Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ С АККУЛЬТУРАЦИОННЫМИ ОЖИДАНИЯМИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ С АККУЛЬТУРАЦИОННЫМИ ОЖИДАНИЯМИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная зрелость / готовность педагогов / педагоги / конструктивное взаимодействие / образовательные отношения / субъекты образовательных отношений / поликуль-турная образовательная среда / школьная приверженность / дети-мигранты / emotional maturity / readiness of teachers / teachers / constructive interaction / educational re-lations / subjects of educational relations / multicultural educational environment / school commitment / mi-grant children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каримова Валентина Геннадийевна, Минюрова Светлана Алигарьевна, Валиев Равиль Азатович, Петрова Галина Михайловна

В современном мире, где число мигрантов постоянно растет, адаптация к новому со-циокультурному окружению становится все более актуальной. В данной статье рассматривается эмоциональная зрелость педагогов как важный фактор их готовности к конструктивному взаимо-действию с субъектами образовательных отношений в процессе формирования школьной привер-женности в поликультурной среде. Рассматривается структура готовности педагогов работать с детьми и родителями-мигрантами с учетом их эмоциональной зрелости. Чтобы помочь детям и их родителям-мигрантам адаптироваться к новым условиям, педагоги должны быть готовы к сотруд-ничеству и пониманию других культур с учетом индивидуальных особенностей семьи и ребенка. Го-товность, в свою очередь, может способствовать созданию дружественной и безопасной атмосферы, чтобы дети и родители чувствовали себя комфортно и могли выражать свои мысли и чувства. Важ-ными аспектами профессиональной деятельности педагогов являются эмоциональная зрелость и готовность к работе с мигрантами, а использование конкретных методов и практик помогает им эффективно сопровождать мигрантов в процессе их адаптации. Авторы обращают внимание на то, что эмоциональная зрелость является неотъемлемым элементом профессиональной компетентности педагога и способствует эффективному взаимодействию с уче-никами, их родителями и коллегами. В рамках выявления взаимосвязи компонентов эмоциональ-ной зрелости педагогов с их аккультурационными установками было проведено пилотажное иссле-дование, в котором приняли участие 25 педагогов образовательного учреждения г. Екатеринбурга. Цель исследования определила выбор теоретических (проблемный анализ первоисточников, обоб-щение, систематизация), эмпирических (тестирование) методов обработки и интерпретации ре-зультатов: методы математической статистики (критериев W-Шапиро-Уилка, r-Спирмена). Резуль-таты исследования показывают, что развитость у педагогов компонента «Рефлексивность» положи-тельно связана с высокими показателями такого компонента эмоциональной зрелости (ЭЗ), как «Эмоциональная саморегуляция». При этом высокие показатели компонента ЭЗ «Эмоциональная саморегуляция» педагогов соотносимы с высокими показателями по аккультурационной установке «Интеграция». Также развитый компонент ЭЗ «Принятие собственных эмоций» у педагогов со-пряжен с низкими показателями аккультурационной установки «Сегрегация», которая имеет пря-мую связь с установкой на «Исключение». Результаты исследования показывают, что компоненты эмоциональной зрелости педагогов взаимосвязаны с их аккультурационными ожиданиями, что может являться одним из ключевых факторов успешной работы педагогов с мигрантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каримова Валентина Геннадийевна, Минюрова Светлана Алигарьевна, Валиев Равиль Азатович, Петрова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION OF EMOTIONAL MATURITY WITH ACCULTURATION EXPECTATIONS OF A TEACHER AS A FACTOR OF READINESS TO INTERACT WITH SUBJECTS OF EDUCATIONAL RELATIONS IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

In the modern world, where the number of migrants is constantly growing, adaptation to a new socio-cultural environment is becoming increasingly important. This article discusses the emotional maturity of teachers as an important factor in their readiness for constructive interaction with the subjects of educational relations in the process of forming school commitment in a multicultural environment. The structure of readiness of teachers to work with migrant children and parents is considered, taking into ac-count their emotional maturity. To help children and their migrant parents adapt to new conditions, educa-tors must be ready to cooperate and understand other cultures, taking into account the individual characteris-tics of the family and the child. Willingness, in turn, can help create a friendly and safe environment so that children and parents feel comfortable and able to express their thoughts and feelings. Emotional maturity and readiness to work with migrants are important aspects of the professional activity of teachers, and the use of specific methods and practices helps them to effectively accompany migrants in the process of their adaptation. The authors draw attention to the fact that emotional maturity is an integral element of the teacher’s pro-fessional competence and contributes to effective interaction with students, their parents and colleagues. As part of identifying the relationship between the components of the emotional maturity of teachers and their acculturation attitudes, a pilot study was conducted, in which 25 teachers of an educational institu-tion in Ekaterinburg took part. The purpose of the study determined the choice of theoretical (problem analysis of primary sources, generalization, systematization), empirical (testing), methods for processing and interpreting results: methods of mathematical statistics (W-Shapiro-Wilk criteria, r-Spearman). The results of the study show that the development of the “Reflexivity” component among teachers is positively associated with high rates of such a component of emotional maturity as “Emotional self-regulation”. At the same time, the high indicators of the emotional maturity component “Emotional self-regulation” of teachers are com-parable with the high indicators of the acculturation setting “Integration”. Also, the developed component of the emotional maturity “Acceptance of one’s own emotions” among teachers is associated with low rates of the acculturation setting “Segregation”, which is directly related to the setting for “Exception”. The results of the study show that the components of the emotional maturity of teachers are interconnected with their accul-turation expectations, which can be one of the key factors for the successful work of teachers with migrants.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ С АККУЛЬТУРАЦИОННЫМИ ОЖИДАНИЯМИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

УДК 37.015.31:371.12

ББК Ю969 ГРНТИ 15.21.51 Код ВАК 5.3.4

Каримова Валентина Геннадийевна,

ассистент кафедры общей психологии и конфликтологии, Уральский государственный педагогический университет;

