Научная статья на тему 'Классификация и характеристика свободных экономических зон (СЭЗ) КНР'

Классификация и характеристика свободных экономических зон (СЭЗ) КНР Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1495
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СВОБЛДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / КНР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зубарев Александр Евстратьевич, Го Шу Хун

C середины 20 века с развитием науки, техники и глобализацией в мировом экономичественном хозяйстве появились СЭЗ двух основных типов экспортно-производственные зоны и технико-внедренческие зоны. За последние несколько десятилетий они получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в КНР. Их главная цель привлечение иностранных инвестиций, новых технологий, прогрессивного управленческого опыта, увеличение и диверсификация экспорта и в конечном итоге, ускорение экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация и характеристика свободных экономических зон (СЭЗ) КНР»

Го Шу Хун (аспирант ТОГУ) Зубарев А.Е. (д.э.н., профессор, директор ИЭУ ТОГУ) Классификация и характеристика свободных экономических зон

(СЭЗ) КНР

С середины 20 века с развитием науки, техники и глобализацией в мировом экономичественном хозяйстве появились СЭЗ двух основных типов - экспортно-производственные зоны и технико-внедренческие зоны. За последние несколько десятилетий они получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в КНР. Их главная цель - привлечение иностранных инвестиций, новых технологий, прогрессивного управленческого опыта, увеличение и диверсификация экспорта и в конечном итоге, ускорение экономического развития страны.

Решение о проведении с 1979 г. открытой внешнеэкономической политики было принято на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Затем эта политика получила юридическое отражение в Конституции КНР 1982 г. Первым шагом Китая в области открытой внешней политики было учреждение в 1980 г. четырех особых экономических районов - Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь, расположенных в Южных приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь. В 1988 году был учрежден пятый район Хайнянь - самый большой особый экономический район по площади. В начале 1984 года было решено открыть для иностранного капитала 14 портовых городов вдоль всего китайского побережья. В период с 1984 по 1988 в 12 из вышеуказанных портовых городах было создано 14 зон технико-экономического развития. С 1990 по 1992 года план создания 13 беспошлинных зон был утвержден Госсоветом КНР.

По статистике в современной китайской практике существует несколько разновидностей (групп) свободных экономических зон: 5 особых экономических районов (ОЭР), 54 государственные зоны технико-экономического развития (ГЗТЭР), 53 зоны развития новой и высокой технологии государственного значения (ЗРНВТ), 15 беспошлинных зон (БЗ), 14 зон приграничных экономического сотрудничества (ЗПЭС) , 57 экспортно-производственные зоны (ЭПЗ).

Кроме вышеуказанных зон государственного уровня существует много зон провинциального и городского уровней. В данной статье рассматриваются только зоны государственной категории

К первой группе относятся экономические районы (ОЭР) Мировой опыт показывает, что лучше создавать особые экономические районы (ОЭР) в промышленно развитых территориях, имеющих необходимую базу для развития легкой промышленности и сельского хозяйства, удобное сообщение с внешним миром. Для КНР одним из главных каналов внешнеэкономической деятельности являются Гонконг, Тайвань и Макао, поэтому очень выгодно было создать ОЭР именно на юго-востоке страны. Как известно, пять ОЭР КНР размещены в районе портовых городов провинций Фуцзянь и Гуандун на побережье Южно-Китайского моря.

Шэньчжэньский ОЭР находится в южной части провинции Гуандун, граничит с Цзюлунским районом Гонконга, общая его площадь — 327,5 кв. км. Основные сферы развития: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии: Шаньтоуский ОЭР возник в юго-восточной части провинции Гуандун и состоит из двух частей: района вокруг озера Лунху на восточной окраине города Шаньтоу (площадь - 22,6 кв. км) и района на полуострове Гуаньао в юго-восточной части города Шаньтоу (площадь - 30 кв. км), где основными сферами инвестирования являются: нефтехимия, портовая и другая инфраструктуры, производство одежды, обуви и электроники: Чжухайский ОЭР обосновался в южной части провинции Гуандун на западном берегу реки Чжуцзян, граничит с Макао и занимает площадь 121 кв.км., где основные сферы инвестирования: услуг, тяжелая промышленность, электроника, портовое и дорожное строительство. Сямэньский ОЭР расположен на островах Сямэньдао и Гуланъюй и в городе Сямэнь (общая площадь района - 131 кв.км.), где основные сферы инвестирования: электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность: Хайнаньский ОЭР занимает территорию всего острова в 34 тыс. кв. км.

