Научная статья на тему 'Создание особых экономических зон – перспективное направление государственного стимулирования экономики в России'

Создание особых экономических зон – перспективное направление государственного стимулирования экономики в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
983
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ОФФШОР / SPECIAL ECONOMIC ZONES / STATE REGULATION OF ECONOMY / STATE STIMULATION ORGANIZATIONAL STRUCTURE / OFFSHORE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Михайлушкин Павел Валерьевич, Баранников Антон Александрович

В статье рассматриваются принципы, задачи, и цели создания особых экономических зон (ОЭЗ) в России и Краснодарском крае. Рассматриваются перспективные варианты и организационная структура этих экономических категорий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES – THE PERSPECTIVE DIRECTION OF THE STATE STIMULATION OF ECONOMY IN RUSSIA

In this article, the principles, the tasks, and the purposes of creation of special economic zones (OEZ) in Russia and Krasnodar region are considered. Perspective options and organizational structure of these economic categories are considered as well

Текст научной работы на тему «Создание особых экономических зон – перспективное направление государственного стимулирования экономики в России»

УДК 332.122:338.242.4(470+571)

UDC 332.122:338.242.4(470+571)

СОЗДАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ CREATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

ЗОН - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ THE PERSPECTIVE DIRECTION OF THE

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ STATE STIMULATION OF ECONOMY IN

ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Михайлушкин Павел Валерьевич к.э.н., доцент

Баранников Антон Александрович студент учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье рассматриваются принципы, задачи, и цели создания особых экономических зон (ОЭЗ) в России и Краснодарском крае. Рассматриваются перспективные варианты и организационная структура этих экономических категорий

RUSSIA

Mikhailushkin Pavel Valeryevich Cand.Econ.Sci., associate professor

Barannikov Anton Aleksandrovich

student of the Accounting and financial department

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

In this article, the principles, the tasks, and the purposes of creation of special economic zones (OEZ) in Russia and Krasnodar region are considered. Perspective options and organizational structure of these economic categories are considered as well

Keywords: SPECIAL ECONOMIC ZONES, STATE

Ключевые слова: ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ REGULATION OF ECONOMY, STATE ЭКОНОМИКИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ STIMULATION ORGANIZATIONAL

СТИМУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ STRUCTURE, OFFSHORE

СТРУКТУРА, ОФФШОР

Одним из перспективных направлений развития мировой экономики, и особенно российской, является создание и широкое развитие особых экономических зон, зон свободного предпринимательства. Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это территория, внутри которой действуют особые визовые, налоговые, таможенные, инвестиционные и другие условия экономической деятельности для иностранных и отечественных фирм и предпринимателей. Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в ОЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства.

Особые экономические зоны - интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей, что в значительной степени способствует развитию экономики

отдельных регионов [5].

В сложившихся условиях, когда на внутренние инвестиции рассчитывать особенно не приходится, наиболее реальным способом привлечения внешних инвестиций, в том числе и иностранного капитала, является организация особых экономических зон.

ОЭЗ способны привлечь крупные международные компании, использующие в производстве высокие технологии, ноу-хау, создавать свои новые и совместные предприятия. И что очень важно для развития отечественного бизнеса, создаются реальные экономические условия для вложения частного капитала коммерческих структур в развитие экономики. В конечном итоге создание особых экономических зон будет способствовать организации новых предприятий, улучшению занятости населения и высокого уровня зарплаты, увеличению дополнительных налоговых поступлений в бюджет региона, страны, исчисляемых в десятках миллиардов долларов, обеспечению продовольственной безопасности как России в целом, так и отдельных регионов.

Особые экономические зоны могут располагаться как на небольшой площади, так и охватывать территорию целых регионов. Примером этому может служить создание свободных экономических зон в Новгородской, Кемеровской, Читинской и других областях.

В зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности, целей создания зон и характера предоставления экономической свободы различают следующие зоны:

— свободные таможенные территории;

— экспортные промышленные зоны;

— зоны свободной торговли;

— зоны совместного предпринимательства;

— свободные «открытые» зоны;

— технологические зоны;

— комплексные зоны [11].

Особые таможенные зоны (территории) освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз продукции. Экспортные промышленные зоны создаются в

промышленности, производящей продукцию на экспорт. Зоны свободной торговли характеризуются снятием ограничений на торговлю. Зоны совместного предпринимательства предназначены для осуществления бизнеса с участием предпринимателей из разных стран, это одна из перспективных форм международного экономического сотрудничества для России. Создание и функционирование совместных предприятий основано на использовании объединенных капиталов зарубежных и национальных (местных) учредителей из двух или более стран. Совместные предприятия обладают совместным имуществом, финансами, имеют право осуществлять функции совместного управления. Прибыль и риск, связанные с совместной деятельностью, распределяются, как правило, пропорционально доле капитала, вложенной участником (в соответствии с договором, уставом фирмы).

Совместная деятельность дает, как показывает мировой и российский опыт, взаимные выгоды участвующим сторонам. Для российской стороны выгодность заключается в привлечении значительных валютных поступлений, обеспечении занятости населения, накоплении технического и экономического опыта, освоении передовой технологии, организации и управления производством, увеличении экспорта и импорта [16]. Зарубежные предприниматели используют совместные предприятия для проникновения на зарубежные рынки с целью эффективного применения своего капитала. Совместные предприятия в России, а их насчитывается в настоящее время свыше 5000, способны помочь решению таких проблем, как насыщение внутреннего рынка различными товарами и услугами, расширение экспортного потенциала, создание дополнительных рабочих мест, а совместные предприятия в аграрной сфере способствуют обеспечению продовольственной безопасности.

Существующие так называемые открытые зоны характеризуются высокой степенью доступа граждан других стран для ведения экономической деятельности, бизнеса.

Технологические зоны ставят своей целью развитие прогрессивных технологий.

Комплексные зоны сочетают свойства всех перечисленных, здесь может быть задействована и аграрная сфера данного региона.

Более высокую эффективность в развитии экономики на первом этапе рыночных преобразований во внешнеэкономической деятельности имеют небольшие зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны, обладающие выгодными экономико-географическими условиями. В таких зонах создается необходимая производственно-торговая инфраструктура на уровне мировых стандартов. Зоны этого вида создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и материальных ресурсов и способствуют повышению эффективности совместных предприятий.

Что касается крупных свободных экономических зон, то их создание требует концентрации большого объема инвестиций. Поэтому реальная отдача капиталовложений в такие зоны может быть через несколько лет. В решении задач по обеспечению продовольственной безопасности страны в XXI веке должно сыграть создание в аграрном секторе свободных экономических зон.

Регулирование создания ОЭЗ должно осуществлять государство посредством пошлин, налоговых платежей для вновь создаваемых предприятий, ценообразования на производимую продукцию. Создание ОЭЗ будет способствовать решению проблем конкретных регионов. Очевидно, что создание ОЭЗ в России будет одним из главных направлений и условием рыночных преобразований, важнейшим инструментом расширения международного экономического сотрудничества и торговли на ближайшие 10-15 лет.

Мировой опыт создания особых экономических зон (ОЭЗ) свидетельствует о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики региона, в котором размещается ОЭЗ, а также страны в целом. Наиболее яркими примерами эффективного функционирования ОЭЗ являются ОЭЗ «Масан» в Южной Корее, Шеньчжень и Шанхай в Китае, а также первая в мире ОЭЗ - Шеннон в Ирландии. При этом, как показала практика, эффективность функционирования этих зон полностью зависит от степени продуманности политики их формирования и последовательности ее реализации.

