Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свобода совести / свобода вероисповедания / отделение церкви от государства и школы от церкви / права и свободы человека. / freedom of conscience / freedom of religion / separation of church from state and school from church / human rights and freedoms.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поличная Татьяна Евгеньевна

настоящая статья посвящена анализу законодательства советского периода, касающегося установления и охраны права на свободу совести и вероисповедания. Автор анализирует нормативные акты, уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушение вышеуказанного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CRIMINAL LAW PROTECTION OF THE RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION IN THE SOVIET PERIOD

This article is devoted to the analysis of the legislation of the Soviet period concerning the establishment and protection of the right to freedom of conscience and religion. The author analyzes the normative acts, criminal law norms that provide for liability for violation of the above-mentioned right.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

«Научные исследования и инновации» 8. Мишин, А.В., Мазуренко, П.Н. Актуальные проблемы назначения и

производства судебной экспертизы // Вестник экономики, права и социологии. -

2017. - № 1. - С. 86-89.

УДК 34

Поличная Татьяна Евгеньевна Polichnaya Tatiana Evgenievna

адъюнкт кафедры уголовного права Department of Criminal Law, adjunct Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia of V. Ya. Kikot.

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

FEATURES OF THE CRIMINAL LAW PROTECTION OF THE RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION IN THE

SOVIET PERIOD

Аннотация, настоящая статья посвящена анализу законодательства советского периода, касающегося установления и охраны права на свободу совести и вероисповедания. Автор анализирует нормативные акты, уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушение вышеуказанного права.

Abstract. This article is devoted to the analysis of the legislation of the Soviet period concerning the establishment and protection of the right to freedom of conscience and religion. The author analyzes the normative acts, criminal law norms that provide for liability for violation of the above-mentioned right.

Ключевые слова, свобода совести, свобода вероисповедания, отделение церкви от государства и школы от церкви, права и свободы человека.

IV Международная научно-практическая конференция

Key words: freedom of conscience, freedom of religion, separation of church from state and school from church, human rights and freedoms.

В советский период истории нашего государства одним из основных объектов уголовно-правовой охраны выступали общественные отношения, обеспечивающие безопасность государственной власти и её надлежащее функционирование. При этом религия и церковь из поддерживающих власть факторов формально превратились в одни из основных угроз для её существования [14, с.29], что, в частности, нашло своё отражение в принятом в 1918 г. Декрете СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», где первым положением было закреплено соответствующее отделение [1, с.263].

В соответствии с указанным Декретом запрещалось устанавливать какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. Предусматривалось исполнение только тех религиозных обрядов, которые не нарушают общественный порядок и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Также запрещалось уклонение от исполнения своих гражданских обязанностей в связи с религиозными воззрениями. Торжественное обещание заменило ранее необходимые религиозные клятвы и приведение к присяге. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускалось. За гражданами было закреплено право обучать и обучаться религии частным образом. Церковные и религиозные общества не наделялись статусом юридического лица, подчинялись общим положениям о частных обществах и союзах, и не имели право пользоваться никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от органов местного самоуправления. Им запрещалось владеть собственностью, а ранее принадлежащая им собственность изымалась и объявлялась народным достоянием. Кроме того, полномочия по

«Научные исследования и инновации» ведению актов гражданского состояния передавались гражданской власти: отделам записи браков и рождений.

Приведённые и другие положения Декрета СНК РСФСР нашли своё отражение в национальном законодательстве того времени, в том числе и в гл. III Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. [10, с.153] (далее - УК РСФСР 1922 г.) предусматривалась ответственность за нарушение правил об отделении церкви от государства. Данная глава объединяла 7 статей, 6 из которых условно можно разделить на 3 группы: 1) преступления, совершенные с использованием религиозных предрассудков и суеверия масс (ст. 119, ст. 120); 2) нарушение правил отделения церкви от государства и школы от церкви (ст. 121, ст. 124); 3) присвоение религиозными и церковными организациями административных, судебных функций, а также прав юридических лиц (ст. 122, ст. 123). При этом только в ст. 125 УК РСФСР предусматривалась ответственность за противоправные действия, связанные с реализацией гражданами своих прав на свободу совести и вероисповеданий, а именно за воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, если таковые не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан.

