Негода Владимир Васильевич
адъюнкт ВНИИ МВД России, г. Москва
Правовые основы деятельности религиозных сообществ России дореволюционного и советского периодов
В условиях начала нового тысячелетия, когда перед наукой стоит задача создания концепту- альной научной базы законодательства, которое позволило бы найти наиболее совершенные способы правового регулирования деятельности религиозных сообществ в России, актуальным становится обращение к историческому опыту взаимодействия государства и религиозных объединений. Данный процесс позволит выявить специфические особенности построения государственно-конфессиональных отношений в различные периоды времени, что в свою очередь поможет объективно оценить современную модель таких отношений и будет содействовать созданию прочной правовой базы, способствующей их развитию.
Отправление религиозных культов связано с деятельностью религиозных организаций (церквей, сект и т.п.), входящих в состав религиозных объединений, а также служителей культа и верующих граждан1. В процессе этой деятель-
ности формируются различного рода отношения, однако предметом правового регулирования являются не любые, возникающие в связи с отправлением религиозных культов, общественные отношения, а лишь некоторые из них, санкционированные государством и имеющие существенное значение для общества, граждан и государства. Правовое регулирование данного рода отношений вызвано объективной необходимостью.
Основные правовые основы деятельности религиозных сообществ в России были заложены уже в первых правовых актах Советской власти. Декрет о земле, принятый 8 ноября 1917 г., ликвидировал право собственности на землю русской православной церкви. «Декларация прав народов» от 15 ноября 1917 г. отменила существовавшее в царской России деление религий на господствующую, терпимые и нетерпимые, установив тем самым действующую свободу вероисповедания. Согласно Декрету РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»2 каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, всякие праволишения, связанные с исповедованием какой бы то ни было
1 Клочков В.В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967. С. 13.
2 Директивы ВКП(б) и Постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов. Изд-во Академии педагогических наук, 1947. С. 16.
45
веры или неисповедованием, отменяются. На церковные и религиозные сообщества распространялось общее положение о частных обществах и союзах.
Декрет провозгласил формальное равенство всех религий в России. Фактически же имело место субъективное отношение новой власти к различным религиозным организациям: традиционные религии народов России понесли значительные потери в первые послереволюционные годы, а некоторые секты, благодаря целенаправленным действиям Советского правительства, пережили настоящий расцвет. Так, период 1917-1927 гг. некоторыми исследователями справедливо назывался «золотым десятилетием» баптизма, поскольку это движение существовало под покровительством государства, имело относительную свободу религиозной деятельности1.
Основные принципы советского законодательства о религиозных сообществах, изложенные в Декрете РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в дальнейшем были конкретизированы в ряде правовых актов, наиболее значительным из которых является Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1829 г. «О религиозных объединениях»2. В данном нормативно-правовом акте шла речь о том, что верующие имеют право создавать религиозные объединения, которые, в зависимости от числа входящих в их состав членов, подразделяются на религиозные общества и группы верующих.
Охраняя интересы общества и права граждан, закон запрещал религиозным объединениям и служителям культа использовать молитвенные собрания верующих для политических выступлений, противоречащих интересам советского общества; побуждать верующих отказываться от исполнения своих гражданских обязанностей; вести пропаганду, направленную на отрыв верующих от активного участия в государственной, культурной и общественно-политической жизни страны; организовывать паломничества верующих к так называемым «святым местам»; совершать обманные действия с целью возбуждения суеверия в массах населения.
В борьбе за сохранение своего влияния на верующих служители культа нередко выходили за рамки деятельности, направленной на удовлетворение религиозных потребностей граждан.
Отдельные лидеры сект, религиозных движений и религиозных сообществ, прикрываясь религиозными догмами, проповедовали действия, преступно посягающие на гражданские права, провоцируя верующих к уклонению от исполнения гражданских обязанностей.
