Научная статья на тему 'Святые целители и врачи'

Святые целители и врачи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2730
1649
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святые целители и врачи»

СВЯТЫЕ ЦЕЛИТЕЛИ И ВРАЧИ

Ю.Л. Шевченко

Президент Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова, академик РАМН

«Даром получили, даром давайте» [Мтф. 10; 8]

В многовековой истории человечества известно немало примеров чудесного избавления больных от тяжких физических страданий. Согласно Библии, даром исцеления людей от недугов и болезней обладал Спаситель наш Иисус Христос. Благодаря ему, не только прозревали слепые и выздоравливали больные проказой, долгое время считавшейся неизлечимой болезнью, но даже оживали умершие.

Местом чудесных исцелений часто становились храмы. Сюда стремились тяжелобольные с последней надеждой на выздоровление. Не случайно, что при храмах стали открываться первые больницы. Обители, предназначенные как для спасения человеческих душ, так и для избавления больных от телесных недугов, изначально соседствовали друг с другом.

Больницы при храмах были «безмездными» (бесплатными). Считалось, что руками и средствами целителей здесь исцеляет больных сам Спаситель. Поэтому, от спасаемых требовалось лишь неустанное обращение за помощью к Всевышнему. Однако часть целителей прежних лет, исцелявших страдальцев именем Иисуса Христа, владела профессионально врачебным искусством.

К примеру, видными целителями являлись святые апостолы Всевышнего, один из которых - евангелист Лука - был врачом по профессии.

Лука происходил из Антиохии Сирийской, где с юности посвятил себя изучению наук и искусств. Он изучил греческую философию, еврейские законы, живопись и врачевание болезней. Услышав божественное учение Иисуса Христа в Иерусалиме, он стал проповедником христианской веры в Антиохии. Когда в этом городе остановился святой апостол Павел, Лука сделался его сподвижником, сопровождая апостола в путешествиях. При необходимости он оказывал святому апостолу Павлу и врачебную помощь. Вместе с ним он побывал и в Риме, где по просьбе христиан написал «Евангелие», а позднее - «Деяния святых апостолов». В этих творениях обнаруживается стиль искусного историка, который путем необычайно краткого изложения отдельных фактов сумел достичь целостного (картинного) восприятия повествования. После мученической смерти святого апостола Павла Лука проповедовал христианское вероучение в Италии, Далмации, Галлии, Македонии и Греции. Затем его проповеди услышали в Ливии и Египте, откуда он вновь вернулся в Грецию. Здесь Лука трудился над устроением христианских храмов, рукополагая (посвящая в сан)

Рис. 1. Один из списков Владимирской иконы Божьей Матери

священников и дьяконов, исцеляя больных от тяжелых болезней. В греческих землях, по-видимому, проявился его дар первого иконописца, написавшего образ Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, эта чудотворная икона была написана на доске из стола, за которым трапезовали сам Спаситель, Богоматерь и праведный Иосиф со своими детьми. В наши дни она известна под названием Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Святым апостолом и евангелистом Лукой были созданы и другие образы Божьей Матери, включая Вилен-скую, Иерусалимскую и Смоленскую иконы Пресвятой Богородицы.

В апостольской деятельности Лука достиг преклонного возраста (более 80 лет от роду), приняв мученическую смерть от рук язычников в греческом городе Фивы. День памяти святого апостола и евангелиста Луки отмечается трижды: 4 января, 22 апреля и 18 октября [1, 2, 3].

В сонме святых русская Православная церковь различает и прославляет канонизированных ею врачей,

Рис. 2. Один из списков Смоленской иконы Божьей Матери, именуемой Одигитрия, что значит «Путеводительница»

Рис. 3. «Собор святых целителей» - храмовая икона Храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва). Стоят слева направо в первом (нижнем) ряду: Ермолай, Кир, Косма и Дамиан (Ассийские), Иоанн, Пантелеймон; во втором ряду: Косма и Дамиан (Римские), Сампсон (Странноприимец), Диомид, Косма и Дамиан (Аравийские)

Рис. 4. «Святые Косма и Дамиан (Асий-ские)» - храмовая икона Храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)

снискавших почет и уважение не только безвозмездным врачеванием страждущих, но и самоотверженным служением Иисусу Христу. К ним принадлежали, как утверждал архимандрит Тихон (А.Л. Тихомиров), «те блаженные мужи, которые, получив от Бога дарования исцелений и чудотворений, туне - без всякой мзды, врачевали недуги людей, стараясь в то же время исправить их нравственность и утвердить на пути добродетели» [4]. К этому особому лику бессребреников и чудотворцев, по его мнению, относились Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеймон и Ермолай.

Однако на храмовой иконе, находящейся в Храме Космы и Дамиана на Маросейке, можно видеть образы и других святых целителей, которых не упоминал архимандрит Тихон. Это Сампсон (Странноприимец) и Диомид.

Среди святых целителей, носивших имена Космы и Дамиана, обычно различают 3 разных семейства, в каждом из которых имелось 2 родных брата.

Одни из них жили в Асии (часть территории нынешней Малой Азии). Ни время их рождения, ни время смерти не известно. Не вызывает сомнений факт их жизни во время IV века, так как в первой половине века следующего (V) во имя ассийских братьев уже были устроены храмы. Их отцом был грек-язычник, а матерью - христианка по имени Феодотия. Братья рано лишились

отца. Однако матери, отказавшейся от всех радостей жизни и посвятившей себя воспитанию сыновей, удалось «внушить им страх Божий и любовь к добродетели». Обучившись грамоте и священному Писанию, братья познали врачебную науку, а также целительные свойства растений и трав. И Косма, и Дамиан были наделены особой божественной благодатью - даром исцелений и чудотворений. Многие болезни прекращались, если они приступали к лечению. Это привлекало к ним множество больных, от которых отказались или которым не смогли помочь другие врачеватели. Но они не были братьям в тягость. Чтобы дарованная благодать стала доступнее для страждущих, братья переходили из одного селения в другое, где «подавали исцеление» всем больным независимо от пола, возраста, звания или состояния. И делали это не для обогащения или земной славы. Их цель была выше - самоотверженно служить страждущему человечеству во имя Всевышнего, беспримерную любовь к которому они выражали в любви к ближним. Поэтому Косма и Дамиан никогда не принимали наград за свои труды. Даром получили они божественную благодать исцелений и чудотворений, даром и раздавали ее всем, кто в ней нуждался . Об одном только просили братья исцеленных ими: твердо верить в господа нашего Иисуса Христа и жить по его священному Писанию. Если же «врачуемые» не были христианами, то Косма и Дамиан старались «обратить

их к христианской вере». Таким образом, врачуя недуги телесные, они врачевали и недуги душевные.