Примером высокой эффективности ОЭР является зона Шэньчжень. В период 1980-2004 гг. в ОЭР Шэньчжэнь среднегодовые темпы роста ВВП составляли 28 %; среднегодовые темпы роста экспорта составляли 37.9%; среднегодовые темпы роста финансовых доходов составили 35.2%. В 2004 году валовой внутренний продукт ОЭР Шэньчжэнь достиг 342,3 млрд. юаней, это 5-ое место среди городов Китая, подушевой размер ВВП достиг $7100 , 1-ое место: совокупный объем экспорта составлял $77.8 млрд., это 1-ое место в стране подряд за 12 лет.

Основными характеристиками ОЭР являются:

1. Строительство и развитие в ОЭР главным образом обеспечивается привлечением и использованием иностранного капитала.

2. В использовании рыночных механизмов при государственном планировании экономического развития районов.

3. Осуществление особой государственной льготной политики для инвесторов ОЭР (сниженная ставка налога на прибыль предприятий - 15% от прибыли, в то время как общенациональная ставка этого налога составляет 33%).

4. Реализация права принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство и решения.

5. Ориентация на всестороннее развитие экспорта, включая главным образом продукцию промышленности, сельского хозяйства, торговлю, финансы, туризм и недвижимость.

Поддерживают тесные экономические отношения с другими частями страны вместо кооперации производственных отношений в плане.

Ко второй группе особых зон относятся государственные зоны технико-экономического развития (ГЗТЭР)

В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей: : Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Миньхан(Шанхай), Хунцяо(Шанхай), Цаохэцзин(Шанхай), Нинбо,Фучжоу, Гуанчжоу , Чжаньцзян.

Эти территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов. Перечисленные выше 14 городов, открытые для мирового рынка и интернационализации производства, не относились к бедствующим районам с самого начала. Они давали 23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов - 97%. Таким образом, этот вид СЭЗ был создан в индустриально развитой полосе Китая. [1, с.139]

В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности размещены зоны технико-экономического развития, которые ориентированы на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких технологий равен 15%, подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных инвесторов- 10% и др.). [1, с.141]

«Открытые» порты получили значительные свободы в проведении экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные акты, регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и в части дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за землю и т. д.

За более 20 лет СЭЗ в Китае получили широкое распространение, развили те города и территории, где они организовывались. На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных условий и ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г., юридические гарантии для иностранного капитала, экономические льготы, приток ресурсов со всей страны для развития зон. Для создания СЭЗ в Китае требуется решения администрация провинции и Госсоветоа КНР, т. е. 2 уровня утверждения, но, в первую очередь на основе локального экономического и промышленного развития. На первоначальном этапе уже устанавливается направление развития ГЗТЭР: основной капитал -иностранный, приоритетное направление - промышленность, экспортная ориентация, конечная цель - развитие новых и высоких технологий. ГЗТЭР в Китае быстро развиваются и имеют свои особенности в процессе развития.

Во-первых, главный современный отраслевой приоритет развития -промышленность. Развитие индустриальных проектов содействует процветанию экономики данного района. По данным статистики, в 2004 году

ВВП в ГЗТЭР составил 660,144 млрд юаней (4.84% от общего), с приростом 32.43% ( на 9.5% больше чем в общем по Китаю) по сравнению с предыдущем годом ( см. таблица 1, 2 ).Можно сказать, ГЗТЭР играют большую роль для развития не только данного района, но и для страны в целом. [2]

Таблица1. Главные показатели 54 ГЗЭТР за 2004г.

показатели объем (млрд.юаней) прирост доля от общего по стране

ВВП 660.144 32.43% 4.84%

Объем промышленного производства 485.562 34.80% 7.73%

Налоговые поступления 93.304 23.31 3.63

Во-вторых, привлечение зарубежных капиталовложений. До конца 2004 года в ГЗТЭР накопленный объем использования иностранного капитала составляет 72.5 млрд. долларов, (12.54% от общего). В 2004 году в ГЗТЭР этот объем возрос до 13.6 млрд. долларов, (22.4% от общего). Кроме этого, ГЗТЭР стали важным местом приложения капиталовложений международных транснациональных корпораций. В настоящее время в ГЗТЭР насчитывается более 1000 проектов, реализуемых иностранными предприятиями из списка 500 крупнейших компаний мира. [2]

Таблица 2. Главные показатели 54 ГЗТЭР за 2004г.

