Научная статья на тему 'Эко-сберегающие ориентации субъекта экономического самоопределения: диагностика в процессе профессионализации личности в вузе'

Эко-сберегающие ориентации субъекта экономического самоопределения: диагностика в процессе профессионализации личности в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЭКО-СБЕРЕГАЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хащенко Т.Г., Болтунова С.В., Шпак М.М.

Усложнение и нестабильность экономической среды жизнедеятельности современного человека при возросшем значении принимаемых им экономических решений, как для него самого, так и для благополучия социума, представителем которого он является, а порой и человечества в целом, определяют интерес исследователей к важному аспекту личностной детерминации экономического самоопределения, связанному с эко-сбережением (природо-сбережением, социо-сбережением и само-сбережением). В статье дается обоснование разработанного авторами опросника, позволяющего диагностировать сформированность эко-сберегающих ориентаций у студентов в процессе их экономического самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хащенко Т.Г., Болтунова С.В., Шпак М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECO-CARING ORIENTATION OF THE SUBJECT OF ECONOMICAL SELF-DETERMINATION: DIAGNOSTICS IN THE PROCESS OF PROFESSIONALISATION OF THE PERSONALITY IN THE UNIVERSITY

The increasing and instability of the economic environment of contemporary life with the increased importance of economic decisions taken by modern man, both for himself and for the welfare of the society whose representative he is, and sometimes mankind in General, determine the interest of researchers to an important aspect of mental determination of economic self-determination of the individual associated to eco-caring (environmental protection, social and self-preservation). The article explains the rationale developed by the authors of the questionnaire allows to diagnose the formation of orientations of eco-caring students in the process of their economic self-determination

Текст научной работы на тему «Эко-сберегающие ориентации субъекта экономического самоопределения: диагностика в процессе профессионализации личности в вузе»

ЭКО-СБЕРЕГАЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ВУЗЕ

Хащенко Т.Г.

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, заведующая кафедрой права, педагогики и психологии

Болтунова С.В.

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия,

старший преподаватель

Шпак М.М.,

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия,

старший преподаватель Ульяновск

ECO-CARING ORIENTATION OF THE SUBJECT OF ECONOMICAL SELF-DETERMINATION: DIAGNOSTICS IN THE PROCESS OF PROFESSIONALISATION OF THE PERSONALITY IN THE UNIVERSITY

Khashchenko T.G., Ulyanovsk state agricultural Academy, head of the Department of law, pedagogy and psychology Boltunova S.V, Ulyanovsk state agricultural Academy, senior lecturer Shpak M.M., Ulyanovsk state agricultural Academy, senior lecturer

АННОТАЦИЯ

Усложнение и нестабильность экономической среды жизнедеятельности современного человека при возросшем значении принимаемых им экономических решений, как для него самого, так и для благополучия социума, представителем которого он является, а порой и человечества в целом, определяют интерес исследователей к важному аспекту личностной детерминации экономического самоопределения, связанному с эко-сбережением (природо-сбережением, социо-сбережением и само-сбережением). В статье дается обоснование разработанного авторами опросника, позволяющего диагностировать сформированность эко-сберегающих ориентаций у студентов в процессе их экономического самоопределения.

ABSTRACT

The increasing and inability of the economic environment of contemporary life with the increased importance of economic decisions taken by modern man, both for himself and for the welfare of the society whose representative he is, and sometimes mankind in General, determine the intereS of researchers to an important aspect of mental determination of economic self-determination of the individual associated to eco-caring (environmental protection, social and self-preservation). The article explains the rationale developed by the authors of the que^ionnaire allows to diagnose the formation of orientations of eco-caring Sudents in the process of their economic self-determination

Ключевые слова:экономическое самоопределение личности, эко-сберегающие ориентации личности, психологическая диагностика, профессионализация личности.

Keywords: economic self-determination of personality, eco-caring orientations, psychological diagno^ics, professionalization of personality.

Усложнение и нестабильность экономической среды жизнедеятельности современного человека при возросшем значении принимаемых им экономических решений, как для него самого, так и для благополучия социума, представителем которого он является, а порой и человечества в целом, объясняют возросший интерес исследователей к важному аспекту личностной детерминации экономического самоопределения, связанному с эко-сбережением в семантически широкой трактовке этого понятия, охватывающей не только природо-сбережение, но и социо- и само-сбережение человека. Такая расширенная трактовка понятия «эко-сбереже-ние» оправдана обусловленным развитием науки переходом от исходно узкого «биологического» понимания термина «окружающая среда» к междисциплинарному его определению, включающему в это понятие, наряду с пространственно-предметными (природными и антропогенными) условиями, социальные отношения, «телесную среду» и «внутренние» условия, внутренний мир личности. В рамках такого междисциплинарного подхода появились понятия «экология человека» и «экология личности», «экология внутреннего мира» человека [1, 9, 10, 17 др.], а сама личность рассматривается как часть всего сущего [11].

