Свободные экономические зоны Китая: опыт интеграции финансовых, научно-производственных
и человеческих ресурсов
Аршинов Виктор Михайлович
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Впечатляющий индустриальный и экономический рост Китая связан, в том числе, с эффективным использованием свободных экономических зон. Использование данного экономического инструмента стимулирует предпринимательскую активность и привлекает иностранные инвестиции, а также притягивает передовые технологии. История реализации проекта свободных экономических зон имеет несколько этапов, на каждом из которых Китаю пришлось столкнуться с рядом проблем. Несмотря на это, с помощью механизма свободных экономических зон, удалось добиться существенного усиление позиции в международном разделении труда.
Ключевые слова: Китай, экономический рост, свободные экономические зоны, инвестиции.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) -это важнейший инструмент модернизации китайской экономики, которому, прежде всего, страна обязана своим впечатляющим индустриальным взлетом. На ограниченных территориях, хорошо обустроенных в инфраструктурном и телекоммуникационном отношениях, действует не только льготный режим налогообложения, но и льготные таможенные, инвестиционные и другие специальные условия экономической деятельности для иностранных и отечественных предприятий и предпринимателей (например, существует льготная ставка налога на прибыль и 5-летние налоговые каникулы) [1].
Все это стимулирует предпринимательскую активность, привлекает иностранные инвестиции в национальную экономику, притягивает передовые технические достижения, способствует налаживанию производства товаров народного потребления. При этом СЭЗ Китая далеко не сразу добились заметных успехов и стали локомотивами экономического роста. Поначалу большая часть их продукции использовалась внутри страны и только 20% шло на экспорт, вложения стремились в быстро окупаемые и мало наукоемкие проекты (в сырьевую и легкую промышленность), многие правила не соответствовали международным нормам, затраты правительства превосходили вложения иностранных инвесторов и т.д. [2].
Правительство Китая определило следующие цели создания СЭЗ:
- привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологий;
- овладение опытом управления,
- подготовка национальных кадров;
- увеличение экспортной валютной выручки;
- стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
- эффективное использование природных ресурсов;
- стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
- мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
- обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.
Принято выделять несколько этапов в процессе создания свободных экономических зон в Китае:
1. 1978-1983 гг. - этап перехода к открытости экономики страны. Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и позже Хайнань стали первыми «окнами» в рынок.
2. 1984-1987 гг. - этап усиления роли государства при привлечения иностранного капитала. Предпочтение отдавалось инфраструктурным отраслям. Были введены определенные ограничения на объемы ввозимых иностранных инвестиций - до 50 млн. долл.
3. 1988-1991 гг. - этап формирования приморских открытых зон, а также крупных производственных центров, в частности зоны Пудун. Па- раллелно шла подготовка к вступлению в ВТО.
4. С 1992 г. В Китае начинается создание северного пояса открытости [3, 4].
5. Пятый современный этап начался в 2002 году - после вступления Китая в ВТО властям пришлось многое видоизменить в деятельности СЭЗ - внести соответствующие поправки в законодательство в соответствии с правилами ВТО, приоритетной отраслью инвестирования является высокие технологии.
По статистике в современной китайской практике существует несколько разновидностей (групп) свободных экономических зон: 5 особых экономических районов (ОЭР), 90 государственных зон техникоэкономическо-го развития (ГЗТЭР), 75 открытых зон новых и высоких технологий государственного значения (ЗРНВТ), 15 беспошлинных зон (БЗ), 14 зон приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС), 57 экспортно-производственных зон (ЭПЗ). Кроме вышеуказанных зон государственного уровня существует много зон провинциального и городского уровней [4].
Успеху СЭЗ способствовали многие обстоятельства: наличие продуманной долгосрочной стратегии их развития; стимулирование производства товаров народного потребления; четкая регламентация условий притока иностранного капитала в страну; весьма затратная подготовка соответствующей инфраструктуры зоны через льготные кредиты и капитал эмигрантов; быстрое решение всех организационных вопросов. Для нормальной эволюции СЭЗ важны также такие факторы как ресурсный, технический, организационный, социальный, синергетический [5].
Важнейшим фактором функционирования зон с льготным режимом является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Производственно-технологический процесс предприятий с ПИИ, расположенных преимущественно в зонах с льготным режимом, основан на импорте комплектующих и инвестиционных товаров с последующим экспортом готовой продукции. Финансовые ресурсы из-за рубежа активизируют деятельность малого и среднего бизнеса в регионах и способствуют повышению уровня жизни местного населения. Вместе с тем, предприятия с ПИИ, расположенные в зонах с льготным режимом, практически не осуществляют диффузию новых технологий на остальную территорию КНР [6, 7]. Их выход на остальную территорию Китая затруднен. Практика показывает, что наблюдающаяся в
современном мире неуклонная тенденция к росту взаимной зависимости между различными странами все более набирает силу. В этих условиях совершенствование инвестиционного климата в СЭЗ является не единовременной акцией, а сложным и длительным процессом, требующим периодического возврата к уже, казалось бы, решенным вопросам, их пересмотра с учетом накопленного опыта и изменившихся обстоятельств.
