Научная статья на тему 'Свобода воли в контексте правового дискурса (социально-философский аспект)'

Свобода воли в контексте правового дискурса (социально-философский аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ПРАВО / ВИНА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / MORALITY / LAW / BLAME / RESPONSIBILITY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пристенский Владимир Николаевич, Жданкин Владимир Александрович

Статья посвящена анализу социально-антропологических оснований правового преследования насилия. Правовой дискурс рассматривается как место встречи ценностных и аксиологически-нейтральных дискурсов социального, сосуществование которых постепенно сменяется встраиванием аксиологически-нейтральной интеллектуальной практики в аксиологически-нагруженный дискурс «свободы воли», «свободы и ответственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Free will in the context of legal discourse (social-philosophical aspect)

The article is devoted to the analysis of the social-anthropological grounds of the legal prosecution of violence. The legal discourse is considered as a place of meeting of value and axiologically neutral discourses of social the co-existence of which is gradually changed by an integration of axiologically neutral immaterial practice into axiologically loaded discourse of the «free will», «freedom and responsibility».

Текст научной работы на тему «Свобода воли в контексте правового дискурса (социально-философский аспект)»

Ш. Пристенский, В. А. Жданкин,

кандидат философских наук, Поцент кандидат философских наук

СВОБОДА ВОЛИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО ДИСКУРСА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

FREE WILL IN THE CONTEXT OF LEGAL DISCOURSE (SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT)

Статья посвящена анализу социально-антропологических оснований правового преследования насилия. Правовой дискурс рассматривается как место встречи ценностных и аксиологически-нейтралъных дискурсов социального, сосуществование которых постепенно сменяется встраиванием аксиологически-нейтральной интеллектуальной практики в аксиологически-нагруженный дискурс «свободы воли» «свободы и ответственности».

The article is devoted to the analysis of the social-anthropological grounds of the legal prosecution of violence. The legal discourse is considered as a place of meeting of value and axiologically neutral discourses of social the co-existence of which is gradually changed by an integration of axiologically neutral immaterial practice into axiologically loaded discourse of the «free will» «freedom and respoosibilily».

Под волей обычно понимается сознатель-ное и активное устремление человека к достиже -нию своей цели. Свобода воли означает соответ -ственно возможность беспрепятственного внут-реннего самоопределения человека в достижении тех или иных целей. В философской, богословской, психологической и юридической мысли через понятие «свобода воли» определяется вменяемость человека, его ответственность за свои действия. В этом смысле оно выступает как одно из центральных понятий правового дискурса, с помощью которого и возможен анализ социаль -но-антропологических оснований правового преследования насилия.

В естественном языке словом «насилие» обозначается либо применение физической силы, либо принуждение другого человека к совершению действий, которых тот совершать не желает. Указанные элементы смысла фиксируются и в социально-философских определениях понятия «насилие». В узкой трактовке под наси -лием понимается использование силы для при -чинения физического, экономического и морального ущерба. В широком смысле насилие состоит в блокировании свободной воли индивидов и принуждении их к действиям, которые предпи-сываются теми, кто совершает насилие [2. — С. 3—12]. Конечной целью внешнего силового воз -действия здесь является подавление или принуждение свободной воли индивида, а причинение ущерба выступает лишь в качестве средства при -нуждения.

В расширительной трактовке понятие «насилие» противоположно категории «свобода во-

ли». Однако такая постановка вопроса имеет актуальность только в отношении принуждаемого индивида. В отношении же субъекта насилия оппозиция «принуждение (насилие) — свобода воли» утрачивает смысл. Если принуждающий индивид сам не является объектом принуждения, то насильственные действия, совершаемые им в отношении другого индивида, либо добровольны, либо детерминированы его собственной природой. Понимание насильственной акции как осуществления свободной воли индивида позволяет соотнести понятие «насилие» с категорией «ответственность». Когда же насилие рассматривается в качестве неизбежного проявления природы индивида, констатация его ответственности становится невозможной.

