Научная статья на тему 'Анализ типов Абсолютной личности в статье И. П. Четверикова'

Анализ типов Абсолютной личности в статье И. П. Четверикова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗУМ / НЕОКАНТИАНСТВО / ДУША / ПАНТЕИЗМ / ВОЛЯ / БОГ / СВОБОДА / ЕДИНСТВО / ТВОРЧЕСТВО / ИСКУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев Павел Васильевич

Статья посвящена философскому осмыслению вопросов нравственности в контексте теистического миросозерцания. Рассмотрены типы философского понятия Абсолютной личности. Религиозные взгляды выведены автором в тесной связи с ценностями этического характера. Цель статьи исследовать философские предпосылки нравственного аспекта учения о личном Абсолюте и проанализировать категориальный аппарат и методологию анализа религиозного философа И.П. Четверикова. Предмет статьи описание различных систем философского и религиозного миросозерцания, отраженных в концепциях монизма, пантеизма, теориях критицизма и неокантианства в категориях единства и личных атрибутов. Тема статьи дать представление о понятиях личности, воли, сознания, истины как гармоническом единстве свободы и разума. Методология исследования базируется на системнофилософском подходе с использованием эвристических методов выявления информации в используемых источниках. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как аналитических исследований теологического и философского наследия И.П. Четверикова в мировой и российской научной среде до настоящего времени практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ типов Абсолютной личности в статье И. П. Четверикова»

Анализ типов Абсолютной личности И.П. Четверикова

сч £

Б

а

2 ©

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

Статья посвящена философскому осмыслению вопросов нравственности в контексте теистического миросозерцания. Рассмотрены типы философского понятия Абсолютной личности. Религиозные взгляды выведены автором в тесной связи с ценностями этического характера. Цель статьи - исследовать философские предпосылки нравственного аспекта учения о личном Абсолюте и проанализировать категориальный аппарат и методологию анализа религиозного философа И.П. Четверикова. Предмет статьи - описание различных систем философского и религиозного миросозерцания, отраженных в концепциях монизма, пантеизма, теориях критицизма и неокантианства в категориях единства и личных атрибутов. Тема статьи - дать представление о понятиях личности, воли, сознания, истины как гармоническом единстве свободы и разума. Методология исследования базируется на системно-философском подходе с использованием эвристических методов выявления информации в используемых источниках. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как аналитических исследований теологического и философского наследия И.П. Четверикова в мировой и российской научной среде до настоящего времени практически не проводилось. Ключевые слова: Разум, неокантианство, душа, пантеизм, воля, Бог, свобода, единство, творчество, искупление.

Предмет настоящей статьи - исследовать философские предпосылки нравственного аспекта учения о личном Абсолюте и проанализировать категориальный аппарат и методологию анализа типов Абсолютной личности в учении религиозного философа И.П. Четверикова описанных в труде «Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности» (1905).

Иван Четвериков указывает на следующие типы Абсолютной личности в истории современной ему философии:

■ Абсолютная Личность как итог грубого антропоморфизма, порождение ошибки человеческого разума.

Это позиция, по мнению Четверикова, философов позитивистского направления, признающего свободу, но отрицающего живого Абсолюта.

■ Абсолютная Личность как идеал практического разума, итог античного художественного или религиозного творчества [Четвериков, 1905, 148], низложенного теоретическим разумом.

Достоинство здесь в том, что идеал удовлетворяет потребностям духа человека в творчестве, нравственности и красоте.

Все указанные свойства природы и личности проявляются в жизни человека, существуя одновременно как полюсы, в их взаимном отталкивании и притяжении. Эти типы абсолютной личности подвергаются постепенному, критическому анализу. Он начинается с рассмотрения первого типа исходящего от разума примитивного антропоморфизма и его истока - позитивизма. Его сторонники не признавали значения религии, считая, что жизнь человека стала бы сильнее и богаче содержанием, если бы исчезла вера в живого Бога. Ибо идея бытия вечного отвлекает человека от единственно реальной жизни и деятельности в мире временного, изменяющегося бытия [Четвериков, 1905, 149].

