Научная статья на тему 'Свободные экономические зоны (оэз) как особая форма международной экономической интеграции'

Свободные экономические зоны (оэз) как особая форма международной экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махмудова О. Х., Махмудова Т. Х.

Данная статья посвящена проблеме создания особых экономических зон, формирования отлаженного и эффективно действующего механизма развития интеграционных связей на базе создания оффшорных компаний в России. Проведенное исследование показывает, что создание особых экономических зон обеспечивает ускорение развития территории с привлечением иностранных инвестиций, рост экспортного потенциала и развитие рынка товаров и услуг. При этом особые экономические зоны представлены как целостный международный механизм, способствующий повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности как данной территории, так и его отдельных отраслевых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободные экономические зоны (оэз) как особая форма международной экономической интеграции»

Сотрудничество банков с микрофинансовыми организациями может быть взаимовыгодным, поскольку они практически не конкурируют, имея разную клиентуру. Если для микрофинансовой организации важно получить дополнительный источник внешнего финансирования в виде банковского кредита, то для банка такое сотрудничество может дополнительно расширить клиентскую базу в рыночном сегменте микрозаемщиков. В качестве других направлений сотрудничества можно рассмотреть возможность разработки банковских кредитных продуктов именно для микрофинансового сектора, а также создание при банках дочерних микрофинансовых организаций. Такой подход может обеспечить ряд дополнительных преимуществ: отделив микрофинансирование от традиционных банковских кредитов, у кредитора появится возможность эффективнее управлять рисками и использовать методики оценки кредитоспособности, соответствующие специфике микрозаемщиков.

Список литературы:

1. Микрокредитная деятельность в Республике Казахстан за 2012 год [Электронный ресурс] // Сайт Комитета по статистике Министерства Национальной Экономики Республики Казахстан. - Режим доступа: www.stat. gov.kz/faces/wcmv_externalId/pubЮullS10F-2015?_afrLoop=3648243373675 1938#%40%3F_afrLoop%3D36482433736751938%26_adf.ctrl-state <%ж^36 pca8x_63

2. Микрокредитная деятельность в Республике Казахстан за 2014 год [Электронный ресурс] // Сайт Комитета по статистике Министерства Национальной Экономики Республики Казахстан. - Режим доступа: www.stat. gov.kz/faces/wcnav_externalId/publBullS10F-2015?_afrLoop=364824337367 51938#%40%3F_afrLoop%3D36482433736751938%26_adf.ctrl-state 0/(^36 pca8x_63.

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (ОЭЗ) КАК ОСОБАЯ ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

© Махмудова О.Х.1, Махмудова Т.Х.2

Чеченский государственный университет, г. Грозный

Данная статья посвящена проблеме создания особых экономических зон, формирования отлаженного и эффективно действующего меха-

1 Преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит».

2 Студент 2 курса.

низма развития интеграционных связей на базе создания оффшорных компаний в России. Проведенное исследование показывает, что создание особых экономических зон обеспечивает ускорение развития территории с привлечением иностранных инвестиций, рост экспортного потенциала и развитие рынка товаров и услуг. При этом особые экономические зоны представлены как целостный международный механизм, способствующий повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности как данной территории, так и его отдельных отраслевых институтов.

Ключевые слова оффшоры, международные отношения, международное сотрудничество, управленческие решения, эффективность, мировая торговля, функционирования системы, международные инвестиции.

В России, в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», принятым 22 июня 2005 года, формируется новый этап создания особых экономических зон.

Оффшор (от английского оАзИоге - «вне берега», «вне границ») - территории, предоставляющие льготный режим (снижение налогов, освобождение от валютного контроля и т.п.) для финансово-кредитных операций с иностранными участниками и в иностранной валюте и выступающие одним из самых эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие нерезидентам.

Оффшор еще характеризуют как государство или иная юридически обособленная территория, где активно развивается предпринимательство зарубежных стран через действенную систему налоговых льгот.

Метод оффшора рассматривает термин «оффшор» как совокупность методов, использующих в своей основе перенос объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налогообложения [1].

