Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 61-66
МАТЕРИАЛЫ ИЗ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА ПАТРИАРХА ТИХОНА
От редакции: Многотомное следственное дело Патриарха Тихона, хранящееся в Центральноу архиве Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ. Д. Н-1780), содержит множество документов, которые не вошли в сборник ЦА ФСБ РФ «Следственное дело Патриарха Тихона» (М., 2000). В частности, в него не были включены, изъятые у св. Патриарха Тихона при аресте отношения, представления и письма, присланные Святейшему из различных епархий, учреждений и от разных лиц в 1917—1920 гг., которые были использованы властями как вещественные доказательства «вины» Патриарха Тихона. Различные письма на имя Святейшего начали приходить с момента избрания его на Патриарший Престол, в них содержались сведения о различных церковных событиях, которые представляют несомненный интерес для всех интересующихся историей Русской Православной Церкви периода Патриаршества св. Тихона. Редакция начинает публиковать документы из этого дела.
Один из эпизодов жизни Данилова монастыря
Ниже впервые публикуются представление настоятеля Данилова монастыря епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) Святейшему Патриарху Тихону об обращении к насельникам монастыря новой советской власти с призывом о «поддержке братией монастыря коммунального строя» и ответ на это обращение настоятеля и братии монастыря.
Данилов монастырь, один из древнейших на Москве-реке, был основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского. Перед смертью князь Даниил принял монашеский постриг (1303) и был похоронен в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 г. и перенесены в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители. С середины XIX в. должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиаль-
ных монастырей. К 1917 г. в монастыре было 19 монахов и 4 послушника; ему принадлежали 164 десятины земли. В начале XX в. монастырь был 3-го класса и числился в ведении викария Московской епархии. С 1 мая 1917 г. и до закрытия настоятель обители — епископ Волоколамский Феодор.
Александр Васильевич Поздеевский, будущий архиепископ Феодор, родился 21 марта 1876 г. в селе Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в семье протоиерея. Окончил Казанскую духовную академию в 1900 г. со степенью кандидата богословия, в том же году был пострижен в монашество, затем рукоположен в иеродиакона и в иеромонаха. В 1901—1902 гг. он преподаватель основного, догматического и нравственного богословия Калужской духовной семинарии, затем с 1902 г. инспектор Казанской духовной семинарии, 13 октября 1903 г. удостоен степени магистра богословия. В 1904 г. возведен в сан архимандрита, назначен на должность ректора Тамбовской духовной семинарии, затем Московской духовной семинарии. В 1909 г. назначен ректором Московской духовной академии и хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Преподавал в академии пастырское богословие. Считал, что для пастыря, духовного руководителя народа, необходим опыт личного аскетизма, проверенный опытом христианских подвижников. Сам владыка Феодор вел строго аскетическую жизнь. 1(14) мая 1917 г. владыка Феодор был смещен с должности ректора МДА и назначен управляющим (на правах настоятеля) Московским Даниловым монастырем. В 1917—1918 гг. член Священного Собора Православной Российской Церкви. Впервые был арестован 13 июля 1920 г. по обвинению в «антисоветской агитации». Приговорен 26 июля 1920 г. к заключению в концлагере до конца Гражданской войны, содержался во Внутренней тюрьме на Лубянке. 24 марта 1922 г. освобожден досрочно по постановлению Президиума ВЦИК. С 1920 по 1925 г. заключался в Бутырскую тюрьму четыре раза. В августе 1923 г. возведен в сан архиепископа. В 1925—1926 гг. находился в ссылке г. Аулие-Ата Киргизского края (ныне Казахстан). До 1930 г. находился на поселении. В 1931 г. вновь арестован во Владимире и отправлен в Москву, во Внутреннюю тюрьму ОГПУ. Приговорен к трем годам ИТЛ, заключение отбывал в Свирлаге г. Лодейное Поле Ленинградской области. В 1932 г. освобожден по амнистии. Жил в Кашире, потом во Владимире, в 1933 г. переехал в Зарайск, где был вскоре вновь арестован и обвинен в том, что «по возвращении из концлагеря восстановил свои связи с отдельными монахами бывшего Данилова монастыря, через которых проводил свою контрреволюционную деятельность» и приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. В 1937 году был арестован в г. Сыктывкар Коми АССР, обвинен в «контрреволюционной деятельности как руководитель подпольной а/с организации церковников и монашества “иноческое братство князя Даниила”», приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Перед смертью принял схиму с именем прп. Даниила Московского. Расстрелян в Ивановской внутренней тюрьме НКВД 23 октября 1937 г.
После назначения настоятелем Данилова монастыря епископа Феодора в монастыре произошли изменения в монашеской жизни его насельников. Под руководством епископа Феодора в Даниловом монастыре в 1918 г. была открыта Высшая богословская школа, в которой сам он преподавал аскетику.
Владыка — строгий монах и аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права — явился отличным примером для даниловской братии. Кроме того, владыка Феодор пользовался большим уважением среди архиереев и выдающихся церковных деятелей того времени, которые часто посещали Данилов монастырь.
Изменение государственного строя Российской империи коснулось и жизни православных монастырей России. После прихода к власти большевиков жизнь в монастыре усложнилась. Летом 1918 г. была принята инструкция к «Декрету об отделении Церкви от государства», по которой все имущество монастырей национализировалось и передавалось в пользование верующих. Данная инструкция коснулась и Данилова монастыря.
