ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПЕРСПЕКТИВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФФШОРНЫХ ЗОН
О.В. Ионов,
соискатель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Артемьев Н.В.
Рецензент: доктор экономических наук, профессор Хомерики Г.В.
E-mail: Ionov@mail.ru
Аннотация: В настоящей статье приводится анализ деятельности оффшорных зон, их влияние на макроэкономические процессы и роль в развитии мировой экономики. Рассматриваются проблемы создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, а также отражаются основные методы международной налоговой оптимизации с использованием оффшорных компаний.
Ключевые слова: оффшорная зона, налоговая оптимизация, международные экономические отношения, международное налоговое планирование, особые экономические зоны
ASSESSMENT OF THE MAIN PERSPECTIVES OF FUNCTIONING OFFSHORE
O.V. Ionov,
competitor of economic security and the economy Department of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation: This article provides an analysis of the offshore areas and their impact on macroeconomic processes and role in the world economy. The problems of the establishment and functioning of special economic zones in the Russian Federation, and also reflected the basic methods of international tax optimization by using offshore companies.
Keywords: offshore zone, tax optimization, international economic relations, international tax planning, special economic zones
Сегодня страны всего мира снова обратили пристальное внимание к проблеме оффшоризации бизнеса и мировой экономики. Проводимая политика по борьбе с оффшорами не приносит ожидаемых результатов. В силу отсутствия реальных действенных рычагов давления, предпринимаемые меры по принуждению оффшорных центров к обеспечению высокой степени прозрачности экономики и организации борьбы с уклонением от уплаты налогов показали свою малоэффективность. Учитывая пассивность некоторых стран в отношении данной деятельности, в связи с тем, что оффшоры зачастую используются как место регистрации предприятий совместного владения с участием государственного капитала, рынок оффшорного бизнеса продолжает своё существование и динамичное развитие.
Уже сейчас оффшорные центры стремительно осваивают операции инвестиционного и эмиссионного характера, услуги по управлению капиталом и инвестициями. Акции и облигации, выпущенные в оффшорах, всё чаще и шире допускаются на миро-
вые рынки капитала. Традиционные услуги оффшорных центров прочно закрепились в современных механизмах международного планирования, и транснациональные корпорации не откажутся от их использования, поскольку данный отказ повлечёт существенное увеличение их налоговых обязательств.
Учитывая негативные последствия для макроэкономики ряда стран от создания и деятельности оффшоров, отдельные государства разработали 4 механизма борьбы с оффшорными операциями:
1) составление «чёрных списков» налоговых гаваней;
2) ограничение банковской тайны, контролируя национальные банковские системы;
3) применение методов политического давления;
4) введение экономических санкций.
Однако на практике применяются лишь первые два механизма, так как существование «чёрного списка» оффшорных центров само по себе не несёт никаких серьёзных последствий для страны, а огра-
ничение банковской тайны в оффшоре невозможно без подписания двустороннего договора об обмене информацией.
Споры о том, чем же всё-таки являются оффшорные зоны — благом или злом, не утихают с момента их появления. Администрация США, боровшаяся с оффшорными территориями в связи с разгоревшимся скандалом вокруг «Бэнк оф Нью-Йорк», была вынуждена официально признать, что именно в практике оффшорных зон полнее всего реализуется один из фундаментальных принципов рыночной экономики — «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Как правило, в чистом виде под оффшорной компанией понимается «бумажная» компания, т.е. компания, существующая на бумаге. Она имеет все формальные признаки компании — владельцев, директоров (менеджеров), комплект регистрационных документов. В этом качестве данная компания является удобным инструментом для ведения финансовых операций и снижения налогообложения. Все свои операции такого рода оффшорная компания осуществляет за рубежом — вне оффшорной зоны. Но часто затем внешнеторговые, инвестиционные и т.д. функции компании расширяются и начинают реа-лизовывать уже в самой оффшорной зоне, и тогда она становится переходной формой к созданию реальной резидентской, т.е. «неоффшорной» компании.
