Научная статья на тему 'Особенности бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, резидентами свободного порта Владивосток'

Особенности бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, резидентами свободного порта Владивосток Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕЗИДЕНТЫ / RESIDENTS / ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ / FREE CUSTOMS ZONE REGIME / ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ / BENEFITS AND PREFERENCES / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / TAX ACCOUNTING / НАЛОГООБЛА-ГАЕМАЯ БАЗА / GOODS AND MATERIALS / TAXATION OF THE GUY-BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варкулевич Татьяна Владимировна, Кравченко Наталья Руслановна

Создание свободного порта Владивосток является одним из значимых факторов развития предпринимательства Приморского края и Дальневосточного региона в целом. Но, стоит отметить, что нормативное регулирование деятельности резидентов свободного порта по-прежнему остается недоработанным, в том числе в области бухгалтерского учета товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Предоставление резидентам широкого ряда льгот и преференций способствует возникновению особенностей ведения бухгалтерского и налогового учета товарно-материальных ценностей. В данной статье, помимо выше упомянутых отличительных характеристик, рассмотрены основные экономические проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, получивший статус резидента свободного порта Владивосток, вызванные недостатком информативности и конкретизации нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность резидентов свободного порта, а также отсутствием методических указаний по ведению учета предпринимателями, осуществляющим деятельности в рамках «льготного» режима. В заключение авторами статьи предложена и рассмотрена методика, позволяющая грамотно определить налогооблагаемую базу и заключающаяся в распределении сумм налога пропорционально объему отгруженной продукции, суммам оплаченных поставок или затратам на производство по видам деятельности, попадающим и не попадающим под режим свободного порта Владивосток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING PURCHASES AND SALES OF GOODS, PLACED UNDER CUSTOMS PROCEDURE OF FREE CUSTOMS ZONE, RESIDENTS OF THE FREE PORT OF VLADIVOSTOK

Create a free port of Vladivostok is one of the most important factors in the development of business ac-tivities of Primorye and the Far East region as a whole. But it is worth noting that the normative regulation of the Free-port resident is still underdeveloped, including the accounting of goods placed under the customs procedure of free cus-toms zone. Providing residents a wide range of benefits and preferences contributes to the peculiarities of accounting and tax accounting of inventory. In this article, in addition to the above-mentioned distinguishing characteristics, the basic economic problems that can confront the entrepreneur, received the status of a resident of the free port of Vladi-vostok, caused by lack of information content and specificity of normative legal acts regulating the activities of resi-dents of a free port, and the lack of guidelines on maintaining records of entrepreneurs operating within the "privileged" mode. In conclusion, the authors of the article offered and the technique that allows competently determine the tax base lies in the distribution of the amount of tax in proportion to the volume of products shipped, the amount paid or the supply costs of production by activities falling and not falling under the free port of Vladivostok mode.

Текст научной работы на тему «Особенности бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, резидентами свободного порта Владивосток»

УДК 332.143

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩАЕМЫХ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ, РЕЗИДЕНТАМИ СВОБОДНОГО

ПОРТА ВЛАДИВОСТОК

© 2016

Варкулевич Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой

«Экономика и менеджмент» Кравченко Наталья Руслановна, магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)

Аннотация. Создание свободного порта Владивосток является одним из значимых факторов развития предпринимательства Приморского края и Дальневосточного региона в целом. Но, стоит отметить, что нормативное регулирование деятельности резидентов свободного порта по-прежнему остается недоработанным, в том числе в области бухгалтерского учета товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Предоставление резидентам широкого ряда льгот и преференций способствует возникновению особенностей ведения бухгалтерского и налогового учета товарно-материальных ценностей. В данной статье, помимо выше упомянутых отличительных характеристик, рассмотрены основные экономические проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, получивший статус резидента свободного порта Владивосток, вызванные недостатком информативности и конкретизации нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность резидентов свободного порта, а также отсутствием методических указаний по ведению учета предпринимателями, осуществляющим деятельности в рамках «льготного» режима. В заключение авторами статьи предложена и рассмотрена методика, позволяющая грамотно определить налогооблагаемую базу и заключающаяся в распределении сумм налога пропорционально объему отгруженной продукции, суммам оплаченных поставок или затратам на производство по видам деятельности, попадающим и не попадающим под режим свободного порта Владивосток.

