СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.923
ББК 88.52
Р 59
А.Б. Рогозян
Аспирант кафедры управления персоналом и организационной психологии Кубанского
государственного университета; E-mail: [email protected]
СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СТРЕСС-УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь психодинамических особенностей личности и специфических проявлений восприятия стресса. Обосновывается предположение о наличии в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости (ИССУ) личности свойств социальной адаптивности. Показано, что независимо от психодинамических особенностей индивидуума конструктивный ИССУ включает опору в затрудненных жизненных ситуациях свойство «адаптивность-конформность», являющееся инвариантной составляющей продуктивного ИССУ. Для обладателей хорошей НПУ специфику ИССУ определяет способность находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, а при слабой нервно-психической устойчивости стресс-резистентность достигается включением в совокупность психологических компонентов ИССУ свойства «адаптивность-лабильность», которое противодействует, в первую очередь, восприятию факторов организационного стресса.
Ключевые слова: стресс, психологический стресс, организационный стресс, социальная адаптивность, индивидуальный стиль стресс-устойчивости, конформность, лабильность, креативность.
A.B. Rogozyan
Post-graduate student of the Department of Personal Management and Organizational Psychology,
Kuban State University; [email protected]
PROPERTIES OF SOCIAL ADAPTIVITY IN THE STRUCTURE OF INDIVIDUAL STYLE
OF STRESS - RESISTANCE OF THE PERSON
Abstract. The paper discloses the interrelation of psychodinamic properties of a person and specific display of sense of stress. Presumption is made that a person possesses social adaptivity in the individual style of stress resistance (ISSR). Irrespective of psychodinamic properties of a person, in difficult life situations constructive ISSR includes adaptiveness-conformity, an invariant of productive ISSR. Persons with good adaptivity are capable of establishing new rules of interaction in a group. Persons with weak neuropsychic stability get stress resistance by including adaptivity-lability in the complex of psychological components of ISSR, which in the first place prevents perception of the factors of organizational stress.
Keywords: stress, psychological stress, organizational stress, individual style of stress-resistance, conformity, lability, creativity
Происходящие в современном обществе глобальные социально-экономические процессы имеют одним из существенных следствий дезорганизацию пространств бытия личности, усиление рисков развития состояний дезадаптации. Поиску психологических закономерностей адаптации человека к стремительно меняющемуся миру, систематизации
факторов риска развития дезадаптационных состояний посвящены многие исследования отечественных и зарубежных авторов [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и др.] Установлено, что хорошо адаптировавшегося человека отличают высокая продуктивность выполняемой деятельности, общая удовлетворенность жизнью, психическое равновесие [1, 3]. Отмечается, что эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно личность воспринимает себя и окружающий мир, свои социальные отношения, насколько она способна к изменениям поведения в общении, профессиональной деятельности, бытовой сфере и т.п. Методология системного подхода позволила рассматривать адаптацию как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурированное явление, что позволяет изучать его на различных уровнях обобщенности: от самых общих описаний до характеристики определенных форм психической адаптации конкретного субъекта [3].
В современной психологии исследователи рассматривают стресс-устойчивость с различных позиций. В.С. Субботин, основываясь на теории интегральной индивидуальности
В.С. Мерлина, характеризует стрессоустойчивость как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, результатом чего является биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности [9]. В.Ф. Матвеев определяет стресс-устойчивость как совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. А.Г. Маклаков считает, что в самом обобщенном виде под стрессоустойчивостью следует понимать индивидуальную способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора.
