УДК 332.143
СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ
© 2016
Варкулевич Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Экономика и менеджмент» Дейнеко Ксения Игоревна, магистрант
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)
Аннотация. На сегодняшнем этапе законодательные и нормативные акты о режиме свободном порте Владивосток находятся на стадии доработки, конкретизации, уточнения некоторых положений. Имеющаяся же информация о предоставляемых возможностях и требованиях к резидентам не всегда понятна и доступна, нуждается в систематизации и комплексном анализе. В связи с этим, претендентам на получение статуса резидента на сегодняшний момент сложно понять, какими правами они будут наделены и какие обязательства будут наложены на них в будущем. В статье даны комментарии к определяющим понятиям и положениям законодательства о свободном порте Владивосток, а также внесены предложения по замене некоторых терминов для исключения разночтений в понятийном аппарате. Авторами статьи сформулированы принципы действующего предприятия резидента свободного порта Владивосток, и в рамках их реализации рассмотрены проблемы, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, расчетом налогооблагаемой базы. В заключение рассмотрены возможные варианты вступления в ряды резидентов свободного порта Владивосток, а также определены возникающие в связи со сделанным выбором положительные и отрицательные моменты при функционировании предприятия.
Ключевые слова: Свободный порт Владивосток, резиденты, законодательство о свободном порте Владивосток, термин «товар», не декларируемые товары.
FREE PORT OF VLADIVOSTOK: DEVELOPMENT PROSPECTS AND PROBLEMS
© 2016
Varkulevich Tatiana Vladimirovna, candidate of economical science, head of the chair
«Economics and management» Deineko Kseniia Igorevna, master
Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia)
Abstract. Today the legislator modifies, elaborates normative acts on the regime of the free port of Vladivostok and clarifies certain regulations. The information about opportunities and requirements for residents is not always clear and accessible, it needs to be systematized and it needs to be subject to complex analysis. In this regard, applicants for resident status usually do not know what rights and responsibilities they will have in the future. The article presents comments on defining concepts and provisions of the law on the free port of Vladivostok and proposes replacing certain terms to avoid misinterpretation of concepts. The authors formulated the principles of residents and discussed the problems of accounting and tax accounting. In conclusion, the authors considered the possible options for entry into free port as residents and also identified positive and negative aspects of a residence enterprise functioning.
Keywords: Free port of Vladivostok, residents, legislation on the free port of Vladivostok, term «goods», undeclared goods.
Исторически преемственным курсом, который должен оставаться неизменным назвал Владимир Путин в ходе своего выступления на пленарном заседании Восточного экономического форума Развитие Дальнего Востока. Выделяя в качестве основных целей подъем экономики и инфраструктуры региона, формирование новых производств и рабочих мест, он определил будущее Дальнего Востока как одного из ключевых центров социально-экономического развития всей страны, который должен быть эффективно интегрирован в бы-строразвивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. В качестве основных приоритетов были названы расширение экономической свободы и предоставление для отечественных инвесторов лучших условий для ведения бизнеса.
Основой реализации этих целей должно послужить предоставление Владивостоку статуса свободного порта с облегченным налоговым режимом. Режим свободный порт Владивосток (далее СПВ) предоставляет большие возможности для развития предпринимательской деятельности в Приморском крае. Льготное налогообложение и преференции способствуют реализации бизнес проектов в сокращенные сроки, а также эффективному их развитию в будущем, обеспечивая конкурентоспособность деятельности субъектов хозяйствования за счет максимального снижения себестоимости продукции (услуг), повышения прибыльности.
