Научная статья на тему 'Медиаторная роль аккультурационных установок во взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и социокультурной адаптации'

Медиаторная роль аккультурационных установок во взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и социокультурной адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККУЛЬТУРАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СЕПАРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕДИАТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СТРУКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ACCULTURATION ATTITUDES / CONSCIOUS SELF-REGULATION / SOCIOCULTURAL ADAPTATION / FOREIGN STUDENTS / SEPARATION / INTEGRATION / MEDIATOR ANALYSIS / STRUCTURAL MODELING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Банщикова Татьяна Николаевна, Моросанова Варвара Ильинична

Работа представляет собой эмпирическое доказательство непосредственной и опосредованной взаимосвязи отдельных компонентов осознанной саморегуляции с показателями адаптации. Аккультурационные установки рассматриваются как медиаторы, которые опосредствует механизм саморегуляции в условиях адаптации иностранных обучающихся к новой социокультурной среде. Теоретический анализ проблемы позволил рассматривать осознанную саморегуляцию в качестве психологического средства мобилизации и интеграции когнитивных и личностных ресурсов для решения проблем социокультурной адаптации иностранных студентов. Целью представленного исследовательского проекта стало построение многоуровневых интегративных моделей, в которые включены регуляторно-личностные ресурсы продуктивной адаптации студентов к учебной деятельности и учебной группе. В эмпирическую выборку исследования входили 316 студентов в возрасте от 17 до 25 лет из дальнего зарубежья, ближнего зарубежья и республик Северо-Кавказского федерального округа. Представителей женского пола 14 %, мужского 86 %. В исследовании было установлено, что медиаторную роль во взаимосвязи осознанной саморегуляции и адаптации играют установки на интеграцию и сепарацию. Установки на ассимиляцию, сепарацию не выступают посредниками установленной взаимосвязи. Интеграция усиливает успешность адаптации как к учебной деятельности, так и к учебной группе, тогда как сепарация снижает вероятность успешной адаптации иностранных обучающихся. В адаптации к учебной деятельности неизменно значимым положительным предиктором выступает регуляторный показатель «оценка результатов деятельности», а адаптации к учебной группе «регуляторно-личностный показатель «гибкость». Новизна и значимость настоящего исследования состоит в том, что были получены новые данные, которые позволяют обнаружить и проанализировать реципрокную связь саморегуляции и аккультурационных установок в ситуации социокультурной адаптации. Благодаря использованию методологии медиаторного анализа в контексте исследования связей между регуляторно-личностными характеристиками и видами адаптации можно выделить переменные, опосредствующие эффективности адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Банщикова Татьяна Николаевна, Моросанова Варвара Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between conscious self-regulation and socio-cultural adaptation of foreign students

The work is empirical evidence of the existence and indirect connection of individual components of self-regulation with indicators of adaptation. Self-regulation mechanisms in the context of students' adaptation to the new sociocultural environment. A theoretical analysis of the problems made it possible to take into account self-regulation as a psychological means of mobilizing and integrating cognitive and personal resources to solve the problems of socio-cultural adaptation of foreign students. The aim of the presented research project was to create multi-level integration models, including regulatory and personal resources. The empirical sample of studies included 316 students aged 17 to 25 years from non-CIS countries, the CIS and the Republic of the North Caucasus Federal District. Female representatives make up 14 %, men 86 %. In the course of the study it was found that the relationship to integration and separation plays a mediating role in the relationship of self-regulation and adaptation. Established upon assimilation, divisions do not mediate established relationships. Integration strengthens the likelihood of successful adaptation of foreign students. When adapting to educational activities, the regulatory indicator “performance assessment” is a consistently significant positive predictor of competition, and adaptation to the study group is a normative and personal indicator of flexibility. As a result, new data were obtained in which we can find and analyze self-regulation and neat relationships in the context of sociocultural adaptation. Thanks to the use of the methodology of mediator analysis in studies of the relationship between regulatory and personal requirements and types of adaptation, we can distinguish variables that mediate the effectiveness of adaptation.