В психологии утвердилось понятие индивидуального стиля как типичной для конкретного человека системы психологических средств, к которой он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать во вне свою целостную индивидуальность в соответствии с требованиями выполняемой деятельности, культуры и эпохи [10]. Наиболее известны исследования феноменологии индивидуального стиля деятельности [11, 12, 13 и др.], индивидуального стиля саморегуляции [10]. Однако, несмотря на новые открытия в области психологии стресса, роли личностных и социальных ресурсов преодоления стресса и стрессоустойчивости [1], недостаточно изучены индивидуальные стилевые особенности поведения человека в стрессогенных ситуациях, т.е. индивидуальный стиль стрессоустойчивости (ИССУ). Мы рассматриваем ИССУ как индивидуально устойчивую совокупность психологических средств, активизируемых личностью для преодоления стрессовых ситуаций и обеспечивающих стабильность оптимального уровня психического напряжения, сохранность её целостной индивидуальности и аутентичности. Основываясь на концепции личности как интегральной индивидуальности, мы считаем целесообразным рассматривать феноменологию ИССУ в системной взаимосвязи индивидных и личностных качеств субъекта.
Анализируя пути оказания практической психологической помощи медицинским работникам в определении психологических средств стресс-преодолевающего поведения, мы сформулировали гипотезу: в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости особое место занимают свойства социальной адаптивности, которые имеют специфическую конфигурацию у лиц, имеющих разные показатели нервно-психической устойчивости и восприимчивости психологического и организационного стресса.
Организация и методы исследования.
Для проверки эмпирических гипотез была сформирована группа испытуемых, в которую вошли врачи клинических специализаций (58 чел.) и медицинские сестры (94 чел.) различных лечебных и лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края.
Использованы методики: анкета оценки нервно-психической устойчивости (Анкета
НПУ «Прогноз»); шкала психологического стресса Лемура - Тесье - Филлиона («Шкала PSM-25») [2, с. 41-44], шкала организационного стресса [2, с. 62-65], опросника социальной адаптивности О.Г. Посыпанова [9].
Анкета НПУ «Прогноз» позволяет определить уровни НПУ: «высокая»; «хорошая»; «удовлетворительная»; «неудовлетворительная». Респонденту предлагается ответить на 84 вопроса, выбрав альтернативный вариант: «да» или «нет». У обладателей НПУ уровней «высокая» и «хорошая» нервно-психические срывы маловероятны, они устойчивы к действию стресс-факторов. Личность с «удовлетворительной» или «неудовлетворительной» НПУ имеет высокую вероятность нервно-психических срывов. Для достижения цели исследования в процессе анализа мы использовали две уровневые характеристики нервнопсихической устойчивости: уровень хорошей и высокой НПУ (условно - первый уровень) и уровень сниженной («удовлетворительная» и «неудовлетворительная») НПУ (условно -второй уровень).
Шкала PSM-25 предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Респонденту предлагается отметить в 25-ти позициях свое состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы (от оценки «никогда» до оценки «постоянно»). Сумма баллов является интегральным показателем психической напряженности (ППН). Имеется три уровня ППН: высокому уровню стресса соответствует показатель более 155 баллов; среднему - показатель в диапазоне от 154 до 100 баллов. Результат ниже 100 баллов свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам [2, с. 43].
Шкала организационного стресса измеряет восприимчивость к ОС, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности [2, с. 63]. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, переживания дистресса. Методика позволяет определить общий индекс ОС и пять дополнительных показателей (способность самопознания, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность деятельности). Для достижения цели нашего исследования в результатах по данной методике проанализирован общий индекс ОС, который имеет три диагностируемых уровня. Индекс более 50 баллов свидетельствует о высокой восприимчивости к ОС. Индекс в интервале 49-40 баллов показывает среднюю стресс-толерантность. Индекс менее 39 баллов является показателем низкой восприимчивости ОС.
