Научная статья на тему '«Забота о братском посещении арестованных»'

«Забота о братском посещении арестованных» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИАРХ ТИХОН / СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН / ОТДЕЛ ПОМОЩИ ЗАКЛЮЧЕННЫМ / СОБОР / БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА / ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ORTHODOX WOMEN' GUILD / "BUTYRSKAJA" PRISON / PATRIARCH TIKHON / PRISONERS SUPPORT DEPARTMENT / COUNCIL / SUPERIOR CHURCH COMMITTEE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кривошеева Н. А.

В данной статье приводится неопубликованный документ из следственного дела Патриарха Тихона, который касается деятельности Отдела помощи заключенным Союза православных женщин, созданного в 1918 г., и дается оценка его работы Высшим Церковным Советом, возглавляемым Святейшим Патриархом Тихоном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article brings to your attention the unpublished document of the investigatory case of Patriarch Tikhon. It concerns with the activity of the Prisoners support department functioning under the Orthodox Women' Guild that was established in 1918. The publication informs about the appraisal of its work by the Superior Church Committee under the direction of His Holiness the Patriarch Tikhon. The publication by N. A. Krivosheeva.

Текст научной работы на тему ««Забота о братском посещении арестованных»»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2011. Вып. 3 (40). С. 72-79

«Забота о братском посещении арестованных»

В данной статье приводится неопубликованный документ из следственного дела Патриарха Тихона, который касается деятельности Отдела помощи заключенным Союза православных женщин, созданного в 1918 г., и дается оценка его работы Высшим Церковным Советом, возглавляемым Святейшим Патриархом Тихоном.

7(20) июля 1918 г. на 131-м заседании Священного Собора Православной Российской Церкви было прочитано поданное в Соборный Совет заявление Патриарха Тихона «о необходимости просить кого-либо из членов Собора принять на себя заботу о братском посещении томящихся в заключении епископов, священнослужителей и церковных деятелей, постановил просить членов Собора Владимира1, епископа Белостокского, и священника С. К. Верховского2 вместе с лицами, избранными от Союза православных женщин, принять на себя заботу о братском посещении томящихся в тюремном заключении епископов, священнослужителей и церковных деятелей. По имеющимся сведениям означенные лица вместе с выборными от Союза православных женщин добиваются свидания с заключенными, но до сих пор не имеют возможности получить разрешение»3.

С первых дней работы Поместного Собора был поднят вопрос о роли женщины в Церкви. Так на 11-м заседании (28 августа 1917 г.) было зачитано послание Собору от «Содружества женщин для церковной работы», авторы которого надеялись, что отцы Собора «не забудут женской половины народной церковной семьи и привлекут своих матерей, сестер и дочерей к участию сполна в приходской работе и церковном строительстве, не ставя никаких преград к объединению сил и труда веры и любви на последующих Соборах свободной нашей Церкви Пра-

1 Владимир (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873—1959), митрополит. В 1907 г. хиротонисан во епископа Белостокского, викария Гродненской епархии. Член Священного Собора 1917—1918 гг. С 1918 г. временно управляющий Гродненской епархией. В 1923 г. отстранен польскими властями от управления Гродненской епархией и выслан во Францию. С 1923 г. викарий митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1930 г. назначен временным управляющим русскими церквами в Западной Европе, назначения не принял. С 1946 г. Экзарх Западной Европы в юрисдикции Константинопольской Патриархии.

2 Верховский Сергей Константинович (ок. 1870—?), священник Покровской Димитриев-ской единоверческой церкви в Петрограде. Член Священного Собора 1917—1918 гг. по избранию от единоверцев, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета.

3 Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Репр. воспр. изд. 1918 г. М.: Новоспас. монастырь, 1994—1996. Т. 1—6. Т. 7—10. М.: Новоспас. монастырь, 1994—1996 (далее: Деяния). Т. 9. С. 154-155.