В делах сострадания и милосердия прошла жизнь бессребреников и чудотворцев. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе ходили, вместе врачевали и вместе молились. Сотворив немало знамений и чудес, первым с миром почил Косма, а через несколько времени после его кончины - и Дамиан. Их святые мощи были погребены в одной могиле. Вскоре на месте погребения была построена «церковь чудная и преславная», в которую не зарастала тропа для паломников из ближних и дальних стран.

Первый биограф святых бессребреников и чудотворцев утверждал, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать о множестве чудесных исцелений, связанных с именами Космы и Дамиана, родившихся в Асии. Однако из этого множества он описал подробно лишь 12, тогда как архимандрит Тихон (А. Л. Тихомиров) кратко поведал только о шести. В нашем Отечестве установлен день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Асийских), которые преимущественно считаются покровителями детей (1 ноября). К ним прибегают с молитвой в начале школьного пути, чтобы эти мудрые врачи и наставники укрепили слабые детские силы в деле обучения и содействовали их развитию.

Поэтому иконописцы прошлых лет обычно изображали братьев «с брадами оба средни равны», а также с птичьим пером в правой руке и со шкатулкой для лекарств в левой. При этом Косма поддерживал свое перо на весу, тогда как Дамиан держал его так, словно использовал перо для письма (или обучения письму детей).

Существуют и другие версии по поводу птичьих перьев в руках святых врачевателей. К примеру, историк медицины В.О. Самойлов полагал, что в те времена заостренное птичье перо уже использовалось не только для письма, но и для хирургического лечения некоторых глазных болезней, включая трихиаз. Отсюда им был сделан вывод о принадлежности Космы и Дамиана (Асийских) к покровителям врачей, особенно хирургов, так как только этих святых обычно изображали с хирургическим инструментом в виде заостренного птичьего пера.

Два других родных брата, носивших имена Космы и Дамиана, жили в «вечном городе» - Риме около второй половины III века. Их родители отличались не только знатностью и богатством рода, но и христианским вероисповеданием, унаследованным братьями. Привилегированное положение позволило им в юности заниматься изучением не только богословия, но и естественных наук, из которых врачебное дело стало делом жизни. Упорство братьев в познании людских недугов, а также целебных свойств растений и трав было замечено Господом, который благословил эту особенность и наделил их особой благодатью - даром врачевания и исцеления болезней человека и животных. С тех пор большинство заболеваний уступало удвоенной силе Космы и Дамиана: больные вы-

здоравливали в результате эффективного лечения и ухода за ними. Чудотворцы не только не брали никакой награды за чудесное исцеление, но и сами помогали неимущим. К примеру, они продали богатое имение, оставшееся после смерти родителей, а полученные деньги раздали нуждавшимся в них больше, чем они.

Рис. 5. «Святые Косма и Дамиан (Римские)» - храмовая икона Храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)

Братья верили, что сила, их руками избавлявшая людей и животных от болезней, есть всемогущая сила Иисуса Христа. Поэтому в общении с больными они выступали и как проповедники христианского вероисповедания, убеждавшие врачуемых в могуществе Спасителя - единого и истинного Бога. Те, кто поверил в него, исцелялись и несли эту веру другим. Так, ежедневно возрастало стадо Христово.

Чудесные исцеления больных, которых во множестве достигли братья, стали причиной зависти их прежнего наставника, у которого Косма и Дамиан учились врачебному искусству. Добрая слава братьев затмила его собственную, от которой остались лишь предания. Эта зависть привела учителя к убийству учеников. Призвав их к себе, он лестью уговорил Косму и Дамиана пойти с ним далеко в горы, где наступило время сбора лекарственных трав. Там наставник предложил братьям разойтись в разные стороны, чтобы каждому собрать больше. Братья вновь послушались учителя. Но коварный наставник только и ждал этого часа. Воспользовавшись уединенным местом, он напал сначала на одного, а потом и на другого брата, «побив их каменьями». Тела убитых убийца спрятал на берегу горного ручья, протекавшего неподалеку. Это произошло не позднее 285 г. Однако вскоре коварное убийство бессребреников и чудотворцев было раскрыто.

В результате один из языческих храмов Рима «был обращен в христианский» и посвящен святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану (Римским). Согласно преданию, этот храм стоит и поныне. В нем, начиная с VI века, и до наших дней сохранились дивные мозаичные изображения этих святых, день памяти которых установлен 1 июля.

История отечественной иконописи сохранила несколько изображений Космы и Дамиана (Римских). Обычно их изображали молодыми людьми, как следовало из старинного источника: «Косма млад, аки Димитрий Селунский... Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват..., в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы» [4, С. 15].

Остальные родные братья, именовавшиеся Космой и Дамианом, родились и жили в Аравии в то же время, что и Косма и Дамиан (Римские). Подобно другим бессребреникам и чудотворцам, они получили врачебное образование, которое немного помогало им при врачевании болезней. Лишь получив от Бога благодать чудотворений, Косма и Дамиан (Аравийские) достигли выдающихся результатов в исцелении людских недугов. Они также не брали никакой мзды за лечение больных, врачуя недуги именем Христа-Спасителя.

Скоро слава о чудесных врачах достигла дворца правителя Лисия, проживавшего в Киликии, где еще царило идолопоклонничество. Правитель приказал арестовать братьев и доставить их во дворец, что и было выполнено.

Расспросив Косму и Дамиана о христианской вере, он приказал им отречься от нее, принеся в знак отречения жертву местным идолам. Когда братья наотрез отказались, Лисий велел бить их без милосердия, а потом связанных бросить в море.

Но Господь спас их от смерти. Косме и Дамиану удалось освободиться от уз и добраться до берега. Раздраженный правитель повелел заключить спасшихся братьев в темницу, а на другой день - бросить их в огонь. Но и пламя не причинило зла христианским мученикам, которых Господь продолжал хранить.

Тогда жестокий Лисий стал испытывать над братьями новые казни. Когда не удалось их повесить, сначала он потребовал бросать в них камни, а потом стрелять из луков. Но и камни, и стрелы не причинили им вреда. Они отскакивали от тел их, как от стен, и поражали самих мучителей. Тогда правитель приказал обезглавить Косму и Дамиана мечом. Святые мученики приняли смерть с именем Христа на устах. Это случилось в конце III века, но память о святых бессребрениках и чудотворцах пережила столетия.

Свидетельства их подвижнической деятельности сохранились и на территории современной Украины. Так, в воззвании комитета по сооружению храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Херсо-несе Таврическом (древний город близ Севастополя) было сказано: «Сюда (т. е. в Херсонес) были сосланы на

заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской» [4, С. 21].