Опросник социальной адаптивности позволяет экспериментально изучать свойства личности, определяющие возможности ее социальной адаптации [9, с. 93]. В основу методики положена концепция, рассматривающая социальную адаптивность как комплексное свойство личности. О.Г. Посыпанов выделяет в составе этого комплекса три свойства: «адаптивность - конформность» (Кн), «адаптивность - лабильность» (Лб), «адаптивность -креативность» (Кр). Эти свойства обеспечивают три способа организации социального взаимодействия и достижения адаптации личности. У каждого человека уровень сформированности выделенных свойств разный, что обусловливает различия в их проявлении в каждой конкретной ситуации. Недостаточная конформность приводит к тому, что лишь в одной («привычной») группе человек ведет себя достаточно эффективно. Избыточная конформность приводит к тому, что человек пытается одновременно соответствовать взаимоисключающим стандартам разных групп, что обусловливает возникновение внутриличностных конфликтов. В ситуациях, когда взаимоисключающие требования предъявляются одновременно, конформность не может обеспечить адаптацию. Необходима готовность изменять поведение в соответствии с текущей ситуацией. Такая готовность есть особое свойство личности, входящее в комплекс «адаптивность-лабильность». Это свойство обеспечивает ситуативную адаптацию личности в группе. Недостаточная адаптивность-лабильность обусловливает слабую чувствительность личности к особенностям текущего взаимодействия, к настроению и переживаниям других людей, эмоциональную обедненность. Избыточная лабильность приводит к быстрому
переключению эмоциональных состояний, активизации эмоциональных реакций, не всегда адекватных ситуации, что также в итоге снижает адаптивный потенциал личности.
В некоторых ситуациях социального взаимодействия возникает необходимость в изменении собственно сложившихся форм взаимодействия, их приспособлении к изменяющейся социальной ситуации. В этих случаях адаптация может происходить за счет адаптивности-креативности [9, с. 98]. Она проявляется в возможности находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, повышающие его эффективность. Недостаточная креативность не позволяет активно перестраивать структуру взаимодействия личности с социальным окружением, что тормозит осуществление совместной деятельности в изменяющихся условиях среды. Избыточная креативность затрудняет вхождение в сложившиеся группы, функционирующие в устоявшихся, относительно стабильных условиях [там же]. В целом совокупность трех выделенных свойств характеризует возможности человека тем или иным способом приспосабливаться к социальному взаимодействию.
Опросник социальной адаптивности личности включает 25 пунктов. Каждый пункт представляет собой «Я-высказывание» о поведении или его характеристиках, и испытуемый выбирает оценку «верно» или «неверно». Выделяются три субшкалы: конформности (Кн); лабильности (Лб); креативности (Кр). Для каждой из субшкал выделено по 8 утверждений. При обработке результатов тестирования по каждой шкале подсчитываются совпадения с «ключом». Минимально возможное количество совпадений - 0, максимальное - 8. Таким образом, по каждой из субшкал испытуемый получает оценку от 0 до 8 баллов.
В процессе качественного анализа применены методы статистической обработки: оценка нормальности распределения; критерий Стьдента (^критерий); корреляционный анализ по Пирсону (г-критерий), многофункциональный критерий углового преобразования Фишера (ф*-критерий).
Анализ результатов исследования.
Обобщение психодиагностических данных по Анкете НПУ показало, что в группе врачей первый уровень НПУ имеют 24 чел. (41,4%), а второй уровень представлен в 34 показателях (58,6%). В среде сестринского персонала первый уровень НПУ имеют 13 чел. (13,8%), а второй уровень представлен в 81 показателе (86,2%). Таким образом, мы видим, что психодинамические качества медицинских работников характеризуются сочетанием хорошей и удовлетворительной нервно-психической устойчивости с очевидным преобладанием последней характеристики (115 чел., т.е. 75,7% от обследованной выборки).
Психологический стресс, измеряемый как показатель психического напряжения (ППН), не имеет высокого уровня в среде медицинских работников. Однако отмечается, что у определенной части респондентов имеет место средний уровень стресса. В группе врачей таких респондентов выявлено 13 человек (22,4%), а в группе медицинских сестер - 12 человек (12,8%). Низкий уровень переживания психологического стресса обнаружили 77,6% опрошенных врачей и 85,1% медицинских сестер.
Корреляционный анализ позволил установить тесную взаимосвязь между хорошими НПУ (первый уровень НПУ) и сниженными значениями, полученными в этой части эмпирической выборки по методике PSM-25 (у врачей - это 19 чел.; г=0,491; р<0,05; у медицинских сестер - 13 чел.; г=0,654; р<0,05). Однако исследовательский интерес представляет психологическая содержательность индивидуального стиля стресс-устойчивости той части группы испытуемых, для которой свойственен второй уровень НПУ, но при этом они проявляют средненизкие диагностические значения показателей стрессовых ощущений. В группе врачей таких респондентов 26 чел. (г=0,425; р<0,05), а в среде медицинских сестер - 67 чел; г=0,504; р<0,01).