Таким образом, принятие указанного Декрета СНК 1918 г. и УК РСФСР 1922 г. явилось начальным моментом законодательно оформленной и последовательной борьбы с одним из мощных объединяющих факторов населения - религией и деятельностью религиозных объединений. При этом формальное закрепление прав граждан на свободу исполнения религиозных обрядов не компенсировало утратившие силу охранительные нормы в области обеспечения интересов церкви и её прихожан.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. (далее - УК РСФСР 1926 г.) содержал в одноименной главе IV сходные нормы, за исключением аналога ст. 119 УК РСФСР 1922 г., поскольку соответствующий запрет был помещён в гл. I УК РСФСР 1926 г., посвященную контрреволюционным преступлениям. На наш взгляд, данная мера была обоснована, т.к. хотя в диспозиции статьи и предусмотрен религиозный контекст (использование религиозных

IV Международная научно-практическая конференция предрассудков масс), преступление в целом было связано не с нарушением правил отделения государства от церкви, а с посягательством на единство и целостность государства.

На дальнейшее развитие отечественной системы права повлияла, в частности, ратификация СССР ряда международных правовых актов в области обеспечения прав и свобод человека. Так, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. было закреплено, что каждому человеку принадлежит право на свободу мысли, совести и религии, при этом в данное право входит свобода менять свою религию или убеждения, а также свобода исповедовать свою религию или убеждения единолично либо совместно с другими лицами, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. В п. 1 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. приводится аналогичное положение, а в п. 2 данной статьи обращается внимание на то, что свобода исповедовать свою религию или убеждения может быть подвергнута только таким ограничениям, которые закреплены в законе и востребованы в демократическом обществе в целях обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц. Аналогичные положения были закреплены в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. [6, с.1489].

Во исполнение положений указанных международно-правовых актов принятая в 1936 г. Конституция РСФСР [7], содержала положения, связанные с обеспечением свободы совести граждан. Так гражданам гарантировалась свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды. Позже в Конституции СССР 1977 г. [8, с.617] статьей 52 гражданам гарантировалась свобода совести, под которой понималось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещалось.

«Научные исследования и инновации» Вместе с тем, по обоснованному замечанию М.А. Исаева государство на уровне его Основного закона продолжало последовательное осуществление борьбы с Церковью и верой, в том числе фактически декларировало свободу осуществления антирелигиозной пропаганды [5, с.308].

Новеллой принятого Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. (далее - УК РСФСР 1960 г.) стала отдельная глава 4, посвященная преступлениям против политических, трудовых, иных прав и свобод граждан, в частности предусматривалась ответственность за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви (ст. 142), а также за воспрепятствование осуществлению религиозных обрядов, не нарушающих общественный порядок и не сопряжённых с посягательством на права граждан (ст. 143). Таким образом, законодатель расширил область применения статьи 142, действие которой обеспечивало исполнение Декрета СНК 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви, при этом данная норма воспроизводила содержание ст. 125 УК РСФСР 1922 г. и ст. 127 УК РСФСР 1926 г.

В 1966 г. ст. 142 УК РСФСР 1960 г. была дополнена частью 2, предусматривавшей более строгую ответственность за совершение того же деяния лицом, ранее судимым за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, либо организационная деятельность, направленная к совершению таких нарушений [13, с.220].

Отметим, что ст. 142, равно как и ст. 227 УК РСФСР 1960 г. об ответственности за посягательство на личность и права граждан под видом осуществления религиозных обрядов были признаны утратившими силу в 1991 г.[2, с.1430] в связи с принятием Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» [3, с.1428]. Вместе с тем ст. 227 УК РСФСР 1960 г. фактически явилась прообразом введённой в 1993 г. статьи 1431 УК РСФСР 1960 г., а затем и статьи 239 УК РФ 1996 г., в настоящее время имеющей название «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан».

IV Международная научно-практическая конференция В ст. 143 УК РСФСР 1960 г. в первоначальной редакции было

воспроизведено содержание ст. 125 УК РСФСР 1922 г. и ст. 127 УК РСФСР 1926

г., при этом за указанное воспрепятствование осуществлению религиозных

обрядов предусматривалось наказание в виде исправительных работ сроком до 6

месяцев или общественного порицания. Содержание ст. 143 УК РСФСР 1960 г.,

особенно после внесения в 1993 г. изменений и дополнений [4], на которых мы

остановимся ниже, выступило основой для формирования сходных уголовно -

правовых запретов в ст. 148 УК РФ 1996 г.

