Научная статья на тему 'Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития'

Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1607
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свободный порт / свободная таможенная зона / бизнес-площадка / резидент / налоговые льготы / экспорт / таможня / free port / free economic zone / business platform / resident / tax privileges / export / customs

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горчаков Виктор Васильевич

Анализируются основные причины трудностей интеграции бизнесав свободный порт Владивосток; показаны некоторые возможности экономического развитиярегиона в связи с созданием новой экономической зоны «свободный порт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Горчаков Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Vladivostok Free Port: Challenges of Establishing and Prospects for Development

The author analyses the key causes that make business integration into the Vladivostok free port a challenge and shows some opportunities for the region development with the establishment of new economic zone “free port”.

Текст научной работы на тему «Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

УДК 339.543.62 ББК 65.428.803

В. В. ГОРЧАКОВ

Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития

Анализируются основные причины трудностей интеграции бизнеса в свободный порт Владивосток; показаны некоторые возможности экономического развития региона в связи с созданием новой экономической зоны «свободный порт».

Ключевые слова: свободный порт, свободная таможенная зона, бизнес-площадка, резидент, налоговые льготы, экспорт, таможня.

V. V. Gorchakov

The Vladivostok Free Port: Challenges of Establishing and Prospects for Development The author analyses the key causes that make business integration into the Vladivostok free port a challenge and shows some opportunities for the region development with the establishment of new economic zone "free port".

Keywords: free port, free economic zone, business platform, resident, tax privileges, export, customs.

Федеральный закон о Свободном порте Владивосток вступил в силу 12 октября 2015 года. К чести его разработчиков хотелось бы отметить, что это практически единственный закон, который на всех этапах создания очень детально обсуждался и продолжает обсуждаться на различных площадках. Можно даже сказать, что он разрабатывается и обсуждается всенародно на самых разных уровнях: на бизнес-площадках, на базе образовательных учреждений, в научной среде, в среде общественно-политических объединений.

Всего за полгода разработки проект закона «пережил» семь версий и в каждую вносились изменения с учетом рекомендаций по итогам таких обсуждений.

Необходимо отметить, что Министерство по развитию Дальнего Востока очень оперативно реагирует на все предложения экспертов. Так, например, уже сегодня резидентами Свободного порта могут стать не только новые

ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич — доктор технических наук, профессор, председатель Законодательного Собрания Приморского края, г. Владивосток.

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

27

предприятия, но и действующие компании. Хотя, как считает бизнес-сообщество, требуется пересмотреть пункт 2 ст. 284.4 Налогового кодекса, где сказано, что резидент Свободного порта Владивосток (СПВ) вправе применять к налоговой базе льготные ставки, если доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории СПВ, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль [1]. Менее высокий процент (80% или 50%) был бы гораздо привлекательней с точки зрения вхождения уже действующего бизнеса в резиденты Свободного порта.

Поэтому некоторые уже действующие компании регистрируют новое юридическое лицо только лишь для того, чтобы потом было проще стать резидентом СПВ, чтобы не пришлось в будущем обосновывать и доказывать правомерность применения предусмотренных законом специальных льготных режимов.

По данным различных исследований, интерес предпринимательского сообщества к закону о Свободном порте Владивосток находится на очень высоком уровне. Но, несмотря на это, его заинтересованность пока не нашла практического применения: представители бизнеса пока не торопятся подавать заявки на статус резидента Свободного порта Владивосток.

Основная причина в том, что бизнес-сообщество предпочитает работать там, где есть понятные правила игры. А пока еще слишком много вопросов требуют детального уточнения.

Например, остается непонятным механизм запуска всех таможенных преференций в режиме СПВ. Хотя дата их введения определена, но очень высока вероятность, что она будет перенесена на значительно более поздний срок. Во-первых, необходимые для деятельности таможни в рамках СПВ подзаконные акты еще не разработаны. Во-вторых, существует много противоречий в вопросах экспорта товаров из свободного порта, а также когда они поступают на территорию Евразийского экономического союза. Вследствие этого производить технику из иностранных комплектующих на территории СПВ для поставки в Россию будет пока значительно дороже, чем даже в Калининграде.

Тот широкий спектр налоговых льгот, которые предоставляет Свободный порт своим резидентам, недостаточно привлекателен для малого бизнеса или организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения либо работающих по патенту. Кроме того, необходимо уточнить и упрощенный порядок уплаты НДС.

Не отрегулирован вопрос в отношении особых режимов, преференций и льгот для иностранных инвесторов.

С 1 января 2016 г. действует режим упрощенной выдачи виз для иностранцев. Но пока не совсем ясно, кто и как на практике должен эти визы выдавать, а в местах пропуска не оборудованы специальные помещения для этой работы. Поэтому, пока Свободный порт не даст четких ответов на все вопросы, со стороны потенциальных резидентов не стоит ждать активности.

28

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

Мы поддерживаем то, как Министерство по развитию Дальнего Востока разрабатывает и совершенствует данный закон. Организованное у нас в крае широкое, можно даже сказать всенародное обсуждение его положений дает всем нам, участникам этой работы, понимание, что это дорога с двухсторонним движением. Что власть и бизнес являются участниками одного процесса, направленного на кардинальное изменение положения дел. Исполнительная власть не просто советуется с бизнесом, а реально слышит предпринимателей и оперативно меняет закон с учетом их пожеланий. Но есть ряд неясностей, а именно:

- Отсутствие внятной единой позиции у организаторов проекта относительно общего состава участников (крупные или мелкие, российские или иностранные), их числа (большое число резидентов или малое) и метода становления резидентами (простая или сложная процедура). Позиция Ю. П. Трутнева, озвученная им несколько раз, подразумевает массовое членство с абсолютно простой и прозрачной процедурой становления резидентом. Текущие же действия Минвостокразвития, Корпорации развития ДВ в процессе процедуры отбора показывают другой подход, усложняющий ее. Например, требование предоставить бизнес-план проекта, который затем как-то и кем-то анализируется. Соответственно, ни о какой прозрачности и простоте процесса речи уже идти не может. Кроме того, такой подход ставит крест на идее СПВ как о массовом проекте.