Для дальнейшего анализа выборка испытуемых была разделена на две подгруппы. В первую вошли врачи и медицинские сестры, имеющие хорошую НПУ (первый уровень НПУ; всего 32 чел.; далее - «группа 1»); вторую составили респонденты, обнаружившие слабую НПУ (второй уровень НПУ; всего 93 чел.; далее - «группа 2») . Третью группу составили
респонденты с разными психодинамическими качествами (5 чел. имеют оценку НПУ «хорошая» и 22 чел. - «удовлетворительная»), но объединенные общим типом индивидуального реагирования на психологический стресс в виде склонности к психическому дискомфорту и дезадаптации (всего 27 чел.).
Показатели восприимчивости к организационному стрессу (ОС).
Среднегрупповые показатели ОС в группах 1 и 2 находятся в диапазоне средней выраженности ОС (М=46,24±1,24 и 46,8±1,13 соответственно), а в группе 3 он выходит в диапазон высоких значений (М=52,05±1,35) (см. таблицу №1).
Таблица 1.
Показатели выраженности высокого уровня ОС.__________________________
группы группа 1 (п=32 чел.) г руппа 2 (п=93 чел.) группа 3 (п=27 чел.)
чел. % М±т чел. % М±т чел. % М±т
м/с 6 46,2 46,38±1,12 27 40,3 47,3±0,95 9 64,3 51,9±1,68
врачи 10 52,6 46,1±1,36 13 50,0 49,8±1,31 9 69,2 52,2±1,01
в целом 16 52,0 46,24±1,24 40 43,0 46,8±1,13 18 66,7 52,05±1,35
Примечание: гр.1^гр.2 ф*=0,88, т.е. ф*эмп.<ф*кр.; гр.1^гр.3 ф*=1,15, р<0,1; гр.2^гр.3 ф*=2,00, р<0,02.
Полученные результаты анализа показывают, что ИССУ не находится в прямой зависимости от психодинамических свойств, а в значительной мере определяется личностными образованиями, в структуре которых определенное место, возможно, занимают свойства адаптивности.
Свойства личности, определяющие возможности ее социальной адаптации.
Группа 1. Для медицинских работников, обладающих повышенной нервнопсихической устойчивостью и сниженными показателями переживания психологического стресса, адаптация в группе достигается с преимущественной опорой на развитую социальную креативность, т.е. способность принимать нестандартные решения в противоречивой, кризисной ситуации (Таблица 2, рисунок 1).
Таблица 2.
Показатели измерения свойств адаптивности в группе 1.________________________
группы Конформность Лабильность Креативность
М ±т М ±т М ±т
врачи (п=19 чел.) 2,43 0,338 2,81 0,208 4,53 0,245
медсестры (п=13 чел.) 2,23 0,496 2,62 0,140 4,62 0,350
в целом (N=32 чел.) 2,47 0,3414 2,94 0,337 4,47 0,345
Корреляционный анализ (Таблица 3-а; б; в) выявил, что способность к принятию нестандартных решений находится в непосредственной взаимосвязи с переживанием психологического и организационного стресса (г=-0,611 и -0,491), причем отрицательная направленность корреляции свидетельствует: чем более выражена у субъекта данная способность, тем лучше он справляется со стресс-факторами. Следует отметить, что у медицинских сестер этой группы креативность в социальных контактах взаимообусловлена и психодинамическим типом, т.е. хорошая нервно-психическая устойчивость определенным образом снижает активность в поисках нестандартных выходов из затруднительных ситуаций (г=-0,681). Возможно, что для личности с таким вариантом взаимовлияния социальной креативности и нервно-психической устойчивости девизом в преодолении жизненных и организационных трудностей может быть известный девиз: «Все проходит, и это пройдет!».
Рисунок 1. «Профили» социальной адаптации групп испытуемых.
