Научная статья на тему 'Свойства Абсолютной личности и человека в статье И. П. Четверикова'

Свойства Абсолютной личности и человека в статье И. П. Четверикова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
317
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА ДУХА / ИЛЛЮЗИИ СОЗЕРЦАНИЯ / СВОБОДА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЮБОВЬ / МОЛИТВА / ЛИЧНОСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П.В.

Статья посвящена философскому осмыслению понятия Абсолютной Личности. Проанализированы воля человека, жизненные ценности созерцания, свободы, любви и иллюзий человека. Религиозные взгляды выведены автором в тесной логической связи со смыслом жизни и ценностями волевого и этического характера, как условием всестороннего развития личности. Цель статьи исследовать философские предпосылки нравственного аспекта учения о личном Абсолюте и проанализировать категориальный аппарат и методологию анализа религиозного философа И.П. Четверикова. Предмет статьи описание различных систем философского и религиозного миросозерцания, отраженных в концепциях монизма, пантеизма, теориях критицизма и неокантианства в категориях единства, личных атрибутов. Тема статьи дать представление о понятиях личности, воли, сознания, истины как гармоническом единстве свободы и разума. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как подробных аналитических исследований теологического и философского наследия И.П. Четверикова в мировой и российской научной среде до настоящего времени практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свойства Абсолютной личности и человека в статье И. П. Четверикова»

Свойства Абсолютной Личности и человека в статье И.П. Четверикова

см из £

Б

а

2 ©

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

Статья посвящена философскому осмыслению понятия Абсолютной Личности. Проанализированы воля человека, жизненные ценности созерцания, свободы, любви и иллюзий человека. Религиозные взгляды выведены автором в тесной логической связи со смыслом жизни и ценностями волевого и этического характера, как условием всестороннего развития личности.

Цель статьи - исследовать философские предпосылки нравственного аспекта учения о личном Абсолюте и проанализировать категориальный аппарат и методологию анализа религиозного философа И.П. Четверикова. Предмет статьи - описание различных систем философского и религиозного миросозерцания, отраженных в концепциях монизма, пантеизма, теориях критицизма и неокантианства в категориях единства, личных атрибутов. Тема статьи - дать представление о понятиях личности, воли, сознания, истины как гармоническом единстве свободы и разума. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как подробных аналитических исследований теологического и философского наследия И.П. Четверикова в мировой и российской научной среде до настоящего времени практически не проводилось.

Ключевые слова: Внутренняя работа духа, иллюзии созерцания, свобода, деятельность, любовь, молитва, лич-ностность.

В статье исследуются философские предпосылки нравственного аспекта учения о личном Боге как абсолютном существе и проанализирована методология религиозного философа Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова. Она посвящена философскому осмыслению понятия Абсолютной Личности и ее влиянию на мораль человека. Вера в личного Бога и монотеистическая христианская религия, составляют, по мнению автора, основание человеческой нравственности. Религия может быть уподоблена корням дерева, а нравственность - ее ствол и ветви. Однако и религия не будет истинной, если ее принципы будут отрешены от нравственности. Нужно благое поведение, а не остроумие, нравственность, а не красноречие, дела, а не слова, [Иоанн, Т. 11, 1905, 186].

Именно поэтому нирвана для воли и чувства... или даже полная смерть ума человеческой личности [Четвериков, 1905, 155] приводят к отрицанию христианским философом этического идеала буддизма и Упанишад. Итог его - самоуничтожение человеческой личности. Полное бездействие воли, стирание сознание, нивелировка самосознания и пренебрежение свободой - такое состояние человека можно считать закономерным результатом пантеистической этики. Следовательно, и сам подход признания всего тварного, конечного и временного за иллюзию с якобы благой целью полного погружения в Божество как Абсолютную Личность имманентную миру необходимо признать ошибочным.

