DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-34 УДК 159.9
ЭКО-СБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
ВАЛИДИЗАЦИЯ ОПРОСНИКА
Хащенко Т.Г., Сафукова Н.Н., Болтунова С.В.
Усложнение и нестабильность экономической среды жизнедеятельности современного человека выводят на первый план проблему личностной детерминации его экономического самоопределения, в том числе того её аспекта, который связан с эко-сбе-режением (природо-сбережением, социо-сбережением и само-сбережением). Успешность решения этой проблемы определяется наличием адекватного психологического инструментария (диагностического и психотехнологического). В статье приведены теоретико-методологические основания и результаты валидизации диагностического опросника Э-СО, предназначенного для изучения эко-сберегающих ориентаций субъекта экономического самоопределения. Полученные результаты могут быть использованы в психологической практике в целях диагностики и при разработке психологических технологий формирования эко-сберегающих ориентаций личности, а также в научных исследованиях личностной детерминации экономического поведения индивида и группы.
Ключевые слова: экономическое самоопределение личности; эко-сберегающая детерминация; психологическая диагностика; валидизация.
ECO-PROTECTING DETERMINANTS OF THE ECONOMIC SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY. VALIDATION OF THE QUESTIONNAIRE
Khashchenko T.G., Safukova N.N., Boltunova S.V.
The complexity and instability of the economic environment of contemporary life bring to the fore the question of individual determinants of economic self-determination, including aspects that are linked to eco-caring (environmentalprotection, social and self-preservation).
The successful solution of this problem is determined by the availability of adequate psychological tools (diagnostic andpsychotechnological). In the article theoretical and methodological bases and the results of validation of the questionnaire e-co, designed to explore eco-caring orientations of the subject of economic self-determination. The results can be used in psychological practice for diagnostic purposes and in the development of psychological technologies offormation of eco-saving orientations of a person, as well as in the research of the psychological determination of economic behavior of the individual and the group.
Keywords: economic self-determination of personality; eco-caring orientations; psychological diagnostics; validation.
Усложнение и нестабильность экономической среды жизнедеятельности современного человека выводят на первый план проблему его экономического самоопределения на разных жизненных этапах, в процессе экономической социализации и профессионализации личности. Вышесказанное, в свою очередь, определяет специфические задачи психологической практики, в том числе в системе образования, для решения которых требуются адекватные диагностические средства и эффективные психотехнологические решения, при разработке которых следует учитывать, что процесс экономического самоопределения, несмотря на общность базовых детерминант различных аспектов целостного самоопределения личности (профессионального, экономического, социального, жизненного в целом), имеет свое собственное психологическое содержание.
Поиск оптимальной позиции в системе экономических отношений и выбор способа функционирования в экономическом пространстве жизнедеятельности, принятие решений о доступности и приемлемости конкретных источников материальных благ и материальных средств удовлетворения актуальных потребностей, путей и способов их приобретения, приемлемости конкретной формы проявления экономической активности, основан не только на представлениях самоопределяющегося субъекта о социально-экономических условиях и их динамике, его собственных притязаниях, ожиданиях и потенциальных возможностях, но и на его жизненных смыслах, идеалах и принципах [10]. Последнее определяет не только результаты принятых решений непосредственно для самоопределяющегося субъекта, но и их последствия для окружающей природы и общества, для человечества в целом.
Высокая социальная актуальность вышесказанного объясняет интерес исследователей к ценностно-смысловой регуляции функционирования личности в экономическом пространстве с позиции самостоятельного, ответственного и рефлексирующего субъекта [10, 11, 18 и др.],
подготовивших своими результатами фундамент для изучения того аспекта экономического самоопределения личности и группы, который связан с эко-сбережением в семантически расширенном толковании этого понятия, включающем не только пространственно-предметные (природные и антропогенные), но также социальные и «внутренние» условия функционирования личности).
Несмотря на социальную актуальность проблемы эко-сберегающей детерминации экономического самоопределения личности и группы, психологическое содержание, условия и механизмы её формирования и проявления остаются недостаточно изученными, в том числе и ввиду недостаточности подходящего для этой цели валидного инструментария. Вышесказанным определяется актуальность исследования, посвященного разработке и валидизации опросника Э-СО («Эко-сберегающие ориентации субъекта экономического самоопределения»).
Методологическим основанием опросника служит экопсихологический подход, с парадиг-мальных позиций которого экономическое самоопределение личности является органической составляющей и результатом функционирования системы «субъект психической активности -окружающая среда» как онтологического субъекта формопорождения психической реальности) [23; С. 15]. Разработка опросника опиралась на фундаментальные исследования проблемы нравственной регуляции экономического самоопределения личности [10, 11, 18] и результаты исследований феномена социальной ответственности бизнеса [54 и др.], на современные психоэкологические и антропоэкологические исследования [22, 23, 39 и др.], результаты фундаментальных и прикладных исследований экологического сознания личности [2,5,7, 9, 18, 23, 24, 25, 26, 34, 35, 36, 40, 41, 49 и др.], эколого-ориентированного мировоззрения и эколого-ори-ентированной личности [1, 12], условий и механизмов формирования экологической культуры личности, ценностного отношения к природе, экологических ориентаций, [3,4, 9, 11, 13, 31, 33, 48], на работы, посвященные «экологическому императиву» (как границе допустимой активности человека, которую он не должен переступать ни при каких обстоятельствах [19]).
