Научная статья на тему 'Тема здоровья и болезни в православных молитвах'

Тема здоровья и болезни в православных молитвах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1282
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / МОЛИТВА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ / БОЛЕЗНЬ / ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ / CHRISTIAN / PRAYER / WORLD VIEW / TRADITIONAL MEDICINE / HEALTH / ILLNESS / THE EASTERN SLAVS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поповкина Галина Сергеевна

В статье анализируются тексты православных молитв, выявляется семантика понятий «болезнь» и «здоровье» в молитвах, определяется их соотнесенность с православным мировоззрением. Выявляются существенные черты православной валеологии, отраженные в текстах молитв. Делается вывод о необходимости дальнейшего рассмотрения вопросов, возникающих в результате данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Health and Disease Theme in the Orthodox Prayers

This paper analyzes the texts of Orthodox prayers, reveals the semantics of the concepts of “disease” and “health” in prayer, is determined by their correlation with the Orthodox world. Identifies the essential features of the Orthodox valeology reflected in the texts of prayers. The conclusion about the need to further consider the issues arising from this study.

Текст научной работы на тему «Тема здоровья и болезни в православных молитвах»

Г. С. Поповкина

ТЕМА ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ В ПРАВОСЛАВНЫХ МОЛИТВАХ

Проблемы сохранения здоровья, поддержания его, избавления от недугов, несомненно, волновали человечество с начала времени его существования. Попытки удержания и приобретения здоровья закреплены в культуре каждого народа — традиционных практиках медицинской помощи, религиозных взглядах, обычаях и обрядах.

В православии, основной религии восточных славян, достаточно большое количество мер предпринимается для приобретения здоровья. Считается, что все церковные таинства способны привести человека к здоровью душевному и телесному; есть и особое Таинство, предназначенное для исцеления больных — Елеосвящение (Соборование). Также с целью излечения причащаются, служат заказные литургии, принимают святую воду, артос (освященный хлеб), просфоры и пр. Но традиционная медицина — это, в первую очередь, особое мировоззрение, взгляд на болезни, согласно которому и вырабатываются способы борьбы с недугом, используются соответствующие методы 1

Поскольку религиоведение как наука сформировалось в лоне западноевропейской, а значит, христианской, культуры, это не могло не сказаться на основных предметах его исследования. Молитва занимает в христианстве одно из центральных мест, являясь основной формой богообщения. Западные религиоведы безусловно, не могли пройти мимо исследования этой религиозной формы. Так, Э. Б. Тайлор предпринял попытку рассмотрения развития молитвы «от низших до высших ступеней культуры» 2. Кроме религиоведов внимание молитвам уделяли и антропологи, в частности, столь известный исследователь духовной культуры, социолог, как М. Мосс 3. Однако наибольшее внимание исследованию молитвы уделила психология религии и феноменология религии. В последней особенно выделяется работа Ф. Хайлера «Молитва» 4.

1 Поповкина Г. С. Проблемы типологии народной медицины восточных славян // Россия и АТР— 2012.— № 2.— С. 81-87.

2 Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре.— Смоленск, 2000.

3 Мосс М. Социальные функции священного.— СПб., 2000.

4 Friedrich Heiler. Prayer: A Study in the History and Psychology of Religion.— National Book Network, 1997.

56

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 1

Она отражает в себе как достоинства феноменологического подхода (стремление

воспроизвести религиозное переживание), так и его недостатки — произвольность в истолковании религиозных феноменов, приведшая ее к кризису классической феноменологии религии.

Среди работ психологов религии можно выделить фундаментальную работу У Джемса 5 и новаторские исследования Ф. Е. Василюка 6. Однако отметим, что психология после своей эмансипации от философии в конце 19 века практически отказывается от понятия души, заменяя его совокупностью психических актов и состояний. На этом построен практически весь понятийный аппарат современной психологии, что делает его трудноприменимым к исследованию форм общения души с Богом, поскольку ни Бога, ни души он не допускает. В этом отношении показателен доклад М. Пая, в котором высказывается мнение исследователя о том, что для религиоведения, изучающего молитву, допущение существования сверхъестественного или божественного существа в качестве необходимого определяющего элемента молитвы, является упрощенчеством: «It is important for a fully developed Study of Religions not to accept the simplistic view that the presumption of the existence of a supernatural or divine being, who will “do something”, is a necessary constitutive element of prayer» 7. Отметим, что работы Ф. Е. Василюка во многом нацелены на преодоление этого противоречия.

Особняком стоят работы религиозных авторов, таких как митрополит Сурожский Антоний 8. Но при всей их глубине и огромной значимости, хочется отметить, что они нацелены, прежде всего, на наставления в молитвенной жизни читателя, а не на академическое исследование.