Позитивизм в виде логического эмпиризма в метафизике рассматривал процессы мышления и познания. И считал единственным источником и критерием человеческого познания естественный опыт (отражающий профессиональное чутье, интуитивность). Абсолютизация опыта приводит к отказу от мышления, когда не только мыслят ошибочно, но и оказываются не в состоянии, верно, следовать за фактами или верно излагать их [Маркс, Энгельс, Т. 20, 1961, 434]. О. Конт писал, что человеческий дух в развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. В теории познания высшей стадией в развитии человеческого разума является та, где признается невозможность достигнуть абсолютных знаний [Родоначальники, Вып. 4, 1912, 2]. Из невозможности абсолютного познания позитивисты выводили ненужность Абсолюта для личной жизни человека. Но тогда, как указывает И.П. Четвериков, отвергая идею личного Бога, эти философы «позитива» обязаны отвергнуть и нравственную ценность человеческой личности. И действительно, взамен этого позитивистами был предложен наивный эгоизм и его общественная польза вместе с благами культуры как цели человеческой жизни. «Магазин -базар вроде Парижского Лувра» - вот истинный храм позитивизма [Четвериков, 1905, 149-150], в котором каждый призван, якобы, отдаться чувственному временному бытию. Провозглашалось

нахождение человека в состоянии рабства у окружающей его внешней культуры. В отличие от этого культа чувственности христианский теизм отправным пунктом имеет нравственное учение Откровения, которое стремится уяснить на основании Предания и данных естественного человеческого разума [Шиманский, www].

При этом, достаточно обратиться к жизни, чтобы видеть, что в состоянии тотального потребления человеческая личность жаждет свободы [Четвериков, 1905, 150], понимая ее в онтологическом и духовном смысле как свободу бытия и веры в высшие ценности и в высшее Существо - Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3., 17.). Понятие свободы получает христи-анско-персональный личностный характер, той черты, которой определяется личность человека. Личная свобода человека имеет христианские корни, сливаясь в поведении с нравственностью. Но, в философии Ф.В. Ницше, наблюдается искание у измученного раба свободы для своей личности. Люди ищут свободу в аморализме, погрязая в культе сверхчеловека [Четвериков, 1905, 150], оставаясь рабами страстей. Между тем, истинная свобода, по мнению русского педагога К.Д. Ушинского, сообщает этический характер поступкам людей. Она являет необходимое условие нравственности. Для нравственной жизни человека, свобода также необходима, как кислород для жизни физической [Ушинский, Т. 9, 1950, 484].

У классика этимологии русского языка Макса Фасмера «свобода» выводилась в древне - русском диалекте от слова «слобода», как места независимых поселенцев. Во фразовом звучании возникла замена звуков на близкие по звучанию -вместо «л» произошла замена на «в». Тогда смысл слова стал ясен - человек направляется туда, куда желает сам, и живет там, где он сам захотел. Отсюда - на Руси свобода это высо-

кая степень независимости человека. Затем смысл был расширен и стал использоваться как моральный и правовой термин. Тот, кто дает свободу, может и ограничить ее в виде заповедей или законов. Человек забыл, что освобождение от этого рабства вещей, чувственности, сладострастности возможно только в вере, имея перед собой идеал вечного абсолютного разумно-свободного бытия. Свобода от рабства изменчивой иудобопреклонной к греху природе обретается только в вере и в религии живого Божества. Безмерное культурное потребление цивилизаци-онных благ, в конце концов, опустошает духовно-телесные ресурсы человека, приводя к моральной деградации его личность, и даже Ф. Ницше в отчаянии воззвал - «Боже, простри ко мне свою руку»! [Четвериков, 1905, 150].

Состояние Ницше закономерно, ибо он утверждал, что добродетели, долг, а также альтруизм, милосердие, любовь и сострадание - химеры. И только наиболее сильные и лучшие достойны поклонения и уважения [Ницше, 2002, 170-171], что открыто, противоречит постулату христианского принципа любви к ближнему. Ложная идея культа силы, утверждения, что война и мужество, совершили больше великого, чем любовь к ближнему, [Ницше, 1990, 402] привели немецкого философа к нравственному тупику и смерти. Вместо морального бытия предлагалась идея потребительства, не имеющая обратной духовной связи с человеком, где отсутствует само понятие о личном Боге. Если отсутствуют предпосылки для высшего творчества человека, идеал предметной культуры становится суесловием, рассыпающимся истуканом. В «философии жизни» каждый индивид служит орудием и приносится в жертву. И Ницше признавал, что это укрощение человека-зверя, располагающееся в желании улучшить человека, было закреплено в христианской мо-

рали [Ницше, 2003,366-367].

