Научная статья на тему 'Свободная экономическая зона в Крыму: первые результаты и проблемы развития'

Свободная экономическая зона в Крыму: первые результаты и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Лариса Анатольевна, Горячих Мария Владимировна

В статье определено понятие свободной экономической зоны; выделены важнейшие принципы эффективной работы механизма СЭЗ; исследованы условия создания и специфика СЭЗ в Республике Крым; рассмотрены налоговые преференции и указаны таможенные льготы; проанализированы результаты функционировании свободной экономической зоны; выделены факторы, от которых зависит эффективность свободной экономической зоны, а также ее значение для социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободная экономическая зона в Крыму: первые результаты и проблемы развития»

УДК 332.122

Кравченко Лариса Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Горячих Мария Владимировна,

кандидат технических наук, доцент, кафедра экономической теории,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Kravchenko Larisa Anantol'evna,

Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Economic Theory, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Goryachikh Maria Vladimirovna,

PhD in Engineering sciences, associate professor, Department of Economic Theory, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА В КРЫМУ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

FREE ECONOMIC ZONE IN CRIMEA: FIRST RESULTSAND PROBLEMS OF DEVELOPMENT

В статье определено понятие свободной экономической зоны; выделены важнейшие принципы эффективной работы механизма СЭЗ; исследованы условия создания и специфика СЭЗ в Республике Крым; рассмотрены налоговые преференции и указаны таможенные льготы; проанализированы результаты функционировании свободной экономической зоны; выделены факторы, от которых зависит эффективность свободной экономической зоны, а также ее значение для социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, регион, социально-экономическое развитие, инвестиционный проект, свободная таможенная зона, налоговые льготы.

The article defines the concept of the free economic zone; highlighted the major principles of effective work of the mechanism of the FEZ; the conditions for the creation and specifics of FEZ in the Republic of Crimea; reviewed tax preferences and customs privileges provided; analyzed the results of the functioning of the free economic zone; the factors that affect the efficiency of the free economic zone and its importance for socio-economic development of the region.

Keywords: free economic zone, region, socio-economic development, investment project, special economic zone, tax benefits.

ВВЕДЕНИЕ

Создание свободных и особых экономических зон различного типа является одним из путей обеспечения экономического роста страны. В России неоднократно предпринимались попытки создания и развития свободных экономических зон. По своему замыслу свободные экономические зоны должны были способствовать решению таких задач, как быстрая интеграция в мировую экономику, привлечение иностранных инвестиций, освоение передового инновационного и технологического опыта. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является раскрытие сущности свободной экономической зоны, анализ результатов функционирования и проблем развития СЭЗ в Республике Крым. РЕЗУЛЬТАТЫ

В зарубежных странах используются различные обозна-чения экономических зон, поэтому достаточно сложно определение видов и их комплексный анализ. Так, в России до 2005 года чаще всего встречались понятия «особая экономическая зона» (ОЭЗ), «свободная экономическая зона» (СЭЗ), «зона свободного предпринимательства», «зона свободной торговли» и т.д. ОЭЗ, в широком определении, — это часть национального экономического пространства (в том числе территория, предприятие или сектор хозяйственной деятельности), где введена и применяется определенная система преференций, не используемая в других его частях [1].

128

Для координации всех сторон деятельности ОЭЗ разрабатывается концепция зоны, т.е. научно обосновывается прошлое, существующие аспекты и перспектива территории, отводимой под ОЭЗ. Формирование концепции ОЭЗ предполагает: определение места, размеров и границ создаваемой ОЭЗ и входящих в неё подразделений; выбор критериев оценки приоритетов в развитии хозяйства ОЭЗ и отдельных её составляющих [2].

Стабильное развитие национальной экономики в современных условиях зависит от многих факторов, в том числе и от межрегиональной сбалансированности социально-экономических процессов. Республика Крым — это один из тех регионов России, для которых проблемы диспропорций в социально-экономическом развитии являются наиболее актуальными. Анализ динамики показателей, характеризующих социально-экономическое развитие Республики Крым, позволяет выделить следующие проблемы: неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, рек-реационно-туристического, транспортного, человеческого потенциала территорий.