Поскольку разработка опросника Э-СО исходила из трактовки «ойкод», охватывающей не только объекты природы, но и социальные отношения, «телесную» среду функционирования Я и внутренний мир личности, при формулировании пунктов опросника, подборе стимульного материала, принимались во внимание результаты научной разработки проблем психологического здоровья личности (как динамического состояния внутреннего благополучия человека, позволяющего ему актуализировать индивидуальные и психологические возможности на любом этапе жизни [27]), исследований профессионального здоровья [20, 29], внутренней картины собственного здоровья [15, 32, 52], «психического выгорания» [21, 28], исследований
в рамках саноцентрического подхода [51], «санногенного мышления» [8, 16], здоровьесбере-гающего [14, 29, 43, 44, 45, 46, 47] и самосохранительного поведения [50]. Учитывалось принципиальное различие между понятиями психическое и психологическое здоровье, состоящее в том, что последнее (как относящееся к личности в целом), тесно связано с высшими проявлениями человеческого духа, высшими ценностями, смысложизненным поиском [30, 37, 38], с личностной самореализацией и субъектностью [29, 51].
Текст опросника включил 27 пунктов, согласие с которыми респонденты должны оценивать по четырехбалльной шкале (определенно согласен, скорее согласен, скорее не согласен и определенно не согласен). Пункты опросника, имеющие, как «прямую», так и «обратную» форму, структурируются по трем основным шкалам: «само-сбережение (СС)», «социо-сбе-режение (СоС)» и «природо-сбережение (ПС)»), а также дополнительным шкалам: «компонентным» (когнитивный, аффективный и конативный компоненты) и «уровневым» шкалам (МиУ - микроуровень, МеУ - мезоуровень и МаУ - макроуровень проявления эко-сберегаю-щих ориентаций). Показатели уровневых шкал характеризуют не уровень сформированности или интенсивности проявления изучаемых ориентаций, а «пространство» их распространения (от индивидуального быта и непосредственных контактов личности до уровня человечества в целом, универсума). Результатом обработки получаемых с помощью опросника данных выступает индивидуальный профиль Э-СО, в котором отражаются индивидуальные показатели по основным и вспомогательным шкалам.
Соответствие опросника психометрическим требованиям проверялось на выборке объемом 300 человек, представленной студенческим контингентом двух вузов (отраслевого и педагогического) разных направлений подготовки.
Надежность (внутренняя согласованность) опросника подтверждена а-коэффициентами Кронбаха для всего опросника в целом и трех его основных шкал, которые равны соответственно: 0, 958; 0, 897, 818, 0, 818.
Конструктная валидность опросника обеспечивается логикой его построения, отражающей трактовку эко-сберегающих ориентаций субъекта экономического самоопределения как системы представлений, ценностно-аффективных отношений и конативных элементов в личностной структуре самоопределяющегося субъекта, побуждающих его к эко-сообразному выбору, учитывающему влияние собственной экономической активности на внешний и внутренний
Конвергентная валидность подтверждается корреляциями показателей, полученных при помощи опросника, с показателями методик, диагностирующих личностные характеристи-
ки, теоретически взаимосвязанные с исследуемым конструктом: ценностными ориентациями (тест Рокича и опросник МТЖЦ В.Ф. Сопова Л.В. Карпушиной), с самоотношением личности (опросник В.В. Столина и С.Р. Пантелеева), с выраженностью установки на альтруизм (одноименная шкала опросника О.Ф. Потёмкиной), с социальной отзывчивостью (опросник «Balanced Emotional Empathy Scale» А. Мехрабиана), с отношением к собственному здоровью (опросник С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью») и отношением к природе: «интенсивностью субъективного отношения к природе» (опросник «Натурофил» С. Дерябо и В. Ясвина), шкалой «экологическая ответственность» [40] (табл. 1).
Таблица 1
Корреляции показателей шкал направленности и компонентных шкал опросника с теоретически связанными с ними характеристиками личности (полужирным шрифтом выделены корреляции прир < 0,05
шкалы Переменные для n = 300
Рейтинг ценностных ориентаций (по М. Рокичу)
Альтруизм Социальная отзывчивость Духовное удовлетворение Индекс здоровья самоинтерес Интенсивность субъективного отношения к природе Экологическая ответственность здоровье материальная обеспеченность счастье других широта взглядов
ПС 0,141 0,303 0,180 0,160 -0,024 0,488 0,264 -0,047 0,255 -0,092 -0,163
СоС 0,195 0,303 0,214 0,075 -0,044 0,279 0,128 -0,061 0,241 -0,184 -0,160
СС 0,062 0,300 0,220 0,182 0,139 0,143 0,189 -0,139 0,212 -0,006 -0,143
Э-СО 0,165 0,395 0,251 0,180 0,021 0,361 0,210 -0,039 0,300 -0,106 -0,174
Установлены корреляции показателей «уровневых» шкал с теоретически взаимосвязанными с ними личностными характеристиками (табл. 2).