вославной»4. На 16-м заседании в Отдел о церковной дисциплине было передано заявление 35 членов Собора о необходимости рассмотреть вопросы участия женщин в жизни Церкви5, а в начале второй сессии членам Собора было сообщено решение Синода о поставлении в диакониссы6. Уже на одном из первых заседаний третьей сессии был зачитан доклад Отдела о церковной дисциплине «Об участии женщин в жизни Церкви». На 138-м заседании на основе двух редакций проекта, различие между которыми сводится к объему ограничений на занятие епархиальных должностей, был выработан единый текст проекта определения.

На двух последних заседаниях (169 и 170-м) Собор принял определение «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения»7 и расширил эти права. Женщины получили право «участия в благочиннических и епархиальных собраниях и право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях». В особых случаях женщины могли исполнять обязанности псаломщика «со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир»8.

Отметим, что это решение Священного Собора оказало большое влияние на жизнь Русской Церкви в годы гонений. В годы лихолетия именно женщины взяли на себя защиту церквей, помогали ссыльному духовенству, спасая земное существование Церкви от уничтожения.

Большинство исследователей наибольшее внимание уделяли поставленному на Соборе вопросу о восстановлении чина диаконис в Русской Церкви9 и, к сожалению, только вскользь касались постановления Собора «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения».

Поэтому исследование вопроса об участии женщин в послереволюционной истории Церкви представляет большой интерес.

В марте 1918 г. в Москве был создан Совет объединенных приходов10, организованный и возглавляемый членами Собора А. Д. Самариным11 и Н. Д. Кузне-

4 Деяния. Т. 1. С. 150.

5 Там же. С. 179.

6 Там же. Т. 4. С. 24.

7 Собрание Определений и Постановлений. Вып. 4. С. 47.

8 Там же.

9 См.: Белякова Е. В., Белякова Н. А. Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества // Церковь и время. 2009. № 3(48). С. 220—234; Они же. Обсуждение вопроса о диоконисах на Поместном Соборе 1917—1918 гг. // Церковно-исторический вестник. 2001. № 8. С. 139—161 и др.

10 Более подробно см.: Православная Москва в 1917—1921 годах: Сб. документов и материалов / Авт.-сост. А. Н. Казакевич, В. В. Марковчин, Т. С. Тугова, А. М. Шарипов. М.: Изд-во Главного архивного управления г. Москвы, 2004. С. 309—356.

11 Самарин Александр Дмитриевич (1868-1932), обер-прокурор Св. Синода 05.07.1915— 07.08.1915. Член Св. Собора 1917-1918 гг. В 1918 г. был арестован и провел три месяца в тюрьме. В 1919 г. был арестован по «делу Совета объединенных приходов», осужден и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу, который был заменен бессрочным заключением, освобожден в 1922 г. В 1925 г. вновь арестован и сослан в Якутию, затем через 3 года — в Кострому, где и скончался.

цовым12, ставивший своей задачей защиту храмов и монастырей, которым угрожало закрытие. Совет издавал «Еженедельник», где печатал свои постановления, сформировал группу охраны Патриарха на Троицком подворье, когда Первосвятителю угрожала расправа.

11 (24) июня 1918 г. «в Соборной палате Епархиального дома состоялось торжественное открытие Союза православных женщин как отдела Совета объединенных приходов. Заседание было открыто председателем Совета объединенных приходов А. Д. Самариным, сообщившим сведения о возникновении Союза и о той связи, которая будет у Союза с Советом объединенных приходов»13. Мысль об образовании Союза возникла среди группы бывших слушательниц покойного профессора, протоиерея А. М. Иванцова-Платонова14. Одна из слушательниц «высказала пожелания, чтобы работа женщин протекала по указаниям пастырей Церкви, чтобы она была проникнута духом кротости, любви и подчинения, отнюдь не нося в себе признаков борьбы или осуждения, даже если бы для такового и было место. Как основу взаимных отношений членов Союза она указала христианское “сестринство”, равенство всех работниц Союза, независимо от их общественного, материального положения и образовательного уровня»15.

