Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 371.12+37.015.3+159.92
Эмоциональное выгорание педагогов в условиях модернизации образовательной среды
М. М. Мишина
https://orcid.org/0000-0001-9348-7804 mi shinamm@yandex .ru
К. А. Воробьева
https://orcid.org/0000-0002-9244-9336 [email protected]
Emotional burnout of teachers in the context of modernization of educational environment
M. M. Mishina K. A. Vorobyeva
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Профессиональная деятельность педагога в условиях модернизации образовательной среды независимо от разновидности исполняемой работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь детей, поэтому педагоги часто подвержены эмоциональному выгоранию.
Цель исследования заключается в выявлении специфики особенностей эмоционального выгорания и личностных особенностей у специалистов в сфере дошкольного и школьного образования, дефектологов и специалистов по работе с детьми.
Методология (материалы и методы). В процессе психологического исследования эмоционального выгорания у педагогов, был применен теоретический метод научно-категориального анализа современной психолого-педагогической литературы и метод тестирования с использованием надежных и валидных методик.
Результаты. Обобщение результатов определило теоретическую новизну (выявлена структура профессиональной деятельности, включающая связанные между собой показатели мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов). Практическая новизна заключается в выявлении значимого различия в показателях мотивационного компонента профессиональной деятельности педагогов: для специалистов по работе с детьми главным мотивом является интерес; педагоги школьного образования для получения удовлетворения от работы должны иметь достойное вознаграждение и конкретные награды за выполнение профессиональных обязанностей; специалисты, работающие с детьми также нуждаются в вознаграждении за работу, при этом администрация образовательного учреждения должна предоставлять им комфортные условия для успешной профессиональной деятельности. Педагоги дошкольного образования считают первостепенным в работе с детьми возможность проявлять креативность, придумывать что-то новое оригиналь-
ное. Все категории педагогов для удержания высокого уровня профессиональной мотивации нуждаются в структурировании работы (четком понимании своего функционала), признании, ощущении своей власти и влияния, разнообразии (возможности смены видов деятельности).
В соответствии с новыми вызовами времени (например, в условиях пандемии) предложены психологические рекомендации для администрации образовательных учреждений по повышению мотивации профессиональной деятельности у педагогов, заключающиеся в том, чтобы в структуру курсов повышения квалификации были включены занятия по обучению педагогов навыкам саморегуляции эмоциональных состояний и стрессоустойчивости. Кроме того, с целью повышения личной профессиональной компетентности педагогов необходимо обучать стратегиям эффективного совла-дающего поведения в условиях сложной ситуации, вызывающей страх и тревогу. Поэтому важен обмен опытом и профессиональные су-первизии.
Abstract
The problem of research and justification of its relevance. The professional activity of a teacher in the context of modernization of the educational environment, regardless of the type of work performed, belongs to a group of professions with increased moral responsibility for the health and life of children, therefore they are often subject to emotional burnout.
The goal of research is to identify the specifics of the features of emotional burnout and personality traits among specialists in the field of preschool and school education, defectologists and specialists in working with children.
Methodology. In the process of psychological research of emotional burnout among teachers, the theoretical method of scientific categorical analysis of modern psychological and pedagogical literature and the testing method using reliable and valid methods were applied.
Results. The generalization of the results determined the theoretical novelty (the structure of professional activity was revealed, including the interrelated indicators of motivational, emotional and behavioral components). The practical novelty lies in the identification of a significant difference in the indicators of the motivational component of
ЧИППКРО
the professional activity of teachers: for specialists working with children, the main motive is interest; in order to obtain satisfaction from work, school teachers should have decent remuneration and specific rewards for the performance of professional duties; specialists working with children also need remuneration for their work, while the administration of the educational institution must provide them with comfortable conditions for successful professional activity. Preschool educators consider the opportunity to be creative, to come up with something new and original as paramount in working with children. In order to maintain a high level of professional motivation, all categories of teachers need to structure their work (a clear understanding of their functionality), recognition, a sense of their power and influence, diversity (the possibility of changing types of activity);
In accordance with the new challenges of the time (for example, in the context of a pandemic), psychological recommendations were proposed for the administration of educational institutions to increase the motivation of teachers' professional activities, consisting in the structure of advanced training courses to include classes to train teachers in the skills of self-regulation of emotional states and stress resistance... In addition, in order to improve their professional competence, teachers need to be taught strategies for effective coping behavior in a difficult situation that causes fear and anxiety. Therefore, exchange of experience and professional supervision are important.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание педагога, дошкольное и школьное образование, дефектолог, саморегуляция эмоциональных состояний, стрессоустойчивость, стратегия совладания с трудными профессиональными ситуациями.
Keywords: emotional burnout of a teacher, preschool and school education, defectologist, self-regulation of emotional states, stress resistance, strategy for coping with difficult professional situations.