Человек же согласно христианскому учению призван к спасению и к общению с Абсолютом, но для этого надо откликнуться на зов Божественной Личности. Через Ее относительное познание,в состоянии полной любви к Нему, человек развивает свои личные свойства, попутно сжигая страсти своей удобопреклонной к греху природы, которые наряду со злыми помыслами мешают полной реализации Промысла Абсолюта о человеке. В этом контексте необходимо различать состояния нравственной свободы: 1) свободу умозрительную или психологическую свободу выбора, 2) свободу фактическую и 3) свободу истинную - свободу человеческого «Я» как личностного ядра в следовании заповедям Абсолюта. Для победы в этой внутренней напряженной борьбе человеку нужно серьезное усилие и твердость в своем жизненном выборе. Весь круг человеческого бытия освещается светом свободы и исполнением моральных установок. Чувства возбуждаются извне внешними событиями или предметами. Нравственное же чувство имеет особое свойство. Оно коренится в неразложимом ядре человеческого сознания и самоидентификации, исходит из глубины его сущностного «Я», независимо от желаний или воли. Это камертон совести, который звучит как «внутренний голос», оценивающий, а затем обличающий или одобряющий сделанные поступки, пережитые чувства и принятые помыслы. Нравственное чувство есть непроизвольная и субъективно-индивидуальная оценка произвольных намерений, или действий воли, поскольку она проявляется в намерениях и действиях [Иоанн, 1906, 48].

Доказав данными рассуждениями тупик парадигмы позитивизма, И. Четвериков далее начинает анализировать второй тип понятия «абсолютная личность» как идеал практического разума, вступая в дискус-

©

Ю

5

*

2 е

6

сч £

Б

а

2 о

сию с И. Кантом и неокантианцами. С их точки зрения личное Божество это идеал, необходимый для нравственной жизни человека [Четвериков, 1905, 150]. Но практическая ценность идеала зависит от его постоянства бытия, неизменности восприятия, как основы нравственного развития личности. Для философии И. Канта идея личного Бога имеет абстрактное, регулятивное значение в процессе познания человеком окружающего мира, являясь чисто формальным, бессодержательным началом [Четвериков, 1905, 150]

Кант был верен тезису, что доказать существование Бога невозможно, и все теоретические рассуждения не могут иметь научного основания. Одновременно он считал, что сама идея Бога как Абсолюта очень полезна и в моральном отношении следует признавать существование Бога [Кант, 1908, 130]. Воображение, введенное в познание, помогает создать знание о мире, но не сам мир. Вещи существуют независимо от сознания, но они возбуждают чувства, дают содержание созерцанию. Абсолют есть полезная идея, ибо религия - осознание наших обязанностей, как божественных заповедей [Кант, 2012, 161]. И хотя мораль отнюдь не нуждается в религии, но по мысли Канта неизбежно ведёт к религии [Кант, 1980, 81]. Ибо человеку, чтущему моральный закон, непременно приходит на ум мысль о желательности бытия над - природного, высшего мира, в котором бы даровалось ему высшее благо, в соответствии с его нравственными качествами. А это осуществимо лишь при допущении бытия Абсолютного Бога, как высшего «морального законо-уставщика». Кант не признавал Бога, но считал важным его существование в воображении человека. Религию он жестко отделял от христианства, как церковной веры, считая, что религия - это не совокупность определённых учений как Божественных откровений, а сово-

купность всех наших обязанностей вообще, как будто они веления божьи [Кант, 1966, т. 6, 334].

