Научная статья на тему 'Свободное время современных старшеклассников (сравнительный анализ)'

Свободное время современных старшеклассников (сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
704
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FREE TIME / YOUNG PEOPLE / SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / MAIN FORMS OF USING FREE TIME / READING / INTERNET / CHAT WITH FRIENDS / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / МОЛОДЕЖЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕН / ЧТЕНИЕ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ОБЩЕНИЕ С ДРУЗЬЯМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вишнякова Алена Александровна

В статье представлены результаты исследования, посвящённого изучению свободного времени старшеклассников, его объема, содержания и структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS’ FREE TIME (COMPARATIVE ANALYSIS)

The article is presented the results of the research devoted to the study of senior high school studentsfree time, its volume, content and structure.

Текст научной работы на тему «Свободное время современных старшеклассников (сравнительный анализ)»

2. Pulyaevskaya A.M., Akopyan S.A. (2018). Theoretical and practical issues of electronic manual development // "Integration of theory, methodology and practice in modern sciences and education": materials of the final international scientific-practical conference for 2017 - Armavir: RIO ALSI, 2018. - pp. 118-127 (In Russian).

3. Uvarov A. Yu. (2003). Pedagogical Design // Informatics. 2003. № 30. pp. 1-32. (In Russian).

4. Mbook Editor // Publishers Autograph URL: http://qps.ru/7mUN8 (access date: 26.05.2018). (In Russian).

5. Jon Bernbach (2014). Ways To Avoid Overwhelming Users: Lessons Learned From My High-School Teachers // Smashing Magazine - for web designers and developers.2014. URL: https://www.smashingmaga-zine.com/2014/08/avoid-overwhelming-users-lessons-from-high-school/ (access date: 17.02.2018). (in English)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.346.32-053.6

ББК 60.5

В558

Вишнякова Алена Александровна

Кандидат социологических наук, и. о. зав. кафедрой экономики авиапредприятий Иркутского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации. Иркутск, Россия.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

(СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

В статье представлены результаты исследования, посвящённого изучению свободного времени старшеклассников, его объема, содержания и структуры.

Ключевые слова: свободное время, молодежь, старшеклассники, основные формы использования свободного времен, чтение, сеть Интернет, общение с друзьями.

A. A. Vishniakova Irkutsk, Russia

SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS' FREE TIME (COMPARATIVE ANALYSIS)

The article is presented the results of the research devoted to the study of senior high school students' free time, its volume, content and structure.

Keywords: free time, young people, senior high school students, main forms of using free time, reading, internet, chat with friends.

В современных условиях как никогда важно изучение особенностей использования свободного времени молодежи. Во-первых, это связано с ролью, которую играет молодежь в обществе - это наиболее активная часть общества, его будущее. Во-вторых, это связано с расширением возможностей использования свободного времени, появлением его новых форм. В-третьих, от того, как молодежь проводит свободное время, зависит становление личности молодых людей, включая формирование их морально-нравственных ценностей, отношение к себе и обществу.

В октябре.. .декабре 2011 года в г. Иркутск был проведен социологический опрос, целью которого ставилось изучение объема, содержания и структуры использования свободного времени городской молодежью.

Результаты опроса явились эмпирической базой диссертационной работы автора настоящей статьи. Выборка анкетирования в диссертационном исследовании была представлена по основным группам молодежи, выделенных, в свою очередь, по преобладающему виду деятельности (учащаяся молодежь, работающая молодежь, аспиранты, временно неработающие). Представителей 1 группы выборки — учащаяся молодежь — составили ученики старших классов, обучающиеся по средним профессиональным программам, а также обучающиеся по программам высшего образования.

Как показали результаты диссертационного исследования, городская молодежь самостоятельна, уверена в себе, своей неординарности и креативности, стремится

использовать все новые формы свободного времени, при этом легко меняя приоритеты и пристрастия [Вишнякова, 2014].

В целях дальнейшего изучения вопросов, касающихся использования свободного времени, важным представляется провести подобный опрос через определенный промежуток времени, что и сделано в 2018 году.

На наш взгляд, наиболее своевременным и актуальным является изучение использования свободного времени такой группы как учащаяся молодежь, а именно, представителей этой группы - старшеклассников. По мнению Рубинштейна С. Л., «старший школьный возраст -это время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчетливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию» [Клинов, 2012]. Это важный жизненный период, для которого характерно вступление подростков в мир взрослости, где главными становятся самостоятельность и ответственность.

Особенности формирования отроческого, подросткового мировоззрения, сказываются на проведении свободного времени - временного пространства, ограниченного рабочим временем, заполненным самостоятельной деятельностью человека, без какого-либо внешнего давления, и дающего возможность для самовыражения личности [Вишнякова, 2012].

