и активно привлекать в свою деятельность инновационные технологии, что без посторонней профессиональной помощи не представляется возможным. Фактически сельский учитель остается один на один с данной проблемой, так как институт повышения квалификации испытывает те же трудности. Развитие научно-технического прогресса и информатизация общества идут настолько высокими темпами, что не всегда общественные институты адекватно реагирует на новации. Институт общего образования в силу своей фундаментальности и многочисленности его субъектов часто не успевает овладеть всеми новшествами и передать свои знания в этом поле (инноваций) подрастающему поколению.
Анализ статистических данных и существующей ситуации позволяет сделать вывод, что социальная сфера сельского учительства Республики Бурятия не удовлетворяет потребностей данной социально-профессиональной группы в полной мере. Неудовлетворенные потребности являются значимым фактором, формирующим неблагоприятное социальное самочувствие данной социально-профессиональной страты. Констатируемое состояние несет в себе определенные социальные риски, поскольку расширяет и усугубляет зоны социального напряжения. Сельское учительство, несмотря на заложенный потенциал, не может благотворно повлиять на социальный климат сельского сообщества в целом, способствовать стабилизации и минимизации социальной напряженности в силу возрастающих маргинальных настроений внутри данной социально-профессиональной группы.
Литература
1. Чукреев А.П. Незанятые: настроения, ожидания, намерения. - Улан-Удэ: БПЦ СО РАН, 1996 -120 с.
2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности производства и потребление. - М., 1988.
3. Вокперев Ф.Ф. Предметное противоречие и его теоретический образ // Диалектическое противоречие. - М., 1979.
4. Кудрявцев ВН. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). -М, 1992 - 132 с.
5. Парсонс Т. О структуре социального действия - М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.
6. Образование и культура в Бурятии: статистический сборник №05-02-11 / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2011 - 118 с.
7. Статистический ежегодник: статистический сборник / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2010.-91 с.
8. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалиии // Социологические исследования -2010. -№ 5.
9. Новости педагогического образования. Материалы и рекомендации пятой Всероссийской научно-практической конференции «Качество педагогического образования: сельский учитель»: URL//http sdkhitti.ru/itti/inst/ (дата обращения 04.09.2011).
10. Об уровне жизни сельского населения Республики Бурятия: аналитическая записка №04-02-09 / Бурятстат -Улан-Удэ, 2009 - 25 с.
11. Анализ основных факторов, влияющих на уровень и качество жизни населения: аналитическая записка №04-0511 / Бурятстат. - Улан-Удэ. 2009 - 19 с.
12. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Бурятия: статистический сборник / Бурятстат. -Улан-Удэ, 2009- 132 с.
13. Здравоохранение в Республики Бурятия: статистический сборник №05-03-13 / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2010 - 82 с.
14. Образование и культура в Бурятии: статистический сборник №05-02-11 / Бурятстат. - Улан-Удэ. 2010-63 с.
15. Образование в России - 2008: статистический бюллетень. URL: http mon.gov.ru\files?4328 (дата обращения 2.10.2011).
Лагконова Лариса Тимофеевна, педагог общеобразовательной школы, аспирант Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Lagkonova Larisa Timofeevna, teacher of comprehensive school, postgraduate student, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.346.32-053.6 © A.A. Вишнякова
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСК)
В статье рассматриваются основные формы использования свободного времени современной городской молодежью, на примере города Иркутск.
Ключевые слова: свободное время, досуг, молодежь, основные формы использования свободного времени, чтение, сеть Интернет, общение с друзьями.
A.A. Vishnyakova
THE MAIN FORMS OF THE USE OF FREE TIME OF YOUNG PEOPLE OF A BIG CITY
(IN THE EXAMPLE OF IRKUTSK)
The article discusses the main forms of free time of modern urban youth, as an example of the city of Irkutsk. Key words: free time, leisure, young people, the main forms of a free use of the time, reading, internet, chat with friends.
В современных социально-экономических условиях как никогда важно изучение особенностей использования свободного времени молодежи. Это связано с ролью, которую играет молодежь в обществе, и с расширением возможностей использования свободного времени, появлением новых форм его использования, таких как посещение сети Интернет, общение в социальных сетях и другое. Молодежь - это наиболее динамичная, здоровая, и активная часть общества, это его будущее. И то, как молодежь проводит свободное время, напрямую влияет на формирование личности молодых людей, их морально-нравственных ценностей, отношения к себе и обществу. Именно с этим связана акту альность темы исследования.