Признание свободы воли субъекта наси -лия означает, что он осознавал фактический характер своих действий и что в его системе координат присутствовали представления о добре и зле. Таким образом, воля субъекта на -силия оказывается аксиологически окрашен -ной. С точки зрения морали эта окраска одно -значно негативна. В большинстве этических систем посягательство на свободу, то есть воз -можность самоопределения индивида, рас -сматривается как синоним морального зла. Поэтому насилие, манифестирующее себя в качестве сознательной воли, прибегает к изо -щрённой моральной демагогии, имеющей це-лью нравственную дискредитацию индивида, воля которого подвергается подавлению. Пре -вращая оппонента во врага, насилие стремится представить себя в качестве добра, или, по

крайней мере, претендовать на роль наимень -шего из зол. В том случае если моральная де -магогия имеет успех, насилие остаётся неуз -нанным и безнаказанным. Если же обман рас -крывается, индивид, сделавший выбор в поль -зу насилия, признаётся ответственным и ви-новным в силу добровольности насильствен -ной акции, причем он ответственен и виновен как с точки зрения морали, так и с точки зрения права.

Правовое преследование насилия также возможно только при условии наличия свободы воли у субъекта насилия. В противном случае индивид в принципе неподсуден. В этом смысле современный правовой дискурс существует как продолжение социально-философских дискурсивных практик, постулирующих принцип сопряжённости свободы личности с её ответствен -ностью. К числу таких дискурсов можно отнести идеалистический дискурс человека и общества. Он восходит к учению Платона о реальном существовании умопостигаемых сущностей (идей, или эйдосов) и который в законченном виде представлен уже у Августина Блаженного. В идеалистической модели социальной реальности субстанцией общества признаётся абсолютное духовное начало. Реальное общество, наблюдае -мое в нашем мире, выступает как теофания (богоявление ), как обнаружение высшего, транс -цендентного, горнего, божественного начала в дольнем мире [4. — С. 103]. Идеалистический дискурс формирует аксиологически окрашенный образ человека и общества. В сочинении Авгу-стина Блаженного «О граде Божьем» человечество разделяется на два противоположных в нравственном отношении разряда: «град земной» (его составляют люди, живущие «по человеку» и «град Божий» (он охватывает тех людей, кото -рые «живут по Богу»). Согласно антропологиче -ской концепции Августина человеческая воля в своём актуальном состоянии имеет аксиологиче -ски-негативную качественную определённость, которую она приобрела вследствие грехопаде-ния. Первородный грех лишил человека не толь -ко способности к совершению добрых поступ-ков, но и самой устремлённости к их соверше-нию. Поэтому поступок, в основании которого лежит свободная воля человека, его своеволие, неизбежно должен рассматриваться как нравст-венно неприемлемый. Добро возможно для человека только действием благодати, божественного начала, проявляющегося в человеке и через него, но не исходящего от человека. Решительно признав предшествование благодати любой человеческой заслуге, Августин, по мнению А. А. Сто -лярова, устранил всякое рациональное основание для вменимости и соответственно подсудности человека. Свобода воли стала невозможной, так как способность к добру полностью была замещена внешним мотивом [5. — С. 17]. Однако у

Августина признак свободы присутствует в са-мом определении воли как движения духа, никем не принуждаемого и направленного к сохранению чего-либо [6. — С. 450]. Действие благода -ти, таким образом, рассматривается не как замещение или подавление человеческой воли, а как возвращение утраченной устремленности чело -веческой воли к добру. По замечанию неотомиста Э. Жильсона, способность употреблять сво-бодную волю во благо и есть свобода [3. — С. 103]. В данном контексте принуждение, в основании которого лежит собственная воля субъек -та, является попыткой противодействия благода -ти и не может рассматриваться иначе как зло, равно как и любое другое безблагодатное дейст -вие человека. Насилие является, прежде всего, грехом, преступлением перед Богом.

Поводом для ближайшего выяснения учения Августина о свободе воли явилась его полемика с последователями монаха Пелагия, полагавшими, что благодать есть врождённое качество, присущее человеку, и человек в своём актуальном состоянии в равной степени способен и к добру, и к злу. Од -нако пелагианская рационализация оснований ответственности не устраняет аксиологической окрашенности человеческой воли. Человек остаётся ответственным, но только не за первородный грех, а за свой собственный. Принятие пелагианской трактовки свободы воли означает, что принуждающее действие человека направлено не против самого Бога, присутствующего в добром поступке, как следует из концепции Блаженного Августина, а против созданного Богом свободного человека, насилие над которым запрещено Божьим законом. Грех рассматривается не как падшее состояние человеческой воли, а как персональное действие, сознательный личный выбор в пользу зла.