Оффшорные фирмы создаются и действуют в специальных оффшорных зонах, для которых характерны следующие особенности:
- максимальное упрощение процедуры регистрации;
- налог на прибыль отсутствует или не превышает 1-2%. Иногда он заменяется ежегодным сбором, который в разных странах находится в пределах 150-1000 долл.;
- отсутствуют таможенные пошлины и сборы для иностранных инвесторов;
- отсутствуют валютные ограничения;
- существуют банковская и коммерческая секретность на высоком уровне;
- действуют принципы общей лояльности по отношению к бизнесу со стороны государственного регулирования.
Часто налогоплательщики стремятся любыми способами свести к минимуму какой-либо из существенных для них налогов. При этом следует отметить, что уменьшение налогов, по мнению ряда специалистов, необходимо рассматривать как двойственное явление. Главное различие между двумя видами налоговой оптимизации заключается в том, нарушает или не нарушает налогоплательщик нормы налогового законодательства в своем стремлении снизить размер налоговых платежей. В связи с этим выделяют налоговую оптимизацию и незаконное уклонение от уплаты налогов.
Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предостав-
ляемых законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приёмов и способов.
При этом среди методов налоговой оптимизации с использованием оффшорных компаний можно выделить следующие:
1) Экспортно-импортные операции с товарами. Сущность данного метода заключается в применении трансфертных цен при экспортно-импортных операциях. Так, использование оффшорной компании при экспорте позволяет хозяйствующему субъекту продать товар по предельно низким ценам, а затем перепродать оффшорной компанией конечному покупателю по уровню рыночных (мировых) цен.
2) Регистрация имущества. Оффшорная компания в качестве владельца имущества обычно используется для достижения следующих основных целей:
- защиты имущества от обращения взыскания по обязательствам должника;
- минимизации налоговых обязательств.
3) Судоходные перевозки грузов и пассажиров. Ряд оффшорных зон вместо полноценных налогов с судовладельцев взимают небольшую плату за тоннаж зарегистрированных на их территории судов либо устанавливают пошлину за продление регистрации.
4) Передача прав на интеллектуальную собственность. Основное преимущество использования оффшорной компании в качестве владельца объектов интеллектуальной собственности (авторских прав, торговых марок и т.п.) заключается в том, что стороны по договору о передаче прав на интеллектуальную собственность не ограничены какими-либо условиями при определении цены договора. Таким образом, объекты интеллектуальной собственности могут быть переданы оффшорной компании для последующей перепродажи в страны по более высокой цене.
5) Лизинг. При использовании оффшорной компании в качестве лизингодателя её средства идут на приобретение имущества, которое впоследствии передаётся компании-лизингополучателю. Для последнего основная выгода состоит в том, что лизинговые платежи в полном объёме учитываются при расчёте налоговых обязательств по налогу на прибыль. А поскольку лизинговые платежи включают в себя премию лизингодателя, плату за страхование рисков и за кредитные ресурсы, а также иные платежи, предусмотренные договором, существенно возрастают расходы, учитываемые при расчёте налога на прибыль.
6) Выдача кредитов. По сравнению с инвестированием в уставный капитал кредит имеет ряд преимуществ. Основным из них является возможность перечисления денежных средств компании практически в любой момент, в то время как для внесения средств в уставный капитал необходимо принятие, утверждение и государственная регистрация соответствующего решения.
7) Инвестиционная деятельность. Оффшорная компания-инвестор привлекает средства учредителей или третьих лиц и вкладывает их в уставные капиталы
компаний. Среди основных налоговых преимуществ указанного метода можно назвать возможность взноса в уставный капитал не только денежных средств, но и оборудования, недвижимого имущества, различного рода нематериальных активов.
8) Осуществление совместной деятельности. При данном методе налоговой оптимизации организация и оффшорная компания заключают договор о совместной деятельности, оформляя долевые вклады таким образом, что оффшорная компания имеет значительную часть совместного капитала (9095%). Это позволяет распределить большую часть полученной прибыли от совместной деятельности в пользу оффшорной компании, поскольку указанное распределение прибыли осуществляется пропорционально вкладам участников.
9) Операции с долговыми обязательствами. Оффшорная компания покупает долговые обязательства с дисконтом с последующим их погашением по номинальной стоимости. Результатом является получение фирмой дохода, который освобожден от налогообложения или облагается по минимальной ставке.