Работа Союза совершалась в 7 отделах: 1) осведомительном, для собирания сведений о том, как идет работа в приходах, в особенности работа женщин, 2) детского воспитания, 3) обучения и религиозно-нравственного просвещения женщин на курсах и в воскресных школах, 4) собирания книг и библиотечном, 5) помощи нуждающимся пищей и одеждою, 6) помощи заключенным за исповедание веры и 7) разведения шелковичных червей как легкого, доступного и удобоприменимого в церковных оградах и садах и в то же время важного по большому спросу на шелковичные коконы. На собрании было обращено внимание «на тяжелое не только в нравственном, но и в материальном отношении положение многих из заключенных в московских тюрьмах за исповедание веры и преданность Православной Церкви и ее учреждениям и призывала всех к посильным жертвам и помощи таким лицам»16. Председателем Союза православных женщин была избрана Софья Дмитриевна Самарина17, родная сестра Александра Дмитриевича Самарина. Работа Союза была благословлена Святейшим Патриархом Тихоном.

12 Кузнецов Николай Дмитриевич (1863-05.01.1930(1936?)), профессор, магистр богословия. Член Св. Собора 1917-1918 гг. В 1918-1919 гг. член Исполнительного бюро Совета объединенных приходов Москвы. В 1919 г. арестован по делу Совета объединенных приходов Москвы (дело Самарина-Кузнецова). В январе 1920 г. приговорен к высшей мере наказания; расстрел был заменен лагерным заключением. В 1921 г. освобожден по амнистии. В 1924 г. вновь арестован. В 1925 г. приговорен к трем годам ссылки. С 1928 г. упоминается как участник последних религиозных диспутов в Москве. Умер в ссылке

13 ЦГАМО. Ф. 5062. Оп. 3. Д. 6. Л. 336-336 об. Опубл.: Православная Москва в 19171921 годах. С. 324-325.

14 Иванцов-Платонов Александр Михайлович (1835-1894), протоиерей, проповедник, церковный историк, профессор Московского университета с 1872 г.

15 Православная Москва. С. 324.

16 См.: Там же.

17 Самарина Софья Дмитриевна (1863-1934), фрейлина императрицы Александры Феодоровны, сестра А. Д. Самарина, председатель Союза православных женщин.

В работе Союза принимали участие женщины, имена которых, кроме Софьи Дмитриевны Самариной, остались нам неизвестны. Многие из них принадлежали к так называемым «бывшим людям», одно происхождение которых давало большевикам повод к их полному уничтожению. Но несмотря на это, они приходили по долгу своей христианской совести на помощь тем, кто содержался в застенках тюрем и лагерей. Епископ Владимир (Тихоницкий), по не зависящим от него обстоятельствам, не мог выполнить поручения данного Патриархом. Его роль пришлось выполнять епископу Вятскому Никандру (Феноменову)18, который представил Отделу помощи заключенным неполный список священнослужителей, находящихся в московских тюрьмах.

Отчет Отдела помощи заключенным Союза православных женщин был представлен Патриарху Тихону спустя год после его поручения и передан Святейшим на рассмотрение Высшего Церковного Управления. Отчет дает полное представление о работе Отдела помощи заключенным. Многие имена заключенных до настоящего времени не были известны. Кроме того, вскрываются некоторые подробности содержания духовенства в московских тюрьмах в 1918-1919 гг. Нам не известны подробности жизни упомянутых женщин в отчете, но высокая оценка их деятельности, данная Высшим Церковным Советом, заставляет нас восстановить память об этих замечательных женщинах.

Вступительная статья, комментарии и публикация Н. А. Кривошеевой

№ 1

Записка епископа Вятского и Глазовского Никандра (Феноменова) о находящихся в заключении священнослужителях

30 декабря 1918 г.

По имеющимся в Высшем Церковном Управлении далеко не полным сведениям в гор. Москве были заключены в тюрьмы или находились под арестом следующие духовные лица:

Протоиерей гор. Рузы А. М. Воскресенский,

Священник Московской Казанской, что у Калужских ворот, церкви Авенир Полозов;

Ефрем, епископ Селенгинский, и

протоиерей И. И. Восторгов1 расстреляны;

Архиепископ Варнава2,

18Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872-1933), митрополит. В 1905 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1908 г. епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской. Член Св. Собора 1917-1918 гг., избран в члены Священного Синода. С 1919 г. архиепископ. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не смог. С 1921 г. член Св. Синода при Патриархе Тихоне. С 1922 г. архиепископ Крутицкий. Неоднократно арестовывался, находился в ссылках и лагерях. С 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский.