Введение
Актуальность исследования эмоционального выгорания педагогов в условиях модернизации образовательной среды обусловлена тем, что социальная среда становится чувствительнее к выбору образовательного контента, включая подбор специалиста, воспитывающего детей.
Современная российская система образования сталкивается с новым типом проблем, связанных с инклюзивным образованием, мульти-культурностью контингента учащихся, высоким уровнем неоднородности познавательного и социального развития детей и подростков [1, с. 96]. В обществе существует запрос на грамотных специалистов, которые будут эффективно работать с разными категориями детей во время образовательного процесса. Они должны соответствовать высоким требованиям и образовательным стандартам.
Социально-психологические исследования показывают, что профессия педагога сильно подвержена профессиональным деформациям, а именно возникновению эмоционального выгорания [2, с. 39; 3, с. 27]. Объективные и субъективные факторы влияют на возникновение у педагога стресса и эмоциональной напряженности. При этом нарастает чувство неудовлетворенности, накапливается усталость. Эмоциональное истощение и выгорание педагога не произойдет в случае, если специалист, работающий с детьми, будет наделен способностью к эмпатии. При этом педагогу важно развивать такие личностные качества как терпение, требовательность и аккуратность. Перечисленные личностные характеристики несут в себе тяжелую физическую и моральную нагрузку. Изначально не во всех педагогических вузах у специалистов вырабатывают умение блокировать свои внутренние переживания. Необходимо обучать их переключению жизненных ролей, владению методами сопротивления эмоциональному выгоранию. Новое время (например, период пандемии) готовит обществу в целом новые вызовы. Педагоги работают с разнообразной детской аудиторией (дети группы риска, дети с ОВЗ), которые развиваются в новых условиях воспитательной среды [4, с. 29]. Достаточно сложно предугадать, как специалистам переориентироваться на новые формы профессиональной деятельности (дистантное обучение и воспитание) разных групп детей. Новые условия обучения и воспитания требуют от педагогов применения разных вариантов взаимодействия с детьми с новых требований профессиональной деятельности [5, с. 47]. Таким образом, нам представляется актуальным провести научно-практическое эмпирическое исследование эмоционального выгорания, воз-
никающего в ходе профессиональной деятельности у специалистов, работающих с детьми.
Обзор литературы. Синдром выгорания изучали зарубежные исследователи, которые отмечали высокую эмоциональную напряженность сотрудников, работающих с детьми и подростками, так как в процессе профессиональной деятельности возникают частые стрессовые ситуации [6, с. 9]. В 2017 г. в РИНЦ поступило более 500 публикаций по теме эмоционального выгорания, что свидетельствует о возрастающем научном интересе к данному феномену в России.
Существуют некоторые особенности, связанные с возникновением эмоционального выгорания у специалистов, работающих с детьми [7, с. 100; 8, с. 84]:
- повышение социального, экономического и культурного развития общества, возрастание требований к учебно-воспитательным учреждениям;
- увеличение количества требований к профессиональной деятельности педагога (по форме и содержанию), а также к личности специалиста, работающего с детьми (учет характерологических качеств);
- высокая эмоциональная напряженность педагога, частые профессиональные стрессовые ситуации, ведущие к ослаблению нервной системы, психосоматическим заболеваниям и профессиональной усталости;
- психологические особенности личности, влияющие на образовательный процесс.
Синдром эмоционального или профессионального выгорания педагога, является девиацией, которая проявляется в утрате эмоциональных сил специалиста при когнитивных и личностных изменениях, которые могут влиять на возникновение психосоматических расстройств. Эмоциональное выгорание, изменяя личностные черты, ведет к холодному отношению к воспитанникам. Педагог теряет интерес к своей профессиональной деятельности, утрачивает чувство собственного «Я», имеет безразличие к коллективу и проблемы со здоровьем [9, с. 245].