История создания porto franco - свободного порта, пользующегося правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, неразрывно связана с существованием и развитием Владивостока. С 1861 года портовая зона города, насчитывающая тогда несколько причалов, преобразовалась в порт с высоким трафиком грузовых и морских
перевозок. Благодаря статусу свободной гавани в период с 1883 года по 1899 год объем грузооборота в порту Владивостока увеличился с 47,8 тыс. тонн до 333,3 тыс. тонн. Проект открытого порта просуществовал до 1909 года, его отмена объяснялась возможностью увеличения денежных поступлений в казну от таможенных платежей и восстановления регулирующей и контролирующей функции государства. Отмена свободной торговли привела к таким последствиям, как падение торговой роли Владивостока в Азиатско-Тихоокеанском регионе, увеличение числа случаев и объема контрабанды по всей сухопутной границе с Китаем [1]. Необходимо отметить, что сегодняшний режим свободный порт Владивосток не является аналогом режима porto franco 1861 года, так как предоставляет право беспошлинного ввоза и вывоза товаров только определенным категориям предприятий и распространяется на конкретную группу товаров.
Экспертные ожидания от введения нового экономического режима достаточно высоки. К территории свободного порта Владивосток относятся все ключевые порты юга Дальнего Востока от Посьета до Находки и аэропорт Кневичи. В зону действия свободного порта входят перспективные крупные международные транспортные коридоры, такие как «Приморье-1» и «Приморье-2». Их реализация позволит получить значимый экономический эффект для региона за счет обеспечения транзита грузов из Северо-Восточных провинций Китая в порты Приморья с последующей отгрузкой на суда в адрес стран азиатского региона [2]. Облегченный визовый режим, современный и быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли, меры государственной поддержки предпри-
нимателеи должны привлечь инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, создание и развитие производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной на рынках АТР продукции, ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения Дальнего Востока [3]. По предварительной оценке экспертов, в результате создания свободного порта Владивосток ожидается существенный рост ВРП Приморского края - в 2,2 раза к 2025 году (до 1,4 трлн рублей) и в 3,4 раза к 2034 году (до 2,1 трлн рублей). Прирост ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 году может составить 1,97 трлн рублей. Количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тыс. человек — к 2021 году, 108 тыс. человек - к 2025 году, 468,5 тыс. человек - к 2034 году. Создание Свободного порта Владивосток позволит, по прогнозам экономистов, увеличить инвестиции в 2.5 раз [2].
Согласно действующему законодательству резидентом свободного порта Владивосток может стать индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, местом государственной регистрации которых является территория свободного порта Владивосток, заключившие соглашение об осуществлении деятельности и включенные в реестр резидентов свободного порта Владивосток [4]. Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В настоящее время статус резидента свободного порта получили около 15 компаний. В рамках свободного порта в Приморье планируется современное сельскохозяйственное производство, деятельность в области спорта, создание логистических центров, рыболовство и другое [5].
Столь небольшое количество резидентов можно объяснить тем, что основные преференции закона о Свободном порте пока не вступили в силу (беспошлинный и безналоговый ввоз иностранных товаров, круглосуточный режим работы пунктов пропуска). На сегодняшнем этапе законодательные и нормативные акты о режиме свободном порте Владивосток находятся на стадии доработки, конкретизации, уточнения некоторых положений. Имеющаяся же информация о предоставляемых возможностях и требованиях к резидентам достаточно разрознена, не всегда понятна и доступна, нуждается в систематизации и комплексном анализе, ввиду чего претендентам на получение статуса резидента на сегодняшний момент сложно понять, какими правами они будут наделены и какие обязательства будут наложены на них в будущем. Таким образом, для того, что бы закон о Свободном порте стал реально действующим механизмом, на наш взгляд, необходима разработка методических указаний, комментариев, утвержденных на законодательном уровне.
Обратимся к определяющим понятиям и положениям законодательства «О свободном порте Владивосток».
Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности [4]. При этом закон определяет порядок льгот для резидентов, основные из которых приведены ниже.
1. Налоговые льготы:
1.1 пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% предоставляемые на 10 лет резидентам со дня получения ими статуса, при этом можно воспользоваться данной льготой в течение 3 лет после принятия закона «О свободном порте Владивосток» [6].
1.2 в течение пяти налоговых периодов ставка налога на прибыль составляет 0% в Федеральный [7] и 0% в краевой бюджет начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена прибыль от деятельности, осуществляемой на территории свободного порта Владивосток; в течение следующих пяти налоговых периодов в размере 10 % -
ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет [8].