Текст научной работы на тему «Медиаторная роль аккультурационных установок во взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и социокультурной адаптации»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Банщикова Т.Н., Моросанова В.И. Медиаторная роль аккультурационных установок во взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и социокультурной адаптации // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Banshchikova T.N., Morosanova V.I. (2019). The relationship between conscious self-regulation and socio-cultural adaptation of foreign students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN619.pdf (in Russian)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-06-00804-0ГН ОГН-А «Осознанная саморегуляция и совладающее поведение в условиях адаптации студентов к новой социокультурной среде: общие закономерности и кросскультурные различия»

УДК 159.9.075 ГРНТИ 15.21.51

Банщикова Татьяна Николаевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Россия Руководитель научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития Кандидат психологических наук, доцент E-mail: sevkav@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6694-6419 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=268540 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/L-5997-2017

Моросанова Варвара Ильинична

ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Россия

Заведующая лабораторий психологии саморегуляции Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент

E-mail: morosanova@mail.ru

Медиаторная роль аккультурационных установок во взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и социокультурной адаптации

Аннотация. Работа представляет собой эмпирическое доказательство непосредственной и опосредованной взаимосвязи отдельных компонентов осознанной саморегуляции с показателями адаптации. Аккультурационные установки рассматриваются как медиаторы, которые опосредствует механизм саморегуляции в условиях адаптации иностранных обучающихся к новой социокультурной среде. Теоретический анализ проблемы позволил рассматривать осознанную саморегуляцию в качестве психологического средства мобилизации и интеграции когнитивных и личностных ресурсов для решения проблем социокультурной адаптации иностранных студентов. Целью представленного исследовательского проекта стало построение многоуровневых интегративных моделей, в которые включены регуляторно-личностные ресурсы продуктивной адаптации студентов к учебной деятельности и учебной группе. В эмпирическую выборку исследования входили 316 студентов в возрасте от 17 до 25 лет из дальнего зарубежья, ближнего зарубежья и республик

https:// mir-nauki. com

Северо-Кавказского федерального округа. Представителей женского пола 14 %, мужского -86 %. В исследовании было установлено, что медиаторную роль во взаимосвязи осознанной саморегуляции и адаптации играют установки на интеграцию и сепарацию. Установки на ассимиляцию, сепарацию не выступают посредниками установленной взаимосвязи. Интеграция усиливает успешность адаптации как к учебной деятельности, так и к учебной группе, тогда как сепарация снижает вероятность успешной адаптации иностранных обучающихся. В адаптации к учебной деятельности неизменно значимым положительным предиктором выступает регуляторный показатель «оценка результатов деятельности», а адаптации к учебной группе - «регуляторно-личностный показатель «гибкость». Новизна и значимость настоящего исследования состоит в том, что были получены новые данные, которые позволяют обнаружить и проанализировать реципрокную связь саморегуляции и аккультурационных установок в ситуации социокультурной адаптации. Благодаря использованию методологии медиаторного анализа в контексте исследования связей между регуляторно-личностными характеристиками и видами адаптации можно выделить переменные, опосредствующие эффективности адаптации.

Ключевые слова: аккультурационные установки; осознанная саморегуляция; социокультурная адаптация; иностранные студенты; сепарация; интеграция; медиаторный анализ; структурное моделирование

В рамках проекта академической мобильности количество российских вузов, готовых принять иностранных студентов, ежегодно растет, расширяется и контингент зарубежных обучающихся. За 7 лет количество студентов в Северо-Кавказском федеральном университете увеличилось в 7,5 раз. В настоящее время в университете обучаются более 1,5 тысяч иностранных студентов из 55 стран. Академическая мобильность обуславливает необходимость совершенствовать качество образования, внедрять инновации в развитие образовательных технологий, повышать профессиональную компетентность участников образовательного процесса. Растет потенциал, привлекательность, международная открытость и конкурентоспособность вуза, формируется деловая репутация.

Академическая мобильность как образовательная и культурная практика сопровождается рядом трудностей и проблем, связанных как с организацией и содержанием обучения (различия в образовательных программах, кредитах, языковые трудности и др.), организацией оптимальной жизнедеятельности иностранных обучающихся, так и с психологическими проблемами.