Педагоги дошкольного образования подвержены синдрому эмоционального выгорания, так как во многих случаях им приходится выполнять не только образовательно-воспитательную деятельность, но и гигиениче-
ские процедуры, используя при этом специальные знания. Если педагог дошкольного образования не имеет знания по специальной психологии, то он сталкивается с многими проблемами, работая с особенными детьми, которым, к примеру, не поставлен официальный диагноз [10, с. 64]. Педагоги школьного образования, также могут быть подвержены эмоциональному выгоранию, по причине внешних и внутренних факторов. Родители и ученики требуют от личности педагога школьного образования наличия определенных качеств. При этом необходимо проявлять полную независимость, креативность и вносить существенный вклад в образовательный контент. Помимо образовательной деятельности, педагоги обязаны работать с документацией, выполнять все новые требования, которые посылают высшие образовательные структуры [11, с. 67]. К эмоциональному выгоранию могут быть склонны дефектологи, так как они имеют множество трудностей, работая с детьми с особенностями развития. Дефекто-логи в значительной степени должны обладать эмпатией, креативностью, изобретательностью и творчеством, сталкиваясь с конфликтами в педагогическом процессе (между воспитанниками и родителями; учениками и учителями). Поэтому специалисты данной сферы образования должны иметь знания из разных областей наук [12, с. 59; 13, с 28]. Специалисты дополнительного образования по работе с детьми в парках с игровым обучением (артпедагоги) также подвержены синдрому эмоционального выгорания. Обычно такого рода деятельность характерна для молодых специалистов, студентов, которые набирают опыт по работе с детьми, решая проблемы, которые не обязательно связаны с образовательной сферой. От такого рода специалистов требуются навыки актерского мастерства, творческие способности, умение контактировать с разными людьми [14, с. 12].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что синдром эмоционального выгорания включает в себя эмоциональное истощение, физическое недомогание и изменение личностных характеристик. Проявляется такой синдром часто у педагогов, так как они регулярно связаны общением, что вызывает эмоциональное напряжение, тревогу и переживания [6, с. 154].
К признакам профессионального выгорания относятся следующие проявления личности
ЧИППКРО
педагога: 1) чувство безразличия и эмоционального истощения; 2) деперсонализация в виде негативного отношения к коллегам; 3) негативное профессиональное самовосприятие, связанное с ощущением собственной профессиональной некомпетентности [15, с. 331; 9, с. 218; 1 с. 98].
Методология (материалы и методы). В процессе психологического исследования эмоционального выгорания у педагогов, работающих с разнообразной детской аудиторией, был осуществлен научно-категориальный анализ современной психолого-педагогической литературы. Выявленная структура профессиональной деятельности, включающая связанные между собой показатели мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов, позволила применить метод тестирования с использованием надежных и валидных методик [16, ^ 89].
1. Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченко-вой.
2. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер в адаптации Т. А. Крюковой).
3. Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Д. В. Люсин).
4. Изучение мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин).
Для изучения эмоционального выгорания у работников образовательной сферы было проведено эмпирическое исследование.
Описание выборки. В исследовании принимали участие 120 человек (п = 120) в возрасте от 20 до 50 лет: 99 человек - женщины (п = 99); 21 человек - мужчины (п = 21). Респонденты были разделены на 4 группы:
1) педагоги школьного образования: 30 человек (п = 30), в возрасте от 25 до 60 лет;
2) педагоги дошкольного образования: 30 человек (п = 30), в возрасте от 23 до 45 лет);
3) специалисты по работе с детьми: 30 человек (п = 30), в возрасте от 20 до 30 лет);
4) дефектологи: 30 человек (п = 30), в возрасте от 23 до 56 лет.
Процедура исследования. Каждый респондент при наличии внутренней мотивации отвечал на вопросы методик анонимно.
45 40
Специалисты по работе Педагоги школьного Педагоги дошкольного Дефектологи с детьми образования образования
□ Эмоциональное истощение ".Деперсонализация ■ Профессиональная успешность
Рис. 1. Среднее арифметическое значение показателей эмоционального выгорания
70
60
50
40
30
20
10
1
1
Специалисты по работе Педагоги школьного Педагоги дошкольного Дефектологи с детьми образования образования
□ Решение задачи ^Эмоции & Избегание ^Отвлечение "Социальное отвлечение
0
Рис. 2. Среднее арифметическое значение показателей копинг-поведения: решение задачи, эмоциональный копинг, копинг-избегания, отвлечение и социальное отвлечение
Специалисты по работе Педагоги школьного Педагоги дошкольного Дефектологи с детьми образования образования
МЭИ НВЭИ Ш ПЭ 0УЭ ■ Общий уровень ЭИ
Рис. 3. Среднее арифметическое показателей эмоционального интеллекта: межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций, управление эмоциями, общий уровень эмоционального интеллекта
Респонденты были заинтересованы в психологическом исследовании, так как им было интересно узнать о продуктивных копинг-стратегиях, об отношении к работе и личностных ресурсах в профессиональной деятельности.
Результаты и их описание. Для интерпретации показателей эмоционального выгорания эмоционального истощения, деперсонализации, профессиональной успешности по опроснику «Синдром выгорания» в адаптации Н. Е. Водопьянова (МВ1) было подсчитано среднее арифметическое каждой шкалы (рис. 1).
Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания показало, что по шкале «Эмоциональное истощение» и шкале «Цинизм» выявлено максимальное среднее арифметическое значение в группе дефектологов. Максимальный показатель среднего арифметического по шкале «Профессиональной успешности» наблюдается в группе педагогов дошкольного образования.