Этнографов, антропологов и филологов также интересовали проблемы изучения молитв и заговоров (в народной традиции нередко именуемых молитвами). Так, сю-жетика и картина мира в заговорах восточных славян рассматривается в монографии Т. А. Агапкиной 9, структура и семантика — в исследовании М. В. Завьяловой 10, проблемы соотношения заговоров и молитв — в работах А. К. Богданова 11 и Т. С. Ильиной 12, молитва как феномен устной речи изучена О. А. Прохватиловой 13.

Однако на фоне достаточно большого количества работ, исследующих природу молитвы в целом, обнаруживается явный недостаток исследований отдельных аспектов

5 Джемс У Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ.— М. 1993.

6 Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования.— М.,

2005.

7 Michael Puy. Research on Prayer in the Contemporary Study of Religions // URL: http:// www.e-religions.net/page.php?id=8&comments=1 (дата обращения — 16.12.2008).

8 Митрополит Сурожский Антоний. Школа молитвы.— Клин, 2009. См. также: Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению / Сост. Е. В. Тростникова.— М., 2012; Пархоменко К., Пархоменко Е. О молитве.— СПб.-М., 2003.

9 Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сю-жетика и образ мира.— М., 2010.

10 Завьялова М. В. Балто-славянский заговорный текст.— М., 2006.

11 Богданов А. К. Заговор и молитва (к уяснению вопроса) // Русская литература.— № 3.— 1991.— С. 65-68.

12 Ильина Т. С. Между молитвой и заговором: в пространстве вербальной магии // Традиционная культура.— 2009.— № 1.— С. 19-29.

13 Прохватилова О. А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи.— Волгоград, 1999.

молитвы, в частности, тех, которые мы намерены затронуть в нашей работе — выявить семантику понятий «болезнь» и «здоровье» в православных молитвах. В своем исследовании мы намеренно дистанцируемся от семиотических методов (например, в той форме, в которой они представлены в работах Н. Л. Мусхелишвили 14), поскольку они нацелены на выявление, скорее структурных, чем содержательных аспектов молитвы. Нас же интересует смысл, который в молитвах придается категориям болезни и здоровья.

Как справедливо замечает К. Е. Скурат, «Святая Православная Церковь... учит о многих ее (молитвы) видах как по способу выражения, так и по содержанию, но все их разнообразие объединяет духом наставлений своего Божественного Основателя» 15. В связи с этим назрела необходимость научного анализа молитвы как фиксированного религиозного текста. Актуальность исследования обусловлена и тем, что в настоящее время обращение к церковным обрядам и молитвам довольно активно применяется в качестве альтернативы или подкрепления методам лечения научной медицины. То есть изучение молитвы является важным этапом понимания православной культуры в целом.

Цель нашего исследования — рассмотреть, каким образом в молитвах отражен православный взгляд на болезнь и здоровье.

Мы считаем, что в текстах молитв отражены особенности православного мировоззрения, касающиеся болезненного и здорового состояния человека. Соответственно, основные источники нашего исследования — молитвы о здравии, обращенные к Господу, Богородице, Святым, Ангелу-хранителю, а также читаемые в случаях болезни тропари, кондаки, каноны, акафисты. В своем исследовании мы выявляли семантику понятий «болезнь» и «здоровье» в молитвах, определяли их соотнесенность с православным мировоззрением.

Говоря о понятиях «здоровье» и «болезнь» в православных молитвах, необходимо очертить основные понятия православной антропологии. С точки зрения Священного Писания, человек является душевно-телесным единством. Некоторые святые отцы выделяют высшие способности души в отдельное начало — дух 16, другие этого не делают. Священное Предание допускает оба толкования. В нашей работе мы придерживаемся двухчастной модели человека. Совокупность взглядов православной Церкви на здоровье человека мы будем называть православной валеологией. Ее основу составляют следующие положения: уже отмеченное выше положение о человеке как о душевно-телесном единстве, представление о правильной и неправильной иерархии этого единства. Правильно, с точки зрения Церкви, когда душа руководствуется своими высшими способностями — духом, а телесная жизнь служит душевной (с этой точки зрения здоровым считается такое тело, которое не накладывает ограничений на жизнь души сверх тех, которые ограничивают природу самого тела). Так, если у человека болит нога, то он не сможет погулять с любимым человеком, то есть устремления души будут ограничены телесной болезнью. Но отсутствие у человека способности летать, болезнью не является,

14 Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер О. А. Семантика и ритм молитвы // Вопросы языкознания.— 1993,— № 1.— С. 45-51.

15 Скурат К. Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования.— Клин, 2000.

16 См., например: Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело.— М., 2010.

поскольку наше тело изначально не предназначено для полета. Бывают два вида неправильной иерархии: когда человек использует высшие способности души (дух), для удовлетворения низшей части души (например, фанатство, меломанство, игро-манство, сплетничество). Второй вид искажений — когда телесные потребности занимают ведущее место в жизни человека (чревоугодие). То есть главный объект забот православного верующего — его душа, ее очищение от грехов, стяжание Святого Духа, подготовка к жизни в будущем веке. Так, по определению преподобного Серафима Саровского, «цель. христианской жизни состоит в стяжении Духа Святаго Божьяго» 17.