Такие содержательные элементы экономического самоопределения личности как поиск оптимальной позиции в системе экономических отношений, выбор способа существования в этом пространстве, принятие решений о доступности и приемлемости определенных источников материальных благ и материальных средств, необходимых для удовлетворения актуальных потребностей, способов и путей их приобретения (присвоения), о приемлемости конкретных форм проявления экономической активности, базируются не только на представлениях человека о социально-экономических условиях собственной жизни и их динамике, на его собственных притязаниях и ожиданиях, но и на его базовых жизненных ценностях и принципах. Личностным основанием эко-сберегающей направленности экономического самоопределения человека выступает системно-организованная совокупность представлений, ценностно-аффективных отношений и конативных элементов в структуре его личности, побуждающих его к учету возможного негативного влияния собственной экономической активности на внешний и внутренний мир, и к действиям в соответствии с принципом «не навреди» (или, как минимум, «минимизируй ущерб» при объективной невозможности иного выбора). Эта система когнитивных, аффективных и

конативных структур личности может рассматриваться как подсистема общей направленности личности, проявляющаяся в эко-сообразной экономической активности человека в мире природы (природо-сберегающая ориентация), мире социальных отношений (социо-сберегающая ориентация), и по отношению к себе самому (само-сберегающая ориентация).

С учетом неблагоприятных природно-климатических процессов, вызванных деятельностью человека, связанных с ней техногенных угроз, роли человеческого фактора в возникновении экономических и социальных кризисов (как глобального, так и локального характера), а также возросшей нагрузки на психику и физическое здоровье современного человека, задача формирования эко-сберегающей направленности личности как субъекта экономической активности становится одной из приоритетных задач современного образования. Однако разработка эффективных педагогических средств решения этой задачи требует изучения личностного фундамента эко-сберегающей активности человека в различных сферах жизнедеятельности, включая сферу экономических отношений. Противоречие между объективным запросом на внедрение таких педагогических средств и недостаточной разработанностью их научных оснований обусловлено недостаточной изученностью механизмов эко-сбе-регающей детерминации экономического самоопределения личности, что, в свою очередь, связано с дефицитом адекватного диагностического инструментария, позволяющего изучать проявление эко-сберегающих ориентаций человека в процессе его экономического самоопределения.

Следует отметить, что теоретические предпосылки для изучения особенностей проявления эко-сберегающих ори-ентаций в процессе экономического самоопределения индивида подготовлены исследованиями ценностно-смысловой регуляции поведения человека в пространстве экономических отношений [2, 5, 7 и др.], а также результатами широкого спектра антропоэкологических и психоэкологических исследований, разработками фундаментальной проблемы экологического сознания личности, исследованиями феноменов эколого-ориентированного мировоззрения и эко-лого-ориентированной личности, условий и механизмов формирования ценностного отношения к природе, экологических ориентаций, экологической культуры личности [1, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 21, 22 и др.]. Однако данные, полученные в этих исследованиях, нуждаются в обобщении и концептуализации применительно к экономическому самоопределению личности. Недостаточно на текущий момент эмпирических данных о личностных коррелятах проявления эко-сберегающих ориентаций в процессе принятия решений экономического содержания, для получения которых, как уже отмечалось выше, требуется разработка соответствующих диагностических инструментов.

Вышесказанное определило цель нашего исследования - разработку и валидизацию диагностического опросника, позволяющего изучать проявление эко-сберегающих ори-ентаций личности в процессе её экономического самоопределения. Методологическим основанием разработанного опросника Э-СО (эко-сберегающие ориентации субъекта экономического самоопределения) выступил экопсихологи-ческий подход [11; 12], с парадигмальных позиций которого экономическое самоопределение человека рассматривается как составляющая и, вместе с тем, результат функционирования системы «субъект психической активности - окру-

жающая среда» (как онтологического субъекта формопо-рождения психической реальности [11; С. 15]).

В основе опросника лежит теоретическая модель эко-сберегающих ориентаций субъекта экономического самоопределения как системы когнитивных, аффективных и конативных элементов, синергетически проявляющихся в эко-сообразном поведении человека в мире природы, мире социальных отношений, и по отношению к себе самому. Каждая из выделенных эко-сберегающих ориентаций может проявляться на трех уровнях (микро-, мезо- и макро-уровне), характеризующих не интенсивность их проявления или степень сформированности, а диапазон проявления, охватываемое ими бытийное пространство: от индивидуального быта и непосредственных контактов личности до уровня человечества в целом, универсума. Основные шкалы опросника соответствуют направлениям ориентаций: «само-сбережение - (СС)», «социо-сбережение - (СоС)» и «природо-сбережение - (ПС)»). К дополнительным шкалам отнесены «компонентные» (аффективный, когнитивный и конативный компоненты), а также «уровневые» шкалы (МиУ - микроуровень, МеУ-мезоуровень и МаУ- макроуровень). Получаемый на основе обработки результатов индивидуальный профиль отражает индивидуальные показатели по основным и вспомогательным шкалам.