В Крыму у подножия горы Чатырдаг до сих пор сохранился родник, названный именем Космы и Дамиана (Аравийских). В день памяти этих святых (17 октября) к нему по-прежнему приходят люди, чтобы поклониться чудотворцам и мученикам.

Святой целитель Пантелеон, позднее получивший имя Пантелеймона, родился в обеспеченной семье, владевшей несколькими богатыми поместьями. Его отец, Евстафий, был греком-язычником, поклонявшимся стародавним идолам. Мать же, Еввула, еще в родительской семье была воспитана в христианском благочестии и стремилась к тому, чтобы сын знал и почитал только единого и истинного Бога Иисуса Христа, живущего на небесах. Однако она оставила земную жизнь в молодые годы, когда Пантелеон еще не достиг совершеннолетия. Поэтому вскоре, подчинившись требованиям отца, он вместе с ним стал поклоняться языческим идолам. Когда юноша освоил школьную программу, Евстафий решил обучить его врачебному искусству и с этой целью определил сына учеником к врачу Евфросину, славившемуся в то время своим мастерством. Ученик, обладавший «крепкой памятью и быстрым умом» [5, С. 7], оказался понятливым и легко справлялся с премудростями будущей профессии.

Рис. 6. Икона Святого Пантелеймона

Вскоре по своим познаниям он намного опередил своих сверстников и уступал лишь наставнику Евфро-сину. Этот врач, кроме того, являлся придворным ме-

диком при римском императоре Максимиане. Поэтому он нередко призывался во дворец к императору или его ближайшему окружению для исполнения врачебных обязанностей. В этих случаях он всегда брал с собой Панте-леона в качестве ближайшего и лучшего помощника. Там его впервые увидел император Максимиан, пожелавший, чтобы Евфросин достойно подготовил юношу к деятельности второго придворного врача.

В то же время в городе Никомидии (ныне - это территория на северо-западе Малой Азии), где учился Пантеле-он, проживал христианин Ермолай, скрывавшийся там от преследования того же римского императора-язычника, прослывшего жестоким гонителем иноверцев. Случилось так, что будущий врач, отправляясь к наставнику и возвращаясь обратно, всегда проходил мимо дома Ермолая - это был кратчайший путь. Так, ему нередко приходилось видеть через окно Пантелеона, лицо которого отражало и природный ум, и доброту, и чистоту и скромность. Однажды, когда юноша в очередной раз проходил мимо его дома, Ермолай вышел ему навстречу и пригласил Пантелеона к себе. Он чистосердечно рассказал Ермолаю, что мать, пока она была жива, усердно наставляла его в вере христианской. С тех пор эта вера осталась ему по сердцу. Однако теперь отец заставляет его подчиниться «законам греческим» и почитать языческих греческих богов. Кроме того, он надеется, что его сын со временем займет должность придворного врача и найдет свое место в свите императора Максимиана. Юноша поделился с Ермолаем и своими ученическими заботами, пояснив, что прилежно изучает науки Эскулапа, Гиппократа и Галена, которые его отец находит весьма важными и полезными в жизни. Это мнение разделяет и его наставник в области врачебной профессии. «Только основательно усвоивший эти науки, - убеждает он, - будет в состоянии излечивать все людские болезни» [Там же].

Простодушие и чистосердечность юноши пришлись по душе Ермолаю, открывшего ему другую истину, хорошо известную христианским проповедникам. В связи с ней, врачебные науки Эскулапа, Гиппократа и Галена представляли собой ничтожную часть в великом искусстве исцеления, которым обладает истинный и всесильный Бог - Иисус Христос. Поэтому опыт земных наставников оказывается малополезным для тех, кто его изучает, если не уверовать в необычайную силу Христа. Верующий в истинного и всесильного Бога способен многократно увеличить собственные силы обращением к его имени. На этом пути возможно исцеление многих телесных недугов.

Ермолай учил, что чудотворные исцеления возможны как путем обращения к Иисусу Христу, так и прикосновением к сохранившимся частицам его одежды, не потерявшим целительной силы. Убежденность Ермолая во всемогуществе Иисуса Христа привела к тому, что этой верой проникся и юноша Пантелеон. С тех пор он заходил к Ермолаю всякий раз, когда возвращался от наставника своего - врача Евфросина. Когда Пантелеон

окончательно укрепился в христианской вере, Ермолай совершил обряд его крещения.

Затем Пантелеон обратил в христианскую веру и своего отца, ранее чтившего языческих богов. Язычник Евстафий поверил во Всевышнего после того, как его сын чудесным образом исцелил слепого, истратившего на лечение у других врачей почти все свое состояние, считавшееся немалым [6, С. 283].

По смерти отца, христианин Пантелеон унаследовал богатое имение. Тогда он даровал свободу рабам и начал раздавать нуждавшимся другие богатства, искореняя царившую нищету. Преуспел он и во врачебном искусстве, где ему была дарована Богом особая благодать исцелений. Он не стал придворным врачом императора и его семьи. Но зато «безмездный» целитель получил имя Пантелеймона, т.е. всемилостивого. Так произошло потому, что Пантелеон не раз доказал свою милость ко всем без исключения. На деле, а не на словах он утешал безутешных, раздавая богатства тем, кто нуждался больше него, и неустанно врачуя больных без вознаграждения за этот труд.

Поэтому жители города Никомидии скоро перестали обращаться к другим врачам, так как ни один из них не обладал преимуществами Пантелеймона.

Необычайная популярность Пантелеймона стала предметом зависти и вражды со стороны остальных городских врачей. Они прислали донос императору Максимиану. В нем указывалось, что Пантелеймон издевается над великим Эскулапом, врачебное искусство которого он сначала хорошо изучил, но затем перестал приписывать имени Эскулапа собственные успехи в лечении больных. Более того, Пантелеймон издевается и над языческими греческими богами, считая их силы ничтожными. Всех богов Греции он стал предпочитать одному Иисусу Христу, именем которого осуществляется исцеление больных. Однако самым опасным из деяний Пантелеймона доносчики считали переход в христианскую веру тех, кого он вылечил.

«Все, кого он врачует, - писали они императору,

- доверяют ему, и потому он без труда убеждает их оставлять наших богов» [5, С. 17]. Явное пренебрежение верой предков, проявленное Пантелеймоном, не было оставлено Максимианом без внимания. Он велел арестовать иноверца и возмутителя спокойствия в городе Никомидии и скоро осудил его к мученической смерти. Святой Пантелеймон мужественно принял страдания, выпавшие на его долю.