По мере обострения конкуренции за иностранные капиталовложения и рабочие места во всем мире растет число особых экономических зон (ОЭЗ). За несколько десятков лет их число возросло с единиц до 850 в настоящее время, обеспечивая занятость 27 млн. человек.

Наконец, можно выделить еще одну разновидность особых зон, которая распространена в мире, - оффшорные зоны, которые служат своего рода «налоговыми оазисами», обслуживающими международные финансовые операции. Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.

Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок

бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.

Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.

Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании оффшорных зон в регионах России [13]. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для таких стран, как Германия, Дания, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия).

Как мы видим, ОЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий.

Поскольку для России ОЭЗ - новое явление, необходимо оперативно, используя мировой опыт в этом перспективном направлении ускорения развития экономики, прежде всего Китая, создать необходимую нормативно-правовую базу их формирования и функционирования, организовать подготовку соответствующих

Научный журнал КубГАУ, №90(06), 2013 года специалистов.

Однако отсутствие четкой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций в экономику России отрицательно сказывается на формировании законодательной базы по обеспечению гарантий иностранным инвесторам.

Дальнейшее развитие ОЭЗ также сдерживается отсутствием федерального закона, правовой основы для их создания.

В нашей стране идея создания свободных экономических зон стала активно обсуждаться в 1988-1989 гг. под влиянием их успешного развития в Китае, и в 1990 г. было принято первое решение о создании свободной экономической зоны «Находка», а затем в период с мая по октябрь 1991 г. были созданы еще двенадцать ОЭЗ.

Однако зарубежный опыт, перенесенный без должного осмысления на почву российской экономики, ни к чему хорошему не привел. Большинство из созданных ОЭЗ оказались нежизнеспособными, а те из них, которые все-таки выжили, как, например, «Находка», «Янтарь», «Выборг», «Сахалин», «Алтай» и другие функционируют на уровне эффективности, весьма далеком от уровня мировых аналогов.

Неудача первого опыта создания ОЭЗ в нашей стране объясняется, прежде всего, неподготовленностью нормативно-правовой базы и излишней политизированностью экономических решений. Вместе с тем, несмотря на незначительность результатов уже созданных ОЭЗ, шло накопление опыта и более глубокое теоретическое осмысление проблемы.

Основополагающим моментом формирования указанной нормативной базы должно стать принятие закона «Об особых экономических зонах». Поэтому принятие федерального закона и разработка стратегии создания в России свободных экономических зон как никогда актуальны на пороге третьего тысячелетия. Это позволит повысить привлекательность нашей экономики для зарубежных и отечественных инвесторов.

Указанный закон должен обеспечить создание ОЭЗ, внесет единообразие в

понятие ОЭЗ и определит общие принципы их функционирования в условиях рынка.

Обобщение исследований и литературных источников в России показало, что процессу организации ОЭЗ должна предшествовать разработка глубокого технико-экономического обоснования эффективности создания ОЭЗ. Как указывают канд. экон. наук А. Терехов и И. Афонина (Институт микроэкономики РФ, Москва) технико-экономическое обоснование свободной экономической зоны должно включать в себя следующие разделы:

1. Цели создания свободной экономической зоны.

2. Условия для создания ОЭЗ.

3. Обоснование отвода земель под ОЭЗ и характеристика выделенной территории.

4. Перспективы и программы развития ОЭЗ.

5. Ресурсы, необходимые для создания ОЭЗ.

6. Механизм функционирования ОЭЗ.

7. Организационные мероприятия по созданию и функционированию ОЭЗ.

8. Оценка эффективности создания ОЭЗ.

В первом разделе должны быть:

— обоснование необходимости создания конкретной ОЭЗ;

— определены основные направления ее развития;

— сформулирована основная цель создания ОЭЗ, с конкретизацией задач, связанных с реализацией основных направлений развития ОЭЗ, повышением экономического потенциала, опыта, созданием новых рабочих мест, повышением квалификации местных кадров и т. п.).