Проверка надежности опросника (путем расчета а-Крон-баха и ретестовых испытаний), а также его валидности (кон-структной, конвергентной и эмпирической) привела к выводу о его соответствии психометрическим требованиям[18, 19]. Подтверждение надежности и валидности опросника получено на текущий момент на выборке объемом 400 человек, включившей студентов разных вузов (педагогического университета и аграрного вуза).

Не смотря на то, что опросник Э-СО только фиксирует проявление эко-сберегающих ориентаций на разных уровнях, не объясняя лежащих в основе внутренних и внешних причин, он может успешно применяться в прикладных и исследовательских целях. В частности, использование этого опросника в мониторинге профессионально-личностного развития студентов, проводившегося авторами в рамках деятельности психологической службы вуза [20], дало возможность на основе анализа различий в проявлении эко-сбе-регающих ориентаций у студентов разных направлений подготовки разработать рекомендации по совершенствованию образовательного процесса. Применение опросника в рамках психологического сопровождения профессионализации студентов в вузе показал, что совместный анализ со студентами их индивидуальных результатов, полученных с помощью опросника Э-СО, способствует росту их экономического самосознания и расширяет границы их самопонимания как субъектов экономической активности. Применение опросника Э-СО в исследовательских целях для выявления личностных коррелятов эко-сберегающих ори-ентаций создает возможность для получения недостающего эмпирического материала для решения проблемы личностной детерминации эко-сберегающей экономической активности. Вместе с тем, тот факт, что результаты валидизации опросника получены на студенческом контингенте, диктует необходимость верификации полученных на студенческом контингенте выводов на более широкой выборке, включающей представителей других категорий и возрастных групп.

Литература

1. Абульханова К.А. К проблемам экологии личности и возможности психологической поддержки// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 6-22

2. Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях. // Психологический журнал, 2006. Т.27. № 4. С. 26-37.

3. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999. 310 с.

4. Дорошенко Н. С. Проблема психологического измерения уровня развития экологического сознания //Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. №. 17. С.6--66

5. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 480с.

6. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Эколо-гоориентированное мировоззрение личности: Монография. М: Изд-во РУДН, 2008. 225 с.

7. Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы: Автореферат диссертации ...доктора психол. наук. М., 2010. 47 с.

8. Костина И. Б. Многомерность экологического сознания как системообразующее качество человека (фи-лософско-антропологический подход) //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №. 2 (34).

9. Лазарева Л.П.Экология внутреннего мира человека в контексте психологического знания и религиозной веры.// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 94-98.

10. Основы антропоэкологии / под ред. В.Л.Обухова, В.Б.Сапунова. СПб.: Химиздат, 2000. 287 с.

11. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М.; СПб: Психологический институт РАО; НЕСТОР-история, 2014. 304 с.

12. Панов В. И. Психологические аспекты экологического образования //Педагогика. 2015. №. 5. С. 59-69.

13. Ситак Л. А. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры будущих педагогов //Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» - г. Варна, Болгария. 2015. С. 66-70.

14. Сотникова Е. Б. Формирование экологического мировоззрения в системе школа-вуз //Современные проблемы науки и образования. 2015. №. 4. С.

15. Титаренко Л. Г. Типы экологического поведения: Homo ecologus vs. Homo consumer //Социологический альманах. 2015. №. 6.с.105-115

16. Чердымова Е.И., Сорокина Г.М. Организационно-психологическое сопровождение формирования экопро-фессионального сознания студентов: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013 348 с.

17. Чернобай Л.П.Экология человека: основные подходы к проблеме «человек и природа» // Сибирский международный. 2014. № 16. С. 107-111.

18. Хащенко, Болтунова С.В., Шпак М.М. Эко-сбе-регающие ориентации субъекта экономического самоопределения как предмет психологической диагностики // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Варшава, 2015. № 3-4 (3). С. 34-38.

19. Хащенко Т.Г., Сафукова Н.Н., Болтунова С.В. Экос-берегающая детерминанта экономического самоопределения личности. Валидизация опросника // Современные исследования социальных проблем [электронный журнал]. Красноярск, 2015. № 11. С. 409-426.

20. Хащенко Т.Г., С.В. Болтунова, Ю.А. Чернова. Психологическое сопровождение экономического самоопределения личности в период профессионализации в вузе: Монография. / Т.Г. Хащенко, Ульяновск: Ульяновская ГСХА им. П.А Столыпина, 2015. 254 с.

21. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика / В.И. Панов, М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс, Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Психологическая диагностика: Тематический выпуск, 2012 №1. 126 с.

22. Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования // Вопросы психологии. 1998. № 4. С.З-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.