Двойственность социальной реальности в идеалистической модели имеет следствие, состоящее в том, что государство, судящее «по человеку», не имеет права осуществлять правосудие, поскольку оно может служить проводни -ком только изначально греховной человеческой воли, и, таким образом, является не судьёй, а подсудимым. Высшим судьёй и законодателем является Господь. Согласно Блаженному Августину вне церкви нет справедливости, поэтому государство, чуждое церкви, ничем не отличает -ся от разбойничьей шайки. Таким образом, основным условием светского судопроизводства является наличие санкции церкви. Церковь, участвуя в судопроизводстве, открывает нравствен -ный аспект судебного процесса. Суд начинает давать не только правовую, но и этическую оценку поступка. Принимая решение, и церков -ные, и светские судьи исходят из убеждения, что преступник свободен и ответственен, а потому его действия являются подсудными. Правовая и моральная оценки насильственного преступле-ния сливаются в рамках единого судопроизвод-

ства. Как отмечает Г. Берман, в эпоху раннего Средневековья слова «грех» и «преступление» были взаимозаменяемы. Нарушение права Бога считалось в то же время нарушением права человека [1. — С. 183]. В XI—XII веках в Западной Европе происходит разграничение понятий «грех» и «преступление», в соответствии с кото -рым юридическая сфера, бывшая до этого синкретической («церковно-светской») разделилась на сферу церкви и сферу светской власти. Это событие, положившее начало существованию двух тесно связанных, но всё-таки различных правовых систем, тем не менее не исключило из уголовно-правового дискурса нравственного из -мерения. Хотя насильственные преступления среди мирян судят в основном светские власти, церковных юристов продолжает интересовать не только то, насколько обвиняемый, совершив насилие, нарушил закон, но и то, в какой степени он этим обнаружил развращённость ума, сердца и души, в какой степени его поступок нравственно опасен.

Подмена Бога человеком в качестве судьи и провозглашение основанием закона не воли Создателя , а разумной воли индивидов, совершившееся в секуляризированной философии, тем не менее оставило неизменным принцип свободы воли как основание принятия судебного решения о наказании. Все светские правовые системы Нового времени заимствуют из церковного (канонического) права схемы освобождения от ответст-венности тех преступников, которые не осознавали фактический характер и последствия своих действий [1. — С. 187]. Исследование свободы воли, характерное для церковного судопроизводства, было, по меньшей мере, совместимо с исследованием всей личности человека и вело от вопросов умысла к вопросам воззрений, мотивировок и внутреннего облика человека. Таким образом, был заложен основной принцип новоевропейской уголовно-исполнительной практики, судящей не столько преступление, сколько личность преступника.

Установление качественного содержания воли преступника в эпоху Средневековья не предполагало признания его принципиальной несвободы. Утрата свободной воли рассматривалась как временное явление, имеющее внешнюю причину. Индивид освобождался от ответственности не потому, что он несвободен в принципе, а потому что он находился под влиянием факторов, действию которых в данный момент не имел возможности противиться. Его воля всё равно оказывалась ак-сиологически окрашенной, и совершивший преступление освобождался только от ответственности перед людьми, но не перед Богом. Таким образом, в эпоху Средневековья исследование внутреннего облика преступного индивида и вынесение судебного решения не выходит за рамки дискур-

сов, постулирующих жёсткую связь свободы личности с её ответственностью.

В эпоху Нового времени ситуация меняется. В XIX веке окончательно оформляется натуралистический дискурс социальной реальности, вбирающий в себя естественнонаучное видение человека и общества. В натуралистической модели основой общества является природность (по Канту), то есть те моменты, которые подчиняются естественным законам и принадлежат к естественной необходимости [4. — С. 111].

Понятие «свободы» в натуралистической модели связано с идеей подобия личности и животного, оторвавшегося от своего первоначального растительного (связанного) состояния, но содержащего в себе растительное начало и стремящегося вернуться назад, в первичную связанность. Однако свобода «передвижения» животного (своего рода механическая квазисвобода) не равняется свободе как способности личности к моральному самоопределению и не предполагает ответственности за свои поступки, в том числе и за нежелательное причинение ущерба другим индивидам. В наиболее последовательных натуралистических концепциях природа насилия иррациональна, инстинктивна. Воля субъекта насилия не тождественна разуму и выступает как безотчётное, стихийное хотение, находящее выход в акте насилия. В системе координат такого индивида отсутствует представление о добре и зле. Поэтому его воля (неразумная и несвободная) должна рассматриваться как аксиоло-гически нейтральная и размещаться вне пространства мор альной и пр авов ой оценки.