Широкое применение практики налоговых кредитов — одна из важнейших форм развития ОЭЗ: в течение определённого срока все налоги и бюджетные платежи, собранные на территории данной зоны, остаются в распоряжении зональных органов управления. Это позволяет увеличить размеры финансирования на развитие хозяйства и создать более благоприятные (с точки зрения эффективности, окупаемости и прибыльности) условия для вложения капиталов, чем условия их вложения в ближайших странах, даёт возможность повысить конкурентную активность каждой конкретной ОЭЗ в инвестиционной сфере [2].

Сегодня ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, а также санаторно-курортной сферы, туризма, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Организация СЭЗ в Крыму также направлена на достижение данных целей. Существуют и некоторые ограничения для резидентов Крымской СЭЗ: участники не могут осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа РФ; возможный участник СЭЗ должен быть зарегистрирован на территории РК, состоять на налоговом учёте, иметь инвестиционную декларацию; сумма капитальных вложений по проектам в первые три года с даты заключения договора должна быть не менее; 3 млн. руб. для субъектов малого и среднего предпринимательства, а 30 млн. руб. — для иных лиц.

Формирование выгодных условий для предпринимательской деятельности на территории СЭЗ осуществляется, в том числе, посредством предоставления резидентам налоговых льгот. Участники свободной экономической зоны освобождаются от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ (находиться имущество должно также на территории зоны) Освобождаются участники на 10 лет, отсчёт которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учёт. К такому имуществу относится не только собственность организаций, но и имущество, переданное органами местного самоуправления на баланс предприятия. Считается, что наиболее актуальными льготы в этой сфере будут для направления ЖКХ и тех организаций, в ведении которых находятся большое количество имущественных владений.

С точки зрения экономической теории, налог на имущество можно рассматривать как налог на собственность предприятия, что равносильно налогу на стоимость капитала. Общие издержки фирмы (ТС) при обязанности платы этого налога составляют:

где со — расходы на труд; Ь — объем используемого труда; г — стоимость капитала; К — объем используемого капитала; I — ставка налога на стоимость капитала (на имущество); 1гК — сумма налоговых выплат.

Формулу (1) можно также записать в следующем виде:

При отмене налога на имущество расходы (издержки) фирмы уменьшаются на величину налоговых выплат — 1гК. Таким образом:

Это эквивалентно снижению цены капитала К.

Далее для удобства предположим, что производственная функция предприятия-резидента ОЭЗ имеет вид функции Кобба-Дугласа:

ТС = соЬ + гК + й-К,

(1)

ТС = соЬ + (1х + г)К.

(2)

ТС = соЬ + гК.

(3)

(4)

Далее, используя функции (2) - (4), можно построить модель зависимости оптимального выпуска от Q' и от затрат на используемые ресурсы. Изменение равновесия фирмы, что ведёт к увеличению выпуска. Но увеличение выпуска, в свою очередь, означает увеличение предложения, следствием которого является снижение цен. Так как речь идёт о крупном производстве, то создание ряда СЭЗ, по всей вероятности, приведёт к общему увеличению выпуска тех отраслей, в рамках которых будут действовать эти предприятия, а возможно, и к серьезному росту совокупного выпуска в экономике (ВВП).

Похожим вариантом является льгота на земельные налоги. Критерии для предоставления льгот практически те же — расположение земельного надела на территории СЭЗ, а также его эксплуатация в целях осуществления условий договора на территории зоны. Срок действия этих льгот — 3 года с того месяца как участник СЭЗ вступил в права владения конкретным участком при выполнении всех необходимых условий. Во-первых, если речь идёт о производстве, то размер земельного участка имеет прямое отношение к размеру предприятия. Так, чем крупнее будет производство, тем более значительные площади оно потребует, а значит, тем больше земли будет взято в аренду. Во-вторых, чем больше арендуемые площади, тем выше сумма налоговых выплат.