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, товарно-материальные ценности, резиденты, таможенный режим свободной таможенной зоны, льготы и преференции, бухгалтерский учет, налоговый учет, налогооблагаемая база.

FEATURES OF ACCOUNTING PURCHASES AND SALES OF GOODS, PLACED UNDER CUSTOMS PROCEDURE OF FREE CUSTOMS ZONE, RESIDENTS OF THE FREE PORT OF VLADIVOSTOK

© 2016

Varkulevich Tatyana Vladimirovna, candidate of economical science, head of the chair

"Economics and Management" Kravchenko Natalia Ruslanovna, master Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia)

Abstract. Create a free port of Vladivostok is one of the most important factors in the development of business activities of Primorye and the Far East region as a whole. But it is worth noting that the normative regulation of the Freeport resident is still underdeveloped, including the accounting of goods placed under the customs procedure of free customs zone. Providing residents a wide range of benefits and preferences contributes to the peculiarities of accounting and tax accounting of inventory. In this article, in addition to the above-mentioned distinguishing characteristics, the basic economic problems that can confront the entrepreneur, received the status of a resident of the free port of Vladivostok, caused by lack of information content and specificity of normative legal acts regulating the activities of residents of a free port, and the lack of guidelines on maintaining records of entrepreneurs operating within the "privileged" mode. In conclusion, the authors of the article offered and the technique that allows competently determine the tax base lies in the distribution of the amount of tax in proportion to the volume of products shipped, the amount paid or the supply costs of production by activities falling and not falling under the free port of Vladivostok mode.

Keywords: free port of Vladivostok, goods and materials, residents, the free customs zone regime, benefits and preferences, accounting, tax accounting, taxation of the Guy-base.

Последние годы Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание развитию Приморского края и Дальневосточного федерального округа в целом. 4 ноября 2014 г. Президент РФ В.В. Путин выступил с предложением создания свободного порта Владивосток, после чего 8 июля 2015 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон №212-фз «О свободном порте Владивосток».

В общем смысле, под свободным портом понимается порт или определенная его территория, на которой устанавливается право беспошлинного ввоза и вывоза товаров.

Доктор экономических наук Фисенко А.И. в своей статье «Использование института государственного частного партнерства для реализации проекта по созданию зоны порто-франко в южной зоне Приморского края» пишет, что свободный порт - это специально выделенная зона, в которую можно без пошлины провозить товары, вывозить товары метрополии и которая стимулирует открывать новые производства, перерабатывать производимые здесь товары и оказывать соответствующие услуги. [1]

Свободный порт, созданный в столице Приморского края, имеет не только таможенные, но и налоговые и инвестиционные льготы.

В нормативно-правовых документах свободный порт Владивосток рассматривается как часть территории края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. [2]

Если обобщить вышеперечисленные определения, то можно сделать вывод, что под свободным портом Владивосток понимается территории муниципальных образований Приморского края, а также расположенных на них акватории морских портов, на которых устанавливаются налоговые, таможенные, инвестиционные льготы и другие меры государственного регулирования предпринимательства региона.

К свободной гавани Владивостока относятся территории 15 муниципальных образований Приморского края:

1) Владивостокский городской округ;

2) Артемовский городской округ;

3) Городской округ Большой камень;

4) Уссурийский городской округ;

5) Находкинский городской округ;

6) Партизанский городской округ;

7) Надеждинский муниципальный район;

8) Городской округ Спасск-Дальний;

9) Шкотовский муниципальный район,

10) Октябрьский муниципальный район;

11) Ольгинский муниципальный район;

12) Партизанский муниципальный район;

13) Пограничный муниципальный район;

14) Хасанский муниципальный район;

15) Ханкайский муниципальный район [2].

Статус свободного порта Приморскому краю присваивается на семьдесят лет, но в законодательстве рассматривается возможность продления этого срока или досрочного прекращения применения мер государственной поддержки предпринимательской деятельности резидентов свободного порта.