В новоевропейской судебной практике на -туралистический дискурс социального проявля-ется в процедуре психолого-психиатрической экспертизы. В компетенцию психологов и пси -хиатров входит установление вменяемости преступного индивида, изучение его внутреннего мира, определение степени его общественной опасности. Таким образом, эксперты в области психологии и психиатрии приходят на смену средневековым священникам-юристам, привнося в судопроизводство представление о том, что при определённых условиях воля преступника может быть аксиологически-нейтральной, а де -структивные действия невменяемого индивида ничем не отличаются от стихийного бедствия и в принципе неподсудны. Констатация невменяемости психически больного преступника и от -сутствия аксиологической окрашенности его воли означает освобождение преступного инди-вида от всякой ответственности за любые на -сильственные действия. Назначаемое в таких случаях лечение не может рассматриваться как мера воспитательного воздействия, имеющая целью превращение з лой воли в добрую, а выступает как попытка блокирования неблагопри-ятного естественного фактора.

Более сложная ситуация возникает в том случае, если преступник вменяем, однако вследствие изменения баланса рационального и иррационального в пользу иррационального он впадает в состояние аффекта и временно утрачивает возможность осознавать характер и последствия своих действий. С точки зрения натуралистического дискурса воля преступника в момент совершения преступления аксиологически нейтральна, он невиновен и должен быть освобождён от ответственности. В дискурсе же «свободы и ответственности» воля субъекта насилия рассматривается как аксиологи-чески окрашенная, что предполагает признание его вины и ответственности.

В формально-юридическом плане эта проблема получила выражение в норме ограниченной вменяемости. Согласно части I статьи 22 УК РФ лица, признанные ограниченно вменяемыми, подлежат уголовной ответственности. Хотя в некоторых разновидностях натуралистического дискурса природная агрессивность в принципе неустранима и человек не всегда способен бло -кировать прорывы иррационального а, следова -тельно, должен быть освобождён от ответствен -ности. Однако часть II статьи 22 переводит освобождающее от ответственности основание в сферу смягчающих обстоятельств. Преступника, совершившего насилие, судят как обладающего свободной волей и подлежащего ответственно -сти, но при вынесении приговора считают, что он действовал как бы не по свободной воле и смягчают наказание. На индивида налагают от -ветственность так, как если бы его воля была злой, но смягчают приговор, как бы исходя из того, что его воля является в принципе доброй, хотя индивид, вменяемый в обычных условиях, попадает в ситуацию невменяемости, для кото -

ЛИТЕРАТУРА

рой характерна указанная выше аксиологически нейтральная система координат, в которой от -сутствуют различия между добром и злом.

Таким образом, современный правовой дискурс превращается в место встречи ценно -стно-нагруженных и ценностно-нейтральных дискурсов социального. Ориентация правосу-дия на уголовное преследование ограниченно вменяемых преступников свидетельствует о том, что оно сохраняет верность ценностному дискурсу «свободы и ответственности». Ак-сиологически-нейтральное же видение социу-ма как бы встраивается в доминирующую интеллектуальную практику. Возникает отмечае -мый М. Фуко парадоксальный феномен слия-ния власти (оценивающей) и науки (воздержи-вающейся от оценок) [7]. Совмещение в судо-производстве аксиологически-окрашенных и

аксиологически - нейтральных дискурсивных практик сменяется их тесным переплетением. Заявленное как средство установления истины о преступлении, научное знание превращается в средство установления истины о преступни -ке. И рассматривая человека в категориях био -логической и социальной необходимости, цен -ностно-нейтральный дискурс предоставляет правосудию основание для смягчения санкций в отношении насилия.

Таким образом, вопрос о свободе воли в контексте правового дискурса выступает как вопрос об источнике человеческой ответствен -ности. Этот вопрос может быть разрешен именно в социально-философском предметном поле. Именно свобода воли есть ответственно -порождающий феномен, который и определяет полноту ответственности.

7. Фуко М. Надзирать и наказывать: рожде -ние тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова. — М. ЛБ

МЛЯаШЕМ, 1999. — 479 с.

1. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования: пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 592 с.

2. Гусейнов А. А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. — 1995. — № 5. — С. 3—12.

3. Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. — М.: Республика, 2004. — 678 с.

4. Пигров К. С. Социальная философия. — СПб.: Изд -во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 295 с.

5. Столяров А. А. Проблема свободы воли в раннесредневековой философии (Аврелий Авгу -стин): автореф. дис. ... канд. филос. наук. — М., 1983. — 23 с.

6. Философский словарь Владимира Соловь -ёва. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.