Научная статья на тему 'Возникновение и деятельность Совета объединенных приходов г. Москвы (1918-1920-е гг. )'

Возникновение и деятельность Совета объединенных приходов г. Москвы (1918-1920-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ ОБЪЕДИНЕННЫХ ПРИХОДОВ / А.Д. САМАРИН / ПРИХОД / ДЕКРЕТ / ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ПРИХОДСКОЙ СОЮЗ / ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ / ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ / 1918-

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яшина Светлана Андреевна

После октябрьского переворота и последовавших за ним гонений церковный народ стал соединяться в союзы и образовывать координационные советы для защиты прав верующих. 30 января 1918 г. в Москве на общем собрании представителей клира и мирян образуется Совет объединенных приходов, как новая форма руководства приходской жизнью, основанной на соборном начале в новых условиях. Совет объединял в своем составе представителей клира и мирян московской епархии, избранных на приходских собраниях и собраниях благочиний, направляя свою деятельность на защиту церкви от посягательства власти большевиков и на организацию церковной жизни в сложившейся тяжелой ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение и деятельность Совета объединенных приходов г. Москвы (1918-1920-е гг. )»

удК 261.7

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА ОБЪЕДИНЕННЫХ ПРИХОДОВ г. МОСКВЫ (1918-1920-е гг.)

Яшина Светлана Андреевна, сотрудник музейно-выставочного отдела Культурно-просветительского фонда «Преображение», бакалавр теологии (Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Москва)

аннотация: После Октябрьского переворота и последовавших за ним гонений церковный народ стал соединяться в союзы и образовывать координационные советы для защиты прав верующих. 30 января 1918 г. в Москве на общем собрании представителей клира и мирян образуется Совет объединенных приходов как новая форма руководства приходской жизнью, основанной на соборном начале в новых условиях. Совет объединял в своем составе представителей клира и мирян Московской епархии, избранных на приходских собраниях и собраниях благочиний, направляя свою деятельность на защиту церкви от посягательства власти большевиков и на организацию церковной жизни в сложившейся тяжелой ситуации. Ключевые слова: Совет объединенных приходов, А.Д. Самарин, приход, декрет, церковь, государство, управление, приходской союз, церковная жизнь Москвы, церковная жизнь Московской губернии, 1918.

THE FOUNDATION AND ACTIVITY OF THE COUNCIL OF UNITED PARISHES IN MOSCOW (1918-1920S.)

Yashina Svetlana Andreyevna, employee at the Museum and Exhibition Department of the Transfiguration Foundation for Culture and Education, B.A. in Theology (Saint Philaret's Christian Orthodox Institute, Moscow)

Summary. After the 1917 October coup and subsequent persecution, the church people begun to merge into unions and to form the coordination councils in order to protect the believers' rights. On 30 January 1918, the Council of United Parishes was founded in Moscow. It presented a new form of administrating parish life based on the principle of sobornost, which was of pivotal importance in the changed conditions. The Council consisted of clergymen and lay people from the Moscow diocese, elected by parish and deanery convocations. Its activity aimed at protecting the church from being insulted by the Bolshevik authorities and at organizing church life in the existent severe situation. Keywords: the Council of United Parishes, A. D. Samarin, parish, decree, church, state, governing, parish union, church life in Moscow, church life in Moscow governorate, 1918.

1Шг£И

|а страницах «Московских церковных ведомостей» за 1918 г. мы находим "I сообщение о состоявшемся в Епархиальном доме 30 января собрании ||Эс|_представителей московских приходских советов и общин. Инициатива данного собрания принадлежала новому наместнику и управляющему воссозданной патриаршей областью архиепископу Коломенскому и Можайскому Иоасафу (Каллистову), викарию Московской епархии. Он был назначен на московскую кафедру в 1917 г. вместо смещенного консервативного митрополита Макария (Невского). Еще в марте 1917 г., будучи управляющим Московской и Варшавской епархиями, архиепископ Иоасаф поддержал воззвание, направленное ему членами московского

№ 1, 2018 (4)

епархиального съезда, о том, что в настоящее время «спасти Церковь может тесное единение епископа, клира и мирян»1.

Основными в повестке дня были вопросы о современном положении Православной Церкви в связи с декретом СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и о способах защиты храмов и церквей Москвы в новых условиях.