Однако человек подвержен действию страстей, которые порождают грехи и могут приводить к искаженной иерархии души и тела. Находящийся под влиянием страсти человек ищет наслаждения во временном земном бытии, отказываясь от соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство, а значит, может погубить свою душу. Духовное делание означает освобождение от страстей путем непрестанной молитвы, терпения скорбей и очищения души от помыслов. Нераскаянные грехи ведут к неспособности познать Бога — душевной слепоте. Грех прародителей (первородный грех) и личные грехи — корень всех болезней и бед. Здоровье, благо были потеряны вместе с Раем вследствие грехопадения человека: человек стал болеть и болен по своей поврежденной грехом природе. Страсти, грехи, скорби,— это болезненные состояния, с которыми человек вынужден жить.

Однако в православии болезнь не всегда считается исключительно неблагоприятным происшествием. Иногда болезнь является и духовно полезным событием: это возможность очищения от грехов и получения «небесной мзды»: «Когда тело претерпевает испытание, душа освящается.» 18. По словам же преподобного Серафима Саровского, «кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более» 19. Печаль, уныние рассматриваются Церковью как греховные, так как человек должен уметь находится в радости, в согласии с Божьей волей, верить, что замысел Бога о человеке бесконечно более благ, чем желания человека о самом себе и близких: «.все от Бога подается нам во спасение наше. Терпите благодушно вашу болезненность и благодарите за нее Бога. Бог лучше нас знает, что кому пригоднее» 20. В некоторых случаях болезнь служит сигналом о «неполадках» в душевном состоянии и является напоминанием о необходимости покаяния, предостережением, по мысли Феофана Затворника, «в образумление, чтоб опомнился человек» 21.

В связи с этим примечательны случаи болезни святых, которые, несмотря на свои целительские способности, не хотели избавиться от своего недуга, но продолжали болеть, так как болезнь в православном миропонимании, как мы отметили выше, имеет очищающее от греха действие, или является возможностью стяжания божьей благодати.

17 О стяжании Святого Духа. Сайт Сретенского монастыря // иЯЬ: http://www.pravoslavie.ru/ put/nasledie/seraphim-motovilov.htm (дата обращения — 17.06.2012).

18 Паисий Святогорец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь.— М., 2004, 2006.— С. 234.

19 Преподобне отче Серафиме. Издательская группа Свято-Троице-Дивеевского женского монастыря (без года издания).— С. 304.

20 По трудам святителя Феофана Затворника. Болезнь и смерть.— М., 2011.— С. 20-21, 23.

21 Там же. С. 21.

Таковы случаи, например, Пимена Многоболезненного 22 и Агапита Печерского 23. Так, преподобный Агапит Печерский, будучи сильно больным, встал, как совершенно здоровый человек, когда понадобилась его целительская помощь. После излечения пациента он снова стал болеть и умер в день, который предсказал сам. То есть, по житиям, святые, несмотря на свой дар, не хотели избавляться от своей болезни, предпочитая смирение и кротость здоровью. Нередко причиной болезни могут быть нападки бесов или вселение их в тело человека. Происки бесов — распространенное, часто встречающееся препятствие на пути христианина в стяжании благодати, примеры этому мы можем найти в житиях святых.

Из вышесказанного следует, что болезнь — это не-норма для человека, она естественным образом связана с падшим человеческим состоянием, противоречит замыслу Бога о человеке: «Бог создал человека для блаженства» 24. Выход из этого состояния — это то, что церковь называет спасением. Условием спасения является крещение («крещением омываяй прародительный грех»25), членство человека в церкви, участие в таинствах, православная вера.

Отмеченные особенности православной валеологии, конечно же, отражены и в молитвах о здравии. Однако понятийный ряд «здоровье-болезнь», выстраиваемый на основе текстов молитв, может, на наш взгляд, дополнить отмеченные наблюдения, выявить новые акценты в научном освещении этого вопроса.

Болезнь в молитве редко описывается подробно, чаще встречаются редкие их перечисления, сопровождаемые эпитетами. Православные молитвы называют болезни злом 26, лютым злом 27, гнетущим недугом 28, лютым недугом 29, неисцельным недугом 30, всегубительныя язвы 31, смертоносные болезни 32, горькие болезни 33, болезни лютые и неисцельные, долгонедужие 34, немощи 35, демонов немощныя дерзости 36, телесныя

22 Житие преподобного Пимена Многоболезненного Печерского, в ближних пещерах почивающего // Жития русских святых. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь.— Коломна (без года издания).— Подписано в печать 1993 г.— Кн. 3.— С. 291-299.

23 Житие Агапита Печерского, врача безмездного // Жития русских святых... Кн. 2. С. 319-321.

24 Букварь. Наука. Философия. Религия.— М., 2001.— Т. I.— С. 672.

