Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ЭКОСБЕРЕГАЮЩИМ КОМПОНЕНТОМ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ЭКОСБЕРЕГАЮЩИМ КОМПОНЕНТОМ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъективное благополучие / эмоциональное выгорание / экономическое самоопределение / эко-сберегающие ориентации / subjective well-being / emotional burnout / economic self-determination / eco-saving orientations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хащенко Татьяна Геннадьевна

В статье представлены результаты одной из серий многопланового исследования взаимосвязи психологического благополучия субъекта профессиональной деятельности с индивидуальными особенностями его экономического самоопределения. Эмпирически подтверждена связь эмоционального выгорания преподавателей средних общеобразовательных учреждений с триадой эко-сберегающих ориентаций в процессах их экономического самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хащенко Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS WITH THE ECO-SAVING COMPONENT OF THEIR ECONOMIC SELF-DETERMINATION

The article presents the results of one of the series of a multifaceted study of the relationship between the psychological well-being of the subject of professional activity with the individual characteristics of his economic self-determination. The connection of emotional burnout of teachers of secondary educational institutions with the triad of eco-saving orientations in the processes of their economic self-determination has been empirically confirmed.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ЭКОСБЕРЕГАЮЩИМ КОМПОНЕНТОМ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ЭКОСБЕРЕГАЮЩИМ КОМПОНЕНТОМ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Хащенко Татьяна Геннадьевна (Ульяновск, Россия), доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой права, педагогики и психологии, Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина. E-mail: taropsy@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты одной из серий многопланового исследования взаимосвязи психологического благополучия субъекта профессиональной деятельности с индивидуальными особенностями его экономического самоопределения. Эмпирически подтверждена связь эмоционального выгорания преподавателей средних общеобразовательных учреждений с триадой эко-сберегающих ориентаций в процессах их экономического самоопределения.

Ключевые слова: субъективное благополучие, эмоциональное выгорание, экономическое самоопределение, эко-сберегающие ориентации.

THE CONNECTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS WITH THE ECO-SAVING COMPONENT OF THEIR ECONOMIC SELF-DETERMINATION Khashchenko Tatiana Gennadievna (Ulyanovsk, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of department of Law, Pedagogy and Psychology, Ulyanovsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin. E-mail: taropsy@mail.ru

Abstract. The article presents the results of one of the series of a multifaceted study of the relationship between the psychological well-being of the subject of professional activity with the individual characteristics of his economic self-determination. The connection of emotional burnout of teachers of secondary educational institutions with the triad of eco-saving orientations in the processes of their economic self-determination has been empirically confirmed.

Keywords: subjective well-being; emotional burnout; economic self-determination; eco-saving orientations.

Проблема субъективного благополучия человека в профессии, несмотря на многолетнюю разработку и значительный массив накопленных данных, со временем не только не теряет своей остроты, но открывается новыми гранями, актуализируемыми изменившимися обстоятельствами жизнедеятельности человека. На текущий момент новые научные данные и новая реальность определяют необходимость при изучении личностных факторов субъективного благополучия в профессии учитывать не только сам факт взаимоопосредованности процессов профессионального и экономического самоопределения личности, но и отражение в этих процессах ее отношения ко всем аспектам изменяющейся среды жизнедеятельности: внешне предметному (природному и антропогенному), социальному и внутреннему (телесному и ментальному).

Самоопределяясь в экономическом пространстве бытия и профессионального функционирования, человек принимает решения о приемлемости материальных обстоятельств собственной жизни и профессиональной деятельности, о способах изменения или поддержания этих обстоятельств, осуществляет выбор источников материальных благ и конкретного формата собственной трудовой активности как соотношения усилий и доходов и т.п. В этой связи актуализируется вопрос о том, как приоритеты самоопределяющегося субъекта и то, чем он готов пренебречь на пути к материальному благосостоянию и приемлемым для него материальным обстоятельствам жизни и профессионального функционирования, связано с его психологическим «самочувствием» в профессии, в том числе с профессиональными деструкциями и эмоциональным выгоранием.