В результате обсуждения самого декрета советской власти и последствий собрание решило, что «необходимо создать такое центральное приходское учреждение, которое бы взяло в свои руки руководство приходской жизнью Москвы и охрану прав православного прихода и храмов»2. Таким образом, было принято решение об образовании Совета объединенных приходов города Москвы, основной целью которого предполагалась не только защита храмов и святынь, но и консолидация в своих руках управления всеми московскими храмами и приходами3.

Исходя из этой цели, Совет объединенных приходов Москвы на первом своем заседании 31 января 1918 г. выработал основные задачи, которые определили его дальнейшую деятельность:

- налаживание централизованного управления московскими приходами;

- организация православного народа для охраны церквей, храмов, монастырей и их святынь от всякого посягательства и мародерства со стороны советской власти;

- поддержание и развитие приходской жизни4.

Руководили Советом известные церковные деятели, стремившиеся к обновлению жизни Русской церкви и немало потрудившиеся в этом направлении.

Председателем Совета стал Александр Дмитриевич Самарин - человек, имевший безоговорочное доверие у москвичей, один из главных кандидатов при выборах на Московскую митрополичью кафедру, член Поместного Собора. В руководящий состав Совета были избраны известные в Москве священники и миряне: прот. Сергей Васильевич Успенский и прот. Николай Васильевич Цветков, будущий представитель Патриарха в Помголе, член Поместного Собора; свящ. Авенир Александрович Полозов, который горячо откликнулся на выход декрета от 23 января 1918 г. докладом «О недопущении отмены преподавания закона Божьего в школе», Григорий Владимирович Сапожников, член Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; Григорий Александрович Рачинский, церковный и общественный деятель, постоянный председатель Московского Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева; Михаил Александрович Новоселов, богослов, писатель, член Поместного Собора; Николай Дмитриевич Кузнецов, юрист, специалист в области канонического права, церковный правозащитник, член Поместного Собора.

Понимая, что защиту и сохранение церкви в сложившейся тяжелой ситуации могут осуществлять только ответственные и объединенные общим делом и общей

1 Московский листок. - 1917. - 23 марта.

2Московские церковные ведомости. - 1918. - № 3. - С. 5.

3Там же. С. 6.

4ЦГАМО. Ф. 5062. Оп. 1. Д. 6. Л. 308. // Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 309-310.

■тж.

КОНЦЕПТОЛОГИЯ БРАТСТВА

верой люди, Совет направил свою деятельность, прежде всего, на объединение клириков и мирян и оживление приходской жизни.

Для достижения поставленной цели Совет постоянно взаимодействовал с приходами, благочинными, настоятелями храмов, приходскими советами. Руководство приходской жизнью Москвы, а затем и Подмосковья, осуществлялось, главным образом, через представителей благочиний и приходов, входящих в состав Совета, а также через печатный орган Совета «Еженедельник», публиковавший все его постановления и рекомендации.

Совет поддерживал постоянную связь с руководителями существующих приходских и межприходских общин и братств, привлекал верующих к вступлению в эти общины и братства (Братство ревнителей Православия в честь Святителя Алексия, митрополита Московского, председатель - исп. Роман Медведь; Братство Храма Христа Спасителя. Председатель - сщмч. Александр Хотовицкий; Новоиерусалимское братство, председатель - А.А. Цыпленков и др.). Благодаря работе Совета, к апрелю 1918 г. в Москве «в целях церковного оживления и приходской взаимопомощи»5 образовалось «Первое содружество православных приходов», куда вошли 4 храма и 1 монастырь (Рождественский монастырь, церковь прп. Сергия в Пушкарях, церковь Николы в Звонарях, церковь Успения Богоматери в Печатниках и Знаменская церковь у Петровских ворот). При Совете в качестве его отдела было создано сестричество «Союз православных женщин»6, председателем которого стала Софья Дмитриевна Самарина, сестра А.Д. Самарина. Союз организовывал постоянную помощь духовенству и мирянам, находящимся в заключении.

Союзы духовенства и мирян, действующие под руководством Совета, стали опорой в защите церковных святынь и прав верующих в условиях прямых гонений от безбожной власти.