620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Минюрова Светлана Алигарьевна,

доктор психологических наук, профессор, ректор, Уральский государственный педагогический университет; 620091,

Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Валиев Равиль Азатович,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и конфликтологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Петрова Галина Михайловна,

заместитель главы Администрации Железнодорожного района, Администрация Железнодорожного района города

Екатеринбурга; 620027, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мельковская, 7; e-mail: [email protected]

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ С АККУЛЬТУРАЦИОННЫМИ ОЖИДАНИЯМИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмоциональная зрелость; готовность педагогов; педагоги; конструктивное взаимодействие; образовательные отношения; субъекты образовательных отношений; поликультурная образовательная среда; школьная приверженность; дети-мигранты

АННОТАЦИЯ. В современном мире, где число мигрантов постоянно растет, адаптация к новому социокультурному окружению становится все более актуальной. В данной статье рассматривается эмоциональная зрелость педагогов как важный фактор их готовности к конструктивному взаимодействию с субъектами образовательных отношений в процессе формирования школьной приверженности в поликультурной среде. Рассматривается структура готовности педагогов работать с детьми и родителями-мигрантами с учетом их эмоциональной зрелости. Чтобы помочь детям и их родителям-мигрантам адаптироваться к новым условиям, педагоги должны быть готовы к сотрудничеству и пониманию других культур с учетом индивидуальных особенностей семьи и ребенка. Готовность, в свою очередь, может способствовать созданию дружественной и безопасной атмосферы, чтобы дети и родители чувствовали себя комфортно и могли выражать свои мысли и чувства. Важными аспектами профессиональной деятельности педагогов являются эмоциональная зрелость и готовность к работе с мигрантами, а использование конкретных методов и практик помогает им эффективно сопровождать мигрантов в процессе их адаптации.

Авторы обращают внимание на то, что эмоциональная зрелость является неотъемлемым элементом профессиональной компетентности педагога и способствует эффективному взаимодействию с учениками, их родителями и коллегами. В рамках выявления взаимосвязи компонентов эмоциональной зрелости педагогов с их аккультурационными установками было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 25 педагогов образовательного учреждения г. Екатеринбурга. Цель исследования определила выбор теоретических (проблемный анализ первоисточников, обобщение, систематизация), эмпирических (тестирование) методов обработки и интерпретации результатов: методы математической статистики (критериев W-Шапиро-Уилка, r-Спирмена). Результаты исследования показывают, что развитость у педагогов компонента «Рефлексивность» положительно связана с высокими показателями такого компонента эмоциональной зрелости (ЭЗ), как «Эмоциональная саморегуляция». При этом высокие показатели компонента ЭЗ «Эмоциональная саморегуляция» педагогов соотносимы с высокими показателями по аккультурационной установке «Интеграция». Также развитый компонент ЭЗ «Принятие собственных эмоций» у педагогов сопряжен с низкими показателями аккультурационной установки «Сегрегация», которая имеет прямую связь с установкой на «Исключение». Результаты исследования показывают, что компоненты эмоциональной зрелости педагогов взаимосвязаны с их аккультурационными ожиданиями, что может являться одним из ключевых факторов успешной работы педагогов с мигрантами.

БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено в рамках реализации государственного задания 07300042-21-02 по теме «Научный анализ применения единой методики социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, и ее доработка», а также при поддержке университетских грантов ФГБОУ ВО «УрГПУ» 2022 года (научные проекты: «От школьного сепаратизма к приверженности: применение педагогами техники конструирования будущего ребенка для формирования у родителей-мигрантов ответственного родительства», «Филологическое образование в поликультурной среде»).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Каримова, В. Г. Связь эмоциональной зрелости с аккультурационными ожиданиями педагога как фактор готовности к взаимодействию с субъектами образовательных отношений в поликультурной среде / В. Г. Каримова, С. А. Минюрова, Р. А. Валиев, Г. М. Петрова. -Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2023. - № 4. - С. 124-133.

© Каримова В. Г., Минюрова С. А., Валиев Р. А., Петрова Г. М., 2023

Karimova Valentina Gennadijevna,

Assistant Lecturer of Department of General Psychology and Conflictology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Minyurova Svetlana Aligarevna,

Doctor of Psychology, Professor, Rector, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia Valiev Ravil' Azatovich,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Head of Department of General Psychology and Conflictology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Petrova Galina Mikhailovna,

Deputy Head of the Zheleznodorozhny District Administration, Zheleznodorozhny District Administration of Ekaterinburg, Ekaterinburg, Russia

THE CONNECTION OF EMOTIONAL MATURITY

WITH ACCULTURATION EXPECTATIONS OF A TEACHER

AS A FACTOR OF READINESS TO INTERACT WITH SUBJECTS

OF EDUCATIONAL RELATIONS IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

KEYWORDS: emotional maturity; readiness of teachers; teachers; constructive interaction; educational relations; subjects of educational relations; multicultural educational environment; school commitment; migrant children

ABSTRACT. In the modern world, where the number of migrants is constantly growing, adaptation to a new socio-cultural environment is becoming increasingly important. This article discusses the emotional maturity of teachers as an important factor in their readiness for constructive interaction with the subjects of educational relations in the process of forming school commitment in a multicultural environment. The structure of readiness of teachers to work with migrant children and parents is considered, taking into account their emotional maturity. To help children and their migrant parents adapt to new conditions, educators must be ready to cooperate and understand other cultures, taking into account the individual characteristics of the family and the child. Willingness, in turn, can help create a friendly and safe environment so that children and parents feel comfortable and able to express their thoughts and feelings. Emotional maturity and readiness to work with migrants are important aspects of the professional activity of teachers, and the use of specific methods and practices helps them to effectively accompany migrants in the process of their adaptation.