Индивидуальный стиль стресс-устойчивости респондентов первой группы включает также и опору на качество конформности в преодолении стресс-факторов. Социальная гибкость позволяет своеобразно нейтрализовать негативные проявления психологического и организационного стресса, что отражено в отрицательной корреляционной связи этих переменных как по группе 1 в целом (г=-0,493 и -0,443), так и дифференцированно по подгруппам. При этом у врачей умения строить свое поведение в соответствии с традициями и правилами социальной группы находится во взаимовлиянии с психологическим и организационным стрессом и (г=-0,673 и -0,674). У медицинских сестер связь со сниженным переживанием психологического стресса очевидна (г=-0,505), а с восприятием организационного стресса просматривается на уровне некоторой тенденции (г=-0, 116).
Таблица 3.
Корреляционные матрицы взаимосвязей свойств адаптивности, нервно-психической устойчивости
(НПУ), психологического (ПС) и организационного (ОС) стресса в группах испытуемых.
Данные по группе 1. б). Данные по группе 2.
Кн
Лб
Кр
НПУ
0,062
0,253
-0,068
ПС
-0,493
-0,040
-0,611
ОС
-0,443
-0,010
-0,491
). Группа 1 в целом.
Кн
Лб
Кр
НПУ
-0,080
-0,367
-0,681
ПС
-0,505
0,067
-0,822
ОС
-0,116
-0,195
-0,681
). Медицинские сестры группы 1.
Кн
Лб
Кр
НПУ
-0,057
-0,162
-0,050
ПС
-0,089
-0,041
0,002
ОС
-0,421
-0,899
0,028
). Группа 2 в целом.
Кн
Лб
Кр
НПУ
-0,053
-0,214
-0,188
ПС
-0,079
-0,043
-0,156
ОС
-0,261
-0,942
0,031
). Медицинские сестры группы 2.
а
г
б
д
Кн
Лб
Кр
НПУ
0,158
0,389
0,236
ПС
-0,673
0,056
-0,790
ОС
-0,674
0,084
-0,590
). Врачи группы 1.
Кн
Лб
Кр
НПУ
-0,064
0,025
0,302
ПС
-0,139
-0,047
0,276
ОС
-0,877
-0,797
0,154
). Врачи группы 2.
в
е
Группа 2. Личность с низкой нервно-психической устойчивостью достигает социальной адаптивности с выраженной опорой на качество лабильности, при этом среднегрупповой показатель по свойству «адаптивность-лабильность» у этих испытуемых достоверно выше, чем в группе-1 (при 1=6,76 р<0,001) - см. рисунок 1, таблица 4.
Таблица 4.
______________________Показатели измерения свойств адаптивности в группе 2.______________
группы Конфо рмность Лабильность Креативность
М ±m М ±m М ±m
врачи (п=26 чел.) 2,92 0,259 4,35 0,254 1,84 0,331
медсестры (п=67 чел.) 2,99 0,153 4,37 0,238 2,67 0,222
в целом (N=93 чел.) 2,97 0,131 4,36 0,185 2,44 0,188
Как видно из данных, приведенных в таблице 3 (г; д; е), для медицинских работников, составивших данную группу испытуемых, так же, как и для их коллег из группы обладателей хорошей НПУ (группа-1), важным ресурсом стресс-резистентности является свойство «адаптивность-конформность», несмотря на то, что в группе-2 средний показатель измерения данного свойства достоверно ниже, чем в группе-1 (при 1=5,57 р<0,001). Однако наиболее выражена роль свойства «адаптивность-лабильность». Мы видим, что в восприятии факторов организационного стресса в целом по группе корреляционные связи имеют тесную, высоко достоверную выраженность (г=-0,899). В группе врачей г=-0,797, в группе медицинских сестер г=-0,942. Эти показатели свидетельствуют о том, что, обладая хорошо развитыми способностями находить несколько вариантов выхода из наличной ситуации, готовностью менять способы решения задач, возникающих в процессе деятельности, личность даже при слабой нервно-психической устойчивости может достигать социальной адаптации, что составляет важный элемент ее ИССУ
Слабое развитие качества социальной креативности является характерной особенностью, прежде всего, врачей (М=1,84±0,331) данной группы. У медицинских сестер его развитие находится в диапазоне средних значений (М=2,67±0,222). Недостаточная креативность не позволяет активно перестраивать структуру взаимодействия личности с
социальным окружением, что, в свою очередь, тормозит осуществление совместной деятельности в изменяющихся условиях среды. Возможно, в выделенном феномене находит дополнительное подтверждение наблюдение, сделанное Б.А. Ясько, о невысоких показателях коммуникативных способностей врачей-клиницистов и позволяет сделать вывод о необходимости включения задачи развития коммуникативных ресурсов врача в программу формирования продуктивного индивидуального стиля противодействия стрессу личности с пониженной нервно-психической устойчивостью.
