КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 3. С. 51-58. УДК 342.8
DOI 10.25513/1990-5173.2019.16(3).51-58
СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ В КОНТЕКСТЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
С. Н. Слободчикова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия
Введение. На современном этапе подлинным идеалом правовой демократии является обеспечение права граждан участвовать в управлении делами государства, в частности избирать и быть избранными в органы публичной власти и на выборные публичные должности. Фундаментальной основой народовластия в демократическом государстве выступают свободные выборы. В этой связи рассматривается термин «свободные выборы» с точки зрения его нормативного и литературного закрепления. Анализируются международные и внутригосударственные акты в области прав и свобод человека и гражданина, закрепляющие наименование данного принципа избирательного права. Цель. Исследование лексико-семантической конструкции принципов избирательного права обуславливает понимание истинной ценности свободных выборов как основы народовластия. В свою очередь, свободные выборы в силу своего закрепления в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации могут претендовать на роль метапринципа в системе фундаментальных избирательных начал. Методология. Достижению поставленной цели способствовало применение как общенаучных, так и специальных методов познания социально-правовых явлений (сравнительно-правовой метод, метод правового моделирования). Результаты. Обозначенная в работе позиция автора опирается на международные и внутригосударственные правовые акты в области прав человека, а также на мнения представителей юридической науки, предлагающих различные подходы к определению принципа свободных выборов и его положению в конструкции существующих принципов избирательного права. Заключение. В результате проведённого исследования определяется необходимость использования нормативно закреплённого в наименовании сочетания частей речи - «принцип свободных выборов». Делается вывод о том, что свободные выборы в совокупности со всеобщим, равным и прямым избирательным правом при тайном голосовании представляют одну лексико-семантическую группу определений. Однако свободные выборы можно при этом наделить особой, ведущей ролью.
Ключевые слова: свободные выборы; принцип свободных выборов; принцип избирательного права; метапринцип; легитимные органы власти; однородные прилагательные; лексико-семантическая группа.
1. Введение
Совершенствование системы управления в государстве является приоритетной задачей на любом этапе его исторического развития [1, с. 18]. В свою очередь, в отношениях, складывающихся между государством и человеком, системообразующую роль должно играть право [2, с. 245], которое позволяет устанавливать равную меру само- и взаимоограничений для субъектов однородных правоотношений, например избирательных [3, с. 56].
Становление институтов выборной демократии в государстве проходит в условиях поиска оптимальной системы организации власти и возможности политического участия граждан в её формировании [4, с. 82]. Для отечественной правовой науки интерес к свободным выборам закономерен и обусловлен историческими процессами [5, с. 309]. Долгое время население России пребывало в состоянии политической отчуждённости и нивелирования собственных электоральных интересов [6, с. 115]. Однако качественные
изменения в политико-правовой конструкции государства предопределили повышение роли общезначимых основ народовластия и способствовали освоению гражданами демократических свободных выборов как гарантированного матрикса формирования легитимных органов власти [7, с. 5].
Актуальность нашего исследования обусловлена основополагающим местом свободных выборов среди всех принципов избирательного права.
2. Методология
Цель данного исследовании предопределяет использование некоторых частнона-учных методов юридической науки. Во-первых, необходимо обратиться к сравнительно-правовому методу, с помощью которого возможно сравнить существующие принципы избирательного права и их закрепление в международных и национальных актах, а равно определить соответствующее место и роль свободных выборов в этой конструкции. Во-вторых, следует применить метод правового моделирования, на основе которого можно аргументировать необходимость использования исключительно нормативного наименования исследуемого принципа.
3. Научные подходы к определению принципа свободных выборов
Конституция РФ, ставшая за период, исчисляемый с 1993 г. по настоящее время, одним из важнейших факторов стабильности в нашей стране [8, с. 102], в ч. 3 ст. 3 закрепляет свободные выборы в качестве фундаментального принципа, вытекающего из основ конституционного строя и являющегося одним из способов непосредственного выражения народовластия [9, с. 16]. Конституционный Суд Российской Федерации в одном из постановлений также обозначил свободные выборы как принцип, который «в совокупности со всеобщим равным прямым и тайным избирательным правом составляет существо права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления»1. В данном контексте целесообразно определить место и роль свободных выборов как принципа избирательного права в системе соответствующих принципов.