The authors draw attention to the fact that emotional maturity is an integral element of the teacher's professional competence and contributes to effective interaction with students, their parents and colleagues. As part of identifying the relationship between the components of the emotional maturity of teachers and their acculturation attitudes, a pilot study was conducted, in which 25 teachers of an educational institution in Ekaterinburg took part. The purpose of the study determined the choice of theoretical (problem analysis of primary sources, generalization, systematization), empirical (testing), methods for processing and interpreting results: methods of mathematical statistics (W-Shapiro-Wilk criteria, r-Spearman). The results of the study show that the development of the "Reflexivity" component among teachers is positively associated with high rates of such a component of emotional maturity as "Emotional self-regulation". At the same time, the high indicators of the emotional maturity component "Emotional self-regulation" of teachers are comparable with the high indicators of the acculturation setting "Integration". Also, the developed component of the emotional maturity "Acceptance of one's own emotions" among teachers is associated with low rates of the acculturation setting "Segregation", which is directly related to the setting for "Exception". The results of the study show that the components of the emotional maturity of teachers are interconnected with their acculturation expectations, which can be one of the key factors for the successful work of teachers with migrants.

ACKNOWLEDGEMENTS: the study was carried out as part of the implementation of the state task 07300042-21-02 on the topic "Scientific analysis of the use of a unified methodology of socio-psychological testing of students aimed at early detection of non-medical use of narcotic drugs and psychotropic substances, and its completion", as well as with the support of university grants of the Federal State Educational Institution of Higher Education "USPU" in 2022 (research projects: "From school separatism to commitment: the use by teachers of the technique of designing a future child for the formation of responsible parenting among migrant parents", "Philological education in a multicultural environment").

FOR CITATION: Karimova, V. G., Minyurova, S. A., Valiev, R. A., Petrova, G. M. (2023). The Connection of Emotional Maturity with Acculturation Expectations of a Teacher as a Factor of Readiness to Interact with Subjects of Educational Relations in a Multicultural Environment. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 124-133.

Проблема исследования. Социальное пространство регионов РФ под воздействием миграционных процессов сталкивается с противоречиями, которые обусловлены культурными различиями мигрантов и принимающего общества. Одной из актуальных проблем педагогической

теории и практики становится проблема социокультурной адаптации и интеграции как детей и родителей - приезжающих мигрантов, так и детей и родителей, проживающих в России, к поликультурной среде школы. Это связано с тем, что миграция изменяет ситуацию в образовательной сфере: растет

количество детей мигрантов, подлежащих обучению. В связи с этим в рамках государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» одной из целей выступают гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и укрепление толерантности на территории Свердловской области. Важным аспектом взаимной адаптации и интеграции всех субъектов образовательных отношений в поликультурную среду школы министр просвещения РФ С. С. Кравцов выделяет адаптацию именно детей, через которую, по его мнению, будет также происходить и адаптация их родителей. В таком случае школа выступает естественным адаптационным механизмом для всех участников поликультурной среды. При этом у некоторых родителей, как мигрантов, так и российских, наблюдается тенденция к стремлению сохранить культурную идентичность посредством существования в замкнутых этнических группах, не учитывающих норм, правил, обычаев и традиций поликультурной среды, веками складывающейся и существовавшей в российском обществе и государстве. Проявление данной тенденции у родителей относительно школьного обучения собственных детей обозначается нами как тенденция к проявлению школьного сепаратизма. Данная тенденция у родителей-мигрантов может быть связана с желанием взять на себя ответственность за проявление заботы о будущем своего ребенка. Родители-мигранты могут ощущать неуверенность в новой среде, не знать языка и культуры страны, в которой они живут, и поэтому стремятся контролировать все аспекты жизни своего ребенка, в том числе и его образование [1]. Однако, несмотря на понятные мотивы родителей-мигрантов, тенденция к проявлению школьного сепаратизма может иметь негативные последствия для ребенка. Контролирующее поведение родителей может привести к тому, что ребенок не будет уметь самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями, а также не будет интегрироваться в новую среду. Поэтому важно, чтобы родители-мигранты находили баланс между контролем и поддержкой своего ребенка в школе [8]. Им важно сформировать доверие к школе и учителям, которые могут помочь ребенку интегрироваться в новую среду и обеспечить ему качественное образование. В то же время родители должны оставаться в курсе того, что происходит в жизни и обучении своего ребенка, чтобы поддерживать его и помогать ему справляться с трудностями. Такой подход поможет ребенку инте-

грироваться в новую среду и развиваться самостоятельно, а также укрепит отношения между родителями и ребенком. Кроме того, такой подход поможет родителям-мигрантам чувствовать себя более уверенно в новой среде и лучше интегрироваться в общество [7]. Соответственно, встает вопрос о необходимости изменения поведенческой стратегии родителей от школьного сепаратизма к их приверженности посредством формирования у педагогов готовности к взаимодействию с родителями в сложных ситуациях, когда есть необходимость общего понимания и взятия на себя ответственности за проявление заботы о ребенке, исходя из конструирования его будущего [5].

Анализ исследований и публикаций. Важным аспектом в рамках проводимого нами исследования выступает задача, связанная с определением готовности самих педагогов вступать во взаимодействие как с родителями-мигрантами, так и с детьми-мигрантами, потому что именно готовность педагогов к конструктивному взаимодействию может обеспечить успешность выполнения профессиональной деятельности и выступить фактором, способствующим или сдерживающим формирование у детей и их родителей стремления к взаимной интеграции в поликультурной среде. Готовность педагогов вступать в конструктивные взаимодействия во многом может определяться как культурными, так и индивидуальными особенностями педагогов [3]. Значимыми с точки зрения влияния на формирование данной готовности могут являться аккультурационные ожидания педагогов как части принимающего населения относительно того, как должны вести себя мигранты в принимающем сообществе в целом. Для изучения аккультурационных ожиданий педагогов в поликультурной среде используются теории межкультурной коммуникации и межкультурного обучения [12]. Согласно этим теориям, аккультурационные ожидания представляют собой совокупность представлений и ожиданий, которые педагог имеет относительно поведения, установок, ценностей и норм субъектов образовательных отношений из других культур. В исследовании Дж. Ульбрихт, Шахнер, Чивитилло и Ноак [19] рассматривалась аккультурация учителей в школах с культурным разнообразием и было выявлено, что ожидания педагогов могут быть основаны на стереотипах и предубеждениях, а также на положительных и отрицательных опытах взаимодействия с представителями других культур. Исходя из данного исследования, можно предположить, что аккультурационные ожидания педагогов оказывают влияние на их готовность и способность эффек-

тивно взаимодействовать с субъектами образовательных отношений в поликультурной среде.

