Научная статья на тему 'СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА'

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
73
17
Поделиться
Ключевые слова
инновационные центры / портовые центры / предпринимательская деятельность / свободная экономическая зона / туристические центры

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — И. А. Пашаева

В рамках данной работы проведен анализ сущности свободных экономических зон, исследована их роль и значение для развития экономики России. Проанализированы изменения в законодательстве, связанные с особенностями функционирования свободных экономических зон.

FREE ECONOMIC ZONE

Within the framework of this work, the essence of free economic zones is analyzed, their role and importance for the development of the Russian economy is investigated. The changes in the legislation related to the functioning of free economic zones are analyzed. At the end of the study it is concluded that the functioning of free economic zones in Russia is effective

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА»

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА И.А. Пашаева, студент

Научный руководитель: И.В. Чепурная, канд. юрид. наук, доцент Российская таможенная академия (Владивостокский филиал) (Россия, г. Владивосток)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10668

Аннотация. В рамках данной работы проведен анализ сущности свободных экономических зон, исследована их роль и значение для развития экономики России. Проанализированы изменения в законодательстве, связанные с особенностями функционирования свободных экономических зон.

Ключевые слова: инновационные центры, портовые центры, предпринимательская деятельность, свободная экономическая зона, туристические центры.

Несколько веков назад, торговля являлась одним из основных видов взаимоотношений между разными странами. Создание свободной экономической зоны, позволяло установить все условия, необходимые для успешной торговли. Свободной экономической зоной является территория внутри одной или нескольких стран, где установлены особые торговые и производственные режимы.

Создание экономически свободных зон позволяет увеличить скорость экономики страны и отдельных областей. Их использование позволяет создавать большое количество новых рабочих мест и увеличить долю иностранного капитала в бюджет страны. Развитие свободных экономических зон мотивирует отечественные производственные компании выпускать более качественный товар, который выходит на мировой рынок. Предприниматели, зарегистрировавшие свой бизнес на данной территории, получают налоговые льготы. Помимо этого, собственники бизнеса получают возможность сэкономить бюджет за счет оплаты таможенных и других пошлин по более низкой ставке [4, с. 30].

Свободные экономические зоны получили наибольшее распространение в Южной Корее. На территории этой страны расположено более ста пятидесяти подобных центров. В качестве еще одного примера можно привести Соединенные Штаты Америки, где действует пять десятков СЭЗ. Через эти центры проходит около трех процентов импортной продукции.

Открытые экономические зоны активно развиваются на территории стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств. В Белоруссии, в каждом административном центре имеется собственная экономическая зона. Такой подход к развитию внутренней экономики, позволяет государствам привлечь иностранный капитал и интересы зарубежных инвесторов.

Целью создания свободных экономических зон является развитие тех отраслей экономики, что представляют интерес для зарубежных предпринимателей. Это могут быть транспортно-логистические системы, туризм или производственная сфера. На территории России деятельность свободных экономических зон регулируется акционерным обществом «Особые экономические зоны». Акции этой компании полностью принадлежат государству.

Туристические центры расположены в живописных городах, востребованных туристами. Местная администрация оказывает всяческую поддержку компаниям, работающим в спортивных и туристических сферах. На сегодняшний день в России расположено семь туристических зон. Среди них следует выделить Алтайский край и город Калининград.

Портовые центры расположены вблизи масштабных транзитных коридоров. Подобное расположение позволяет охватить рынок портово-логистических услуг. Одним из ярких примеров подобных центров является Дальний Восток. Важно отме-

тить, что в центральной части нашей страны также развиваются подобные центры.

Аэродром «Ульяновск-Восточный» является уникальной территорией, с экономической точки зрения. Спецификой этого центра является его расположение в естественной близости с предприятиями, занимающимися изготовлением авиационных изделий. Такое расположение является идеальным условием для реализации проектов, посвященных техническому обслуживанию и модернизации самолетов. Подобные центры имеются и в Хабаровском крае. Данные центры специализируются на многопрофильных судоремонтных и портовых услугах. Выбор данной территории для расположения портовой зоны объясняется инфраструктурой этого региона.

Инновационные центры расположены на территории, где сосредоточены крупнейшие организации, работающие в сфере науки и образования. На данной территории действуют исследовательские институты с мировым именем. Предприниматели, работающие на данной территории, получают возможность использовать в своей работе инновационные и высоко технологические изделия. Подобные предприятия занимаются изготовлением наукоемких товаров с последующим выводом на международный рынок. Налоговые и таможенные льготы в сочетании с возможностью получить высококвалифицированные кадры привлекают внимание многих венчурных фондов, а также производственных компаний, специализирующихся на изготовлении высокотехнологичных изделий. Среди инновационных центров необходимо выделить Фрязино и город Дубна, расположенный на севере Московской области.

Создание экономически свободных зон оказывает малое влияние на уровень занятости населения. В результате исследований, проведенных в две тысячи семнадцатом году, было выявлено, что за последние десять лет в СЭЗ было создано всего лишь двадцать тысяч рабочих мест. По мнению многих финансовых экспертов, подобные зоны имеют малую эффективность. За последние 10 лет в развитие СЭЗ было вло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жено более 122 млрд рублей. Общий объем поступлений в виде налогов и таможенных пошлин составляет менее 50 млрд рублей. Также исследователи отмечают, что вместо запланированных 25 тысяч новых рабочих мест, было создано всего 20 тысяч [3, с. 25].

