Научная статья на тему 'Свойства социальной адаптивности в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости личности'

Свойства социальной адаптивности в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1422
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СТРЕСС / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ СТРЕСС-УСТОЙЧИВОСТИ / КОНФОРМНОСТЬ / ЛАБИЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / STRESS / PSYCHOLOGICAL STRESS / ORGANIZATIONAL STRESS / INDIVIDUAL STYLE OF STRESS-RESISTANCE / CONFORMITY / LABILITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогозян Алексей Борисович

В статье рассматривается взаимосвязь психодинамических особенностей личности и специфических проявлений восприятия стресса. Обосновывается предположение о наличии в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости (ИССУ) личности свойств социальной адаптивности. Показано, что независимо от психодинамических особенностей индивидуума конструктивный ИССУ включает опору в затрудненных жизненных ситуациях свойство «адаптивность-конформность», являющееся инвариантной составляющей продуктивного ИССУ. Для обладателей хорошей НПУ специфику ИССУ определяет способность находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, а при слабой нервно-психической устойчивости стресс-резистентность достигается включением в совокупность психологических компонентов ИССУ свойства «адаптивность-лабильность», которое противодействует, в первую очередь, восприятию факторов организационного стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогозян Алексей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTIES OF SOCIAL ADAPTIVITY IN THE STRUCTURE OF INDIVIDUAL STYLE OF STRESS RESISTANCE OF THE PERSON

The paper discloses the interrelation of psychodinamic properties of a person and specific display of sense of stress. Presumption is made that a person possesses social adaptivity in the individual style of stress resistance (ISSR). Irrespective of psychodinamic properties of a person, in difficult life situations constructive ISSR includes adaptiveness-conformity, an invariant of productive ISSR. Persons with good adaptivity are capable of establishing new rules of interaction in a group. Persons with weak neuropsychic stability get stress resistance by including adaptivity-lability in the complex of psychological components of ISSR, which in the first place prevents perception of the factors of organizational stress.

Текст научной работы на тему «Свойства социальной адаптивности в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости личности»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY

УДК 159.923

ББК 88.52

Р 59

А.Б. Рогозян

Аспирант кафедры управления персоналом и организационной психологии Кубанского

государственного университета; E-mail: [email protected]

СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СТРЕСС-УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь психодинамических особенностей личности и специфических проявлений восприятия стресса. Обосновывается предположение о наличии в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости (ИССУ) личности свойств социальной адаптивности. Показано, что независимо от психодинамических особенностей индивидуума конструктивный ИССУ включает опору в затрудненных жизненных ситуациях свойство «адаптивность-конформность», являющееся инвариантной составляющей продуктивного ИССУ. Для обладателей хорошей НПУ специфику ИССУ определяет способность находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, а при слабой нервно-психической устойчивости стресс-резистентность достигается включением в совокупность психологических компонентов ИССУ свойства «адаптивность-лабильность», которое противодействует, в первую очередь, восприятию факторов организационного стресса.

Ключевые слова: стресс, психологический стресс, организационный стресс, социальная адаптивность, индивидуальный стиль стресс-устойчивости, конформность, лабильность, креативность.

A.B. Rogozyan

Post-graduate student of the Department of Personal Management and Organizational Psychology,

Kuban State University; [email protected]

PROPERTIES OF SOCIAL ADAPTIVITY IN THE STRUCTURE OF INDIVIDUAL STYLE

OF STRESS - RESISTANCE OF THE PERSON

Abstract. The paper discloses the interrelation of psychodinamic properties of a person and specific display of sense of stress. Presumption is made that a person possesses social adaptivity in the individual style of stress resistance (ISSR). Irrespective of psychodinamic properties of a person, in difficult life situations constructive ISSR includes adaptiveness-conformity, an invariant of productive ISSR. Persons with good adaptivity are capable of establishing new rules of interaction in a group. Persons with weak neuropsychic stability get stress resistance by including adaptivity-lability in the complex of psychological components of ISSR, which in the first place prevents perception of the factors of organizational stress.