Традиционно в публикациях ученых-психологов, посвященных академической мобильности, в центре внимания находятся проблемы адаптации (В.В. Гриценко, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, Ф.А. Вадутова, А.Д. Гладуш, И.О. Кривцова, В.В. Константинов, А.Н. Сухова, М.И. Иванова, В.А. Соломонов, Е.А. Фомина, E. Bajusz, ed.) [1-11], аккультурации (А.Б. Вершок, В Н. Павленко, Л.Г. Почебут, О.В. Польченко, M. Barrett, J.W. Berry, F.D. Hou, S.M. Breugelmans) [12-20], трансформации культурной идентичности (В.Ю. Хотинец, С.Л. Бухарева, Е.Б. Весна, Д.В. Даен, Г.У. Солдатова, А.Н. Татарко, W. Connor, C. Diehl, R. Schnell, I. Jasinskaja-Lahti, T.A. Mähönen, K. Liebkind, G. Sheffer, H. Tajfel, J.C. Turner и др.) [21-31] иностранных студентов. В работах анализируются различные виды адаптации, факторы, детерминанты, предикторы адаптации, особенности переживания аккультурационного стресса иностранными обучающимися и другие субъективные и объективные трудности.

Введение

https:// mir-nauki. com

В ранее проведенных исследованиях нами было установлено, что осознанная саморегуляция выступает значимым предиктором успешной адаптации иностранных студентов. Саморегуляторные механизмы являются базовыми для развития резилиантности, обеспечивающей успешную адаптацию и готовность приспосабливаться под перемены различного характера [32].

В настоящем исследовании, опираясь на теоретические положения и эмпирические данные научной школы психологии саморегуляции Психологического института РАО (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова) [33; 34], осознанную саморегуляцию рассматриваем как метасистему, координирующую различные субсистемы психики человека (когнитивные, эмоциональные и личностные), как принципиальный рефлексивный психологический инструментом человека в организации своей активности, активности, необходимой и для оптимальной адаптации к новым социокультурным условиям.

В последние годы в психологии резко возрос интерес к созданию интегративных моделей регуляторных механизмов, раскрывающих не только непосредственные, но и опосредствованные (медиаторные и модераторные) связи различных характеристик саморегуляции в процессах достижения различных жизненных целей.

Целью представленного исследовательского проекта является построение многоуровневых интегративных моделей, в которые включены регуляторно-личностные ресурсы продуктивной социокультурной адаптации иностранных студентов. Планируется установить: как отдельные компоненты осознанная саморегуляция (регуляторные процессы, регуляторно-личностные свойства) влияют на успешность адаптации студентов как непосредственно, так и опосредованно за счет медиаторной роли аккультурационных установок.

Успешность социокультурной адаптации не означает полного или частичного принятия личностью образцов другой культуры, высокой степени осознанности молодыми людьми адекватности собственного поведения и возможности контроля над ним. Практически неизбежен и необходим для полноценного погружения в новое социокультурное пространство процесс трансформации сложившейся системы ценностей, социальных установок, интериоризации образцов поведения новой культуры.

Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции с адаптацией студентов к учебной деятельности и учебной группе могут подвергаться изменениям в зависимости от сложившихся аккультурационных установок.

Исследовательские вопросы в изучении влияния аккультурационных установок на адаптацию иностранных студентов к условиям обучения в вузе и взаимодействию с представителями другой культуры, будут решаться в два этапа. На первом - будет установлен характер влияния аккультурационных установок на эффективность адаптации студентов к учебной группе и учебной деятельности; на втором - особенности влияния данных установок на когнитивную систему обработки информации (планирование целей, моделирование условий, программирование действий, оценка результатов) для решения задач социокультурной адаптации студентов.

Для оценки развития осознанной саморегуляции был использован опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ [35]», позволяющий диагностировать степень развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальные профили, компонентами которых являются частные регуляторные процессы планирование (Плн),

Методы и методики исследования

программирование (Пргрм), гибкость (Гибк), самостоятельность (Смет), оценка результатов (ОцРез) гибкость (Гипк), самостоятельность (Смст).