Абсолютная Личность не может быть основой личности человека и одновременно основой всего тварного чувственного мира земного бытия, ибо материально-чувственный земной мир не иллюзия. Именно поэтому, Абсолютная Личность при всей своей тесной связи с миром и человеком, как проявлением своей внешней жизни, должна стоять выше земного мира [Четвериков, 1905, 156]. Она является истоком причины творения, так же, как деятельность в тварном мире человеческой личности имеет характер индивидуальной причинности событий [Лосский, 2011, 511]. Абсолютная личность есть высшая единая, неделимая субстанция, составляющая вместе с ее процессом творения неразрывное целое, в котором одной стороной является сверхвременная Абсолютная Личность, а с другой - временный процесс. Сама она стоит выше времени и потому вечна, постоянна и неразрушима, дав бытие тварному миру из ничего, согласно теистическим идеям. Бытие же людей есть понятие, содержащее знание о нашей человеческой субстанции, ее деятельности и содержании этих дея-тельностей в их единстве и отношении друг к другу [Козлов, 1888, 53], считалось в русском персонализме конца XIX века.

При этом Бог как Абсолют бытийствует над сотворенным миром, не сливаясь с ним и не превращая конечные личности людей в пустые фикции, являя человеку проявления одной действительно существующей Личности Божества. И именно эта Личность, являющая собой свободно-разумное начало, стоящее выше мира и в тесной связи с ним может иметь действительную этическую ценность [Четвериков, 1905, 156157]. Отсюда и любовь, как главная ценность христианской этики и начало нравственной жизни христианина, имеет своим прообразом онтологический принцип: Бог, есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (Ин. 4., 16.). Потому, что каждая человеческая личность, так или иначе, тесно взаимосвязана с другими людьми, и только через общение с ними способна достигнуть совершенства способностей и раскрытия талантов. Как реальный субъект человек погружен в относительное бытие, однако сознанием он возвышается к Богу-Абсолюту, находясь с ним в живом и сознательном взаимодействии и контакте, что выражается в религиозных чувствах. При этом возможен мистический переход от безусловной неопределенности к самоопределению [Чичерин, 1880, 51] чувств и интуиций.

И.П. Четвериков подчеркивает, что в таком понимании Абсолютной Личности развивается религиозное чувство, которое проявляется в молитве, когда человек как «я»

обращается к Богу как «ты». В огромной степени возможно и развитие чувства любви к Богу, так как эта любовь необходимо предполагает ответной любви со стороны Бога, как живой личности. Но, что самое главное, при таком только понятии о Боге, как личном существе, возможна и этическая, волевая жизнь человека [Четвериков, 1905, 157], основанная на разумной свободе. Личностное отношение к бытию у человека объективно расширяет человеческую свободу до значительных пределов как его законное стремление быть независимым и самостоятельным в жизни. При этом христианину свобода нужна как личное условие его духовного роста, и фактор бытия, соответствующий воле Абсолютной личности. Четвериков открыто демонстрирует личностный, персональный подход к человеку, идентифицируя человека с его «Я». Молитва при этом есть форма личного обращения и диалога человека. Воспринимаемый как живая личность Абсолют рождает любовь к себе в человеке. И хотя человек находится вне жизни-бытия Абсолюта как Бога, но принимая его вечные ценности и ставя перед собой правильную цель, человек дает осуществиться в себе чертам его образа. Отвергая же нравственные правила жизни человек уподобляется двуногому животному, носящему маску человеческого лица. Жизнь есть подлинно жизнь, в то время, когда она дышит воздухом вечности. С естественной эмпирической смертью человека в нем умирает только то, что в нем еще не совершилось, лишь та чувственная оболочка бытия, в которой он жил [Бакунин, 1886, 401-405], давая путь, по мнению христианства, бессмертию. Когда Бог, являющийся Абсолютной Личностью, всем своим Бытием находится выше, и вовне сотворенного Им же мира, время и сама жизнь в ее временных состояниях самосознания и свободы нравственного выбора становятся несомненной реальностью. Отсюда истекает вывод о смысле человеческого бытия и духовно-личностной направленности его нравственного пути.

В рассматривании человека как субъекта общения в схеме «Я» - «Ты», Четвериков предвосхитил идеи, высказанные через 20 лет еврейским экзистенциальным философом М. Бубером по философии диалога. В их основе - фундаментальная ситуация сосуществования Я с другой личностью, в принципе «со - бытия» с другими людьми. У Четверикова же рассмотрено сосуществование «Я» человека с «Ты» Бога, о котором позже

Бубер писал, что человек в конкретности своей личной жизни серьезно воспринимает основания жизни; бесспорно, то, что Б-г существует, что мир существует и что человеческая личность стоит перед Б-гом и миром [ВиЬег, 1957, 114].