У специалистов по работе с детьми самый высокий показатель среднего арифметического по шкале «Профессиональной успешности» -36,5 и минимальный показатель в шкале «Эмоциональное истощение» - 27,7.
Педагоги школьного образования демонстрируют высокий балл среднего арифметического в шкале «Профессиональной успешности» - 37 и имеют самый низкий балл среднего арифметического значения по шкале «Цинизм» - 9,4 (р < 0,05). Подсчет среднего арифметического в группе педагогов дошкольного образования показал, что максимальное среднее арифметическое выявлено по шкале «Профессиональная успешность» - 38,2, а минимальное среднее арифметическое по шкале «Цинизм» - 8,6. Высокий показатель среднего арифметического выявлен у дефектологов по шкале «Профессиональная успешность» - 36,9, самый низкий по шкале «Цинизм» - 9,9.
Это означает, что все специалисты, работающие с детьми, чаще используют защитный механизм - «Профессиональная успешность» и
меньше всего используют «Цинизм». При этом самый высокий показатель по шкале «Профессиональной успешности» из всех групп - у педагогов школьного образования. По шкале «Цинизм» - у педагогов дошкольного образования, а по шкале «Эмоциональное истощение» - самый высокий средний балл у дефекто-логов.
На основании среднестатистических значений по показателям методики эмоционального выгорания респонденты, относящиеся к специалистам по работе с детьми, имеют не высокий уровень эмоционального выгорания, так как их профессиональная успешность достаточно высокая, и работники высоко оценивают свои профессиональные результаты, имея достаточно высокий уровень продуктивности. Ни одна из групп не проявляет цинизм как форму психологической защиты от неприятностей и разочарований реальности. По сравнению с другими группами ближе к эмоциональному истощению находится группа дефектологов, а значит работники данной группы могут ощущать чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения, что может снижать уровень работоспособности и удовлетворенности профессиональной деятельности. Далее было выявлено среднее арифметическое значение по таким копинг-стратегиям, как решение задачи, эмоциональный копинг, копинг избегания, отвлечение и социальное отвлечение в стрессовых ситуациях по всем группам респондентов (рис. 2).
Из рисунка 2 видно, что по шкале «Решение задачи» и шкале «Эмоции» (45,6) максимальное среднее арифметическое значение наблюдается у группы педагогов дошкольного образования - 64,4, минимальное среднее арифметическое значение по этим шкалам у дефекто-логов - 41,3.
Максимальное среднее арифметическое значение по шкале «Избегание» выявилось у педагогов дошкольного образования, самое низкое значение среднего арифметического у дефекто-логов - 47,5.
Высокое среднее арифметическое по шкале «Отвлечение» у группы педагогов дошкольного образования - 25,4, низкое - 23,2 - у дефек-тологов.
Педагоги школьного образования показали максимальное среднее арифметическое значе-
ние по шкале «Социальное отвлечение» - 17,2, минимальное - 15,6 - группа дефектологов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у специалистов по работе с детьми, педагогов школьного образования и педагогов дошкольного образования более выражена ко-пинг-стратегия «Решение задачи», так как при наличии стрессовой ситуации педагоги находят пути решения проблемы и тем самым снижают уровень стресса.
Группа дефектологов во время решения проблемных ситуаций преимущественно прибегают к стратегии избегания, они не ищут пути решения проблемы, вытесняя ее.
Менее выражена у респондентов копинг-стратегия «Социальное отвлечение», что говорит о том, что специалисты, работающие с детьми, предпочитают не обращаться за помощью к коллегам, стремятся выговориться, поделиться своими переживаниями с близкими людьми.
По опроснику эмоционального интеллекта Д. В. Люсина было подсчитано среднее арифметическое в каждой группе респондентов. Показатели эмоционального интеллекта представлены на рисунке 3.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что максимальное среднее арифметическое значение общего эмоционального интеллекта зафиксировано в группе дефектологов, однако во всех остальных группах педагогов значение общего эмоционального интеллекта также высокое.
По шкале «МЭИ» (межличностный эмоциональный интеллект) самое высокое среднее арифметическое также наблюдается в группе дефектологов, а минимальное - у специалистов по работе детьми.
По шкале «ВЭИ» (внутриличностный эмоциональный интеллект) максимальное среднее арифметическое в группе педагогов дошкольного образования, а минимальное - у дефектологов.
По шкале «ПЭ» (понимание эмоций) самое высокое значение среднего арифметического в группе специалистов по работе с детьми, а самое низкое - у педагогов школьного образования.