На рис. 1 представлены ответы старшеклассников на вопрос: «Для чего нужно свободное время?». Вопрос предполагал несколько вариантов ответа.

70 60 50 40 30 20 10 0

Для отдыха и развлечений

Для развития

Для решения текущих проблем

Не имеет особого значения

□ 2011 год П2018 год

Рис. 1. Ответы на вопрос: «Для чего нужно свободное время?» (в %) Как видно из представленных данных, на сегодняшний день старшеклассники считают, что в большей степени свободное время важно для развития и совершенствования, тогда как в 2011 году в приоритете было его использование в целях отдыха и развлечений. Также изменилось мнение старшеклассников о том, что свободное время надо использовать для решения их текущих проблем - с 20,4 % в 2011 году до 6,7 % в 2018 году. Особо обращает внимание и вызывает опасения факт увеличения доли старшеклассников, для которых свободное время не имеет особого значения. Как показывает практика, такие люди неэффективно его используют, что оказывает влияние на рост правонарушений, суицидов, алкоголизма, наркомании. В связи с чем, использование свободного времени подростков заслуживает пристального внимания и изучения с целью формирования здорового, полноценного общества.

В табл. 1 представлены объёмные показатели свободного времени учеников старших классов в сравнении по годам (в %). Таблица 1

Объем свободного времени год

2011 2018

Нет свободного времени 5,3 3,3

Меньше часа 15,0 13,3

61-90 мин 7,7 23,3

91-120 мин 10,7 10

121-180 мин 20,3 23,4

Более 180 мин 41,0 26,7

Табличные данные свидетельствуют о снижении на 2 % доли респондентов, багаж которых не имеет свободного времени. Изменились пропорции в объемах времени - в 2018 году количество респондентов, использующих свободное время в объеме 3 часов в день, значительно изменилось по сравнению с данным показателем 2011 года, понижение составило 14,3 %. Данная тенденция прослеживается и по количеству времени меньше часа. Следует отметить увеличение количества респондентов, используемых свободное время в объеме от 1 .„1,5 часа - с 7,7 % в 2011 году до 23,3 % в 2018 году. Данная тенденция (незначительное увеличение на 3,1 %) сохраняется по объему времени от 2.3 часов. Что касается такого фактора как пол, проведенное исследование показало, что гендерные признаки не влияют на объем свободного времени, но влияют на его структуру и содержание.

Каково же содержание и формы свободного времени нынешних старшеклассников? Рис. 2 наглядно отражает эмпирические результаты проведенных исследований.

Общение с друзьми Общение в социальных сетях Занятие спортом Посещение Интернета Посещение кинотеатров Прогулки на свежем воздухе Чтение художественной литературы Общение с родственниками Занятие любимым делом (хобби, кружки) Компьютерные игры Посещение дискотек, ночных клубов Посещение театров, выставок, музеев Игры в бильярд, карты Чтение газет, журналов Туризм Занятие рукоделием Углубление знаний Просмотр телепередач Другое

Игры в шашки, шахматы Активный городской отдых

□ 2011 год □ 2018 год

Рис. 2. Основные формы свободного времени старшеклассников (в %, по годам) Согласно результатам, старшеклассники активно используют следующие формы свободного времени:

- отдых и развлечения: посещение кинотеатров (33,3 %), прогулки на свежем воздухе (43,3 %), компьютерные игры (26,7 %);

- развитие личности: посещение Интернета (52,5 %), занятия спортом (53,3 %), чтение художественной литературы (26,7 %), занятия любимым делом, хобби (33,3 %);

- перенимание социального опыта и общение: общение с друзьями (63,3 %) и родственниками (26,7 %), а также в социальных сетях (56,7 %).

В целом содержание свободного времени современного старшеклассника характеризуется сочетанием традиционных форм с формами, связанными с применением информационных технологий, которые по-прежнему сохраняют свою популярность.

Что касается структуры свободного времени, то за анализируемый временной промежуток она претерпела некоторые изменения.

Так, например, сегодня подростки отдают предпочтение прогулкам на свежем воздухе, чем посещению кинотеатров. В 2011 году старшеклассники отдавали предпочтение общению с родственниками в свободное время, чем компьютерным играм. Сегодня же учащиеся старших классов в равной степени популяризировали и компьютерные игры, и общение с родственниками.

Следует отметить в иерархии форм свободного времени сохранение своих позиций чтения литературы. В 2011 году жанровое предпочтение отдавалось детективам и классике, в 2018 году подростки увлечены чтением классики (23,3 %) и фантастики (30 %).