25 Молитва Иоанну Предтече // Молитвенный покров православного христианина.— Н. Н., 2009.— С. 395.

26 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Неупиаемая чаша» // Молитвенный покров. С. 450.

27 Молитва Великомученику и целителю Пантелеимону // Там же. С. 364.

28 Там же. С. 368.

29 Там же. С. 362; Молитва Праведному Симеону Верхотурскому // Там же. С. 377.

30 Канон святым чудотворцам бессребреникам Косме и Дамиану, иже от Асии // Все святые, молите Бога о нас: книга молитв и утешений во исцеление души и тела.— М., 2010.— С. 326.

31 Молитва Великомученику Димитрию Солунскому // Молитвенный покров. С. 375.

32 Молитва равноапостольному князю Владимиру, во святом крещении Василию // Там же. С. 381.

33 Молитва о болящих ко Господу, Тропарь, глас 4 // Там же. С. 478.

34 Канон святым чудотворцам бессребреникам Косме и Дамиану, иже от Асии // Все святые, молите Бога о нас. С. 327.

35 Молитва Мученику Мине // Молитвенный покров. С. 383.

36 Мученику Лонгину Сотнику, Тропарь, глас 4 // Там же. С. 374.

человеков скорби 37 и т. д. В одном ряду стоят «напасти, скорби и болезни» 38, «скорби и болезни» «скорби, беды, напасти и злые обстояния» 39. Состояние болезни и сам больной описываются следующим образом: на одре болезни лежащего и смертною раною уязвленнаго 40, от болезней страдая люте 41, на одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным 42 — то есть состояние, когда уже нет надежды на возможность излечения людьми.

Тем не менее, обилие синонимов и эпитетов к слову «болезнь» не акцентирует внимание на психологическом состоянии больного: несмотря на то, что недуг гнетущий, горький, неисцельный и всегубительный, в молитвах совершенно не прослеживается чувств печали или боязни болезни — этот момент минимизирован, мы можем только догадываться о том неудобстве, которое испытывает больной — «от болезни страдая люте». Возможно, это связано с тем, что физическое здоровье, по православным воззрениям, является, с одной стороны, следствием душевно-духовного состояния человека. С другой — неоднозначность понимания болезни (она может быть не только наказанием за грехи, но и духовно полезным событием). Также важным моментом является вера в то, что Бог дает человеку только то, что будет ему полезно, поэтому печальные чувства в болезни неуместны и даже греховны.

В православной традиции существуют молитвы святым при различных болезнях. Названия болезней в них упоминаются очень редко и удается проследить лишь некоторые общие наименования заболеваний. Так, болезни глаз, слепота именуются «слепота телесных очес» 43, «очными болезнями» вследствие которых люди «ни мало зрети» могут 44. Есть молитвы от «тлетворных ветров» 45 — по-видимому, инфекционных заболеваний, эпидемий. Онкологические заболевания называют «раковыя болезни» 46, «неисцельными недугами» 47, жар — огневицей 48, лихорадку — трясавицей, трясавич-ным недугом 49. Особый тип болезни — недуг, вызванный вселением в человеческое тело бесов, людей в таком случае называют бесноватыми, бесными 50.

Довольно ярко описан в молитвах «тяжкий недуг пьянства» — «пагубное пристрастие к винопитию», «пагубное желание», «пристрастие душерастлительное к зелию

37 Молитва господу Иисусу Христу // Все святые, молите Бога о нас. С. 382.

38 Молитва Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Казанская» // Молитвенный покров. С. 393.

39 Молитва Преподобному Иакову Железноборовскому // Там же. С. 410, 411.

40 Молитва о болящих ко Господу // Там же. С. 478.

41 Молитва Святым чудотворцам бессребреникам Киру и Иоанну // Все святые, молите Бога о нас. С. 317.

42 Канон святым чудотворцам бессребреникам Косме и Дамиану, иже от Асии // Там же. С. 326.

43 Молитва Святому мученику Лаврентию // Молитвенный щит православного христианина. Дополнение к книге. Молитвы в болезнях.— Воронеж, 2005. С. 83.

44 Молитва Праведному Симеону Верхотурскому // Молитвенный покров. С. 377.

45 Молитва Преподобному Ферапонту Монзенскому // Там же. С. 388.

46 Молитва Святителю Нектарию Эгинскому // Все святые, молите Бога о нас. С. 350.

47 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Всецарица» // Молитвенный покров. С. 459.

48 Молитва о болящих ко Господу // Там же. С. 477.

49 Молитва Праведному отроку Артемию Веркольскому // Там же. С. 438.

50 Например, молитва Божией Матери пред Ее иконою «Грузинская» // Молитвенный щит. С. 124.

богомерзкому» 51, «когда жажда вина станет жечь. гортань» 52. А святого или Бога просят возвратить болящего «к здоровой трезвой жизни» 53, «укрепить в трезвении и целомудрии» и «да избавлени будем от зол.., наипаче же от пиянства» 54.

