Научная статья на тему 'Свободная таможенная зона морского порта Владивосток'

Свободная таможенная зона морского порта Владивосток Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1098
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИДЕНТЫ СВОБОДНОГО ПОРТА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / FREE PORT RESIDENTS / CUSTOMS CONTROL / FREE CUSTOMS ZONE REGIME / CUSTOMS OFFICIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысак Евгений Дмитриевич

Рассматриваются вопросы законодательства, касающиеся режима свободной таможенной зоны. Анализируются особенности таможенного контроля в свобод-ном порту Владивосток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лысак Евгений Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Free Customs Zone of Vladivostok Sea Port

The article deals with the issues of legislation relating to the free customs zone regime. The author analyzes the features of customs control at Vladivostok free port.

Текст научной работы на тему «Свободная таможенная зона морского порта Владивосток»

УДК 339.543.62 ББК 65.428

Е.Д. ЛЫСАК

Свободная таможенная зона морского порта Владивосток

Рассматриваются вопросы законодательства, касающиеся режима свободной таможенной зоны. Анализируются особенности таможенного контроля в свободном порту Владивосток.

Ключевые слова: резиденты свободного порта, таможенный контроль, режим свободной таможенной зоны, должностные лица таможенных органов.

E.D. Lysak

Free Customs Zone of Vladivostok Sea Port

The article deals with the issues of legislation relating to the free customs zone regime. The author analyzes the features of customs control at Vladivostok free port.

Keywords: free port residents, customs control, free customs zone regime, customs officials.

В истории Российской империи морской порт Владивосток уже был порто-франко [1]. На тот период развития Российского государства необходимо было накормить переселенцев, которые по аграрной реформе П. А. Столыпина получали земельные наделы в Сибири и на Дальнем Востоке страны. Организованное заселение Дальнего Востока с 50-х годов XIX в. дало импульс к развитию производительных сил региона: расширялись промыслы, увеличивалось сельскохозяйственное производство, возросла торговля. Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался крайне отсталым регионом царской России. Введение режима беспошлинной торговли имело большое значение для Дальнего Востока: оно позволило в какой-то степени смягчить имевшиеся экономические проблемы.

В настоящее время, т. е. в истории современной России, порт Владивосток получает режим свободного порта сроком на 70 лет. И в этой связи

ЛЫСАК Евгений Дмитриевич — старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

30

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

представляется интересным рассмотреть цели принятия нового федерального закона1, которые сформулированы в его статье 1:

- обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления, общественности, предпринимателей и инвесторов в целях развития свободного порта Владивосток; использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);

- развитие международной торговли с государствами АТР;

- создание и развитие производств, основанных на применении современных технологий и ориентированных на выпуск в свободном порту Владивосток конкурентоспособной продукции в государствах АТР;

- ускорение социально-экономического развития территории свободного порта Владивосток и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока.

В статье 2 дается понятие «свободного порта Владивосток». Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

В отличие от предыдущего понятия «вольной гавани», созданной во Владивостоке в 1858 г., нынешнее понятие «свободного порта» охватывает площадь 28,4 тыс. кв. м территории Приморского края, включая 15 муниципальных образований [3]. К свободному порту Владивосток относятся: Артемовский городской округ, Владивостокский городской округ, городской округ Большой Камень, Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, городской округ Спасск-Дальний, Уссурийский городской округ, Надеждинский муниципальный район, Шкотовский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Ольгинский муниципальный район, Партизанский муниципальный район, Пограничный муниципальный район, Хасанский муниципальный район, Ханкайский муниципальный район, в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований. Важно подчеркнуть, что в нынешней редакции закона акватории морских портов Приморского края (Владивосток, Находка, Восточный, Ольга, Посьет, Зарубино) полностью

1 В связи с принятием федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» было изменено несколько федеральных законов, в частности, приняты поправки в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Кроме того, был принят новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона “О свободном порте Владивосток”» от 13.07.2015 № 213-ФЗ.

ЭКОНОМИКА

31

включены в свободный порт Владивосток. Срок существования свободного порта Владивосток может быть продлен федеральным законом.