1.3 ставка налога на имущество в течение 5 лет 0% и 0,5% последующие 5 лет [9].
1.4 ставка налога на землю 0% в течение 5 лет.
2. Организационные преференции:
2.1. Ускоренная процедура возмещения НДС (10 дней) [5].
2.2. Сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства (40 дней).
2.3. Режим единого окна. При прохождении контроля на границе осуществляется круглосуточный режим работы пунктов пропуска (начало действия с 01.10.2016 г).
2.4. Режим свободной таможенной зоны для резидентов: беспошлинный и безналоговый: ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров, вывоз товаров (оборудования), ввоз иностранных товаров (оборудования). Упрощенный транзит товаров между зонами Свободного порта Владивосток вступает в силу с 01.10.2016 г. По данным Дальневосточного таможенного управления, при таком режиме товары размещаются без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров ЕАЭС. В пунктах пропуска через государственную границу России останутся только два контрольных органа: пограничная и таможенная службы. Санитарно-карантинный, фитоса-нитарный контроль, а также ветеринарный надзор будут осуществлять таможенные органы.
2.5. Упрощенный визовый режим. Получение 8-дневной визы на границе для иностранных граждан, вступает в силу с июля 2016 г. [10].
2.6. Сокращенное время проведения контрольных проверок - не более 15 дней.
В настоящее время к свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края: городских округов Владивостока, Артема, Большого Камня, Находки, Партизанска, Спасска-Дальнего, Уссурийска, а также Надеждинского, Шкотовского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пограничного, Хасанского и Ханкайского районов, в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований [4].
Анализ действующего нормативно-правового поля позволил сделать выводы о том, что перечень видов деятельности резидентов не является открытым.
Так, например, согласно протоколу наблюдательного совета свободного порта Владивосток от 21.10.2015 г. №1 резиденты не вправе осуществлять виды деятельности:
- добыча нефти и природного газа;
- деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (за исключением: аренды и лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования; строительных машин и оборудования для гражданского строительства, транспортных средств; воздушных транспортных средств; водных транспортных средств; железнодорожных транспортных средств; двигателей, турбин и станков; прочих машин и оборудования, и материальных средств);
- производство подакцизных товаров, за исключением производства автомобилей легковых, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива [11].
Такие меры государственной поддержки, как льготы по федеральным налогам и пониженными тарифными ставками страховых взносов не предоставляются при осуществлении резидентами следующих видов деятельности:
1) финансовой и страховой,
2) оптовой, розничной торговли [12].
Необходимо отметить некоторые разночтения в понятийном аппарате с точки зрения толкования различными нормативными документами терминов, используемых при режиме «Свободный порт». Так, в законе «О свободном порте Владивосток» слово «товар» носит смысловую нагрузку, соответствующую таможенному термину. Согласно кодексу Таможенного союза, товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу. Однако, в Гражданском кодексе и в нормативных документах, регламентирующих бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей, товары - это частью материально-производственных запасов, предназначенных для перепродажи. С точки зрения бухгалтерского учета и согласно протоколу Наблюдательного совета свободного порта Владивосток от 21.10.2015 г. №1, в соответствии с которым льготы режима СПВ не распространяются на торговую деятельность, использование термина «товар», на наш взгляд, является неверным и его целесообразно заменить термином «материальные ценности, не предназначенные для продажи». Для более четкого понимания данного аспекта резидентами СПВ целесообразным было бы поимено-вание состава материальных ценностей, приобретаемых или продаваемых в целях функционирования субъекта хозяйствования - резидента СВП.