Keywords: stress, psychological stress, organizational stress, individual style of stress-resistance, conformity, lability, creativity

Происходящие в современном обществе глобальные социально-экономические процессы имеют одним из существенных следствий дезорганизацию пространств бытия личности, усиление рисков развития состояний дезадаптации. Поиску психологических закономерностей адаптации человека к стремительно меняющемуся миру, систематизации

факторов риска развития дезадаптационных состояний посвящены многие исследования отечественных и зарубежных авторов [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и др.] Установлено, что хорошо адаптировавшегося человека отличают высокая продуктивность выполняемой деятельности, общая удовлетворенность жизнью, психическое равновесие [1, 3]. Отмечается, что эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно личность воспринимает себя и окружающий мир, свои социальные отношения, насколько она способна к изменениям поведения в общении, профессиональной деятельности, бытовой сфере и т.п. Методология системного подхода позволила рассматривать адаптацию как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурированное явление, что позволяет изучать его на различных уровнях обобщенности: от самых общих описаний до характеристики определенных форм психической адаптации конкретного субъекта [3].

В современной психологии исследователи рассматривают стресс-устойчивость с различных позиций. В.С. Субботин, основываясь на теории интегральной индивидуальности

В.С. Мерлина, характеризует стрессоустойчивость как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, результатом чего является биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности [9]. В.Ф. Матвеев определяет стресс-устойчивость как совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. А.Г. Маклаков считает, что в самом обобщенном виде под стрессоустойчивостью следует понимать индивидуальную способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора.

В психологии утвердилось понятие индивидуального стиля как типичной для конкретного человека системы психологических средств, к которой он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать во вне свою целостную индивидуальность в соответствии с требованиями выполняемой деятельности, культуры и эпохи [10]. Наиболее известны исследования феноменологии индивидуального стиля деятельности [11, 12, 13 и др.], индивидуального стиля саморегуляции [10]. Однако, несмотря на новые открытия в области психологии стресса, роли личностных и социальных ресурсов преодоления стресса и стрессоустойчивости [1], недостаточно изучены индивидуальные стилевые особенности поведения человека в стрессогенных ситуациях, т.е. индивидуальный стиль стрессоустойчивости (ИССУ). Мы рассматриваем ИССУ как индивидуально устойчивую совокупность психологических средств, активизируемых личностью для преодоления стрессовых ситуаций и обеспечивающих стабильность оптимального уровня психического напряжения, сохранность её целостной индивидуальности и аутентичности. Основываясь на концепции личности как интегральной индивидуальности, мы считаем целесообразным рассматривать феноменологию ИССУ в системной взаимосвязи индивидных и личностных качеств субъекта.

Анализируя пути оказания практической психологической помощи медицинским работникам в определении психологических средств стресс-преодолевающего поведения, мы сформулировали гипотезу: в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости особое место занимают свойства социальной адаптивности, которые имеют специфическую конфигурацию у лиц, имеющих разные показатели нервно-психической устойчивости и восприимчивости психологического и организационного стресса.

Организация и методы исследования.

Для проверки эмпирических гипотез была сформирована группа испытуемых, в которую вошли врачи клинических специализаций (58 чел.) и медицинские сестры (94 чел.) различных лечебных и лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края.

Использованы методики: анкета оценки нервно-психической устойчивости (Анкета

НПУ «Прогноз»); шкала психологического стресса Лемура - Тесье - Филлиона («Шкала PSM-25») [2, с. 41-44], шкала организационного стресса [2, с. 62-65], опросника социальной адаптивности О.Г. Посыпанова [9].

Анкета НПУ «Прогноз» позволяет определить уровни НПУ: «высокая»; «хорошая»; «удовлетворительная»; «неудовлетворительная». Респонденту предлагается ответить на 84 вопроса, выбрав альтернативный вариант: «да» или «нет». У обладателей НПУ уровней «высокая» и «хорошая» нервно-психические срывы маловероятны, они устойчивы к действию стресс-факторов. Личность с «удовлетворительной» или «неудовлетворительной» НПУ имеет высокую вероятность нервно-психических срывов. Для достижения цели исследования в процессе анализа мы использовали две уровневые характеристики нервнопсихической устойчивости: уровень хорошей и высокой НПУ (условно - первый уровень) и уровень сниженной («удовлетворительная» и «неудовлетворительная») НПУ (условно -второй уровень).

Шкала PSM-25 предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Респонденту предлагается отметить в 25-ти позициях свое состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы (от оценки «никогда» до оценки «постоянно»). Сумма баллов является интегральным показателем психической напряженности (ППН). Имеется три уровня ППН: высокому уровню стресса соответствует показатель более 155 баллов; среднему - показатель в диапазоне от 154 до 100 баллов. Результат ниже 100 баллов свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам [2, с. 43].

