Научная статья на тему 'СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИИ'

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / РЕЛИГИЯ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожевников Игорь Игоревич

В статье рассматривается советский период формирования и развития уголовного законодательства, связанного с преступлениями против свободы совести и вероисповедания. Автор изучает нормативные правовые акты, принимаемые советской властью, и приходит к выводу, что в результате конфликта идеологий в Союзе Советских Социалистических Республик (далее -СССР) фактически не обеспечивалась свобода совести, а нормы уголовного права выполняли функцию противодействия религии, а не её охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION IN THE SOVIET PERIOD OF RUSSIAN HISTORY

The article discusses the Soviet period of the formation and development of criminal legislation related to crimes against freedom of conscience and religion. The author studies the regulatory acts adopted by the Soviet government and concludes that as a result of the conflict of ideologies in the Union of Soviet Socialist Republics (hereinafter-the USSR), the freedom of conscience was not actually provided, and criminal law, the function of counteracting religion, and not its protection.

Текст научной работы на тему «СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_77 УДК 343.42

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИИ FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION IN THE SOVIET PERIOD OF THE HISTORY OF RUSSIA

КОЖЕВ НИКОВ Игорь Игоревич,

адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России. 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: ikozhevnikovvvvv@yandex.ru;

KOZHEVNIKOV Igor Igorevich,

Associate Professor of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 680000, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, Kazarmeniy, 15. E-mail: ikozhevnikovvvvv@yandex.ru;

Краткая аннотация: В статье рассматривается советский период формирования и развития уголовного законодательства, связанного с преступлениями против свободы совести и вероисповедания. Автор изучает нормативные правовые акты, принимаемые советской властью, и приходит к выводу, что в результате конфликта идеологий в Союзе Советских Социалистических Республик (далее -СССР) фактически не обеспечивалась свобода совести, а нормы уголовного права выполняли функцию противодействия религии, а не её охраны.

Abstract: The article discusses the Soviet period of the formation and development of criminal legislation related to crimes against freedom of conscience and religion. The author studies the regulatory acts adopted by the Soviet government and concludes that as a result of the conflict of ideologies in the Union of Soviet Socialist Republics (hereinafter-the USSR), the freedom of conscience was not actually provided, and criminal law, the function of counteracting religion, and not its protection.

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповедания, религия, уголовное право, советское законодательство.

Keywords: freedom of conscience, freedom of religion, religion, criminal law, Soviet legislation.

Для цитирования: Кожевников И.И. Свобода совести и вероисповедания в советский период истории России // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 77-79. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_77.

For citation: Kozhevnikov I.I. Freedom of conscience and religion in the Soviet period of the history of Russia // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 77-79. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_77.

Статья поступила в редакцию: 13.08.2022

Свобода совести и вероисповедания в советском законодательстве и ее охрана в советском уголовном праве является новеллой, поскольку за всю историю существования России, включая имперский или царские этапы, такая свобода у населения отсутствовала. Ввиду того, что наше современное государство было построено на основе СССР, необходимо рассмотреть тенденции формирования уголовного законодательства с целью отыскания закономерностей и логики конструирования правовых норм, для всестороннего и объективного ретроспективного анализа становления уголовно-правовой охраны свободы совести и вероисповедания.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с уголовно-правовой охраной свободы совести и вероисповедания в СССР, предметом исследования выступают нормы уголовного законодательства СССР в период с 1917 по 1990 гг.

После окончания Первой мировой войны и активизацией революционных процессов церковь и православное христианство теряет свое главенствующее значение в жизни российского общества. В июле 1917 г. Временное Правительство принимает постановление «О свободе совести», в котором каждому гражданину гарантируется свобода совести, что включало в себя разграничение гражданских и политических прав человека и его веры, недопустимость каких-либо ограничений [7]. Вводилось правило, по которому вероисповедания ребенка до девятилетнего возраста определяется его родителям, а в случае несогласия родителей по вопросам веры, применялось правило признания вероисповедания ребенка по вере отца. Сироты принимали веру усыновителей. Разрешался переход из одной веры в другую по достижению 14-летнего возраста, а в случае волеизъявления родителей, переход ребенка мог состояться и до наступления данного возраста.

Исключением по данному постановлению являлись изуверцы, что обуславливалось общественной опасностью распространения изу-верческого движения среди населения России, а также вредом, который они причиняли себе.

Пришедшие к власти Советы закрепили «отмену всяких национальных и религиозных привилегий и запретов» [6], после чего произвели акт отделения церкви от государства соответствующим Декретом [8].

В действительности, несмотря на провозглашение свободы совести и вероисповедания, советская власть взяла курс не на всеобщее равенство и свободу при выборе религии, а на антирелигиозную политику в отношении нее. Рабоче-крестьянская власть того времени нуждалась в очищении от всего, что могло помешать построению социализма.