Как видим, конкретных названий болезней в молитвах очень мало. В текстах в основном встречаются общие формулировки неблагоприятных обстоятельств, от которых молящийся просит избавления: «избавитися нам от всегубительной язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни», «исцели наши душевныя и телесныя язвы» 55, «и избави нас от всякаго злаго обстояния» 56 и т. п. Возможно, обращение к святому, способному помочь при определенном недуге, играет гораздо более важную роль, чем называние болезни в молитве. Собственно болезни и телесному здоровью в молитвах о здравии уделяется очень мало внимания.

Наиболее часто в текстах молитв определяются типы душевных и телесных недугов: «Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезни души и тела» 57, «исцели болезни душевныя же и телесныя рабов Божии, ныне поминаемых» 58, «исцели нас от недугов душевных и телесных» 59, «душевная наша и телесныя страсти уврачевати» 60 и т. п. То есть, по христианским воззрениям, болеть может не только тело, но и душа. По-видимому, к болезням души следует отнести упоминаемые состояния печали 61, скорби 62, озлобление 63, уныние 64, страсти, которые следует «уврачевати» 65.

Наравне с телесной слепотой упоминается слепота душевная 66. В данном случае имеется в виду «состояние души, не способной осознать истину» 67 — опасность «заболевания» души, когда человек перестает замечать собственные грехи, не прилагает усилий ко спасению бессмертной души — «не видит, каких благ лишается» 68. Поэтому

51 Молитва, читаемая от пьянства и наркомании // Молитвенный щит. С. 709.

52 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Неупиваемая чаша» // Молитвенный покров. С. 450; Молитва Святому Вонифатию Милостивому // Там же. С. 455, 456.

53 Молитва Святому Вонифатию Милостивому // Там же.

54 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Неупиваемая чаша» // Там же. С. 451.

55 Молитва Священномученику Власию Севастийскому // Молитвенный покров. С. 420, 419.

56 Молитва Священномученику Харлампию // Там же. С. 425.

57 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Утоли моя печали» // Молитвенный щит. С. 118.

58 Молитва Великомученику и целителю Пантелеимону // Молитвенный покров. С. 367.

59 Молитва Преподобному Ферапонту Монзенскому // Там же. С. 389.

60 Молитва Преподобному Никите Переяславльскому Столпнику // Там же. С. 445.

61 Молитва блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу // Там же. С. 360.

62 Молитва Пресвятой Богородице пред Ея иконою Казанская // Там же. С. 393; Мученикам благоверным князьям Борису и Глебу // Там же. С. 405; Преподобному Иакову Железноборовско-му // Там же. С. 410, 411 и т. д.

63 Молитва Мученикам благоверным князьям Борису и Глебу // Там же. С. 405.

64 Молитва Святым чудотворцам бессребреникам Киру и Иоанну // Все святые, молите Бога о нас. С. 318.

65 Преподобному Никите Переяславльскому Столпнику // Молитвенный покров. С. 445.

66 Молитва Равноапостольному князю Владимиру, во святом крещении Василию // Там же. С. 382; Мученику Лаврентию Римскому // Там же. С. 371.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67 Букварь. Наука. Философия. Религия.— Т. I.— С. 680.

68 Букварь. Наука. Философия. Религия.— Т. II.— С. 1209.

в молитвах нередко содержатся просьбы просветить «сердечныя очи наша ко зрению спасения» 69.

В молитвах прямо говорится, что «недуг души тяжелее всех недугов тела» 70, а болезненное состояние души может быть причиной физических недугов: «.егда душа грехми болезнует, часто и тело в болезнь впадает» 71. Как причина болезней в молитвах указываются человеческие грехи: «язвы неисцельны, за беззакония наша нас пораз-ившия» 72, «за беззакония наша не смеюще возвести очес наших к высоте небесней» 73. К болезни приводят и давние, «незаметные» грехи «елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы» 74. Некоторые молитвы содержат довольно подробное перечисление грехов: «.аз же леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение» 75.

В молитвах отражены и воззрения об утраченном рае и грехопадении человека: «Древо жизни посреде души своея, веру Твою Христе, стяжавый Твой мученик, едемского рая честнейший бысть, древо прелести змиевы погубив дерзновенно духов, венчася славою Твоею, многомилостиве» 76.

Как видим, грех понимается как причина болезни тела. Грех — это духовная по-врежденность, он зарождается в духе, то есть физическое здоровье человека невозможно без здоровья духовного: «Запрети духу немощи, отстави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку огневицу и трясавицу, и еже есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости Твоего ради человеколюбия» 77. По этой причине в обращении к Ангелу-Хранителю испрашивается помощь в духовном устроении, а не спасении от болезней: «.ты меня днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко всякому благому деянию настави, и на путь спасения направи» 78.