На протяжении всего срока существования управление свободным портом Владивосток осуществляется наблюдательным советом свободного порта Владивосток, который является коллегиальным органом управления.

В состав наблюдательного совета свободного порта Владивосток входят - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координирующий работу федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа; руководитель уполномоченного федерального органа; руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Приморского края; председатель законодательного (представительного) органа Приморского края; главы муниципальных образований, территории которых входят в состав территории свободного порта Владивосток; заместители руководителей: федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере; федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела; федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах; федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов; руководитель управляющей компании.

В состав наблюдательного совета свободного порта Владивосток также включаются представители территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и территориальных объединений работодателей с правом принимать участие в решении вопросов, указанных в законе о свободном порте Владивосток.

Особое значение имеет новое понятие - «резидент свободного порта Владивосток», которое введено настоящим законом. Правовой статус резидента свободного порта Владивосток регламентируется главой 3 настоящего федерального закона.

Под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых произведена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили, в соответствии с настоящим федеральным законом, соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток. Примечательно, что резидентами свободного порта Владивосток могут быть и иностранные лица,

32

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

которые вправе вести свою деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности. В этой связи для иностранных граждан упрощается визовый режим и устанавливается режим свободной таможенной зоны для резидентов свободного порта Владивосток, который включает ввоз, хранение, использование иностранных товаров без пошлин и без налогов.

Федеральный государственный контроль (надзор), в том числе таможенный контроль на территории свободного порта Владивосток, в отношении резидентов свободного порта Владивосток осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, т. е. органы государственного контроля (надзора), в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особо важно подчеркнуть, что для таможенных органов появляются новые полномочия, которые до принятия закона осуществляли другие федеральные органы [1; 2]. Так, например, ст. 14 закона «О ветеринарии» дополнена частями 7-9 следующего содержания:

«В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, должностные лица таможенных органов осуществляют государственный ветеринарный надзор в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.

По результатам государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, с учетом системы управления рисками принимается одно из следующих решений:

- о немедленном вывозе товаров с территории Российской Федерации;

- о пропуске товаров на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в специально оборудованные и оснащенные места назначения (доставки) для завершения государственного ветеринарного надзора должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

- о направлении товаров высокого уровня риска в специально оборудованные и оснащенные места (пограничные ветеринарные контрольные пункты) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, для проведения досмотра товаров уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации;

- о направлении товаров в специально оборудованные и оснащенные места (ветеринарные контрольные пункты), находящиеся в регионе деятельности таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через

ЭКОНОМИКА

33

Государственную границу Российской Федерации, для завершения государственного ветеринарного надзора должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора.

Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками определяет федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела» [1].

Статья 13 федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»2 также претерпела изменения: в пунктах 3 и 4 настоящей статьи говорится, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, участвует в осуществлении государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток.

В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых перевозчиком или лицом, действующим от его имени, при прибытии пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации.

По результатам проверки документов должностными лицами таможенных органов принимается решение о ввозе пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо об их немедленном вывозе с территории Российской Федерации, либо об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, для проведения досмотра пищевых продуктов, материалов и изделий уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.

Примечательно, что проверки таможенных органов в отношении резидентов свободного порта Владивосток будут проводиться в соответствии

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 150; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 14. Ст. 1458; 2007. № 1. Ст. 29; 2011. № 1. Ст. 6; 2011. № 30. Ст. 4590; 2015. № 1. Ст. 85.

34

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

с требованиями федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4]. В этой связи часть 4.1 статьи 1 указанного федерального закона дополнена словами «и федеральным законом “О свободном порте Владивосток”».

Список литературы

1. О ветеринарии [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-I. Режим доступа: http://base.garant.ru/10108225/

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 23. Ст. 2930. Режим доступа: http://www.szrf.ru/ doc.phtml?nb=edition00&issid=2014023000&docid=10

3. Для пользы и процветания: из истории экономических связей Российского Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (1856-1925 гг.): документы и материалы. Владивосток: Дальнаука, 2012. С. 182-204.

4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12164247/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.