Шкала организационного стресса измеряет восприимчивость к ОС, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности [2, с. 63]. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, переживания дистресса. Методика позволяет определить общий индекс ОС и пять дополнительных показателей (способность самопознания, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность деятельности). Для достижения цели нашего исследования в результатах по данной методике проанализирован общий индекс ОС, который имеет три диагностируемых уровня. Индекс более 50 баллов свидетельствует о высокой восприимчивости к ОС. Индекс в интервале 49-40 баллов показывает среднюю стресс-толерантность. Индекс менее 39 баллов является показателем низкой восприимчивости ОС.

Опросник социальной адаптивности позволяет экспериментально изучать свойства личности, определяющие возможности ее социальной адаптации [9, с. 93]. В основу методики положена концепция, рассматривающая социальную адаптивность как комплексное свойство личности. О.Г. Посыпанов выделяет в составе этого комплекса три свойства: «адаптивность - конформность» (Кн), «адаптивность - лабильность» (Лб), «адаптивность -креативность» (Кр). Эти свойства обеспечивают три способа организации социального взаимодействия и достижения адаптации личности. У каждого человека уровень сформированности выделенных свойств разный, что обусловливает различия в их проявлении в каждой конкретной ситуации. Недостаточная конформность приводит к тому, что лишь в одной («привычной») группе человек ведет себя достаточно эффективно. Избыточная конформность приводит к тому, что человек пытается одновременно соответствовать взаимоисключающим стандартам разных групп, что обусловливает возникновение внутриличностных конфликтов. В ситуациях, когда взаимоисключающие требования предъявляются одновременно, конформность не может обеспечить адаптацию. Необходима готовность изменять поведение в соответствии с текущей ситуацией. Такая готовность есть особое свойство личности, входящее в комплекс «адаптивность-лабильность». Это свойство обеспечивает ситуативную адаптацию личности в группе. Недостаточная адаптивность-лабильность обусловливает слабую чувствительность личности к особенностям текущего взаимодействия, к настроению и переживаниям других людей, эмоциональную обедненность. Избыточная лабильность приводит к быстрому

переключению эмоциональных состояний, активизации эмоциональных реакций, не всегда адекватных ситуации, что также в итоге снижает адаптивный потенциал личности.

В некоторых ситуациях социального взаимодействия возникает необходимость в изменении собственно сложившихся форм взаимодействия, их приспособлении к изменяющейся социальной ситуации. В этих случаях адаптация может происходить за счет адаптивности-креативности [9, с. 98]. Она проявляется в возможности находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, повышающие его эффективность. Недостаточная креативность не позволяет активно перестраивать структуру взаимодействия личности с социальным окружением, что тормозит осуществление совместной деятельности в изменяющихся условиях среды. Избыточная креативность затрудняет вхождение в сложившиеся группы, функционирующие в устоявшихся, относительно стабильных условиях [там же]. В целом совокупность трех выделенных свойств характеризует возможности человека тем или иным способом приспосабливаться к социальному взаимодействию.

Опросник социальной адаптивности личности включает 25 пунктов. Каждый пункт представляет собой «Я-высказывание» о поведении или его характеристиках, и испытуемый выбирает оценку «верно» или «неверно». Выделяются три субшкалы: конформности (Кн); лабильности (Лб); креативности (Кр). Для каждой из субшкал выделено по 8 утверждений. При обработке результатов тестирования по каждой шкале подсчитываются совпадения с «ключом». Минимально возможное количество совпадений - 0, максимальное - 8. Таким образом, по каждой из субшкал испытуемый получает оценку от 0 до 8 баллов.

В процессе качественного анализа применены методы статистической обработки: оценка нормальности распределения; критерий Стьдента (^критерий); корреляционный анализ по Пирсону (г-критерий), многофункциональный критерий углового преобразования Фишера (ф*-критерий).

Анализ результатов исследования.

Обобщение психодиагностических данных по Анкете НПУ показало, что в группе врачей первый уровень НПУ имеют 24 чел. (41,4%), а второй уровень представлен в 34 показателях (58,6%). В среде сестринского персонала первый уровень НПУ имеют 13 чел. (13,8%), а второй уровень представлен в 81 показателе (86,2%). Таким образом, мы видим, что психодинамические качества медицинских работников характеризуются сочетанием хорошей и удовлетворительной нервно-психической устойчивости с очевидным преобладанием последней характеристики (115 чел., т.е. 75,7% от обследованной выборки).