По шкале «УЭ» (управление эмоций) самое высокое среднее арифметическое наблюдается в группе педагогов школьного образования, а
самое низкое значение - у педагогов дошкольного образования. Мы можем сделать вывод, что специалисты по работе с детьми хорошо понимают свои и чужие эмоции, но низкие результаты по шкале МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект) свидетельствуют о том, что в понимании чужих эмоций и управлении ими они испытывают трудности. Респонденты группы педагоги школьного образования имеют высокий уровень в управление своими и чужими эмоциями, но также отмечался самый низкий балл по шкале понимание эмоций, это может означать, что свои и чужие эмоции педагогам школьного образования интерпретировать сложнее, чем другим группам специалистов. Очевидно, что педагогам дошкольного образования хорошо удается понимать собственные эмоции, но при этом они не научи-
ЧИППКРО
лись управлять собственными и чужими эмоциями. Дефектологи понимают эмоции других людей, но при этом не управляют своими. Далее мы обработали ответы педагогов и вычислили среднее арифметическое показателей значимости профессиональной деятельности (вознаграждение, условия работы, структурирование работы, социальные контакты, взаимоотношения с коллегами, признание, достижение, власть и влияние, разнообразие, креативность, самосовершенствование, интерес) по методике «Изучение мотивационного профиля личности» (Ш. Ричи и П. Мартин). Результаты отражены на рисунке 4. Максимальное значение среднего арифметического показателя по шкале «Вознаграждение» соответствует группе педагогов школьного образования, а минимальное у де-фектологов.
Рис. 4. Среднее арифметическое значение показателей в мотивационном профиле личности педагогических работников (вознаграждения, условий работы, структурирования работы, социальных контактов, взаимоотношений с коллегами, признания, достижения, власти и влияния, разнообразия, креативности, самосовершенствования и интересной работы)
По шкале «Условие работы» и «Структурирование работы» самое высокое значение у группы педагогов школьного образования и самое низкое у группы дефектологов.
По шкале «Социальные контакты» высокое среднее арифметическое у педагогов дошкольного образования, а низкое у дефекто-логов. По шкале «Признание» высокое значение имеет группа педагогов школьного образования, а низкое - группа дефектологов. Группа дефектологов по сравнению с остальными группами имеют самое высокое среднее арифметическое по шкале «Достижение», а самое низкое наблюдается у педагогов школьного образования.
По шкале «Власть и влияние» максимальное среднее арифметическое значение соответствует педагогам школьного образования, а минимальное - группе специалистов по работе с детьми. По шкале «Разнообразие» высокое значение среднего арифметического у педагогов школьного образования, а низкое - у педагогов дошкольного образования.
По шкале «Креативность» максимальное среднее арифметическое значение обнаружено у группы дефектологов, а минимальное - у педагогов школьного образования.
Группа дефектологов имеет максимальное среднее арифметическое значение по шкале «Самосовершенствование», а минимальное в этой шкале у группы педагогов школьного образования.
По шкале «Интересная работа» высокое среднее арифметическое значение у группы специалистов по работе с детьми, а низкое - у педагогов дошкольного образования.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для специалистов по работе с детьми главной мотивацией в работе является интерес.
Педагоги школьного образования для получения удовлетворения от работы должны получать достойное вознаграждение и конкретные награды за выполнение профессиональных обязанностей. Специалисты, работающие с детьми, также нуждаются в вознаграждении за работу, администрация образовательного учреждения должна предоставлять им комфортные условия для работы. Структурирование работы (педагоги нуждаются в четком понимании своего функционала), признание, ощущение своей власти и влияния, разнообразие (возможность
смены видов деятельности) вносят существенный вклад в мотивацию специалистов для эффективного выполнения педагогической деятельности. Это может зависеть от сферы.
Педагоги дошкольного образования считают первостепенным в работе с детьми возможность проявлять креативность, придумывать что-то новое оригинальное для обучения.
Самое высокое среднее арифметическое значение показателя стремления к социальному взаимодействию было выявлено у педагогов дошкольного образования по шкале «Социальные контакты», свидетельствует о том, что по сравнению с другими группами они больше коммуницируют с субъектами образовательного процесса.
Дефектологов мотивирует в работе креативность и возможность ставить себе высокие профессиональные цели и задачи и планомерное их достижение.
Анализ результатов эмпирического исследования эмоционального выгорания педагогов в условиях модернизации образовательной среды был выполнен с помощью непараметрического статистического критерия Манна Уитни и корреляционного анализа Спирмена. Эмоциональное истощение у педагогов дошкольного и школьного образования выше, чем у дефекто-логов (р < 0,05). При эмоциональном истощении у педагогов появляется повышенная потребность в лучшем понимании чужих эмоций для более эффективного управления ими.
Результаты корреляционного анализа показали, что профессиональная успешность педагога связана с копинг-стратегиями: эмоции и отвлечение (р < 0,05). Профессиональный педагог отличается способностью в стрессовых ситуациях прибегать к внешнему отвлечению (просмотр фильмов, творчество, саморазвитие), а также у него на высоком уровне должны быть сформированы умения и навыки совладания со своими эмоциями.