Для выявления студентов, испытывающих трудности в адаптации к студенческой группе и к учебной деятельности, применялась методика исследования адаптированности студентов в вузе Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой [36].

Для измерения аккультурационных установок иностранных студентов использовался опросник Дж. Берри [37]. По мнению автора, в зависимости от комбинации ответов на два важнейших вопроса, связанных с поддержанием культурной идентичности и участием в межкультурных контактах, определяется четыре стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция.

Обработка и анализ данных осуществлялся с применением корреляционного анализа, медиаторного анализа с целью определения возможных предикторов и медиаторов адаптации к учебной группе и учебной деятельности, c использованием пакета программ IBM SPSS Amos 25 и MSExcel 2016.

По мнению R.M. Baron и D.A. Kenny [38], к преимуществам указанного метода относится тот факт, что выделение медиаторов в качестве опосредствующих элементов предоставляет возможность проследить прямые и косвенные детерминационные связи между независимой и зависимой переменными и дает возможность наглядно продемонстрировать и объяснить возможные механизмы и характер связи между изучаемыми переменными.

Выборка

Представленные результаты исследования являются частью научного проекта «Осознанная саморегуляция и совладающее поведение в условиях адаптации студентов к новой социокультурной среде: общие закономерности и кросскультурные различия», в котором принимали участие студенты Северо-Кавказского федерального университета. В эмпирическую выборку входили 316 студентов в возрасте от 17 до 25 лет. Респондентов женского пола 14 %, мужского - 86 %. Выборка распределялась по этнокультурному признаку: студенты - представители европейской культуры (88 человек), студенты из арабских стран (Ирак, Марокко, Тунис, Палестина) - 22 человека; студентов из африканских стран (Ангола, ЮАР, Зимбабве, Нигерия) - 67 человек, студенты из среднеазиатских стран (Таджикистан, Узбекистан) - 111 человек, студенты из республик СКФО - 28 человек.

Результаты исследования и их обсуждение

Перед тем, как приступить к описанию полученных структурных моделей взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и адаптации студентов к учебной деятельности и учебной группе, необходимо отметить, что выполнение однофакторного дисперсионного анализа показало взаимосвязи аккультурационных установок и адаптации студентов к учебной группе (p = 0,0025). Значимость взаимосвязи аккультурационных установок и показателя «адаптация студентов к условиям учебной деятельности» - не установлена (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь стратегий аккультурации и адаптации к учебной группе

Аккультурационная установка Интеграция Ассимиляция Сепарация Маргинализация p

Адаптация к учебной группе 11,6 8,3 8,6 9,l 0,0025

Полученный результат лишь относительно согласуется с положениями Дж. Берри, согласно которым «на адаптацию лучше всего влияет стратегия интеграции, затем сепарации, затем ассимиляции и хуже всех - маргинализации» [37].

Стремление сохранить свои основные культурные характеристики, но при этом принять основные ценности и образцы поведения новой культуры (установка на интеграцию -т = 11,6), выступает механизмом установления конструктивных отношений между студентами. Чем интенсивнее контакты, как с представителями своей социокультурной группы, так и с представителями новой социокультурной группы, стремление к овладению языка принимающего сообщества, тем более эффективнее протекает процесс адаптации.

При этом установка на маргинализацию, также влияет на процесс адаптации (т = 9,7). Влияние данной установки более выражена у представительниц женского пола. Предполагаем, что в российской культуре сложилось особое понимание роли женщины в обществе, что приводит к осмыслению этой позиции со стороны иностранных студенток из арабских и африканских стран. Однако, понимание и принятие / не приятие в рамках новой культуры себя, переосмысление своего статуса, как женщины, в рамках своей культуры, через призму нового знания и опыта, обуславливает позицию маргинализации (отвержение и своей собственной культуры и непринятие новой).