В качестве причины болезни также рассматривается бесовская напасть — «демонов немощные дерзости» 79, в связи с чем адресуется просьба Ангелу-Хранителю: «.не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертного сего теле-се. и настави мя на путь спасения» 80 — в молитвах нашло отражение представление о духовной реальности, возможность же такой напасти определена греховностью

69 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Тихвинская» // Молитвенный щит. С. 97.

70 Канон Святым чудотворцам бессребреникам Киру и Иоанну // Все святые, молитве Бога о нас. С. 317.

71 Там же.

72 Акафист Святителю Нектарию Эгинскому // Там же. С. 349.

73 Великомученику и Святителю Пантелеимону Целителю // Молитвенный покров. С. 362.

74 Акафист Святителю Николаю, Архиепискому Мирликийскому, Чудотворцу, молитва // Все святые, молитве Бога о нас. С. 363.

75 Молитва Ангелу-хранителю // Молитвенный покров. С. 397.

76 Молитва Мученику Иакинфу // Молитвенный щит. С. 184

77 Молитва об исцелении Господу Иисусу Христу // Все святые, молите Бога о нас. С. 383.

78 Молитва Ангелу-хранителю // Молитвенный покров. С. 396.

79 Молитва Мученику Лонгину Сотнику // Там же. С. 374.

80 Молитва Ангелу-хранителю // Там же. С. 398.

человека. Поэтому молитвы часто оканчиваются испрашиванием благополучия для души: «Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость» 81, «моли Христа Бога, да спасет души нашя» 82 и т. п.

Следствием болезненного состояния души может быть ее гибель, лишение Царства Небесного: опасность «шуияго стояния» (по левую руку от Господа) 83 и «вечных мук и огня геенскаго» 84, «праведный гнев Божий» 85, «козни диавольские и вечныя муки» 86, «мытарств горьких, бесов воздушных князей» и т. п., в связи с чем просьбы о благополучной земной жизни сопровождаются заботой о достойной христианской кончине и будущей жизни, например: «испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному служащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну. безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем» 87.

В некоторых молитвах о здравии перечисление болезней, от которых желательно избавиться, по сути, является описанием здорового состояния человека: «.невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от изступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти.» 88, то есть, использован прием так называемого отрицательного определения — отсутствие этих недугов есть здоровье. Приведенные строки показывают, что болезнь — «лишнее», ненужное, неприсущее человеку изначально состояние. По этой же молитве, быть в благоденствии, значит, быть среди «в правой вере твердых, во благочестии преспе-вающих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных.» 89.

Прямого описания здоровья, здорового состояния человека в молитвах практически не содержится; в основном представление о здоровье создается с помощью эпитетов, обращенных к святому: «хромым доброхождение» 90, «от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонитель, слепым прозрение, хромым хождение, сляченным исправление, болящим всем исцеление и здравие: от бед и скорбей избавление, печальным утешение» 91 и т. п.

В молитвах прослеживаются и представления о том, что может помочь обрести здоровье. Наиболее часты молитвенные обращения к святым целителям: «чудотворцы» 92,

81 Молитва Гурию и Варсонофию, Казанским чудотворцам // Там же. С. 375.

82 Преподобному Пафнутию Боровскому, Тропарь, глас 4-й // Молитвенный щит. С. 133.

83 Молитва Святителю Николаю Чудотворцу // Там же. С. 127.

84 Молитва Святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому чудотворцу // Там же. С. 68.

85 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Донская» // Там же. С. 72.

86 Молитва Святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану // Молитвенный покров. С. 481.

87 Там же.

88 Бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Аравийским // Молитвенный покров. С. 358.

89 Бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским // Все святые, молите Бога о нас. С. 327, Бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Аравийским // Молитвенный покров. С. 358.

90 Молитва Преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому // Там же. С. 446.

91 Молитва Блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу // Там же. С. 360.

92 Молитва бессребреникам-мученикам Киру и Иоанну // Там же. С. 401.

«чудотворче» 93, «целебниче» 94, «врачу многомилостивый» 95, «врачеве безмезднии» 96, имеющие «дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания» 97. «Благодать исцелений» — дар Господа своему угоднику: «и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшего исцелений.» 98, «Христос даром чудес обогати тя» 99 и др.

Еще одна возможность выздоровления — это молитвы святых: «.дерзновение имуще к Человеколюбцу Богу, непрестанною молитвою душевныя наша страсти исцелите» 100, «пролей ко Господу Богу нашему теплыя твоя молитвы и испроси душам нашим оставление согрешений» 101, «.испроси у Него прощения согрешений наших. исходатайствуй пред престолом Господа Вседержителя немощным телесем нашим оставления согрешений.» 102 и т. п.

Имеет чудодейственную силу исцеления обращение к мощам святых: «цельбонос-ные мощи» 103, «честные и многоцелебные мощи» 104, «приходящыя к цельбоносному твоему гробу с верою» 105, «припадающих к всечестному и многоцелебному твоему гробу» 106.

С особым трепетом обращается больной с просьбой об исцелении к Богородице, называя Ее «Заступнице наша благая и скорая» 107, «пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Вышши еси всех ангел и архангел, и всея твари честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих Кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление» 108 и др. Молящийся просит Богородицу: «.по-крый нас честным Твоим омофором. Да избавлени будем от зол.» 109 или «покрый нас многоцелебным Твоим омофором» 110. Считается, что свойствами исцелять больных обладают и иконы с изображением Богородицы: «.видя, Владычице Дево Богородице, Твою пречудную и чудотворную икону, и приемлют исцеления душевныя и телесныя

93 Молитва преподобному Серафиму Саровскому // Там же. С. 406; Святителю Димитрию Ростовскому // Там же. С. 416.

94 Молитва Святителю Димитрию Ростовскому // Там же. С. 418.

95 Акафист Святому Великомученику Пантелеимону, молитва вторая // Все святые, молите Бога о нас. С. 379.

96 Канон Святым чудотворцам бессребреникам Косме и Дамиану, иже от Асии, молитва // Там же. С. 326.

97 Молитва Преподобному Серафиму Саровскому // Молитвенный покров. С. 407.

98 Святителю Алексию Московскому и всея России чудотворцу, тропарь, глас 8 // Там же. С. 385.

99 Преподобному Ферапонту Монзенскому // Там же. С. 389.

100 Тропарь бессребреникам и мученикам Киру и Иоанну // Там же. С. 400-401.

101 Акафист Святому великомученику Пантелеимону // Все святые, молите Бога о нас. С. 378.

102 Молитва Священномученику Власию Севастийскому // Молитвенный покров. С. 420.

103 Молитва Праведному Симеону Верхотурскому // Там же. С. 377.

104 Праведному Симеону Верхотурскому, тропарь, глас 4 // Там же. С. 378. Святителю Алексию Московскому и всея России чудотворцу, молитва // Там же. С. 384.

105 Преподобному Ферапонту Монзенскому, молитва // Там же. С. 388.

106 Преподобному Иакову Железноборовскому, молитва // Там же. С. 410.

107 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Донская» // Молитвенный щит. С. 71.

108 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Оранская» // Там же. С. 74.

109 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Неупиваемая чаша» // Молитвенный покров. С. 450.

110 Молитва Божией Матери пред Ее иконою «Всецарица» // Там же. С. 460.

по Твоей милости» 111. Почитаются и иконы других святых: «призри милостивым твоим оком на предстоящия люди и честней твоей иконе умильно молящиеся.» 112. Роль икон в православной культуре огромна 113. По справедливому замечанию К. Е. Скура-та, «иконой освящаются все важнейшие моменты жизни. Без святой иконы ничего имеющего большое значение, не совершается. Икону полагают и на усопшего — она сопровождает его и в мире неземном» 114.

Все исцеления подаются по воле Божьей, поэтому святые испрашивают выздоровление у Господа. Только Бог дает чудесный дар исцелений, Его просят: «.молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего. немоществующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное» 115, славят Его дары святым: «.слава Действующему тобою всем исцеление» 116.

Таким образом, в молитвах четко отражено понятие о здоровье души как основе здоровья тела. Чтобы обрести здоровье, необходимо избавиться от душевных и телесных страстей, «уврачевать» их 117, а именно «обновить» «душу покаянием» 118, «заповеди Господни непорочно сохраняти» 119. Для этого обращаются к помощи святых: «.испроси у Господа Бога грехов прощение, телесем здравие, исправление греховнаго жития и вечное спасение» 120.

Необходимо отметить и цель, для которой, по текстам молитв, человеку необходимо здоровье. Телесное и душевное здоровье — это тихая богоугодная жизнь, залог благой христианской кончины, «добрый ответ на Страшнем суде у Всемилостивого Бога» 121, возможность райского блаженства 122, вместе со всеми праведными воспевание Богородицы, Бога Отца, Сына и Святого Духа, что отражает веру православных в воскрешение и будущую жизнь: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века» 123. То есть, душевное здоровье нужно не только для мирного земного существования, но и для достижения Царствия Небесного.

Итак, нами выявлены характерные эпитеты, описывающие состояние болезни и здоровья в православных молитвах. Анализ образного строя текста позволяет выявить существенные черты православной валеологии: телесное здоровье человека определяется его душевным состоянием. Грех является причиной духовной повреж-денности и телесной болезни человека. Для избавления от греха необходимо спасение — членство человека в Церкви.

111 Божией Матери пред Ее иконою «Троеручица», тропарь II Там же. С. 415.

112 Молитва Великомученику и Целителю Пантелеимону II Молитвенный покров. С. 361.

113 Цеханская К. В. Иконопочитание в русской традиционной культуре.— М., 2004.

114 Скурат К. Е. О святом Православии.— М., 2007.— С. 99.

115 Молитва Господу Иисусу Христу II Все святые, молите Бога о нас. С. 382.