Во втором разделе должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для того, чтобы показать наличие в регионе, на территории которого предполагается создание ОЭЗ, условий для реализации указанных выше задач.

В соответствии с этим второй раздел должен содержать экономическую характеристику региона, отражающую не только состояние экономики региона, но и тенденции ее изменения в ближайшей перспективе.

Наибольший акцент следует сделать на тех экономических характеристиках, которые могут рассматриваться как положительные предпосылки для создания свободной экономической зоны в регионе. К таким характеристикам относятся:

— наличие в регионе значительного экспортного потенциала;

— наличие и уровень освоения природных богатств;

— благоприятное географическое положение для внешнеэкономической деятельности;

— уровень развития транспортной сети;

— опыт работы на международном уровне;

— обеспеченность квалифицированными кадрами.

Помимо перечисленных характеристик в разделе необходимо также отразить те негативные тенденции развития экономики региона, преодолению которых может способствовать введение специального экономического (или таможенного) режима на территории предполагаемой ОЭЗ.

В разделе 3 должны быть представлены:

— данные о размерах и границах территории, выделенной под ОЭЗ (с приложением плана местности);

— характеристика и обоснование выбора территории, выделенной под ОЭЗ. Характеристика выделенной под ОЭЗ территории должна содержать:

географические и экономические характеристики; характеристики социального развития и инфраструктуры.

Экономическими характеристиками должен быть охвачен весь перечень предприятий и иных хозяйствующих объектов, находящихся на данной территории, с указанием таких данных о каждом из этих объектов, как:

— наименование предприятия-владельца объекта;

— форма предприятия;

— наименование производимой продукции;

— объем производства (в натуральном и стоимостном выражении);

— количество рабочих мест;

— численность уже имеющихся работников;

— средняя заработная плата;

— стоимость основных фондов;

— прибыль предприятия.

В описание социального развития и инфраструктуры территории, выделяемой под ОЭЗ, следует включать перечень всех объектов, образующих эту инфраструктуру. Все вышеперечисленные характеристики должны дать достаточно полное представление о территории, выделяемой под ОЭЗ, и содержать всю необходимую информацию для обоснования выбора этой территории. Само же обоснование должно заключаться в сопоставлении целей и задач создания ОЭЗ с теми географическими, экономическими, инфраструктурными условиями, которые имеются на территории выделенной для создания зоны.

Раздел 4 должен содержать информацию о предприятиях зоны и перспективах их развития, а также общих перспективах развития ОЭЗ в целом. При этом указанные перспективы должны прогнозироваться и оцениваться с учетом тех преимуществ социально-экономического развития предприятий, которые возникают в связи с введением особых экономических условий функционирования ОЭЗ, и, прежде всего, льготных таможенного и налогового режимов, предоставления налоговых и иных льготных кредитов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основой формирования данного раздела должен служить перечень предполагаемых предприятий ОЭЗ с указанием основного профиля их деятельности

[1,9].

На основе данных развития отдельных предприятий зоны должны быть сформированы данные, характеризующие общий рост производства в зоне и развитие ее экономики. А именно:

— общий объем производства;

— стоимость основных фондов;

— фонд заработной платы;

— прибыль;

— объем налоговых поступлений с выделением доли, остающейся в распоряжении ОЭЗ, в том числе, в счет налогового кредита;

— общая потребность в инвестициях с распределением по возможным источникам их получения.

Помимо данных о развитии производства в ОЭЗ, в разделе должна быть представлена и программа развития ее инфраструктуры с указанием конкретных, наиболее важных объектов, их стоимости, сроков, этапов и источников получения средств для их создания. Особое внимание на программу развития инфраструктуры должно обращаться при разработке ТЭО на свободные таможенные зоны, так как именно этот фактор наряду с ростом товарной продукции является определяющим для перспектив ее развития.