Эмпирическая валидность опросника подтверждается статистически значимыми различиями между группами, представляющими тип профессий «Человек-природа» (биологические, биотехнологические, ветеринарно-медицинские, естественно-географический профили подготовки), и другие профессиональные типы в совокупности (табл. 3).
Таблица 2
Корреляции показателей уровневых шкал опросника с теоретически связанными с ними характеристиками личности (полужирным шрифтом выделены корреляции, значимые прир < 0,05)
уровневые шкалы альтруизм-эгоизм социальная отзывчивость духовное удовлетворение (МТЖЦ) индекс здоровья экологическая ответственность рейтинг ценности здоровье рейтинг ценности материальная обеспеченность рейтинг ценности широта взглядов
МиУ 0,066 0,351 0,190 0,170 0,186 0,169 -0,215 -0,135
МеУ 0,232 0,336 0,213 0,164 0,192 -0,014 -0,210 0,213
МаУ 0,147 0,336 0,237 0,129 0,209 -0,018 -0,310 0,141
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей шкал направленности Э-СО в группах студентов,
представляющих разные типы профессий
Mann-Whitney U Test Marked tests are significant at p <0,05 для n = 263
шкалы направленности Rank Sum Человек - Природа Rank Sum Другие профессион. типы N p-level Z - adjusted p-level N Человек - Природа N Другие профессион. типы
ПС 24235 10481 5431 4,541 0,000 4,555 0,000 163 100
СоС 24688 10028 4978 5,297 0,000 5,310 0,000 163 100
СС 23670,5 11045,5 5995 3,598 0,000 3,608 0,000 163 100
Э-СО 17392 4344 2748 3,917 0,000 3,919 0,000 163 100
Повторный анализ результатов выполнения опросника (с двухмесячным промежутком) позволил получить данные, свидетельствующие о его тест-ретестовой надежности при p < 0,000. В целом полученные результаты свидетельствуют о соответствии разработанного опросника основным психометрическим критериям: надежности (одномоментной и ретестовой) и валид-ности (конструктной, конвергентной, эмпирической).
Вместе с тем, для дальнейшей стандартизации опросника требуются дополнительные исследования, поскольку описанные выше данные получены только на студенческом контингенте двух вузов (аграрного и педагогического) и на текущий момент могут быть применимы только к подобному контингенту.
Исследование поддержано грантом РГНФ № 14-06-00249.
ПРИЛОЖЕНИЕ Текст опросника и ключ к обработке результатов
№ Инструкция: Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них по четырехбальной шкале, ориентируясь на то, как Вы обычно ведете себя в подобных ситуациях
1 При выборе средств достижения материального благополучия следует предвидеть их влияние на ту природную среду, в которой сам непосредственно живешь, чтобы не причинить ей вреда
2 При выборе средств достижения материального благополучия не стоит оглядываться на их последствия для людей, с которыми приходится контактировать
3 Не стоит думать о собственном здоровье, если на кону стоит достижение желаемого уровня материального благосостояния
4 Чтобы иметь доступные современные средства жизненного комфорта (бытовую технику, средства связи, средства передвижения и т.д.) нужно смириться с неизбежным ущербом от их производства и использования для природной среды
5 Тот, кто хочет достичь желаемого уровня материального благосостояния, не должен отвлекаться на размышления о негативных последствиях своих действий для социального благополучия общества в целом
6 Потеря душевного равновесия, негативные и разрушающие эмоции это нормально на пути к материальному благополучию
7 При выборе инновационных технологий для повышения экономической эффективности нужно учитывать их возможное влияние не только на природу Земли, но и на пространство Вселенной в целом
8 Человек, стремящийся к материальному благополучию, не должен задумываться о возможном ущербе своих действий для человечества в целом
9 На пути к достижению желаемого уровня материального благосостояния духовные поиски или размышления о смысле собственной жизни - ненужная помеха
10 Я бы ничуть не расстроился, узнав, что увеличение получаемого мною дохода (зарплаты, прибыли) связано с причинением вреда окружающей природе вблизи от места моего проживания
11 Мне было бы очень неприятно узнать, что используемые мною способы достижения материального благополучия причиняют вред благополучию людей, с которыми мне приходится контактировать
12 Даже тогда, когда достижение материального благополучия требует огромных усилий и времени, приятно заботиться о собственном здоровье и сознавать, что делаешь все возможное, чтобы его поддержать
13 Мне было бы очень неприятно узнать, что производство и применение используемых мною средств жизненного комфорта (бытовой техники, бытовой химии, средств связи и передвижения) принесло ущерб природе, даже если бы это было очень далеко от места моего проживания
14 Мне безразлично, какой потенциальный вред обществу могли бы причинить мои действия на пути к желаемому мною уровню материального благосостояния (это не мои проблемы)
