Научная статья на тему 'Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II об укреплении российской семьи (по материалам «Обращений к клиру и Приходским советам храмов…»)'

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II об укреплении российской семьи (по материалам «Обращений к клиру и Приходским советам храмов…») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
258
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Качала Т. В.

Согласно исследованиям, кризис семьи и брака затрагивает почти весь цивилизованный мир, в том числе и Россию: повышается возраст вступления в брак, наличие добрачной беременности уже не служит основанием для брака, увеличивается число людей, живущих в незаконном сожительстве, а также количество распавшихся браков. Автор дает краткий анализ этой ситуации и для разрешения проблемы предлагает всем обратить свои взоры к православию. Ведь семья, как малая Церковь, представляет собой ячейку Церкви Вселенской, поэтому, как утверждал Святейший Патриарх Алексий П, важно, чтобы она жила церковной жизнью, участвовала в жизни прихода и была с ним непосредственно связана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Качала Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II об укреплении российской семьи (по материалам «Обращений к клиру и Приходским советам храмов…»)»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2009. Вып. 1 (12). С. 52-57

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II об укреплении

российской СЕМЬИ

(по материалам «Обращений к клиру и Приходским советам храмов...»)

Т. В. Качала

Согласно исследованиям, кризис семьи и брака затрагивает почти весь цивилизованный мир, в том числе и Россию: повышается возраст вступления в брак, наличие добрачной беременности уже не служит основанием для брака, увеличивается число людей, живущих в незаконном сожительстве, а также количество распавшихся браков. Автор дает краткий анализ этой ситуации и для разрешения проблемы предлагает всем обратить свои взоры к православию. Ведь семья, как малая Церковь, представляет собой ячейку Церкви Вселенской, поэтому, как утверждал Святейший Патриарх Алексий П, важно, чтобы она жила церковной жизнью, участвовала в жизни прихода и была с ним непосредственно связана.

Семья — это «оплот нравственной, духовной, христианской народной жизни» [10, 21]. Святейший Патриарх Алексий называл семью «фундаментом народной жизни» [4, 44], подчеркивал особую «роль Церкви, роль прихода в нормализации семейных отношений, в возвращении утраченных семейных ценностей» [9, 27].

Многие беды нашего общества связаны с разрушением института семьи [9, 5—6]. «Прелюбодеяния, разводы, детоубийство, брошенные дети, беспризорники, сироты и полусироты, в десятки раз возросшая детская преступность и наркомания. — вот реалии современного российского общества» [4, 45].

Кризис семьи и брака затрагивает почти весь цивилизованный мир. Люди не хотят связывать себя серьезными отношениями; в результате население Европы продолжает сокращаться. Правительства европейских стран выделяют немалые средства на поддержку рождаемости, но результаты незначительны. Материальное благополучие мало влияет на желание иметь детей. В современной Европе молодежь учится, путешествует, развлекается, а семью создает в лучшем случае в возрасте 30 лет. После этого люди посвящают все свое время обустройству комфортного жилья, карьере, наслаждению достатком. Детей же рассматривают как помеху комфорту и думают о них в последнюю очередь [9, 24—25].

Аналогичные тенденции прослеживаются и в России: повышается возраст вступления в брак, наличие добрачной беременности уже не служит основанием для брака, увеличивается число людей, живущих в незаконном сожительстве. По результатам исследований, доля людей, состоящих в браке, по отношению ко всему населению сейчас низка как никогда, а доля разведенных увеличилась. Из трех зарегистрированных браков в России распадаются два, причем уже в первые годы совместной жизни. Россия занимает первое место в мире по количеству абортов [9, 25].

Ценность семьи в современном обществе девальвируется, она размывается и трансформируется в нечто совершенно иное. Вся современная пропаганда направлена на подрыв семьи, ее устоев, разрыв связи поколений, растление подрастающего поколения. Эта проблема является следствием общего процесса секуляризации, нарастания бездуховности.

Святейший Патриарх Алексий подчеркивал, что кризис брака и семьи — это прежде всего кризис духовно-нравственный, который и преодолевать нужно духовно-нравственными, воспитательными средствами [9, 25—26]. «Брак и основанная на нем семья есть первый естественный и вместе с тем установленный и благословленный Богом союз между мужчиной и женщиной в их свободном совместном избрании и взаимной любви. Брак, с одной стороны, есть таинство нахождения общего счастья в жертвенной любви между супругами. С другой стороны, брак есть договор, при котором возникают взаимные моральные и юридические права и обязанности каждой из договаривающихся сторон» [9, 26].

