СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© Аржанова И.О.*
University of Southampton, U.K.
К вопросам жизни этносов сегодня приковано внимание. Актуальным становится вопрос особенностей этнической культуры. Это совершенно особый культурный тип, который должен быть внимательно изучен.
Ключевые слова: культура, этнос, народ, традиция, история, Россия, люди.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.
Этническая культура - это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания [7, с. 32].
Этнические культуры сравниваются с натуральным (но только духовным) хозяйством: они самодостаточны, замкнуты на себя, и им нет никакого дела до чужих культур. Представляя сложную систему, каждая из этнических культур как раз и обладает свойством «субстанциальности» - постоянно воспроизводимого субстрата, имеющего в значительной мере природное происхождение. Условием ее существования и трансляции от поколения к поколению являются естественные способности человека - его память, природный музыкальный слух, органическая пластика, не требующие для себя никакой специальной подготовки и технических средств. Она не нуждается и в письменности, существует в значительной мере как дописьменная культура, на уровне устной речи и живого языка. Близость к природе придает ей черты «местной ограниченности», жесткой локализации в социально узком пространстве племени, общины, этнической группы. Обладая повышенной изменчивостью при переходе от одной местности к другой (так сказать, пространственным разнообразием), она в границах каждой группы отличается исключительным постоянством, невосприимчивостью к любым инновациям, устойчивостью и неизменностью всех своих образующих элементов. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых образцов поведения и мышления. Отсутствие временной координаты в ее функционировании (при наличии пространственной) - прямое следствие ее традиционализма.
* Аспирант.
Но главной особенностью этнической культуры является ее непосредственно групповой, коллективный характер, исключающий наличие развитого индивидуального начала. Проявления этнической культуры лишены именного авторства: они анонимны, безымянны. Никто не знает, кто автор дошедших до нас древних мифов и произведений народного творчества: они созданы как бы одним коллективным автором, чье личное имя не имеет существенного значения [9, с. 446].
Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации.
В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности [7, с. 32].
Национальная культура формируется в процессе развития общества, перехода от средневековья к Новому времени как следствие превращения народа или этнической общности в нацию. Нация - это форма этносоциальной общности людей, которая формируется в эпоху зарождения и развития товаро-денежных отношений. Однако этот процесс достаточно длительный.
Национальная культура включает этническую - народную (одного или нескольких этносов) культуру как наиболее древний пласт культуры и культуру, основанную на письменности, образовании, развитии искусства и литературы, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества.
Этническая культура - базис национальной, источник народного языка, музыки, эпоса, мифологии. От древности и богатства этнической культуры зависит во многом своеобразие и неповторимость любой национальной культуры [7, с. 354].
Этническая культура охватывает, как правило, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Она проявляет себя в особенностях пищи, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. В ней выражается народный вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства, связь с природными условиями жизни того или иного народа. Поэтому она в большей мере сохраняется в деревне, чем в городе. Данный тип культуры имеет свои символы самобытности и патриотической привязанности: например, самовар и сарафан у русских, клетчатая юбка у шотландцев; овсяная каша и легенды о «привидениях в замке» у англичан; спагетти у итальянцев [10, с. 86].
Между этнической и национальной культурами сложные отношения, иногда очень противоречивые.
26
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
Например, в период средневековья между русской этнической культурой и формирующейся национальной культурой не было острых противоречий. Культура «верхов» и «низов» общества имели много точек соприкосновения, была достаточно гармоничной. Начиная с реформ Петра I, этническая и национальная культуры в России в отдельные периоды доходили почти до разрыва и антагонизма. Культура «низов» - крестьянская, «простонародная», мужицкая и образованных слоев «высокая», «аристократичная» [7, с. 354]. В России ХУШ-ХТХ веков этот разрыв был так велик, что русскому дворянину легче было понять иностранца, нежели простого русского мужика [10, с. 87].
Мухамеджанова Н.М. и Богуславская С.М. выделяют следующие существенные различия между этнической и национальной культурой:
1. Этническая культура - консервативна, сохраняет архаичные, иногда устаревшие традиции и нормы. Национальная культура всегда находится в движении, в развитии. В ней всегда творится новое.
2. Этническая культура - замкнута, невосприимчива к чужому, незнакомому. Национальная культура всегда открыта для контактов с другими культурами, впитывая в себя их лучшие достижения.
3. Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, групповыми особенностями быта, поведения, языка и т.д. В национальной культуре эти различия нивелируются, а с развитием и вовсе исчезают [10, с. 87].
Проблема соотношения этнической и национальной культуры в современном мире приобрела особую актуальность в 90-е гг. ХХ века. Причинами этого стали как общемировые тенденции, так и тенденции развития России. Они проявляются:
- в экономической сфере - в её застойном состоянии, в низком уровне жизни большинства населения;
- в политической сфере - в централизации управления и, как следствие этого, в стремлении периферийных субъектов восстановить национальное достоинство;
- в идеологической сфере - в раскрытии эпохой гласности таких фрагментов советской истории, как депортация и репрессии;
- в культурной сфере - в активизации деятельности по защите памятников культуры и истории, в отстаивании прав коренных языков, в особом внимании к национально-этническим истокам.
Проблема соотношения этнической и национальной культуры сегодня приобретает особое звучание в контексте глобализационных процессов, когда стремление большинства стран к интеграции и углублению экономического сотрудничества сочетается с сопротивлением, связанным с их желанием защитить национальные интересы и вернуться к своим этнокультурным корням.
В ряде случаев объем и значение этнической культуры так велико, что она является основой формирования принципов этнической государственности.
Эти процессы наглядно продемонстрированы в ряде работ в отношении, например, казачества - важной этно-социальной группы населения России [1-6].
Список литературы:
1. Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 4. -С. 119-123.
2. Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. -№ 8 (26). - С. 23-26.
3. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 3 (17). - С. 42-48.
4. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 141-146.
5. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 12 (33). - С. 37-41.
6. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 59-80.
7. Культурология: учебное пособие / Н.Н. Фомина, Н.О. Свечникова. -СПб.: СПбГУ ИТ-МО, 2008.
8. Культурология: методические указания / сост. О.Л. Протасова. - Тамбов: Изд. ГОУ ВПО ТГТУ 2010.
9. Теоретическая культурология / А.В. Ахутин и др. - М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.
10. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н.М.Мухамеджановой и С.М. Богуславской. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2007.
КРЫМ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ © Морозов А.С.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Данная статья посвящена мало изученной истории Крыма в годы Первой мировой войны. Выделены военно-политические действия России, Украины, Германии в Крыму. Рассмотрены различные факторы, повлиявшие на военное положение на полуострове.
Ключевые слова военные действия, великая Россия, немцы-крымча-не, немецкий флот, украинская элита, Черноморский флот, Крымская республика.
* Преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, соискатель ученой степени доктора исторических наук.