Также одним из ключевых понятий, связанных с готовностью педагогов к конструктивному взаимодействию с субъектами образовательных отношений, является эмоциональная зрелость. Эмоциональная зрелость педагогов позволяет им эффективно взаимодействовать с учениками и родителями, понимать их потребности и интересы, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать условия для их развития. Основой для изучения эмоциональной зрелости педагогов является концепция эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности, разработанная П. Саловеем и другими исследователями [2]. Эта концепция предполагает, что эмоциональная зрелость включает в себя способность идентифицировать, управлять и выражать свои эмоции, эмпатию к другим людям и умение эффективно взаимодействовать с ними. Исследования показали, что эмоционально зрелые педагоги имеют более положительные и уважительные отношения к разнообразию культур и способны успешно взаимодействовать с учащимися и их семьями различной национальности и языка [15; 16; 18]. Изучение эмоциональной зрелости педагогов в контексте образовательного процесса стало предметом научного исследования, в рамках которого было выявлено, что эмоциональная зрелость является одним из факторов для эффективного взаимодействия педагогов с учениками, родителями и коллегами. Исследования, направленные на развитие компонента эмоциональной зрелости «эмоциональная саморегуляция», показывают, что педагоги, которые могут контролировать свои эмоции в стрессовых ситуациях, более успешны в управлении классом и взаимодействии с учениками [10; 17]. Педагоги, которые могут эффективно регулировать свои эмоции, обычно лучше справляются с конфликтами и могут адаптироваться к изменениям в образовательном процессе. Важным аспектом эмоциональной зрелости является также способность к эмпатии и пониманию эмоциональных потребностей других людей. Исследования показывают, что педагоги, которые могут эффективно понимать эмоциональные потребности учеников, могут лучше удовлетворять эти потребности и создавать благоприятную образовательную среду [13; 14]. Кроме того, педагоги, которые проявляют эмпатию, могут лучше понимать потребности родителей и эффективнее взаимодействовать с ними. Таким образом, эмоциональная зрелость педагогов может являться фактором формирова-

ния благоприятной образовательной среды и повышения мотивации учеников к обучению в поликультурной среде. В связи с этим в нашем исследовании ставится вопрос о связи аккультурационных установок личности педагогов с эмоциональной зрелостью как фактором готовности педагогов к взаимодействию с субъектами образовательных отношений.

Цель исследования - выявить связь аккультурационных установок с эмоциональной зрелостью педагогов как фактором готовности вступать в конструктивные взаимодействия с обучающимися и их родителями как необходимую предпосылку для развития школьной приверженности в поликультурной среде.

Методы исследования. Для выявления уровня эмоциональной зрелости педагогов нами была использована методика диагностики эмоциональной зрелости личности (О. С. Кочарян, М. А. Пивень), предназначенная для выявления развитости структурных компонентов эмоциональной зрелости личности (до 18 лет). В связи с этим для диагностики педагогов (возраст от 24 лет) методика была модифицирована: проводилось изменение тех вопросов, которые указывали на статус респондента (например, вопрос методики «Я очень эмоциональный человек и во время общения с одногруппниками активно жестикулирую» был переформулирован в вопрос «Я очень эмоциональный человек и во время общения с коллегами активно жестикулирую» для того, чтобы устранить возможные искажения, связанные со статусом респондента).

Для выявления аккультурационных установок представителей принимающего населения относительно того, как должны, с их точки зрения, вести себя мигранты в принимающем сообществе, использовалась адаптированная и модифицированная версия опросника аккультурационных ожиданий Д. Берри [6].

Для проведения диагностики использовались Яндекс Forms. Математическая обработка данных была проведена при помощи критериев W-Шапиро-Уилка для определения нормальности распределения, r-Спирмена для выявления корреляционных связей между переменными, с использованием программы STATISTICA 10.0. Достоверность полученных результатов - не ниже 10% уровня значимости.

Выборка исследования. Для рассмотрения связи между эмоциональной зрелостью педагога и его аккультурацион-ными ожиданиями как фактором готовности к взаимодействию с субъектами образовательных отношений в поликультурной среде нами было проведено пилотажное ис-

следование. В исследовании приняли участие 25 педагогов одного из образовательных учреждений г. Екатеринбурга - 4 (16%) мужского пола и 21 (84%) женского пола. Возраст испытуемых - от 24 до 67 лет (среднее значение - 39,7, стандартное отклонение - 12,6).

Результаты и их обсуждение. Проверка полученных данных по критерию '-Шапиро-Уилка показала, что данные не поддаются нормальному распределению. В связи с этим в дальнейшем нами использовались непараметрические методы мате-матико-статистического анализа данных.

В таблице 1 приведены взаимосвязи между шкалами внутри каждой методики. Можно отметить, что аккультурационное ожидание «Исключение» коррелирует со всеми шкалами методики: со шкалой «Интеграция» -обратная корреляция, со шкалами «Ассимиляция» и «Сегрегация» - прямые связи. Наиболее сильная связь представлена между шкалами «Исключение» и «Сегрегация». По методике «Эмоциональная зрелость» обнаружены связи между «Рефлексией» и такими переменными, как «Эмпатия» и «Эмоциональная саморегуляция».

