Научная статья на тему 'Свободолюбие - определяющее качество массового сознания россиян'

Свободолюбие - определяющее качество массового сознания россиян Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
641
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / СВОБОДА / FREEDOM / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭТНОС / ETHNOS / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ. / MILITARY HISTORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ореховская Н.А.

В числе различных качеств массового сознания россиян важное место занимает свободолюбие, которое формировалось под воздействием различных факторов: природных условий, военной истории, этнокультурной и социальной эволюции, православия и др. Проведен сравнительный анализ формирования свободолюбия массового сознания россиян с другими народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Love of freedom takes important place among the different features of the mass consciousness of Russians. It formed under the influence of different factors: natural conditions, military history, ethnoculture and social evolution, Orthodoxy etc. Comparative analysis of forming of national mass consciousness was performed with other nations.

Текст научной работы на тему «Свободолюбие - определяющее качество массового сознания россиян»

Н.А. ОРЕХОВСКАЯ

кандидат философских наук, доцент кафедры социология и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана

Свободолюбие - определяющее качество массового сознания россиян

Осмысление эволюции массового сознания в современном российском обществе многопланово и имеет как теоретическую так и практическую актуальность. В настоящее время население России по мере своих возможностей, но с разной степенью успешности пытаются адаптироваться к новой социальной реальности, к специфике современного общественного бытия. Но в то же время из-за существования константных компонентов массового сознания оно в определенной степени консервативно, что выражается в феномене «сопротивления социальным преобразованиям». Сопротивление общественным преобразованиям может носить как радикальный характер бунта, так и пассивный - молчаливое сопротивление, «психология социальной инерции и социального противодействия», в результате чего преобразования начинают пробуксовывать. Почему так происходит? Ответ попытаемся найти в объяснении, насколько люди комфортно чувствуют себя в новом социуме, насколько в обществе обеспечен уровень социальной справедливости, свободы. Осмысление такого качества массового сознания россиян, как свободолюбие поможет понять, какая нам необходима социальная справедливость, свобода для прогрессивного развития общества.

Как известно, к сущностным, глубинным и жизнеопределяющим качествам массового сознания русского народа относится любовь к свободе. По мнению Н.О. Лосского, факты русской истории также говорят о свободолюбии русского народа. «К числу первичных свойств русского народа, - пишет он, - вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли принадлежит любовь к свободе и высшее выражение ее -

свобода духа»1. Но самое объективное проникновение в глубинную суть русского переживания свободы принадлежит И.А. Ильину, который дает аргументированное опровержение распространенных на Западе утверждений

0 тоталитарном характере ментальности массового сознания русского народа и излагает убедительную систему доводов в пользу исконного свободолюбия русских людей. Научное осмысление понятия «менталитет» позволяет социальной философии более обстоятельно вскрыть роль духовных факторов, массового сознания, в частности. Национальный менталитет - это глубинная суть массового сознания, в котором выражены самые важные внутренние сущности его качества. Сущность массового сознания рассматривается как субъективно-объективная реальность особого рода, проявляющаяся как психологическое и социально-культурное явление. Менталитет, являясь качественной характеристикой массового сознания, представляет собой психологическую детерминанту поведения тысяч людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах.

Любовь к свободе предопределена полиэтническими корнями массового сознания русского народа. Еще древние историки и путешественники свидетельствуют о непокорности и страстном темпераменте восточных славян, образовавших ядро древнерусского этноса. Восточные славяне не выносят рабства, не поддаются чужому господству и с ними очень сложно договориться. Значительное влияние на формирование этнического окраса свободолюбия оказали также тесные и многовековые контакты с восточными народами. В результате таких контактов произошло межплеменное смешение, обусловившее полиэтнический характер русской нации, в силу чего русский темперамент получил еще больший заряд интенсивности. Русский все воспринимает страстно, для него характерно колебание диапазона настроений, и это также вошло в своеобразие ментальности русского народа.

