Научная статья на тему 'ЭКО-СБЕРЕГАЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ'

ЭКО-СБЕРЕГАЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECONOMIC SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY / ECO-PROTECTING DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL DIAGNOS-TICS / VALIDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хащенко Татьяна Геннадьевна, Болтунова Светлана Владимировна, Шпак Марина Михайловна

В статье раскрываются теоретико-методологические основания и психометрические характеристики разработанного и валидизированного опросника Э-Со (эко-сберегающие ориентации субъекта экономического самоопределения). необходимость исследования экосберегающей детерминации экономического самоопределения личности обусловлена, с одной стороны, турбулентностью мировой экономики и нестабильностью экономической среды жизнедеятельности современного человека, актуализирующими проблему личностных детерминант его экономического самоопределения, а с другой - возможны-ми последствиями принятых самоопределяющимся субъектом решений не только для не-го самого, но и в глобальном масштабе (природно-климатическом, социальном, цивилизационном). опросник Э-Со предназначен для использования в научно-исследовательских целях и в прикладных - в психологической практике. Приведенные данные о соответствии опросника психометрическим требованиям (надежности, конструктной, конвергентной и эмпирической валидности) получены на выборке 300 чело-век. Дальнейшая работа по стандартизации опросника планируется на более широкой выборке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хащенко Татьяна Геннадьевна, Болтунова Светлана Владимировна, Шпак Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECO-PROTECTING ORIENTATION OF THE SUbJECT OF ECONOMIC SELF-DETERMINATION AS A ObJECT PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS

The article reveals the theoretical-methodological foundations and psychometric characteristics of the developed and validated questionnaire E-CO (eco-protecting orientation of the subject of economic self-determination). The need to study eco-saving determinants of economic self-determination of personality is due, on the one hand, the turbulence in the global economy and instability in the economic environment of contemporary life, actualizing the problem of personal determinants of economic self-determination, and on the other side, possible consequences of self-defining subject decisions not only for himself, but also on the global dimension (climatic, social, civilizational). Questionnaire E-CO is designed for use in scientific research purposes, as well as in the field of psychological practice. The data on the compliance questionnaire psycho-metric requirements (reliability, construct, convergent and empirical validity) was obtained on a sample of 300 people. Further work on the standardization of the questionnaire is planned for the broader sample

Текст научной работы на тему «ЭКО-СБЕРЕГАЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ»

ЭКО-СБЕРЕГАЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Хащенко Татьяна Геннадьевна

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой права, психологии и педагогики Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии

им. П.А. Столыпина Болтунова Светлана Владимировна старший преподаватель кафедры права, психологии и педагогики Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии

им. П.А. Столыпина Шпак Марина Михайловна старший преподаватель кафедры права, психологии и педагогики Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии

им. П.А. Столыпина

ECO-PROTECTING ORIENTATION OF THE SUBJECT OF ECONOMIC SELF-DETERMINATION AS A OBJECT PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS

Khashenko T. G., Candidate of psychological Sciences, professor Head of the Department of law, psychology and pedagogic, Ulyanovsk state agricultural Academy named after P.A. Stolypin

Boltunova S. V., senior lecturer of the Department of law, psychology and pedagogic, Ulyanovsk state agricultural Academy named after P.A. Stolypin

Shpak M.M., senior lecturer of the Department of law, psychology and pedagogic, Ulyanovsk state agricultural Academy named after P.A. Stolypin

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются теоретико-методологические основания и психометрические ха-рактеристики разработанного и валидизированного опросника Э-СО (эко-сберегающие ориентации субъекта экономического самоопределения). Необходимость исследованияэко-сберегающей детерминации экономического самоопределения личности обусловле-на, с одной стороны, турбулентностью мировой экономики и нестабильностью экономи-ческой среды жизнедеятельности современного человека, актуализирующими проблему личностных детерминант его экономического самоопределения, а с другой - возможны-ми последствиями принятых самоопределяющимся субъектом решений не только для не-го самого, но и в глобальном масштабе (природно-климатическом, социальном, цивили-зационном). Опросник Э-СО предназначен для использования в научно-исследовательских целях и в прикладных - в психологической практике. Приведенные данные о соответствии опросника психометрическим требованиям (надежности, кон-структной, конвергентной и эмпирической валидности) получены на выборке 300 чело-век. Дальнейшая работа по стандартизации опросника планируется на более широкой вы-борке.