По-прежнему высоки показатели занятий спортом - 51,9 % в 2011 году и 53,3 % в 2018 году. Увлечение спортом для старшеклассников остается актуальным уже несколько лет. Во-первых, это связано с их учебной деятельностью - подготовка к физкультуре, сдаче нормативов и, как следствие, возможность получения дополнительных баллов при поступлении в вуз.

Во-вторых, особо актуален данный вопрос в 2018 году, что связано, в первую очередь, с особенностями XXIII зимних олимпийских игр. Как известно, в Пхёнчане выступали только «чистые» российские спортсмены, которых отобрала специальная комиссия МОК. Всех наших именитых и опытных атлетов заменили вчерашние юниоры. Именно их воля к победе

и достойные результаты становятся примером для всего молодого поколения и дальнейшего развития спорта в стране.

Что касается телевизионных передач, то в 2011 году их просмотром увлекалось лишь 6 % школьников. Изменение данного показателя в сторону увеличения до 10 % мы связываем с периодом проведения опроса (февраль.апрель 2018 года) - период проведения XXIII зимних олимпийских игр и их трансляции по телевидению. Беседы со школьниками подтверждают непопулярность телевидения в силу его низкой интерактивности. В отличие от телевизионного вещания, где передачи идут по установленному расписанию, в ход которых нельзя вмешаться, Интернет представляет больше возможностей подросткам - они становятся активными участниками всего происходящего, самостоятельно выбирают свои занятия, не зависят от временного регламента.

Снижение количества посещений заведений развлекательного типа - кафе, ресторанов, ночных клубов и дискотек с 18,6 % опрошенных в 2011 году до 3,3 % в 2018 году объясняется в большей степени финансовой зависимостью от родителей. Кроме других причин подростки назвали «дорого» и «скучно».

Следует отметить и существенные изменения показателя посещения культурных учреждений (театров, музеев), а также таких мероприятий как концерты, выставки - с 12,7 % опрошенных в 2011 году до 2,0 % в 2018 году. Третья часть респондентов не посещает данные учреждения вообще. В основном, опрошенные (40 %) указывают на посещение культурно-досуговых учреждений «от случая к случаю».

Низка популярность туризма (6,7 %) у школьников. Как таковой туризм для школьников - это либо массовые, школьные выезды на природу, либо поездки за город с родственниками.

В силу того, что сегодняшние старшеклассники считают, что в большей степени свободное время важно для развития и совершенствования, изменился и показатель по формам свободного времени, связанным с развитием личности - углубление знаний, чтение специальной литературы (показатель увеличился с до 6,7 % в 2011 году до 7,8 % в 2018 году).

Из других форм использования свободного времени старшеклассники указали:

- работа в «Тату-салоне», тем самым девушка связывает увлечение рисованием с дополнительным заработком;

- один юноша написал свой вариант - «в свободное время люблю пофилософствовать, поразмышлять о жизни».

Как показало исследование, современные подростки предпочитают поддерживать диалог с современным миром в режиме реального времени, но увлечение компьютером и Интернетом не снижает активности старшеклассников - они свободно совмещают интерактивные формы с занятиями спортом и туризмом, прогулками на свежем воздухе, что подтверждает интерактивность мира реального.

Библиографический список:

1. Вишнякова А. А. Основные формы использования свободного времени молодежи крупного города (на примере г. Иркутска) // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2012. Выпуск 6а. Философия, социология, политология, культурология. С. 167-172.

2. Вишнякова А. А. Свободное время молодежи крупного города и основные формы его использования в современных условиях (на примере г. Иркутска) [текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / А. А. Вишнякова. Улан-Удэ, 2014. 160 с.

3. Клинов В. В. Теоретические основы формирования культуры досуга старшеклассников сельских школ [Электронный ресурс] / В. В. Клинов, М. В. Клинов. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-kultury-dosuga-starsheklassnikov-selskih-shkol (дата обращения 25.06.2018 г.).

References

1. Vishnyakova A.A. (2012). The main forms of using free time for young people in a large city (on the example of Irkutsk) // Bulletin of the Buryat State University. Ulan-Ude: Buryat Publishing House. State University, 2012. Issue 6а. Philosophy, sociology, political science, culturology. pp. 167-172. (In Russian).

2. Vishnyakova A. A. (2014). Free time for young people of a large city and the main forms of its use in modern conditions (by the example of Irkutsk) [text]: dissertation for the degree of Candidate of Sociological Sciences / A.A. Vishnyakova. Ulan-Ude, 2014. p.160 (In Russian).

3. Klinov V.V. Theoretical foundations of the formation of leisure culture for high school students in rural schools [Electronic resource] / V. V. Klinov, M. V. Klinov. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/teoret-icheskie-osnovy-formirovaniya-kultury-dosuga-starsheklassnikov-selskih-shkol (access date: 25.06 2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.