1 ЛосскийН.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М., 1991,с.274.

Из географических условий решающее влияние на формирование национальной особенности любви к свободе оказало местожительство русского народа на огромной и необъятной равнине Евразии. Простран-ственная координата вошла в глубинную суть народного характера, предопределив неукротимое русское стремление к свободе. И. А. Ильин делает непривычный для отягощенного национальными стереотипами человека вывод о том, что «огромнейшее пространство шло навстречу этой жажде свободы и гарантировало народу такую свободу, о которой в Западной Европе не имеют даже представления»1. Следует иметь в виду, что понятие свободы далеко не исчерпывается ее политическим аспектом. Не имея политических свобод, обязательных по западным меркам атрибутов свободы, русский народ имел огромный спектр возможностей в реализации своей свободолюбивой сути в остальных областях: в труде, в быту, в народном творчестве, в территориальном расширении государства и т. д. Всеми условиями своего пространственного бытия русский народ был поставлен в ситуацию своеобразного «антигетто».

Несмотря на угрозу суровой кары со стороны государства у русских людей всегда была реальная возможность бежать на незаселенные и недоступные государеву оку земли. В течение сотен лет русские люди ощущали на практике справедливость народной поговорки «Раздольный мир дан человеку для свободы». Дополнительные возможности для реальной демонстрации свободы давали дремучие, недоступные и бескрайние лесные просторы. Специфика географического местоположения приводила к тому, что русский человек испокон веку жил и дышал воздухом свободы.

Важнейшим социально-культурным следствием свободолюбия как сущностного качества массового сознания явилась, с нашей точки зрения, то, что оно стало определяющим фактором укрепления и территориального расширения российского государства. Люди бежали на новые земли, но

1 Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. М., 1996, т.6, кн.2, с.566.

никогда окончательно не теряли своей связи с родным краем, с коренной Россией. Российское государство, с одной стороны, всячески ограничивало свободолюбивые устремления народа, заковав его в крепостнические кандалы, а с другой - использовало свободолюбивый народный дух для расширения своей территории. Следовательно, огромные территориальные размеры России являются во многом закономерным следствием неукротимого стремления русского народа к свободе. О свободолюбивых устремлениях русской души и их роли в укреплении территориального могущества России говорит, в частности, история казачества. Благодаря страстному и свободолюбивому темпераменту казаков, бежавших от социально-экономического гнета на окраинные земли, произошло приращение России новыми территориями на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Поволжье, на Кавказе.

О специфически русском своеобразии в проявлении свободы много говорил Ф.М. Достоевский, рассуждая о широте и отсутствии границ в проявлении мыслей и поступков у русских людей, что отличает их от западноевропейцев. Западноевропейским идеалом свободы выступает спинозовская формула о «свободе как познанной необходимости», в соответствии с которой человек свободен только в рамках мерки, заданной нормами морали и права. Иное дело русский идеал свободы, ибо свобода для русского -- это воля. Чувственный строй души постоянно подталкивает русского человека к выходу за рамки и границы возможного, что влечет за собой неоднозначные социально-культурные следствия. Широкая амплитуда колебаний свободного выбора, постоянно нарушающая рамки меры, приводит к формированию мощного творческого потенциала русского народа, а следует иметь в виду, что творчество предполагает в любых его формах выход за пределы рассудочного мышления, за границы дозволенного и возможного. Но в то же время свобода, понимаемая как неограниченная рамками воля, имеет и крайне негативные последствия. Главное из них -это слаборазвитое умение осознанно и добровольно подчиняться

дисциплине, закону и мере. И «если дисциплина без свободы мертва и унизительна, то свобода без дисциплины есть соблазн и разрушение»1. Свобода, переживаемая и подсознательно понимаемая как безмерная воля, объясняет русскую тягу к безвластию, беззаконию, произволу и анархии.