Вопрос о принципах представляет собой одну из ключевых характеристик современ-
ного избирательного права. Слово «принцип» (от лат. ргтыртт - начало, основа) в Толко-вом словаре русского языка определяется как «основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы»2. Однако к понятию «принцип права» в юридической литературе существует множество подходов. По мнению Л. С. Явича, принципы права представляют собой такие начала, отправные идеи его бытия, которые выражают важнейшие закономерности и устои данной общественно-экономической формации, составляют главное содержание права, обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью [10, с. 11]. М. Н. Матузов и А. В. Малько определяют принципы права, как «основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического регулятора, воплощающие закономерности права, его природу и социальное назначение, представляющие собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла» [11, с. 161]. Н. С. Малеин подчёркивает, что каждый принцип - это «идея, т. е. мысль как продукт человеческого мышления об общем и наиболее существенном представлении о праве, правовом мировоззрении, о ценности права» [12, с. 12]. Необходимо отметить, что приведённые дефиниции имеют общеправовое значение, не зависящее от отраслевой характеристики принципа. Общеправовые принципы, как правило, находят своё выражение и закрепление в конституции и текущем законодательстве, тем самым приобретая нормативный характер и роль регулятора общественных отношений и поведения людей. Ещё в 1993 г. Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что общеправовые принципы справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, возмещения государством всякого ущерба, причинённого личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, закреплены в Конституции РФ и обладают высшей степенью нормативной обоб-щённости3. Таким образом, общеправовые принципы вытекают из существа самой конституционно-правовой материи, отражая дух
Конституции РФ, её философский аспект. Следует отметить, что на конституционном уровне закрепляются также принципы конституционного права, такие как приоритет прав и свобод человека и гражданина, народовластие, равенство перед законом и судом, идеологическое и политическое многообразие [13, с. 49]. Данные руководящие начала конституционно-правового регулирования общественных отношений в совокупности с общеправовыми принципами предопределяют формирование целого комплекса принципов избирательного права.
В юридической литературе существуют различные подходы к определению принципа свободных выборов. Так, С. Д. Князев подразумевает под ним «способ организации и проведения выборов, при котором абсолютно исключается любой вариант принуждения к участию в выборах и в самом голосовании» [14, с. 69]. По мнению Г. Н. Андреевой, «свобода выборов - это и свобода участия в выборах, и свобода голосования» [15, с. 172]. А. В. Иванченко отмечает, что анализируемый принцип предполагает добровольность участия граждан в избирательном процессе [16, с. 19]. В свою очередь, С. А. Авакьян, выделяя в совокупности принцип свободы и добровольности выборов, уточняет, во-первых, что избирательные процедуры должны проводиться в обстановке гласности, широкого информирования населения о проводимых мероприятиях, а, во-вторых, неучастие в голосовании не влечёт каких-либо санкций административного или уголовного характера [17, с. 10].
Анализ представленных понятий позволяет сделать некоторые выводы. В частности, в указанных трудах учёных-конституционалистов принцип свободных выборов имеет несколько отличное от нормативного наименование - «принцип свободы выборов» либо «свобода выборов».
4. Правовая регламентация принципа свободных выборов в международных актах
В важнейших международных актах (Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.) при описании исследуемого явле-
ния на английском языке, являющемся одним из шести официальных языков ООН, а также наравне с французским - официальным языком Международного суда ООН, используется прилагательное «free» (в пер. с англ. 'свободный'), а не существительное «freedom» (в пер. с англ. 'свобода'). В Протоколе № 1, принятом в Париже 20 марта 1952 г. к Кон -венции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., впервые был использован термин «свободные выборы». Анализируемое словосочетание во французской версии звучит как «droit à des élections libres», а в английской - «right to free elections», что на русский язык переводится именно как «право на свободные выборы», а не на «свободу выборов».