Вопросы, анализируемые автором, также вплотную примыкают к метафизическим рассуждениям персоналистичес-кого толка, характерным в целом для русской философской традиции. Философ Б.Н. Чичерин указывал, исходя из тождества законов разума и законов внешнего мира [Чичерин, 1894, 218], что метафизика без опыта пуста, а опыт без метафизики слеп, ибо в первом случае имеем форму без содержания, а во втором -содержание без понимания [Чичерин, 1892, 251]. Призвание человека в этот мир заключено не в том, чтобы человеку уйти в безличность и бездействие став выше этой реальности. Жизненная задача в том, чтобы победить ее, преобразовать, поскольку она носит в себе принципы зла, и внести в нее, черты идеальности [Четвериков, 1905, 157]. Такими рассуждениями философ проводит логический мост между Абсолютом и человеком над пропастью разрыва метафизики и тварности.

Таким образом, Четвериков приходит к умозаключению, что каждый человек имеет свою уникальную личную задачу противостояния злу до своего естественного конца, что не только придает этому противодействию злу неизбежный характер реальности бытия, но и возвышает как самого человека, так и значение его действий с нравственной точки зрения. Христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, но пламенеет ко всем любовью [Игнатий, Т. 3, 1905, 140]. Значение важнейших ценностей получает внутреннее развитие личностных и природных свойств человека, обретают смыслы его усилия, таланты, совершенствование способностей, как необходимые условия для уподобления Абсолютной Личности. Человек осмысленно и сознательно проходит путь возрождения в жизнь новую, для вступления в то царство, которое уготовано от начала, но усвояется только внутренним усилием [Четвериков, 1905, 157] личности и проявляется в изменении внешнего духовно - телесного образа его личностного бытия. Этому не должно препятствовать государство, чье вмешательство в круг личной жизни человека не допустимо, ибо он регулируется законами нравственности. Этот же метод осмысления, по мнению И.П. Четверикова может быть использован и для

оценки значения и исторического развития человечества. Он ссылается на творение блж. Августина «О Царствии Божи-ем», в котором сформулировано в общем виде религиозное учение того, что затем стало именоваться как христианская «философия истории», где смысл исторических процессов есть постепенное воплощение в земном мире Царства Божия.

Под «Градом земным» и «градом Бо-жиим» Августин понимал, не политические системы, а духовные и нравственные сообщества. Метафизической базой существования «града земного» и отличия его от «града Божьего» были отличия видов любви. В любви к Богу и любви к ближнему Августин узрел любовь к Богу, любовь к самому себе и любовь к ближнему. Различие заключается в направленности внутренних волевых движений человека - к Богу - caritas, amor, dilectio, или к миру - cupiditas, с плотским аспектом. Грады есть символическое выражение видов любви, как борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. В земной жизни когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу [Августин, Т. 4, 1998, XIV, 4]. Полнота же счастья лишь в той жизни, где никто уже не будет рабом [Августин, Т. 3, 1998, IV, 33].

Это касается природного и личностного развития христианина, ибо в сердце, в котором водворилось Царство Бо-жие, враги стараются насеять греховные помыслы, но они не приносят никакого плода [Отечник, 1891, 211]. Человек, указывает И.П. Четвериков, должен не уклоняться от участия в историческом процессе, показанном блж. Августином. Наоборот, ему следует вносить в него идеальные черты и устранять ту дисгармонию, которая сознается им от противоположения вечного и временного. Идея Царства Божия, которое наступит на земле, придает смысл процессу человеческой истории, и требует самого тесного общения между людьми, соединяя их чувством любви. Так как совершенство отдельного индивидуума стоит здесь в тесной связи с совершенством других [Четвериков, 1905, 158]. Автор придает важнейшее значение фактору межличностного общения, как неотъемлемому свойству личности человека.