Функция издержек фирмы, обязанной выплачивать земельный налог, выглядит так:

TC = pC + pF + tF, (5)

где р — цена земли (рента); F (field) — количество арендуемой земли; t — налог на землю; С — другие ресурсы, используемые для производства; р — цена этих ресурсов; tF — сумма налоговых выплат.

Запишем выражение (5) в следующем виде:

ТС = pC + (p + t)F. (6)

Для предприятия, освобождённого от выплаты земельного налога, издержки будут меньше на величину налоговых выплат:

ТС = рС + pF, (7)

что равносильно снижению цены земли.

Аналогично рассуждениям, приведённым выше для освобождения от налога на имущество, в данном случае получим производственную функцию:

Q(C,F) = CyFs, (8)

где у и s — некоторые числа, причем у > 0, s > 0.

Однако, как уже было сказано выше, размер земельного участка зависит от предполагаемого производства. Кроме того, фирма имеет право использовать этот участок земли только для размещения на нём производства, т.е. не может сдать его в аренду. Следовательно, при снижении расходов на землю предприятие, скорее всего, не будет увеличивать земельные площади, а потратит высвободившиеся средства на приобретение других факторов производства. Таким образом, мы можем ожидать, что у фирмы изменяться предпочтения относительно предельной нормы технологической замены MRSP (Marginal Rate of Substitution in Production) [5].

Для участников свободной экономической зоны в Крыму предусмотрены следующие налоговые льготы: с коэффициентом два применяется ускоренная амортизация в отношении собственных амортизируемых основных средств; снижение ставки налога на прибыль организаций федеральный бюджет по нулевой ставке на десять лет; бюджет Республики Крым — два процента в первые три года; а затем шесть процентов с четвертого по восьмой годы; тринадцать с половиной процента с девятого года); освобождение от уплаты налога на имущество организаций — сроком на десять лет. Важно отметить что данные ставки применяются при условии ведения налогоплательщиками раздельного учета доходов (расходов) от деятельности, которую проводят как участник СЭЗ, и доходов (расходов) от другой деятельности. Для Крыма определена также специфика строительной деятельности, землепользования, оформления виз, а именно: выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, производится высшим исполнительным органом власти Республики Крыма (с 2017 года); земельные участки, где будут реализовываться инвестпроекты, выделяются в аренду без торгов (с 2017 года); упрощенное оформление виз представителям инвесторов непосредственно в пункте пропуска через Государственную границу РФ при въезде в РК.

Одним из существенных факторов повышения инвестиционной привлекательности, реализуемых резидентами СЭЗ проектов, станет использование специального таможенного режима, действующего на территории региона — режима свободной таможенной зоны, Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров [3]. Ученые отмечают, что в постиндустриальной экономике традиционные таможенные анклавы вытесняются зонами нового поколения, рассчитанными на формирование региональных кластеров. Это означает, что преференциальные режимы должны быть нацелены не на отдельные технологические прорывы, а на массовую кластеризацию национальной экономики. По оценкам отечественных и зарубежных ученых,

130

кластерный подход является не только средством достижения целей экономической политики, охватывает структурные изменения, повышение предпринимательской активности, конкурентоспособности, но и выступает одним из ключевых факторов формирования партнерских связей привлечения зарубежных инвестиций, усиливая инновационную направленность в глобальной экономической среде.

В 2015-2016 гг. в Республике Крым заключено 757 договоров об условиях деятельности в СЭЗ, в том числе: в 2015 году — 304, в том числе 11 расторгнуто; в 2016 году — 462, в том числе 8 расторгнуто. Договоры расторгнуты по инициативе участников СЭЗ по причине отсутствия финансирования, неполучения прав на объекты недвижимого имущества и земельные участки, необходимые для реализации проекта, и другое. Сейчас (по состоянию на 23 августа 2017 года) заключено 1025 договоров об условиях деятельности в СЭЗ (рис. 1).

1кв. 2кв. Зкв. 4кв. 1 кв. 2кв. Зкв. 4кв. 1 кв. 2кв. 3 кв.