Полагаем, в указанных международных актах в словосочетании «свободные выборы» ведущая роль отводится существительному (или предмету) - выборам, как неотъемлемому атрибуту народовластия. Представляется, что слово «свободные» является относительным прилагательным к определению «выборы», наравне со «всеобщими», «равными», «прямыми» и «тайными». В этой связи нельзя не согласиться с А. Н. Костюковым в том, что выборность является основополагающим принципом организации публичной власти в России [18, с. 18]. В свою очередь, прилагательные («свободные», «всеобщие», «равные», «прямые», «тайные») обозначают свойства выборов (предмета) - взаимодополняющие признаки, которые придают процедуре выборов действительно демократический характер и делают соответствующие результаты легитимными.
5. Аспекты правового закрепления принципов избирательного права в России
В Конституции РФ специальная норма о порядке выборов Президента Российской Федерации, закреплённая в ч. 1 ст. 81, определяет «всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосования» как принципы избирательного права, лежащие в основе конституционного права избирать и быть избранными на свободных выборах. Однако следует заметить, что в самой Конституции РФ и корреспондирующем федеральном и региональном законодательстве о выборах соответствующие избирательные начала перечислены без запятой в отличие,
например, от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., закреплявшей в ст. 91 положение о том, что выборы народных депутатов проводятся «на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Вместе с тем полагаем, что перечисление в действующем акте высшей юридической силы принципов избирательного права без запятой смещает фокус внимания с выборов как формы непосредственного народовластия. В этой связи представляется, что в демократическом государстве акцент в первую очередь должен делаться на самом предмете, т. е. выборах, обеспечивающих конституционное право личности на участие в управлении делами государства [19, с. 6]. Как справедливо отмечал Б. Н. Чичерин в своём труде, посвящённом народному представительству, «ничто, по-видимому, не может быть справедливее, как участие в управлении общими делами тех лиц, кого они касаются» [20, с. 19].
В данном контексте концептуально интересным представляется мнение, согласно которому в действующей Конституции РФ принципы избирательного права обозначают различные несравнимые качества выборов и являются неоднородными определениями [21, с. 18]. Такие определения по правилам русского языка пишутся без запятой. Полагаем, разработчики российского акта высшей юридической силы брали за основу положения ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 17 Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., в которых избирательные начала изложены без запятой. Однако Венецианская комиссия (официально - Европейская комиссия за демократию через право), созданная при Совете Европы в 1990 г., аккумулировала общеевропейский опыт в области выборов и выработала более современную позицию - в июле 2002 г. были сформулированы пять руководящих принципов в области выборов, перечисляемых через запятую: «всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое избирательное право» [22, с. 5]. Стоит отметить, что в конституциях некоторых зарубежных стран избирательные принципы специфицированы аналогичным образом -как однородные прилагательные [23, с. 112]. Так, в ФРГ на уровне Основного закона
1949 г. (ст. 38) закреплено положение о «всеобщих, свободных, равных и тайных» выборах (дословно на нем. - «allgemeiner, unmittelbarer, freier, gleicher und geheimer Wahl gewählt»).
Вопрос о том, почему в Конституции РФ отсутствует перечисление принципов избирательного права через запятую, в литературе имеет ещё одно гипотетическое обоснование. Данный факт связывают с тем, что разработчики акта высшей юридической силы могли наделить всеобщее избирательное право особой, ведущей ролью, подразумевая «всеобщее равное» и «всеобщее прямое» избирательное право при тайном голосовании [21, с. 18]. Однако реальность подобного правотворческого замысла представляется весьма сомнительной в контексте историко-право-вого развития отечественного избирательного законодательства: в Конституции РСФСР 1978 г. каждому из представленных принципов была посвящена отдельная статья в гл. 11 «Избирательная система», что подчёркивало исключительную важность каждого из них.
В данном ключе представляется, что на роль «метапринципа», т. е. основополагающего принципа, в большей степени претендует не всеобщее избирательное право, а свободные выборы. К примеру, М. С. Матейко-вич в своей классификации всеобщее, равное и прямое избирательное право, а также тайное голосование относит к политическим принципам, а принцип свободных выборов выделяет в качестве основополагающего, вытекающего из основ конституционного строя России, безусловно не умаляя фундаментального значения иных политических и организационных избирательных начал . Полагаем, с подобной точкой зрения трудно не согласиться, поскольку сама Конституция РФ закрепляет только этот принцип в первой главе (ч. 3 ст. 3), отражающей современные стандарты демократии, верховенство права и прав человека.