На этапе анализа полученных в исследовании данных методом моделирования структурными уровнениями, была получена модель со статически значимыми регрессионными коэффициентами (р < 0,05) взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и адаптации к учебной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Регрессионные коэффициенты модели взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и адаптации к учебной деятельности

Структурные компоненты взаимосвязи Estimate S.E. C.R. P

Интеграция <- Планирование 0,16 0,073 2,181 0,029

Сепарация <- Программирование -0,229 0,07 -3,296 ***

Интеграция <- Гибкость 0,21 0,073 2,86 0,004

Интеграция <- Самостоятельность -0,224 0,069 -3,22 0,001

Адаптация к учебной деятельности (АдаптУД) <- Оценка результатов 0,238 0,066 3,611 ***

АдаптУД <- Интеграция 0,222 0,065 3,403 ***

АдаптУД <- Сепарация -0,255 0,065 -3,919 ***

Примечания: в таблице представлены показатели Estimate - значение регрессионного коэффиционнта; S.E. - ошибка регрессионного коэффиционнта; C.R. - критическое отношение (t-критерий); Р - Вероятность нулевой гипотезы

Следует отметить, что переменная саморегуляции «моделирование» не вошла в данную структуру. Показатель «моделирование» раскрывает индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, что проявляется в адекватности программ действий и плана деятельности для достижения поставленной цели. Не знание правил, традиций, принятых норм поведения новой культуры, осложняет процесс моделирования своего поведения в сложившихся условий для достижения целей.

Моделирование структурными уровнениями влияния показателей осознанной саморегуляции, аккультурационных установок на эффективность адаптации.

На рисунке 1 представлена медиаторная модель с указанием показателей согласованности и значимости косвенных эфектов, описывающих детерминации адаптации студентов к учебной деятельности. В построении медиаторной модели предиктором выступили показатели осознанной саморегуляции (СР) - планирование (Плн), программирование (Пргрм), гибкость (Гибк), самостоятельность (Смст), оценка результатов (ОцРез), в качестве зависимой переменной - адаптация к учебной деятельности (АдаптУД), а аккультурационные установки включены в качестве медиатора.

Примечания: числа у стрелок - стандартные регрессионные коэффициенты: Плн - показатель «планирование»; Пргрм - показатель «программирование»; Гибк - показатель «гибкость»; Смст - показатель «самостоятельность»; ОцРез - показатель «оценка результатов»; АдаптУД - адаптация к учебной деятельности

Рисунок 1. Медиаторная модель взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и адаптации студентов к учебной деятельности

Данная модель демонстрирует, что адаптация к учебной деятельности значимо непосредственно детерминирована показателем «оценивание результатов» (в = 0.23). Сформированность и устойчивость субъективных критериев оценки результатов своей деятельности, умение согласовывать полученные результаты с поставленной целью, снижает вероятность ошибок в организации и реализации учебной деятельности студентов в новых условиях.

Во взаимосвязи показателей «планирование», «гибкость», «самостоятельность» и показателя адаптации к учебной деятельности медиаторную роль играет аккультурационная установка на интеграцию. Установка на интеграцию инициирует готовность принимать образцы поведения представителей другой (принимающей) культуры, осознанно планировать свою деятельность, быстро перестраивать планы в изменившихся условиях. Следует отметить отрицательные значения взаимосвязи интеграции и показателя «самостоятельность» (в = -0.23). Предполагаем, что выраженная самостоятельность в планировании своей деятельности и поведения, контроль хода выполнения, умение анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности, снижает необходимость интегрироваться в иную культуру.

Адаптация к учебной деятельности значимо косвенно детерминирована регуляторным показателем «программирование» (в = -0.23) (через аккультурационную установку на сепарацию). Чем более сформирована у человека потребность продумывать способы своих действий и поведения в сложившихся условиях для достижения намеченных целей

(планирование), тем ниже установка на жесткое сохранение своих культурных паттернов поведения, тем эффективнее протекает процесс адаптации к учебной деятельности.

На этапе построения медиаторной модели взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и адаптации к учебной группе (табл. 3, рис. 2) не вошли показатели саморегуляции «оценивание результатов» и «моделирование».