Средняя производительность труда в данных предприятиях в 9 раз выше, чем в национальных. При этом почти две трети совокупных ПИИ Китая концентрируются в пяти приморских провинциях: Гуандун, Цзянсу, Фуцзянь, Шанхай и Шаньдун.
По состоянию на 2011 г. на зоны с льготным режимом приходилось 45% внешнеторгового оборота (1737 млрд. долл.), 42% экспорта (852 млрд. долл.) и 47% импорта (885 млрд. долл.) Китая.
За 2000-е гг. внешнеторговый оборот зон увеличился в 12 раз (146 млрд. долл. в 2001 г.), экспорт - в 13 раз (67 млрд. долл. в 2001 г.), импорт - в 11 раз (80 млрд. долл. в 2001 г.). Внешнеторговые показатели остальной территории Китая за минувшее десятилетие выросли гораздо меньше: оборот - в 6,1 раза, экспорт - в 5,9, импорт - в 6,3 раза. Таким образом, зоны с льготным режимом являются одним из главных источников роста внешней торговли КНР [3].
Наибольшей долей (40%) в китайском экспорте среди зон с льготным режимом характеризуются особые экономические зоны, в импорте — бондовые зоны (38%). Превышение экспорта над импортом характерно для особых экономических зон, зон экспортной обработки и зон освоения высокотехнологичного производства. В конце 2000-х гг. на данные виды зон приходилась почти половина положительного сальдо торгового баланса Китая.
Таким образом, основной опыт развития китайских СЭЗ заключается в следующем:
1. Рыночное регулирование под управлением государственного плана является первостепенным в механизме функционирования экономики.
2. Наблюдаются улучшение инвестиционного климата, политика открытых дверей во внешнеэкономической деятельности, снижение таможенных пошлин, привлечение ино-
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА
странных инвестиций, предоставление иностранным инвесторам ставки корпоративного подоходного налога и освобождение от подоходного налога на импорт производственного оборудования, сырья, комплектующих и экспорт продукции, предоставление льготных условий в осуществлении валютных расчетов, переводе прибыли, землепользовании. Кроме этого, иностранным предпринимателям и членам их семей предоставляются льготные условия в процедуре прохождения границы и проживании за границей.
3. Активно развивается высокотехнологичное производство, использование международного рынка, ориентация на экспорт, массовое внедрение и крупномасштабный экспорт обрабатывающей промышленности.
4. Уделяется должное внимание как внешнему, так и внутреннему рынкам. Китайские СЭЗ являются экспортно-ориентированными, но в то же время освоению внутреннего рынка придается немалое значение, ведь более 1,3 млрд. чел. (население Китая) - представляют собой огромный рынок сбыта.
5. Происходит одновременное развитие урбанизации, индустриализации и модернизации.
6. Гармонично сочетаются рядовые и высокотехнологичные производства. В связи с относительно низкой отправной точкой развития изначально СЭЗ могли перенять лишь опыт обрабатывающей промышленности развитых стран и регионов.
7. Происходит ускорение развития сферы услуг, финансовой, информационной, логистической сфер, научно-технических исследований и разработок, культурной, образовательной, консалтинговой сфер, сферы туризма и здравоохранения. Наблюдается непрерывный рост доли ВВП за счет этих сфер. В связи с этим планируется достижение удельного веса в добавленной стоимости ВВП в размере 70 %.
8. Всесторонне расширяются возможности самостоятельных инноваций. В основе экономических преобразований Китая лежит экономический рост. Это достигается посредством увеличения потребления материальных ресурсов, опираясь на научно-технический прогресс, а также на повышение мастерства рабочих и инноваций в управлении.
В этом и заключается всестороннее расширение возможностей самостоятельной иннова-
ции. Только полное освобождение от внешней технологической зависимости и выведение на передовой уровень ключевых технологий важнейших отраслей производства позволят стабильно двигаться вперед в условиях жесткой конкуренции глобальной экономики.
Таким образом, обобщая все вышесказанное можно отметить, что СЭЗ- это не только территориально обособленный комплекс материальных, финансовых и интеллектуальных ценностей, но и часть социально-экономической действительности; выработанные обществом способы, механизмы поощрения экономической деятельности для привлечения национальных и иностранных инвестиций. При таком широком толковании СЭЗ предстает как сложно-эволюционирующая организационная структура, взаимодействующая с самыми разными сферами человеческой деятельности - финансовой, производственной, научно-технической, торговой и т.п. По данным Всемирного банка ВВП на душу населения Китая вырос со 190 долл. в 1978 г. до 6,5 тыс. долл. на человека в 2012 г. Из страны с низкими доходами населения Китай перешел в категорию стран со средним уровнем доходов. Политика открытости и интеграции финансовых, научно-технических и человеческих ресурсов превратила Китай в страну быстрого развития, роста благосостояния и социальных гарантий, беспрецедентного изменения инфраструктуры городов и деревень, позволила привлечь большие объемы иностранного капитала, повысить производительность труда, сделала Китай фабрикой по тиражированию и удешевлению передовых технологий.