116 Молитва Преподобному царевичу Димитрию Угличскому и Московскому II Молитвенный покров. С. 391; Преподобному Симеону Столпнику Дивногорцу, тропарь, глас 1 II Молитвенный щит. С. 177.

117 Преподобному Никите Переяславльскому Столпнику, тропарь, глас 4 II Молитвенный покров. С. 445.

118 Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну II Там же. С. 395.

119 Молитва Преподобному Серафиму Саровскому II Там же. С. 408.

120 Молитва Преподобному Иакову Железноборовскому II Там же. С. 412.

121 Преподобному Пафнутию Боровскому II Молитвенный щит. С. 132.

122 Там же. С. 133.

123 Символ веры.

Важной особенностью текста молитв является отсутствие акцента на психологическом состоянии больного, также в молитвах очень мало внимания уделяется собственно телесной болезни и телесному здоровью. Выявленная закономерность противоречит атеистическим концепциям, выдвигающим психологическую функцию религии на первое место 124.

Для описания состояния здоровья в молитвах обычно применяется так называемое отрицательное определение, при котором формулируется не прямая просьба о даровании здоровья, а прошение об отсутствии болезней. Еще один способ создания желательной картины здоровья — через хвалебное обращение к святому.

Анализ текстов молитв приводит нас к постановке ряда антропологических и религиозно-философских вопросов:

Почему минимизированы психологические моменты в описании болезни в молитве? Почему здоровье в молитве выписывается через обращение к святому? Почему в молитве использована конструкция отрицательного определения (просьба об избавлении от болезни), а не прямая просьба? Зачем в просьбу о здоровье (которая могла бы быть обращена напрямую к Богу) вводится святой? Поиск решения на поставленные вопросы может быть предметом отдельного философско-антропологического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. «В гуманитарном знании нам сокращать нечего»: профессор Лев Кейн о гуманитарных науках, их проблемах, российском обществе и РПЦ // иЯЪ: http://www.gazeta.ru/ 8сіепсе/2012/06/15_а_4627557.зМт1 (дата обращения — 17.06.2012).

2. Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира.— М., 2010.

3. Богданов А. К. Заговор и молитва (к уяснению вопроса) // Русская литература.— № 3.— 1991.— С. 65-68.

4. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования.— М., 2005.

5. Все святые, молите Бога о нас: книга молитв и утешений во исцеление души и тела.— М., 2010.

6. Джемс У Многообразие религиозного опыта.— М., 1993.

7. Жития русских святых.— Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. Г. Коломна. В 6 кн. (без года издания).— Подписано в печать 1993 г.

8. Завьялова М. В. Балто-славянский заговорный текст.— М., 2006.

9. Ильина Т. С. Между молитвой и заговором: в пространстве вербальной магии // Традиционная культура.— 2009.— № 1.— С. 19-29.

10. Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению / Сост. Е. В. Тростникова.— М., 2012.

11. Митрополит Сурожский Антоний. Школа молитвы.— Клин, 2009.

12. Молитвенный покров православного христианина. Н. Н., 2009.

13. Молитвенный щит православного христианина. Дополнение к книге. Молитвы в болезнях.— Воронеж, 2005.

124 См., например: «В гуманитарном знании нам сокращать нечего»: профессор Лев Кейн о гуманитарных науках, их проблемах, российском обществе и РПЦ // иЯЬ: http://www.gazeta.ru/ 8сіепсе/2012/06/15_а_4627557.8Ь:т1 (дата обращения — 17.06.2012).

14. Мосс М. Социальные функции священного.— СПб., 2000.

15. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер О. А. Семантика и ритм молитвы // Вопросы языкознания.— 1993.— № 1.— С. 45-51.

16. О стяжании Святого Духа. Сайт Сретенского монастыря. URL: http://www.pravoslavie. ru/put/nasledie/seraphim-motovilov.htm (дата обращения — 17.06.2012).

17. Паисий Святогорец. Слова.— Т. IV. Семейная жизнь.— М., 2004, 2006.

18. Пархоменко К., Пархоменко Е. О молитве.— СПб.-М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. По трудам святителя Феофана Затворника. Болезнь и смерть.— М., 2011.

20. Поповкина Г. С. Проблемы типологии народной медицины восточных славян // Россия и АТР,— 2012.— № 2.— С. 81-87.

21. Преподобне отче Серафиме. Издательская группа Свято-Троице-Дивеевского женского монастыря (без года издания).

22. Прохватилова О. А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи.— Волгоград, 1999.

23. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело.— М., 2010.

24. Скурат К. Е. О святом Православии.— М., 2007.

25. Скурат К. Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования.— Клин, 2000.

26. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре.— Смоленск, 2000.

27. Friedrich Heiler. Prayer: A Study in the History and Psychology of Religion.— National Book Network, 1997.

28. Michael Pye. Research on Prayer in the Contemporary Study of Religions // URL: http:// www.e-religions.net/page.php?id=8&comments=1 (дата обращения — 16.12.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.