«Все, умершие за Христа, - говорил он мучителям,

- не погибли, но получили жизнь вечную» [5, С. 25]. Язычники обезглавили его, а тело бросили в костер. Однако оно не сгорело в нем, а было тайно предано земле христианами. Глава святого Пантелеймона, как великая христианская святыня, хранится в Русском Пантелеймоновом монастыре, находящемся на святой горе Афон (Греция) [7].

В правление императора Максимиана (284-305 гг.) в Никомидии и в окрестностях города было казнено около 20000 последователей Иисуса Христа. Одним из

таких мучеников за веру стал и священник Ермолай из Никомидии, крестивший целителя Пантелеймона. Когда его схватили язычники, они обещали сохранить ему жизнь, если он публично принесет жертву языческим богам и тем самым отречется от христианской веры. Однако Ермолай ответил язычникам решительным отказом, выразив готовность пострадать за Иисуса Христа. Погиб мученической смертью (был обезглавлен). День памяти святого Ермолая празднуется 26 июля, накануне дня памяти святого Пантелеймона [8]. На некоторых иконах священномученик Ермолай и святой целитель Пантелеймон изображаются вместе.

Святой Пантелеймон считается покровителем медиков, включая врачей и средний медицинский персонал. Кроме того, в царствование Петра Великого он был признан и святым покровителем российского флота, так как в день его памяти (27 июля) были одержаны 2 крупные морские победы над шведами - при Гангуте (1716 г.) и при Гренгаме (1720 г.).

Святой Сампсон (Странноприимец) родился в Риме от «четы царского происхождения» [9, С. 308] и потому получил образование, достойное его высокого рода. Особенно тщательно он изучил врачебное искусство, чтобы помогать страждущему человечеству. После смерти родителей Сампсон продал унаследованное им богатое имение, а полученные таким образом деньги раздал бедным и нуждавшимся в них больше, чем он сам. После этого он поселился уединенно в одном из пустынных мест. Однако затворничество продолжалось недолго. Вскоре Сампсон оказался в Константинополе, где стал владельцем небольшого дома. Это жилище он приспособил для проживания странников и бездомных, которым он оказывал посильную материальную, а также врачебную помощь. В результате Сампсон, как содержатель приюта для странников и обездоленных, был прозван странноприимцем. О его самоотверженном служении делу милосердия стало известно и константинопольскому патриарху, который посвятил его в сан священника. Кроме того, он пользовался широкой известностью, как «безмездный» врачеватель, на счету которого имелось несколько случаев исцеления больных, считавшихся неизлечимыми. Сохранилось предание об обращении к Сампсону даже императора Юстиниана, долго страдавшего от тяжелой болезни. Когда наступило выздоровление, император предложил врачевателю значительную часть своих сокровищ, но Сампсон не принял щедрого царского подарка. Вместо этого он просил его построить еще один странноприимный дом в Константинополе, чтобы оказывать всяческую помощь еще большему числу странников и обездоленных сограждан. Император поспешил исполнить это пожелание. В результате выиграло дело милосердия, которому Сампсон (Странноприимец), как содержатель приютов, искусный врачеватель и христианский священник, посвятил всю свою жизнь. Он достиг глубокой старости и скончался в Константинополе около 530 г., где был погребен в церкви священномученика Мокия.

Память о святом целителе Сампсоне (Странноприимце) издавна принято чтить и в России. Как известно, в день церковного празднования его памяти (27 июня) была одержана победа в Полтавской битве (1709 г.). С тех пор святой Сампсон был провозглашен покровителем российского воинства. Петр I построил в его честь одну из первых церквей С.-Петербурга, велел устроить подле нее первое городское кладбище и назвал Сампсониев-ским проспект, проложенный по кратчайшей дороге, ведущей в Швецию, а также мост, соединявший город (Петербургскую сторону) с его предместьем (Выборгской стороной).

Святой целитель Кир родился в египетском городе Александрии, известном богатыми врачебными традициями. Здесь, получив врачебное образование, он начал врачебную практику. Здесь же среди большинства язычников Кир стал одним из немногих тогда христиан. Исповедуя мотивы христианского подвижничества, он лечил больных бесплатно. Когда они пытались как-то отблагодарить своего врачевателя, то Кир просил их обращать эту благодарность в молитвах к Богу, уверяя, что истинным целителем является Иисус Христос, а он - лишь земной проводник его небесной воли. Когда в Александрии начались преследования христианских проповедников, организованные императором Диоклетианом, Кир удалился в Аравийскую пустыню, где христианам жилось спокойнее. Здесь продолжались его чудесные исцеления телесных и душевных страданий аравийских кочевников. Молва о чудесах, творимых христианским врачевателем, приходила в поселения раньше его самого. Она же привлекла к нему бывшего воина Иоанна, ставшего его верным учеником и последователем как во врачебном деле, так и в проповеди христианского вероучения. Иоанн, поселившись вместе с Киром, старался со всем походить на своего наставника. В скором времени он тоже овладел искусством врачевания и стал самостоятельно и безвозмездно исцелять больных.

Кто-то из арабских кочевников сообщил Киру, что в египетском городе Канопе преследователи христиан схватили христианку Афанасию вместе с 3 малолетними дочерьми и собираются мучить их до тех пор, пока те не отрекутся от христианской веры. Намереваясь предложить себя в обмен на свободу женщины с детьми, Кир и Иоанн пришли в г. Каноп, где сообщили о себе правителю города. Вместо обмена он велел схватить их и подвергнуть жестоким пыткам в присутствии христианки Афанасии и ее дочерей. В результате истязаний и Кир, и Иоанн были обезглавлены. Их останки были захоронены близ того же города. Это произошло в 311 г. Спустя 100 лет мощи святых Кира и Иоанна были перенесены в селение Мануфин, находившегося близ г. Канопе. Сейчас они находятся в г. Мюнхене. Поэтому иконописные образы Кира и Иоанна нередко изображаются вместе. День памяти святого целителя и мученика Кира отмечается 31 января [11].

Святой целитель Диомид родился в г. Тарсе, где получил врачебное образование, а затем стал исповедовать

христианское вероучение. Оказывая помощь больным, он в то же время просил язычников обратиться к Иисусу Христу, отказавшись от идолопоклонства. Таким образом, Диомид, исцеляя больных и проповедуя христианство, путешествовал по разным городам и селениям, пока не пришел в г. Никею, находившийся на территории Малой Азии. Здесь он был схвачен слугами языческого императора Диоклетиана, преследовавшего христиан, и повезен ими на судилище в г. Никомидию. Но по дороге целитель, помолившись, умер. День памяти святого целителя и мученика Диомида отмечается 17 августа [12].

Историки медицины дополнили список святых целителей, образы которых можно видеть на храмовой иконе Храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва). Так, к сонму святых-врачей Ш-^веков ими дополнительно были отнесены Киприан и Трифон.