В октябре-декабре 201 I г. в г. Иркутск был проведен социологический опрос, в котором приняло участие 999 человек в возрасте от 14 до 35 лет, в т.ч. 55% - женского и 45% - мужского пола. В опросе приняли участие 203 ученика старших классов средних общеобразовательных школ, 102 студента средних профессиональных учебных заведений (колледжей), 411 студентов высших учебных заведений и 283 респондента из числа работающей молодежи.
Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Возрастные рамки, по которым выделяют молодежь, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница - 14-16 лет, высшая - 28-35 лет. Так, в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р. к категории молодежи относятся граждане от 14 до 30 лет [1].
Это общий возрастной интервал, не учитывающий контексты различных ситуаций, в которых приходится рассматривать молодежь: медико-биологические критерии по показателю полового созревания или полной
сформированности соматической конституции индивида, критерии гражданской
идентификации (получение паспорта, вступление в силу индивидуальных электоральных прав, прав наследования.). Но в некоторых ситуациях верхняя граница «молодежи» увеличивается, например, до 35 лет у специализирующихся в области науки, а также в случае участия в федеральных и региональных программах по улучшению жилищных условий для молодых семей и молодых специалистов.
Гак, например, участником целевой федеральной программы «Молодой семье -досту пное жилье» может стать молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, или неполная семья, состоящая из одного молодого родителя в возрасте до 35 лет. К молодым специалистам согласно
Постановлению Правительства РФ от 31 января 2009 г. № 83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» относятся граждане РФ в возрасте не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального)
профессионального образования [2]. Именно поэтому в ходе данного исследования был проведен опрос молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет.
Цель проведения опроса - изучение основных форм использования свободного времени современной городской молодежью. Под свободным временем понимается период времени, когда человек, не имея обязательных дел, таких как учеба, работа, домашние дела, предоставлен самому себе в выборе занятий. Свободное время - временное пространство, ограниченное рабочим временем, заполненное самостоятельной деятельностью человека, без какого-либо внешнего давления, дающее возможность для самовыражения личности.
Для начала были выявлены основные виды деятельности молодежи в свободное время, всего был предоставлен для выбора двадцать
один вид деятельности. Была составлена иерархия по количеству молодых людей и девушек, предпочитающих тот или иной вид деятельности. Результаты исследования представлены по основным группам, которые выделены по возрасту и основным видам деятельности, это школьники, студенты колледжей, студенты очного отделения высших учебных заведений, работающая молодежь.
Среди школьников наибольшее значение имеют следующие формы использования свободного времени, на первом месте - общение с друзьями (61,8% от общего числа опрошенных школьников), на втором - общение в социальных сетях («Вконтакте»,
«Одноклассники», форумах, твиттере, блогах и др.) - 56,3%, на третьем - посещение Интернета (поиск информации, чтение новостей) - 53,7%, затем - занятие спортом (53,2%), посещение кино (41,7%), прогулки на свежем воздухе (37,7%), чтение художественной литературы (25,6%), общение с родственниками (24,6%), занятие любимым делом, хобби (24,1%), компьютерные игры (20,1%), посещение кафе, ресторанов, ночных клубов, дискотек (19,1%), посещение театров, концертов, выставок, музеев (13%).
Другие формы использования свободного времени менее популярны у старшеклассников, так, например, в свободное время телепередачи смотрит лишь 6% опрошенных, занимается туризмом - 8,5%, углублением знаний, чтением специальной литературы - 8%, рукоделием -8,5%, чтением газет и журналов - 9,5%, играет в шахматы и шашки - 2,5%, в бильярд и карты -10,5%.
Необходимо различать посещение Интернет-сайтов с целью поиска информации, чтения новостей, посещения тематических сайтов от общения в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», «РасеЬоок», «Ыуе^игпаЬ форумах и др.). Если первое по своей сущности ближе к чтению газет, журналов, просмотру телепередач, то второе - благодаря заложенному в них механизму обратной связи гораздо ближе к общению с друзьями и знакомыми.
Таким образом, видно, что иркутские старшеклассники ведут активный образ жизни, используя при этом как традиционные формы использования свободного времени, так и новые формы, связанные с посещением сети Интернет. Интересен тот факт, что увлечение компьютером не снижает показателей активной деятельности школьников, они совмещают интерактивную деятельность с занятиями спортом и туризмом, прогулками на свежем
воздухе. Это связано с тем, что меняется сама структура использования свободного времени, растет молодое поколение, которое начинает свой день с проверки электронной почты, сообщений от друзей в социальных сетях, чтения новостей по интересующей тематике, в то же время, они не замыкаются только на компьютере и Интернете, а ведут активный образ жизни, много и часто общаются с друзьями.