В разделе 5 должны быть представлены данные, показывающие возможность обеспечения выявленной при формировании программы развития ОЭЗ потребности в финансовых ресурсах, за счет всех потенциальных источников покрытия этой потребности. А именно:

— средства налогового кредита;

— иностранные инвестиции;

— инвестиции российских юридических лиц [8];

— средства государственной поддержки;

— средства, получаемые от привлечения в зону новых предприятий;

— средства, получаемые в результате создания свободных таможенных и иных функциональных субзон;

— привлечение средств населения за счет выпуска ценных бумаг;

— другие возможные средства.

Согласование всех возможных источников с потребностями в инвестициях должно осуществляться на основе разработки соответствующих балансов финансовых ресурсов, необходимых для создания и развития СТЗЗ. При этом такие балансы

должны разрабатываться по отдельным направлениям развития зоны, а при необходимости даже по конкретным предприятиям в динамике по годам.

В разделе 6 должны быть определены те экономические, социальные, экологические и иные условия функционирования ОЭЗ, которые делают ее привлекательной для инвесторов, это, прежде всего, формирование льготного налогового и таможенного режимов.

Кроме того, должен быть определен состав и структура налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, работающим в ОЭЗ по направлениям, а также примерный размер налогового кредита, который позволяет за счет перераспределения налогов создать льготные условия для предприятий-резидентов ОЭЗ и сформировать фонд ее развития. При этом данные о размерах налогового кредита и льгот должны быть согласованы с результатами баланса финансовых ресурсов, выполненных при подготовке раздела «Ресурсы, необходимые для создания ОЭЗ».

В разделе 7 должен быть определен набор мероприятий, необходимых для создания и функционирования ОЭЗ.

Начальными организационными мероприятиями, связанными с созданием ОЭЗ, должны служить меры по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы, включающей разработку и утверждение следующих документов:

— Положение о Комитете по развитию свободной экономической зоны;

— Положение о свободной экономической зоне;

— Положение о предприятии свободной экономической зоны;

— Положение о налогообложении в ОЭЗ [12.15];

— Положение о налоговом кредите;

— Положение о порядке создания на территории свободной экономической зоны, свободных таможенных и иных функциональных зон.

В разделе 8 должна быть дана общая оценка эффективности создания ОЭЗ, которая определяется исходя из соотношения между затратами (ресурсами), направляемыми на становление и развитие ОЭЗ, и результатами ее функционирования. При этом специально оценивается соотношение между затратами,

возникающими вследствие введения особых условий функционирования зоны, и выгодами, получаемыми от ее создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом условий и порядка компенсации этих затрат.

Общая оценка эффективности создания ОЭЗ должна сопровождаться данными об отдельных видах эффектов, полученных в результате ее создания с определением сроков окупаемости инвестиций.

Наряду с общей оценкой эффективности создания ОЭЗ должна быть показана выгода от ее функционирования на региональном и муниципальном уровнях и должна сопровождаться данными о решении социальным проблем (рост зарплаты, создание дополнительных рабочих мест, улучшение занятости населения, подготовка кадров и повышение квалификации работников).

Для России создание территории особых экономических зон является делом исключительно перспективным и выгодным, что вызывает необходимость разработки целевой программы развития свободных экономических зон на территории края, охватывающих и агропромышленный комплекс. Координацию по созданию ОЭЗ должны осуществлять, по нашему мнению, специально созданные в регионе органы по свободным экономическим зонам, а в масштабах страны - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ (рисунок 1).

При создании ОЭЗ должна быть показана выгода от ее функционирования на региональном и муниципальном уровнях и она должна сопровождаться данными о решении социальных проблем (рост заработной платы, создание дополнительных рабочих мест, улучшение занятости населения, подготовка кадров и повышение квалификации работников).