Православная Церковь видит в таинстве брака духовную тайну, которая становится доступной сознанию супругов как тайна единения Господа Иисуса Христа с Церковью. Христианский брачный союз заключается только в Церкви и только в Церкви становится таинством благодати. Благодаря этому семья становится домашней церковью (Кол. 4, 15). Соединенные брачным союзом супруги имеют единую плоть и единую душу; взаимной любовью они побуждают друг в друге усердие к исполнению заповедей Божиих. «Семья — это образ Святой Троицы. Отец, мать и дитя — три ипостаси единого по существу творения Бо-жия. Адам от Бога, Ева от Адама, дети от них, а благословил размножение Сам Господь» [4, 46].

Одной из особенностей современных семейных отношений является разрыв, происходящий между родителями и детьми. Он, во-первых, лишает связи с предыдущими поколениями, во-вторых, теряется опыт построения семьи. Пятая заповедь Десятословия ясно указывает на зависимость жизни человека от отношения к родителям. Святейший Патриарх говорил, что «в православной семье все должно быть разумно, все должно строиться в духе христианской любви, взаимопонимания и уважения. При этом от взрослого верующего не требуется во всем быть согласным с родителями, единодушным с ними. Он сам определяет приоритеты своей жизни. Но целожизненная обязанность детей — почтение к родителям и забота о них. В свою очередь, родителям надо понять, что их дети уже выросли, что следует уже только советовать им, а не принуждать их» [9, 29].

Святейший Патриарх Алексий обращал также внимание на то, что «современное цивилизованное общество, во многом облегчившее тяготы жизненных

трудов человека, породило и ряд проблем. С одной стороны, женщине приходится работать наравне с мужчиной, и она перестала быть хозяйкой дома и зачастую женщиной в собственном смысле этого слова, а с другой стороны, появились женоподобные, инфантильные мужчины, неспособные быть главой семьи. Будет ли авторитетом для семьи мужчина, отец, который неспособен к принятию решений, который после работы занят исключительно просмотром телевизионных передач, в то время как жена готовит на кухне, а дети предоставлены самим себе? В таких случаях главой семьи становится женщина, которой это по ее природе не свойственно. Ей присуща потребность опереться на сильное мужское плечо. Она вынужденно берет на себя чужую роль по причине неспособности мужа или вследствие его ухода из семьи» [9, 29].

В деле укрепления семьи большое значение имеет подготовка молодого поколения к семейной жизни. Святейший Патриарх подчеркивал, что необходимо преподавать детям, подросткам, юношам и девушкам здравое христианское учение о семье, чтобы в дальнейшем, «плавая по бурным волнам житейского моря, они сумели правильно ориентироваться в нем и вместо того, чтобы разбиться о рифы, попасть в тихую церковную гавань» [4, 45].

Святейший Патриарх указывал, что духовенству необходимо большее внимание в своей деятельности уделять вопросам сохранения и укрепления семьи, а также воспитанию и христианскому образованию молодежи именно в вопросах семьи, брака, воспитания [4, 46]. Священнослужители должны организовывать беседы на тему христианского брака не только с прихожанами, но и с учащимися общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений — по согласованию с руководством этих учебных заведений [9, 32]. Беседы с молодежью должны быть искренними, откровенными, но целомудренными. Можно организовать чествование приходских супругов-юбиляров, отмечающих «серебряную» или «золотую» свадьбу. Может быть, они сочтут возможным рассказать собравшимся о том, благодаря чему они неразлучно прожили вместе столько лет, как они разрешали неизбежные в жизни семейные коллизии, поделятся другим полезным жизненным опытом.

Святейший Патриарх Алексий неоднократно указывал на необходимость катехизации венчающихся [1, 16; 2, 13; 3, 28; 6, 26; 7, 30; 8, 19]. Пастырю, который очень часто встречается с вступающими в брак в тот момент, когда они пришли просить о совершении Таинства, а в худшем случае — когда они уже приехали со свадебной процессией, невозможно оказать серьезное воздействие на молодых людей. Разговор о тяготах семейной жизни, об ответственности обоих супругов за семью должен предварять каждое венчание.

Святейший Патриарх Алексий отмечал, что Церковь должна оказывать поддержку не только социально неблагополучным или одиноким людям. Нельзя оставлять без внимания и людей семейных, у которых внешне вроде бы все хорошо. «Не будет сада у того садовника, который занят исключительно больными и засохшими цветами или деревьями, не приносящими плода, ибо хорошим цветам и плодоносящим деревьям уход нужен не меньше» [9, 32].