Не стоит забывать, что далеко не все стратегии налогового планирования основаны на использовании оффшоров в цепочке стран посредников. Ряд схем международного налогового планирования построен на использовании респектабельных государств, не относящихся к «налоговым гаваням», таких, например, как Австрия, законодательство которой позволяет осуществлять ряд налоговых схем используемых европейским бизнесом для целей международного налогового планирования. Доходы корпораций облагаются по единой ставке 25 процентов, и существует даже минимально возможный уровень налога: для ООО (GmbH) — 1750 евро, для акционерных компаний (AG) — 3500 евро.1 Но есть ряд особенностей, позволяющих достигать экономии на налогах. Дивиденды, поступающие от резидента Австрии, освобождаются от налогообложения, а с дивидендов от иностранной компании налог необходимо платить только при выполнении одного из следующих условий:
- головная компания владеет менее чем 10 процентами уставного или акционерного капитала дочерней иностранной компании не менее года;
- налогообложение дочерней компании гораздо ниже австрийского, и она получает пассивные доходы в виде роялти, процентов, дивидендов от неквалифицированного участия и продажи долей или акций.
Данный пример показывает, что механизмы международного налогового планирования не всегда строятся на использовании оффшоров в цепочке компаний-посредников. Более того, например, для многих российских компаний регистрация компании в оффшоре позволяет рассчитывать на решение коммерческих споров в европейских судах, что чрезвычайно важно, и служит своего рода страховкой от политических рисков.
Проблемы создания и функционирования оффшорных зон, безусловно, актуальны и для современ-
ной России в связи с принятием в 2005 году Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия, Ингушетия, где проявлялись элементы оффшорного бизнеса, а также в таких специфических структурах, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), созданные на базе ранее «закрытых» городов, в которых базировались предприятия оборонно-промышленного комплекса. К сожалению, опыт (хоть и небольшой) создания особых экономических зон не позволил добиться положительных результатов в организации оффшорных территорий в России.
Недостатками оффшорных зон на этапе планирования разработки и функционирования ОЭЗ можно считать:
- неоправданно большие средства, вложенные в организацию зоны сравнительно с объёмом зарубежных инвестиций;
- стремление фирм, расположенных в данных зонах, использовать внутренний рынок как поле для демпинга не соответствующих международным стандартам товаров;
- слабость обратных связей фирм зоны с принимающей страной, что приводит в невозможность эффективно реализовать сравнительные преимущества страны, в частности её природных ресурсов;
- социокультурные различия;
- игнорирование психологического барьера, возникающего при организации въезда граждан принимающей страны на территорию оффшорной зоны, а также неоправданная попытка решения политических и национально-культурных проблем при помощи создания оффшорных зон;
- высокий уровень непредсказуемости, невозможность применения точных экономических прогнозов, относительно дальнейшего функционирования зоны;
- необоснованное распространение льгот практически на все виды деятельности в зоне и на операции любых субъектов зоны, что возникает в результате большой множественности и неясности целей, которые ставили перед зоной её проектировщики и организаторы.
Если проанализировать направления развития оффшорного бизнеса в России, то следует отметить, что в нашей стране, как и во всем мире, использованием оффшорных структур стремятся обеспечить защиту активов, имущественное планирование и использование трастов, обеспечение конфиденциальности и отмывание «грязных денег». При этом в качестве самостоятельного направления использования оффшорных компаний российскими гражданами и предприятиями следует выделить незаконный вывоз капиталов за рубеж. Необходимо также признать и то, что именно незаконный вывоз капитала и бизнес по отмыванию денег являются главными, тесно связанными между собой направлениями развития оффшорного бизнеса в России.
Отметим, что в некоторых оффшорных юрис-
дикциях, например, в государстве Ниуэ и на островах Теркс и Кайкос, возможно учреждение компании с официальным названием, написанным на любом языке. Поэтому, учредив оффшорную компанию с русским названием, нечистые на руку бизнесмены имеют уникальную возможность переводить рублёвые платежи сразу на счета оффшорных фирм через рублёвые корсчета прибалтийских банков в российских банках-корреспондентах. Причём внешне такой платёж ничем не отличается от обычного перечисления внутри страны, для убедительности даже указывается индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) получателя (как правило, это ИНН банка, в котором открыт корсчёт прибалтийского банка). Таким образом, осуществляется обход валютного контроля, и при переводе денежных средств за рубеж не надо оформлять и оставлять в банке паспорт сделки. Все это дает возможность бесконтрольного перевода за рубеж любых денежных средств.