В связи с вступлением Китая в ВТО в 2001 г. ожидалось, что СЭЗ перестанут играть ключевую роль в экономике страны. Действительно, Китаю пришлось упразднить ряд льгот для иностранных инвесторов, пойти и на другие меры по выравниванию экономических условий. Согласно уведомлению № 39 Госсовета КНР «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» от 26.12.2007 г. с 1.01.2008 г. для предприятий СЭЗ налог составит 18%, в 2009 г. - 20%, в 2010 г. - 22%, в 2011 г. - 24 %, в 2012 г. - 25 % [2]. Введен «Каталог отраслей - ключ для иностранных промышленных инвесторов», который также содержит ограничения. Но если брать во
внимание объем внешней торговли СЭЗ, то он не только не сократился, но и увеличился на 14.7% в 2013 г. составив около 700 млрд. долл. С помощью эффективной модели СЭЗ Китай сегодня активно развивает более отсталые внутренние районы страны. Постепенно СЭЗ становятся частью территориальных производственных кластеров мирового уровня, в которых происходит интеграция финансового, научно-промышленного и образовательного секторов. Если СЭЗ носят все же более закрытый анклавный характер для внутренней экономики, то кластеры способны в равной степени обслуживать как внешний, так и внутренний рынок. Например, кластер г. Гуанчжоу, объединивший СЭЗ
Список использованных источников:
Шэньчжэнь (именно здесь находится штаб-квартира фирмы Хуавей), Гонконг (самый богатый город Китая), промышленный центр Гуанчжоу и мегауниверситет, состоящий из 10 вузов разного профиля (при строительстве кампуса были задействованы идеи устойчивого развития - много зелени и альтернативных источников энергии). Этот кластер производит 25 % всей продукции Китая [9].
Таким образом, мы видим, что, несмотря на трудности, Китай, с помощью механизма СЭЗ не только добился значительного роста совокупной мощи государства и существенного усиления позиции страны в международном разделении труда, но и продолжает наращивать свои успехи.
1.Абраменков А. В. Совместные свободные экономические зоны в российско-китайском сотрудничестве // Российский внешнеэкономический вестник, 2010, № 5. - С. 1422.
2.Болдырев Д.С. Историко-статистический анализ динамики и структуры иностранных капиталовложений в экономику Китая как фактора экономического роста страны // Экономический анализ: теория и практика, 2012, № 17 (272). - С. 52-60.
3.Ван Чао. Особенности экономического роста СЭЗ Китая /// Экономика и управление. 2013. №2 (34). - С. 65-68.
4.Свободные экономические зоны в Китае: современный этап развития.
5.Ван Цзыи. Опыт создания и функционирования СЭЗ в КНР, возможности и перспективы его использования в России // Автореф. канд. дисс. М., 2010. - 23 с.
6.Зубарев А.Е., Го Ш.Х. Классификация и характеристика свободных экономических зон (СЭЗ) КНР // Власть и управление на Востоке России. - 2008. -№4. - С.8-13.
7. Белокрылова О. С., Киселева Н.Н., Хубулова В. В. Региональная экономика и управление. - М: АльфаМ: ИНФРА-М, 2011. -240 с.
8.Хань Ли Хуа. Широкие перспективы торгово-экономических отношений между Китаем и Россией // Научное принятие решений [Китай]. - 2007. - № 10.- С. 2- 3.
9. Ягафарова Е.А., Пучков М.В. Инновационный кластер и мегауниверситет в Гуанчжоу на базе промышленного центра, свободной экономической зоны и технопарков // Академический вестник Уралниипроект, 2010, № 3. - С. 21-24.
Подход к управлению государственным долгом: опыт Японии
Нестеренко Евгений Александрович
ФГОБУ ВПО Финансовый Университет при Правительстве РФ, Омский филиал
Государственный долг - это сложное экономическое явление, которое, в то же время, может быть эффективным инструментом реализации государством своей экономической политики. Даже критический размер государственного долга не является препятствием для эффективного функционирования страны, при наличии грамотного подхода к реализации мер по его управлению. В свете этого представляется целесообразным рассмотреть японский опыт оперирования государственным долгом.
Ключевые слова: государственный долг, государственное управление, Япония.
Исследование технологий управления государственным долгом, вариантов выстраиванием эффективной долговой политики страны не утрачивает своей актуальности.
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРС
Государственный долг - это сложное экономическое явление, подходы к управлению которым индивидуальны для каждой страны и определяются факторами его возникнове-АНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА