Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм образования территорий опережающего развития в Китайской Народной Республике'

Организационно-экономический механизм образования территорий опережающего развития в Китайской Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
348
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свободная экономическая зона / иностранные инвестиции / специальные экономические зоны / Китай / инновационная экономика / налоговые льготы / free economic zone / foreign investments / innovative economy / tax benefits

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Киевская А. С., Ананичева Е. П.

В статье рассматривается опыт Китая в контексте регулирования деятельности специальных экономических зон. В связи с этим ставится вопрос относительно возможности адаптации китайских специальных экономических зон к российским условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic mechanism for the establishment of the SAR of the people’s Republic of China

The article examines China’s experience in the context of activities regulationof the special economic zones. In this regard, the question is raised regarding the possibility of adapting the Chinese of special economic zones to the Russian conditions

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм образования территорий опережающего развития в Китайской Народной Республике»

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА INDUSTRY AND REGIONAL ECONOMY

Организационно-экономический механизм образования территорий опережающего развития в Китайской Народной Республике

Organizational and economic mechanism for the establishment of the SAR of the people's

Republic of China

Ц 4 московский mm экономический

журнал

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15050

Киевская А.С.,

доцент ГУЗ

Ананичева Е.П.,

доцент ГУЗ

Аннотация. В статье рассматривается опыт Китая в контексте регулирования деятельности специальных экономических зон.

В связи с этим ставится вопрос относительно возможности адаптации китайских специальных экономических зон к российским условиям.

Summary. The article examines China's experience in the context of activities regulationof the special economic zones.

In this regard, the question is raised regarding the possibility of adapting the Chinese of special economic zones to the Russian conditions.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, иностранные инвестиции, специальные экономические зоны, Китай, инновационная экономика, налоговые льготы.

Московский экономический журнал №5(2) 2018 Key words: free economic zone, foreign investments, innovative economy, tax benefits.

±Щ: ЙЙШК, ^S, шшм.

В настоящее время в мировой хозяйственной практике свободные экономические зоны (СЭЗ) являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.

Понятие «Свободная экономическая зона» (СЭЗ) в своем общем виде было закреплено в 1973 году Международной Киотской конвенцией.

Русские же ученые трактуют данное понятие так: «СЭЗ представляет собой часть территории страны, состоящей из участка (участков, имеющих общую границу), управляемый специальным уполномоченным органом - администрацией СЭЗ, на который устанавливается льготный режим (таможенный, налоговый, финансовый, административный), по сравнению с общим, режим предпринимательской деятельности резидентов СЭЗ с целью развития обрабатывающих отраслей экономики и производства новых видов продукции, развития туризма и санаторно-курортной сферы, развития производительных сил, финансового и товарного рынка».[1]

Эталоном эффективности в вопросе регионального развития, а также создания и управления инновационными территориями считается Китай, более тридцатилетний опыт которого в данном вопросе является бесценным для мировой экономики. Именно свободные экономические зоны (СЭЗ) Китайской Народной Республики явились неоспоримым аргументом для принятия решения о создании территории опережающего развития в нашей стране.

СЭЗ в Китае создавались по моделям уже существующих свободных экономических зон на Тайване, в США и Сингапуре, но опыт функционирования СЭЗ в КНР подтверждает их существенные отличия. [2]

Само создание, многолетний опыт и практика функционирования СЭЗ КНР продемонстрировали значительные успехи, особенно учитывая тот факт, что к одним из несомненных достижений зарубежные специалисты относят не только высокие показатели и устойчивый темп экономического развития в стране, но и серьезное повышение производительности труда и существенный рост уровня жизни населения.[3]

В 1980 году в Китае были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать инновационную политику, которую планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах Китая. Зоны были расположены в городах Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Сямэне (провинция Фуцзянь).

Затем, когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом - и в других регионах страны.[4]

В настоящее время в Китае функционируют специальные экономические зоны, среди которых Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Хайнань, Сямэнь, а также Новый район, приравненный к ним по статусу -Пудун (в г. Шанхай); свободные таможенные зоны в городах Шанхай, Далянь, Нинбо, Хайкоу, Чжухай, Циндао, Сямэнь, Чжанцзяган, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Шэньчжэнь, Шаньтоу, Фучжоу; зоны приграничного экономического сотрудничества государственного уровня в городах Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Хэйхэ, Даньдун (провинция Ляонин), Дунсин (Гуансии-Чжуанский автономный район), Пинсян, Маньчжоули, Эрлянь (Автономный район Внутренняя Монголия), Хуэйчунь (провинция Цзилинь), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань); зоны свободной торговли; зоны технико-экономического развития государственного уровня в крупных городах, таких как Пекин, Ухань, Харбин, Ханчжоу и др.; зоны новых и высоких технологий, например, открытая зона высоких технологий в городе Нанкин, открытая зона технологий в городе Гуанчжоу, технопарк «Чжунгуньцунь» в Пекине и мн. др.[5]

Например, основной задачей зоны в провинции Ляонин является содействие возрождению старых промышленных районов Северо-востока Китая, в провинции Чжэцзян - ускорение развития портовой бондовой зоны - Чжоушань, в провинции Хэнань - содействие наращиванию возможности транспортных артерий в юго-восточных провинциях Китая, в провинциях Хубэй, Сычуань и в городе Чунцине - стимулирование экономического развития регионов возмещения зон и т.д.[6]

Приведем некоторые данные успешного функционирования СЭЗ в сфере сельского хозяйства, промышленности и строительства, сферы услуг, а также внешней торговли в СЭЗ на примере нескольких известных зон (таб. 1, таб. 2).