Необходимое условие для включения в реестр резидентов - реализация на территории свободного порта Владивосток (СПВ) нового инвестиционного проекта, либо организация нового вида деятельности, который не осуществлялся им ранее до направления заявки. При этом общая сумма капитальных вложений в предприятие должна составлять не менее 5 млн. руб. в течение трех лет. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, а именно затраты на новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования [13]. Учет деятельности резидента СВО ведется в соответствии с требованиями законодательства РФ о бухгалтерском учете [4]. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) определены основополагающие принципы бухгалтерского учета, также авторами Варкулевич Т.В. и Дейнеко К.И. данные принципы развиты в статье «Основы реализации базовых принципов бухгалтерского учета при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Согласно принципу имущественной обособленности организация должна иметь на балансовом учете только то имущество, которое принадлежит ей на праве собственности. [14] Принцип непрерывности деятельности организации ВЭД означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Принцип последовательности применения учетной политики подразумевает, что при формировании учетной политики организации необходимо учитывать особенности, возникающие в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. [14] К сожалению, в настоящее время сопутствующим фактором функционирования режима СПВ является нарушение всех базовых принципов бухгалтерского учета.
При реализации своего проекта у резидента возникает проблема соблюдения принципа имущественной обособленности. Создание нового юридического лица для предпринимателя, который уже занял определенную рыночную нишу влечет за собой сложности с оформле-84
нием кредита и новых лицензий, необходимость дополнительных затрат на рекламу, маркетинг при реализации бизнес проекта СПВ. При получении статуса резидента в связи с организацией нового вида деятельности для уже функционирующего предприятия возникает необходимость раздельного учета ввиду необходимости деления налогооблагаемой базы на льготную и обычную. Налоги от деятельности, не попадающей под действие режима СПВ, такие предприятия должны платить на общем основании и преференции на нее не распространяются. Между тем, ни Налоговый Кодекс, ни один другой нормативный документ не регламентирует деление режимов налогообложения, что вероятнее всего повлечет за собой разногласия и непонимание со стороны налоговых органов. В результате перед предпринимателем встанет выбор: создавать новое юридическое лицо для реализации проекта, что повлечет за собой сложности и дополнительные расходы, либо организовывать новый вид деятельности в рамках действующего предприятия, осознавая неизбежность определенных трудностей при ведении бухгалтерского учета, формировании отчетности и расчете налогов для разных видов деятельности.
Министерством РФ по развитию Дальнего Востока представлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободном порте Владивосток»» от 13.01.2016 г., согласно которому уже функционирующие компании смогут стать резидентами свободного порта, при условии, что их деятельность имеет существенное социально-экономическое значение для Приморского края [15]. При этом обозначены следующие критерии отбора: организация должна иметь существенный вес в регионе как в социальном (например, по количеству рабочих мест), так и в экономическом плане (минимальный платеж в казну Приморья, города - около 10 млн рублей ежегодно). Также предприятие должно функционировать на территории края не менее 2-х лет. Сфера деятельности таких компаний тоже ограничена - компания должна заниматься производством товара [16]. Бизнес-план юридического лица должен предусматривать техническое перевооружение и модернизацию оборудования, в результате которых производство товаров должно возрасти на пятьдесят и более процентов [15]. От таких организаций так же ожидают и больших инвестиций - около 100 миллионов рублей только за первые три года [16]. Столь жесткие критерии отбора и требования определяют проблему соблюдения принципа непрерывности деятельности для таких организации в условиях сложной экономической ситуации, сложившийся в связи с введением в отношении России международных санкций, увеличением валютных рисков, оттоком иностранного капитала. Следовательно, потенциальным резидентам СВП для обеспечения прибыльности предприятия необходимо реализовать проект с ориентированностью деятельности на экспорт, который мог бы привлечь иностранных инвесторов. Необходимо отметить факторы, снижающие возможности эффективного осуществления проекта для предпринимателя, - это неразвитая инфраструктура, которая ограничивает прибытие большого количества торговых судов, а, следовательно, мешает увеличению объемов грузопотока, а также отсутствие дешевой рабочей силы, в том числе квалифицированных работников для промышленных предприятий [17].