При выраженном эмоциональном выгорании педагоги испытывают повышенную потребность в мотивации посредством вознаграждения. Если специалист, работающий с детьми, имеет мотивацию, направленную на материальное вознаграждение, то он более подвержен эмоциональному выгоранию.
Проведенное исследование эмоционального выгорания педагогов в условиях модернизации
образовательной среды показало, что существуют личностные особенности специалистов, которые способствуют возникновению и проявлению данного феномена: низкая самооценка педагога, недостаточный уровень профессиональной компетентности, низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень тревожности. Кроме того, большую роль в возникновении и проявлении эмоционального выгорания педагогов играют ситуативные факторы: большая разнородная и разноуровневая детская аудитория, конфликтные ситуации с родителями воспитанников и коллегами, низкий уровень разграничения зоны ответственности, постоянная работа с большим массивом документации и отчетности, отсутствие взаимодействия между специалистами, недостаточный уровень сформированности профессиональных навыков в работе с детьми группы риска и детьми с ОВЗ.
Особенно непростой оказалась педагогическая деятельность специалистов, работающих с детьми, в период пандемии. Именно в период самоизоляции остро возникла необходимость быстрой модернизации образовательной системы, связанной с переходом к альтернативным формам обучения. Следствием стремительных изменений в общественной ситуации, связанной с неопределенностью, встал вопрос об инновационных методах предотвращения «профессионального выгорания» специалистов. Необходимо было в кратчайшие сроки разработать методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогов.
С этой целью необходимо использовать методы продуктивного командного взаимодействия с организацией профессионального взаимодействия специалистов смежных профессий: социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.
В результате эмпирического исследования эмоционального выгорания у специалистов в сфере дошкольного, школьного образования, дефектологов и специалистов по работе с детьми стало очевидно, что все специалисты нуждаются в формировании навыков саморегуляции эмоциональных состояний и стрессоустой-чивости.
В работе предпринята попытка обосновать причины формирования синдрома эмоционального выгорания; выявлено, что все специали-
ЧИППКРО
сты, работающие с детьми, нуждаются в формировании навыков саморегуляции эмоциональных состояний и стрессоустойчивости.
Обсуждение. Нами было доказано, что существует значимое различие в мотивационном компоненте профессиональной деятельности педагогов: для специалистов по работе с детьми главным мотивом в работе с детьми является интерес; педагоги школьного образования для получения удовлетворения от работы должны получать достойное вознаграждение и конкретные награды за выполнение профессиональных обязанностей; специалисты, работающие с детьми, также нуждаются в вознаграждении за работу, при этом администрация образовательного учреждения должна предоставлять им комфортные условия для успешной профессиональной деятельности.
Педагоги дошкольного образования считают первостепенным в работе с детьми возможность проявлять креативность, придумывать что-то новое оригинальное. Все категории педагогов для удержания высокого уровня профессиональной мотивации нуждаются в структурировании работы (четком понимании своего функционала), признании, ощущении своей власти и влияния, разнообразии (возможности смены видов деятельности). С учетом полученных результатов исследования специфики эмоционального выгорания и мотивации разных категорий педагогов нами были разработаны конкретные психологические рекомендации для администрации образовательных учреждений по повышении мотивации и профилактике профессионального выгорания и стрессоустой-чивости. Явление эмоционального выгорания представляет собой довольно неоднозначный и многогранный феномен. Он оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности педагогов. От психологического благополучия учителя зависит не только его деятельность, но и атмосфера в классе, а соответственно, и эффективность учебной деятельности школьников. Таким образом, проведение профилактической работы с педагогами по предупреждению признаков синдрома эмоционального выгорания и психологического сопровождения педагогических работников мы можем повысить как продуктивность профессиональной деятельности учителя, так и учебной деятельности школьника.
Заключение. Наиболее эффективным типом взаимодействия всех субъектов образования является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей, законных представителей детей и педагогических работников. Продуктивный тип взаимодействия участников образовательного процесса предполагает уважение и безусловное принятие личности ребенка и доброжелательное к нему отношение. Педагогу важно понимать состояние, настроение, потребности и интересы воспитанников, соблюдая условия педагогической этики при успешном решении профессиональных задач. Личностно-развивающее взаимодействие участников образовательного процесса является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития. При повышении квалификации учителей, воспитателей, администрации образовательного учреждения в области возрастной, педагогической, социальной психологии необходимо приобщать всех субъектов образовательного процесса к психологической грамотности и психологической культуре. Сотрудничество и кооперация с семьей, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе является необходимым условием реализации психологической работы с ребенком и основой ее эффективности.