Решение комплекса проблем, связанных с организацией рациональной структуры налогообложения и рациональной минимизацией налогов, увеличением величины отдачи от торговых и финансовых операций, а также защиты финансовых средств от неустойчивости банковской сферы, вызывает необходимость создания оффшорных компаний.

Наряду с этим решение вопросов организации холдингов, формирования отлаженного и эффективно действующего механизма развития интеграционных связей также связывают с созданием оффшорных компаний, которая на практике может иметь два статуса.

Первый статус - статус нерезидентской оффшорной компании, когда компания регистрируется в данной стране, но она не ведет в ней операций и управляется из-за рубежа иностранными руководителями.

Пример: Швейцарские компании, которые по действующему здесь законодательству не могут иметь на территории других стран свои

офисы и не имеют права вести коммерческую деятельность в Швейцарии, но в то же время платят налог на прибыль от всех своих операций во всех странах.

Второй статус, когда резидентская оффшорная компания освобождена от налогов и принадлежит нерезидентам, но управляется местными директорами, имеет на территории страны свой офис и ведет оффшорные операции (непроизводственные), имея по ним освобождение от налогов.

Оффшорная зона - это юрисдикция, в которой законодательно определены статус оффшорных фирм и соответствующие законодательные нормы.

Оффшорная компания не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний, как правило, являются нерезидентами этих стран, где очень низкое или вообще никакого налогообложения оффшорных компаний (лишь только фиксированный ежегодный сбор). Это требование самих стран, где разрешена регистрация таких компаний.

Оффшорные компании позволяют существенно и, что самое главное, на законной основе, снизить налоговые платежи.

ОЭЗ представляют собой особую форму международных интеграционных процессов. ОЭЗ - это часть национальной территории, где действуют специальные льготные внешнеторговые, таможенные, инвестиционные, ва-лютно-финансовые и налоговые режимы, а также механизмы стимулирования хозяйственной (производственно-коммерческой, предпринимательской) деятельности иностранных участников, привлечения внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.

ОЭЗ подкрепляются средствами целевого стимулирования экономической деятельности на основе развития интеграционных связей между странами, концентрации ресурсов в местах, где имеются наилучшие условия для роста производства, что уже на стадии создания этих территорий обеспечивает решение экономических, социальных, производственных и научно-технических целей.

Создание ОЭЗ вызывает активизацию и расширение деятельности мирового хозяйства, привлечение иностранного и отечественного капитала и рост отдачи от вложенных средств, а значит и валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития ОЭЗ, а также рост занятости населения и благосостояния и уровня его жизни [4].

Приток же иностранных и отечественных инвестиций, всемерное внедрения результатов НИОКР, концентрация материально-финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики, более полное использование имеющихся мощностей, обеспечивают создание эффективно действующего механизма хозяйствования.

ОЭЗ обычно разграничивают по таким признакам, как:

- уровень и круг решаемых задач;

- размеры территорий;

- направления и сферы хозяйственной специализации: предприятия отраслевого профиля; секторального (добыча, обработка, услуги), функционального (банковская, коммерческая деятельность);

- участники сторон и особенности расположения: международные, приграничные.

Все эти типы зон и их разновидности призваны способствовать ускорению экономического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство и, в конечном счете, составляют понятие ОЭЗ [5]. Причем, осуществляется международное налоговое планирование и регулирование как на уровне государства, так и на уровне предприятий и налоговые ставки здесь, с точки зрения налогообложения, имеют второстепенное значение, а главным остается ориентация на законы перераспределения налогового бремени. Задача состоит не только в том, чтобы регулировать формирования налогов, но и в обеспечении налоговых платежей в отдельных странах по эффективной ставке.

В большинстве стран для экспортной деятельности существуют значительные налоговые льготы или прямые субсидии, а также компенсации, для инвестиций в новые производственные мощности, в создание новых производств и рабочих мести т.д.

Таким образом, оффшоры и другие специальные образования имеют целью активизации бизнеса, снижения издержек, повышение благосостояния населения. Последнее не всегда имеет место в реалии отечественной практики, которая пока остается особой статьей пополнение бюджета регионального, муниципального образования как дополнение к основным статьям.

Налоговое планирование помогает умело регулировать обязательные платежи в бюджет налогоплательщику, на основе использования оптимальных налоговых ставок.