Рисунок 1 - Организационная структура ОЭЗ

Как показывает мировой опыт, на территории создаваемой ОЭЗ нужно организовать зону экспортного производства, свободную валютно-таможенную зону, необходимую социальную инфраструктуру, бизнес-центр и гостиничный комплекс, банковские и страховые учреждения, выставочные залы и фирменные магазины, офисы, пресс-центр. В соответствии со сложившейся мировой практикой на территории ОЭЗ будут действовать особые визовый, таможенный, валютный и налоговый режимы, с целью привлечения иностранного капитала следует предусмотреть ряд дополнительных льгот для фирм и компаний, принимающих участие в реализации проекта. В бизнес-плане создания ОЭЗ определяется сумма налогов, ежегодная прибыль и ожидаемая окупаемость проекта.

Весьма эффективным проектом для Краснодарского края будет организация ОЭЗ как туристско-рекреационного, так и аграрного типов. На курортах

Краснодарского края ежегодно отдыхает более 13 млн. человек, а с учетом проведения зимних олимпийских игр в Сочи необходимость ускоренного развития возрастает в разы, особенно увеличивается потребность в высококачественных продуктах питания. Уже разработаны проекты по созданию четырех туристических ОЭЗ в Сочи, Геленджике и Анапе, аграрных зон на базе крупных агропромышленных предприятий и агрохолдингов. Исключительно благоприятные условия для развития ОЭЗ имеются в аграрном секторе.

Очень перспективно будет создание свободной аграрной зоны на базе крупнейшего в Европе Крымского консервного комбината, который способен производить до 300 млн. условных банок овощных консервов. В настоящее время его производственные мощности задействованы лишь на 15-20%. С помощью указанной зоны можно обеспечить развитие овощеводства в Крымском районе, обеспечить занятость более 150-200 тыс. работников, повысить эффективность работы консервного комбината.

Эффективным будет организация аграрных экономических зон в свеклосахарном комплексе, которая позволит соединить интересы производителей сахарной свеклы, переработчиков (16 сахарных заводов) и иностранных инвесторов для модернизации указанного комплекса, повышения эффективности производства сахарной свеклы и работы сахарных заводов, проведения единой экономической политики в этой сфере [3].

Весьма эффективным будет создание мини-ОЭЗ на базе агрофирмы «Сад-Гигант» Славянского района, прежде всего, на основе внедрения высоких технологий капельного орошении на площади 1000 га садов, научного и кадрового обеспечения ведения конкурентоспособного производства. Расчеты показывают, что агрофирма «Сад-Гигант» реально сможет производить до 80 тыс. тонн высококачественных плодов вместо 50 тыс. тонн в настоящее время, для чего необходимо привлечение иностранного капитала, не менее 100 млн. долларов, используя возможности организации ОЭЗ.

Следует разработать в Краснодарском крае проект создания аграрной ОЭЗ на

базе агрофирмы «Абрау-Дюрсо» с крупным производством шампанского, имеющего огромный спрос на потребительском рынке страны и за рубежом.

Реальным фактором развития агрофирмы «Абрау-Дюрсо» станет создание аграрной ОЭЗ, обеспечивающей привлечение иностранных инвестиций. Это даст возможность приобрести технологическое импортное оборудование, довести выпуск шампанского к 2014 г. до 30 млн. классических бутылок шампанского, решить проблему повышения эффективности производства, социального развития, а также дополнительных налоговых поступлений в бюджет.

Кроме этого, экономику «Абрау-Дюрсо» с созданием аграрной зоны будет развивать не только основное производство, но и «винный туризм».

В настоящее время «родина русского шампанского» вышла на первое место в мире по «винному» туризму: по количеству экскурсантов в «Абрау» обошли знаменитый испанский завод Гадермью. Они принимают на экскурсию 100 тысяч «винных» туристов в год, а «Абрау» за курортный сезон встречает 150 тысяч экскурсантов. Для этого перед заводом создан специальный парк «мир Абрау-Дюрсо». В дегустационных залах две тысячи человек могут одновременно поднять бокалы с шампанским.