15 Радует, что даже в самые тяжелые времена на пути к материальному благополучию внутреннее равновесие и психологический комфорт зависят, в первую очередь, от тебя самого и твоей заботы о своем душевном состоянии
16 Мне безразличны возможные природные последствия в глобальном масштабе, связанные с используемыми мною источниками и средствами достижения материального благополучия
17 Я бы очень расстроился, если бы узнал, что используемые мною источники материальных благ косвенно приносят ущерб человечеству в целом
18 Мне было бы некомфортно, если бы на пути к материальному благополучию я бы лишился возможности духовного поиска и (или) понимания смысла собственной жизни
19 Я бы не стал (а) приобретать приглянувшийся товар, узнав, что его производство приносит вред окружающей природе недалеко от места моего проживания
20 Я откажусь от самого эффективного способа достижения желаемого уровня благосостояния, если узнаю, что он причинит ущерб благополучию людей, с которыми я взаимодействую
21 Если для достижения уровня материального благополучия нужно будет рискнуть своим здоровьем, я пойду на этот риск
22 Я бы отказался от дополнительного материального дохода, узнав, что он связан с причинением вреда окружающей природе, даже, если причиненный ущерб проявится далеко от места моего проживания
23 Если на одной чаше весов будет мое собственное материальное благополучие, а на другой - социальное благополучие общества, в котором я живу, я выберу второе
24 Я не стану заботиться о сохранении собственного душевного равновесия и психологического комфорта, если от этого будет зависеть получение необходимых материальных благ
25 Если бы на одной чаше весов было достижение желаемого мною уровня материального благосостояния, а на другой - безопасность земной природы, я бы выбрал собственное материальное благосостояние
26 Если я узнаю, что самый короткий путь к желаемому мною уровню материального благополучия потенциально опасен для социального благополучия далекого от меня населения Земли, я его использую
27 Нравственные ценности и духовные поиски - то, от чего мне легко отказаться на пути к материальному благополучию
Ключ к обработке:
По шкалам направленности: ПС: прямые 1, 4, 7, 13, 19, 22; обратные 10, 16, 25 СоС: прямые: 11, 17, 20, 23; обратные 2, 5, 8, 14, 26 СС: прямые: 12, 15, 18; обратные 3, 6, 9, 21, 24, 27
По шкалам компонентным: Когнитивный прямые: 1, 4, 7; обратные: 2, 3, 5, 6, 8, 9 Аффективный прямые: 11, 12, 13, 15, 17, 18; обратные: 10, 14, 16, Конативный: прямые: 19, 20, 22, 23,; обратные: 21, 24, 25, 26, 27
По шкалам уровневым: МИКРОУ: прямые: 1,11, 12, 19, 20; обратные: 2, 3, 10, 21 МЕЗОУ: прямые 4, 13, 15, 22, 23; обратные: 5, 6, 14, 24 МАКРОУ: прямые 7, 17,18 ; обратные: 8, 9, 16, 25, 26, 27
Список литературы
1. Абульханова К.А. К проблеме экологичной личности // 2-я Российская конференция по экологической психологии (12-14 апреля 2000 г.): Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 13.
2. Авдонин А.Н. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности / А.Н. Авдонин, Р.Б. Камаев, Д.С. Рыжевская // Социологические исследования. 1997. № 8. С. 88-92.
3. Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности ее проявления и развития в условиях эколого-ориентированной деятельности // Акмео-логия, 2008. №4 (36). С 28-33.
4. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: ответ на вызов глобальных проблем // Истоки единства: проблемы воссоздания социально-экологического пространства России и Беларуси. М., 2002. С. 11-30.
5. Глебов В.В. Экологическая психология. М.: РУДН, 2008. 243 с.
6. Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психологический журнал, 2006. Т. 27. № 4. С. 26-37.
7. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999. 310 с.
8. Данина М.М. Психологическая технология обучения анализу кинофильмов как средство развития саногенного мышления: Диссертация ...кандидата психол. наук. М., 2011 161 с.
9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. Т. 17, №6, 1996. С. 5-18.
10. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 480 с.
11. Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В. Условия формирования мотивации энергосбережения в системе профессионального образования // Личность в профессионально-образовательном пространстве. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции (21 ноября 2014 г.) / Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 60-65.
12. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М: Изд-во РУДН, 2008. 225 с.
13. Игнатова В.А. Экологическая культура. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева,2002. 212 с.
14. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Автореферат диссертации кандидата психол. наук. М., 2002. 280 с.
15. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 86-88.
16. Казаков Ю.Н. Психология безопасности. Концептуальные основы понятийного аппарата развития аутопсихологического потенциала санационного мышления в превентивной безопасности субъекта государственной службы. М.: МПГУ, 2013. 67 с.
17. Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы: Автореферат диссертации .доктора психол. наук. М., 2010. 47 с.
18. Медведева В.И., Алдашева А.А. «Экологическое сознание» Изд. второе, доп. М.: Логос, 2001. 384 с.
19. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. 200 с.
20. Никифоров Г.С., Шингаев С. М. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление // Психологический журнал, 2015. N 2 (36). С. 44-55.
21. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. Сб. научн. Трудов. Ярославль, 1999. С. 76-97.
22. Основы антропоэкологии / Под ред. В.Л. Обухова, В.Б.Сапунова. СПб.: Химиздат, 2000. 287 с.
23. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М.; СПб: Психологический институт
РАО; НЕСТОР-история, 2014. 304 с.
24. Панов В.И. Ноосфера — психическая реальность или метафора? (Экопсихологическая гипотеза) // Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия «Психология». Ярославль, 2006. С. 21-28.
25. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 196 с.
26. Панов В.И., Егорова Т.Е., Лапчинская Н.В. Психическое состояние в структуре экологического сознания // Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып. 4. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. С. 100-118.
27. Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. СПб.: Питер, 2006. 240 с.
28. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Под ред. Л.М. Митиной. Москва; СПб: Нестор, 2015. 416 с.
29. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / Гл. ред. И.О. Логинова. Красноярск: Версо, 2013. 420 с.
30. Роджерс К.Р. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 478 с.
31. Сосунова И.А. Экологическая культура как основа образования для устойчивого развития // Вестник международной академии наук (русская секция), 2008. № 2. С. 33-40.
32. Сурнов К.Г., Цветкова И.В. Психологический мониторинг интеграции современных технологий в жизнь социума как метод формирования оптимальной внутренней картины здоровья // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса. Материалы II межрегион. науч.-практ. конф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. Кн. 1. С. 62-64.
33. Тронина Л.А.Экологическая ориентация как фактор современного мировоззрения: Автореферат диссертации... доктора философ. наук. М., 2009. 38 с.
34. Тронина Л.А. Экологическое сознание как условие сохранения жизни // Известия РГСУ им.А.И. Герцена. 2009. №2 (106). С. 76-83.
35. Турчаева Р. А. Развитие экологического сознания будущих специалистов: Автореферат диссертации.. ..кандидата психол. наук. М., 2008. 30 с.
36. Чердымова Е.И., Сорокина Г.М. Организационно-психологическое сопровождение формирования экопрофессионального сознания студентов: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013 348 с.
37. Чудновский В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги перспективы исследования // Психологический журнал, 2015. № 1(36). С. 5-19.
38. Шувалов А. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2009. Вып. 4 (15). С. 87-101.
39. Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: Учебно-методический комплекс: Часть 1: Программы специализации, курсов повышения квалификации и дополнительного образования / Под общ. ред. А.В. Гагарина, А.В. Иващенко, С.А. Степанова. М.: Издательство РУДН, 2010. 143 с.
40. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика / В.И. Панов, М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс, Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Психологическая диагностика: Тематический выпуск, 2012 №1. 126 с.
41. Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 3-14.
42. Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Диссертация ....кандидата психол. наук, 1998. 276 с.
43. Diefenbach M.A., Leventhal H. The common-sense model of illness representation: theoretical and practical considerations // Journal of Social Distress and the Homeless. 1996. Vol. 5. P. 11-38.
44. Hay J.L., Ford J.S., Klein D. Adherence to colorectal cancer screening in mammography-adherent older women // Journal of Behavioral Medicine. 2003. Vol. 26. P. 553-576.
45. Moss-Morris R., Weinman J., Petrie K.J., Horne R., Cameron L.D., Buick D. The revised Illness Perception Questionnaire (IPQ-R) // Psychology and Health. 2002. Vol. 17. P. 1-16.
46. Norman P., Bennett P., Smith C., Murphy S. Health locus of control and leisure-time exercise // Personality and Individual Differences. 1997. Vol. 23(5). P. 769-774.
47. Schwarzer R., Britta R. Social-cognitive predictors ofhealth // Health Psychology. 2000. Vol. 19(5). P. 487-495.
48. Анисимов О.С. Экологический тупик и фундаментализация образования // Электронное периодическое научное издание «Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2014, №1. URL: http://www.heraldrsias.ru/download/articles/01_Anisimov_1.pdf (дата обращения 07.07.2015).
49. Бортнюк О.А. Формирование экологического самосознания современной молодежи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: НИЦ, 2015. № 5 (49). С. 3-10. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-1. URL: http://sisp. nkras.ru/e-ru/
50. Варакина Ж.Л., Кибанова Т.В., Любова А.Н. Методологические основания к изучению са-мосохранительного поведения детского и взрослого населения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: «НИЦ», 2015. № 5 (49). С. 49-61. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-6. URL: http: //sisp.nkras.ru/e-ru/
51. Соловьева В.А. Роль субъектности в психологическом здоровье человека // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. 2015. № 1 (7) [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения 28.08.2015).