В 1990 г. незадолго до прекращения существования СССР был признан

утратившим силу указанный выше Декрет СНК РСФСР 1918 г. «Об отделении

церкви от государства и школы от церкви» в связи с принятием Закона «О

свободе вероисповеданий» [11, с.241]. В дальнейшем этот нормативный

правовой акт сменил Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О

свободе совести и о религиозных объединениях» [12, с.4465].

В связи с изменением позиции государства относительно религии и

деятельности религиозных объединений, а также с учётом положений принятой

в 1993 г. Конституция Российской Федерации [9], основывающихся на

международных правовых актах, в УК РСФСР 1960 г. был внесён ряд изменений,

в том числе затронувших редакцию ст. 143 УК РФ. В этой уголовно-правовой

норме стало предусматриваться 2 части, при этом в первой из них была

конкретизирована объективная сторона воспрепятствования законному

осуществлению права на свободу совести и вероисповедания, совершению

религиозных обрядов, и усилено наказание за совершение этого деяния.

Обязательным объективным признаком данного состава преступления стала

выступать сопряжённость указанного воспрепятствования с насилием или

угрозой насилия над личностью, с уничтожением и повреждением имущества

граждан, религиозных и общественных объединений либо с угрозой совершения

данного деяния. В ч. 2 данной статьи устанавливалась ответственность за

оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии

при условии, что данные действия осуществлены публично, в том числе с

«Научные исследования и инновации» использованием средств массовой информации, либо посредством разрушения или повреждения культовых зданий, сооружений, других предметов мировоззренческой символики, памятников, захоронений, нанесения на таковые надписи и изображения оскорбительного характера. Если преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 143 УК РСФСР в ред. 1993 г., частично было воспроизведено в ст. 148 УК РФ в первоначальной редакции, то оскорбительные действия, запрещённые ч. 2 ст. 143 УК РСФСР, в дальнейшем также в ограниченном объёме нашли своё отражение в новых положениях ст. 148 УК РФ, введённых в неё в 2013 г.

Таким образом, отечественное уголовное законодательство в советский период не отличалось последовательностью, что мы продемонстрировали на примере уголовно-правовой охраны права граждан на свободу совести и вероисповеданий. При этом ограниченная охрана такого права постепенно сменилась расширением содержания уголовно-правовых запретов в данной области, что было обусловлено вовлечением СССР в орбиту международного права, признающего приоритетное значение прав и свобод человека и гражданина, и корреспондировало с общими тенденциями изменения советской системы права, получившими продолжение в российском уголовном и ином законодательстве.

Библиографический список:

1. Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // СУ РСФСР. - 1918. - № 18. - Ст. 263.

2. Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. № 1763-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 44. -Ст. 1430.

3. Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 44. - Ст. 1428.

IV Международная научно-практическая конференция

4. Закон РФ от 27 августа 1993 г. № 5668-1 «О внесении изменений и

дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Российская газета. - 1993. - 9 сентября.

5. Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник. - М.: Статут, 2012. - С. 308.

6. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26 мая 1995 г.) (вместе с Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утв. 24 сентября 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 13. - Ст. 1489.

7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г.) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - № 283. - 1936. - 6 декабря.

8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 7 октября 1977 г.) // Ведомости ВС СССР. - 1977.

- № 41. - Ст. 617.

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

10. Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 г. «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР . - 1922. - № 15. - Ст. 153.

11. Постановление ВС РСФСР от 25 октября 1990 г. № 268-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 21. - Ст. 241.

12. Собрание законодательство РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.

13. Указ Президиума ВС РСФСР от 18 марта 1966 г. «О внесении дополнений в статью 142 Уголовного кодекса РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР.

- 1966. - № 12. - Ст. 220.

«Научные исследования и инновации» 14. Федотова Ю. Е. Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны: автореф. дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.08 / Федотова Юлия Евгеньевна. - Екатеринбург, 2018. - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.