Рекомендации для администрации образовательных учреждений по повышению мотивации и профилактике профессионального выгорания и стрессоустойчивости у разных категорий педагогов. Психологической службе образовательных учреждений необходимо формировать у педагогов эффективные стратегии совладания с трудными профессиональными ситуациями, страхами и тревожностью. Для выявления актуальных проблем всех субъектов образовательного процесса следует проводить мониторинг эмоционального и психологического благополучия детей, педагогов и родителей. На базе образовательного учреждения психологи должны оказывать профессионально-психологическую поддержку специалистам, работающим с детьми с целью понимания ими индивидуально-психологических особенностей, возникающих в связи с новыми жизненными ситуациями. Администрации образовательного
учреждения следует инициировать укрепление культурного взаимодействия педагогов (воспитателей, учителей) и родителей с целью создания условий для нормального развития растущего человека.
Осуществлять психолого-педагогическую деятельность необходимо, опираясь на новейшие разработки в сфере образования и знания нормативно-правовой базы образовательного процесса.
Профессиональная деятельность педагога образовательного учебного заведения, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь детей. Педагоги находятся в группе риска как представители группы социальных профессий и характеризуются высоким уровнем эмоционального выгорания.
Библиографический список:
1. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2005. -№ 2. - С. 96-104.
2. Киселева, Т. Г. Профилактика эмоционального выгорания педагогов / Т. Г. Киселева. -Текст : электронный // Проблемы науки. - 2015. -№ 9 (39). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya-pedago gov-1 (дата обращения: 21.07.2020).
3. Назарова, Н. М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях / Н. М. Назарова. - Текст : электронный // Специальное образование. -2012. - № 3 (27). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sistemnye-riski-razvitiya-inklyuzivno go-i-spetsialnogo-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 21.07.2020).
4. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. - Санкт-Петербург : Речь. - 2004. - С. 272. - Текст : непосредственный.
5. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /
B. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. -
C. 474. - Текст : непосредственный.
6. Мишина, М. М. Образовательная среда как фактор риска формирования девиантного поведения современных подростков из полных
и неполных семей : материалы X Международного симпозиума «Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций» (9-10 июля 2019 г.) / М. М. Мишина, К. А. Воробьева. - Текст : непосредственный / под науч. ред. чл.-корр. РАО, д-ра психол. наук, проф. Е. Б. Перелыгиной. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. - С. 100-106.
7. Алехина, С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова. - Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-92.
8. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - С. 336. - Текст : непосредственный.
9. Савенкова, Е. С. Эмоциональное выгорание педагогов дошкольного образования / Е. С. Савенкова. - Текст : электронный // Вестник науки и образования. - 2019. - № 10-2 (64). - URL: Шр8://суЬег1епшка.гиагйс1е/п/ето18юпа1пое-vygorame-pedagogov-doshko1nogo-obrazovaшya (дата обращения: 21.05.2020).
10. Пак, С. Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С. Н. Пак. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. -ЦЯЬ: http://www.science-education.ru/ru/artic1e/ view?id=25469 (дата обращения: 21.08.2020).
11. Шевцова, Т. С. Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т. С. Шевцова, Н. Н. Коровушкина. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. -иКЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/sindrom-emotsiona1nogo-vygoraniya-u-pedagogov-rabota yuschih-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostya mi-zdorovya (дата обращения: 21.08.2020).
12. Брагина, В. Д. Особенности копинг-поведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального становления личности / В. Д. Брагина, В. Н. Поникарова. - Текст : электронный // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2008. - № 3 (Педагогика). - URL: https:// cyber1eninka.rU/artic1e/n/osobennosti-koping-po vedeniya-pedagogov-defekto1ogov-na-raznyh-eta pah-professiona1nogo-stanov1eniya-lichnosti (дата обращения: 21.07.2020).
ЧИППКР0
13. Минияров, В. М. Формирование копинг-стратегий педагогов в состоянии эмоционального выгорания / В. М. Минияров, Е. А. Василевская. -Текст : электронный // Известия Самарского научного центра РАН. - 2015. - № 1-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-koping-strategiy-pedago-gov-v-sostoyanii-emotsionalnogo-vygoraniya (дата обращения: 27.07.2020).
14. Perlman B., Hartman E. A. "Burnout": summary and future and research. J. Human relations. 1982, Vol. 14, No. 5, pp. 153-161.
15. Лапина, И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия / И. А. Лапина. -Текст : электронный // Молодой ученый. -2016. - № 29 (133). - С. 331-334. - URL: https://moluch.ru/archive/133/37222/ (дата обращения: 24.08.2020).
16. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский . - Самара : Бахрах-М, 2019. - С. 89. -URL: https://www.labirint.ru/books/82141/ (дата обращения: 25.08.2020). - Текст : электронный.