6. Заключение
На основании вышеизложенных ключевых аспектов исследования можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, словосочетание «свободные выборы» является нормативно закреплённым наименованием соответствующего принципа избирательного права. Термин «свобода вы-
боров» используется в литературных источниках. В свою очередь, представляется целесообразным использовать юридически установленный формат сочетания частей речи, обеспеченный волей законодателя.
Во-вторых, свободные выборы в совокупности с иными избирательными принципами логичнее понимать как однородные прилагательные, которые составляют одну лексико-семантическую группу и обеспечивают качество предмета - выборов. В противном случае фокус внимания с выборов как формы непосредственного народовластия смещается в сторону соответствующих условий. Полагаем, в демократическом государстве изначально акцент должен делаться не на условиях реализации народом своей власти, а на самом предмете, базовом способе участия в управлении делами государства [24, с. 81].
В-третьих, свободные выборы, в силу их эксклюзивного закрепления в качестве основы конституционного строя, могут претендовать на роль метапринципа избирательного права, который в совокупности с иными универсальными принципами избирательного права обеспечивает правовое регулирование электоральных отношений в России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 По делу о проверке конституционности подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» в связи с жалобой общественного объединения «Политическая партия "Союз правых сил"» : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2008 г. № 4-П // СЗ РФ. - 2008. - № 11 (ч. II). - Ст. 1073.
2 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М. : ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.
3 По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения оплаты временного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленума Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы [Электронный ресурс] : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 янв. 1993 № 1-П // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: pravo.gov.ru.
4 Матейкович М. С. Проблемы правового регулирования выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 1998. - С. 52.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чуксина В. В. Правозащитная деятельность государства в области прав человека в условиях глобальной стандартизации прав человека // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Т. 8, № 4А. - С. 17-24.
2. Якимова Е. М. Государственный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск : Изд-во БГУ, 2013. - С. 245-251.
3. Чуксина В. В. Глобализация, права человека и обязанности государств // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 6. - С. 55-60.
4. Desmoulins C. La France libre. Oeuvres de Camille Desmoulins. - Paris : La France Libre, 1874. - 188 p.
5. Якимова Е. М. Свободные выборы как международный избирательный стандарт // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование : сб. тр. материалов Междунар. Байкал. форума. - Иркутск : Изд-во БГУ, 2018. - С. 309-311.
6. Шастина А. Р. Глава местной администрации как муниципальный служащий: особенности правового статуса // Проблемы современного российского законодательства : сб. тр. конф. - М. : Всерос. гос. ун-т юстиции (РПА Минюста России), 2012. - С. 115-119.
7. Harb M. Arguments en faveur du vote obligatoire // Revue Parlementaire Canadienne. - 2005. - № 2. - P. 4-6.
8. Андриянов В. Н. Слово о Конституции: размышления к 20-летию принятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 2. - С. 102-108.
9. Якимова Е. М. Информационное обеспечение избирательного (референдумного) процесса как средство реализации принципа свободных выборов: истоки правового регулирования и современное состояние российского законодательства // Legal Concept (Правовая парадигма). - 2018. - Т. 17, № 4. -С. 16-21. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2018.4.2.
10. Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. - М. : Юридическая литература, 1978. - 224 с.
11. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. - М. : Юристъ, 2004. - 512 с.
12. Малеин Н. С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. - 1996. -№ 6. - С. 12-19.
13. Якимова Е. М. Допустимые ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Омского университета. Серия «Право». -2018. - № 2 (55). - С. 49-54. - DOI: 10.25513/1990-5173.2018.2.49-54.
14. Князев С. Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники : монография. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - 160 с.
15. Андреева Г. Н., Старостина И. А. Избирательное право в России и в зарубежных странах : учебное пособие. - М. : Норма, 2010. - 592 с.
16. Иванченко А. В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учебник для вузов. - М. : Норма, 1998. - 856 с.
17. Авакьян С. А., Прохоров М. В. Избирательный процесс и общественные объединения: к выборам депутатов Государственной Думы. - М. : Зерцало, 1999. - 152 с.
18. Костюков А. Н. Выборность органов власти в Российской Федерации и российская дореволюционная цензовая избирательная система // Правоприменение. - 2018. - Т. 2, № 1. - С. 17-25. - DOI: 10.24147/2542-1514.2018.2(1).17-25.