Формально монастырь был закрыт в 1918 г. Его храмы становятся приходскими. Часть имущества монастыря, не относящаяся к богослужебной деятельности, и монастырские земли были конфискованы, но монастырская жизнь активно продолжалась под руководством его настоятеля до 1930 г. В 1920-е гг. в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные Патриархом Тихоном на кафедры, но не получившие разрешения властей отбыть в свои епархии. В 1929 г. было принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нем приемника-распределителя НКВД, в 1930 г. на территории монастыря был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц. Богослужения в монастыре продолжались в приходской церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе до 1932 г. Мощи князя Даниила, хранившиеся открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, а в 1917—1930 гг. находившиеся в Троицком соборе, в 1930 г. перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остается неизвестной. В 1983 г. правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нем и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории»1. Монастырь восстанавливался как «Духовный и Административный Центр РПЦ», средства на его восстановление жертвовались как приходами Москвы, так и всеми епархиями Московского Патриархата.
После прихода к власти многие большевики думали, что религия, которую, как они считали, «порабощает» народ, вскоре отомрет. Некоторые из них искренне верили, что, если монахи познают прелести «коммунальной жизни», то они сразу станут ярыми поклонниками новой власти. Вероятно, к таким и относился некий комиссар по делам мобилизации при Военно-революционном комиссариате. После проведенной конфискации имущества в монастыре братии было предложено поддержать новый строй, за проявление лояльности были обещаны материальные блага и моральная поддержка. Как отреагировала братия монастыря на эти посулы, говорит нижеприведенный документ и приложение к нему, который можно было бы назвать «каков вопрос — таков и ответ». Этот документ был представлен Святейшему Патриарху Тихону и хранится в его следственном деле. Документ говорит о том, что епископ Феодор относился к
1 ЖМП. 1983. № 8. С. 2.
существующей власти по евангельской формуле, что «всякая душа предержащей власти да повинуется» (Рим. 13, 1), и все попытки властей представить его как «контрреволюционера» и «борца с советской властью» не имеют под собой никакого основания.
Ответ Военно-революционному комитету от насельников монастыря и его настоятеля, вероятно, не удовлетворил представителей власти. Вскоре, в 1918 г., некоторые из них были арестованы, среди них были бывший наместник монастыря Иоаким (Хромов), иеромонах Георгий и неуказной послушник Феодор Гринев. А с 1920 г. начался более чем семнадцатилетний крестный путь епископа Феодора.
Вступительная статья и публикация Н. А. Кривошеевой
Представление настоятеля Данилова монастыря епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) Святейшему Патриарху Тихону о событиях в Даниловом монастыре
4 (17) сентября 1918 г.
ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ,
СВЯТЕЙШЕМУ ТИХОНУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ,
Федора, Епископа Волоколамского, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
Во избежание превратных слухов и ложных сведений, кои дошли и до ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, о данной якобы Даниловым монастырем подписке о признании их власти, за лучшее почитаю представить при сем ВАШЕМУ СВЯТЕЙШЕСТВУ копии полученного мной отношения от Военно-Революционного Комиссариата и ответа на это отношение, данного управляющим Даниловым монастырем.
ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА Нижайший послушник Феодор, Епископ Волоколамский.
4/К.1918 г.
Резолюция: № 7775-6/19 сент[ября]. 1918. 6/19 сент[ября]. В Свящ[енный] Синод. П[атриарх] Тихон.
ЦА ФСБ РФ. Д. Н-1780. Т. 9. Л. 218. Подлинник. Машинопись.
Копия № 1.
Настоятелю Данилова Монастыря
Предлагаем обсудить с братией вопрос о поддержке Советов и о присоединении к коммунальному строю, если Вы присоединитесь, то мы опубликуем это в печати и все отобранное будет выдано, глядя по надобности.
Комиссар по разбору дел мобилизации
ЦА ФСБ РФ. Д. Н-1780. Т. 9. Л. 219. Машинопись и рукопись. Автограф епископа Феодора (Поздеевского).
Копия № 2. Ответ от монастыря
Православная Церковь согласно своему учению не занимается гражданскими делами; она хранит заповедь Св. Апостола, что всякая душа «предержащей власти да повинуется», посему и насельники Данилова монастыря, представляя своей жизни только дело спасения и молитвы и следуя учению Церкви, никогда ничего против существующей власти не предпринимали и не намерены предпринимать. Как все монастыри, так и Данилов монастырь, искони живут коммунальным строем: все насельники называются братией (братство), несут совместно и добровольно труды на общую пользу (свобода и равенство) и имеют общее довольствие. Посему покорнейше просим во имя прав гражданской свободы и прав свободы религиозной совести, объявленной нынешней предержащей властию, оказать монастырю защиту и помощь в исполнении им своего прямого долга и в тех житейских и хозяйственных делах, от которых не свободен никто из людей, обязанных обслуживать и свои нужды и нужды ближних своих.
Следуют подписи братии. С подлинным верно — Епископ Феодор Письмоводитель Иером[онах] Евсевий
ЦА ФСБ РФ. Д. Н-1780. Т. 9. Л. 219. Копия. Машинопись.
Ключевые слова: Патриарх Тихон, Данилов монастырь, братство, коммунальный строй, советская власть, Военно-революционный комиссариат.
One of the Pictures of the St. Daniel Monastery Life
This is the first publication of the report by the Hegumen of St. Daniel Monastery Theodore (Pozdeevskiy), the bishop of Volokalamsk, to His Holiness the Patriarch Tikhon. The Abbot informed the Patriarch about the Soviet authority’s appeal to the monastic brotherhood for promoting a communal social system. The document informs about the reaction of the Hegumen with brotherhood to the appeal. The publication by N.A. Krivosheeva.
Keywords: Patriarch Tikhon, St. Daniel Monastery, brotherhood, Communal social system, Soviet authority, War-Revolutionary commissariat.