показатели объем (млрд. долларов) прирост доля от общего по стране

Экспорт 48.88 48.15% 11.15%

Импорт 51.986 56.41% 12.59%

Заявленные иностранные инвестиции 20.271 27.31% 17.62%

Реально использованные иностранные инвестиции 10.329 35.92% 19.31%

В-третьих, поддерживаются опорные отрасли на основе новых и высоких технологий, например, микроэлектроника и информатика, точная химия, генная инженерия и биотехнологии, фото- и электромеханика, современное сельское хозяйство. По статистике, работают 3006 наукоемких предприятий в ГЗТЭР.

Четвертой особенностью ГЗТЭР является географическая неравномерность экономического развития.

Вследствие того, что реформирование в Китае начиналось с юго-восточного приморского района (благодаря удобному географическому положению), 50% ГЗТЭР находятся в восточном (приморской) части района. По данным статистики в 2004 году в ГЗТЭР восточного приморского района доля иностранного капитала составила 86.25% от общенационального объема инвестиций, а в 2005 году эта цифра увеличилась до 88.8% с приростом в 2.7%. По опубликованным в 2005 году данным Министерства коммерции в Докладе о развитии ГЗТЭР КНР, средний объем промышленной продукции и средний объем промышленного роста на удельном квадратным километре

составили соответственно 3.08 млрд.юаней и 0.83 млрд.юаней: в восточном районе - 3.56 и 0.94, в центральном районе - 2.30 и 0.67, в западном районе -1.36 и 0.43. Можно видеть, что развитие ГЗТЭР затухает в направлении с востока на запад Китая, что является определенной проблемой, требует своего решения.

Третьей группой СЭЗ являются зоны развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ)

Первые преференциальные зоны, которые специализируются на развитии наукоемких производств (например, технополисы в Пекине и Шанхае), начали создаваться с конца 80-х годов. На основе накопленного ранее опыта Госсовет КНР в марте 1991 года утвердил план развития 27 зон высоких технологий, находящихся в разных регионах страны. Целью их создания являются коммерциализация национальных научно-технических достижений, развитие передовых отраслей, привлечение иностранного капитала в экспериментальное мелкосерийное производство, в разработку новых технологий и материалов.

В Китае за 10 лет реализации общегосударственной научно-производственной программы «Факел» было учреждено более 2 500 предприятий, основанных на высоких и новых технологиях, освоено около 5 000 видов наукоемкой продукции, а доходы от экспорта составили 1,08 миллиарда долларов.

Сегодня китайским Министерством Науки и Техники зарегистрировано 120 зон развития высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 - государственного значения, которые находятся в городах Пекин, Охань, Шеньян, Нанцзин, Гуанчжоу, Чунцин, Сиань, Шанхай и Шеньчжень. Пять ЗРНВТ (в Пекине, Сучжоу, Хефее, Сиане и Янтае) были определены как парки развития науки и технологий Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Фактически, ЗРНВТ территориально и организационно пересекаются с другими экономическими зонами. Такое соседство позволяет ученым весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.

Согласно статистике, в парках действует 41.99 тысяч

предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью. Государственное регулирование деятельности технопарков проявляется, прежде всего, в определении направлений исследований и организаций производства. На протяжении последних нескольких лет такими направлениями были: микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия и технологии получения новых материалов. Помимо государственного регулирования технопарки получают от государства еще и серьезные финансовые ресурсы. В 2005 году в ЗРНВТ работало 41990 предприятий, из них 11411 ведущих предприятий (Предприятия с доходами от продажи продукции свыше 500 млн.юаней называются ведущими предприятиями). 53 ЗРНВТ по отрасли народного хозяйства следующим образом: 8687 предприятий машиностроения (главным электротехнические и

коммуникационные, научного приборостроения); 1376 - по медицинскому приборостроению; 980 - электрономеханика; 615 - по производству нового материала; 519 - по производству компьютеров и канцелярского оборудования; 60 - по авиакосмическому производству.