И. Четвериковым делается вывод о том, что идея Абсолютной разумно-свободной Личности понимаемая как объективное бытие трансцендентно-имманен-

©

Ю i

*

а

2 а

7

см из £

Б

а

2 ©

тного характера по отношению к миру является необходимейшим принципом нравственного существования человека. Более того, она обуславливает всестороннее развитие человеческой личности, и именно поэтому само понятие Абсолютной разумно-свободной Личности обладает эстетической ценностью. Он отсылает читателей, интересующихся путем обоснования и признания истинности объективной разумной и свободной Личности, к работе «О Боге, как личном существе»1. Свобода человека, признаваемая в восточном христианстве, подчинена имеющим духовное начало нравственным законам личностного бытия человеческой природы.

Отмеченное Четвериковым значение ценности внутреннего усилия человека сегодня подтверждается современными православными философами. Духовная личность христианина это нечто приобретаемое и вырабатываемое его трудами и усилиями. Это есть центр, средоточие духовной жизни, он стремится к блаженной вечной жизни. Поэтому, самою важной обязанностью человека в отношении к самому себе является выработка в себе духовной личности - истинного «Я» [Филарет, www]. Личность же, поставившая во главу угла своего поведения иное понимание свободы человека - свободу вседозволенности любых своих желаний, помыслов и фантазий, тем самым сворачивает с пути уподобления Богу, становясь в религиозном отношении на путь погибели и подчинения себя злу. Ее умозрительным мотивом поведения становится личный произвол, а источником практических действий - эгоизм и себялюбие. При этом принципиально осознавать, что уважение к человеческой личности не имеет отношения к эгоизму, ибо требование развивать свои силы и способности до степени возможного для человека совершенства должно идти рука об руку с любовью к другим, справедливым отношением к каждому близкому человеку как к равной себе личности. Основание человеческой любви заключается в родстве человеческой природы, и именно поэтому при индивидуальных различиях между людьми есть существенная связь, скрытая в глубинах человеческого рода. В рассмотренной статье указаны основные направления всего учения И.П. Четверикова о личности и ее этической значимости. Учение о личных качествах абсолютного Бога привело к выводу о персонификации Абсолюта в христианстве. Это, в свою очередь, позволило сделать вывод о личнос-тности человека.

Философско - онтологическими истоками рассмотренных взглядов И.П. Четверикова, можно назвать:

■ святоотеческую традицию православия,

■ критическое рассмотрение течений европейской философии позитивизма, кантовского критицизма, идей неокантианства.

■ анализ пантеистических основ восточных религий индуизма (Упанишады) и буддизма.

В заключительном выводе следует отметить, что Ивану Четверикову была свойственна телеологическая направленность мышления с тяготением к метафизической теологии и умозрительной психологии человека в рамках духовно-академического теизма. Концепция о личности изложена им в границах идеи Абсолютной Личности Бога вместе с раскрытием личности человека в нравственном аспекте.

Литература

1. Августин (Иппонский)., Творения: в 4 Т. // Т. 4. О Граде Божием. / Кн. 14-22.

- СПб.: Алетейя; Киев: Уцимм-пресс, 1998.

- 592 с.

2. Августин (Иппонский)., Творения: в 4 Т. // Т. 3. О Граде Божием. / Кн. 1-13.

- СПб.: Алетейя; Киев: Уцимм-пресс, 1998.

- 600 с.

3. Игнатий (Брянчанинов)., Сочинения: в 5 Т. // Т. 3. Аскетические опыты. - СПб.: Издательство И.Л. Тузова, 1905. - 320 с.

4. Иоанн Златоуст., Творения: в 12 Т. // Т.11. / Книга первая. - СПб.: Синодальное издание, 1905. (Каждый том в 2 книгах). - 472 с.

5. Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их. СПб.: Синодальная типография, 1891. - 512 с.

6. Четвериков И., Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. № 5. 1905. - С. 147-158.

7. Четвериков И.П., О Боге, как личном существе. - Киев.: Издательство Типографии Н.А. Гирит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 344 с.

8. Бакунин П.А., Основы веры и знания. - СПб.: Типография В. Безобразова и комп., 1886. - 418 с.

9. Козлов А.А., Сборник Свое слово. Выпуск 1. - Киев, 1888. - 152 с.

10. Лосский Н.О., История русской философии. - М.: Академический проект; Трикста, 2011. - 551 с.

11. Чичерин Б.Н., Мистицизм в науке. - М.: Типография Мартынова и К, 1880. - 191 с.