Основные формы использования свободного времени студентов колледжей следующие: на первом месте, также как и у старшеклассников, общение с друзьями (75% от общего числа опрошенных студентов колледжей), на втором -прогулки на свежем воздухе (64%), на третьем месте - общение в социальных сетях - 54,7%, на четвертом — посещение Интернета (поиск информации, чтение новостей) - 50%, затем -занятие спортом (46,9%), посещение кино (28,1%), общение с родственниками (28,1%) и просмотр телепередач (26,6%).
Другие формы использования свободного времени менее популярны у студентов колледжей, так, занимается любимым делом в свободное время 15,6% студентов колледжей, посещают кафе, рестораны, ночные клубы, дискотеки - 12,5%, читают газеты и журналы — 10,9%, играют в компьютерные игры - 9,4%, углубляют знания, читают специальную литературу - 9,3%, посещают театры, концерты, выставки, музеи - 7,8%, играют в бильярд, карты - 7,8%, в шашки, шахматы - 6,2%, занимаются туризмом и рукоделием - по 1,5%.
Таким образом, видно, что у студентов колледжей иерархия форм использования свободного времени отличается от аналогичной у старшеклассников. В первую очередь, студенты колледжа больше смотрят телевизионные передачи, больше гуляют на свежем воздухе, в то же время они меньше, чем старшеклассники читают художественную литературу и играют в компьютерные игры, а также практически не занимаются туризмом. Кроме того, следует отметить, что студенты колледжа реже, чем школьники посещают кинотеатры.
Во многом это связано с тем, что значительная часть из опрошенных студентов колледжей - иногородние, проживают в общежитии, многие из бедных и среднеобеспеченных семей. Если, например, школьников полностью обеспечивают родители, и они могут себе позволить многое, то опрошенные студенты колледжа таких возможностей порой не имеют, поэтому они
реже посещают развлекательные учреждения, почти не занимаются туризмом, в то же время они больше смотрят телепередачи и гуляют на воздухе. Однако студенты колледжей, также как и школьники, часто посещают Интернет, это, прежде всего, связано с его доступностью. В настоящее время компьютерная техника стала более досту пной для населения, снизились цены на компьютеры и ноутбуки, широко развивается потребительское кредитование, также следует отметить большое количество фирм-провайдеров и низкие цены на услуги Интернета в г. Иркутск, по сравнению, например, с г. Улан-Удэ, разница может составлять два и более раза в зависимости от скорости подключения. Кроме того, в последние годы появилась возможность выхода в Интернет через сотовый телефон.
После этого необходимо рассмотреть основные формы использования свободного времени у студентов вузов. На первом месте, также как и в первых двух группах, общение с друзьями (63,3% от общего числа опрошенных студентов), на втором месте - посещение Интернета (поиск информации, чтение новостей) - 53%, на третьем месте — занятия спортом (49%), на четвертом - прогулки на свежем воздухе (44,9%), на пятом - посещение кино (38,7%) и лишь только на шестом месте -общение в социальных сетях (29,6%). Затем идет общение с родственниками (26,5%), чтение художественной литературы (21,4%) и туризм (20,4%), просмотр телепередач (19,4%), занятия любимым делом, хобби (18,4%) и компьютерные игры (17,3%). Другие формы использования свободного времени менее популярны у студентов вузов, так, посещают кафе, рестораны, ночные клубы, дискотеки -14,3% студентов вузов, читают газеты и журналы - 10,2%, углубляют знания, читают специальную литературу - 10,2%, посещают театры, концерты, выставки, музеи - 10,2%, играют в бильярд, карты — 8,2%, играют в шашки, шахматы - 4%, занимаются рукоделием -6,1%.
Таким образом, видно, что структура и иерархия использования свободного времени студентов существенно отличаются от аналогичной у старшеклассников и студентов колледжей. Использование свободного времени у студентов вузов более сбалансированно, здесь находится место, как Интернету, так и чтению художественной литературы, просмотру телепередач, занятиям спортом и туризмом. Следует отметить, что при высоких показателях посещения сети Интернет в целом, у студентов высших учебных заведений сравнительно
низкие показатели посещения социальных сетей по сравнению с первым двумя группами -школьников и студентов колледжей.
Работающая молодежь была подразделена на три подгруппы по возрасту: а) до 25 лет; б) 2530 лет; в) 30-35 лет. Это связано с тем, что использование свободного времени
существенно зависит от возраста респондента.