52. Цветкова И.В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья // Психологические исследования. 2012. № 1(21). С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.07.2005). 0421200116/0011.
53. Dees J.G. Haas M., Haas P. The Meaning of Social Entrepreneurship. (электронный ресурс). Режим доступа URL: http: www. Partnerships. Org. au / Library / the_meaning_of social_entre-preneurship.htm. (дата обращения 17.11.2012).
References
1. Abul'hanova K.A. 2-ja Rossijskaja konferencija po jekologicheskoj psihologii (12-14 aprelja 2000 g.): Tezisy. [2nd Russian conference on environmental psychology (April 12-14, 2000): Abstracts]. Moscow: ecopsycenter ROSS, 2000. P. 13.
2. Avdonin A. N. Sociologicheskie issledovanija. [Sociological research]. no. 8. (1997): 28-33.
3. Gagarin A.V. Akmeologija [Acmeology], no. 4. Vol. 36 (2008): 28-33.
4. Glazachev S.N. Istoki edinstva: problemy vossozdanija social'no- jekologicheskogoprostranstva Rossii i Belarusi. [The origins of unity: the problem of reconstructing the socio-ecological space of Russia and Belarus]. Moscow. 2002. P. 11-30.
5. Glebov V.V. Jekologicheskaja psihologija [Ecological psychology]. Publishing house RUDN, 2008. 243 p.
6. Gorbacheva E.I., Kuprejchenko A.B. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], no. 4. Vol. 27 (2006): 26-37.
7. Derjabo S.D. Jekologicheskaja psihologija: diagnostika jekologicheskogo soznanija. [Ecological psychology: diagnostics of ecological consciousness ]. Moscow. 1999. 310 p.
8. Derjabo S.D., Jasvin V.A. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], no. 6. Vol. 17 (1996): 5-18.
9. Danina M.M. Psihologicheskaja tehnologija obuchenija analizu kinofil'mov kak sredstvo raz-vitija sanogennogo myshlenija: Dissertacija ...kandidatapsihol. nauk. [The responsibility of the individual as a property of the subject of life: The dissertation... of candidate degree of psychological Sciences]. Moscow. 2011. 161 p.
10. Zhuravlev A.L., Kuprejchenko A.B. Jekonomicheskoe samoopredelenie: teorija i jempiricheskie issledovanija [Self-determination: theory and empirical research]. Moscow: Publishing house «Institut psihologii RAN». 2007. 480 p.
11. Zhuravlev A.L., Kuprejchenko A.B. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], no. 2. Vol. 21 (2008): 5-15.
12. Zeer Je.F., Lebedeva E.V. Lichnost' v professional'no-obrazovatel'nom prostranstve. Materialy XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21 nojabrja 2014) [Personality in educational space. Proceedings of the XIII all-Russian scientific-practical conference (November 21, 2014)]. Ekaterinburg: RSPPU. 2014. P. 60-65.
13. Ivashhenko A.V., Panov V.I., Gagarin A.V. Jekologoorientirovannoe mirovozzrenie lichnosti: Monografija. [Ecology-oriented worldview of the personality: Monograph]. Moscow: Publishing house RUDN, 2008. 225 p.
14. Ignatova V.A. Jekologicheskaja kul'tura [Ecological culture.]. Tobol'sk: Publishing house TSPI named after D.I. Mendeleev. 2002. 212 p.
15. Kabaeva V.M. Formirovanie osoznannogo otnoshenija k sobstvennomu zdorov'ju upodrostkov: Avtoreferat dissertacii kandidata psihol. nauk. [The formation of conscious attitude to own health among adolescents: abstract of thesis of candidate of psychol. Sciences]. Moscow. 2002. 280 p.
16. Kagan V.E. Voprosy psihologii. [Questions of psychology], no. 1. (1993): 86-88.
17. Kazakov Ju.N. Psihologija bezopasnosti. Konceptual'nye osnovy ponjatijnogo apparata raz-vitija autopsihologicheskogo potenciala sanacionnogo myshlenija v preventivnoj bezopasnosti sub'ekta gosudarstvennoj sluzhby. [The psychology of safety. Conceptual framework the conceptual framework for the development of autopsychological potential in preventive safety of subject of public service]. Moscow. MPSU, 2013. 67 p.
18. Kuprejchenko A.B. Nravstvenno-psihologicheskaja determinacija jekonomicheskogo samoopre-delenija lichnosti i gruppy: Avtoreferat dissertacii ...doktorapsihol. nauk. [Moral-psychological determination of economic self-determination of individuals and groups: The author's abstract of dissertation... of doctoral degree of psychological Sciences]. Moscow. 2010. 47 p.
19. Medvedev V.I., Aldasheva A.A. Jekologicheskoe soznanie. Izd. vtoroe, dop. [Environmental consciousness. Ed. second, EXT]. Moscow: Logos, 2001. 384 p.