Стоит отметить, что термин «резидент» имеет несколько смысловых значений.

Налоговый кодекс РФ определяет, что резидент - это физическое лицо, фактически находящееся на территории страны не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 последующих месяцев подряд [3].

Но в рамках данной статьи резидентом свободного порта Владивосток признается индивидуальный предприниматель или коммерческая российская организация, получившая статус резидента в соответствие с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» и отвечающая следующим требованиям:

1) Государственная регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществлена на территории свободного порта Владивосток;

2) Организация или ИП не применяет специальных налоговых режимов;

3) Организация или ИП не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории свободного порта Владивосток;

4) ИП или юридическое лицо не должно являться участником консолидированной группы налогоплательщиков;

5) Организация или ИП не является резидентом особой экономической зоны любого типа;

6) Организация или ИП не является участником региональных инвестиционных проектов [2].

Резидентом свободного порта Владивосток не может стать организация, занимающаяся некоммерческой деятельностью, а также финансовой, страховой, и клиринговой. Негосударственный пенсионный фонд и профессиональный участник рынка ценных бумаг также не имеет права являться резидентом свободного порта.

Территория свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне, под которой понимается часть территории государства-члена таможенного союза, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [4].

Выше упомянутая процедура представляет собой особую таможенную процедуру, при действии которой размещение и использование товарно-материальных ценностей не требует от резидента уплаты таможенных пошлин и налогов.

В международной практике таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется достаточно широко, т.к. она представляет собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества участников внешнеэкономической деятельности и государства.

В законодательстве РФ, регулирующем деятельность свободного порта Владивосток, вводятся такие термины как портовый участок территории свободного порта Владивосток и логистический.

Под портовым участком понимается отдельный участок морских портов и территорий аэропортов, осуществляющих международные воздушные перевозки, находящийся на территории свободного порта Владивосток.

Логистический участок свободного порта Владивосток - это земельный участок, который прилегает к железнодорожному или автомобильному пункту пропуска. [5]

Как и любое юридическое лицо, осуществляющее

свою деятельность на территории страны, резиденты свободного порта Владивосток обязаны вести бухгалтерский учет, в частности учет товаров помещаемых по таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Основные отличия в ведении учета товарно-материальных ценностей резидентов и нерезидентов свободного порта Владивосток касаются преимущественно налогового учета, который имеет свои особенности, поскольку организациям предоставляется ряд налоговых льгот и преференций, основные из которых приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Налоговые льготы и преференции, предоставляемые резидентам свободного порта Владивосток.

Налоговые льготы Организационные преференции

Налог Ставка Период

Налог на прибыль 0% в течение 5 лет 1) Ускоренная десятидневная процедура возмещения НДС

10% последующие 3 лет 2) Режим единого окна, вступающий в силу с 01 октября 2016, и подразумевающий осуществление круглосуточ-нойработы пунктов пропуска при прохождении контроля на границе

НДС 0% о ее срочно

Налог на 0% в течение 5 лет 3) Упрощенный восьмидневный визовый режим для иностранных граждан

Налог на имущество 0% в течение 5 лет 4) Сокращенное время контрольных проверок резидентов, которое занимает не более 15 дней

0,5°/» последующие 5 лет 5) Режим свободной таможенной зоны

Страховые 7,6% для резидентов, зарегистрированных в течение 3 б )С окрашенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства

Основной целью данной работы является выявление особенностей бухгалтерского учета резидентами свободного порта Владивосток товарно-материальных ценностей, помещаемых под процедуру свободной таможенной зоны, с учетом льгот и преференций, а также изучение метода распределения сумм налога пропорционально объему отгруженной продукции, суммам оплаченных поставок или затратам на производство по видам деятельности, попадающим и не попадающим под режим свободного порта Владивосток.

Государством разрабатываются новые законопроекты, целью которых является обеспечение комфортной среды для развития предпринимательства в Приморском крае и на Дальнем востоке в целом. Подобные новшества не отставляют без изменений Налоговый кодекс РФ.

Так ведомство подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток», основным аспектом которого является ввод единого налога для резидентов свободного порта.