Основными формами использования свободного времени работающей молодежью в возрасте до 25 лет являются следующие: первое место делят общение с друзьями и посещение Интернета - по 60,5%, затем посещение кино -51,2%, общение в социальных сетях - 46,5%, прогулки - 44,2%, общение с родственниками 41,8%, чтение художественной литературы -30,2%, посещение кафе, ресторанов, ночных клубов - 27,9%, просмотр телепередач - 23,3%, занятия спортом - 18,6%. Другие формы использования свободного времени менее популярны в этой подгруппе, так, посещают театры, концерты, музеи - 14%, занимаются любимым делом - 11,7%, углубляют знания, читают специальную литературу - 9,3%, читают газеты и журналы - 7%, играют в компьютерные игры - 7%, занимаются туризмом - 4,6%, играют в бильярд, карты - 2,3%, занимаются рукоделием - 2,3%. Следует отметить, что в данной подгруппе никто из опрошенных не играет в шашки, шахматы в свое свободное время.
Таким образом, видно, что у работающей молодежи в возрасте до 25 лет на первый план выходит использование свободного времени в развлекательных целях, это и посещение кино, и просмотр телепередач и посещение различных развлекательных учреждений, кафе, ресторанов, ночных клубов и дискотек. В тоже время они активно общаются с друзьями, родственниками, активно используют возможности сети Интернет и различных социальных сетей.
Работающая молодежь в возрасте 25-30 лет, это особая группа, в этом возрасте большинство молодых людей уже имеет собственные семьи, детей, активно строят карьеру, получают дополнительное образование. На первом месте в этой подгруппе также общение с друзьями (54,7%), на втором месте - посещение Интернета (поиск информации, чтение новостей) - 49%, на третьем месте - общение с родственниками (43,4%), на четвертом месте -просмотр телепередач (34%), на пятом -посещение кино (32%), затем прогулки на свежем воздухе - 30,2%, общение в социальных сетях - 28,3%, чтение художественной
литературы - 18,9%, посещение театров, концертов, выставок, музеев - 18,9%.
Другие формы использования свободного времени менее популярны. Занимаются любимым делом, хобби - 15,1%, играют в компьютерные игры - 13,2%, занимаются спортом - 11,3%, читают газеты и журналы -11,3%, посещают кафе, рестораны, ночные клубы и рестораны - 9,4%, занимаются рукоделием - 9,4%, туризмом - 7,5%, играют в бильярд, карты - 3,8%, в шашки, шахматы -1,9%, углубляют знания, читают специальную литературу - 1,9%.
Таким образом, работающая молодежь в возрасте 25-30 лет в свободное время общается с друзьями и родственниками, посещает Интернет, смотрит телепередачи, читает художественную литературу, посещает культурные мероприятия. Следует отметить, что показатели чтения художественной литературы, посещения кино и сети Интернет у данной группы ниже по сравнению с работающей молодежью в возрасте до 25 лет, но в целом, на высоком уровне.
В значительной степени, по сравнению с предыдущей подгруппой, снизились показатели занятий спортом, посещения кафе, ресторанов, ночных клубов и дискотек, в то же время увеличились показатели занятий туризмом и рукоделием, просмотра телепередач, а также занятий любимым делом, хобби.
Последняя подгруппа работающей молодежи - возраст 30-35 лет, в основной массе, это уже сложившиеся молодые специалисты. Первое наименьшие показатели прогулок на свежем воздухе и компьютерных игр.
Кроме того, существуют определенные различия в использовании свободного времени, связанные с полом респондентов. Девушки больше проводят времени за просмотром телепередач, чтением художественной литературы, занятием рукоделием, в то время как юноши и мужчины больше занимаются туризмом, играют в компьютерные игры, углубляют знания, читают специальную литературу. В то время как, по таким критериям как посещение сети Интернет, общение в социальных сетях, занятия спортом, посещение кино, общение с друзьями и родственниками показатели примерно равные.
Таким образом, современная молодежь, проживающая в крупном городе, имеет широкие возможности для эффективного использования свободного времени, это и инфраструктура крупного города, различные культурные учреждения, большое количество культурно-
место в этой подгруппе делят общение с друзьями и посещение Интернета - по 48,2%, затем идут такие формы использования свободного времени как просмотр телепередач (42,8%), общение с родственниками (33,9%), чтение художественной литературы (28,5%), общение в социальных сетях (28,5%), посещение кино (28,5%), посещение театров, концертов, музеев (28,5%), прогулки на свежем воздухе (21,4%), туризм (21,4%) и занятия спортом (19,7%). Кроме того, работающая молодежь 30-35 лет занимается любимым делом - 16,1%, углубляет знания, читает специальную литературу - 14,3%, занимается рукоделием -12,5%, читает газеты и журналы - 10,7%, посещает кафе, рестораны, ночные клубы и рестораны - 10,7%, играет в компьютерные игры - 1,8%, в бильярд, карты - 1,8%. Следует отметить, что никто из них не играет в шашки, шахматы.