Психологический стресс, измеряемый как показатель психического напряжения (ППН), не имеет высокого уровня в среде медицинских работников. Однако отмечается, что у определенной части респондентов имеет место средний уровень стресса. В группе врачей таких респондентов выявлено 13 человек (22,4%), а в группе медицинских сестер - 12 человек (12,8%). Низкий уровень переживания психологического стресса обнаружили 77,6% опрошенных врачей и 85,1% медицинских сестер.

Корреляционный анализ позволил установить тесную взаимосвязь между хорошими НПУ (первый уровень НПУ) и сниженными значениями, полученными в этой части эмпирической выборки по методике PSM-25 (у врачей - это 19 чел.; г=0,491; р<0,05; у медицинских сестер - 13 чел.; г=0,654; р<0,05). Однако исследовательский интерес представляет психологическая содержательность индивидуального стиля стресс-устойчивости той части группы испытуемых, для которой свойственен второй уровень НПУ, но при этом они проявляют средненизкие диагностические значения показателей стрессовых ощущений. В группе врачей таких респондентов 26 чел. (г=0,425; р<0,05), а в среде медицинских сестер - 67 чел; г=0,504; р<0,01).

Для дальнейшего анализа выборка испытуемых была разделена на две подгруппы. В первую вошли врачи и медицинские сестры, имеющие хорошую НПУ (первый уровень НПУ; всего 32 чел.; далее - «группа 1»); вторую составили респонденты, обнаружившие слабую НПУ (второй уровень НПУ; всего 93 чел.; далее - «группа 2») . Третью группу составили

респонденты с разными психодинамическими качествами (5 чел. имеют оценку НПУ «хорошая» и 22 чел. - «удовлетворительная»), но объединенные общим типом индивидуального реагирования на психологический стресс в виде склонности к психическому дискомфорту и дезадаптации (всего 27 чел.).

Показатели восприимчивости к организационному стрессу (ОС).

Среднегрупповые показатели ОС в группах 1 и 2 находятся в диапазоне средней выраженности ОС (М=46,24±1,24 и 46,8±1,13 соответственно), а в группе 3 он выходит в диапазон высоких значений (М=52,05±1,35) (см. таблицу №1).

Таблица 1.

Показатели выраженности высокого уровня ОС.__________________________

группы группа 1 (п=32 чел.) г руппа 2 (п=93 чел.) группа 3 (п=27 чел.)

чел. % М±т чел. % М±т чел. % М±т

м/с 6 46,2 46,38±1,12 27 40,3 47,3±0,95 9 64,3 51,9±1,68

врачи 10 52,6 46,1±1,36 13 50,0 49,8±1,31 9 69,2 52,2±1,01

в целом 16 52,0 46,24±1,24 40 43,0 46,8±1,13 18 66,7 52,05±1,35

Примечание: гр.1^гр.2 ф*=0,88, т.е. ф*эмп.<ф*кр.; гр.1^гр.3 ф*=1,15, р<0,1; гр.2^гр.3 ф*=2,00, р<0,02.

Полученные результаты анализа показывают, что ИССУ не находится в прямой зависимости от психодинамических свойств, а в значительной мере определяется личностными образованиями, в структуре которых определенное место, возможно, занимают свойства адаптивности.

Свойства личности, определяющие возможности ее социальной адаптации.

Группа 1. Для медицинских работников, обладающих повышенной нервнопсихической устойчивостью и сниженными показателями переживания психологического стресса, адаптация в группе достигается с преимущественной опорой на развитую социальную креативность, т.е. способность принимать нестандартные решения в противоречивой, кризисной ситуации (Таблица 2, рисунок 1).

Таблица 2.