2015 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. 2017 г.

Рис. 1. Количество заключенных договоров об условиях деятельности В СЭЗ (Составлено авторами).

Заявленный объем инвестиций по проектам составил более 110 млрд. рублей, в том числе капитальных — более 61,1 млрд. рублей. По договорам, заключенным в 2015 году, заявленный объем инвестиций составляет 54 362,52 млн. рублей, в том числе капитальных 43 611,78 млн. рублей. В 2016 году — 30 295,63 млн. рублей, в том числе капитальных вложений свыше 7 209,96 млн. руб. В 2017 году — 20 437,51 млн. рублей, в том числе капитальных вложений свыше 10 502,0 млн. руб. Планируется создание 35908 новых рабочих мест [3].

Инвестиционные проекты реализуются в различных отраслях экономики Крыма (рис. 2, 3, 4). Наибольшее количество проектов реализуется в сферах строительства, промышленности и сельского хозяйства:

• строительство — 224 проекта (капитальные вложения 7,853 млрд. руб., создается 5175 рабочих мест);

• сельское хозяйство — 148 проектов (капитальные вложения 10,18 млрд. рублей, создается 5409 рабочих мест);

• промышленность — 138 проектов (капитальные вложения 4,365 млрд. рублей, создается 11627 рабочих мест);

• торговля — 127 проектов (капитальные вложения 1,094 млрд. рублей, создается 2466 рабочих мест);

• санаторно-курортная сфера — 102 проекта (капитальные вложения 13,348 млрд. рублей, создается 4991 рабочих мест);

• социальная — 43 проекта (капитальные вложения 0,726 млрд. рублей, создается 614 рабочих мест);

• транспорт — 33 проекта (инвестиции 18,524 млрд. рублей, создается 1856 рабочих мест);

• энергетика — 13 проектов (капитальные вложения 0,46 млрд. рублей, создается 224 рабочих места);

• иные сферы — 197 проектов (капитальные вложения 4,64 млрд. рублей, создается 3546 рабочих мест).

Из общего числа проектов 1000 реализуется юридическими лицами и 25 индивидуальными предпринимателями. 949 участников СЭЗ — субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе: 643 — микро предприятия; 256 — малые предприятия; 50 — средние предприятия.

131

197

224

□ Строительство

□ Сельское хозяйство

□ Промышленность

□ Торговля

□ Санаторно-курортная сфера

□ Социальная сфера

□ Транспорт

□ Энергетика

□ Иные сферы

138

Рис. 2. Количество заключенных договоров по отраслям экономики, проекты (Составлено авторами)

На базе вновь созданных предприятий реализуется 733 инвестиционных проекта, 292 инвестиционных проекта реализуется на базе предприятий, прошедших процедуру перерегистрации, 425 проектов предусматривают создание нового бизнеса, 600 — модернизацию действующего. Для решения проблем создания предприятий предусмотрена упрощенная процедура регистрации предприятий, имеющих возможности работать в рамках свободной экономической зоны. Это достигается за счет минимизации количества документов и информации, предоставляемой в государственные органы для регистрации компании. Наибольшее количество проектов реализуется на территории города Симферополя (516 проектов), Ялты (111 проектов), а также Симферопольского (55 проектов) и Бахчисарайского районов (50 проектов).

□ Строительство

□ Сельское хозяйство

□ Промышленность

□ Торговля

□ Санаторно-курортная сфера

□ Социальная сфера

□ Транспорт

□ Энергетика

□ Иные сферы

Рис. 3. Объем капитальных вложений по отраслям экономики, млрд руб. (Составлено авторами)

132

Рис. 4. Количество создаваемых рабочих мест по отраслям экономики (Составлено авторами)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с данными, представленными в таблице 1, следует сделать выводы, что показатели деятельности участников СЭЗ увеличиваются, но их деятельность сложно еще оценить из-за короткого периода функционирования.