ABSTRACT

The article reveals the theoretical-methodological foundations and psychometric characteristics of the developed and validated questionnaire E-CO (eco-protecting orientation of the subject of economic self-determination). The need to study eco-saving determinants of economic self-determination of personality is due, on the one hand, the turbulence in the global economy and instability in the economic environment of contemporary life, actualizing the problem of personal determinants of economic self-determination, and on the other side, possible consequences of self-defining subject decisions not only for himself, but also on the global dimension (climatic, social, civilizational). Questionnaire E-CO is designed for use in scientific research purposes, as well as in the field of psychological practice. The data on the compliance questionnaire psycho-metric requirements (reliability, construct, convergent and empirical validity) was obtained on a sample of 300 people. Further work on the standardization of the questionnaire is planned for the broader sample.

Ключевые слова: экономическое самоопределение личности, эко-сберегающая детерми-нация, психологическая диагностика, валидизация.

Key words: economic self-determination of personality, eco-protecting determination, psychological diagnos-tics, validation

Необходимость исследования эко-сберегающей детерминации эконо-мического самоопределения личности обусловлена, с одной стороны, турбулентностью мировой экономики и нестабильностью экономической среды жизнедеятельности современного человека, актуализирующими проблему личностной детерминации экономического самоопределения, а с другой -возможными последствиями принятых самоопределяющимся субъектом решений не только для него самого, но и в глобальном измере-нии

(природно-климатическом, социальном, цивилизацион-ном).

Поиск оптимальной позиции в системе экономических отношений и выбор способа функционирования в экономическом пространстве жизне-деятельности, составляющие основное содержание экономического само-опре-деления личности, принятие решений о доступности и приемлемости тех или иных источников материальных благ и материальных средств удо-влетворения актуальных

потребностей, способов и путей их присвоения, приемлемости тех или иных форм проявления экономической активности, базируется не только на представлениях самоопределяющегося субъекта о социально-экономических условиях и их динамике, на его собственных притязаниях, ожиданиях, возможностях, но и на его жизненных ценностях и принципах.

Проводившиеся в последние годы исследования ценностно-смысловой ре-гуляции поведения человека в экономическом пространстве бытия [10, 17 и др.] подготовили почву для изучения того аспекта экономического само-определения личности и группы, который связан с эко-сбережением в се-мантически расширенном толковании этого понятия, включающем не только пространственно-предметную (природную и антропогенную), но также социальную и «внутреннюю» среду функционирования личности. Однако, несмотря на высокую социальную актуальность проблемы, зако-номерности формирования и проявления эко-сберегающей детерминации экономического самоопределения личности остаются недостаточно изу-ченными, в том числе и по причине недостаточности адекватного психо-диагностического инструментария. Противоречие между потребностью психологической науки и практики в таком психодиагностическом ин-стру-ментарии и его недостаточной разработанностью определило цель публи-куемого исследования - создание и валидизацию опросника «Эко-сберегающие ориентации субъекта экономического самоопределения» (Э-СО).

Опросник разработан в рамках экопсихологического подхода, с па-радигмальных позиций которого экономическое самоопределение челове-ка выступает составляющей и, вместе с тем, результатом функционирова-ния системы «субъект психической активности - окружающая среда» (как онтологического субъекта формопорождения психической реальности [22, с. 15]).