Протоиерей Иоанн Ильич Муравьев (арестован в с. Андреевском Московского уезда) находился в больнице Бутырской тюрьмы, архимандрит Иоаким освобожден,

законоучитель Рижской женской гимназии священник Сергей Борисов, священник Московской Воскресенской, в Таганке, церкви Ипполит Кра-совский (освобожден),

иеромонах Данилова монастыря Георгий,

неуказной послушник того же монастыря Феодор Гринев.

Член Священного Синода Никандр, Епископ Вятский и Глазовский ЦА ФСБ РФ. Д. Н-1780. Т. 10. Л. 154. Машинопись.

№ 2

Отчет Союза православных женщин в Москве Святейшему Патриарху Тихону о деятельности Отдела помощи заключенным

31 апреля 1919 г.

Отчет

о деятельности Отдела помощи заключенным

Отдел начал свою деятельность через неделю после первого собрания Союза июня 16 (1918 г. - Н. К), устроив свое частное собрание в гимназии Щепоть-евой3. На этом собрании были собраны первые пожертвования, как деньгами, так и продуктами и намечен общий план деятельности по образу уже работавшего на этом поприще кружка прихожан собора Василия Блаженного, которые оказывали помощь заключенным из духовенства. На дальнейших частных собраниях, имевших место еженедельно в том же помещении, а затем в галерее при Крестовоздвиженской церкви, было выбрано Бюро Отдела, и записались лица, желающие участвовать в помощи заключенным личным трудом, а именно: Фиц-нер Л. В. предложила помещение, где бы можно было принимать пожертвования продуктами и приготовлять их для отсылки заключенным, М. Я. Федорова, Руднева, Купер и Рагозина предложили свои услуги, чтобы передавать пожертвования заключенным. В дальнейшем в этом деле принимали участие еще М. Н. Кривоблоцкая, Д. И. Давидова, З. В. Васильева и С. Е. Колоколова.

Теперь предстояла новая задача - узнать, кто из заключенных нуждается в помощи. Мария Николаевна Кривоблоцкая через Политический Красный Крест указала на двоих духовных лиц в Таганской тюрьме Архиепископа Варнаву и священника Иоанна Веселовского, которым тотчас же стали оказывать помощь, как продуктами, так и бельем. Затем Отдел вошел в сношения с монахиней Рижского монастыря сестрой Елизаветой, имевшей право входа во все тюрьмы. По ее указанию стали оказывать помощь еще 8-ми лицам из мирян, причем, кроме денег и белья, передавались и книги для чтения.