20. Moiseev N.N. Universum. Informacija. Obshhestvo. [Universe. Information. Society]. Moscow. 2001. 200 p.
21. Nikiforov G.S., Shingaev S.M. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], no. 2. Vol. 36 (2015): 44-55.
22. Orel V.E. Issledovanie fenomena psihicheskogo vygoranija v otechestvennoj i zarubezhnoj psi-hologii. Sb. nauchn. Trudov. Jaroslavl' [Collection of sci. works of the Yaroslavl University]. Yaroslavl: Publishing house of the Yaroslavl University. 1999. P. 76-97.
23. Obuhova V.L., Sapunova V.B. Osnovy antropojekologii. [Fundamentals of Anthropoecology]. Saint-Petersburg: Himizdat, 2000. 287 p.
24. Panov V.I. Jekopsihologija:paradigmal'nyjpoisk. [Ecopsychology: paradigm search]. Moscow; Saint-Petersburg: Psychological Institute RAO; NESTOR-history. 2014. 304 p.
25. Panov V.I. Vestnik Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta imeni P.G. Demidova. Serija «Psihologija». [Bulletin of the Yaroslavl state University of name P.G. Demidov. Series «Psychology»]. (2006): 21-28.
26. Panov V.I. Jekologicheskaja psihologija: Opyt postroenija metodologii. [Environmental psychology: the Experience of building methodology]. Moscow: Nauka, 2004. 196 p.
27. Panov V.I., Egorova T.E., Lapchinskaja N.V. Psihologijapsihicheskih sostojanij: Sbornik statej. [Psychology of mental States: a Collection of articles]. Vol. 4. Kazan: Publishing house «Center for innovative technology», 2002. P. 100-118.
28. Pahal'jan V.Je. Razvitie i psihicheskoe zdorov'e. [Development and mental health ].Saint-Peters-burg: Piter, 2006. 240 p.
29. Psihologicheskie sredstva preodolenija trudnostej lichnostno-professional'nogo razvitija i sohranenija zdorov'ja sub'ektov obrazovanija /pod red. L.M. Mitinoj. [Psychological means of coping with personal and professional development and health of subjects of education / Ed. by L.M. Mitina]. Moskva; Saint-Petersburg: Nestor, 2015. 416 p.
30. Psihologicheskoe zdorov'e cheloveka: zhiznennyjresurs izhiznennyjpotencial. Materialy Vseros. nauch.prakt.konf. s mezhdunar. Uchastiem. [Psychological health: life resource and life potential. Materials of all-Russian scientific.practical conference with international participation]. Krasno-jarsk: Verso, 2013. 420 p.
31. Rodzhers K.R. Stanovlenie cheloveka. [The development of man]. Moscow: Progress, 1994. 478 p.
32. Sosunova I.A. Vestnik mezhdunarodnoj akademii nauk (russkaja sekcija). [Bulletin of the international Academy of Sciences (Russian section)], no. 2. (2008): 33-40.
33. Surnov K.G., Cvetkova I.V. Prikladnaja psihologija kak resurs social'no-jekonomicheskogo raz-vitija Rossii v uslovijah preodolenija global'nogo krizisa. Materialy II mezhregion. nauch.-prakt. konf. [Applied psychology as a resource for socio-economic development of Russia in overcoming the global crisis. Materials of the II interregional. scientific.-practical. Conf.]. Moscow: Publishing house MSU. 2010.Vol. 1. Pp. 62-64.
34. Tronina L.A. Jekologicheskaja orientacija kak faktor sovremennogo mirovozzrenija: Avtoreferat dissertacii... doktorafilosof. nauk. [Environmental orientation as a factor of the modern world-view: The author's abstract of dissertation... of doctoral degree of psychological Sciences]. Moscow. 2009. 38 p.
35. Tronina L.A. Izvestija RGSU im. A.I. Gercena. [Proceedings of RSSU named after A.I. Herzen]. No 2. Vol. 106. (2009): 76-83.
36. Turchaeva R.A. Razvitie jekologicheskogo soznanija budushhih specialistov: Avtoreferat dissertacii... kandidata psihol. nauk. [Development of ecological consciousness of future specialists: The author's abstract of dissertation... of candidate degree of psychological Sciences]. Moscow. 2008. 30 p.
37. Cherdymova E.I., Sorokina G.M. Organizacionno-psihologicheskoe soprovozhdenieformirovani-ja jekoprofessional'nogo soznanija studentov: monografija. [Organizational-psychological support of the formation of consciousness eloprofessional students: monograph]. Samara: Publishing house «Samara University», 2013. 348 p.
38. Chudnovskij V.Je. Psihologicheskijzhurnal. [Psychological journal], no. 1. Vol. 36. (2015): 5-19.
39. Shuvalov A. Vestnik PSTGUIV: Pedagogika. Psihologija. [Bulletin of the PSTSU: Pedagogy. Philosophy.], no. 4. Vol. 15. (2009). P. 87-101.