Таблица 1

Интеркорреляции переменных по методикам «Эмоциональная зрелость» и «Аккультурационные ожидания» (п = 25)

Переменные по методикам «Эмоциональная зрелость» и «Аккультурационные ожидания» критерий г-Спирмена Уровень значимости, р

Интеграция Исключение -0,48 0,02

Ассимиляция Исключение 0,52 0,01

Сегрегация Исключение 0,61 0,001

Рефлексия Эмоциональная регуляция 0,42 0,03

Рефлексия Эмпатия 0,45 0,02

Корреляционный анализ между шкалами эмоциональной зрелости и шкалами ак-культурационных ожиданий выделил следующие значимые связи (табл. 2): прямая средняя связь между такими показателями, как «Интеграция» и «Эмпатия» (г = 0,50 при р = 0,01); умеренная прямая связь между по-

казателями «Интеграция» и «Эмоциональная саморегуляция» (г = 0,45 при р = 0,02), а также между шкалами «Ассимиляция» и «Эмпатия» (г = 0,42 при р = 0,04); умеренная обратная связь между показателями «Сегрегация» и «Принятие собственных эмоций» (г = -0,45 при р = 0,02).

Таблица 2

Связь по критерию г-Спирмена компонентов эмоциональной зрелости с аккультурационными ожиданиями педагогов (п = 25)

Компоненты эмоциональной зрелости Аккультурационные ожидания по Берри

Интеграция Ассимиляция Сегрегация Исключение

Рефлексия 0,30 0,04 -0,12 -0,27

Эмоциональная саморегуляция 0,45 0,04 -0,23 -0,32

Эмпатия 0,50 0,42 -0,15 -0,19

Эмоциональная экспрессивность 0,13 0,11 -0,24 0,03

Принятие эмоций -0,09 0,00 -0,45 -0,20

Анализ интеркорреляционных и корреляционных связей переменных по двум методикам методом корреляционных плеяд (рис.) показал, что развитость у педагогов понимания и осознания своих эмоций и причин их возникновения (компонент «Рефлексивность») положительно связана с высокими показателями по управлению собственными эмоциями (компонент «Эмоциональная саморегуляции»). При этом высокие показатели по данному компоненту у педагогов соотносимы с высокими показателями по такому аккультураци-онному ожиданию, как «Интеграция», которое предполагает, что они дают возможность сохранять мигрантам свою идентич-

ность и культуру и при этом стремятся, чтобы дети-мигранты включались в жизнь принимающего сообщества. Это, в свою очередь, соотносимо с показателями по противоположному ожиданию «Интеграции» - ожиданию «Исключение», когда педагоги не желают включать детей-мигрантов в жизнь собственного сообщества, стремясь исключить их из повседневной социальной жизни [9]. Развитый компонент эмоциональной зрелости «Принятие собственных эмоций» у педагогов, сопряжен с низкими показателями по такому аккультурационному ожиданию, как «Сегрегация», и имеет прямую связь с ожиданием «Исключение» (рис.).

Рис. Корреляционные плеяды связей переменных методики

«Диагностика эмоциональной зрелости личности» и опросника аккультурационных ожиданий Д. Берри

Связи компонента эмоциональной зрелости «Эмпатия» с аккультурационными ожиданиями «Интеграция» и «Ассимиляция» в данной выборке педагогов являются не такими однозначными, как у других компонентов эмоциональной зрелости. В отличие от «Эмоциональной саморегуляции» и «Принятия собственных эмоций» «Эмпатия» опосредовано связана с ожиданием «Исключение» как через положительные, так и через отрицательные связи,

т. е. развитая «Эмпатия» может соответствовать как высоким показателям «Исключения», так и низким. Мы предположили, что это может быть связано с тем, как участники исследования отвечали на конкретные вопросы по шкале «Эмпатия». Для проверки данного предположения вопросы по «Эмпатии» с помощью корреляционного анализа были сопоставлены с данными респондентов по вопросам «Интеграции» и «Ассимиляции» (табл. 3, 4).

Таблица 3

Значимые корреляционные связи между вопросами, выявляющими «Эмпатию», и вопросами, выявляющими направленность личности на аккультурационное ожидание «Интеграция» (п = 25)

Вопросы по компоненту эмоциональной зрелости «Эмпатия» Вопросы по аккультурационному ожиданию «Интеграция» Критерий г-Спирмена Уровень значимости, р

31. Когда ко мне приходит брат (сестра) поделиться своими проблемами, я стараюсь сразу найти решение, а не выслушать его (ее) 11. Мигрантам следует участвовать в тех видах деятельности, где участвуют и россияне, и представители их этнической групп -0,50 0,01

49. Во время разговора с партнером я стараюсь мысленно поставить себя на его место 16. Лучше всего, если мигранты будут жить среди русских, соблюдая нормы поведения, принятые в русской культуре, но при этом сохраняя нормы поведения, принятые и в их культуре 0,40 0,05

16. Я не принимаю близко к сердцу переживания малознакомых людей 23. Лучше всего, если мигранты будут учить своих детей в общеобразовательных школах в поликультурных классах, в которых учатся как русские, так и дети-мигранты -0,42 0,04

49. Во время разговора с партнером я стараюсь мысленно поставить себя на его место 23. Лучше всего, если мигранты будут учить своих детей в общеобразовательных школах в поликультурных классах, в которых учатся как русские, так и дети-мигранты 0,51 0,009

Анализ вопросов по «Эмпатии», значимо связанных с вопросами по «Интеграции», показывает, что это вопросы, включающие в себя проявление понимания и

сопереживания как к близким людям (вопрос № 31 в таблице 3), так и к людям малознакомым (вопрос № 16 в таблице 3), что говорит о проявлении этого компонента не

как ситуативного, а как личностного образования. При этом анализ вопросов по «Эмпатии», имеющих значимую связь с вопросами по «Ассимиляции», показывает (табл. 4), что эти вопросы имеют внутреннюю структуру, направленную на выявление понимания и сопереживания к близким людям (вопросы № 34 и 44) и к окружающим людям (вопросы № 8 и 49). Такое про-

явление эмпатии относительно представителей другой этнической группы у личности предполагает первичное взаимное идентификационное соотнесение с какой-либо социальной или иной сущностью для возможности адаптировать другого под те условия, которые являются для личности знакомыми, удобными и значимыми (идентификация по типу «мы с тобой одной крови»).