Конструирование опросника базировалось на фундаментальных разработках проблемы нравственной регуляции экономического само-определения личности [10, 16] и результатах исследований феномена со-циальной ответственности субъектов экономической деятельности, на со-временных психоэкологических и антропоэкологи-ческих исследованиях, фундаментальных и прикладных исследованиях экологического сознания, эколого-ориен-тированного мировоззрения и эколого-ориентированной личности, условий и механизмов формирования экологической культуры личности, ценностного отношения к природе, экологических ориентаций [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 30, 32, 33, 34, 35, 38, 39, 40, 47, 48 и др.],

Поскольку современная, семантически расширенная, трактовка «эко» охватывает не только объекты природы, но и социальные отношения, «те-лесную» среду функционирования Я и внутренний мир личности, при формулировании пунктов опросника, подборе стимульного материала принимались во внимание результаты научной разработки проблемы психологического здоровья личности, её профессионального здоровья, ис-следований внутренней картины здоровья [14, 19, 26, 28, 31, 51] и «пси-хи-ческого выгорания» [20, 27], работ, осуществленных в

рамках саноцен-трического подхода, посвященных «сан-ногенному мышлению», здоро-вьесберегающему и само-сохранительному поведению [8, 13, 15, 28, 42, 43, 44, 45, 46, 49, 50]. Учитывалось принципиальное различие между психи-ческим и психологическим здоровьем, заключающееся в том, что психо-логическое здоровье (как относящееся к личности в целом), тесно связано с проявлениями человеческого духа, высшими ценностями, смысложиз-нен-ным поиском, с личностной самореализацией и субъ-ектностью [28, 20, 36, 37, 50].

Опросник Э-СО базируется на теоретической модели эко-сберегающих ориентаций субъекта экономического самоопределения как системы когни-тивных, аффективных и конативных элементов в структуре его личности, синергетически проявляющихся в эко-сообразном поведении человека в мире природы (природо-сберегающей ориентации), мире социальных от-ношений (социо-сбе-регающей ориентации), и по отношению к себе самому (само-сберегающей ориентации). Каждая из эко-сбере-гающих ориентаций характеризуется направленностью, включает когнитивный, аффективный и конативный компоненты и может проявляться на трех уровнях: микро-, мезо- и макро-уровне, отличающихся не интенсивностью проявления или степенью сформированности изучаемых ориентаций, а широтой «охвата»: от индивидуального быта и непосредственных контактов личности до уровня человечества в целом, универсума. Поэтому пункты опросника структурируются по трем основным и шести дополнительным шкалам. Основные шкалы отражают «направленность» ориентаций: «само-сбережение - (СС)», «социо-сбережение - (СоС)» и «природо-сбережение - (ПС)»). К дополнительным шкалам отнесены «компонентные» (когни-тивная, аффективная и конативная) и «уровневые» шкалы (МиУ - мик-роуровень, МеУ-мезо-уровень и МаУ-макроуровень). Результатом обра-ботки получаемых с помощью опросника данных выступает индивидуаль-ный профиль Э-СО, в котором отражаются индивидуальные показатели по основным и вспомогательным шкалам.

Соответствие опросника психометрическим требованиям проверя-лось на выборке объемом 300 человек, представленной студенческим кон-тингентом двух вузов разных профессиональных направлений подготов-ки.

Надежность (внутренняя согласованность) опросника подтверждена а- коэффициентами Кронбаха для всего опросника в целом и трех его ос-новных шкал, которые равны соответственно: 0, 958; 0, 797; 0, 818, 0, 818. Высокий показатель а-Кронбаха для уровневой шкалы МаУ (0,883) был теоретически ожидаем в связи с отмечаемой многими авторами взаимосвя-зи уровня духовности человека, осмысленности его бытия и личностной зрелости с ценностным отношением к природному и социальному миру в целом (а не только на уровне непосредственных контактов и непосред-ственно окружающей природной среды), что позволяет рассматривать шкалу МаУ как отдельное важное измерение в рамках диагностики эко-сберегающих ориентаций.

Конструктная валидность опросника обеспечивается логикой его по-строения на основе теоретической модели

эко-сберегающих ориентаций субъекта экономического самоопределения как системы представлений, ценностно-аффективных отношений и конативных элементов в личностной структуре самоопределяющегося субъекта, побуждающих его к эко-сообразному выбору, учитывающему потенциальное влияние собственной экономической активности на внешний и внутренний мир.