Вышесказанным объясняется цель одной из серий нашего многопланового исследования взаимосвязи психологического благополучия субъекта профессиональной деятельности с индивидуальными особенностями его экономического самоопределения, посвященной изучению связи эмоционального выгорания преподавателей школ с особенностями проявления в процессах их экономического самоопределения эксплицированной нами ранее триады эко-сберегающих ориентаций: ориентаций на природо-, социо- и самосбережение [5]. Выделение указанной триады эко-сберегающих ориентаций продиктовано логикой современной междисциплинарной трактовки

«эко», охватывающей не только среду внешне-предметную (природную и культурно-антропогенную), но и социальную и внутреннюю среду (телесную, ментальную, внутренний мир личности) [1; 4 и др.]. Такая трактовка «эко» согласуется с современным пониманием устойчивого развития как сбалансированного процесса экономических и социальных преобразований, при которых не только природные ресурсы, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения, но и развитие личности согласованы друг с другом, укрепляя потенциал (нынешний и будущий) для удовлетворения человеческих потребностей.

Выделенные эко-сберегающие ориентации, как показали наши предыдущие исследования [5; 6], могут образовывать индивидуально специфичные констелляции, различающиеся у разных людей сбалансированностью (соотношением по силе проявления), и взаимодействием (конфликтностью или одновекторностью) этих ориентации Они могут рассматриваться в качестве системных компонентов экологической направленности личности, под которой (при всем разнообразии конкретных авторских трактовок) принято понимать относительно устойчивую систему внутренних мотивационных факторов, синергетически проявляющихся в отношении личности к среде собственной жизнедеятельности и в избирательности ее активности в экологически значимых ситуациях. В таком контексте понятие «эко-сберегающая» направленность личности может использоваться как качественная характеристика экологической направленности личности, проявляющаяся в бережном отношении к внутренней и внешней средам собственной жизнедеятельности, в поведении и деятельности, минимизирующих экологический «ущерб» принимаемых решений. В связи с вышесказанным становится интересным, как с проявлением указанных эко-сберегающих ориентаций в процессах экономического самоопределения личности связано ее субъективное благополучие в разных сферах жизнедеятельности, включая профессиональную. Полученный за многолетний период исследований эмоционального выгорания обширный массив отечественных и зарубежных данных о внешних и внутренних факторах возникновения и развития эмоционального выгорания у представителей разных профессий существенно расширил и обогатил понимание его психологических закономерностей. Опубликовано большое число данных о личностных предикторах эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий, в том числе у работников образования [3; 7 и др.]. Однако целостное и полное научное понимание психологических закономерностей и механизмов эмоционального выгорания, как уже отмечалось, невозможно без учета взаимоопосредованности содержания и результатов профессионального и экономического самоопределения личности, без понимания связи эмоционального выгорания личности с ее субъективным экономическим благополучием, с ее приоритетами в процессе поиска своего места в экономическом пространстве жизнедеятельности, с теми аспектами среды собственной жизнедеятельности, которыми она осознанно пренебрегает на пути к материальному благосостоянию. Одним из косвенных научных подтверждений целесообразности изучения этой связи выступают данные о том, что профессиональное выгорание в помогающих профессиях коррелирует не только с содержанием и особенностями организации профессиональной деятельности, но и с таким «внешним» по отношению к ее содержанию фактором, как получаемый доход [8].

В публикуемой серии исследования изучалась связь эмоционального выгорания преподавателей средних образовательных учреждений с триадой, описанных выше эко-сберегающих ориентаций. Эмпирическая база исследования была представлена учителями городских и сельских средних школ Ульяновской области. Объем выборки - 190 человек разного возраста и пола (роль гендера и возраста на данном этапе исследования не анализировалась).