В имманентной философии неокантианцев, вопрос о познании Абсолюта ставился с точки зрения «сознания вообще», как горизонта объективного познания. Тем самым делался вывод, что любой объект познания имманентен сознанию, причем не индивидуальному, ибо сознание есть родовое понятие по отношению к каждому индивидуальному сознанию [Шуппе, 2007, 27]. Вводилась неокантианская идея творчества, необходимого человеку для выражения моральной и эстетической потребностей человеческого духа. В системе неокантианца Г. Риккерта проблематика познания ставилась от имени «гносеологического субъекта», не имеющего метафизического смысла и онтологической реальности в критицизме. В духе неокантианства он отвергал кан-товскую «вещь в себе» как объективную реальность, сводя бытие к понятию «сознания». Но это «сознание» характеризуется отнюдь не как сознание конкретных людей-индивидов. Это некое всеобщее безличное сознание, по сути дела тождественное для всех людей [Рик-керт, 1904, 85], хотя и источник творчества. Но что есть творчество? Ответ на этот вопрос дается самим понятием религиозного творчества, образовавшего и учение о личном Боге [Четвериков, 1905, 150-151]. Еще Платон называл творчество «животворным дыханием бессознательного» в человеке, считая его уникальной личной чертой. Но творчество не может иметь каких-либо очерченных границ вдохновения или неизменности, ибо его характеризует поиск и непостоянство. Творчество человека есть необходимое выражение этической и эстетической потребности человеческого духа. Таким образом, в ходе своих рассуждений о духовности человека И.П. Четвериков вводит еще одну личностную черту - творчество, без

которой немыслимо бытие людей. Понятие используется им для личностной характеристики человека наряду со свободой, верой, способности к мышлению. Оно имело огромное значение для самовыражения у человека его представлений о Боге, мире, самом себе через деятельность. Несет на себе печать личностности и библейское сказание о сотворении мира, ибо оно сообщает в образных повествованиях о развитии единиц тварного бытия из изначального сотворенного хаоса. Но так как человек постоянно развивается и в нравственном и в психологическом отношении, то и результаты творчества, удовлетворяющие этой потребности духа, должны также постоянно развиваться и видоизменяться. Творческое возвышение духа в вере - это полет в идеальную область прекрасного. Здесь не может быть никакого контроля разума [Четвериков, 1905, 151]. Налицо все время неустойчивый, не имеющий стабильности восприятия и постоянно меняющийся идеал, который из-за своей изменчивости и непредсказуемости просто не может иметь с точки зрения И.П. Четверикова положительной значимости для нравственного развития.

Абсолют субстанционален, един и стабилен. Человек же призван возвышать свою личность в живой вере в него, для человека свойственно не стоять на месте, но вникать в сущность исповедуемых Богом-Абсолютом ценностей и символов, религиозных образов и смыслов, идей нравственного искупления. Если угольщик и простой народ, рассуждает Ланге, удовлетворяется самой простой верой, то нельзя того же требовать от людей высокоразвитых [Четвериков, 1905, 151]. Этот немецкий философ на основе кантовского критицизма отвергал материализм как метафизику. Ибо метафизика, по Ланге, возможна лишь как поэзия понятий, в частности, у Шиллера в «Царстве теней», но не как

наука. Однако, в художественном возвышении духа в вере, возражал Ланге русский философ, нет контроля разума. И поэтому постоянно изменяющийся идеал не может иметь ценности в этическом отношении [Четвериков, 1905, 151]. Идеал нравственности должен иметь четкую определенность, ясность и осмысленность для религиозного восприятия и мышления человека, быть конкретным живым началом, вызывающим личную любовь и осознанное почитание. Абстрактную, ускользающую от сознания бессодержательную идею трудно не просто любить, но даже помыслить. Всякий идеал есть мотив для волевой жизни человека, и стремиться к осуществлению высшего идеала возможно только при любви к нему [Четвериков, 1905, 151-152].

Литература

1. Иоанн (Янышев)., Православное христианское учение о нравственности. - СПб.: Типография М. Меркушева, 1906. -462 с.

2. Четвериков И., Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. № 5. 1905. - С. 147-158.

3. Кант И., Критика практического разума. - СПб.: Издание В.И. Яковенко, 1908. - 185 с.

4. Кант И., Религия в пределах только разума. - М.: Либ-роком, 2012. - 304 с.

5. Кант И., Сочинения: в 6 Т. / / Т. 6. - М.: Мысль, 1966. - 743 с.

6. Кант И., Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 711 с.

7. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения: в 39 Т. // Т. 20. - М.: Государственное издательство политической литературы. 1961. - 824 с.

8. Ницше Ф., Избранные произведения. Очерки несво-

евременного. - М.: Сирин, 1990. - 864 с.