Некоторые эксперты считают, что столь низкая эффективность экономических центров имеет срочный характер. Они объясняют свое мнение тем, что региональные власти не до конца выполнили свои обязательства. Согласно последним данным, уровень регионального недофинансирования открытых экономических зон, достиг отметки в 45 млрд рублей. Также специалисты отмечают, что высоких результатов удалось добиться лишь центрам, расположенным в Санкт-Петербурге и Татарстане (Алабуга).

Основным нормативным документом, который регулирует деятельность участников свободных экономических зон, является Федеральный закон от 29.11.2014 №377-ФЗ. После нескольких лет функционирования Свободной экономической зоны на полуострове Крым разные министерства, федеральное правительство и региональные власти определили узкие, с их точки зрения, места в деятельности участников свободных экономических зон, решили кое-что отрегулировать и упорядочить. С этой целью был принят Федеральный закон от 25.12.2018 № 485-ФЗ. Он вступил в силу со дня опубликования на портале www.pravo.gov.ru, то есть с 25.12.2018.

С 1 января 2019 года все участники свободной экономической зоны в Крыму перейдут на раздельный налоговый учет. Теперь участники свободных экономических зон смогут применять пониженные ставки налога только в отношении прибыли, полученной при реализации инвестиционного проекта на ее территории. При этом установлена обязанность ведения налогоплательщиком раздельного учета осуществляемых операций по каждому из реализуемых инвестпроектов. Кроме того законодательным органам Республики Крым и города федерального значения Севастополя предоставляется возможность диффе-

ренциации налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, в зависимости от вида осуществляемой деятельности на территории свободной экономической зоны.

К выплатам, производимым обособленными подразделениями организаций за пределами свободных экономических зон, льготные тарифы применяться не будут. Также, они не будут применяться при выплатах внутри свободных экономических зон, если эти выплаты не связаны с реализацией инвестиционного проекта [4, с. 28].

Одним из существенных недостатков Федерального закона №377-Ф3 оказалось несовершенство механизма заключения договоров об условиях деятельности в свободных экономических зон. Согласно ч. 19 ст. 13 данного закона в первоначальной редакции лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны соответствующей записи. Но графиком осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые 3 года реализации инвестиционного проекта может быть предусмотрено, что лицо осуществляет капитальные вложения на второй либо на третий год с момента заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

В итоге создавалась ситуация, при которой хозяйствующий субъект, получая преференции, предусмотренные для участников свободной экономической зоны, осуществляет капитальные вложения за счет средств, сэкономленных на обязательных платежах, либо отказывается от реализации проекта по истечении 2 лет. Причем ответственность за такие действия законом не предусматривалась.

Поэтому теперь учтено, что согласно п. 5 ч. 3 ст. 13 Федерального закона

участника свободной экономической зоны должна содержать, в частности, график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые 3 года реализации инвестиционного проекта.

Согласно новой редакции ч. 14 ст. 13 Федерального закона №377-ФЗ решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ принимается не только в случаях несоответствия требованиям, указанным в ч. 1 данной статьи, но и в случае признания соответствующим органом управления свободной экономической зоны по результатам оценки инвестиционной декларации инвестиционного проекта неэффективным.

Теперь учтено, что участник свободной экономической зоны может заключить несколько договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, -при расторжении или окончании срока действия одного из таких договоров он не будет исключаться из реестра.

Таким образом, с изменением законодательства создание особых экономических зон будет приводить не только к финансовому благополучию их предприятий-резидентов, но и активно простимулирует развитие сопредельных территорий, смежных отраслей, что явится важным позитивным отличием от имеющих место попыток создания особых экономических зон в России.

Подобный подход к свободной экономической зоне может составить в том числе и основу современной экономической политики России. Последняя из раздачи бюджетных средств и поддержки неконкурентоспособных производств должна перейти в комплекс мер, которые направлены на повышение конкурентоспособности российских компаний путем создания благоприятных, стабильных условий для их динамичного развития.

№ 377-Ф3 инвестиционная декларация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-Ф3 «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Справочно-правовая система Консультант Плюс

2. Федеральный закон от 25.12.2018 N 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс

3. Бузмаков Р.В. Эффективность функционирования особых экономических зон в регионах России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. - № 7 (19). - М., Изд. «МЦНО», 2018. - С. 24-28.

4. Коновалова Т.А., Савельева М.А. Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. - 2018. - №3. - С. 28-33.

FREE ECONOMIC ZONE

I.A. Pashaeva, student

Supervisor: I.V. Chepurnaya, candidate of legal sciences, associate professor Russian customs academy (Vladivostok branch) (Russia, Vladivostok)

Abstract. Within the framework of this work, the essence of free economic zones is analyzed, their role and importance for the development of the Russian economy is investigated. The changes in the legislation related to the functioning of free economic zones are analyzed. At the end of the study it is concluded that the functioning of free economic zones in Russia is effective

Keywords: innovation centers, port centers, free economic zone, entrepreneurial activity, tourist centers.