Святой Киприан родился в Антиохии в IV веке. Он считался философом и волхвом, т. е. хранителем (по М.Б. Мирскому, 2000 г.) богатейших медицинских познаний языческих времен, который, к тому же занимался на практике лекарским знахарством [13]. Став христианином и проповедником вероучения Иисуса Христа, Киприан отрекся от волхвования и сжег лекарские книги языческого содержания. В дальнейшем был рукоположен во епископа. Принял мученическую смерть (был обезглавлен) в г. Никомидии во времена императора Максимиана, 26 или 28 сентября 304 г. (ныне - г. Измит, Турция) [14].

Святой Трифон родился в первой половине III века во Фригии, в одном из селений, находившихся близ г. Апамеи (в начале ХХ века - турецкий город Динер), в семье небогатых поселян. История не сохранила имена его родителей. Известно лишь, что они были христианами. Трифон был одаренным ребенком и уже с детских лет отличался необыкновенным даром целительства и способностью творить чудеса. Молва о чудесных исцелениях юноши Трифона даже достигла «вечного города» Рима, где в те времена правил император Гордиан. Случилось так, что дочь императора, прекрасная душой и телом, вдруг заболела страшным недугом. В нее якобы вселился злой дух, немилосердно мучивший бедную царевну, которая, чтобы избавиться от него, кидалась то в огонь, то в воду. В Рим были созваны самые искусные врачи, но ни один из них не сумел излечить или даже облегчить страданий царевны. Тогда в императорский дворец был доставлен 17-летний Трифон, изгнавший злого духа из царской дочери. Обрадованный отец предложил юному чудотворцу щедрые дары, которые тот с благодарностью принял, но не для себя, а чтобы поддержать тех, кто нуждается больше его. Возвращаясь в отчий дом, Трифон по дороге раздавал подарки императора нищим и обездоленным. После возвращения в его жизни ничего не изменилось: он продолжал дело христианского милосердия, исцеляя больных, помогая бедным и вразумляя заблудших.

Римский император Гордиан царствовал недолго. Вскоре после него императорский престол языческого

Рима занял Декий (249-251 гг.), который не отличался веротерпимостью и прослыл жестоким гонителем христиан. Поэтому в скором времени епарху Аквилину, правителю Фригии, последовал донос от части ее жителей. В нем утверждалось, что Трифон не только христианин и целитель, но и христианский проповедник. Зная искусство врачевания, он ходит по фригийским селениям, исцеляя больных и заодно обращая их в веру христианскую. Правитель Аквилин, живший в г. Никее, прослыл строгим и ревностным исполнителем предписаний своего императора. Он немедленно разослал воинов по всей Фригии, чтобы отыскать Трифона и доставить его в г. Никею для суда. Когда они выполнили приказ правителя, Аквилин потребовал от Трифона отречься от христианской веры. Только таким путем он мог еще остаться в живых. Но Трифон отказался от измены вере, заявив Аквилину, что готов отдать за нее даже жизнь. Он достойно встретил мученическую смерть (был обезглавлен) в 250 г. Никейские христиане тайно перенесли его тело в селение Кампсад, где он родился, и там его предали земле, «научая тем и нас свое отечество любити» [15]. День памяти святого мученика Трифона отмечается 1 февраля [16]. Части мощей святого Трифона хранятся в церкви святого Трифона, что в Напрудной (Москва), в Киево-Софийском соборе (Киев, Украина), а также в Покровском соборе Русского Пантелеймонова монастыря, находящемся на святой горе Афон (Греция) [17].

Список целителей далеких лет, отнесенных к лику святых Православной церкви, может быть продолжен. К их числу принадлежат Кодрат и Фалалей, жившие в III веке.

Святой Кодрат был найден новорожденным младенцем в пустыне близ г. Коринфа. Тут родила его христианка Руфина, скрывавшаяся от преследования за веру со стороны римских властей. Когда он вырос, то научился искусству врачевания болезней. Живя уединенно в горах, он время от времени посещал Коринф, безвозмездно занимаясь там врачебным делом. В годы правления римского императора Декия (249-251 гг.) Кодрата вместе с другими христианами арестовал коринфский правитель Иасон. Он потребовал, чтобы они под угрозой смерти публично отреклись от христианского вероучения. Однако Кодрат отказался подчиниться правителю города и выбрал для себя мученическую смерть (был обезглавлен). День памяти святого мученика Кодрата отмечается 10 марта [18].

Святой бессребреник Фалалей был, по преданию, сыном ливанского воеводы. Изучив врачебное искусство, он прославился тем, что «безмездно лечил больных», успешно исцеляя их от различных недугов. Был арестован римскими властями, как христианин, но не отрекся от христианской веры, несмотря на пытки. Принял мученическую смерть (был обезглавлен) в 284 г. в городе Киликии (ныне - территория Малой Азии). День памяти святого бессребреника и мученика Фалалея отмечается 20 мая. В наши дни его мощи находятся в монастыре греческого острова Наксос [19].

Во времена Византийской империи прославился искусный врач Павсикакий (умер в 606 г.), лечивший больных безвозмездно вне зависимости от их материального положения. Известен тем, что исцелил императора Маврикия. «За святость жизни» был рукоположен во епископа. День памяти святого Павсикакия отмечается 13 мая [20].

После обращения в христианство Киевскую Русь стали прославлять другие врачеватели, не покладавшие рук для дела христианского милосердия и поэтому отнесенные к лику православных святых. К ним относились Антоний Печерский, Агапит, Алимпий, Лаврентий Печерский и др.

Рис. 7. Икона святого Агапита

Одним из первых в русской земле просиял бывший византийский монах-подвижник, преподобный Антоний Печерский (983-1073), основатель Киево-Печерской лавры, где находилась древнейшая на Руси монастырская больница. Приняв пострижение в Афонском монастыре (Византия), он постиг основы врачебного искусства. В 1028 г. Антоний пришел в Киев, где стал монахом-отшельником Берестовой горы (жил в ее пещере) и занимался врачебной деятельностью. Об этом, в частности, указывалось в летописи: «Яко же бо он, великий, покрываа свою святость, больныа исцеляше от своеа яди, мияся тем врачевное зелие подаваа, и тако здрави бываху молитвою его» [21]. В 1051 г. вместе с монахом Феодосием основал Киево-Печерскую лавру, получившую название от пещер (древнерусск. - печеры), в которых жили монахи.

К когорте особо славных врачевателей Киево-Печер-ской лавры принадлежал «святой и блаженный Агапит» (?-1095) [22, 23]. Он был ближайшим учеником Антония Печерского. Врачеватель Агапит бесплатно лечил как

мирян, так и обитателей монастыря, сам готовил для больных лекарства, учил их применению, а также сам ухаживал за тяжелобольными, которым было не по силам обслуживать себя. Тем самым этот «безмездный врач» приобрел широкую известность в Киевской Руси.