Конвергентная валидность подтверждается корреляциями показате-лей, полученных при помощи опросника, с личностными характеристика-ми, теоретически связанными с исследуемым конструктом: ценностными ориен-тациями (тест М. Рокича и опросник МТЖЦ В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной), с самоотношением (опросник В.В. Столина и С.Р. Пантеле-ева), с выраженностью установки на альтруизм (одноименная шкала опросника О.Ф. Потёмкиной), с социальной отзывчивостью (опросник BEES

Корреляции показателей шкал направленности с теоре (шрифтом выделены корреляции при р < 0,05)

А. Мехрабиана), с отношением к собственному здоровью (опросник С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью») и отношением к природе: с «интенсивностью субъективного отношения к природе» (опросник «Нату-рофил» С. Дерябо и В. Ясвина), с показателем по шкале «экологическая ответственность» [39] (таблица 1). Установлены корреля-ции показателей «уровневых» шкал с теоретически взаимосвязанными с ними личностными характеристиками (таблица 2).

Об эмпирической валидности опросника Э-СО свидетельствуют ста-тистически значимые различия между студенческими группами, представ-ляющими тип профессий «Человек-Природа» (биологические, биотехно-ло-гические, ветеринарно-медицинские, географический профили подготов-ки), и другие профессиональные типы в совокупности (таблица 3).

Таблица 1

чески связанны-ми с ними характеристиками личности

шка- Переменные

лы Рейтинг ценностных ориен-таций

(по М. Рокичу)

Аль- Соци- Ду- Сса- Эко- Ин- Ин- Здо- мате- сча- ши-

труи- альная ховное моин- логиче- тенсив- декс ровье риаль- стье рота

зм-эго- отзыв- удов- терес ская ность здоро- как ная других взгля-

изм чивость летво- ответ- субъек- вья цен- обе- дов

рение ствен- тивного ность спечен-

ность отно- ность

шения к

природе

ПС 0,141 0,303 0,180 -0,024 0,264 0,488 0,160 -0,047 0,255 -0,092 -0,163

СоС 0,195 0,303 0,214 -0,044 0,128 0,279 0,075 -0,061 0,241 -0,184 -0,160

СС 0,062 0,300 0,220 0,139 0,189 0,143 0,182 -0,139 0,212 -0,006 -0,143

Э- 0,165 0,395 0,251 0,021 0,210 0,361 0,180 -0,039 0,300 -0,106 -0,174

СО

Таблица 2

Корреляции показателей уровневых шкал опросника с теоретически связанными с ними характеристиками личности (выделены корреляции, значимые при р < 0,05)

уровне-вые шкалы альтруи-змэгоизм социальная отзывчивость МТЖЦ «духовное «удовлетворение рейтинг ценности материальная обеспеченность индекс здоровья рейтинг ценности здоровье рейтинг ценности широта взглядов экологическая

МиУ ответственность 0,351 0,190 -0,215 0,170 0,169 -0,135 0,186

МеУ 0,232 0,336 0,213 -0,210 0,164 -0,014 0,213 0,192

МаУ 0,147 0,336 0,237 -0,310 0,129 -0,018 0,141 0,209

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей шкал направленности Э-СО в группах, представляющих разные типы профессий

шкалы направленности и общий показатель Rank Sum тип Человек -Природа Rank Sum Другие профессиональные типы U Z - adjusted p-level N Человек -Природа N Другие профессион. типы

ПС 24235 10481 5431 4,555 0,000 163 100

СоС 24688 10028 4978 5,310 0,000 163 100

СС 23670,5 11045,5 5995 3,608 0,000 163 100

Э-СО 17392 4344 2748 3,919 0,000 163 100

Повторный анализ результатов выполнения опросника (с двухмесяч-ным промежутком) позволил получить данные, свидетельствующие о его тест-ретестовой надежности при р < 0,000.