Международное налоговое планирование в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности предполагает законодательное снижение налогового бремени, направленной на максимизацию совокупных доходов физических и юридических лиц, что, в конечном счете, обеспечивает высокий конечный результат хозяйствующего субъекта. Кроме того, международное налоговое планирование решает задачи, связанные с учетом всех налогов, уплачиваемых субъектами хозяйствования, одновременно используя механизм оптимизации этих налогов, что и помогает решить проблему повышения уровня доходности хозяйствующего субъекта.

Здесь же принимаются действенные меры, направленные на регулирование международного двойного налогообложения и достижение максимизации доходов за счет применения гибкой системы налогообложения.

Все страны по уровню налогового бремени принято подразделять на 2 категории:

К первой категории относятся страны с развитой экономикой, где ставки налогов на прибыль и доходы варьируются от 30 до 60 %, т.е.имеют высокий уровень налоговой ставки.

Здесь строго регламентирована деятельность хозяйствующих субъектов, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие использование зарубежных фирм с целью минимизации налогов. Кроме того, здесь действуют достаточно жесткие условия создания компаний, а также система штрафных налоговых санкций.

К странам второй категории относятся страны, которым характерно либеральное налогообложение. Их можно разделить на 2 группы:

а) в странах первой группы применяется система специальных налоговых льгот и существует механизм перевода доходов и репатриирования прибыли.

В таких странах налоги, взимаемые при вывозе и репатриировании дивидендов, процентов, роялти (платежи за пользование торговым знаком) обычно снижены. В этих странах действуют либеральные валютные и таможенные режимы (Великобритания, Швейцария, Австрия, Швеция).

б) в странах второй группы действует льготный порядок налогообложения (порты, особые экономические зоны, зоны свободного предпринимательства), упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены налоги на прибыль.

Существуют разновидности ОЭЗ, которые отличаются некоторыми особенностями и налоговыми режимами, в числе которых следует отметить следующие: зоны свободной торговли (ЗСТ), промышленно-производственные зоны (ППЗ), технико-внедренческие зоны (ТВЗ), сервисные зоны, комплексные зоны, особые экономические зоны (ОЭЗ) и другие.

Особые экономические зоны РФ представляют собой часть территории, на которой действует особый режим налогообложения, т.е. режим благоприятствования для осуществления предпринимательской деятельности.

Могут быть созданы целые комплексы межотраслевых кластеров, которые представляют собой совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов предприятий. Они определяются Правительством Российской Федерации и управление их осуществляется одной наиболее сильной управляющей компанией. Кластер как единый интеграционный механизм позволяет снижать издержки производства, ликвидировать дублирование.

Что касается Российской Федерации, то здесь, в первую очередь, могут создаваться зоны наибольшего благоприятствования в целях развития отраслей экономики и решения задач организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью компаний, создания и внедрения новых технологий.

Создание и функционирование ОЭЗ в России сопровождалось рядом проблем, связанных с масштабом отводимых территорий для ОЭЗ, необхо-

димостью широкого предоставления льгот и привилегий этим зонам и полного учета их интересов.

В привлечении инвестиций, концентрации производительных сил в нужных направлениях и отраслях экономики заключаются главные цели ОЭЗ. И ещё, главное в том, чтобы резиденты ОЭЗ и действующие реальные производства, их инфраструктура отвечала бы действительно передовым инновационным параметрам, а эффект от их деятельности приносил бы весомый вклад в стратеги социально-экономического развития России [6].

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 06.12.05 № 158-ФЗ.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2009 года № 340-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5. Алпатов А.А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм // Советник Президента. - 2007. - № 52.

6. Иностранные инвестиции на российских предприятиях. Современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Международные отношения, 2008.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

© Махмудова Т.Х.1, Махмудов Х.М.2

Чеченский государственный университет, г. Грозный Чеченское республиканское управление инкассации, г.Грозный

Данная статья посвящена проблеме совершенствования структуры налоговой системы России. Проведенное исследование показывает, что

1 Студент 2 курса Чеченского государственного университета.

2 Ведущий экономист Чеченского республиканского управления инкассации, старший преподаватель Чеченского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.