- Отсутствие на сегодняшний день согласованной процедуры по заходу в число резидентов СПВ компаний с историей (имевших бизнес до момента становления резидентом). Конечно, стремление ФНС сохранить существующую налоговую базу понятно, однако, просто затягивание решения этого вопроса ведет к обесцениванию идеи СПВ вообще. И именно сейчас это и происходит. Существующий проект нормативного акта об изменениях в законе о СПВ вроде бы решает проблему, однако решение это совсем не однозначное по сути и требует также изменений в налоговом кодексе, чтобы легализовать предусмотренные процедуры.

- Самый примитивный анализ налоговых платежей, а также льгот, которые возможны для резидентов СПВ, показывает, что существующий их набор позволит создать особые условия для бизнесов, абсолютно «белых» с точки зрения выплаты заработной платы, другими словами, - для крупных бизнесов. Для сегмента МСП работа в существующих «полубелых» условиях, а так оно и есть сейчас, часто выгоднее, чем легальное резидентство в СПВ. Идея введения единого налога по-прежнему активно обсуждается бизнесом.

Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» предусматривает распространение на территории пятнадцати муниципальных образований Приморского края особых условий ведения предпринимательской деятельности, применение режимов свободной таможенной зоны и иные преференции [4].

Ю. П. Трутнев поддержал предложение о включении в границы Свободного порта Владивосток, дополнительно, Лазовского муниципального района.

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

29

Такое решение связано с высоким туристическим потенциалом территории, а также перспективами развития современной рыбопереработки.

В целях усиления промышленной базы региона в традиционных секторах целесообразно рассмотреть возможность включения в границы Свободного порта Владивосток Дальнегорского ГО и Тернейского MP - территорий с уникальной материально-сырьевой базой.

Дальнегорский ГО - территория с месторождениями датолитовых и полиметаллических руд и минералов, в том числе единственными в России месторождениями бора. Высокий потенциал связан с инвестированием в браун-филды для промышленной переработки руды. В с. Рудная Пристань расположен незамерзающий порт для перевалки генеральных грузов.

Тернейский район - основной экспортер продукции лесозаготовки и лесопереработки Приморского края. Территория обладает высоким потенциалом для локализации производств деревообработки с ориентацией на потребительский и строительный рынки. Экспорт продукции возможно наращивать за счет развития морского порта Пластун.

Развитие Дальнегорского ГО и Тернейского района тесно связано с созданием международного транспортного широтного коридора «Приморье-3».

Включение данных территорий в Свободный порт Владивосток значительно увеличит инвестиционный потенциал, обеспечит создание новых производств и привлечение населения в северные территории края.

Создание и развитие производств, основанных на применении современных технологий, обеспечивающих импорто-независимость стратегических секторов экономики, - одна из задач Свободного порта Владивосток.

Базовый механизм достижения поставленной задачи - создание свободных таможенных зон (СТЗ) в границах Свободного порта Владивосток для освобождения от уплаты таможенных пошлин товаров, произведенных из иностранных и российских комплектующих.

При вывозе товаров с территории СТЗ на остальную территорию России не уплачиваются пошлины: на товары Евразийского экономического союза, а также на иностранные товары, признанные таковыми с учетом установленных требований.

Однако простые сборочные операции, часто используемые в сфере автомобилестроения, судостроения и производства промышленного оборудования, не отвечают критериям достаточной переработки. А товары, произведенные из импортных комплектующих по указанной технологии, облагаются полными пошлинами при вывозе с территории СТЗ на Российский рынок.

В целях локализации в Приморье судостроительных и судоремонтных производств, автомобилестроения, производства промышленного оборудования предлагаем освободить товары, произведенные по технологии простой сборки, от уплаты таможенных пошлин при вывозе с территории СТЗ в границах Свободного порта на остальную территорию России.

30

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

Соответствующие изменения внести в Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О единых правилах определения страны происхождения товаров» [3].

Создание Свободного порта Владивосток предполагает кратное увеличение грузового и туристического потоков через международные пункты пропуска. Однако действующая инфраструктура к этому не готова.

Например, максимальная пропускная способность пункта пропуска «Краскино» составляет 1,5 тысячи туристов в сутки, при фактической пиковой нагрузке более 4 тысяч человек. Пункт пропуска представляет собой железный ангар, в котором отсутствует система кондиционирования и иные удобства.

Новый пункт пропуска «Краскино», работы по строительству которого в настоящее время фактически не осуществляются, предусматривает увеличение пассажиропотока лишь на два автобуса в сутки и кардинально проблему не решает.

Государственно-частное партнерство могло бы служить эффективным механизмом для создания новых и переоснащении действующих пунктов пропуска.

Для развития такого механизма необходимо внести в постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» изменения в части установления порядка возврата инвесторам средств, затраченных на проектирование, строительство (реконструкцию) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска [2].

Список литературы

1. Налоговый кодекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vladrieltor.ru/nalkodeks

2. Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 482. Режим доступа: http://base.garant.ru/12161302/

3. О единых правилах определения страны происхождения товаров [Электронный ресурс]: соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан [от 25.01.2008]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ onHne.cgi?base=LAW&n=93023&xeq=doc

4. О свободном порте Владивосток [Электронный ресурс]: федер.

закон № 212-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_182596/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.