Для ЗРНВТ характерны следующие черты:

Во-первых, большой рост экономической эффективности в виде поступлений от налогов предприятий. В 2005 году в этих зонах действовали 41990 предприятий, с увеличением их количества на 3425 по сравнению с 2004 годом. Из них 3389 предприятий имеют доходы в объеме более 100 млн. юаней. Доля этих предприятий составляет 8% от общего количества, а по доходам от деятельности - 88.6% от общего. По статистике в 2005 году в ЗРНВТ средний уровень ВВП составил 68.98 млн. юаней; средние доходы от операций - 819.6 млн. юаней (на 107.9 млн. юаней больше по сравнению с предыдущем годом); средний уровень чистой прибыли - 3.82 млн.юаней; средний уровень поступлений от налогов - 38.48 млн.юаней; средний объем валютных поступлений от экспорта -2.66 млн. долларов.

Во-вторых, динамичное развитие ведущих предприятий. Предприятия с доходами от продажи продукции свыше 500 млн.юаней относятся к ведущим предприятиям. В 2005 году работали 11411 ведущих предприятий, их доля по количеству составляет 27.2% , доходы составляют 2841.1 млрд.юаней или 82.6% , доля ВВП (2730.9 млрд.юаней) - 94.3%, прибыли ( 125.4 млрд.юаней ) - 78.2%, объем налогов (135.4 млрд.юаней ) - 83.8%, объем валютных поступлений от экспорта ( 107.1 млрд. долларов ) - 95.9%.

В-третьих, инновационная и исследовательская способность в ЗРНТВ быстро возрастает наряду с ростом доходов от продажи наукоемкой продукции. В 2005 году научные сотрудники в ЗРНВТ достигли 870 тысяч человек, с ростом на 144 тысячи человек от уровня 2004 года. Научные расходы достигли в 2005 г. 133.89 млрд.юаней (на 32.14 млрд.юаней больше чем в предыдущем году). Доходы по продаже информационо-электронной продукции составили 893.56 млрд.юаней (с ростом 134.65 млрд.юаней), -40.3% от общего объема продукции; в области новых материалов этот показатель равен 318.39 млрд.юаней с ростом 71.26, или 14.3% от общего объема. Валютные поступления от экспорта составляли 70.1 млрд. долларов, с ростом 8.8% от предыдущего года, 68.1% от общего объема продукции.

Четвертую группу СЭЗ составляют беспошлинные зоны (БЗ)

После 1990 года по разрешению правительства КНР были созданы следующие беспошлинные зоны: Вайгаоцяоская беспошлинная зона (Шанхай), находящаяся в устье реки Янцзы, площадью 3,28 кв. км (она является наиболее открытой в Китае); беспошлинная зона порта Тяньцзинь, расположенная на территории Тяньцзиньского морского порта (занимает 5 кв. км и является самой крупной беспошлинной зоной в Северном Китае); Даляньская беспошлинная зона, находящаяся в восточной части Даляньской зоны технико-экономического освоения площадью 1,25 кв. км; Шатоуцзяоская беспошлинная зона, находящаяся в поселке Шатоуцзяо города Шэньчжэнь (площадь — 0,2 кв. км); Футяньская беспошлинная зона

площадью в 1,35 кв. км, расположенная в южной части города Шэньчжень в пограничном пункте Хуанган, на границе с Сянганом; Гуанчжоуская беспошлинная зона площадью 1,4 кв. км, находящаяся в северо-восточной части Гуанчжоуской зоны технико-экономического освоения; Чжанцзяганская беспошлинная зона площадью (по проекту) 4,1 кв. км, находящаяся в нижнем течении реки Янцзы в восточной части Чжанцзяганского речного порта — единственная в КНР беспошлинная зона, созданная в речном порту; Хайкоуская беспошлинная зона, находящаяся в Цзиньпанской зоне обрабатывающей промышленности города Хайкоу, занимающая 1,93 кв. км; Циндаоская беспошлинная зона, находящаяся на западном берегу залива Цзяочжоувань близ города Циндао (провинция Шаньдун), проектная площадь зоны — 2,5 кв. км; Нинбоская беспошлинная зона площадью 2,3 кв. км, расположенная в северной части Бэйлуньганского морского порта города Нинбо; Фучжоуская беспошлинная зона, находящаяся на территории Мавэйской зоны технико-экономического освоения города Фучжоу, площадь 1,8 кв. км; Сяньюйская беспошлинная зона города Сямэнь, находящаяся в Сямэньском ОЭР (площадь первой очереди строительства — 0,6 кв. км); Шаньтоуская беспошлинная зона площадью 2,3 кв. км, находящаяся в Шаньтоуском ОЭР.