Однажды он исцелил внука Ярослава Мудрого черниговского князя Владимира Всеволодовича, который впоследствии стал киевским князем (1113-1125 гг.) и был известен в истории как Владимир Мономах. Потеряв надежду на исцеление, князь Владимир попросил преподобного Агапита прийти к нему. Однако Агапит, не выходивший за пределы Киево-Печерской лавры и лечивший только на территории обители, отказался исполнить волю князя: «Если я пойду из монастыря для князя, - ответил он, - то должен буду делать то же и для простых людей». Тем не менее он послал князю своего «зелья», от которого Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя и послал Агапиту богатые дары. «О чадо мое, - сказал посланнику Агапит, - я никогда и ни от кого не брал даров за лечение». И только после усиленных просьб взял преподобный Агапит княжеские дары и раздал их нищим. По мнению М. Б. Мирского, Агапит не принял вовсе княжеских даров, но потребовал, чтобы князь сам раздал их нищим, что и было исполнено Владимиром.

«И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали» [22]. Мощи святого Агапита сохранились в склепе Киево-Печерской лавры. По его черепу в 1985 г. был воссоздан облик этого замечательного врача-монаха. День памяти святого Агапита отмечается 1 июня.

Кроме того, древнерусскими хрониками был отмечен преподобный Алимпий (?-1114). Ему удавалось излечивать прокаженных, которых не могли вылечить «волхвы и неверные люди» [22]. К тому же Алимпий был талантливым художником-иконописцем. Этому ремеслу он научился у пришедших в Киев греческих мастеров. Ему удавалось использовать даже некоторые иконописные краски в качестве основы для мазей, которые он успешно применял при лечении проказы и кожных заболеваний.

В том же XII веке, как искусный врачеватель, прославился преподобный Лаврентий Печерский, служивший делу милосердия сначала в одном из киевских монастырей, а затем - и в Киево-Печерской лавре. Он достиг действительно выдающихся результатов в своей врачебной практике, так как летописцы объясняли его успехи не иначе, как божественным даром исцеления больных. Высокими оказались достижения Лаврентия Печерского и в деле служения Господу нашему Иисусу Христу. Он был рукоположен во епископа в Турове, где и закончил свои земные дни. После его кончины мощи святого были перенесены в Киево-Печерскую лавру, где и почивают до наших дней. День памяти святого Лаврентия Печерского отмечается 29 января [24].

Лечебным делом занимался и патриарх Никон, когда по определению Московского собора он в 1666 г. был

сослан в Ферапонтов монастырь. По мнению М.Б. Мирского, документально установлено, что здесь, начиная с 1672 г., Никон вел прием больных - читал над ними молитвы, мазал их освященным маслом, давал им разные лекарства. Вероятно, он считался искусным «лечцом» потому, что за советами и лекарствами народ собирался толпами «перед кельею» его [25].

Один из помощников Никона, дьякон Мардарий, приобретал для него в Москве «для лекарства деревянное (оливковое) масло, осной ладан, скипидар, траву чечуй, целебиху, зверобой, нашатырь, квасцы, купорос, камфару и камень безуй» [26]. Из этих компонентов и других продуктов (мед, свиное сало, утиный жир и пр.) составлялись разные лекарства, которые использовались Никоном для лечения больных. При этом Никон часто добивался успеха. Впоследствии следственным властям, посланным собором 1676 г., указано было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, мази сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось» [27].

Искусным врачевателем проявил себя архиепископ Холмогорский и Вятский Афанасий, осваивавший науку врачевания по книгам Патриаршей библиотеки в Москве. При Холмогорском монастыре Афанасий завел аптеку, где содержался широкий набор лекарств, часть из которых доставлялась из столицы. Об этом может свидетельствовать рукопись «Тетрадь преосвященного Афанасия архиепископа Холмогорского», хранящаяся в библиотеке Российской Академии наук. В ней приводилась «роспись» лекарств: масел (гвоздичного, мятного, анисового, полынного), мазей (диалтейной, попилевой, белильной, бобковой), порошков сложного состава, сиропов и бальзамов. Афанасий являлся автором нескольких научных трудов, в том числе медицинской тематики. Наибольшую ценность из них представляет «Преосвященного Афанасия архиепископа Холмогорского и Вятского Реестр из доктурских наук», находящийся на хранении в Военно-медицинском музее в С.-Петербурге. Этот труд историк медицины И.Л. Аникин справедливо считал одной из первых российских фармакопей [28].

В ХХ веке Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен как местночтимый святой (1996 и 1999 гг.). В августе 2000 г. архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. Кроме того, Святитель Лука (1877-1961) известен как видный российский хирург, труды которого по праву принадлежат к числу лучших шедевров отечественной медицины.

В.Ф. Войно-Ясенецкий родился в 1877 г. в г. Керчи Таврической губернии в семье провизора. Выпускник II Киевской гимназии (1896). Воспитанник медицинского факультета Киевского университета Святого Владимира (1898-1903), который закончил со степенью лекаря с отличием. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. являлся заведующим инфекционным, а затем и хирургическим отделениями лазарета, развернутым в районе

г. Чита силами и средствами I Киевского отряда Российского общества Красного Креста.

В дальнейшем, был земским врачом Ардатовского уезда Симбирской губернии (1905), Фатежского уезда Курской губернии (1905-1908), врачом-экстерном кафедры госпитальной хирургии медицинского факультета Императорского Московского университета (1908-1909), земским врачом Балашовского уезда Саратовской губернии (1909-1910), заведующим земской больницей города Пере-славля-Залесского Владимирской губернии (1910-1917), где одновременно возглавлял хирургическое отделение.

Доктор медицины в результате защиты в Императорском Московском университете диссертации на тему «Реги-нарная анестезия» (1916), отмеченной престижной премией Императорского Варшавского университета (1918).

В ней впервые в истории российской медицины были разработаны оригинальные способы проводниковой пе-риневральной анестезии седалищного, срединного, заднего большеберцового нервов, а также II ветви тройничного нерва. Одновременно здесь впервые описаны важные для хирургов топографо-анатомические ориентиры, в том числе проекция седалищного нерва на кожу задней поверхности бедра (линия Войно-Ясенецкого), место выхода седалищного нерва из-под ягодичной складки (точка Войно-Ясенецкого) и др.

В дальнейшем (1917-1923) был главным врачом городской больницы в Ташкенте, где в то же время заведовал хирургическим отделением. В 1920-1923 гг., кроме того, являлся профессором кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией медицинского факультета Ташкентского университета.