Первые Уголовные кодексы (1922 и 1926 гг.) не содержали составов, предусматривающих ответственность за организацию религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан. Лица, совершавшие данного рода преступления, несли ответственность на общих основаниях за совершение преступлений против личности или за нарушение правил об отделении церкви от государства (гл. III УК РСФСР 1922 г., гл. IV УК РСФСР 1926 г.). Тем не менее, Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. содержал, например, такие составы преступлений, как ст. 119 (использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской армии или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям); ст. 120 (совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, а также с целью извлечь таким путем какие-либо выгоды); ст. 122 (принудительное взимание сборов в пользу религиозных групп); ст. 125 (воспрепятствование исполнению религиозных обрядов) и др.3
УК РСФСР 1926 г. содержал в гл. IV (ст. ст. 122-127) аналогичные составы преступлений за исключением использования религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской армии или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям. На основании указанного выше перечня норм необходимо сделать вывод о том, что, несмотря на отсутствие состава преступления о создании противоправного религиозного объединения, подобные объединения не охранялись уголовным законом4.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 г. «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах» лица, виновные в совершении нарушения законодательства о религиозных культах, подвергались штрафу.
Уголовная ответственность, как крайняя мера, применялась лишь к наиболее опасным для общества нарушителям законодательства о религиозных культах.
1 Руденко А.А. Евангельские христиане-баптисты и перестройка СССР // На пути к свободе совести. М., 1989.
С. 345.
2 СУ РСФСР 1929. № 35. С. 353.
3 См.: СУ РСФСР 1922. № 15. С. 153.
4 Там же.
_46
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №4(18)
Уголовные кодексы РСФСР 1922 г. и 1926 г. указывали на конкретный перечень нарушений закона об отделении церкви от государства и школы от церкви, в отличие от ст. 142 УК РСФСР 1960 г., которая не дает перечня таких общественно опасных действий.
Уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1960-1961 гг., вообще не содержали специальных глав об ответственности за преступные нарушения законодательства о религиозных культах.
В УК РСФСР 1960 г. ответственность за преступные нарушения законодательства о религиозных культах предусмотрена тремя статьями: ст. 142 (нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви), ст. 143 (воспрепятствование совершению религиозных обрядов), ст. 227 (посягательства на личность и права граждан под видом религиозных обрядов) 1.
После Великой Отечественной войны в СССР произошла естественная в такой обстановке активизация деятельности ряда религиозных объединений. Нежелание власти потерять контроль за процессами в религиозной сфере и возросший в период войны авторитет ряда религиозных организаций стали причиной того, что в УК РСФСР 1960 г. в главу «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» впервые в истории советского уголовного права была введена ст. 227 «Создание группы, причиняющей вред здоровью граждан».
Недостатками данной нормы были, во-первых, то, что субъектами указанного преступления не могли быть признаны активные участники таких религиозных групп, деятельность которых общественно опасна, во-вторых, состав преступления, предусматривающего создание или руководство религиозной группой, по конструкции был материальным, что предполагало реальное наступление последствий в виде причинения вреда здоровью граждан, и не включал угрозу наступления таких последствий. Не предусматривал данный состав и ответственности за посяга-
тельства на иные права граждан. Учитывая эти моменты, 25 июля 1962 г. Верховный Совет РСФСР внес в ст. 227 УК РСФСР соответствующие изменения, диспозиция ст. 227 УК РСФСР 1960 г. в новой редакции значительно расширила круг субъектного состава преступления и перечень деяний, входящих в объективную сторону состава преступления. Так, помимо организации и руководства группой, деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью, наказуемым стало и участие в деятельности этой группы, и систематическая пропаганда указанных противоправных деяний2.
Заслуживающим внимание новшеством стало примечание к указанной норме, которое предусматривало освобождение от уголовной ответственности с применением мер общественного воздействия активных участников и лиц, пропагандирующих деятельность такого рода религиозных групп, если деяния и сами лица, их совершившие, не представляют большой общественной опасности.
В 1982 г. санкция ч. 2 ст. 227 УК РСФСР 1960 г. претерпела некоторые изменения - наказание в виде исправительных работ было увеличено с одного года до двух3. Необходимость данного изменения связана с ослаблением тотального контроля государства над религиозной сферой, а как результат, целенаправленное проникновение в российское общество иностранных религиозных организаций (например, кришнаиты; пропагандистская деятельность ваххабитов на Северном Кавказе), что, в свою очередь, сопровождалось активным участием отдельных советских граждан в их деятельности.
Изменение модели политического и экономического устройства российского общества в конце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия привело к фундаментальным изменениям правового регулирования деятельности религиозных сообществ.
47
1 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1966. № 12. С. 221.
2 Обзорная статья А.В. Баркова. СПб., 2001. С. 193.
3 Указ Президиума ВС РСФСР от 3 декабря 1982 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР 1982. № 49. Ст. 1821.