Группа 3. В группе испытуемых с высоким уровнем психологического стресса (группа-3) социальная адаптация достигается сочетанием среднего уровня развития всех выделяемых качеств (см. рис. 1, табл. 5).
Таблица 5.
Показатели измерения свойств адаптивности в группе-3.________________________
группы Конфо рмность Лабильность Креативность
М ±m М ±m М ±m
врачи (п=13 чел.) 3,0 0,494 2,77 0,303 1,85 0,355
медсестры (п=14 чел.) 3,07 0,245 3,29 0,286 1,79 0,300
в целом (N=27 чел.) 3,04 0,264 3,04 0,210 1,81 0,227
Социальная лабильность положительно взаимосвязана с высокими показателями нервно-психической устойчивости и восприимчивости к организационному стрессу (г=0,480 и 0,483; р<0,05) - Таблица 6.
Иными словами, у личности, остро переживающей стрессогенные ситуации, опора на готовность к ситуативной адаптации в группе, к изменению поведения в соответствии с текущей ситуацией, с одной стороны, обусловливается нерво-психической устойчивостью, а, с другой - способствует более острому переживанию организационных проблем и повышенной эмоциональной реакцией на стресс-факторы организационной среды.
Таблица 6.
Корреляционная матрица взаимосвязей свойств адаптивности, нервно-психической устойчивости (НПУ),
психологического (ПС) и организационного (ОС) стресса в группе-3 (N=27 чел.).
Кн Лб Кр
НПУ 0,125 0,480* 0,291
ПС 0,280 -0,011 0,068
ОС 0,115 0,482* -0,052
Примечание: «*» -р<0,05.
В целом проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Высказанное предположение о наличии в структуре ИССУ личности свойств социальной адаптивности, которые имеют специфическую конфигурацию у лиц, имеющих разные показатели нервно-психической устойчивости и восприимчивости психологического и организационного стресса, получило подтверждение.
Установлено, что, независимо от психодинамических особенностей индивидуума, конструктивный ИССУ включает опору в затрудненных жизненных ситуациях на ресурс конформности как способ организации социального взаимодействия и достижения адаптации. Это качество можно рассматривать инвариантной составляющей продуктивного индивидуального стиля стресс-устойчивости.
Для обладателей хорошей НПУ специфику ИССУ определяет свойство «адаптивность-креативность» как способность находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, повышающие его эффективность.
При слабой нервно-психической устойчивости стресс-резистентность достигается включением в совокупность психологических компонентов ИССУ свойства «адаптивность-лабильность», которое противодействует, в первую очередь, восприятию факторов организационного стресса.
Полученные результаты позволяют выделить направления развивающего воздействия
при проведении тренингов личностного роста или индивидуальных консультаций с лицами, остро переживающими стресс-факторы повседневной жизни и организационной среды.
В профессиональном консультировании медицинских работников полученные данные могут способствовать определению дифференцированного подхода при определении психологических аспектов управления персоналом лечебного учреждения. В частности, феномен сниженной социальной креативности врачей, обладающих слабой НПУ, но сформировавших продуктивный ИССУ, говорит о необходимости включения задачи развития коммуникативной компетентности в программу формирования у врача продуктивного индивидуального стиля противодействия стрессу.
Примечания:
1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 3. С. 106-116.
