Научная статья на тему 'Роль специальных экономических зон в привлечении иностранных инвестиций в экономику КНР'

Роль специальных экономических зон в привлечении иностранных инвестиций в экономику КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бэйбэй Чжан

В настоящее время проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику КНР исключительно актуальна. Образование и развитие создания свободных экономических зон (СЭЗ) рассматривается в качестве одного из основных элементов реализации экономических реформ в КНР. Отражая различные временные периоды (1990-2006 гг.) функционирования СЭЗ, показывается, как изменялась экономическая стратегия освоения района Пудун, подчеркивается влияние иностранных инвестиций в успешной реализации проекта. Дается оценка развития взаимовыгодного сотрудничества КНР и России, определяются направления, открывающие их перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль специальных экономических зон в привлечении иностранных инвестиций в экономику КНР»

Зарубежный опыт

роль СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В ЭКОНОМИКУ КНР

Чжан БЭЙБЭЙ,

Орловский государственный университет

16 лет назад специальная экономическая зона Пудун была всего лишь полем напротив всемирно известной Шанхайской набережной в КНР. Сегодня это уже новый многофункциональный открытый район Шанхая, который является современной базой высокотехнологичной научно-технической промышленности, крупнейший финансовый и транспортный центр Китая. Он тесно связан со всеми странами мира и нередко удостаивается таких определений, как «дверь в китайскую экономику», «золотой ключ открытия китайского рынка», «мост между китайской и мировой экономикой».

С 1978 г. китайское правительство планомерно преобразовывает экономическую систему, одновременно последовательно осуществляя политику открытости страны. Начиная с 1980 г. в Китае создано 5 особых экономических районов: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (провинция Гуандун), Сямэнь (провинция Фуцзянь) и Хайнань (охватывающий всю провинцию Хайнань). В 1984 г. китайское правительство предприняло новый шаг для открытия страны внешнему миру: 14 городов — Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ля-нъюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Гуанчжоу, Фучжоу, Чжаньцзян и Бэйхай обрели статус открытых приморских городов. С 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике на юге провинции Фуцзянь, на Шань-дунском и Ляодунском полуостровах, в провинции Хэбэй и Гуанси-Чжуанском автономном районе. В результате сформировалась открытая экономическая полоса в приморье страны.

18 апреля 1990 г. правительство КНР приняло стратегическое решение об открытии и освоении нового Шанхайского района. На первом этапе политики открытости китайское правительство

создало ряд специальных экономических зон (СЭЗ) в приморских районах страны, где экономика была более отсталой. На втором этапе реформ для преобразований был выбран крупный город Шанхай, Пудун в Шанхае стал первым экспериментальным районом.

Как известно, в начале экономических реформ создание СЭЗ в приморских регионах страны, с одной стороны, было удобно для соединения с внешним миром, с другой стороны, удобно для проведения эксперимента. Через 10 лет после учреждения СЭЗ Шэньчжэня волна реформ и открытости прокатилась по всей стране, и в этот момент Китай планировал ускорить процесс стыковки с мировой экономикой, создать современную систему рыночной экономики, навести мост внешнеэкономического обмена. А Шанхай как раз и отвечал всем этим требованиям. Шанхай, транспортный узел дельты реки Янцзы, испокон веков является важной промышленной базой. В 90-е годы прошлого века перед Шанхаем стояло немало трудностей: отсталая промышленная структура, ограниченное количество земли, плохие жилые условия... Было необходимо укрепить ведущую роль Шанхая в развитии экономики всей страны и превратить Шанхай в мегаполис и экономический центр мирового уровня, который позволил бы вести равноправный диалог и сотрудничество с внешним миром. Безусловно, Шанхаю была нужна новая стратегия дальнейшего развития. Благодаря накопленному опыту Шанхай выдвинул такую новую стратегию освоения района Пудун. Имеется в виду, используя Пудун как «голову дракона», вызвать подъем экономики всего Шанхая в целом.