В целом, основные формы использования свободного времени работающей молодежью в возрасте 30-35 лет характерны для всей молодежи в целом, со своими отличиями. Здесь, как и в любой другой группе молодежи, большое значение имеет общение с друзьями и родственниками, посещение сети Интернет, просмотр телепередач, посещение кино, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и туризмом. Однако следует отметить и особенности. Так, у этой категории молодежи наибольшие показатели просмотра телепередач, посещения театров, концертов, выставок и музеев, занятий рукоделием и
массовых мероприятий, доступность сети Интернет, новые формы использования свободного времени. Опрос показал, что современная городская молодежь много общается с друзьями и родственниками, читает новости и ищет информацию в сети Интернет, общается в социальных сетях, посещает кино, много гуляет на свежем воздухе, читает художественную литературу, занимается спортом и туризмом, смотрит телевизионные передачи. Также существуют особенности использования свободного времени, связанные с возрастом, полом и видом деятельности молодежи.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 №1760-р (ред. от 16 июля 2009 г.) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. -2006. - №52 (Ч.1П). - Ст.5622.
2. Постановление Правительства РФ от 31.01.2009 г. № 83 «О внесении изменений в федеральную целевую
программу «Социальное развитие села до 2012 года» // Собр. законодательства РФ. - 2009. - №8. - Сг.966.
Вишнякова Алена Александровна, соискатель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Vishnyakova Alena Aleksandrovna, competitor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.772.4:316.462 © Д.В. Чайковский
ЭТАПЫ ВЛАСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
♦Исследование выполнено при поддержке гранта по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России», 2009-2013 гг.
Властная коммуникация раскрывается через последовательную смену событий. Выделяются три ключевых события: узнавание (предкоммуникация), императив (непосредственная коммуникация), результат (поскоммуникация). Кодификация этих событий ложится в основу формирования соответствующих групп смыслов, транслируемых в процессе развертывания процесса коммуникации.
Ключевые слова: власть, коммуникация, коммуникативное событие, этапы коммуникации.
D.V. Chaykovskiy
STAGES OF THE POWER'S COMMUNICATION
Communication of the power is a consecutive change of events. Three basic events are determined: recognition (precommunication), imperative (communication), result (postcommunication). Codification of these events is a base of formation of the relevant groups of the senses.
Key words: power, communication, communicative event, stages of communication.
Власть реализуется в поле социальных отношений, существующих в качестве разветвленной системы коммуникативных действий. Коммуникация как способ межсубъектного взаимодействия есть основа реализации властного процесса. Даже наиболее примитивные формы власти предполагают использование коммуникативных средств. Основанные на физическом насилии они, по сути, являются коммуникативными актами, в которых одна сторона (власть) передает другой стороне (подвластному) по определенному каналу (тактильное восприятие физического воздействия) определенную информацию (необходимость выполнение властной воли), которая может быть адекватно
интерпретирована и, в силу этого, лечь в основу последующего поведения (подчинение). Разумеется, с развитием общества, с увеличением сложности, присущих ему связей и отношений, усложняется, реализуемая властью, коммуникация.
В мировой гуманитарной мысли неоднократно предпринимались попытки определить власть через коммуникацию и наоборот коммуникацию через власть. Еще Аристотель отмечал, что государство (государственная власть) есть своего рода
общение, т.е. коммуникация, организованная ради высшего из всех благ и обнимающая собой все другие общения [1]. В новое время ассоциированность власти и коммуникаций подчеркивали Дж.Локк и Т.Гоббс. Так, последний рассматривал коммуникацию не только как инструмент власти, но и видел в ней основу существования стабильности и порядка. В «Левиофане» Гоббс пишет: «...величайшее благодеяние, которым мы обязаны речи, заключается в том, что мы можем приказывать и получать приказания, ибо без этой способности была бы немыслима никакая общественная организация среди людей, не существовало бы никакого мира и, следовательно, никакой дисциплины, а царила бы одна дикость» [2, с. 234]. Лингвистический поворот, характерный для гуманитарной мысли XX века, еще более заострил проблему взаимоотношения власти и коммуникации. Здесь власть уже имманентна всякой коммуникации, а коммуникация есть не только способ выражения власти, но и основа ее существования. Как пишет Р.Барг, «объектом, в котором от начала времен гнездится власть, является сама языковая деятельность, или, точнее, ее обязательное выражение - язык» [3, с. 549].