В 1921 г. был посвящен в сан священника Русской православной церкви, а в мае 1923 г. - рукоположен в сан епископа Барнаульского под именем Луки.

В 1923 г. первым из российских хирургов предложил оригинальный способ мобилизации селезенки и перевязки сосудов при спленэктомии, получивший название способа Войно-Ясенецкого. Сведения о нем опубликовал в немецком хирургическом журнале под именем епископа Луки (Lucas Bischof).

Следующие 20 лет его жизни и деятельности (1923-1943) стали мученическими в связи с репрессиями ОГПУ-НКВД. В этот период он подвергался преследованиям в рамках 6 уголовных дел, заведенных в 1923 (2), 1924, 1925, 1930 и 1937 гг.

И в это время он подвижнически продолжал врачебную и хирургическую деятельность, оказывая посильную и безвозмездную помощь всем, кто в ней нуждался. Несмотря на многие акты репрессий, в 1934 г. была опубликована новая монография Войно-Ясенец-кого под названием «Очерки гнойной хирургии». Она стала не только первым отечественным руководством для врачей и студентов в своей области, но и настольной книгой для нескольких поколений советских хирургов, которая выдержала 5 изданий общим тиражом свыше 100000 экземпляров.

Рис. 8. Земский врач Балашовского уезда Саратовской губернии В.Ф. Войно-Ясенецкий (1910 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Архиепископ Лука со знаком лауреата Сталинской премии I степени (Симферополь, 1946 г.)

Кроме того, в 1934 г. Войно-Ясенецкий возглавил первое в нашей стране отделение гнойной хирургии, созданное им в составе одной из ташкентских больниц, а в 1935 г. стал профессором кафедры хирургии в Ташкентском институте для усовершенствования врачей.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В.Ф. Войно-Ясенецкий, находясь в ссылке в Красноярском крае, добился разрешения на работу в качестве ведущего хирурга одного из эвакуационных госпиталей, развернутого в г. Красноярске. Здесь беспримерная врачебная деятельность епископа Луки продолжается в области военно-полевой хирургии. Тут он становится епископом Красноярским и членом Святейшего Синода в составе русской Православной церкви (1943). В 1944 г., когда срок ссылки закончился, епископ Лука был переведен из Красноярска в Тамбов в качестве архиепископа Тамбовского и Мичуринского и, одновременно, хирурга-консультанта тамбовских эвакуационных госпиталей. В том же 1944 г. увидела свет новая монография профессора Войно-Ясе-нецкого под названием «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В январе 1946 г. классические труды епископа Луки, в том числе рукопись II издания «Очерков гнойной хирургии», а также «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», были удостоены Сталинской премии I степени «за выдающиеся достижения в медицине». Значительная часть этой премии (130000 рублей из 200000) была пожертвована Войно-Ясенецким в фонд детей-сирот.

В середине того же года последовало новое назначение - архиепископом Симферопольским и Крымским, в связи с которым епископ Лука переехал в Симферополь, а

в конце 1946 г. увидело свет II издание «Очерков гнойной хирургии».

Только в симферопольский период его деятельности, когда ему исполнилось 70 лет (1947), профессор Войно-Ясенецкий был вынужден оставить хирургическую практику вследствие резкого ухудшения зрения.

Служение правящим архиереем на кафедре Симферопольской и Крымской епархии он продолжал до последнего дня своей жизни (11 июня 1961 г.), несмотря на полную слепоту, постигшую его в 1958 г.

Похоронен в ограде храма Всех святых в г. Симферополе. В марте 1996 г. святые мощи Святителя Луки были перенесены в симферопольский кафедральный Свято-Троицкий собор. Память священ-ноисповедника Луки празднуется ) 25 мая по юлианскому календарю

(11 июня по новому стилю) [29].

В июне 2000 г. увидело свет V издание классической монографии Святителя Луки «Очерки гнойной хирургии», предисловие к которому подготовил министр здравоохранения Российской Федерации академик РАМН Ю.Л. Шевченко.

В 2004 г. на территории Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова в Москве (Пироговский центр) был установлен памятник Святителю Луке работы скульптора В.Д. Балашовой и архитектора Т.Н. Милорадович.

Так случилось потому, что в Пироговском центре не только свято чтят память о Святителе Луке. Здесь претворяют в жизнь пророческие предначертания выдающегося отечественного хирурга. При жизни Святителю Луке не удалось создание ни клиники, ни кафедры гнойной хирургии, несмотря на ряд энергичных попыток.

Эта задача была решена лишь в Пироговском центре, где, начиная с 2003 г., была развернута клиника гнойно-септической хирургии в составе трех лечебно-диагностических отделений. Этой клинике присвоено имя Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Она является учебной базой кафедры хирургических инфекций, созданной в числе других в Институте усовершенствования врачей Пироговского центра. Здесь с начала 2004 г. проводятся занятия с группами интернов и аспирантов, хирургов и терапевтов разных специальностей.

В Пироговском центре не были забыты и другие заветы архиепископа Луки. Мы хорошо помним, как, будучи незрячим и физически немощным, он продолжал горячо проповедовать прихожанам каноны христианской морали и нравственности. Многие проповеди архиепископа Луки отличались лейтмотивом защиты христианских

Рис. 10. Памятник архиепископу Симферопольскому и Крымскому Луке в Пироговском центре

норм, к которой, по его мнению, должен быть готов всякий прихожанин. В связи с этим он нередко приводил известный пример изгнания Всевышним торговцев и менял из храма, который они заполонили, пользуясь большим скоплением прихожан. В божьем доме они преследовали собственные корыстные интересы, а потому были изгнаны оттуда с позором.

Нельзя забывать, что в далекие времена храмы не просто соседствовали с первыми больницами, а составляли вместе с ними единый комплекс, где лечением духовных и телесных недугов безвозмездно занимались одни и те же святые целители. В наши дни во многих больницах возрождаются часовни и больничные храмы. Это первые, но верные признаки духовного оздоровления. Если этот процесс продолжится, то он неминуемо приведет к искоренению денежных расчетов между пациентом и врачом, который оскверняет облик современных лечебных учреждений подобно тому, как торговцы и менялы оскверняли облик храмов до тех пор, пока не были с позором изгнаны оттуда Всевышним.