Главные особенности развития БЗ заключаются в следующем.

Во-первых, в беспошлинных зонах быстрыми темпами растет экономика. Так в 2006 году общий объем добавленной стоимости в промышленности (Industial added value ) составил 142.79 млрд.юаней, с приростом за год 22.7%. В том числе Вайгаоцяоская, Тяньцзиньская и Шэньчжэньская зоны достигли уровня соответственно 66.6 млрд.юаней, 20.2 млрд.юаней, 19.5 млрд.юаней, и прирост по этим БЗ составил 16.8%, 33.1%, 15.8% соответственно ( т.е. 74.5% от общего объема). Самые быстроразвивающие зоны в 2006 году-это Чжанцзяганская, Даляньская и Тяньцзиньская, с приростом более 30% в год. В Даляньской зане например, добавленная стоимость составила 8.74 млрд. юаней с увеличением на 33.5%.

Во-вторых, для БЗ характерен большой оборот по продажам. В 2006 году общие доходы по продажам в БЗ составили 1013.6 млрд.юаней, с приростом 21.3%.

В-третьих, наблюдается увеличение оборота по импорту и экспорту. По данным статистики общий оборот по импорту и экспорту достиг в 2006 году 109 млрд. долларов, с приростом 23%.

В-четвертых, экспортно-производственные предприятия в БЗ стали основными в промышленной отрасли. Валовой промышленная продукция в 2006 году была 259.3 млрд.юаней, с приростом 22.2%.

В-пятых, развитие торговли и перевозок занимают в БЗ важное место. За 2006 года доходы по операциям перевозок составили 257.9 млрд.юаней, с приростом 21%. Первые 4 места по этому показателю заняли Вайгаоцяоская, Тяньцзиньская, Чжухайская , Даляньская (соответственно 177.1 млрд.юаней, 39.9млрд.юаней, 18.3млрд.юаней, 10.3млрд.юаней)

Пятая группа СЭЗ - зоны приграничного экономического

сотрудничества (ЗПЭС)

В 1992 году КНР открыла внешнему миру тринадцать приграничных городов: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэньхэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ, Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Хэкоу, Ваньцзин, Жуйли (провинция Юньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район). Затем правительство Китая открыло административные центры семи приграничных и приморских провинций (автономных районов): города Наньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь и Шицзячжуан.

Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток Российской Федерации. В настоящее время в них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля посредством заключения бартерных и иных сделок.

Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) относятся к шестой группе СЭЗ.

В 2000 году Госсоветом утвержден план создания 15 экспортно-производственных зон на территориях существующих СЭЗ. ЭПЗ являются специальной закрытой областью при наблюдении Таможни КНР с целью развития внешней торговли и транзитной торговли. В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов.

Большинство ЭПЗ создавалось целенаправленно и с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий и предприятий по складированию и транспорту. Таможня предлагает круглосуточное обслуживание с новым способом "единственная декларация, единая экспертиза документов и единый осмотр грузов ".Предприятия в ЭПЗ пользуются не только удобством таможенных процедур, но и специальной льготной политикой в области экспорта. Все средства обслуживания и инфраструктуры, включая дороги, водоснабжение, электропитание, телекоммуникация, таможня, грузовой инспекционный карантин, банки, транспортировка и складирование - доступны в ЭПЗ. Все формальности оформления операций по импорту и экспорту могут быть закончены в пределах ЭПЗ.

К апрелю 2005 года общие капиталовложения в ЭПЗ составили 10.98 млрд.долларов, объем импорта -- 32.52 млрд.долларов, объем экспорта -42.81 млрд. долларов.

Несмотря на многообразие СЭЗ, главным в них является одно -стимулирование развития экономики строны. Практика СЭЗ КНР свидетельствует о том, что создание и функционирование - это СЭЗ один из лучших способов активизации развития экономики.

1. Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны //Мн: 2000, с.132-162;

2. http://www.mofcom.gov.cn/

3. http://www.cadz.org.cn

4. газета «Жэньминь Жибао» он-лайн

5. China Opening Herald No.1 Total No.112 p.87-90

2002¥10Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.