В июле-августе в Бутырской и Таганской тюрьмах появились новые заключенные из духовенства, [такие, как] как священник Миловзоров из Рязанской губ,, заключенный с 23-мя своими прихожанами, священник Державин и несколько монахов из монастыря Саввы Звенигородского. В это время председательнице Союза Православных женщин было передано желание Святейшего Патриарха, чтобы Отдел оказывал помощь всем без исключения лицам, так как такая помощь имеет не только материальное, но и нравственное значение, поддерживая в них бодрость. Вместе с тем было сообщено, что для этой цели имеются пожертвованные средства. С получением этих средств Отдел мог сильно развить свою деятельность. Через тюремных священников Таганской и Бутырской тюрем были получены полные списки заключенных духовных лиц, которые сначала делались передачи каждому в отдельности, что, при постоянном росте числа заключенных и при все увеличивающихся стеснениях со стороны тюремной администрации, становилось с каждым разом все затруднительнее. Затем, по совету протоиерея Иоанна Восторгова, Отдел приступил к организации общих передач, что оказалось возможным благодаря тому, что большинство духовных лиц находится в одном и том же тюремном корпусе. Уже после кончины протоиерея Восторгова общая передача была окончательно организована через священников о. Сергия Фрязино-ва4. Отдельным духовным лицам, заключенным в других корпусах, как и мирянам, продолжали делать индивидуальные передачи. Такие индивидуальные передачи делались и в тюремной больнице. В конце августа, после перехода в ведение ВЧК, туда были переведены из Таганской тюрьмы почти все духовные (кроме осужденных на срок), причем число их постоянно изменялось, доходило временами до 35 человек. Одновременно все увеличивались трудности установить сношения с заключенными, тюремная церковь была закрыта, потом тюремному священнику было запрещено посещение камер, притом в тюремных книгах духовные лица стали отмечаться не по званию, а просто именем и фамилией, так что их нельзя было различить с другими заключенными. Таким образом частные передачи все сокращались по мере освобождения или перевода в другие города прежних заключенных, о вновь же поступающих сведения невозможно было получить. Остались только общие передачи в два корпуса через священников о. Сергия Фрязинова и о. Евгения Орлова, а по освобождении последнего - через архимандрита Макария. В конце 1918 г. по случаю эпидемии тифа число заключенных сильно сократилось, часть была освобождена, другая переведена в другие города.

В настоящее время на попечении Отдела состоит в Бутырской тюрьме 15 человек, в Бутырской тюремной больнице 3 человека, в Таганской тюрьме 2 человека. Передачи делаются 1-2 раза в неделю для Таганской тюрьмы Л. В. Фицнер, для тюремной больницы С. Е. Колоколовой, для Бутырской тюрьмы Н. Л. Рогозиной и О. Л. Талызиной. Передачи состоят главным образом из пищевых продуктов, затем из белья, теплых вещей, разных мелочей (например, нитки, спички) по указанию самих заключенных. Сверх того передавались деньги небольшими суммами (10-20 р[ублей]). Отдел может с отрадным чувством засвидетельствовать, что осенью, благодаря пожертвованиям, ему удалось полностью удовлетворить самую острую и неотложную нужду заключенным в теплом платье, когда камеры не отапливались и заключенные сильно страдали от холода.

Кроме денег, которые Отдел получал от Святейшего Патриарха, крупные пожертвования были получены: бельем и платьем от Е. Л. Ховриной, от графини Шереметьевой, от сестры Евгении и от неизвестной (шерсть для вязания).

Продуктами - от прихожан церкви Воскресения в Кадашах и от братства Храма Спасителя.

Деньгами - от старосты церкви запасного Дворца на Басманной, от прихожан церкви Воскресения в Кадашах, от прихожан церкви Богоявления в Дорогомилове, от протоиерея Хотовицкого5 , от Г. Емельянова, гр. Шереметьевой, Пет-рово-Сололово, Белявской, Мансуровых, о. Константина Басова, Верещагина, о. Иоанна Кедрова6, о. Н. Смирнова7, Кривошеиной, Джизнковской, Богданова, Братства Храма Спасителя и много от лиц, пожелавших остаться неизвестными.

В настоящее время к Пасхе8 было освобождено много духовных лиц, так что остается в Бутырской тюрьме 9 человек и в Бутырской больнице 1 человек.

Председатель Союза православных женщин Софья Дмитриевна Самарина, Наталья Леонидовна Рагозина, Софья Евграфовна Колоколова, Надежда Михайловна Колоколова

1919, апреля 18/31

Резолюция: В делегацию для сношений с Народными Комиссарами для защиты прав Православной Церкви. Патриарх Тихон

ЦА ФСБ РФ. Д. Н-1780. Т. 9. Л. 198-199 об.

№ 3

Постановления Святейшего Патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета о деятельности Отдела помощи заключенным в тюрьмы

7 мая 1919 г.

СЛУШАЛИ: Отчет Союза Православных Женщин в Москве о деятельности Отдела помощи заключенным в тюрьмы с 16 июля 1918 г. до последнего времени. Отдел оказывал помощь заключенным и деньгами, и продуктами, и бельем, и платьем, и книгами для чтения.