При характеристике других сущностных качеств русской ментальности массового сознания следует учитывать противоречивое воздействие на судьбу России стремления ее народа к свободе. Да, свобода, переживаемая как воля и как выход за рамки разумного и возможного, породила из недр русского народа Степана Разина, Емельяна Пугачева, террор и беззакония гражданской войны, но она же дала России Дмитрия Донского, Петра Великого, привела русский народ к блестящим победам в Отечественной войне 1812 г. и в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Если бы русский народ лишился безмерной окраски свободолюбия, то он, как мы считаем, не состоялся бы как народ, внесший неповторимый вклад в мировой исторический процесс.

Ярким социально-культурным проявлением свободолюбивых устремлений русского народа - в виде выходящих за пределы заданных рамок воли - выступает область права и правосознания. Стержнем правосознания в обществе является отношение к собственности. У русского народа сложилось непростое отношение к частной собственности, поскольку история не баловала русский народ реальной частной собственностью. Так было в далеком прошлом, такая же картина наблюдается и в советский период истории. В ходе столетий народ привык относиться к собственности равнодушно и безразлично, не заботясь о бережливости, причем своеобразно и вольно в народном менталитете трактуется и само право на собственность. В правовом сознании русского народа обнаруживается серьезный пробел, так как под частной собственностью он понимает только «мое» и остается равнодушным или воспринимает скептически всякое чужое - «твое». Из такого

отношения к собственности берет начало российский феномен, выраженный в карамзинском «воруют». То, что принадлежит лично «мне» -неприкосновенно, но то, что принадлежит другому - «тебе», ты еще должен обезопасить и защитить от моих противоправных и изначально неправовых притязаний. Сегодняшний размах коррупции и преступных посягательств на личную собственность граждан произрастает в немалой степени из такой направленности правосознания и неуважения к чужой собственности. Русский народ в своей истории не прошел школы ни римского права с основательной и регламентированной культурой частной собственности, ни католической церкви с присущей ей дисциплиной воли и культурой власти. Поэтому отсутствие реальных крупномасштабных иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется не только политической нестабильностью в стране, но и боязнью солидных инвесторов алчных чиновников, вышедших из-под жесткой системы общественного и государственного контроля.

Специфически русский колорит свободы приводит к удивительно парадоксальным формам ее конкретного практического воплощения. Внутренняя, изначально данная русским людям свобода проявляется, по мнению И.А. Ильина, в таких формах, как душевный простор, созерцательность, творческая легкость, страстная сила, склонность к дерзновению, опьянение мечтою, щедрость и расточительство, способность побеждать страдания юмором. Но каждое из этих имманентных проявлений свободы амбивалентно, поскольку из каждого свойства могут быть высечены искры как сильных, так и слабых проявлений русского менталитета. Эти формы таят в себе возможность не только выдающихся достижений, но и опасных заблуждений и падений.

Особый простор русской души, ее объемность и всеоткрытость позволяет русскому народу вместить в себя все пространства земли и неба, все горизонты предметов, все проблемы духа,объять мир от края до края. Однако опасность простора и всеоткрытости русской души состоит в том,

что она может заселяться всем без разбора и без качественного предпочтения, она способна проваливаться в хаос всесмешения. Сегодня русский народ проявляет всеоткрытость своей души в виде некритического восприятия и поклонения внешним и далеко не самым лучшим ценностям западной цивилизации, поскольку в русском народе не развита способность неутомимо и систематически трудиться, отличать главное от неглавного, предпочитать во всем главное и заселять им просторы своей души.

Восприимчивость и созерцательность всеоткрытой русской души делают русский народ в высшей степени склонным к творческому удивлению в познании. Это же можно сказать и о творческой легкости, гибкости и приспособляемости русского человека. Творческая легкость и гибкость проявляются в игре и творческой импровизации как основной черте русскости, а опасность творческой легкости состоит в беспочвенной самонадеянности, в чрезмерной надежде на «авось», в пренебрежении к труду и упражнению. Нередко русский человек не может добиться весомых результатов в науке именно по причине лености и неспособности к волевому усилию несмотря на свои выдающиеся способности.