40. Jekopsihologija, jekopedagogika, jekoakmeologija: Uchebno-metodicheskij kompleks: Chast' 1: Programmy specializacii, kursov povyshenija kvalifikacii i dopolnitel'nogo obrazovanija / obshh. red. A.V. Gagarina, A.V. Ivashhenko, S.A. Stepanova. [Ecopsychology, ecopedagogics, ecoac-meology: Educational-methodical complex: Part 1: Program specialization courses-enhance the qualification and further education / The General editorship of A.V. Gagarin, A.V. Ivashchenko, S.A. Stepanov]. Moscow: Publishing house of The Russian University of friendship of Nations. 2010. 143 p.
41. Jekologicheskoe soznanie: teorija, metodologija, diagnostika. Psihologicheskaja diagnostika: Tematicheskij vypusk. [psychological testing: Thematic issue], no. 1. (2012): 1-126.
42. Jasvin V.A. Voprosypsihologii. [The problems of philosophy], no. 4. (1998): 3-14.
43. Jasvin V.A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovanija sub'ektivnogo otnoshenija k prirode: Dissertacija ....kandidata psihol. nauk. [Psycho-pedagogical bases of formation of sub-
jective attitude towards nature: The dissertation... candidate degree of psychological Science]. Moscow. 1998. 276 p.
44. Diefenbach M.A., Leventhal H. Journal of Social Distress and the Homeless. Vol. 5. (1996): 1138.
45. Hay J.L., Ford J. S., Klein D. Journal of Behavioral Medicine. Vol. 26. (2003): 553-576.
46. Moss-Morris R., Weinman J., Petrie K.J., Horne R., Cameron L.D., Buick D. Psychology and Health. Vol. 17. (2002): 1-16.
47. Norman P., Bennett P., Smith C., Murphy S. Personality and Individual Differences. No. 5. Vol. 23 (1997): 769-774.
48. Schwarzer R., Britta R. Health Psychology. No. 5. Vol. 19 (2000): 487-495.
49. Anisimov O.S. Jelektronnoe periodicheskoe nauchnoe izdanie «Vestnik Mezhdunarodnoj aka-demii nauk. Russkaja sekcija». [Electronic periodic scientific edition «Bulletin of the International Academy of Sciences. Russian sec.»], no. 1. (2014). URL: http://www.heraldrsias.ru/down-load/articles/01_Anisimov_1.pdf (Accessed 07.07.2015).
50. Bortnjuk O.A. Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). [Modern research of social problems (electronic scientific journal)], no. 5. (2015): 3-10. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-1.
51. Varakina Zh.L., Kibanova T.V., Ljubova A.N. Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). [Modern research of social problems (electronic scientific journal)], no. 5. Vol. 49. (2015): 49-61. URL: http: //sisp.nkras.ru/e-ru/. DOI: 10.12731/2218-74052015-5-6.
52. Solov'eva V.A. Klinicheskaja i medicinskaja psihologija: issledovanija, obuchenie, praktika: jelektron. nauch. zhurn. [Clinical and medical psychology: research, training, practice: electron. scientific. journal], no. 1. Vol. 7. (2015): URL: http://medpsy.ru/climp (Accessed 28.08.2015).
53. Cvetkova I.V. Psihologicheskie issledovanija. [Psychological research], no. 1. Vol. 21. (2012): 11. URL: http://psystudy.ru (Accessed 20.07.2005).
54. Dees J.G. Haas M., Haas P. The Meaning of Social Entrepreneurship. URL: http: www. Partnerships. Org. au / Library / the_meaning_of social_entrepreneurship.htm. (Accessed 17.11.2012).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Хащенко Татьяна Геннадьевна, заведующая кафедрой права, психологии и педагогики кандидат психологических наук, доцент
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина
Бульвар Новый Венец 1, Ульяновск, 432017, Россия
taropsy@mail.ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6058-3477
Сафукова Надежда Николаевна, кандидат психологических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. В.И. Ульянова Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, Ульяновск, 432700, Россия nikonadja@mail.ru
Болтунова Светлана Владимировна, соискатель степени кандидата педагогических наук Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина Бульвар Новый Венец 1, Ульяновск, 432017, Россия svetb.73@mail.ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6949-2013 DATA ABOUT THE AUTHORS
Khashenko Tatiana Gennadjevna, Head of the Department of law, psychology and pedagogic, Ph.D. in psychological Sciences, associate Professor
Ulyanovsk state agricultural Academy named after P. A. Stolypin Noviy Venez, 1, Ulyanovsk, 432017, Russia taropsy@mail.ru
Safukova Nadejda Nikolaevna, Ph.D. in psychological Sciences, associate Professor Ulyanovsk state pedagogical University
The the area of 100th anniversary since the birth of V.I. Lenin, Ulyanovsk, 432700, Russia nikonadja@mail.ru
Boltunova Svetlana Vladimirovna, applicant degree of candidate of pedagogical Sciences Ulyanovsk state agricultural Academy named after P.A. Stolypin Noviy Venez, 1, Ulyanovsk, 432017, Russia svetb.73@mail.ru