Таблица 4

Значимые корреляционные связи между вопросами, выявляющими «Эмпатию», и вопросами, выявляющими направленность личности на аккультурационное ожидание «Ассимиляция» (п = 25)

Компоненты эмоциональной зрелости Аккультурационное ожидание «Ассимиляция» Критерий г-Спирмена Уровень значимости, р

8. Я очень чувствителен к переживаниям окружающих 8. Мигрантам важнее владеть в совершенстве русским языком, чем родным 0,42 0,04

34. Когда я общаюсь с близким человеком, то всегда стремлюсь «увидеть мир его глазами» 8. Мигрантам важнее владеть в совершенстве русским языком, чем родным 0,44 0,03

44. К переживаниям малознакомых людей я отношусь равнодушно - я не могу представить себе состояние собеседника 8. Мигрантам важнее владеть в совершенстве русским языком, чем родным -0,49 0,01

49. Во время разговора с партнером я стараюсь мысленно поставить себя на его место 17. Мигрантам следует здесь жить среди русских в соответствии с нормами поведения русской культуры, а не в этнических районах 0,41 0,04

Выводы. Как отмечает А. Н. Татарко, изучению аккультурационных стратегий мигрантов посвящено множество исследований, а изучению аккультурационных ожиданий принимающего населения, в том числе педагогов, уделяется внимания гораздо меньше [9]. В связи с этим важным аспектом в изучении формирования у родителей стратегии школьной приверженности становится вопрос, связанный не только с операциональным аспектом, касающимся конкретных умений и навыков выстраивания конструктивного взаимодействия, но и с изучением их готовности к такому взаимодействию. Одним из факторов, определяющих развитость такой готовности, выступает эмоциональная зрелость личности, которая, с одной стороны, определяет конкретные установки, умения и стратегии поведения педагогов, например установление долгосрочных и глубоких отношений с людьми, поддержание внутренней мотивации и осмысление собственной деятельности [4], а с другой стороны, связана с акку-льтурационными ожиданиями педагогов.

Развитость у педагогов понимания и осознания своих эмоций и причин их возникновения (компонент «Рефлексивность») положительно связана с высокими показателями по управлению собственными эмоциями (компонент «Эмоциональная саморегуляция»). Это означает, что педагоги, которые хорошо понимают свои эмоции и

могут эффективно управлять ими, проявляют большую способность к рефлексии и осознанию своих эмоций. Также высокие показатели по компоненту «Эмоциональная саморегуляция» у педагогов соотносятся с высокими показателями по аккультураци-онному ожиданию «Интеграция», что может свидетельствовать о том, что эти педагоги стремятся сохранить свою идентичность и культуру, одновременно помогая детям-мигрантам и их родителям интегрироваться в принимающее сообщество. При этом низкие показатели по компоненту эмоциональной зрелости «Принятие собственных эмоций» связаны с высокими показателями по аккультурационному ожиданию «Сегрегация», что может указывать на то, что педагоги, которые имеют сложности в принятии своих эмоций, могут проявлять тенденцию к сепарации и несбалансированному отношению к детям и родителям-мигрантам. И, наконец, связь высоких показателей по аккультурационному ожиданию «Интеграция» с высокими показателями компонента эмоциональной зрелости «Эмпатия» может говорить о том, что педагоги, которые стремятся интегрировать детей-мигрантов в свою социальную среду, имеют развитую способность понимать эмоциональное состояние окружающих и факторы их поведения, а также эмоционально откликаться на их переживание. При этом компонент «Эмпатия» находится

в прямой связи с аккультурационным ожиданием «Ассимиляция», в рамках которого, по Д. Берри, принимающее население полагает, что мигранты не должны поддерживать свою этническую идентичность, а должны стремиться усваивать культуру принимающей этнической группы, что может говорить о специфике эмпатии как способности в большей степени сопереживать представителям «своей» нежели «чужой» группы [11]. Таким образом, анализ полученных данных подтверждает взаимосвязь

между эмоциональной зрелостью педагога и его аккультурационными ожиданиями. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут использоваться при разработке практических рекомендаций для подготовки и сопровождения педагогов, работающих в поликультурной образовательной среде, что, в свою очередь, может способствовать улучшению качества образования и гармоничному развитию детей из различных культурных сред.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Александров, Д. А. Дети и родители--мигранты во взаимодействии с российской школой / Д. А. Александров, В. В. Баранова, В. А. Иванюшина. - Текст : электронный // Вопросы образования. -2012. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-roditeli-migranty-vo-vzaimodeystvii-s-rossiyskoy-shkoloy (дата обращения: 01.08.2023).

2. Илюхина, А. С. Эмоциональный интеллект как составляющая профессиональной компетентности эффективного учителя / А. С. Илюхина. - Текст : непосредственный // Инновации в отраслях народного хозяйства как фактор решения социально-экономических проблем современности : сборник докладов и материалов XI Международной научно-практической конференции, Москва, 27-28 мая 2021 года. -Москва : Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования», 2021. - С. 74-81. - EDN DQWOSW.

3. Кожанова, Т. М. Готовность будущих педагогов к взаимодействию с родителями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями / Т. М. Кожанова, И. В. Кожанов, М. Х. Эргашева. -Текст : непосредственный // Современное высшее образование в условиях многополярного мира : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 14 декабря 2022 года. - Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

2022. - С. 232-236. - EDN MNTUQH.

