Научная статья на тему 'Феномен этноцентризма и общественное развитие: этноцентризм и государственнический этноцентризм'

Феномен этноцентризма и общественное развитие: этноцентризм и государственнический этноцентризм Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1687
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ЭТНОС / РОССИЯ / ИСТОРИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ВРЕМЯ / НАРОДЫ / НРАВЫ / ОБЫЧАИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Винс К. В.

Статья представляет собой краткий дискурс исследование по вопросам формирования этноцентрических представлений, вскрывает механизм и суть данного явления. Автор также считает необходимым остановиться на роли и значении этноцентризма в общественных, социальных и государственно-политических процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен этноцентризма и общественное развитие: этноцентризм и государственнический этноцентризм»

ФЕНОМЕН ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ: ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ

© Винс К.В.*

Академия социально-общественных исследований и технологий, Великобритания, г. Лондон

Статья представляет собой краткий дискурс - исследование по вопросам формирования этноцентрических представлений, вскрывает механизм и суть данного явления. Автор также считает необходимым остановиться на роли и значении этноцентризма в общественных, социальных и государственно-политических процессах.

Ключевые слова культура, традиции, государство, этнос, Россия, история, психология, время, народы, нравы, обычаи.

В своей повседневной жизни людям постоянно приходится взаимодействовать с представителями других этносов и наций, особенно данная проблема актуальна для России, как многонациональной страны. Одним из феноменов описывающих отношение и взаимодействие представителей разных этносов и наций, является феномен этноцентризма. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры [9, с. 56]. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственный этнос, его культура, превосходят другие этносы. Собственная нация, этнос в таком случаи рассматривается, как центральная, а ценности, нормы, образцы поведения мировоззрение своего этноса рассматривается, как единственно приемлемое, эталонное.

Американские психологи М. Бруэр и Д. Кэмпбелл установили основные элементы присущие этноцентризму: 1) восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных; 2) рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных; 3) представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп [10, с. 156].

Однако, несмотря, на то, что этноцентризм, чаще всего воспринимается, как негативное явление, он является нормальным следствием социализации и приобщения к культуре.

Аспирант.

Национальная политика и традиционная народная культура

53

Для любой социальной группы, для которой характерно установление идентичности индивидов, формирование собственной культуры обычаев и традиций, определенного мировоззрения. Индивид, становясь частью группы, принимает ее особенности и черты, как свои собственные, чем выше степень приверженности группе, тем сильнее индивид будет защищать ее специфические черты, т.е. чем больше индивид идентифицирует себя с группой, тем специфические особенности группы будут иметь для него больше значения. Важно так же отметить, что обычаи, традиции, ценности, культуры и т.д. является факторами обеспечивающими стабильность и единство группы, т.е. от их поддержания и сохранение зависит выживание группы.

Этническая и национальная идентичность является одним из центральных элементов личности, поэтому каждый человек, являющейся полноценной личностью является носителем этноцетрического мировоззрения. Необходимо так же учитывать, что индивид с детства воспитывается и формируется в обществе, под влиянием определенной культуры, системы норм и ценностей, мировоззрения, тем самым неудивительно, что черты присущие культуре своего этноса он воспринимает, как естественные, эталонные.

Таким образом, этноцентризм нельзя рассматривать исключительно, как негативное и отрицательное влияние, напротив, с этноцентризмом связанно такое необходимое для общества явление, как патриотизм. Этноцентризм это не только негативное отношение, неуважение к другим этносам, это так же уважение к своему этносу, осознание его достижений и позитивных черт. Таким образом, этноцентризм выступает элементом формирования идентичности личности, ее самоактуализации и т.д. Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, называют благожелательным, или гибким [11, с. 146].

В случаи гибкого этноцетризма сравнение своей и чужих групп происходит в форме сопоставления - миролюбивой нетождественности. Именно принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества.

При межэтническом сравнении в форме сопоставления своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая - в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов. В таком случаи этноцентризм выполняет позитивные для общества функции: поддержание общественной стабильности, формирование позитивной этнической идентичности, формирование полноценной личности.

Негативная сторона этноцентризма проявляется в феномене ксенофобии - боязнь, недоверие к чужим, другим, в данном случаи представителем другого этноса. Наиболее ярко данный феномен проявляется в зеркальном

54

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

восприятии, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки - соперникам. Люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык - при описании той же черты чужой группы [11, с. 156]. Некоторые исследователи основную причину разной степени этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры. Существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Однако рядом психологов было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее.

На степень выраженности этноцентризма более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а социальные факторы - социальная структура, объективный характер межэтнических отношений. Представители групп меньшинства - небольших по размеру и ниже других по статусу -более склонны к предпочтению своей группы. Это относится как к этническим мигрантам, так и к «малым нациям». При наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и - хотя и способствует поддержанию позитивной этнической идентичности - становится дисфункциональным для индивида и социума.

Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации -рассмотрении группы или групп в качестве сверхнегативных социальных категорий, исключаемых из реальности приемлемых норм и ценностей. Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию различия во внешности, а также в нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полное разделение своей и чужой групп, вплоть до распространения расистских и шовенистиких убеждений относительно представителей другого этноса.

Важное место феномен этноцентризма занимает в межкультурных коммуникациях, от того, какое отношение к представителям других этносов формируется у индивидов, принадлежащих к определенному этносу и культуре, зависит эффективность межкультурного взаимодействия, а так же в каких формах, оно будет проходить и какой характер иметь. В современном глобальном мире в обществе необходимо найти баланс между этноцентризмом (как уважением к своей культуре, гордостью за страну, отождествлением себя со своей нацией) и этнорелятивизмом, как идеологией признания объективного характера существования культурных различий между представителями разных этносов, но так, же уважение существующим различиям, к представителям другой культуры.

Национальная политика и традиционная народная культура

55

Важно отметить, что в конкретном историческом русле этноцентристские устремления этносов часто приводили и приводят к попыткам национального государственного строительства. Тут формируется особое мировоззрение, особая идеологическая доктрина, играют роль природа и уклад жизни, а так же гео-культурный и природный ландшафт. Например, в отношении России и Украины эти процессы отражены в работах И.Ю. Ерохина, детально исследовавшего и описавшего этнокультурный облик и государственные поведенческие тенденции в жизни казачьих сообществ Юга России [1-8].

Список литературы:

1. Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 4. -С. 119-123.

2. Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. -№ 8 (26). - С. 23-26.

3. Ерохин И.Ю. К вопросам формирования государственной структуры казачества // История и археология. - 2014. - № 7 (15). - С. 8-14.

4. Ерохин И.Ю. К вопросу формирования государственного мировоззрения казачества // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. -№ 4. - С. 34.

5. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 3 (17). - С. 42-48.

6. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С.141-146.

7. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 12 (33). - С. 37-41.

8. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 59-80.

9. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Академия, 2004.

10. Налчаджян А.А. Этнопсихология. - СПб.: Питер, 2004.

11. Платонов Ю.В. Этнопсихология. - М.: Академия, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.