Данная система налогообложения предполагает освобождение резидентов свободного порта Владивосток от таких налогов как, налог на прибыль, на имущество организаций и НДС [6].

Резиденты свободного порта Владивосток имеют право перейти на «единую» систему налогообложения при условиях, что юридическое лицо не имеет филиалов и представительств за пределами свободного порта и не использует для реализации соглашения об осуществления деятельности имущество других налогоплательщиков. Переход на уплату единого налога может быть осуществлен не позднее 30 календарных дней с момента регистрации организации в качестве резидента.

Объект налогообложения по единому налогу свободного порта Владивосток - доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом доходы и расходы организации необходимо будет определять нарастающим итогом с начала отчетного периода. Отчетным периодом признается полугодие, а налоговым - календарный год [6].

Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях настоящей главы понимается превышение расходов над доходами. Резиденты вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток [6].

Ставка по единому налогу свободного порта Владивосток составит 10 %. Резиденты должны будут

исчислять суммы авансовых платежей, которые необходимо уплатить до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Законопроектом устанавливаются сроки предоставления налоговой декларации по единому налогу, которая должна быть сдана в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом.

Необходимо помнить, что данная система налогообложения не будет являться обязательной для резидентов свободного порта Владивосток, и организация или ИП вправе перейти на общую систему налогообложения с начала нового календарного года.

Возможные варианты операций при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, совершаемые с имуществом, на которое распространяются меры государственной поддержки и налоговые льготы, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Операции по приобретению имущества, при его помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Бухгалтерский учет операций по приобретению резидентом свободного порта Владивосток материальных ценностей и основных средств у российского поставщика не имеет отличительных признаков от учета, осуществляемого юридическим лицом или ИП, не являющимся резидентом, поэтому целесообразно уделить большее внимание изучению учета операций по приобретению имущества из заграницы, бухгалтерский учет которых имеет некоторые особенности.

Основные отличительные черты бухгалтерского учета материальных ценностей и оборудования, помещаемых под процедуру свободной таможенной зоны резидентом свободного порта Владивосток:

Согласно Соглашению о СЭЗ операции по помещению материальных ценностей и оборудования под процедуру свободной таможенной зоны освобождает резидента от уплаты таможенных пошлин и налогов, в частности ввозного НДС.

Действующее законодательство не предусматривает льгот касательно таможенных сборов.

Необходимо помнить, что услуги по доставке ТМЦ железнодорожным транспортом от места прибытия ТМЦ в Россию до станции назначения на территории РФ облагается НДС по ставке 0%. Но, в случае, если ТМЦ были доставлены автомобильным транспортом, данная операция облагается по ставке 18%. Резидент свободного порта Владивосток имеет право принять данную сумму уплаченного НДС к вычету, и воспользоваться ускоренной процедурой возмещения.

При бухгалтерском учете основных средств, приобретенных у зарубежного поставщика для их использования при создании продукции с целью её последующей реализации, действуют те же особенности учета.

НДС, уплаченный поставщикам, за доставку, ремонт, установку основного средства, подлежит возмещению из государственного бюджета в ускоренном режиме, и согласно законодательству занимает 10 дней.

Согласно Федеральному закону «О свободном порте Владивосток» налоговые льготы применяются как в

отношении «товаров», помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, так и в отношении «товаров» изготовленных из них, т.е. готовой продукции [2].

При вывозе готовой продукции, изготовленной из материальных ценностей, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, с территории свободного порта Владивосток действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны прекращается. Действие процедуры также должно быть прекращено при передаче резидентами прав владение, пользования и распоряжения на данное имущество.

В статье 164 НК РФ перечислены виды операций, совершении которых облагается НДС по ставке 0%, данный список операций включает реализацию продукции, помещенную под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Резидент свободного порта Владивосток должен в течение 180 календарных дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, предоставить в налоговый орган копии контракта и свидетельства о регистрации субъекта в качестве резидента свободного порта Владивосток, а также таможенную декларацию, с отметками о выпуске продукции в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны [3].