19. Шустров Д. Г. Иерархия конституционных ценностей // Конституционное и муниципальное право. -2013. - № 6. - С. 6-15.
20. Чичерин Б. Н. О народном представительстве. - М. : Тип. Грачева и К°, 1866. - 553 с.
21. Хорошева А. А. Система принципов российского избирательного права: понятие и нормативное закрепление // Журнал о выборах. - 2010. - № 6. - С. 17-22.
22. Хабриева Т. Я. Венецианская комиссия как субъект толкования национального права // Журнал российского права. - 2016. - № 8 (236). - С. 5-15. - DOI: 10. 12737/20899.
23. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник для вузов. - М. : Статут, 2013. - 520 с.
24. Конституционно-правовой статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации : учебник для магистратуры / отв. ред. Г. Д. Садовникова. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. - 128 с.
Информация об авторе
Слободчикова Светлана Николаевна - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Института государства и права
Байкальский государственный университет
Адрес для корреспонденции: 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 1291-5956; AuthorlD: 678669
Информация о статье
Дата поступления - 13 мая 2019 г. Дата принятия в печать - 15 июля 2019 г.
Для цитирования
Слободчикова С. Н. Свободные выборы в контексте лексико-семантической конструкции принципов избирательного права // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 3. С. 51-58. DOI: 10.25513/1990-5173.2019.16(1).51-58.
FREE ELECTIONS IN THE CONTEXT OF THE LEXICAL-SEMANTIC CONSTRUCTION
OF THE PRINCIPLES OF ELECTORAL LAW
S.N. Slobodchikova
Baikal State University, Irkutsk, Russia
Introduction. At the present stage, the true ideal of legal democracy is to ensure the right of citizens to participate in the management of state affairs, in particular, to elect and be elected to public authorities and to elected public offices. The fundamental basis of democracy in a democratic state are free elections. In this regard, the term "free elections" is considered from the point of view of its normative and literary consolidation. The article analyzes the international and domestic acts in the field of human and civil rights and freedoms, fixing the name of this principle of suffrage. Purpose. The study of lexical and semantic construction of the principles of electoral law determines the understanding of the true value of free elections as the basis of democracy. In turn, free elections by virtue of its consolidation as one of the foundations of the constitutional system of the Russian Federation can claim the role of a metaprinciple in the system of fundamental electoral
principles. Methodology. The achievement of this goal was facilitated by the use of both general scientific and special methods of cognition of social and legal phenomena (comparative legal method, method of legal modeling). Results. The author's position is based on international and domestic legal acts in the field of human rights, as well as on the opinions of representatives of legal science, offering different approaches to the definition of the principle of free elections and its position in the construction of existing principles of electoral law. Conclusion. >4s a result of the conducted research the necessity of use of the combination of parts of speech which is standardly fixed in the name - "the principle of free elections" is defined. It is concluded that free elections in conjunction with universal, equal and direct suffrage by secret ballot represent one lexical and semantic group of definitions. However, free elections can be given a special leading role.
Keywords: free elections; the principle of free elections; the principle of suffrage; metaprinciple; legitimate authorities; homogeneous adjectives; lexico-semantic group.
REFERENCES
1. Chuksina V.V. Human rights activities of the state in the field of human rights in the context of global standardization of human rights. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava = Matters of Russian and International Law, 2018, vol. 8, no. 4A, pp. 17-24. (In Russ.).
2. Yakimova E.M. State control in the Russian Federation: problems of theory and practice, in: Improvement of legislation in the sphere ofprotectionof the rights of human and citizen: problems and prospects, materials of the International scientific-practical conference. Irkutsk, BSU Publishing House, 2013, pp. 245-251. (In Russ.).
3. Chuksina V.V Globalization, human rights and duties of states. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi academii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2010, no. 6, pp. 55-60. (In Russ.).
4. Desmoulins C. La France libre. Oeuvres de Camille Desmoulins. Paris, La France Libre, 1874. 188 p. (In French).
5. Yakimova E.M. Free elections as an international electoral standard, in: Eurasian Integration Project: Civilizational Identity and Global Positioning, collection of works of materials of the International Baikal Forum. Irkutsk, BSU Publishing House, 2018. pp. 309-311.(In Russ.).