Таблица 1 - Валовой региональный продукт СЭЗ Китая в 2017 году и его структура

Млрд. юаней %

СЭЗ Всего Сельское ХОЗЯЙСТВО Промышл. в строп-во Сфера услуг Сельское хозяйство Пронышл. в строп-во Сфера услуг

Шэньчжэнъ 2243, & 1=8 926,7 1315,3 0,1 41,3 58,6

тЬк>1ай 256:5 4,5 128,9 123,1 1=8 50,2 48,0

Шаньтоу 235.0 10,3 118,1 106,1 4,6 50,2 45,2

Сямэвь 378,4*

Хайвавь 404:5 97,1 90,2 217,2 24,0 22,3 53,7

* приведены данные за 2016 г. Таблица 2 - Внешняя торговля СЭЗ Китая в 2017 году (данные

приведены в млрд. юаней)

СЭЗ о&орот экспорт Импорт

Шэньчазнь 413,95 244,22 169,73

Чжухан 44,25 27,89 16,36

Шаньтоу 8,80 6,71 2,09

Сямэнь 85,84 48,01

Хайнань 10,37 4,37 6,00

Из таблиц видно, что улучшение ситуации в мировой экономике в 2017 году положительно сказалось на функционировании зон.

Изучая опыт и проанализировав успешные результаты СЭЗ, возможно казать о том, что в Китае специальные экономические зоны являлись одной из форм развития как отдельных отсталых регионов, так и экономики всего государства в целом, и сделать следующие выводы о том, что отличительными чертами специальных экономических зон КНР (СЭЗ) и основой территориальных инновационных систем являются широкая диверсификация деятельности, охват огромных территорий, привлечение иностранного капитала и современной техники,гибкий инвестиционный режим,таможенные и налоговые льготы для иностранных инвесторов,эффективное использование природных ресурсов, а также подготовка национальных кадров. Все эти составляющие деятельности СЭЗ в Китае способствуют решению общеэкономических, внешнеторговых, стратегических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач государства, а также улучшают деловой и инвестиционный климат, создают и модернизируют рабочие места для местного населения.

По большей части именно налоговые и другие виды льгот привлекают в СЭЗ иностранных инвесторов, готовых вложить в развивающиеся регионы не только материальный капитал, но и инновационные и технические ресурсы.

Для СЭЗ выделяют четыре основные группы льгот:

- Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.

- Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

- Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.

- Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг. [7]

То есть, кратко говоря о системе стимулирования для привлечения иностранных инвестиций в СЭЗ в Китае, можно перечислить следующие составляющие: отсутствие импортных квот, либерализация или отсутствие валютного контроля,уменьшение ставок таможенных пошлин или их отсутствие,снижение бюрократических барьеров,налоговые каникулы,снижение ограничений на иностранную собственность, неограниченная репатриация (возвращение) прибыли,прямой доступ к плановым структурам провинциального и центрального уровней.

К системе стимулов в Российской Федерации для привлечения иностранного капитала для развития территорий опережающего развития (ТОР) можно отнести следующие: особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов,положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны,разрешено создание индустриальных (промышленных) парков,льготные ставки по арендной плате, налоговые льготы,право привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран,приоритет при подключении к объектам

инфраструктуры ТОР,специальный порядок проведения муниципального надзора и госконтроля,использование технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны,особый порядок пользования землей и др.

Необходимо также упомянуть, что на территориях СЭЗ КНРглавным является курс на удерживание качественных показателей привлеченных инвестиций, чем количественных. Китай, имея в своем арсенале зоны различных типов, преимущественно сосредотачивал свое внимание на развитие инноваций, ставя всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, стимулировал создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров на территории КНР.[8]Это делалось для возможности заимствования передовых усовершенствованных технологий и освоение зарубежного опыта с последующим повышением квалификации местных кадров.В связи с этим Китай стал также развивать и национальный сектор НИОКР и взял курс на поддержание и разработку отечественных инноваций.

Стоит также отметить, что Китай с удвоенной силой взялся за работу по переходу от неравномерного развития города и деревни в сторону развития и урбанизации отстающих провинций страны.

Для этого руководство КНР предлагает большее количество льгот на отсталых территориях, снижая инвестиционную привлекательность регионов с развитой экономикой.

Руководство страны к приоритетным направлениям политики Китая также относит снижение разницы в доходах, улучшение качества жизни своих граждан, формирование среднего класса и повышения уровня образования.