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободном порте Владивосток»» находится в стадии разработки и планируемый срок его вступления в силу в мае 2016 г. [15]. На наш взгляд, подготовка и вступления в силу нормативного правового акта «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободном порте Владивосток»», созданного на основе одноименного законопроекта внесет ясность в решение существующих проблем и конкретизирует критерии и объем предоставляемых преференций. Кроме того, требует решения на законодательном уровне обоснован-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2(15)
ности расчета льготной налогооблагаемой базы, так как в редакции Федерального закона «О свободном порте Владивосток» не предусмотрено принятие в резиденты СПВ уже действующего предприятия без реализации им нового проекта. На сегодня отсутствует нормативный документ, регулирующий процесс перехода действующего предприятия, ставшего резидентом СПВ, с общего режима налогообложения на льготный. Решение данной проблемы требует принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Не определена дата, с которой налоги будут считаться по-новому, возможно, это будет дата внесения в Реестр сведений о резиденте СВП или, другой вариант, расчет с применением преференций будет осуществляться только со следующего отчетного налогового периода. Если считать, что деятельность компании как резидента начинается с даты внесения в Реестр (стандартный случай согласно Реестру это конец марта) [5], то возникнут трудности делением налогооблагаемой базы на льготную и обычную, а также с расчетом страховых взносов. Однако, если считать налоги по-новому только со следующего отчетного периода, то у компании возможны большие финансовые потери.
На территории свободного порта Владивосток применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года [4].
Согласно Федеральному закону СПВ таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее СТЗ) может производиться либо на портовых и логистических участках СПВ, либо на участке резидента СПВ, что является одной из привилегий нового режима, которая позволит сократить затраты по перемещению груза. Однако требования законодательства, как именно участок резидента СПВ должен быть обустроен и оборудован, на сегодня еще не утверждены, следовательно, резидент СПВ не может воспользоваться возможностью проведения таможенной процедуры на своем участке [18].
Товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной зоны, подлежат декларированию. Исключение составляют товары, которые соответствуют двум условиям: ввоз осуществляется на портовые участки и логистические участки с территории государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, а также товары не предназначены для целей строительства, реконструкции объектов инфраструктуры морского порта или аэропорта, расположенных на портовых участках и логистических участках. В отношении таких товаров совершаются только таможенные операции, связанные с их прибытием (разгрузка, перегрузка на другое транспортное средство, хранение).
Рассмотрим проблемы, связанные с отражением в бухгалтерском учете и отчетности иностранных товаров, не подлежащих декларированию. Учет таких товаров ведется в соответствии с требованиями законодательства РФ о бухгалтерском учете без указания в документах бухгалтерского учета регистрационных номеров таможенных деклараций. Любые хозяйственные операции с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной зоны, и продукцией, изготовленной (полученной) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной зоны, отражаются в первичных учетных документах в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете [4].
Однако имеется проблема отсутствия документа, заменяющего таможенную декларацию в части выполнения таких функций, как фиксация таможенной стоимости в иностранной валюте, определение и отражение курса рубля по отношению к иностранной валюте на дату подачи информации в таможенный орган о ввезен-
ном иностранном грузе, отражение даты таможенного разрешения о выпуске товара, отражение суммы НДС, уплаченного в таможенный орган и подлежащего возмещению из бюджета. На наш взгляд, стоимость товаров в иностранной валюте можно подтвердить инвойсом, спецификацией, коносаментом. Стоимость в рублевом выражении товара определяется расчетным путем с учетом способа оплаты (авансом или по факту) и даты получения разрешения выпуска груза с таможни и отражается в первичных бухгалтерских документах. Возникает трудность с подтверждением суммы НДС, уплаченной в таможню с целью возмещения из бюджета. Если резидент СПВ - новое юридическое лицо, можно эту сумму подтвердить платежными поручениями, по которым осуществлялись оплаты НДС в таможню, а также отчетом о расходе денежных средств, предоставляемым таможней. Однако, если резидент - организация, осуществляющая несколько видов деятельности, один из которых не попадает под льготный режим Свободный порт, или резидент СПВ уже действующая компания, получившая свой статус с конкретной даты, то определение платежных поручений, по которым уплачивался НДС именно с льготного вида деятельности, будет достаточно трудоемким, а так же может повлечь за собой запросы и проверки со стороны налоговых органов. Все вышеперечисленное определяет необходимость формирования и последовательности применения такой учетной политики, которая бы определяла систему организации бухгалтерского учета с учетом всей специфики деятельности компании. Также существует проблема полного раскрытия в учетной политике ее организационных, технических, методических и налоговых аспектов и конкретизации учета стоимости импортных товаров, для обеспечения достоверности формирования финансовых результатов, для компаний резидентов СПВ. При разработке этого локального документа необходимо формирование дополнительных элементов учетной политики организации, учитывающих особенности деятельности для управления внешнеэкономическими операциями.
Таким образом, предприниматель - потенциальный резидент СПВ, должен создать новое юридическое лицо, либо в рамках действующего предприятия организовать реализацию нового проекта. Другой вариант - при соответствии более строгим критериям уже функционирующему социально значимому предприятию подать заявку на присвоение статуса резидента на определенную дату. Каждый из выбранных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Как для предпринимателя, планирующего получить статус резидента СПВ, так и для действующего резидента необходим постоянный мониторинг изменений в законодательстве о свободном порте Владивосток, нововведений и комментариев к ним, что будет являться залогом эффективной реализации как отдельных проектов, так и деятельности предприятия в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. История порто-франко во Владивостоке [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dvrate.ru/ top/67-istoriya-porto-franko-vo-v1adrvostoke.htm1
2. Большаков М. Свободный порт Владивосток станет порто-франко XXI века [Электронный ресурс] / М. Большаков. - Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/ апа1уйс_ригпа1/6303.Ыт1
3. Владимир Путин подписал закон о создании Свободного порта Владивосток [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://primamedia.ru/news/449357/
4. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» [Электронный ресурс]: от 13.07.2015 N 212-ФЗ // КонсультантПлюс
5. Корпорация развития Дальнего Востока [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. erdc.ru/v1adivostok
6. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд со-
циального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Статья 58.6. [Электронный ресурс]: от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // КонсультантПлюс
7. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток»» [Электронный ресурс]: от 03.07.2015 214-ФЗ // КонсультантПлюс
8. Закон Приморского края «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций» [Электронный ресурс]: от 01.12.2015 № 719-КЗ - Режим доступа: https://www. nalog.ru/rn25/about_fts/docs/5842468/
9. Закон Приморского «О внесении изменения в статью 2 Закона Приморского края «О налоге на имущество организаций края»» [Электронный ресурс]: от 01.12.2015 № 718-КЗ - Режим доступа: https://www. nalog.ru/rn25/about_fts/docs/5843843
10. Упрощенная виза в рамках проекта «Свободный порт Владивосток» будет бесплатной [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tourism.interfax.ru/ru/news/ articles/32236/
11. Виды предпринимательской деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]: утв. решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток протокол наблюдательного совета свободного порта Владивосток от 21.10.15 № 1 - Режим доступа: http:// assoc.khv.gov.ru/development-tools/911
12. Виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых резидентам свободного порта Владивосток не предоставляются меры государственной поддержки [Электронный ресурс]: утв. решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток протокол наблюдательного совета свободного порта Владивосток от 21.10.15 № 1 - Режим доступа: http:// assoc.khv.gov.ru/development-tools/911
13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток» [Электронный ресурс]: от 20.10.2015 N 1123 // КонсультантПлюс
14. Варкулевич Т.В., Дейнеко К.И. Основы реализации базовых принципов бухгалтерского учета при осуществлении внешнеэкономической деятельности»// Журнал «Экономика и предпринимательство. - 2015 -№5, ч. 1
15. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» [Электронный ресурс]: от 13.01.2016 - Режим доступа: https://regulation.gov.m/projects#npa=44682
16. В Свободный порт Владивосток все-таки пустят «старичков» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vladnews.ru/2015/12/22/101245/v-svobodnyj-port-vladivostok-vse-taki-pustyat-starichkov.html
17. Латкин А. Кому нужен порто-франко// Российская газета.- 2015- № 015-016 (4960-4961)
18. «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [Электронный ресурс]: от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) // КонсультантПлюс