Налоговый учет операций по реализации продукции, помещенной под таможенный режим свободной таможенной торговли, резидентам и нерезидентам СЭЗ, имеет существенное различие. Поскольку, в случае выпуска на остальную часть таможенной территории РФ для свободного обращения, произведенной резидентом продукции, помещенной под таможенный режим, или отчуждении в пользу нерезидентов, все таможенные пошлины, НДС и акцизы взымаются. Т.е. при реализации готовой продукции российскому покупателю, не являющемуся резидентом свободного порта Владивосток, данная операция подлежит налогообложению НДС по ставкам 10 или 18%.

Таким образом, возможны следующие варианты операций по реализации продукции, помещенной под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Операции по реализации продукции, помещенной под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

При учете данных операций необходимо учитывать следующие особенности:

1. При вывозе иностранной и российской продукции, помещенной под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом экспорта уплачиваются вывозные таможенные пошлины [7];

2. Необходимо помнить что, если резидент не предоставляет полный пакет документов, подтверждающих экспорт по ставке НДС 0%, в течение 180 дней, то на 181 день организация обязана уплатить налог по ставке 18 (10)%;

3. Если продукция перемещается из одной экономической зоны, где применяется процедура свободной таможенной зоны, в другую, то НДС и акцизы уплате не подлежат уплате [8];

4. При реализации продукции нерезиденту СЭЗ - ну-

левая ставка НДС не применяется [9];

5. Помимо этого, при экспорте готовой продукции устанавливается особый порядок НДС, предъявленного поставщиком, согласно которому он производится на последнее число квартала, в котором резидентом был предоставлен пакет документов, подтверждающим право использовать нулевую ставку [10].

Необходимо помнить, что ставка НДС в размере 0% применяется по отношению к услугам, связанных непосредственно с производством и реализацией продукции, вывезенной в таможенной процедуре экспорта и помещенной под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При получении статуса резидента, предприниматель, организовавший новый вид деятельности, попадающий под льготы и преференции свободного порта Владивосток, может столкнуться с рядом трудностей.

При осуществлении операций подлежащих обложению одним налогом по разным ставкам, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций, для деления налогооблагаемой базы на льготную, относящуюся к деятельности режима свободного порта Владивосток, и стандартную, освобожденную от каких либо преференций. При игнорировании данного требования о раздельном учете организация теряет право применение льготного режима налогообложения.

Но законодательная база не включает никаких строго регламентированных методик и рекомендаций ведения раздельного учета, поэтому предприниматель имеет право использовать любою самостоятельно разработанную методику, закрепив её в учетной политике организации и уведомив о её применении налоговый орган.

Одним из способов, позволяющих грамотно распределить налогооблагаемую базу, является метод, предполагающий распределение сумм налога пропорционально объему отгруженной продукции, суммам оплаченных поставок или затратам на производство по видам деятельности, попадающим и не попадающим под режим свободного порта Владивосток.

Например, пропорциональное списание сумм «входного» НДС, предъявленных поставщиками, с помощью предложенного метода осуществляется следующим образом.

Прежде всего, организация раздельного учета предполагает создание новых субсчетов к счетам учета 20, 62, 68, 43, 19 распределяющих суммы НДС под виды деятельности различных режимов. Таким образом, к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» создаются такие субсчета, как:

62.11 - «Расчеты с покупателями и заказчиками, приобретающими продукцию, произведенную в рамках режима свободного порта Владивосток»;

62.12 - «Расчеты с покупателями и заказчиками, приобретающими продукцию, произведенную в рамках обычно режима».

Аналогичные субсчета открываются и для других счетов учета.

Допустим, в отчетном периоде в организацию поступили материальные ценности, предназначенные для производства продукции на сумму 650 140 руб., в т.ч. НДС - 99 174 руб.

Объем реализованной продукции в рамках режима свободного порта составил 1 520 000 руб., а в рамках обычного вида деятельности - 2 360 000 руб. (в т.ч. НДС - 360 000 руб.).

Следовательно, сумма реализованной продукции без учета НДС составляет 3 520 000 руб., в рамках «льготного» и обычного режимов было реализовано 43,18% и 56,82% общего объема отгруженной продукции соответственно.