В целом полученные результаты свидетельствуют о соответствии разработанного опросника основным психометрическим критериям: надежности (одномоментной и ре-тестовой) и валидности (конструктной, конвергентной, эмпирической). Вместе с тем, поскольку описанные выше данные получены только на студенческом контингенте двух вузов (аграр-ного и педагогического) и на текущий момент могут быть применимы только к подобному контингенту, для стандартизации опросника и нор-мирова-ния требуются дополнительные исследования на других выборках.

Список литературы:

1. Абульханова К.А. К проблеме экологичной личности // 2-я Рос-сийская конференция по экологической психологии (12-14 апреля 2000 г.): Тезисы. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С.13.

2. Авдонин А. Н. Экологическое сознание: состояние и причины пас-сивности / А. Н. Авдонин, Р. Б. Камаев, Д. С. Рыжевская // Социологиче-ские исследования, 1997. - № 8. - С. 88-92.

3. Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности ее проявления и развития в условиях эколого-ориентированной деятельности // Акмеология, 2008. - №4 (36). - С 28-33.

4. Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование: ответ на вызов глобальных проблем // Истоки единства: проблемы воссоздания со-циально- экологического пространства России и Беларуси. - М., 2002. - С.11-30.

5. Глебов В.В. Экологическая психология. - М.: РУДН, 2008. - 243 с.

6. Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях. // Психологический журнал, 2006. -№ 4 (27). - С. 26-37.

7. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологиче-ского сознания. - М., 1999. - 310 с.

8. Данина М.М. Психологическая технология обучения анализу ки-нофильмов как средство развития саногенного мышления: Диссертация ...кандидата психол. наук. - М., 2011. - 161с.

9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал, 1996. - №6 (17). - С.5-18.

10. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. - М.: Изд-во «Институт пси-хологии РАН», 2007. - 480с.

11. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоори-ентиро-ванное мировоззрение личности: Монография. -М: Изд-во РУДН, 2008. - 225 с.

12. Игнатова В.А. Экологическая культура. - Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева,2002. - 212 с.

13. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к соб-ственному здоровью у подростков: Автореф. диссертации канд. психол. наук. - М., 2002. - 280 с.

14. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концеп-ция? // Вопросы психологии, 1993. - N 1. - С. 86-88.

15. Казаков Ю. Н. Психология безопасности. Концептуальные осно-вы понятийного аппарата развития аутопси-хологического потенциала са-национного мышления в превентивной безопасности субъекта государ-ственной службы. - М.: МПГУ, 2013. - 67 с.

16. Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы: Автореферат дис-сертации ...доктора психол. наук. - М., 2010. - 47 с.

17. Медведева В.И., Алдашева А.А. «Экологическое сознание» Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. - 384с.

18. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. 200 с.

19. Никифоров Г.С., Шингаев С. М. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление // Психологический журнал, 2015. - N 2 (36). - С. 44-55

20. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. Сб. научн. Трудов. Ярославль, 1999. - С. 76-97.

21. Основы антропоэкологии / под ред. В.Л.Обухова, В.Б. Сапунова. СПб.: Химиздат, 2000. 287 с.

22. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. -М.; СПб: Психологический институт РАО; НЕСТОР-история, 2014. - 304 с.

23. Панов В. И. Ноосфера — психическая реальность или метафо-ра? (Экопсихологическая гипотеза) // Вестник Ярославского государствен-ного университета имени П. Г. Демидова. Серия «Психология». - Яро-славль, 2006. - С.

21-28.

24. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения мето-дологии. - М.: Наука, 2004. - 196 с.

25. Панов В.И., Егорова Т.Е., Лапчинская Н.В. Психическое состоя-ние в структуре экологического сознания // Психология психических со-стояний: Сб-к статей. Вып. 4. Казань: Изд-во «Центр инновационных тех-нологий», 2002. С. 100-118.

26. Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. -СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

27. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образова-ния /под ред. Л.М. Мити-ной. - Москва; СПб: Нестор, 2015. - 416 с.

28. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизнен-ный потенциал // Материалы Всерос. науч .практ.конф. с междунар. уч. / гл. ред. И.О. Логинова. -Красноярск: Версо, 2013. - 420 с.

29. Роджерс К.Р. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.