Однако необходимы значительные финансовые ресурсы для расширения этого довольно таки прибыльного вида агробизнеса. Эту проблему можно решить с помощью создания аграрной зоны.

Рекомендуем создание аграрной ОЭЗ на базе Дагомысской фирмы «Краснодарский чай», продукция которого пользуется огромным спросом.

Такая необходимость вызвана тем, что субтропики Причерноморья Краснодарского края являются единственным в России регионом, где выращивают и перерабатывают чай, по праву считающийся самым северным в мире. В результате кризиса 1990-х годов чаеводческая отрасль пришла в упадок. Требовалась ее срочная реанимация. Была разработана специальная государственная программа возрождения чаеводческой отрасли [7].

При разработке программы акцент сделали на повышение качества «самого северного»,

перевод чаеводческих предприятий на выпуск чая высших сортов с использованием зеленого листа ручного сбора, оснащение всех чаеводческих цехов оборудованием для первичной переработки листа и фасовки продукции, на постоянное расширение ассортимента. Выполнение этих задач позволит сделать краснодарский чай конкурентоспособным на российском рынке. Программа обширна и разнообразна. В частности, в ней предусмотрены средства в виде субсидий из краевой и федеральной казны. Однако для реализации цели программы -восстановление и дальнейшее развитие отечественного чаеводства высочайшего качества осуществление которого рассчитано на период до 2014 г., требуются дополнительно значительные финансовые средства, которые можно получить от иностранных компаний на основе создания специальной аграрной экономической зоны на базе фирмы «Дагомысский чай» и шести чаеводческих предприятий в кооперации с предпринимателями-чаево дами.

Нами подготовлены экономические обоснования проекта по созданию в Краснодарском крае и на Сахалине совместной ОЭЗ «Сахалин-Кубань», которая обеспечит на период до 2012-2014 гг. ускоренное развитие экономики Краснодарского края и острова Сахалин, привлечение иностранного капитала в эти регионы, улучшение занятости населения. Для координации работы ОЭЗ необходимо создать акционерную компанию «Кубань», призванную сформировать по соответствующим мировым стандартам производственную деловую и социальную инфраструктуру, необходимую для осуществления эффективной деятельности зарубежных и отечественных инвесторов. Общий размер ожидаемых отечественных и зарубежных инвестиций в создании ОЭЗ на Кубани превысит 1 млрд. евро.

В заключение отметим, что свободные экономические зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие

внешнюю торговлю. Создание особых экономических зон, в том числе и аграрных будет способствовать активизации внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных регионов на основе иностранных и местных инвестиций, технологий и передового опыта.

Список используемой литературы

1. Абрамов В.М. Мировая экономика: учеб. пособие. - М.: Дашков и К0, 2006. - 304 с.

2. Баутин В.М. Экономика агротехсервиса. - М., 2004.

3. Багмут А. А. Проблемы развития кооперации в АПК. - Ростов н/Д, 1996.

4. Болоболов A.B., Сидоренко В.В. Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики. -Краснодар: Эдви, 2002. - 285 с.

5. Березенков В.В., Гайдук В.П., Михайлушкин П.В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. -Краснодар, 2010. - С. 256.

6. Булатов Н.С. Мировая экономика: учебник. - М.: Экономист, 2007. - 840 с.

7. Нечаев В. П., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. - СПб.: Лань, 2009. - 336 с.

8. Сидоренко В.В., Трубилин А.И. Ценовая политика в аграрном секторе экономики России // Международный с.-х. журнал. - 2003. - № 6.

9. Сидоренко В.В. Приоритеты рыночных преобразований в аграрном секторе экономики России // Международный с.-х. журнал. - 2000. - № 5.

10. Сидоренко В.В., Коровкин В.П., Юркин И.Н. Проблемы и перспективы обеспечения продовольственной безопасности // Международный с.-х. журнал. - 2005. - № 4.