Таблица 3

Регрессионные коэффициенты модели взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и адаптации к учебной группе

Структурные компоненты взаимосвязи Estimate ß S.E. C.R. P

Интеграция <- Планирование 0,16 0,073 2,181 0,029

Сепарация <- Программирование -0,229 0,07 -3,296 ***

Интеграция <- Гибкость 0,21 0,073 2,86 0,004

Интеграция <- Самостоятельность -0,224 0,069 -3,22 0,001

Адаптация к учебной группе (АдаптУГ) <- Сепарация -0,217 0,063 -3,467 ***

АдаптУГ <- Интеграция 0,257 0,064 4,005 ***

АдаптУГ <- Гибкость 0,3 0,065 4,631 ***

Вторая модель демонстрирует, что показатель адаптации «к учебной группе» значимо непосредственно детерминирован показателем саморегуляции «гибкость» (в = 0.30) и косвенно детерминирован показателями «планирование», «гибкость», «самостоятельность» (через аккультурационную установку на интеграцию).

Таким образом, можно говорить о том, что в определенных ситуациях эффективность адаптации к учебной группе непосредственно зависит от регуляторно-личностный способности студента перестраивать, вносить коррекции в систему своего поведения при изменении внешних и внутренних условий (показатель «гибкость»). Данный показатель также может выступать мобилизационным механизмом в функциональной интеграции иностранных студентов в новую для них культуру взаимоотношений. Данный характер интеграции, в эпоху интенсивного рзвития информатизации, характерен для современной молодежной субкультуры. Он нацелена на повышение функциональной эффективности, прежде всего отдельного человека и всего культурного сообщества.

Как и в предыдущей модели, аккультурационная установка на сепарацию также играет посредническую роль (в = -0.22) в указанной взаимосвязи. Выраженная способность молодых людей продумывать способы своих действий и поведения, готовность гибко их менять в новых обстоятельствах (программирование) снижает необходимость замыкаться в собственном кругу общения (сепарация), тем самым повышая вероятность быстрой и оптимальной адаптации к учебной группе.

Интересен факт медиаторной роли установки на интеграцию и показателя саморегуляции «самостоятельность» (в = -0.23). Недостаточно сформированная у молодых людей способность самостоятельно планировать деятельность и поведение повышает потребность в интеграции, стремлении принимает основные ценности и образцы поведения иной культуры, повышая успешность адаптации к студенческой группе.

Одновременное рассмотрение нескольких предикторов адаптации позволяет, опираясь на статистически значимые показатели, более подробно описывать и обсуждать возможные каузальные связи между показателями осознанной саморегуляции и видами адаптации. Данная связь скрывается за выбором иностранными студентами самых разных аккультурационных установок в отношении к новой культурной среде и ее представителям.

Примечания: Плн - показатель «планирование»; Пргрм - показатель «программирование»; Гибк - показатель «гибкость»; Смет - показатель «самостоятельность»; ОцРез - показатель «оценка результатов»; АдаптУД-адаптация к учебной деятельности

Рисунок 2. Медиаторная модель взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и адаптации студентов к учебной группе

Представленные модели, несмотря на удовлетворительные показатели согласованности, описывают допустимые, но не подтвержденные в качестве психологических закономерностей связи. Вместе с тем, представленные модели дают возможность сформулировать новые гипотезы, определить перспективы дальнейших исследований.

Выводы

Исследование взаимосвязей регуляторно-личностных факторов с показателями адаптации позволило получить эмпирические данные, подтверждающие ресурсную роль механизмов осознанной саморегуляции. Истинно ресурсная роль осознанной саморегуляции проявляется в ситуации, когда установки на сепарацию и маргинализацию выступают ключевыми в условиях переживания аккультурационного стресса.

Регуляторные факторы устойчиво являются значимыми предикторами адаптации иностранных студентов к учебной группе и учебной деятельности. Полученные данные согласуются с результатами измерения вкладов регуляторно-личностных показателей в эффективность адаптации человека к новой социокультурной среде [39; 40].

