что говорит о готовности к общению (так как поиск решения зачастую происходит путем обмена опытом), а, значит, и наличия развитых коммуникативных навыков. В свою очередь, отсутствие связи между высоким уровнем мотивации к избеганию неудач и низким уровнем социометрического статуса у курсантов можно обосновать тем, что студенты, избегающие ситуаций неуспеха, будут и в коллективе стараться избегать неуспешного поведения, заводить дружеские и приятельские отношения, т.е. всячески повышать свой социометрический статус.

Практическая значимость данного исследования состоит в более глубоком изучении мотивационной сферы курсантов, что в дальнейшем позволит: выявлять курсантов с низким уровнем мотивации достижения и развивать ее; информировать курсантов о практической значимости мотивации достижения успеха в жизни человека; помогать курсантам в повышении их социометрического статуса путем развития мотивации достижения.

Использованные источники:

1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Академия, 2006. - 336 с.

2. Фокина И.В. Развитие коммуникативных умений студентов // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 1 (17). - С. 57-66.

3. Фокина И.В., Соколовская О.К. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе // Перспективы науки и образования - 2015. - № 3(15). - С. 126 - 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.