Свобода мечты как форма русской свободы в творческой сфере вылилась в неповторимой архитектуре православных храмов, в дерзновенных порывах русского духа в области литературы и музыки. Опасность же свободы мечты заключается в духовной беспредметности, в безответственной пассивности, в маниловщине и обломовщине. «Мечтательность есть великий дар и великий соблазн русского человека» 1. Мечтательность - это своего рода духовный наркотик, который у русских нередко ведет к бытовому пьянству и часто завершается алкоголизмом.

Столь же противоречива демонстрируемая в рамках русского национального менталитета щедрость. Человек свободен тогда, когда располагает обилием и волен расточать его, ибо свобода включает в себя власть над вещами и способность щедро отдавать их. Общеизвестны русское

гостеприимство и хлебосольство, русская щедрость и жертвенность. Отсутствие таких качеств ведет к скупости и душевной черствости человека. Однако существует опасность и соблазн щедрости и обилия: «Опасность такой свободы - в беспечности, бесхозяйственности, расточительности, мотовстве, в способности играть и проигрывать»1 . В современных условиях беспечность и расточительность демонстрируют не только олигархи, проматывающие свои состояния на «канарах», но и малообеспеченные русские, вкладывающие нередко последние сбережения в сомнительные финансовые пирамиды.

Изначальная парадоксальность русской свободы и ее специфическое национальное проявление в виде безмерной и неограниченной тесными рамками воли имеет важные социально-культурные последствия и, в частности, становится источником возникновения одной из главных тайн русской истории и исторической судьбы русского народа. Почему такой своевольный и свободолюбивый народ на протяжении веков жил в условиях авторитарной, а временами тоталитарной государственной власти, закабалявшей народ и делавшей его придатком государственной машины? Следует иметь в виду, что без раскрытия этой тайны мало что можно понять в русской истории и русской судьбе. В России все сословия были низведены до простых винтиков государственного механизма: крестьяне и бояре, мещане и купцы, тайные советники и коллежские регистраторы. Что же двигало русскими людьми в их покорном подчинении молоху государственности? Страх наказания? Но от обидчика всегда можно было бежать, русские просторы позволяли это сделать. Рабский менталитет? Но народ с таким менталитетом никогда бы не создал великую литературу и культуру. Следовательно, было что-то большее и значительнее в народной душе, то, что заставляло людей стойко переносить обиды со стороны собственного государства. Этим «что-то» в русском менталитете массового

сознания, как мы считаем, была историческая память. Национальная власть, пусть жестокая и беспощадная, воспринималась как меньшее зло по сравнению с иностранным владычеством. В массовом сознании русского народа столетиями не заживала рана, полученная в результате татаро-монгольского владычества. Жизнь под игом собственного государства казалась намного благостнее жизни под гнетом иноземцев.

Таким образом, русский народ подчинил анархические и бунтарские наклонности своего менталитета, свидетельствующие о его свободолюбии, решению задач национального самосохранения. Государственная власть, сталкиваясь с народом анархического и своевольного склада, вынуждена была призывать его к порядку жесткими и деспотическими методами. В процессе обуздания своеволия встретились и совпали интересы правящей элиты и большей части русского народа: «Великая Российская империя с абсолютной монархической властью создалась не только благодаря усилиям правителей, но и благодаря поддержке народа против анархии ...»1. Русский народ вынужден был подчинить свою свободу внешней государственной силе как необходимому условию для обуздания коренящихся в глубинах его массового сознания анархических склонностей и инстинктов, и в этом факте видится важный источник трагизма и катастрофического характера отечественной истории.