Для диагностики изучаемых личностных параметров применялись широко известный опросник «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко [2] и разработанный группой авторов опросник «Э-СО» [5], позволяющий измерять выраженность эко-сберегающих ориентаций субъекта экономической самоопределения и выявлять их индивидуально специфичное соотношение. Для статистической обработки данных использовались корреляционный метод Спирмена, и-критерий Манна-Уитни и метод кластерного анализа.

Был выявлен ряд статистически значимых (теоретически ожидаемых) взаимосвязей между отдельными эко-сберегающими ориентациями и симптомами, характерными для разных фаз эмоционального выгорания. Установлена отрицательная корреляция общего показателя тревожной напряженности с выраженностью ориентаций на природо-, социо- и самосбережение (Д=-0,181 при

p=0,01, R=-0,164 при p=0,02 и R=-0,152 при p=0,04 соответственно) и их суммарным показателем Э-СО (R=-0,196 при p=0,01). Но показатель по шкале «Резистентность» коррелирует (отрицательно) только с ориентацией на социо-сбережение (R=-0,148 при p=0,04), а показатель по шкале «Истощение» коррелирует (отрицательно) только с ориентацией на самосбережение (R=-0,161 при p=0,03). Суммарный показатель Э-СО оказывается связанным на статистически значимом уровне только с показателем напряженности. Применение U-критерия Манна-Уитни к результатам кластерного анализа (K-means) привело к выводу об опосредованности взаимосвязи изучаемых феноменов взаимодействием эко-ориентаций между собой. Из пяти кластеров, различающихся не только «абсолютными» показателями по шкалам, но и их сбалансированностью, была выделена группа (10 % от общей выборки) с наиболее высокими, но близкими (с разницей не более 2 баллов) показателями эко-сберегающих ориентаций. Обнаружилось, что у данной группы статистически значимо симптоматика всех фаз эмоционального выгорания наименее выражена по сравнению с другими группами и остальной частью выборки в целом (Z=-2,754 при p=0,006 для фазы резистентности и Z=—1,965 при p=0,049 для фазы истощения). То есть, вероятность развития эмоционального выгорания уменьшается одновременно только с одновременным сбалансированным усилением всех трех эко-сберегающих ориентаций. В целом полученные данные подтверждают, что понимание психологических закономерностей и механизмов возникновения и развития эмоционального выгорания преподавателей не будет полным без учета особенностей их экономического самоопределения, в том числе тех аспектов среды их жизнедеятельности, которыми они осознанно пренебрегают на пути к материальному благосостоянию. Вместе с тем, результаты публикуемой серии подтверждают целесообразность экспликации в качестве самостоятельного предмета научного исследования эко-сберегающей направленности личности как целостного образования, интегрирующего триаду описанных выше эко-сберегающих ориентаций.

Литература

1. Абульханова К.А. К проблемам экологии личности и возможности психологической поддержки // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 6-22.

2. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 343 с.

3. Крецан З.В., Морозов Е.В., Семке Л.В. Параметры личности как предиктор развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов школы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4, № 1 (13). С. 12-25.

4. Панов В.И. От экологической психологии к субъект-средовым взаимодействиям // Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики Коллективная монография / Под ред. М.О. Мдивани. - М., 2017. - С. 4-14

5. Хащенко Т.Г., Сафукова Н.Н., Болтунова С.В. Эко-сберегающая детерминанта экономического самоопределения личности. Валидизация опросника // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11. С. 409-426.

6. Эко-сберегающая направленность личности субъекта экономического самоопределения как результат профессионализации в вузе // Взаимодействие в условията на университетското образование: проблеми и перспективи, борник с научни доклади. Първа книга. - Габрово (Болгария): ЕКС-ПРЕС, 2017. - С. 510-514.

7. Jamaludin I.I., You H.W. Burnout in relation to Gender, Teaching Experience, and Educational Level among Educators // Education Research International. - 2019. - Т. 2019.

8. Vredenburgh L.D, Carlozzi A.F., Stein L.B. Burnout in counseling psychologists: type of practice setting and pertinent demographics // Counselling Psychology Quarterly. 1999. Vol. 12, Issue 3. P. 293-302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.