Таким образом, получены новые данные о специальных регуляторно-личностных ресурсах адаптации. Так в адаптации к учебной деятельности неизменно значимым положительным предиктором выступает регуляторный показатель «оценка результатов деятельности», а адаптации к учебной группе - «регуляторно-личностный показатель «гибкость».

Аккультурационные установки на интеграцию и сепарацию выступили медиаторами в данной взаимосвязи. Интеграция усиливает успешность адаптации как к учебной деятельности, так и к учебной группе, тогда как сепарация снижает вероятность успешной адаптации.

Новизна и значимость настоящего исследования состоит в том, что были получены новые данные, которые позволяют обнаружить и проанализировать реципрокную связь саморегуляции и аккультурационных установок в ситуации социокультурной адаптации.

Благодаря использованию методологии медиаторного анализа в контексте исследования связей между регуляторно-личностными характеристиками и видами адаптации иностранных студентов можно выделить переменные, опосредствующие эффективности адаптации.

Таким образом, в исследовании были установлены особенности взаимосвязи между компонентами осознанной саморегуляции и показателями адаптации к учебной группе и учебной деятельности иностранных студентов. Саморегуляция выступает важным предиктором успешной адаптации студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриценко В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Смысл. 2001. С. 112-138.

2. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Отв. ред. Э.А. Александрян / АН Арм. ССР, Инст. философии и права. Ереван, Изд. АН Армянской ССР, 1988. 236 с.

3. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов; Регион. лечеб.-диагност. мед. центр «Бехтерев», Благотвор. некоммер. фонд «Здоровое будущее». СПб.: Мед. пресса, 2002. 344 с.

4. Вадутова Ф.А. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах / Ф.А. Вадутова, Л.И. Кабанова, Г.И. Шкатова // Вестник ТГПУ. 2010. № 12. С. 123-126.

5. Гладуш А.Д. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: учеб. пособие / А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова, В.М. Филиппов. М.: РУДН, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (1). С. 284-288. URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7798351.

7. Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация мигрантов в принимающем поликультурном обществе: автореф. дис. ... докт. социол. наук. Саратов, 2018.

8. Сухова А.Н. Социальная, академическая и культурная адаптация иностранных студентов: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2013.

9. Иванова М.И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... д-ра психол. Наук. СПб.: СПбГТУ, 2001.

10. Соломонов В.А., Фомина Е.А. Типы студентов по регуляторно-личностным показателям адаптации к условиям обучения. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлёв. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 2216 с.

11. Bajusz, E. (ed) Physiology and pathology of Adaptation Mechanisms. London, 1969.

12. Вершок А.Б. Культурный шок и проблемы аккультурации. Электронный ресурс. Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов. М.: МГППУ, 2013.

13. Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Смысл, 2001. С. 25-39.

14. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 281 с.

15. Польченко О.В. Регуляторные и личностные предикторы аккультурационного стресса. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлёв. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 2216 с.

16. Barrett M. English children's acquisition of a European identity / M. Barrett // Changing European Identities: Social-Psychological Analyses of Social Change / Ed. by. G. Breakwell, E. Lyons. Oxford Pergamon Press, 1996. P. 145-172.

17. Berry J.W., Hou F. Immigrant acculturation and wellbeing in Canada. Canadian Psychology. Volume 57, Issue 4, 1 November 2016, Pages 254-264.

18. Berry J.W. Diversity and equity. Cross Cultural and Strategic Management. Volume 23, Issue 3, 1 August 2016, Pages 413-430.

19. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: the Social Organization of Culture Difference / Ed. by F. Barth. Bergen-Oslo, London. Universitets Forlaget. 1969. P. 45-78.

20. Breugelmans S.M. Perceived intergroup difference as an organizing principle of intercultural attitudes and acculturation attitudes // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2012. Vol. 43. № 5. P. 801-821.

21. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования. 1999.№ 9. С. 67-75.

22. Бухарева С.Л. Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 26 с.

23. Весна Е.Б. К проблеме формирования этнической идентичности в полиэтничном мире // Вестник КРАУНЦ. Сер. Гуманитарные науки. 2004. № 2. С. 3-6.