30. Сосунова И.А. Экологическая культура как основа образования для устойчивого развития // Вестник международной академии наук (рус-ская секция), 2008. - № 2. -С. 33 - 40

31. Сурнов К.Г., Цветкова И.В. Психологический мониторинг инте-грации современных технологий в жизнь социума как метод формирова-ния оптимальной внутренней картины здоровья // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях пре-одоления глобального кризиса. Материалы II межрегион. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. Кн. 1. - С. 62-64.

32. Тронина Л. А.Экологическая ориентация как фактор современ-ного мировоззрения: Автореф. диссертации... доктора философ. наук. - М., 2009. - 38 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Тронина Л.А.Экологическое сознание как условие сохранения жизни // Известия РГСУ им.А.И.Герцена, 2009.

- №2 (106). - С.76-83.

34. Турчаева Р. А. Развитие экологического сознания будущих спе-циалистов: Автореф. диссертации..кандидата психол. наук. - М., 2008. - 30 с.

35. Чердымова Е.И., Сорокина Г.М. Организационно-психологическое сопровождение формирования экопрофес-сионального сознания студентов: монография. - Самара: Изд-во «Самарский универси-тет», 2013. - 348 с.

36. Чудновский В. Э. Смысл жизни: некоторые итоги перспективы исследования // Психологический журнал, 2015.

- N 1(36). - С. 5-19

37. Шувалов А. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2009. Вып. 4 (15). - С. 87-101

38. Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: Учебно-методический комплекс: Часть 1: Программы специа-

лизации, курсов по-вышения квалификации и дополнительного образования / Под общ. ред. А.В. Гагарина, А.В. Иващенко, С.А. Степанова. - М.: Издательство РУДН, -2010. 143 с.

39. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика / В.И. Панов, М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс, Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Психологическая диагностика: Тематический выпуск, 2012. - №1. - 126 с.

40. Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования // Вопросы психологии, 1998. - № 4.

- С.З-14

41. Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Диссертация ....кандидата психол. наук М., 1998. - 276 с.

42. Diefenbach M.A., Leventhal H. Journal of Social Distress and the Homeless. Vol. 5. (1996): 11-38.

43. Hay J. L., Ford J. S., Klein D. Journal of Behavioral Medicine. Vol. 26. (2003): 553-576.

44. Moss-Morris R., Weinman J., Petrie K.J., Horne R., Cameron L.D., Buick D. Psychology and Health. Vol. 17. (2002): 1-16.

45. Norman P., Bennett P., Smith C., Murphy S. Personality and Indi-vidual Differences. no 5. Vol. 23(1997): 769-774.

46. Schwarzer R., Britta R. Health Psychology. no 5. Vol. 19 (2000): 487-495.

47. Анисимов О.С.Экологический тупик и фундамента-лизация обра-зования // Электронное периодическое научное издание «Вестник Между-народной академии наук. Русская секция», 2014. - №1. - URL: http://www.heraldrsias. ru/download/articles/01_Anisimov_1.pdf (дата обра-щения 07.07.2015).

48. Бортнюк О.А.Формирование экологического самосознания со-временной молодежи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск: НИЦ, 2015. № 5 (49). - С. 3-10. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-1. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/

49. Варакина Ж.Л., Кибанова Т.В., Любова А.Н. Методологические основания к изучению самосохранительного поведения детского и взрос-лого населения // Современные исследования социальных проблем (элек-тронный научный журнал). - Красноярск: «НИЦ», 2015. - № 5 (49).

- С 49-61. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-6. URL: http: // sisp.nkras.ru/e-ru/ .

50. Соловьева В.А. Роль субъектности в психологическом здоровье человека // Клиническая и медицинская психология: исследования, обуче-ние, практика: электрон. науч. журн., 2015. - N 1 (7) [Электронный ре-сурс]. - URL: http:// medpsy.ru/climp. (Дата обращения 28.08.2015).

51. Цветкова И.В. Проблема психологического изучения внутрен-ней картины здоровья // Психологические исследования, 2012. - № 1(21). - С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.07.2005). 0421200116/0011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.