References:
1. Borisova M. V. Psychological determinants of the phenomenon of emotional burnout among teachers [Psihologicheskie determinanty fenomena emocional'nogo vygoraniya u pedagogov], 2005, No. 2, pp. 96-104.
2. Kiseleva T. G. Prevention of emotional burnout of teachers [Profilaktika emocional'nogo vygoraniya pedagogov], Problems of Science, 2015, No. 9 (39). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 profilaktika-emotsionalnogo-vygorani-ya-pedago gov-1 (accessed date: 07/21/2020).
3. Nazarova N. M. Systemic risks of inclusive and special education development in modern conditions [Sistemnye riski razvitiya inklyuzivnogo i special'nogo obrazovaniya v sovremennyh uslovi-yah], Special education, 2012, No. 3 (27). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnye-riski-razvitiya-inklyuzivnogo-i-spetsialnogo-obra zovaniya-v-sovremennyh-usloviyah (accessed date: 07/21/2020).
4. Beznosov S. P. Professional deformation of personality [Professional'naya deformaciya lich-nosti], Saint Petersburg: Speech, 2004, pp. 272.
5. Boyko V. V. The syndrome of "emotional burnout" in professional communication [Sindrom "emocional'nogo vygoraniya" v professional'nom obshchenii], Saint Petersburg, 2003, pp. 474.
6. Mishina M. M., Vorobyeva K. A. Educational environment as a risk factor for the formation of deviant behavior in modern adolescents from complete and incomplete families [Obrazovatel'naya sreda kak faktor riska formirovaniya deviantnogo povedeniya sovremennyh podrostkov iz polnyh i nepolnyh semej], Materials of the X International Symposium Welfare and Security in Conditions of Social Transformation (July 9-10, 2019), Yekaterinburg: Humanitarian University, 2019, pp.100-106.
7. Alekhina S. V., Alekseeva M. N., Agafo-nova E. L. Readiness of teachers as the main factor in the success of the inclusive process in education [Gotovnost' pedagogov kak glavnyj faktor uspeshnosti inklyuzivnogo processa v obra-zovanii], Psychological science and education, 2011, No. 1, pp. 83-92.
8. Vodopyanova N. E., Starchenkova E. S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention [Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika], Saint Petersburg, 2008, p. 336.
9. Savenkova E. S. Emotional burnout of preschool teachers [Emocional'noe vygoranie pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya], Bulletin of science and education, 2019, No. 10-2 (64). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsio nalnoe -vygoranie -pedagogov-doshkolnogo -obra zovaniya (accessed date: 08/21/2020).
10. Pak S. N. The main aspects of the syndrome of professional burnout of teachers [Osnovnye aspekty sindroma professional'nogo vygoraniya pedagogov], Modern problems of science and education, 2016, No. 6. Available at: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (accessed date: 08/21/2020).
11. Shevtsova T. S, Korovushkina N. N. Burnout syndrome among teachers working with children with disabilities [Sindrom emocional'nogo vygoraniya u pedagogov, rabotayushchih s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya], Problems of modern
pedagogical education, 2018, No. 59-4. Available at: https ://cyberleninka.ru/artide/n/ sindrom-emotsion alnogo-vygoraniya-u-pedagogov-rabotayuschih-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (accessed date: 08/21/2020).
12. Bragina V. D., Ponikarova V. N. Features of coping behavior ofpedagogues-defectologists at different stages of the professional formation of a personality [Osobennosti koping-povedeniya ped-agogov-defektologov na raznyh etapah professional'nogo stanovleniya lichnosti], Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin, 2008, No. 3 (Pedagogy). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-koping-po vedeniya-pedagogov-defektologov-na-raznyh-eta pah-professionalnogo-stanovleniya-lichnosti (accessed date: 07/21/2020).
13. Miniyarov V. M, Vasilevskaya E. A. Formation of coping strategies of teachers in a state of emotional burnout [Formirovanie koping-strategij pedagogov v sostoyanii emocional'nogo vygoraniya], Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2015, No. 1-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/formirovanie-koping-strategiy-pedagogov-v-so stoyanii-emotsionalnogo-vygoraniya (accessed date: 07/21/2020).
14. Perlman B., Hartman E. A. "Burnout": summary and future and research, J. Human relations. (1982), Vol. 14, No. 5, pp. 153-161.
15. Lapina I. A. Emotional burnout: causes, consequences [Emocional'noe vygoranie: prichiny, posledstviya], Young scientist, 2016, No. 29 (133), pp. 331-334. Available at: https: //moluch.ru/archive/133/3 7222/ (accessed date: 08/21/2020).
16. Raigorodsky D. Y. Practical psychodiagnostics. Techniques and tests. [Prakticheskaya psi-hodiagnostika. Metodiki i testy]. 2019. 89 p. Available at: https://www.labirint.ru/books/82141/ (accessed date: 07/25/2020).