Показатели измерения свойств адаптивности в группе 1.________________________

группы Конформность Лабильность Креативность

М ±т М ±т М ±т

врачи (п=19 чел.) 2,43 0,338 2,81 0,208 4,53 0,245

медсестры (п=13 чел.) 2,23 0,496 2,62 0,140 4,62 0,350

в целом (N=32 чел.) 2,47 0,3414 2,94 0,337 4,47 0,345

Корреляционный анализ (Таблица 3-а; б; в) выявил, что способность к принятию нестандартных решений находится в непосредственной взаимосвязи с переживанием психологического и организационного стресса (г=-0,611 и -0,491), причем отрицательная направленность корреляции свидетельствует: чем более выражена у субъекта данная способность, тем лучше он справляется со стресс-факторами. Следует отметить, что у медицинских сестер этой группы креативность в социальных контактах взаимообусловлена и психодинамическим типом, т.е. хорошая нервно-психическая устойчивость определенным образом снижает активность в поисках нестандартных выходов из затруднительных ситуаций (г=-0,681). Возможно, что для личности с таким вариантом взаимовлияния социальной креативности и нервно-психической устойчивости девизом в преодолении жизненных и организационных трудностей может быть известный девиз: «Все проходит, и это пройдет!».

Рисунок 1. «Профили» социальной адаптации групп испытуемых.

Индивидуальный стиль стресс-устойчивости респондентов первой группы включает также и опору на качество конформности в преодолении стресс-факторов. Социальная гибкость позволяет своеобразно нейтрализовать негативные проявления психологического и организационного стресса, что отражено в отрицательной корреляционной связи этих переменных как по группе 1 в целом (г=-0,493 и -0,443), так и дифференцированно по подгруппам. При этом у врачей умения строить свое поведение в соответствии с традициями и правилами социальной группы находится во взаимовлиянии с психологическим и организационным стрессом и (г=-0,673 и -0,674). У медицинских сестер связь со сниженным переживанием психологического стресса очевидна (г=-0,505), а с восприятием организационного стресса просматривается на уровне некоторой тенденции (г=-0, 116).

Таблица 3.

Корреляционные матрицы взаимосвязей свойств адаптивности, нервно-психической устойчивости

(НПУ), психологического (ПС) и организационного (ОС) стресса в группах испытуемых.

Данные по группе 1. б). Данные по группе 2.

Кн

Лб

Кр

НПУ

0,062

0,253

-0,068

ПС

-0,493

-0,040

-0,611

ОС

-0,443

-0,010

-0,491

). Группа 1 в целом.

Кн

Лб

Кр

НПУ

-0,080

-0,367

-0,681

ПС

-0,505

0,067

-0,822

ОС

-0,116

-0,195

-0,681

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

). Медицинские сестры группы 1.

Кн

Лб

Кр

НПУ

-0,057

-0,162

-0,050

ПС

-0,089

-0,041

0,002

ОС

-0,421

-0,899

0,028

). Группа 2 в целом.

Кн

Лб

Кр

НПУ

-0,053

-0,214

-0,188

ПС

-0,079

-0,043

-0,156

ОС

-0,261

-0,942

0,031

). Медицинские сестры группы 2.

а

г

б

д

Кн

Лб

Кр

НПУ

0,158

0,389

0,236

ПС

-0,673

0,056

-0,790

ОС

-0,674

0,084

-0,590

). Врачи группы 1.

Кн

Лб

Кр

НПУ

-0,064

0,025

0,302

ПС

-0,139

-0,047

0,276

ОС

-0,877

-0,797

0,154

). Врачи группы 2.

в

е

Группа 2. Личность с низкой нервно-психической устойчивостью достигает социальной адаптивности с выраженной опорой на качество лабильности, при этом среднегрупповой показатель по свойству «адаптивность-лабильность» у этих испытуемых достоверно выше, чем в группе-1 (при 1=6,76 р<0,001) - см. рисунок 1, таблица 4.

Таблица 4.

______________________Показатели измерения свойств адаптивности в группе 2.______________

группы Конфо рмность Лабильность Креативность

М ±m М ±m М ±m

врачи (п=26 чел.) 2,92 0,259 4,35 0,254 1,84 0,331

медсестры (п=67 чел.) 2,99 0,153 4,37 0,238 2,67 0,222

в целом (N=93 чел.) 2,97 0,131 4,36 0,185 2,44 0,188

Как видно из данных, приведенных в таблице 3 (г; д; е), для медицинских работников, составивших данную группу испытуемых, так же, как и для их коллег из группы обладателей хорошей НПУ (группа-1), важным ресурсом стресс-резистентности является свойство «адаптивность-конформность», несмотря на то, что в группе-2 средний показатель измерения данного свойства достоверно ниже, чем в группе-1 (при 1=5,57 р<0,001). Однако наиболее выражена роль свойства «адаптивность-лабильность». Мы видим, что в восприятии факторов организационного стресса в целом по группе корреляционные связи имеют тесную, высоко достоверную выраженность (г=-0,899). В группе врачей г=-0,797, в группе медицинских сестер г=-0,942. Эти показатели свидетельствуют о том, что, обладая хорошо развитыми способностями находить несколько вариантов выхода из наличной ситуации, готовностью менять способы решения задач, возникающих в процессе деятельности, личность даже при слабой нервно-психической устойчивости может достигать социальной адаптации, что составляет важный элемент ее ИССУ