11. Сидоренко В.В., Агасаров ДЯ. Развитие и регулирование аграрного бизнеса в России // Международный с.-х журнал. - 2006. - № 6.

12. Сидоренко В., Михайлушкин П. Конкурентоспособность аграрного сектора экономики России // Международный с.-х. журнал. - 2011. - № 6.

13. Толмачев А.В., Варфоломеев В.H., Спиркин О.Д. Экономические инструменты инвестиционного регулирования региональных аграрных рынков. - М.: Экзамен, 2009. - 172 с.

14. Ткачев H.H. Методические аспекты реструктуризации управления экономикой АПК в переходный период // Международный с.-х. журнал. -2003. - № 3.

15. Ткачев А.Н. Методология инвестиционного управления агропромышленным комплексом региона. - Краснодар, 2004.

16. Трубилин И.Т., Сидоренко В.В. Приоритеты рыночных преобразований в России // Международный с.-х. журнал. - 2003. - № 2.

References

1. Abramov V.M. Mirovaya ekonomika: ucheb. posobiye. - M.: Dashkov i K0, 2006. - 304 s.

2. Bautin V.M. Ekonomika agrotekhservisa. - M., 2004.

3. Bagmut A.A. Problemy razvitiya kooperatsii v APK. - Rostov n/D, 1996.

4. Bolobolov A.V., Sidorenko V.V. Rynochnyye preobrazovaniya v agramoy sfere ekonomiki. -Krasnodar: Edvi, 2002. - 285 s.

5. Berezenkov V.V., Gayduk V.l., Mikhaylushkin P.V. Kommercheskaya deyatelnost: ucheb. posobiye. - Krasnodar, 2010. - S. 256.

6. Bulatov N.S. Mirovaya ekonomika: uchebnik. - M.: Ekonomist, 2007. - 840 s.

7. Nechayev V. I., Bershitskiy Yu.I., Reznichenko S.M. Regionalnyye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya agropromyshlennogo proizvodstva. - SPb.: Lan, 2009. - 336 s.

8. Sidorenko V.V., Trubilin A.I. Tsenovaya politika v agramom sektore ekonomiki Rossii // Mezhdunarodnyy s.-kh. zhumal. - 2003. - № 6.

9. Sidorenko V.V. Prioritety rynochnykh preobrazovaniy v agramom sektore ekonomiki Rossii // Mezhdunarodnyy s.-kh. zhumal. - 2000. - № 5.

10. Sidorenko V.V., Korovkin V.P., Yurkin I.N. Problemy i perspektivy obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti // Mezhdunarodnyy s.-kh. zhurnal. - 2005. - № 4.

11. Sidorenko V.V., Agasarov D.Ya. Razvitiye i regulirovaniye agramogo biznesa v Rossii // Mezhdunarodnyy s.-kh. zhumal. - 2006. - № 6.

12. Sidorenko V., Mikhaylushkin P. Konkurentosposobnost agramogo sektora ekonomiki Rossii // Mezhdunarodnyy s.-kh. zhumal. - 2011. - № 6.

13. Tolmachev A.V., Varfolomeyev V.N., Spirkin O.D. Ekonomicheskiye instrumenty investitsionnogo regulirovaniya regionalnykh agrarnykh rynkov. - М.: Ekzamen, 2009. - 172 s.

14. Tkachev N.N. Metodicheskiye aspekty restrukturizatsii upravleniya ekonomikoy APK v perekhodnyy period // Mezhdunarodnyy s.-kh. zhurnal. -2003. - № 3.

15. Tkachev A.H. Metodologiya investitsionnogo upravleniya agropromyshlennym kompleksom regiona. - Krasnodar, 2004.

16. Trubilin I.T., Sidorenko V.V. Prioritety rynochnykh preobrazovaniy v Rossii // Mezhdunarodnyy s.-kh. zhumal. - 2003. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.