В настоящее времяи в Российской Федерации наряду с привлечением инвестиций для СЭЗ, также ставится не менее важная задача по обеспечениюместного населения работой, создания оптимальных условий труда, повышения квалификации персонала,обеспечение социальной защитой,а также предоставляются другие дополнительные гарантии государства для населения и бизнеса.

Проанализировав китайский опыт, можно с уверенностью сказать, что СЭЗ, как инструмент развития малых территорий, могут быть эффективными, в особенности используя инструмент перераспределения капитала внутри государства. Также, как нам кажется, России необходимо пойти тем же путем в вопросе внедрения в производство, развития и совершенствования инновационных технологий, заимствованных у иностранных инвесторов, задействуя тем самым различные отрасли хозяйствования и повышая качественный коэффициент квалификации местных работников.

В случае с китайскими СЭЗ все вышеперечисленные в статье инструменты были широко использованы и скоординированы местным, провинциальным и национальным правительством. Опыт Китая безусловно является уникальным и привносит много полезных идей и подходов для других развивающихся в этом направлении стран, в том числе и России, но при этом нашей стране следует избегать тотального заимствования в силу особенностей развития каждого конкретного региона.

Также что касаемо Российской Федерации, то особые специальные зоны в нашей стране смогут стать самостоятельными точками роста только благодаря значительной и прагматичной поддержке со стороны государства и государственно-частных партнерств.

Список литературы

1. Бутов В.И., Игнатов В.Г. Свободные экономические зоны. Методологические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. М.: Ось-89, 1997. 192 с.

2. Иванов С.А. Формирование приграничного с Россией пояса открытости КНР//Ойкумена. Региональное исследование. 2009. №3. С. 52-59.

3. Козлова Н.А. Функционирование свободных экономических зон в Китае//Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2015 г. №4 (21). С. 50-58.

4. Корнейко О.В., Пестерева А.В. Опыт развития специальных экономических зон и промышленных кластеров в Китае//серия экономика и право. 2016. Т.26, вып.6. С.34-40.

5. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Федоров А.Г., Якунина М.В. Территории опережающего развития. Учебно-методическое пособие. Калуга: Издательство АКФ «Политоп». 2017. 148 с.

6. Ли Ланьцин. Прорыв: Как открывались ворота страны: 30-летию начала реформ в Китае посвящается/пер. Ли Иннань.М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 472 с.

7. Лесняк О. В. Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций // Молодой ученый. 2017. №45. — С. 189-190. — URL https://moluch.ru/archive/179/46291/ (дата обращения: 04.10.2018).

8. Манежев С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М.: Наука, 1990. 276 с.

9. Павлов П. Проблемы развития особых экономических зон в России: правовые и организационные аспекты//Вестник Российской таможенной академии. 2015. №1. С. 3645.

10. Портяков В.Я., Степанов С.В. Специальные экономические зоны Китая//Проблемы Дальнего Востока. 1986. №1. С. 37-46.

11. Портяков В.Я. Шэньчжэньский камертон. Трансформация модели экономического роста в Китае и развитие Шэньчжэня. М.: Формум, 2017. 156 с.

12. Портяков В.Я. Научная литература КНР о специальных экономических зонах страны//Подготовлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №18-014-00030а «Китайская Народная Республика: от специальных экономических зон к зонам свободной торговли». 2017. С. 5-14

13. Черешнева И.А. Территории со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности: опыт Китая. //Актуальные проблемы российского права. 2018. №6 (91). С. 162-168.

14. Федин П.А. Свободные экономические зоны в России: мнения и точки зрения на определенные понятия//Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. 2012. №2. С. 41-47.

15. Информация о специальных экономических зонах КНР//Портал внешнеэкономической информации.

16. URL:http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/{электронный ресурс} (дата обращения: 04.10.2018 г.).

17. URL:http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/osobie-svobodnie-ekonomicheskie-zoni-v-kitae-1688 {электронный ресурс} (дата обращения 19 сентября 2018 г.).

[1] Федин П.А. Свободные экономические зоны в России: мнения и точки зрения на определенные понятия//Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. 2012. №2. С. 41-47.

[2] Козлова Н.А. Функционирование свободных экономических зон в Китае//Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2015 г. №4 (21). С. 50-58.

[3]Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Федоров А.Г., Якунина М.В.Территории опережающего развития. Учебно-методическое пособие. Калуга: Издательство АКФ «Политоп». 2017. 148 с.

[4]http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/osobie-svobodnie-ekonomicheskie-zoni-v-kitae-1688 {электронный ресурс} (дата обращения 19 сентября 2018 г.).

[5] Информация о специальных экономических зонах КНР//Портал внешнеэкономической информации. URL:http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/ {электронный ресурс} (дата обращения : 04.10.2018 г.).

[6]Черешнева И.А. Территории со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности: опыт Китая. //Актуальные проблемы российского права. 2018. №6 (91). С. 162-168.

[7]Лесняк О. В. Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций // Молодой ученый. 2017. №45. — С. 189-190. — URL https://moluch.ru/archive/179/46291/ (дата обращения: 04.10.2018).

[8]Черешнева И.А. Территории со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности: опыт Китая. //Актуальные проблемы российского права. 2018. №6 (91). С. 162-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.