4. Кочарян, А. С. Особенности суверенности психологического пространства у лиц с разным уровнем эмоциональной зрелости / А. С. Кочарян, А. А. Макаренко, Чжао Синь. - Текст : электронный // ПНиО. -

2016. - № 1 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-suverennosti-psihologicheskogo-prostranstva-u-lits-s-raznym-urovnem-emotsionalnoy-zrelosti (дата обращения: 01.08.2023).

5. Лазарев, А. В. Формирование готовности субъектов образовательного процесса к конструктивному взаимодействию / А. В. Лазарев, Л. А. Колыванова. - Текст : непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. -

2023. - Т. 25, № 90. - С. 17-23. - DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-90-17-23. - EDN LBONXE.

6. Лепшокова, З. Х. Адаптация и модификация методики аккультурационных ожиданий Джона Бери / З. Х. Лепшокова, А. Н. Татарко. - Текст : непосредственный // Социальная психология и общество. -

2017. - Т. 8, № 3. - С. 125-146.

7. Мохова, Л. А. Технология социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в поликультурной и полиэтнической среде / Л. А. Мохова, Т. А. Спирина. - Текст : электронный // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialno-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-migrantov-v-polikulturnoy-i-polietnicheskoy-srede (дата обращения: 01.08.2023).

8. Суровцова, Е. И. О взаимодействии школы с семьей мигрантов / Е. И. Суровцова. - Текст : электронный // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 17. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-vzaimodeystvii-shkoly-s-semiey-migrantov (дата обращения: 01.08.2023).

9. Татарко, А. Н. Взаимосвязь доверия и аккультурационных ожиданий принимающего населения / А. Н. Татарко, Г. Я. Родионов. - Текст : электронный // Психология. Журнал ВШЭ. - 2017. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-doveriya-i-akkulturatsionnyh-ozhidaniy-prinimayuschego-naseleniya (дата обращения: 01.08.2023).

10. Царев, С. А. Формирование готовности студентов к конструктивному взаимодействию: ресурсы здоровье созидания / С. А. Царев. - Текст : электронный // Russian Journal of Education and Psychology. -2014. - № 12 (44). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-studentov-k-konstruktivnomu-vzaimodeystviyu-resursy-zdoroviesozidaniya (дата обращения: 01.08.2023).

11. Vachon, D. D. The (non)relation between empathy and aggression: surprising results from a metaanalysis / D. D. Vachon, D. R. Lynam, J. A. Johnson. - Text : immediate // Psychol Bull. - 2014 May. - Vol. 140 (3). - P. 751-773. - DOI: 10.1037/a0035236. - Epub 2013 Dec 23. - PMID: 24364745.

12. Gudykunst, W. B. Theorizing about Intercultural Communication / W. B. Gudykunst. - Thousand Oaks, CA : Sage, 2005. - 480 p. - Text : immediate.

13. Gullotta, T. P. After school programming and social and emotional learning / T. P. Gullotta. - Text : immediate // Handbook of social and emotional learning: Research and practice / ed. by J. A. Durlak, C. E. Domitrovich, R. P. Weissberg, T. P. Gullotta. - New York : Guilford, 2015. - P. 260-266.

14. Jones, S. M. Educators' social and emotional skills vital to learning / S. M. Jones, S. M. Bouffard, R. Weissbourd. - Text : immediate // Phi. Delta Kappan. - 2013. - Vol. 94. - P. 62-65.

15. Kumar, R. A. Emotional Maturity: A Study of Secondary School Teachers / R. A. Kumar, K. Kumar. -Text : immediate // Educational Quest: An Int. J. of Education and Applied Social Science. - 2017. - No. 8 (2). -P. 547-548. - DOI: 10.5958/2230-7311.2017.00102.7.

16. Rahim, A. Emotional Maturity of Secondary School Teachers / A. Rahim. - Text : immediate // Relation to Their Academic Qualification and Social Status. - 2023. - No. 9. - P. 17-20.

17. Reyes, M. R. Classroom emotional climate, student engagement, and academic achievement / M. R. Reyes, M. A. Brackett, S. E. Rivers et al. - Text : immediate // Journal of Educational Psychology. - 2012. -Vol. 104 (3). - P. 700-712. - https://doi.org/10.1037/A0027268.

18. Schonert-Reichl, K. A. Social and emotional learning and pre-service teacher education / K. A. Schonert-Reichl, J. L. Hanson-Peterson, S. Hymel. - Text : immediate // Handbook of social and emotional learning: Research and practice / ed. by J. A. Durlak, C. E. Domitrovich, R. P. Weissberg, T. P. Gullotta. - New York : Guilford, 2015. - P. 406-421.

19. Ulbricht, J. Teachers' acculturation in culturally diverse schools - How is the perceived diversity climate linked to intercultural self-efficacy? / J. Ulbricht, M. K. Schachner, S. Civitillo, P. Noack. - Text : immediate // Front Psychol. - 2022 Oct. 21. - Vol. 13. - Art. 953068. - DOI: 10.3389/fpsyg.2022.953068. - PMID: 36337492. - PMCID: PMC9634156.

REFERENCES

1. Aleksandrov, D. A., Baranova, V. V., Ivanyushina, V. A. (2012). Deti i roditeli-migranty vo vzaimodeistvii s rossiiskoi shkoloi [Migrant Children and Parents in Interaction with the Russian School]. In Voprosy obrazovaniya. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-roditeli-migranty-vo-vzaimodeystvii-s-rossiyskoy-shkoloy (mode of access: 01.08.2023).

2. Ilyukhina, A. S. (2021). Emotsional'nyi intellekt kak sostavlyayushchaya professional'noi kompetentnosti effektivnogo uchitelya [Emotional Intelligence as a Component of the Professional Competence of an Effective Teacher]. In Innovatsii v otraslyakh narodnogo khozyaistva kak faktor resheniya sotsial'no-ekonomicheskikh problem sovremennosti: sbornik dokladov i materialov XI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 27-28 maya 2021 goda. Moscow, Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya vysshego obrazovaniya «Institut nepreryvnogo obrazovaniya», pp. 74-81. EDN DQWOSW.

3. Kozhanova, T. M., Kozhanov, I. V., Ergasheva, M. Kh. (2022). Gotovnost' budushchikh pedagogov k vzai-modeistviyu s roditelyami, imeyushchimi detei s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [Willingness of Future Teachers to Interact with Parents Who Have Children with Special Educational Needs]. In Sovremennoe vysshee obrazovanie v usloviyakh mnogopolyarnogo mira: sbornik statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Cheboksary, 14 dekabrya 2022 goda. Cheboksary, Chuvashskii gosudar-stvennyi pedagogicheskii universitet im. I. Ya. Yakovleva, pp. 232-236. EDN MNTUQH.

4. Kocharyan, A. S., Makarenko, A. A., Zhao Xin. (2016). Osobennosti suverennosti psikhologicheskogo pros-transtva u lits s raznym urovnem emotsional'noi zrelosti [Features of the Sovereignty of the Psychological Space in Individuals with Different Levels of Emotional Maturity]. In PNiO. No. 1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-suverennosti-psihologicheskogo-prostranstva-u-lits-s-raznym-urovnem-emotsionalnoy-zrelosti (mode of access: 01.08.2023).

5. Lazarev, A. V., Kolyvanova, L. A. (2023). Formirovanie gotovnosti sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa k konstruktivnomu vzaimodeistviyu [Formation of the Readiness of the Subjects of the Educational Process for Constructive Interaction]. In Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. Vol. 25. No. 90, pp. 17-23. DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-9017-23. EDN LBONXE.

6. Lepshokova, Z. Kh., Tatarko, A. N. (2017). Adaptatsiya i modifikatsiya metodiki akkul'turatsionnykh ozhidanii Dzhona Beri [Adaptation and Modification of John Bury's Method of Acculturative Expectations]. In Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. Vol. 8. No. 3, pp. 125-146.

7. Mokhova, L. A., Spirina, T. A. (2016). Tekhnologiya sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detei-migrantov v polikul'turnoi i polietnicheskoi srede [Technology of Social and Pedagogical Support of Migrant Children in a Multicultural and Multiethnic Environment]. In Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialno-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-migrantov-v-polikulturnoy-i-polietnicheskoy-srede (mod of access: 01.08.2023).

8. Surovtsova, E. I. (2014). O vzaimodeistvii shkoly s sem'ei migrantov [On the Interaction of the School with Migrant Families]. In Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. No. 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/o-vzaimodeystvii-shkoly-s-semiey-migrantov (mode of access: 01.08.2023).

9. Tatarko, A. N., Rodionov, G. Ya. Vzaimosvyaz' doveriya i akkul'turatsionnykh ozhidanii prinimayushchego naseleniya [Relationship of Trust and Acculturation Expectations of the Host Population]. In Psikhologiya. Zhur-nal VShE. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-doveriya-i-akkulturatsionnyh-ozhidaniy-prinimayuschego-naseleniya (mode of access: 01.08.2023).

10. Tsarev, S. A. (2014). Formirovanie gotovnosti studentov k konstruktivnomu vzaimodeistviyu: resursy zdorov'e sozidaniya [Formation of Students' Readiness for Constructive Interaction: Resources for Healthy Creation]. In Russian Journal of Education and Psychology. No. 12 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/formirovanie-gotovnosti-studentov-k-konstruktivnomu-vzaimodeystviyu-resursy-zdoroviesozidaniya (mode of access: 01.08.2023).

11. Vachon, D. D., Lynam, D. R., Johnson, J. A. (2014). The (Non)relation between Empathy and Aggression: Surprising Results from a Meta-analysis. In Psychol Bull. Vol. 140 (3), pp. 751-773. DOI: 10.1037^0035236. Epub 2013 Dec 23. PMID: 24364745.

12. Gudykunst, W. B. (2005). Theorizing about Intercultural Communication. Thousand Oaks, CA, Sage. 480 p.

13. Gullotta, T. P. (2015). After School Programming and Social and Emotional Learning. In Durlak, J. A., Domitrovich, C. E., Weissberg, R. P., Gullotta, T. P. (Eds.). Handbook of social and emotional learning: Research and practice. New York, Guilford, pp. 260-266.

14. Jones, S. M., Bouffard, S. M., Weissbourd, R. (2013). Educators' Social and Emotional Skills Vital to Learning. In Phi. Delta Kappan. Vol. 94, pp. 62-65.

15. Kumar, R. A., Kumar, K. (2017). Emotional Maturity: A Study of Secondary School Teachers. In Educational Quest: An Int. J. of Education and Applied Social Science. No. 8 (2), pp. 547-548. DOI: 10.5958/22307311.2017.00102.7.

16. Rahim, A. (2023). Emotional Maturity of Secondary School Teachers. In Relation to Their Academic Qualification and Social Status. No. 9, pp. 17-20.

17. Reyes, M. R., Brackett, M. A., Rivers, S. E. et al. (2012). Classroom Emotional Climate, Student Engagement, and Academic Achievement. In Journal of Educational Psychology. Vol. 104 (3), pp. 700-712. https://doi.org/10.1037/A0027268.

18. Schonert-Reichl, K. A., Hanson-Peterson, J. L., Hymel, S. (2015). Social and Emotional Learning and Pre-service Teacher Education. In Durlak, J. A., Domitrovich, C. E., Weissberg, R. P., Gullotta, T. P. (Eds.). Handbook of social and emotional learning: Research and practice. New York, Guilford, pp. 406-421.

19. Ulbricht, J., Schachner, M. K., Civitillo, S., Noack, P. (2022). Teachers' Acculturation in Culturally Diverse Schools - How is the Perceived Diversity Climate Linked to Intercultural Self-Efficacy? In Front Psychol. Vol. 13. Art. 953068. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.953068. PMID: 36337492. PMCID: PMC9634156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.