По замыслу Ден Сяопина, район Пудун мог бы развиваться в основном за счет иностранных инвестиций. Основными источниками финансирования

Пудуна являются капиталовложения центрального и шанхайского правительств, целевые инвестиции китайских министерств и ведомств, займы китайских финансовых учреждений, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), зарубежные банковские и пра-вительские кредиты, продажа акций и облигаций (в т. ч. зарубежным инвесторам), капиталовложения провинций и городов КНР, поступления от продажи прав пользования землей. С 1990 г. на развитие Пудуна центральное и шанхайское правительства выделили 7,2 млрд долл. Семьдесят стран, заинтересованных в присутствии своих компаний в Пудуне, вложили еще 11 млрд долл. Около сотни объектов было построено непосредственно на средства транснациональных корпораций — общая сумма этих инвестиций составила почти 5 млрд долл.

С самого начала основания района Пудун особое внимание было обращено на привлечение иностранных инвестиций, для которых был установлен льготный режим по образцу СЭЗ. Административно Пудун является одним из районов Шанхая, однако законодательно закрепленные за ним льготы и привилегии в целом не уступают льготам, предоставляемым СЭЗ. Принятое специальное законодательство по району Пудун предусматривает льготы для иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием:

• снижение подоходного налога до 15 %;

• освобождение предприятий, созданных на срок не менее 10 лет, от подоходного налога в течение первых двух лет с момента получения прибыли, уменьшение размера налога в последующие 3 года на 50 %;

• освобождение от подоходного налога предприятий в области инфраструктурных и энергообъектов (аэропорты, порты, дороги, электростанции и т. д.) в течение первых пяти лет с момента получения прибыли и уменьшение размера налога на 50 % в последующие пять лет;

• снижение подоходного налога до 10 % для предприятий, доля экспортной продукции которых составляет не менее 70 %;

• снижение подоходного налога до 10 % для предприятий, использующих современную технологию, в течение трех лет после истечения срока действия льгот, оговоренных выше;

• освобождение финансовых организаций с иностранным участием и филиалов иностранных банков, имеющих активы не менее 10 млн долл. и созданных на срок не менее 10 лет, от уплаты подоходного налога на один год с мо-

мента получения прибыли и снижение налога на 50 % в последующие два года;

• возврат 40 % ранее внесенных налогов с суммы реинвестиций иностранным предпринимателям, инвестирующим часть своей прибыли в Пудуне на срок не менее чем пять лет;

• полный возврат налогов с суммы реинвестиций, если они осуществляются в производства, ориентированные на экспорт или использующие передовую технологию;

• освобождение от таможенных пошлин экспортируемой продукции;

• освобождение от таможенных пошлин импортируемого технологического оборудования, сырья, комплектующих, средств транспорта и оборудования жилых помещений и офисов инвесторов;

• разрешение выдавать визы на многократный въезд (выезд) в район Пудун для иностранного персонала.

Для привлечения иностранных инвестиций в новом районе Пудун созданы и развиваются несколько функциональных внутренних зон: зона свободной торговли Вайгаоцяо, торгово-финан-совая зона Луцзяцзуй, парк высоких технологий Чжанцзян и т. д..

Зона свободной торговли Вайгаоцяо создана в июне 1990 г. Зона Вайгаоцяо (10 кв. км) является первой большой и самой ранней зоной свободной торговли в Китае. В ней расположены традиционные склады, предприятия обработки экспортной и реэкспортной продукции, разрешены беспошлинные и безлицензионные экспорт и импорт, создание внешнеторговых компаний и обращение валют.

Торгово-финансовая зона Луцзяцзуй (28 кв. км) расположена в центре нового района Пудун. В ней разместились финансовые и торговые центры, филиалы китайских и инобанков, биржи, финансовые и страховые компании, органы административного управления.

Парк высоких технологий Чжанцзян был открыт в 1992 г. Парк высоких технологий Чжанцзян включает в себя несколько зон: зону развития высоких технологий, биофармакологическую зону, зону микроэлектроники и программирования. Усилия, предпринимаемые для развития именно этих наукоемких отраслей, служат наглядным примером приоритетной направленности деятельности зоны экономического развития Шанхая. Внедрение высоких технологий в промышленность — одна из главных задач китайской экономики.