Таблица 1. Результаты работы участников СЭЗ *

№ Показатель 2015 2016 Итого

1 Создание рабочих мест 2 604 10 432 13036

2 Объем осуществленных инвестиций, млн. руб., в т.ч. 4 000 14 800 18 800

капитальных вложений 3 000 12 600 15 600

3 Объем выручки от продажи товаров, работ, услуг, млн. руб., в т.ч. 9 755,97 126 861,50 136 617,47

4 Объем выручки, полученной ИП, малыми и микро предприятиями, млн. руб. 5 533,32 50 655,10 56 188,42

5 Чистая прибыль, полученная участниками СЭЗ, млн. руб. 556,037 12 476,90 13 032,94

* [3].

Согласно табл. 1 в 2016 году создано рабочих мест более чем в 4 раза больше, чем в 2015 году, что является крайне благоприятным для улучшения ситуации на рынке труда в регионе. Темп роста осуществлённых инвестиций в анализируемые годы составил 370 %, в том числе капитальных вложений — 420 %. Объём выручки увеличился в 13 раз, при этом около половины абсолютной величины данного показателя занимает выручка, полученная малыми предприятиями. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике развития СЭЗ в Республике Крым.

Проблемы и перспективы функционирования в Российской Федерации ОЭЗ необходимо рассматривать в широком макроэкономическом и институциональном контексте. Основные выгоды и преимущества от участия в работе СЭЗ состоят как в формировании общеэкономических сравнительных преимуществ, так и в более конкретных направлениях. Это в сумме должно привести к экономическому росту рассматриваемой территории в принципиально новом качестве. Особые зоны станут наиболее эффективным инструментом для превращения экономического потенциала в основной ресурс развития; формирования новой структуры экономики региона, где преобладающую роль будут играть не ресурсы, а технологии; а также для формирования общехозяйственной инфраструктуры региона; получения новых заказов и доходов от коммерциализации научного потенциала; участия в разработке инновационных продуктов; увеличение спроса на высококвалифицированный труд, что приведет к соответствующей ориентации системы образования; усиления престижа научной деятельности, адресной поддержки научных кадров специальными льготами (ипотечное кредитование, гранты и др.). В то же время, практика

133

применения особых экономических зон в России показывает, что, несмотря на очевидные экономические выгоды, данный институт имеет ограниченное применение и требует дальнейшего теоретического обоснования и практического совершенствовании [4].

ВЫВОДЫ

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, следует отметить успех организации СЭЗ в Крыму зависит от того, будет ли создана система с выверенными правилами игры, конкурентной средой, с благоприятным инвестиционным климатом. Критерии и механизмы социально-экономического развития региона не только учитывают природно-ресурсный, экономический, научно-технический, трудовой и культурный потенциалы региона, внутренние требования и необходимость решения актуальных проблем его развития, но и тесно связаны с основными направлениями и приоритетами Российской Федерации. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность территории, привлечь финансовые ресурсы в экономику, обеспечить наполнение регионального бюджета, усилить бюджетообразующие региональные структуры [4].

Для того чтобы особые зоны могли действительно служить институтами развития России необходимо пересмотреть саму концепцию их использования как инструмента экономической политики, необходимо начать двигаться в сторону организации зон нового поколения, когда они являются не столько участком территории, сколько особым институциональным режимом, благоприятствующим образованию кластерных альянсов трёх агентов развития — научных кругов, бизнеса и государства (так называемая тройная спираль партнерских взаимодействий).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смородинская Н. Организация особых экономических зон в мировой и российской практике: концептуальные аспекты / Н. Смородинская // Вестник института экономики российской академии наук. — 2011. — №3. — С. 16-36.

2. Национальная экономика: учебник / Под общей ред. акад. РАЕН В.А. Шульги: — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.

3. Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/sez/ sez_ru_09-01-2017.pdf (дата обращения 25.09.2017).

4. Джерелейко И.С. Особые экономические зоны в России как финансовый инструмент социально-экономического развития / И.С. Джерелейко // Балтийский экономический журнал. — 2010. — №2 (4). — С. 29-36.

5. Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н.М. Розанова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 492 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

Статья поступила в редакцию 06 октября 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.