6. Shastina A.R. The head of the local administration as a municipal employee: features of the legal status, in: Problems of modern Russian legislation, a collection of conference proceedings. Moscow, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) Publ., 2012, pp. 115-119. (In Russ.).
7. Harb M. Arguments en faveur du vote obligatoire. Revue Parlementaire Canadienne, 2005, no 2, p. 4-6. (In French).
8. Andrianov V.N. A word about the Constitution: reflections on the 20th anniversary of adoption. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi academii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 2, pp. 102-108. (In Russ.).
9. Yakimova E.M. The information support of the election (referendum) process as a means of implementing the principle of free elections: the origins of the legal regulation and modern state of the Russian legislation. Pravovaya Paradigma = Legal Concept, 2018, vol. 17, no. 4, pp. 16-21. DOI: https://doi.org/10.15688 /lc.jvolsu.2018.4.2. (In Russ.).
10. Yavich L.S. The right of a developed socialist society. Essence and principles. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1978. 224 p. (In Russ.).
11. Matuzov N.I., Mal'ko A.V Theory of State and Law, textbook. Moscow, Yurist Publ., 2004. 512 p. (In Russ.).
12. Malein N.S. Legal principles, norms and judicial practice. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 1996, no. 6, pp. 12-19. (In Russ.).
13. Yakimova E.M. Permissible restrictions of constitutional rights and freedoms of a person and a citizen in the field of entrepreneurial activity. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2018, no. 2 (55), pp. 49-54. DOI: 10.25513/1990-5173.2018.2.49-54 (In Russ.).
14. Knyazev S.D. Modern Russian suffrage: concept, principles, sources, monograph. Vladivostok, Far-Eastern University Publishing House, 1999. 160 p. (In Russ.).
15. Andreeva G.N., Starostina I.A. Electoral law in Russia and in foreign countries, textbook. Moscow, Norma Publ., 2010. 592 p. (In Russ.).
16. Ivanchenko A.V. Electoral law and the electoral process in the Russian Federation, textbook. Moscow, Norma Publ., 1998. 856 p. (In Russ.).
17. Avakyan S.A., Prokhorov M.V. Election process and public associations: for the elections of deputies of the State Duma. Moscow, Zertsalo Publ., 1999. 152 p. (In Russ).
18. Kostyukov A.N. Election of the authorities in the Russian Federation and the Russian pre-revolutionary qualifying electoral system. Pravoprimenenie = Enforcement, 2018, vol. 2, no. 1, pp. 17-25. DOI: 10.24147/2542-1514.2018.2(1).17-25 (In Russ.).
19. Shustrov D.G. The hierarchy of constitutional values. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2013, no. 6, pp 6-15. (In Russ.).
20. Chicherin B.N. On the national representation. Moscow, Typografiya Gracheva and K° Publ., 1866. 553 p. (In Russ.).
21. Khorosheva A.A. The system of principles of the Russian electoral law: the concept and normative consolidation. Zhurnal o vyborakh = Journal of elections, 2010, no. 6, p. 17-22. (In Russ.).
22. Khabrieva T.Ya. Venice Commission as Subject of National Law Interpretation. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2016, no. 8 (236), p. 5-15. (In Russ.).
23. Mishin A.A. Constitutional (state) law offoreign countries, textbook. Moscow, Statut Publ., 2013. 520 p. (In Russ.).
24. Sadovnikova G.D. (ed.). The constitutional legal status of the legislative and executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation, textbook. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2018. 128 p. (In Russ.).
About the author
Slobodchikova Svetlana - Senior Lecturer at the Department of State and Legal Disciplines of the Institute of State and Law Baikal State University
Postal address: 11, Lenina ul., Irkutsk, 664003, Russia
E-mail: [email protected] SPIN-^: 1291-5956; AuthorlD: 678669
Article info
Received - May 13, 2019 Accepted - July 15, 2019
For citation
Slobodchikova S.N. Free Elections in the Context of the Lexical-Semantic Construction of the Principles of Electoral Law. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 3, pp. 51-58. DOI: 10.25513/1990-5173.2019. 16(3).51-58. (In Russ.).