24. Даен Д.В. Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений: дисс. канд. социол. наук. Саратов, 2003. 166 с.

25. Солдатова Г.У. Социокультурный подход в практической психологии вынужденной миграции // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Смысл, 2001. С. 4-24.

26. Татарко А.Н. Этническая идентичность и ценностные ориентации представителей традиционных культур в условиях модернизации общества / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева, М.А. Козлова // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4/5. С. 120-127.

27. Connor W. Ethnonationalism. The Quest for Understanding. Princeton. 1994.

https:// mir-nauki. com

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

Diehl C., Schnell R. «Reactive Ethnicity» or «Assimilation»? Statements, Arguments, and First Empirical Evidence for Labor Migrants in Germany // International Migration Review. Volume 40, Issue 4, 2006, P. 786-816.

Jasinskaja-Lahti I., Mahonen T.A., Liebkind K. Identity and attitudinal reactions to perceptions of inter-group interactions among ethnic migrants: A longitudinal study // British Journal of Social Psychology. Volume 51, Issue 2, 2012, P. 312-329.

Sheffer, G. A new Field of Study: Modern Diasporas in international politics. // Modern Diasporas in international politics, (ed.). By Gabriel Sheffer. New York. 1986.

Tajfel H., Turner J.C. The Social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986. P. 149-178.

Банщикова Т.Н., Ширяева И.С. Кросскультурные особенности саморегуляции и совладающего поведения как осознанные процессы преодоления трудных жизненных ситуаций // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета № 5(74), 2019. С. 136-146.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 2011. 320 с.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 501-509.

Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.

Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. C. 1 -12.

Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario. 1996.

Baron R.M., Kenny D.A. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations. Journal of Personality and Social Psychology, 1986, 51(6), 1173-1182.

Банщикова Т.Н., Моросанова В.И. Регуляторно-личностная типология студентов с различным характером адаптации к новым социокультурным условиям // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы V Международной научно-практической конференции (05-07 октября 2018 г.) / Иваново: Научный мир, 2018. Ч. I., 249 с. (С. 31-39).

Банщикова Т.Н. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов социокультурной адаптации иностранных обучающихся / Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. Москва, 2018. С. 1946-1953.

Banshchikova Tatiana Nikolaevna

North-Caucasus federal university, Stavropol, Russia

E-mail: sevkav@mail.ru

Morosanova Varvara Ilinichna

Psychological institute of Russian academy of education, Moscow, Russia

E-mail: morosanova@mail.ru

The relationship between conscious self-regulation and socio-cultural adaptation of foreign students

Abstract. The work is empirical evidence of the existence and indirect connection of individual components of self-regulation with indicators of adaptation. Self-regulation mechanisms in the context of students' adaptation to the new sociocultural environment. A theoretical analysis of the problems made it possible to take into account self-regulation as a psychological means of mobilizing and integrating cognitive and personal resources to solve the problems of socio-cultural adaptation of foreign students. The aim of the presented research project was to create multi-level integration models, including regulatory and personal resources. The empirical sample of studies included 316 students aged 17 to 25 years from non-CIS countries, the CIS and the Republic of the North Caucasus Federal District. Female representatives make up 14 %, men - 86 %. In the course of the study it was found that the relationship to integration and separation plays a mediating role in the relationship of self-regulation and adaptation. Established upon assimilation, divisions do not mediate established relationships. Integration strengthens the likelihood of successful adaptation of foreign students. When adapting to educational activities, the regulatory indicator "performance assessment" is a consistently significant positive predictor of competition, and adaptation to the study group is a normative and personal indicator of flexibility. As a result, new data were obtained in which we can find and analyze self-regulation and neat relationships in the context of sociocultural adaptation. Thanks to the use of the methodology of mediator analysis in studies of the relationship between regulatory and personal requirements and types of adaptation, we can distinguish variables that mediate the effectiveness of adaptation.

Keywords: acculturation attitudes; conscious self-regulation; sociocultural adaptation; foreign students; separation; integration; mediator analysis; structural modeling

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.