Принятие первого Уголовного кодекса РСФСР в 1922 г. ознаменовало и смену уголовной политики. Ответственность предусматривалась за «использование религиозных предрассудков с целью свержения рабоче-крестьянской власти», «обманные действия с целью возбуждения суеверия», «преподавание религиозных вероучений» и прочие действия, фактически не связанными с защитой прав и свобод на вероисповедание [3]. Обоснованность данных норм исходит из светскости нового государства и еще не ослабшим влиянием церкви в народе. Исключениями являются нормы, предусматривающие ответственность за «воспрепятствование исполнению религиозных обрядов» и только при условии,

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 9(213)

что данные обряды никак не посягают ни на власть, ни на общественный порядок, ни на права других граждан, а также за «публичные нарушения или стеснения религиозными обрядами или церемониями других граждан». Объектом преступлений в данном случае законодатель определял не права и свободы граждан, а нормальное функционирование государства.

В УК РСФСР 1922 г. прослеживается намерение законодателя не охранять веру и ее ценности от преступного посягательства, а защитить граждан государства от влияния религии на их мировоззрение, и во многом это связано с конфликтом коммунистической идеологии и религиозных догм.

Интересным представляется и тот факт, что УК РСФСР 1922 г. предусматривал ответственность коллективных субъектов за «присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично-правовых функций и прав юридических лиц» (ст. 123). Данное деяние каралось принудительными работами на срок до шести месяцев с ликвидацией вышеуказанных организаций и с конфискацией их имущества [9, с. 168].

Уголовным кодексом РСФСР 1926 г. вводится ответственность за уклонение от несения воинской повинности в связи с религиозными взглядами [4], что связывалось с наличием различных религиозных течений крайнего толка, таких как старообрядцы, духоборы, молокане, которые отказывались убивать других, и соответственно, по аналогичным мотивам отказывались от службы в армии. Заметность роста отказников по соображениям религии возрос еще со второй половине XIX века, с введением всеобщей воинской службы [10, с. 59-60].

В период 1926-1960 гг. серьезных изменений, связанных со свободой совести и вероисповедания, а также их уголовно-правовой охраны, не происходило, однако менялось отношение к религии и ее значению в жизни общества как со стороны советской власти, так и со стороны населения. Существенное влияние на это оказал период Великой Отечественной войны, поскольку одной из функций религии является компенсаторная, позволяющая человеку справляться с социальным и психологическим напряжением, чего советская идеология не могла заменить.

Однако уже в 1936 г. в Конституции СССР признается свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды [1], и данное признание повлияло на изменения Уголовного законодательства в 1960 г., произведенные в период «оттепели».

Происходит относительная либерализация общества, открытость и контакты с западным миром, осуждаются репрессии. В главе «Преступления против политических, трудовых, и иных прав» УК РСФСР 1960 г. появляется статья 143 «Нарушение свободы совести и вероисповедания» [5]. Кроме того, в данную главу переносится статья «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церквей». Значение приобретает не охрана функционирования государственной власти, и не исполнения Декрета об отделении церкви от государства и школ, а права человека, что является прорывом в законодательном регулировании свободы вероисповедания за всю историю отечественного уголовного законодательства. Ответственность по данной норме наступает за «воспрепятствование законному осуществлению права, в том числе с совершению обрядов», с насилием или угрозой насилия, уничтожением или угрозой уничтожения имущества как самих граждан, так и религиозных или общественных объединений, а также за привилегированный состав, включающий в себя оскорбления чувств и убеждений в публичной форме или с помощью средств массовой информации, и приравненное к данному действию уничтожение или порча значимых культовых памятников, предметов и т.д.

Интересной представляется и норма, регламентирующая ответственность за «Посягательство на личность и права граждан под видом проведения религиозных обрядов» (ст. 227), расположенная в главе 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» УК РСФСР 1960 г. Диспозиция данной нормы предусматривает в качестве виновного деяния организацию, руководство или участие в группе, которая, маскируясь под религиозную деятельность, оказывает посягательства на здоровье граждан, их права, а также на нормальную общественную деятельность. Норма была актуальной в связи с наличием последователей различных сект на территории СССР, таких как, например, Ивановцы, «столбунята», скописты и др.

Развитие гражданских свобод в отношении вероисповедания связано с последующим принятием Закона СССР от 01 октября 1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях», провозглашавшего «право каждого гражданина свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, и действовать по своим убеждениям при условии соблюдения законов государства» [2]. В качестве гарантий такой свободы Закон выделял равноправие граждан, светскость государства и образования, равенство религиозных объединений перед законом, а также законодательство СССР, предусматривающее ответственность за нарушение свободы вероисповедания. Создавался экспертно-консультативный совет, целью существования которого являлось создать перечень религиозных объединений, зарегистрированных на территории государства, а также осуществлять юридическую помощь, производить экспертизы в области религиоведения для Верховного Совета СССР по вопросам вероисповедания и религии.

Гражданам предоставлялись права и свободы, напрямую связанные с их вероисповеданием, например, беспрепятственное совершение религиозных культов, пропаганда взглядов, производство обрядов, высказывания в устной и печатной форме по вопросам религии и веры, создавать религиозные объединения в форме юридического лица.