Согласно предложенному методу сумма «входного» НДС должна быть пропорционально распределена между операциями разных режимов. Для этого общую сумму налога необходимо умножить на долю отгруженной

продукции данного режима.

Таким образом, сумма «входного» НДС по операциям, проводимым в рамках режима свободного порта Владивосток, и подлежащая возмещению из бюджета в 10-дневный срок, составляет 42 823 руб. А сумма НДС, принимаемая к вычету по операциям обычного режима, - 56 351 руб.

Методика ведения раздельного учета не регламентируется нормативными документами, а нормативная база, касающаяся деятельности резидентов свободного порта по-прежнему нуждаются в поправках и уточнениях.

Необходимо отметить наличие некоторого разночтения в понятийном аппарате с точки зрения толкования различными нормативными документами терминов, используемых при режиме «Свободный порт». Так, в законе «О свободном порте Владивосток» слово «товар» носит смысловую нагрузку, соответствующую таможенному термину. Согласно кодексу Таможенного союза, товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу. Однако, в Гражданском кодексе и в нормативных документах, регламентирующих бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей, товары - это частью материально-производственных запасов, предназначенных для перепродажи. С точки зрения бухгалтерского учета и согласно протоколу Наблюдательного совета свободного порта Владивосток от 21.10.2015 г. №1, в соответствии с которым льготы режима СПВ не распространяются на торговую деятельность, использование термина «товар», на наш взгляд, является неверным и его целесообразно заменить термином «материальные ценности, не предназначенные для продажи». Для более четкого понимания данного аспекта резидентами СПВ целесообразным было бы поимено-вание состава материальных ценностей, приобретаемых или продаваемых в целях функционирования субъекта хозяйствования - резидента СВП [11].

Реформирование законодательства в области налогового регулирования и предоставление резидентам свободной экономической зоны Владивостока такого количества преференций способствует росту эффективности предпринимательской деятельности, и соответственно, увеличению инвестиционных потоков предпринимательства Приморского края и Дальнего востока в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фисенко А.И. Использование института государственного частного партнерства для реализации проекта по созданию зоны порто-франко в южной зоне Приморского края [Электронный ресурс] / А.И. Фисенко, Е.А. Хамаза// Использование института государственно-частного партнёрства для реализации проекта по созданию зоны «Порто-франко» в южной зоне Приморского края: научная библиотека КиберЛенинка - 2015- Режим доступа: http://cyberleninka.m/artide/n/ispolzovame-instituta-gosudarstvenno-chastnogo-partnyorstva-dlya-realizatsii-proekta-po-sozdaniyu-zony-porto-franko-v-yuzhnoy-zone;

2. Федеральный закон от 13.07.15 №212-фз «О свободном порте Владивосток» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»;

3. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть вторая. [Электронный ресурс] /СПС «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200929&fld=134 &й"от=107225-2874&1"М=214990.6318092855014297&;

4. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 г. [Электронный ресурс] /СПС «Консультант Плюс» -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_ doc_LAW_102087/;

5. Проект Приказа Минфина России от 15 июня 2016 г. № 83н "Об утверждении Порядка ввоза, вывоза и хранения товаров, помещенных за пределами порто-

вых участков и логистических участков под таможенные процедуры, применимые к вывозимым товарам, на территории портовых участков и логистических участков свободного порта Владивосток"[Электронный ресурс] /Информационно-правовой портал «Гарант.Ру» -Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71342478/;

6. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток». [Электронный ресурс] /СПС «Консультант Плюс»;

7. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] /СПС «Консультант Плюс»;

8. Таможенный режим свободной таможенной зоны [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. audit-it.ru/articles/account/tax/a46/44906.html;

9. Налогообложение резидентов особых экономических зон [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// gsl.org/ru/press-center/press/%D0%BD;

10. Восстановления экспортного НДС. Разъяснения Минфина России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rosco.su/press/vosstanovlenie_eksportnogo_nds/;

11. Варкулевич Т.В., Дейнеко К.И. Свободный порт Владивосток: перспективы развития и проблемы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. № 2 (25). С. 82-86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.