9. Ницше Ф., Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом. - Минск.: Харвест, 2003. - 384 с.

10. Ницше Ф., Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М.: Директ-Медиа, 2002. - 546 с.

11. Риккерт Г., Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. - К.: Издание В.А. Просяниченко, 1904. - 260 с.

12. Родоначальники позитивизма. Выпуск 4. 1912. - СПб.: Брокгауз-Эфрон. - 140 с.

13. Ушинский К.Д., Собрание сочинений: в 11 Т. // Т. 9. -М.: Издательство Академии Педагогических Наук, 1950. - 628 с.

14. Шуппе В., Штумпф К., Липпс Т., Эйслер Р., Фундаментальная психология у истоков неклассической парадигмы. -М.: КомКнига, 2007. - С. 15-63.

15. Шиманский Г., Отношение нравственного богословия к философии. URL: http:// azbyka. ru/otechnik/ Germogen_Shimanskij. Срок последнего обращения - Апрель 2017 г.

Title of the article: Analysis of the properties and types of Absolute identity in the article by I. P. Chetverikov. Sizintsev P.V. Moscow Spiritual Academy The article is devoted to philosophical understanding of the moral issues in the context of a theistic worldview. The types philosophical concept of the Absolute person. Religious beliefs are derived by the author in close connection with the values of ethical nature. The purpose of this article is to explore the philosophical presuppositions of the moral aspect of the doctrine of a personal Absolute and to analyze the categorical apparatus and methodology of the analysis of the religious philosopher I. P. Chetverikova The article describes the various systems of philosophical and religious worldview reflected in the concepts of monism, pantheism, and theories of criticism and neo-Kantianism in

terms of unity and personal attributes. The theme of this article is to give an idea of the concepts of personality, of will, of consciousness, of truth as a harmonious unity of freedom and reason. The methodology is based on a systematic-philosophical approach using heuristic methods to identify information in the sources. The originality of the research has the maximum degree, as analytical studies of theological and philosophical heritage of I. P. Chetverikova in Russian and world scientific community to date is scarce.

Keywords: Reason, neo-Kantianism, soul, pantheism, freedom, God, liberty, unity, creativity, redemption. References

1. loann (Yanyshev)., Orthodox christian

teaching about morality. - SPb.: M. Merkushev's printing house, 1906.

- 462 pages.

2. Chetverikov I., the Doctrine about

personal God from the point of view of ethical value.//Works of the Kiev Spiritual Academy. No. 5. 1905. -Page 147-158.

3. Kant I., Criticism of practical mind. -

SPb.: V. I. Yakovenko's edition, 1908.

- 185 pages.

4. Kant I., Religion within only reason. -

M.: Librok, 2012. - 304 pages.

5. Kant I., Compositions: in 6 T.//T. 6. -

M.: Thought, 1966. - 743 pages.

6. Kant I., Treatises and letters. - M.:

Science, 1980. - 711 pages.

7. Marx K. and Engels F., Compositions:

in 39 T.//T. 20. - M.: State publishing house of political literature. 1961. -824 pages.

8. Nietzsche F., Chosen works. Sketches

of untimely. - M.: Sirin, 1990. - 864 pages.

9. Nietzsche F., Twilight of idols or As

philosophize a hammer. - Minsk.: XapBecT, 2003. - 384 with.

10. Nietzsche F., Zarathustra So spoke. The book for all and for anybody. -M.: Direkt-media, 2002. - 546 pages.

11. Rikkert G., Introduction to transcendental philosophy. Knowledge subject. - To.: VA edition. Prosyanichenko, 1904. - 260 pages.

12. Ancestors of positivism. Release 4. 1912. - SPb.: Brockhaus-Efron. -140 pages.

13. Ushinsky K. D., Collected works: in 11 T.//T. 9. - M.: Publishing house of Academy of Pedagogical Sciences, 1950. - 628 pages.

14. To Shuppa V., Shtumpf To., Lipps of T., Eysler R., Fundamental psychology at sources of a nonclassical paradigm. - M.: Komkniga, 2007. - Page 15-63.

15. Shimansky G., Relation of moral theology to philosophy. URL: http:/ /azbyka.ru/otechnik/ Germogen_Shimanskij. The term of the last address - April, 2017.

О

Ю

5

*

2 е

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.