Такое положение будет существовать до тех пор, пока не будут законодательно оформлены экономические и правовые аспекты сотрудничества российских предприятий и компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях.
В настоящее время международные секретарские компании успешно продолжают свою деятельность на территории Российской Федерации. В частности, применительно к условиям современной России ими разработана и активно применяется методика налогового планирования, которая основана на комбинировании трёх факторов:
1) различия налоговых систем различных государств;
2) различия организационно-правовых форм ведения бизнеса;
3) различия форм извлечения дохода от своей деятельности.
Построение схемы, направленной на минимизацию налоговых выплат, начинается от платящегося субъекта. На первом этапе путем комбинации перечисленных выше факторов решается задача снижения налога на добавленную стоимость (НДС) и других налогов с оборота. Второй этап решает задачу снижения налога на прибыль, а третий этап выбирает наиболее благоприятные условия для аккумулирования денежных средств. Четвертый этап — «метод косвенного снижения налогов» применяется в том случае, если на трёх предыдущих этапах не удалось достичь поставленной цели. Сущность его состоит в уменьшении налогов на прибыль за счёт искусственного увеличения расходов предприятия.
Обращает на себя внимание то, что в указанной методике только один из трёх используемых факторов напрямую относится к оффшорному бизнесу, два других имеют чисто внутреннее происхождение. Как видно, равнозначной заменой «российскому оффшору» является обыкновенное предприятие, пользующееся на том или ином законном основании налоговыми льготами. Это значит, что проблемы, связанные с оффшорным бизнесом, как, например,
только что рассмотренное налоговое планирование, должны решаться комплексно.
Проанализировав развитие ситуации на мировом оффшорном рынке и значение этого развития для российских предпринимателей, можно увидеть явную тенденцию снижения налогового бремени в странах, которые оффшорами хотя и не являются, но стремятся повысить свою привлекательность для внутренних иностранных инвесторов, чтобы составить какую-то конкуренцию оффшорам. Это происходит в Ирландии и в какой-то мере в России. Вторая тенденция — уход от оффшорных юрисдикций, когда оффшоры пытаются изменить существующий режим, с тем чтобы улучшить свою репутацию. Но при этом определённые преимущества, которые существовали раньше, сохраняются. Есть ещё третья тенденция — стремление оффшоров сохранить все в неизменном виде.
Крупные российские клиенты в основном работают с Кипром. Учитывая банкротство крупнейших банков Кипра, введение 80% налога на депозиты, попытка вмешательства ЕС, в вопросы затрагивающие суверенитет Кипра как государства, являющегося для российского бизнеса налоговой гаванью, всё это свидетельствует о том, что Кипр ещё долго не будет пользоваться популярностью у предпринимателей всего мира.
Кипр в настоящее время не позиционируется как оффшор, поскольку там есть своё законодательство, которое предоставляет для всех видов компаний одинаковый налоговый режим. Но там есть положения, которые позволяют освобождать от налогообложения определённые виды операций.
Сегодня оффшоры стали неотъемлемой частью мировой экономической системы и национальных экономик как развитых, так и развивающихся стран. Более того, глобальный характер, который приобрела оффшорная деятельность, широта и частота использования оффшорных территорий в финансово-экономических операциях дают основания считать сферу оффшоров самостоятельным сектором мировой экономики.
Основной задачей, которую мировому сообществу предстоит сейчас решать сообща — это использование положительного потенциала оффшорной экономики и сведение к минимуму его отрицательного воздействия на макроэкономические процессы.
1 Онофрейчук А. Австрия позволяет экономить, не привлекая внимания // Практическое налоговое планирование — 2009 — №5. С.60
Литература:
1. Маврицкая Е. Оффшорные схемы. Недешевый способ экономии // Двойная запись. — 2004. — № 6;
2. Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе. — М.: Международные отношения, 2005;
3. Хейфец Б.А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 335 с.