12. Чичерин Б.Н., Положительная философия и единство науки. - М.: Типолитография И.Н. Кушнерев и К, 1892. -312 с.

13. Чичерин Б.Н., Основания логики и метафизики. - М.: Типо-литография И.Н. Кушнерев и К, 1894. - 379 с.

14. Buber M., Pointing the Way. -Collected Essays. N. Y.: Harper, 1957.

15. Филарет (Вознесенский)., Троякого рода обязанности человека, URL: http://www.omolenko.com/biblio/ filaretkateh. Последнее обращение - июнь 2017 г.

Ссылки:

1 См. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев.: Издательство Типографии Н.А. Гирит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903.

Title of the article: the private properties of the Absolute Personality and the person in the article I. P. Chetverikov. Sizintsev P.V. Moscow Spiritual Academy The article is devoted to philosophical understanding of the concept of Absolute Identity. The author analyzes the will of the person, the values of contemplation, freedom, love, and illusions of man. Religious beliefs are derived by the author in close logical connection with the meaning of life and values strong-willed and ethical, as a condition of full development of the person. The purpose of this article is to explore the philosophical presuppositions of the moral aspect of the doctrine of a personal Absolute and to analyze the categorical apparatus and methodology of the analysis of the religious philosopher I. P. Chetverikov. The article describes the various systems of philosophical and religious worldview reflected in the concepts of monism, pantheism, and theories of criticism and neo-Kantianism in terms of unity of personal attributes. The theme of this article is to give an idea of the concepts of personality, of will, of consciousness, of truth as a harmonious unity of freedom and reason. The originality of the research has the maximum degree, as detailed analytical studies of theological and philosophical heritage of I. P. Chetverikov in Russian and world scientific community to date is scarce. Keywords: The inner work of the spirit, the illusion of contemplation, freedom, activity, love, prayer, personhood.

References

1. Augustine (Ippon)., Creations: in 4 T.

// T. 4. About the City of God. / Book. 14-22. - St. Petersburg: Aleteya; Kiev: Уцим-пресс, 1998. - 592 with.

2. Augustine (Iponsky)., Creations: in 4

T. // T. 3. About the City of God. / Book. 1-13. - St. Petersburg:

Aleteya; Kiev: y^M-npecc, 1998. -600 with.

3. Ignatius (Brianchaninov)., Works: in 5

T. // T. 3. Ascetic experiments. - St. Petersburg: I.L. Tuzov, 1905. - 320 with.

4. John Chrysostom., Creations: in 12 T.

// T.11. The first book. - St. Petersburg .: Synodal edition, 1905. (Each volume in 2 books). - 472 s.

5. Father, selected sayings of holy monks

and stories from their lives. St. Petersburg .: Synodal Printing House, 1891. - 512 p.

6. Chetverikov I., Teaching about personal God from the point of view of ethical value. // Proceedings of

the Kiev Theological Academy. No. 5. 1905. - P. 147-158.

7. Chetverikov, IP, About God as a personal being. - Kiev .: Publishing house of printing house NA Girith, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903. -344 p.

8. Bakunin, PA, Fundamentals of Faith

and Knowledge. - St. Petersburg .: Printing house V. Bezobrazova and comp., 1886. - 418 p.

9. Kozlov Aa Collection of his word. Issue

1. - Kiev, 1888. - 152 p.

10. Lossky NO, History of Russian Philosophy. - M .: Academic project; Triksta, 2011. - 551 p.

11. Chicherin BN, Mysticism in Science. - M .: Printing house Martynova and K, 1880. - 191 p.

12. Chicherin BN, Positive philosophy and the unity of science. - M .: Typo-lithography I.N. Kusneryrev and K, 1892. - 312 p.

13. Chicherin BN, Foundations of Logic and Metaphysics. - M .: Typo-lithography I.N. Kusneryrev and K, 1894. - 379 p.

14. Buber M., Pointing the Way. -Collected Essays. N.Y .: Harper, 1957.

15. Philaret (Voznesensky)., Three kinds of human responsibilities, URL: http://www.omolenko.com/biblio/ filaretkateh. Last request - June 2017.

О

Ю

s

*

a

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.