В 1990 — 2000 гг. Пудун развивался опережающими темпами: его доля в ВВП города выросла с 8 до 20 % и в 2000 г. составила 11,1 млрд долл.; годовой рост — 16,5 %, что на 5,7 % выше показателя ВВП по Шанхаю. Объем внешней торговли Пудуна в 2000 г. достиг 25,49 млрд долл., годовой рост — 65,9 %. Благодаря проработанности правового обеспечения и налоговым льготам Пудун привлекает значительные иноинвестиции. В 2000 г. сумма контрактных инвестиций составила 2,88 млрд долл., что в 1,7 раза больше, чем в 1999 г. Объем инвестиций в 2000 г. — 4,21 млрд долл. По объему капиталовложений лидирующие позиции занимают США, Япония, Гонконг, Германия и Сингапур. 105 из 256 транснациональных корпораций, осуществляющих свою деятельность в Шанхае, располагаются в Пудуне.

В связи с необходимостью привлечения иностранного капитала на внутренние рынки КНР, а также с учетом требований ВТО с 2001 г. в Пудуне, как и в других зонах развития, просматривается тенденция к сокращению объема предоставляемых инвесторам льгот. Одним из важнейших факторов привлечения иноинвестиций на данном этапе становятся передовые позиции Пудуна в области рыночных реформ и открытости, в т. ч. более свободный доступ иностранных предпринимателей в такие сферы, как внутренняя и внешняя торговля, банковское дело, страхование.

Ведущая роль в Пудунской экономике, ориентированной на внешний рынок, принадлежит транснациональным компаниям. 146 из 500 крупнейших мировых компаний открыли заводы в Пудуне, сюда перевели свои региональные штаб-квартиры 25 таких компаний.

Привлекательность Пудуна для иностранных инвесторов, как здесь считают, заключается в обновленных системах и повышенной степени соответствия мировым стандартам. Пудун первым в Шанхае приступил к реформе системы принятия административных решений с целью облегчения деятельности предприятий. Кроме того, также выработан комплекс мер, поощряющих размещение в районе региональных штаб-квартир транснациональных компаний, размещение инвестиционных структур, увеличение инвестиций со стороны действующих предприятий, развитие микроэлектроники и т. д.

В 2002 г. германская компания «Трансрапид», специализирующаяся на строительстве линий поездов на магнитной подвеске, построила первую в мире пассажирскую трассу этого вида транспорта, соединившую международный аэропорт Пудун и станцию

метро «Лунъян Лу». Поезда на линии развивают скорость 430 км/ч, преодолевая расстояние 30 км примерно за 8 минут. В этому году валовой внутренний продукт Пудуна составил 25,13 млрд долл.

Китайский рынок кадровых посреднических услуг был открыт для иностранных инвестиций в 2003 г. В ноябре 2003 г. вступили в силу временные правила об управлении совместными предприятиями — кадровыми агентствами. В соответствии с ними заявители на учреждение совместных посреднических кадровых органов должны иметь по крайней мере трехлетний стаж работы, иметь штат не менее пяти человек со специальным образованием и цензом кадровика. Кроме того, объем капитала должен быть не меньше 300 тыс. долл., доля иностранного инвестора — от 25 до 49 %.

В Пудуне функционировали единичные представительства всемирно известных кадровых агентств, что явно не соответствует уровню развития этого района. Неудивительно, что Пудун принял решение стимулировать приход иностранного опыта и капитала в сферу посредничества при трудоустройстве.

Поднятие лимита до 70 % способствует дальнейшему углублению реформы и ускорению темпов привлечения международных кадровых агентств в Пудун, а также заимствованию необходимых для Пудуна международных кадров. Раньше из-за строгого лимита кадровые агентства регистрировались под видом бухгалтерских контор, консалтинговых компаний и т. д.. По словам начальника секретариата Кадрово-посреднической отраслевой ассоциации Шанхая, новые правила позволяют иностранным кадровым посредникам более эффективно выполнять свою работу. Комитет экономики, промышлен-но-торговое административное управление совместно с управлением кадров района Пудун разработали новый, уведомительный порядок инвестирования в совместные предприятия — кадровые агентства.