Отметим, что по ст. 16 Закона запрещалось проведение атеистических мероприятий в местах, используемых верующими для совершения культа. Данный запрет, с одной стороны, урегулировал возможные конфликты между атеистами и верующими, но с другой стороны, породил проблемы в правоприменительной практике в виду отсутствия разъяснения места культа. В ст. 22 «Религиозные обряды и церемонии», говорится о возможности религиозных объединений и граждан проводить религиозные обряды, богослужения, паломничества и церемонии [2], но не употребляется термин культ в контексте определенного действия. Полагаем, что это юридическая неточность.

Таким образом, советский период является сменой отношения к религии как к «скрепе» и партнеру государства на враждебную политику в

связи с конфликтом идеологических целей, особенно в первой половине рассматриваемого периода. Несмотря на провозглашенную свободу вероисповедания и совести, фактически государство преследовало цель исключить всяческое влияние на жизнь граждан со стороны религиозных институтов. Уголовное законодательство направлено на защиту власти от посягательств, в том числе и от религиозного характера таковых.

Вторая половина советского периода, напротив, связанна со снижением репрессий в отношении религии и смягчении гнёта государственного аппарата на веру. Во многом это связано с относительной открытостью государства и международным отношениям, интеграциям культур.

Библиография:

1. Конституция СССР 1936 г // Викитека: свободная библиотека. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_СССР_1936 (дата обращения 11.08.2022).

2. О свободе совести и религиозных организациях: закон СССР от 01 октября 1990 г. № 1689-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 41. Ст. 813.

3. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3006&ysclid=l7ebyvmp6g734763067#8HAKsFTVE0tHfyBN (дата обращения 10.08.2022).

4. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3274&dst=100017&ysclid=l7eby217wd165995811 (дата обращения 10.08.2022).

5. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/a1c6dc8d5d1c64dfde052f2ec6cddf1ab2fb1fe8/ (дата обращения 11.08.2022).

6. Декларация прав народов России // Викитека. Свободная библиотека. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Декларация_прав_народов_России (дата обращения 10.08.2022).

7. О свободе совести: постановление Временного Правительства 14 июля 1917 г. // Электронная библиотека исторических документов: [сайт]. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/80394-postanovlenie-vremennogo-pravitelstva-o-svobode-sovesti-14-iyulya-1917-g (дата обращения 10.08.2022)

8. Об отделении церкви от государства и школы от церкви: Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. // Викитека. Свободная библиотека. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Декрет_СНК_РСФСР_от_23.01.1918_Об_отделении_церкви_от_государства_и_школы_от_церкви (дата обращения 10.08.2022).

9.Антонова Е.Ю. Субъект уголовной ответственности: историко-правовой аспект / М-во внутренних дел Российской Федерации, Дальневосточный юридический ин-т. Хабаровск: Дальневосточный юридический ин-т МВД РФ, 2007. 183 с.

10. Стволыгин К.В. Отказы от военной службы вследствие убеждений в Российской империи. Минск, РИВШ, 2010. 246 с.

References:

1. The Constitution of the USSR 1936 // Wikipedia. Free Library. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/costation_sssr_1936 (date of circulation 11.08.2022).

2. On the freedom of conscience and religious organizations: the Law of the USSR of October 01, 1990 No. 1689-1 // Vedomosti SND of the USSR and the USSR Armed Forces. 1990. No. 41. Art. 813.

3. The Criminal Code of the RSFSR 1922 // SPS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3006&ysclid=l7ebyvmp6g734763067#8HAKsFTVE0tHfyBN (circulation date 10.08.2022).

4. Criminal Code of the RSFSR 1926 // SPS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3274&dst=100017&ysclid=l7eby217wd165995811 (date of circulation 10.08.2022).

5. The Criminal Code of the RSFSR 1960 // SPS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/a1c6dc8d5d1c64dfde052f2ec6cddf1ab2fb1fe8/ (Application date 11.08.2022).

6. The declaration of the rights of the peoples of Russia // Wikipedia. Free library. https://en.wikipedia.org/wiki/Declaration_of_the_Rights_of_the_Peoples_of_Russia (date of circulation 10.08.2022).

7. On freedom of conscience: Decree of the Provisional Government on July 14, 1917 // Electronic library of historical documents: [site]. URL: http://docs.historyrussia.org/en/nodes/80394-postanovlenie-vremennogo-pravitelstva-o-svobode-sovesti-14-Iylya-1917-g (call date 10.08.2022)

8. On the separation of the Church from the state and the school from the Church: Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR dated January 23, 1918 // Wikipedia. Free library. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Decree_on_Separation_of_Church_and_State (date of circulation 08/10/2022).

9. Antonova E.Yu. Subject of criminal liability: the historical and legal aspect / Khabarovsk: Far Eastern Home Ministry Law Institute of the Russian Federation, 2007. 183 p.

10. Strolygin K.V. Refusals of military service due to beliefs in the Russian Empire. Minsk, Rivsh, 2010. 246 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.