Слабое развитие качества социальной креативности является характерной особенностью, прежде всего, врачей (М=1,84±0,331) данной группы. У медицинских сестер его развитие находится в диапазоне средних значений (М=2,67±0,222). Недостаточная креативность не позволяет активно перестраивать структуру взаимодействия личности с

социальным окружением, что, в свою очередь, тормозит осуществление совместной деятельности в изменяющихся условиях среды. Возможно, в выделенном феномене находит дополнительное подтверждение наблюдение, сделанное Б.А. Ясько, о невысоких показателях коммуникативных способностей врачей-клиницистов и позволяет сделать вывод о необходимости включения задачи развития коммуникативных ресурсов врача в программу формирования продуктивного индивидуального стиля противодействия стрессу личности с пониженной нервно-психической устойчивостью.

Группа 3. В группе испытуемых с высоким уровнем психологического стресса (группа-3) социальная адаптация достигается сочетанием среднего уровня развития всех выделяемых качеств (см. рис. 1, табл. 5).

Таблица 5.

Показатели измерения свойств адаптивности в группе-3.________________________

группы Конфо рмность Лабильность Креативность

М ±m М ±m М ±m

врачи (п=13 чел.) 3,0 0,494 2,77 0,303 1,85 0,355

медсестры (п=14 чел.) 3,07 0,245 3,29 0,286 1,79 0,300

в целом (N=27 чел.) 3,04 0,264 3,04 0,210 1,81 0,227

Социальная лабильность положительно взаимосвязана с высокими показателями нервно-психической устойчивости и восприимчивости к организационному стрессу (г=0,480 и 0,483; р<0,05) - Таблица 6.

Иными словами, у личности, остро переживающей стрессогенные ситуации, опора на готовность к ситуативной адаптации в группе, к изменению поведения в соответствии с текущей ситуацией, с одной стороны, обусловливается нерво-психической устойчивостью, а, с другой - способствует более острому переживанию организационных проблем и повышенной эмоциональной реакцией на стресс-факторы организационной среды.

Таблица 6.

Корреляционная матрица взаимосвязей свойств адаптивности, нервно-психической устойчивости (НПУ),

психологического (ПС) и организационного (ОС) стресса в группе-3 (N=27 чел.).

Кн Лб Кр

НПУ 0,125 0,480* 0,291

ПС 0,280 -0,011 0,068

ОС 0,115 0,482* -0,052

Примечание: «*» -р<0,05.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.

Высказанное предположение о наличии в структуре ИССУ личности свойств социальной адаптивности, которые имеют специфическую конфигурацию у лиц, имеющих разные показатели нервно-психической устойчивости и восприимчивости психологического и организационного стресса, получило подтверждение.

Установлено, что, независимо от психодинамических особенностей индивидуума, конструктивный ИССУ включает опору в затрудненных жизненных ситуациях на ресурс конформности как способ организации социального взаимодействия и достижения адаптации. Это качество можно рассматривать инвариантной составляющей продуктивного индивидуального стиля стресс-устойчивости.

Для обладателей хорошей НПУ специфику ИССУ определяет свойство «адаптивность-креативность» как способность находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, повышающие его эффективность.

При слабой нервно-психической устойчивости стресс-резистентность достигается включением в совокупность психологических компонентов ИССУ свойства «адаптивность-лабильность», которое противодействует, в первую очередь, восприятию факторов организационного стресса.

Полученные результаты позволяют выделить направления развивающего воздействия

при проведении тренингов личностного роста или индивидуальных консультаций с лицами, остро переживающими стресс-факторы повседневной жизни и организационной среды.