Лечебные учреждения были и должны быть бесплатными для подавляющего большинства пациентов. Лишь малая толика наших больниц должна быть предназначена для лечения тех, кто может и хочет заплатить за лечение в особо комфортных условиях. Однако не следует ждать, сложа руки, пока процесс духовного возрождения нашего общества само собой приведет к изгнанию торговцев медицинскими услугами из большей части наших лечебных учреждений. Настала пора организационно разделить их на 2 понятных всем системы. Одна из них должна

представлять собой широкую сеть бесплатных учреждений общественного здравоохранения с достаточными возможностями для оказания высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи, а другая - ограниченную сферу предоставления платных медицинских услуг. Тогда, наконец, пойдет на убыль чудовищный процесс развращения медиков России. В наши дни в него вовлечен весь медицинский персонал лечебных учреждений, где до сих пор под одной крышей сочетается оказание одним пациентам платных, а другим - бесплатных медицинских услуг.

В этом заключается один из главных уроков, который преподносит нам ознакомление с деятельностью святых целителей и врачей. Она протекает, как мы убедились, не только в заоблачных высях или в далекие, седые времена. Святые подвижники по-прежнему работают рядом с нами, в том числе и на ниве отечественного здравоохранения. Вот только в их среде не принято подвизаться в политике больше, чем в богоугодном деле врачевания страждущих. Врачевание на все времена остается для святого подвижника главным делом и образом жизни. Но когда из врача вдруг вырастает политик или просто общественный обвинитель, это означает одно - такой врач или закончился, или и не начинался вовсе.

И последнее. Работая над материалами по восстановлению жития святых целителей и врачей, я постоянно ощущал голос своего сердца. Он призывал к причислению к сонму святых-врачей и великого сына России, верного чада русской Православной церкви Н. И. Пирогова. Это подтверждается чудесными исцелениями многих больных, благодаря которым Пирогов был назван «чудесным доктором».

Рис. 11. И. Е. Репин «Портрет хирурга Пирогова:

Годы его жизни были не только годами великих врачебных свершений. Он прошел долгий путь мученика, неустанно обличая казнокрадов, лжецов, взяточников и подвергаясь за это гонениям со стороны власть имущих и множества своих завистливых коллег. По свидетельству С.П. Боткина, Н.И. Пирогов был обожаем его учениками. Вместе с тем «он был ненавидим частью нашей корпорации, не прощавшей ему нравственного превосходства и правдивости, которой отличался Николай Иванович в течение всей своей... деятельности». Причиной многолетних преследований являлась нетерпимость первого хирурга России к отступникам от христианского вероучения, нарушавшим святые заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа.

Мы недавно нашли молитву Николая Ивановича. Она потрясает и нравственно очищает каждого, кто ее прочтет:

Господи, Боже мой,

Удостой меня быть орудием мира Твоего,

Чтобы я прощал - где обижают,

Чтобы я соединял - где ссора,

Чтобы я воздвигнул веру - где давит сомнение,

Чтобы я возбуждал радость - где горе живет,

Господи, Боже мой! Удостой,

Не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,

Не чтобы меня понимали,

но чтобы я других понимал,

Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил, Ибо кто дает - тот получает, Кто себя забывает - тот обретает, Кто прощает - тому прощается, Кто умирает - тот просыпается к ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ!

Пусть это дерзость с моей стороны, и, может быть, у меня нет права выступать с подобным предложением. Но я не в состоянии удержать голос сердца и совести. В канун 200-летнего юбилея со дня рождения Н.И. Пирого-ва кто-то из россиян должен сделать первый шаг на пути канонизации великого хирурга, деяния и житие которого давно являются святым примером для подражания. И я с моими соратниками по службе в Национальном медико-хирургическом центре им. Н.И. Пирогова делаем этот шаг.

6. Пантелеймон (Пантелеон)/ Христианство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - М., 1995. - Т. 2. - С. 283.

7. Пантелеймон / Энциклопедия православной святости. - М., 1997. - Т. 3. - С. 70

- 71.

8. Ермолай/ Энциклопедия православной святости. - М., 1997. - Т. 1. - С. 195.

9. Бухарев И. Преподобный Сампсон: Жития святых православной церкви. - М., 1999. - С. 308.

10. Сампсон странноприимец / Энциклопедия православной святости. - М., 1997.

- Т. 2. - С. 139.

11. Бухарев И. Мученик Кир: Жития святых православной церкви. - М., 1999. - С. 70.

12. Бухарев И. Мученик Диоми: Жития святых православной церкви. - М., 1999.

- С. 407.

13. Мирский М. Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории.

- М.: Наука, 2000. - С. 122.

14. Киприан / Христианство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

- М., 1993. - Т. 1. - С. 736.

15. Жизнь, страдания и духовные дары святого мученика и чудотворца Трифона и уроки из его жизни. - М., 1902. - 128 с.

16. Трифон Христианство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - М., 1995. - Т. 3. - С. 40.

17. Бухарев И. Преподобный Трифон: Жития святых православной церкви. - М., 1999. - С. 73.

18. Бухарев И. Мученик Кодрат: Жития святых православной церкви. - М., 1999.

- С. 129.

19. Бухарев И. Мученик Фалалей: Жития святых православной церкви. - М., 1999.

- С. 240.

20. Бухарев И. Святой Павсикакий: Жития святых православной церкви. - М., 1999. - С. 229.

21. Патерик Киевского Печерского монастыря. - СПб., 1911. - С. 93.

22. Сорокина Т. С. История медицины. - 3 изд. - М.: Академия, 2004. - С. 205.

23. Мирский М. Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории.

- М.: Наука, 2000. - С. 129-131.

24. Бухарев И. Преподобный Лаврентий Печерский: Жития святых православной церкви. - М., 1999. - С. 69.

25. Белокуров С. А. Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. - СПб., 1888. - Кн. 3. - С. 145.

26. Мирский М. Б. Медицина России XYI - XIX веков. - М.: РОССПЭН, 1996. - С. 40.

27. Белокуров С. А. Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. - СПб., 1887. - Кн. 1. - С. 83-86.

28. Аникин И. Л. Советское здравоохранение. - 1991. - № 11. - С. 60.

29. Лисичкин В. А. Крестный путь Святителя Луки (подлинные документы из архивов КГБ). - Ростов-на-Дону, 2001. - 445 с.

30. От Матвея Святое благовествование. - Гл. 10.

Литература

1. Святой апостол и евангелист Лука / Энциклопедия православной святости. - М., 1997. - Т. 1. - С. 341.

2. Святой апостол и евангелист Лука/ Христианство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - М., 1995. - Т. 2. - С. 51.

3. Лахтин М. Ю. Лука: Краткий биографический словарь знаменитых врачей всех времен. - СПб., 1902. - С.61.

4. Тихомиров А. Л. Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан. Жития и акафист. - М.: Изд. Храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Мароссейке, 2003. - С. 14.

5. Жизнь, страдания и чудеса св. великомученика и целителя Пантелеона, переименованного в Пантелеймона. - М., 1876. - 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.