1) Им удавалось сохранять от уничтожения храмы, набатом созывая прихожан не только данного храма, но и близлежащих храмов, на защиту храма и святынь от действий безбожной власти. Прежде надлежало настоятелю храма вступать в устные переговоры с представителями советской власти, просить о созыве приходского совета, а если это не действовало, то «надлежало бы тревожным звоном (набат) созвать прихожан на защиту церкви», не прибегая к силе оружия. При этом Совет призывал приходы взаимодействовать друг с другом, чтобы «население окрестных приходов могло бы прийти на помощь»7. Данная рекомендация была принята и оказалась действенной. Об этом можно судить по реакции советских властей, выпустивших 30 июля 1918 г. декрет «О набатном звоне», согласно которому виновные в созыве населения набатным звоном предавались революционному трибуналу.

5ЦИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7783. Л. 21-21 об. // Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 318-319.

6Идея создания Союза возникла у бывших слушательниц покойного профессора-протоиерея Александра Михайловича Иванцова-Платонова. Подробнее см.: Отчет Союза православных женщин в Москве Святейшему Патриарху Тихону о деятельности Отдела помощи заключенным от 31 апреля 1919 г. Публикация: Кривошеева Н.А. Забота о братском посещении арестованных // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 76-78.

7ЦГАМО. Ф. 5062. Оп. 3. Д. 6. Л. 308. // Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 309-310.

2) Организовать ежедневные дежурства по охране патриарха Тихона от нападения и ареста. Для самого патриарха, по его словам, эти дежурства стали одним «из лучших способов сближения со своей московской паствой»8: охрана Патриарха была организована из изъявивших желание и избранных приходскими советами прихожан Москвы и уездов в возрасте от 18 лет, по 24 человека ежедневно. Охранявшие не имели никакого оружия, но большая численность охраны и быстрая передача информации играла такую же роль, как набат колокола.

3) Члены Совета оказывали материальную помощь и нравственную поддержку притесняемым клирикам и мирянам в тюрьмах, ссылках и др.

4) Члены Совета понимали важность научения народа правильному участию в православном богослужении и считали, что «чинное и возможно совершенное исполнение церковных служб должно составлять предмет первой и постоянной заботы клира и мирян»9. Особое внимание Совет уделял проповеди и внебогослужебным беседам в храме, где была «возможность разъяснять смысл и значение христианских истин и пути к осуществлению христианских заповедей в применении к тем условиям и явлениям, среди которых народ живет в данную минуту»10.

Один из руководителей Совета Н.Д. Кузнецов предложил образовать религиозно-просветительские кружки или советы из духовенства и мирян, которые, по его мнению, способны были бы утолить «духовную жажду»11 верующих. По замыслу Николая Дмитриевича, такие религиозно-просветительские кружки или советы должны были существовать в каждом благочинии. Святейший Патриарх поддержал данную инициативу, предписав «обсудить на собрании духовенства и объединенных] приходов, как осуществить проектируемое Н.Д. Кузнецовым»12. На летнем заседании 1918 г. Совет, отвечая на резолюцию Патриарха, наметил открытие особого отдела проповеди13, в котором основными задачами было бы образование кадров проповедников из клира и мирян, обучение их составлять проповеди, печатание составленных проповедей, а также печатание проповедей лучших проповедников древности. Кроме того, планировалось проведение специальных религиозно-просветительских бесед.

8Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2 частях / Сост. М.Е. Губонин. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 129.

9ЦИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7783. Л. 19-20. // Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 325-326.

10Там же.

11Там же.

12ЦИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7783. Л. 19-20. // Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 325-326.

"Советская власть постаралась и тут сделать все, чтобы церковь замолчала: к концу лета 1918 г. национализируются или закрываются все типографии, а 3 января 1919 г. вышел циркуляр НКЮ РСФСР (§ 12 о проповедях), который регламентировал место и содержание проповеди в богослужении. Подробнее см.: Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства: Полный сборник декретов РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т. д. с разъяснениями V отдела Наркомюста РСФСР. М., 1926. С. 36.

№ 1, 2018 (4)

■тж.

КОНЦЕПТОЛОГИЯ БрАТСТВА

Союз информирует церковную Москву об общедоступных лекциях, публикациях духовной литературы, открытии Православной академии.

Приходские советы продолжали поддерживать церковную жизнь в Москве в 1920-е годы в периоды больших антицерковных кампаний, когда их руководящий орган - Совет объединенных приходов - официально перестал действовать после ареста его руководителей. Об этом можно судить на основании отчетов благочинных за 1922 г.14 Так, в одном из отчетов говорится, что в большинстве приходов благочиния, несмотря на тяжелые условия, есть живая церковная жизнь, и эта жизнь даже более оживленная, чем в спокойное дореволюционное время. Подобные свидетельства можно найти и в других отчетах.