В профессиональном консультировании медицинских работников полученные данные могут способствовать определению дифференцированного подхода при определении психологических аспектов управления персоналом лечебного учреждения. В частности, феномен сниженной социальной креативности врачей, обладающих слабой НПУ, но сформировавших продуктивный ИССУ, говорит о необходимости включения задачи развития коммуникативной компетентности в программу формирования у врача продуктивного индивидуального стиля противодействия стрессу.

Примечания:

1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 3. С. 106-116.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.

3. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Ин-т психологии РАН, 2003.

4. Зараковский Г.М., Казакова Е.К. Адаптация населения России к новым условиям и качество жизни // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. С. 111-129.

5. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003.

6. Рябикина З.И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире // Личность и бытие: теория и методология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2003. С. 5-27.

7. Селье Г. Что такое стресс? // Стресс жизни: сб. ст. СПб.: Лейла, 1994. С. 329-333.

8. Харькова Т.П. Образ «Я» и стратегии поведения личности в трудных жизненных ситуациях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 3. С. 209-214.

9. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1992.

10. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001. 192 с.

11. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник. М.: Изд-во МГУ: Академия, 2004.

12. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.

13. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

14. Посыпанов О.Г. Методика измерения социальной адаптивности личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований: материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН, 2829 января 2002г. Ч. 2. Общая и социальная психология, психология личности и психофизиология, экономическая, организационная и политическая психология. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 93112.

15. Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Когнитивные стили, локус-контроль и субъективное переживание активности в парадигме успешности посттравматической стрессовой адаптации // Тенденции развития современной психологической науки: тез. юбилейной науч. конф., Москва, 31 января-1 февраля 2007 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2007. Ч.

II. С. 365-366.

References:

1. Bodrov V.A. The problem of coping. P.3. Strategies and styles of coping // Psychological Journal.

2006. V. 27, No. 3. P. 106-116.

2. Vodopyanova N.E. Psychodiagnostics of stress. SPb.: Piter, 2009.

3. Dikaya L.G. Mental self-regulation of a person’s functional state (systematic and activity approach). М.: Psychology Institute of the RAS, 2003.

4. Zarakovsky М., Kazakova E.K. The adaptation of the population of Russia to new conditions and new quality of life // Psychology of adaptation and social environment: modern approaches, problems, and prospects / ed. by L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlyov. М.: Psychology Institute of the RAS, 2007. P. 111-129.

5. Medvedev VI. Human adaptation. SPb.: Institute of the human brain of the RAS, 2003.

6. Ryabikina Z.I. A personality and its being in a quickly changing world // A person and being: theory and methodology: materials of the All-Russia scient.-pract. conf. / ed. by Z.I. Ryabikina, V.V. Znakova. Krasnodar, 2003. P. 5-27.

7. Selye G. What is stress? // The stress of life: coll. of articles. SPb.: Leila, 1994. P. 329-333.

8. Kharkova T.P. I-image and the strategy of person’s behavior in difficult reality situations // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and psychology». Maikop: AGU Publishing house. 2011. Issue 3. P. 209-214.

9. Subbotin S.V. Psychic stress tolerance as the characteristic of teacher’s metaindividuality: Dissertation abstract for the Candidate of Psychol. Sciences degree. Perm, 1992.

10. Morosanova V.I. An individual style of self-regulation: a phenomenon, structure and functions in person’s voluntary activity. M.: Nauka, 2001. 192 pp.

11. Klimov E.A. Introduction to labour psychology: a textbook. M.: Moscow State University Publishing house: Academia, 2004.

12. Tolochek V.A. The styles of professional activity. M.: Nauka, 2000.

13. Yasko B.A. Psychology of doctor’s personality and labour. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005.

14. Posypanov O.G. The methodology of measurement of person’s social adaptability // Modern psychology: a state and prospects of research: materials of the anniversary scient. conf. of the IP of the RAS, January, 28-29th 2002. P. 2. General and social psychology, psychology of personality and psychophysiology, economic, organizational and political psychology. M.: Psychology Institute of the RAS, 2002. P. 93-112.

15. Lazebnaya E.O., Zelenova M.E. Cognitive styles, a locus-control and subjective experience of activity in the paradigm of success of posttraumatic stress adaptation // Tendencies of development of modern psychological science: theses of the anniversary scient. conf., Moscow, January, 31st - February,1 2007 / ed. by A.L. Zhuravlyov, V.A. Koltsova. M.: Publishing house of Psychology Institute of the RAS,

2007. P. II. P. 365-366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.