Семья, как малая Церковь, представляет собой ячейку Церкви Вселенской, поэтому важно, чтобы она жила церковной жизнью, участвовала в жизни при-

хода и была с ним непосредственно связана. Храм должен стать «центром всей жизни православных семей» [5, 21]. Пастыри должны приложить усилия к тому, чтобы приходы стали большими семьями, где люди не просто приходят в церковь по воскресеньям, но знают друг о друге, молятся друг за друга, помогают по мере сил и сами всегда могут рассчитывать на помощь [9, 33—34].

Христианская семья — это, как правило, многодетная семья. Для современного светского человека иметь много детей — это дикость, для православного — «чадородие это не только средство к спасению, не только продолжение рода, а благословение Божие, видимый знак присутствия благодати в семье и дар жизни, который подается человеку еще здесь, на земле» [9, 28].

Святейший Патриарх Алексий подчеркивал, что каждый приход должен «наладить регулярную помощь многодетным семьям — этим настоящим подвижникам сегодняшнего дня. Эта помощь может быть и материальной, и патронажной, т.к. каждая многодетная семья нуждается в помощниках и по дому, и в уходе за малыми детьми» [10, 21]. Святейший Патриарх Алексий отмечал, что особое внимание должно быть уделено семьям духовенства: «не только большим семьям мирян мы должны помогать, а в первую очередь священнослужителям, которые воспитывают детей» [7, 45].

Святейший Патриарх Алексий призывал православное духовенство всеми доступными добрыми и правильными средствами подавать людям пример, учить их и помогать им строить брак и семью на крепких духовно-нравственных началах. В этом залог будущего нашего государства и нашей Церкви [9, 34].

Наряду с помощью Московской Патриархии детским воспитательным учреждениям, отдельным многодетным семьям, Святейшим Патриархом Алексием была предложена программа поддержки многодетных семей, отражением которой явилось учреждение «Патриаршего знака материнства», который вручается «в благословение за чадолюбие и жертвенное материнское служение». «Патриаршим знаком материнства» награждаются лица, воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного воспитания детей; явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе [9, 6].

Литература

1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и Приходским советам храмов Москвы на Епархиальном собрании 20 декабря 1993 г. (с выдержками из Обращения на Епархиальном собрании Москвы 11 декабря 1992 г.). М., 1994. 30 с.

2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и Приходским советам храмов Москвы на Епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М.: Изд-во Московской патриархии, 1996. 32 с.

3. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и Приходским советам храмов Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. М.: Изд-во Московской патриархии, 1998. 52 с.

4. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и При-

ходским советам храмов Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря

2000 г. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001. 79 с.

5. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и Приходским советам храмов Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря

2001 г. М.: Изд-во Совет Русской Православной Церкви, 2002. 56 с.

6. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам став-ропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 25 марта 2003 г. М.: Изд-во Совет Русской Православной Церкви, 2003. 52 с.

7. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам став-ропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 г. М.: Изд-во Совет Русской Православной Церкви, 2004. 48 с.

8. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам став-ропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 21 декабря 2005 г. М.: Изд-во Совет Русской Православной Церкви, 2006. 70 с.

9. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам став-ропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 г. М.: Изд-во Совет Русской Православной Церкви, 2007. 80 с.

10. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам став-ропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 24 декабря 2007 г. М.: Изд-во Совет Русской Православной Церкви, 2008. 72 с.

Ключевые слова: кризис семьи и брака, укрепление российской семьи, семья как «малая церковь», помощь многодетным семьям, «патриарший знак материнства».

The Most Holy Patriarch of Moscow and All of Russia Alexy II — about Strengthening Russian family

(Based on Materials “Addressing Clergy and Parochial Church Councils”)

T. V. Kachala

According to the research, the whole civilized world, including Russia, is involved into the crisis of family and marriage: marriage age is increasing, pre-marriage pregnancy is no more a reason for getting married, the number of intimacies is also rising as well as the number of divorces.

The author briefly analyses the situation and advises evrybody to turn to Orthodoxy. The family, being a a small church, is a unit of the Universal Chuch, so as the Most Holy Patriach Alexy II claimed, the family’s involvment in church life is important as well as its close connection with the parochial life.

Keywords: crisis of family and marriage, strengthening of Russian family, family as a “small church”, helping families with many children, “patriachal sign of maternity”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.