ПОСТАНОВЛЕНО: Приняв Отчет к сведению, выразить Отделу помощи заключенным Союза Православных женщин благодарность за оказанную ими помощь заключенным в тюрьмы.

ПОДПИСИ: Патриарх Тихон, Митрополит Арсений, Митрополит Кирилл, Архиепископ Евсевий, протопресвитер Н. Любимов, протоиерей П. Миртов, протоиерей А. Станиславский, П. Кулешов9.

РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 18. Л. 29. Опубл.: Белякова Е. В., Белякова Н. А. Указ. соч. С. 232. Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества // Церковь и время. 2009. № 3(48). С. 220-234.

Примечания

1 Иоанн (Восторгов Иоанн Иоаннович 1864-04.09.1918), священномученик, протоиерей. Известный миссионер. В 1889 г. рукоположен во иерея. С 1913 г. настоятель Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного). Издавал газету «Церковность».

2 Варнава (Накропин Василий, 1859-1922), архиепископ. В 1911 г. хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии. В 1913-1916 гг. епископ Тобольский и Сибирский. С 1916 г. архиепископ. В марте 1917 г. уволен на покой по требованию Временного правительства, настоятель Высокогорского Воскресенского монастыря Нижегородской епархии. В 1918 г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. С 1919 г. настоятель Троицкого Калязина монастыря Тверской губ. В 1920 г. был назначен на Архангельскую кафедру, но выехать туда не смог. Скончался в Москве.

3 Имеется в виду дом в Кисловском переулке, в котором находилась частная женская гимназия, организованная Надеждой Петровной Щепотьевой.

4 Фрязинов Сергей Иванович (1880-?), священник. С 1910 г. служил в московской церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой ул. В 1917 г. принимал активное участие церковно-общественной жизни. Принимал участие в работе Св. Собора 1917-1918 гг. В 1918 г. арестован, находился 8 месяцев в тюрьме. Арестован в 1922 г., приговор: высшая мера наказания - расстрел, заменен на лишение свободы на 5 лет. Дальнейшая судьба неизвестна.

5 Александр (Хотовицкий Александр Александрович; 1872-19.08.1937), священномученик, протопресвитер. С 1895 г. служил в Североамериканской и Алеутской епархии. С 1917 г. ключарь храма Христа Спасителя в Москве. Член Священного Собора 1917-1918 гг. В 1920— 1921, 1922, 1922-1928 гг. в заключении и ссылках. В 1928 г. вернулся в Москву, возведен в сан протопресвитера. В 1930-е гг. настоятель Ризоположенской церкви на Донской улице в Москве. В 1937 г. вновь арестован. Расстрелян. Причислен к лику святых в 1994 г.

6 Кедров Иван Иванович (1870-1932), священник храма Воскресения Христа в Сокольниках в Москве (1910-1930). В 1918 г. был арестован и препровожден в московскую тюрьму, вскоре освобожден по ходатайству прихожан. Арестовывался в 1920, 1922 гг., содержался в Бутырской тюрьме.

7 Смирнов Николай Иванович (1868-1922), протоиерей московского храма Воскресения в Кадашах, был прозван в народе «Кадашевским».

8 Пасха в 1919 г. праздновалась 7 (20) апреля.

9 Подписи членов Высшего Церковного Совета. В опубликованной статье титулы епископов и духовенства не указаны.

Ключевые слова: Патриарх Тихон, Союз православных женщин, Отдел помощи заключенным, Собор, Бутырская тюрьма, Высшее Церковное Управление.

CONCERN FOR THE CHURCH SUPPORT OF THE PRISONERS

The article brings to your attention the unpublished document of the investigatory case of Patriarch Tikhon. It concerns with the activity of the Prisoners support department functioning under the Orthodox Women’ Guild that was established in 1918. The publication informs about the appraisal of its work by the Superior Church Committee under the direction of His Holiness the Patriarch Tikhon. The publication by N. A. Krivosheeva.

Keywords: Patriarch Tikhon, Orthodox Women’ Guild, Prisoners support department, Council, “Butyrskaja” prison, Superior Church Committee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.