К 2010 г. численность кадров в районе Пудун достигнет 734 тыс. чел. В этом контексте ускорение развития кадрово-посреднической отрасли стало для Пудуна насущной задачей.

В последние годы в районе Пудун наблюдалась тенденция продолжительного и быстрого развития экономики. В 2005 г. Объем импортно-экспортной торговли района достиг 80 млрд долл. Предприятия из более чем 100 стран и районов мира создали здесь свои филиалы. К настоящему времени договорная сумма зарубежных инвестиций превысила 32 млрд долл. Интересно, что исторически Пудун был сельским районом. Его территория — 523 кв. км, население — 1,5 млн чел. (11 % населения Шанхая). На

сегодняшний день в Пудуне находятся некоторые широкоизвестные достопримечательности Шанхая: телебашня «Жемчужина Востока»; 88-этажный небоскреб «Цзиньмао» (по высоте он третий в мире и второй в Азии); памятник Л. Н. Толстому. В Пудун поступают инвестиции из 67 стран. По объему инвестиций лидирующие позиции занимают США, Япония, Гонконг и Германия. Более 120 транснациональных корпораций основали здесь свои предприятия. Среди них и такие крупные, как Дженерал Моторс, Форд, Дженерал Электрик, Шарп, Мицубиси, Сименс и др. Пудун долгое время ставил рекорды по темпам привлечения новых инвесторов — в день здесь открывалось по два-три совместных предприятия, в которые вкладывалось в среднем по 11 млн долл.

Недавно была намечена новая перспективная цель развития района Пудун, согласно которой к 2010 г. Пудун должен стать современным районом г. Шанхай.

По данным Управления внешней торговли Пу-дуна, к настоящему времени масштаб и сумма российских инвестиций в Пудуне невелики. Предполагается принять эффективные меры для улучшения этой ситуации. Например, правительство Пудуна планирует использовать рекламные материалы на русском языке, знакомящие с историей, потенциалом, преимуществами и достижениями Пудуна; активнее приглашать российские делегации. Очевидно, по мере непрерывного увеличения информационного обмена сотрудничество и взаимодействие между Пудуном и Россией станут оживленнее.

В экономической сфере Пудун и Россия могут наращивать взаимовыгодное сотрудничество. Особенно в области энергетики есть множество шансов для развития сотрудничества между двумя странами, например в плане исследования и освоения новых технологий в энергетике. Известно, что дефицит нефти и электричества в большой степени препятствует дальнейшему развитию Пу-дуна, помощь со стороны России была бы здесь незаменимой и своевременной.

В июне 2005 г. Правительство России издало Федеральный закон «О свободных экономических зонах», согласно которому намерено создать несколько свободных экономических зон на российской территории с учетом успешного опыта Китая. Опыт привлечения иностранных инвестиций, с точки зрения главы самой успешной специальной экономической зоны Китая, будет полезен для российских коллег. Председатель правительства района Пудун справедливо отмечал: «Успешный опыт СЭЗ, который Россия может заимствовать, таков: в работе необходимо обращать самое большое внимание на гармоничное развитие экономики и общества. Здоровое развитие общества стимулирует продолжительное и эффективное развитие экономики». Такой подход конструктивен, проверен временем, нацелен на высокий конечный результат...

ЛИТЕРАТУРА

1 http://www. china. polpred. ra.

2. Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей: Монография. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2002.

3. Дерюгина С. В. Правовые аспекты понятия «свободная экономическая зона» // Государство и право. 1997. № 5.

4. Елова М.В. и др.; Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность/ Под ред. А.К. Шуркалина. Учеб. пособие для вузов — М.: Логос, 2000. - 248 с.

5. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Колесов В.П. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: — М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000 — 480 с.

7. Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. — М. : Международные отношения, 2004. — 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.