Кроме того, результатом деятельности Совета объединенных приходов Москвы стало создание по его примеру подобных объединений в других городах. Так, весной 1918 г. появились «Совет объединенных приходов» в Курске15 и «Комитет объединенного клира и мирян» в Саратове16.

Совет объединенных приходов Москвы стал реальной силой, объединившей православный народ в борьбе за церковь. Советская власть боялась таких объединений и стремилась их уничтожить. Летом 1919 г. руководители Совета А.Д. Самарин, Н.Д. Кузнецов, Г.А. Рачинский, прот. С. Успенский, прот Н. Цветков и другие были арестованы за контрреволюционную деятельность17. А.Д. Самарин и Н.Д. Кузнецов были приговорены к высшей мере наказания, но им приговор был изменен18. Официально принято считать, что Совет просуществовал всего два года, однако он сумел так организовать свою деятельность, что все основные вопросы церковной жизни Московской епархии решались под его руководством и при его участии. В настоящее время обнаруживаются свидетельства, говорящие о продолжении деятельности Совета даже после ареста руководства. Поскольку Москва после революции стала не только государственным, но и церковным центром, поддержка Советом высшего церковного руководства и особенно защита патриарха, осуществление постоянной взаимосвязи церковной иерархии с духовенством и народом имела важнейшее значение для жизни всей Русской церкви.

"Соловьев И., свящ. Церковно-приходская жизнь Москвы в начале 1920-х годов (По донесениям московских благочинных архиепископу Крутицкому Никандру (Феноменову) 1922 г.) // Церковь и время № 50. С. 181-241.

15ЦИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7783. Л. 25-25 об. // Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 317-318.

16Акт общего собрания Комитета объединённых клира и мирян церквей г. Саратова, 16 марта 1918 г. // Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. Р-521. Оп. 1. Д. 109. Л. 6.

17ЦГАМО. Ф. 5062. Оп. 3. Д. 6. - Данное дело содержит информацию следственной комиссии по обвинению А.Д. Самарина, Н.Д. Кузнецова и других в контрреволюционной деятельности за 1919-1920 гг. Частично документы данного дела публиковались несколько раз. Наиболее полный комплекс документов опубликован: Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Марковчин, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главархива Москвы, 2004. С. 309-317, 324-325, 326-332, 343-345.

"Заключение следователя Г. Зайделя по данному делу: см. подробнее: ЦГАМО. Ф. 5062. Оп. 1. Д. 6. Л. 373382. // Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Марковчин, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главархива Москвы, 2004. С. 332-341.

Библиографический список:

1. Акт общего собрания Комитета объединенных клира и мирян церквей г. Саратова, 16 марта 1918 г. // Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. Р-521. Оп. 1. Д. 109. Л. 6.

2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2 частях / Сост. М.Е. Губонин. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 129.

3. Отчет Союза православных женщин в Москве Святейшему Патриарху Тихону о деятельности Отдела помощи заключенным от 31 апреля 1919 г. Публикация: Кривошеева Н.А. Забота о братском посещении арестованных // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 76-78.

4. Московские церковные ведомости. 1918. № 3. С. 5.

5. Московский листок. 1917. 23 марта.

6. Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства: Полный сборник декретов РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т. д. с разъяснениями V отдела Наркомюста РСФСР. М., 1926.

7. Соловьев И., свящ. Церковно-приходская жизнь Москвы в начале 1920-х годов (По донесениям московских благочинных архиепископу Крутицкому Никандру (Феноменову) 1922 г.) // Церковь и время. № 50. С. 181-241.

8. ЦГАМО. Ф. 5062. Оп. 1. Д. 6. Л. 308. // Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 309-310.

9. ЦИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7783. Л. 19-20. // Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 325-326.

10. ЦИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7783. Л. 21-21 об. // Православная Москва в 19171921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 318-319.

11. ЦИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7783. Л. 25-25 об. // Православная Москва в 19171921 годах. Сборник документов и материалов / Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Маркович, Т.С. Тугова, А.М. Шарипов. М.: Издательство Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 317-318.

№ 1, 2018 (4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.