Действительно, как только русский народ отказывался подчиняться внешней дисциплинирующей силе в лице государства, сразу же разгорались ярким пламенем постоянно тлеющие в массовом сознании народа угли анархии, произвола, страсти выйти за пределы меры и узаконенной формы. Обуздание анархических инстинктов и восстановление государственности всегда давалось русскому народу нелегко и сопровождалось кровопролитием, разрушениями и произволом. В итоге русский народ был

1 Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа, с.271.

вынужден вновь прибегать к привычным для него авторитарным формам правления. Либеральная идея в России хороша в теории, на практике же она приводит к еще большим, чем под гнетом собственного государства, страданиям простого народа.

События конца XX в.войдут в российскую историю не только как попытка строительства демократического государства, но и как, образно говоря, период «новой русской смуты». Следует подчеркнуть, что слабая государственная власть соответствует анархическим ожиданиям русского народа, и события 90-х гг. XX в. мы рассматриваем как социально-культурное проявление нигилистического бунта русского народа. Одновременно с этим были разбужены и приведены в действие самые темные подсознательные силы русского менталитета, в результате чего страсть к свободе вновь выступила в виде слепой воли, сокрушающей на своем пути основы российской государственности. Главный кризис, который переживает современная Россия, состоит в кризисе власти, неспособной направить свободолюбивую энергию русского народа в созидательное русло.

Действия власти, практически поощрявшей принцип вседозволенности, соответствовали этим архетипам. Страна погружалась в хаос и произвол, примечательно то, что значительная часть русских терпела и поддерживала этот хаос, ибо он не противоречил их интерпретации свободы как воли.

Мечты о воле наконец-то приобрели практические очертания. Можно никому не подчиняться, в результате чего Россия превратилась в настоящую казачью вольницу -- безналоговую, хмельную, анархическую, с «матерком», а где и с «кистенем». Миллионы вырвавшихся на волю с заводов, фабрик, из научно-исследовательских учреждений рабочих и инженеров, став "челноками" и мелкими предпринимателями, опасаются, что им в случае восстановления порядка и законности в стране вновь придется привыкать к внешней принудительной дисциплине у станков, мартенов или кульманов конструкторских бюро. Фактически они в ментальном плане мало чем

отличаются от русского казачества, поскольку и те, и другие дорожат прежде всего обретенной волей.

Трудно сказать, какими последствиями для сохранения российской государственности закончится патриархальный антицивилизационный бунт русского народа против дисциплины, меры и формы как организующих начал современного индустриального общества. Можно лишь предположить, что движение в сторону восстановления порядка и государственной дисциплины будет неизмеримо труднее, чем в прошлом. Остается надеяться на то, что в России период набирания сил и восстановления всегда следовал за периодом самоотрицания и саморазрушения.

Следует отметить, что в последнее время начинает пробивать себе дорогу тенденция движения России от самоотрицания к самовосстановлению. Действительно, ментальный кризис 90-х гг., проявившийся в нигилистическом отрицании законности и социального порядка, постепенно преодолевается. В массовом сознании россиян созревает убеждение в том, что лишь восстановление сильной государственной власти способно вывести общество из кризисного состояния.

Ореховская Н.А. Свободолюбие - определяющее качество массового сознания россиян . В числе различных качеств массового сознания россиян важное место занимает свободолюбие, которое формировалось под воздействием различных факторов: природных условий, военной истории, этнокультурной и социальной эволюции, православия и др. Проведен сравнительный анализ формирования свободолюбия массового сознания россиян с другими народами.

Ключевые слова: массовое сознание, менталитет, свобода, культура, этнос, православие, военная история.

Orekhovskaya N. A. Love of freedom - determinative feature of the mass consciousness of Russians . Love of freedom takes important place among the different features of the mass consciousness of Russians. It formed under the influence of different factors: natural conditions, military history, ethno- culture and social evolution, Orthodoxy etc. Comparative analysis of forming of national mass consciousness was performed with other nations.

Key words: mass consciousness, mentality, freedom, culture, ethnos, Orthodoxy, military history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.