2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.
3. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Ин-т психологии РАН, 2003.
4. Зараковский Г.М., Казакова Е.К. Адаптация населения России к новым условиям и качество жизни // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. С. 111-129.
5. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003.
6. Рябикина З.И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире // Личность и бытие: теория и методология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2003. С. 5-27.
7. Селье Г. Что такое стресс? // Стресс жизни: сб. ст. СПб.: Лейла, 1994. С. 329-333.
8. Харькова Т.П. Образ «Я» и стратегии поведения личности в трудных жизненных ситуациях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 3. С. 209-214.
9. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1992.
10. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001. 192 с.
11. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник. М.: Изд-во МГУ: Академия, 2004.
12. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.
13. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
14. Посыпанов О.Г. Методика измерения социальной адаптивности личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований: материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН, 2829 января 2002г. Ч. 2. Общая и социальная психология, психология личности и психофизиология, экономическая, организационная и политическая психология. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 93112.
15. Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Когнитивные стили, локус-контроль и субъективное переживание активности в парадигме успешности посттравматической стрессовой адаптации // Тенденции развития современной психологической науки: тез. юбилейной науч. конф., Москва, 31 января-1 февраля 2007 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2007. Ч.
II. С. 365-366.
References:
1. Bodrov V.A. The problem of coping. P.3. Strategies and styles of coping // Psychological Journal.
2006. V. 27, No. 3. P. 106-116.
2. Vodopyanova N.E. Psychodiagnostics of stress. SPb.: Piter, 2009.
3. Dikaya L.G. Mental self-regulation of a person’s functional state (systematic and activity approach). М.: Psychology Institute of the RAS, 2003.
4. Zarakovsky М., Kazakova E.K. The adaptation of the population of Russia to new conditions and new quality of life // Psychology of adaptation and social environment: modern approaches, problems, and prospects / ed. by L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlyov. М.: Psychology Institute of the RAS, 2007. P. 111-129.
5. Medvedev VI. Human adaptation. SPb.: Institute of the human brain of the RAS, 2003.
6. Ryabikina Z.I. A personality and its being in a quickly changing world // A person and being: theory and methodology: materials of the All-Russia scient.-pract. conf. / ed. by Z.I. Ryabikina, V.V. Znakova. Krasnodar, 2003. P. 5-27.
7. Selye G. What is stress? // The stress of life: coll. of articles. SPb.: Leila, 1994. P. 329-333.
8. Kharkova T.P. I-image and the strategy of person’s behavior in difficult reality situations // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and psychology». Maikop: AGU Publishing house. 2011. Issue 3. P. 209-214.
9. Subbotin S.V. Psychic stress tolerance as the characteristic of teacher’s metaindividuality: Dissertation abstract for the Candidate of Psychol. Sciences degree. Perm, 1992.
10. Morosanova V.I. An individual style of self-regulation: a phenomenon, structure and functions in person’s voluntary activity. M.: Nauka, 2001. 192 pp.
11. Klimov E.A. Introduction to labour psychology: a textbook. M.: Moscow State University Publishing house: Academia, 2004.
12. Tolochek V.A. The styles of professional activity. M.: Nauka, 2000.
13. Yasko B.A. Psychology of doctor’s personality and labour. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005.
14. Posypanov O.G. The methodology of measurement of person’s social adaptability // Modern psychology: a state and prospects of research: materials of the anniversary scient. conf. of the IP of the RAS, January, 28-29th 2002. P. 2. General and social psychology, psychology of personality and psychophysiology, economic, organizational and political psychology. M.: Psychology Institute of the RAS, 2002. P. 93-112.
15. Lazebnaya E.O., Zelenova M.E. Cognitive styles, a locus-control and subjective experience of activity in the paradigm of success of posttraumatic stress adaptation // Tendencies of development of modern psychological science: theses of the anniversary scient. conf., Moscow, January, 31st - February,1 2007 / ed. by A.L. Zhuravlyov, V.A. Koltsova. M.: Publishing house of Psychology Institute of the RAS,
2007. P. II. P. 365-366.