Научная статья на тему 'Светлой памяти Петра Вольдемаровича Лепина'

Светлой памяти Петра Вольдемаровича Лепина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редлих Сергей Михайлович

В предлагаемом материале – размышления о профессиональном и личностном пути первого президента НГПУ, бывшего ректора П. В. Лепина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Светлой памяти Петра Вольдемаровича Лепина»

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ПЕТРА ВОЛЬДЕМАРОВИЧА ЛЕПИНА

С Петром Вольдемаровичем судьба свела нас двадцать три года тому назад. В то время я был начинающим ректором. С опытом работы заведующего кафедрой и декана, но уже уяснившим, что тонкостей деятельности ректора я даже не представлял и очень сожалевшем, что судьба не предоставила мне возможности поработать проректором. Ну, а мои проректоры по разным причинам оказались в ту пору плохими помощниками. Наше поколение помнит о «лихих 90-х», а образование испытало все прелести того времени в полной мере. Многие вузы вошли в этот период без всяких резервов, ну а самая бедная их составляющая - педагогические вузы — были особенно беззащитны. Тогда не было ничего: ни финансов, ни помощи, ни защиты. В общежития попёрла уголовщина, студенты стали уходить, от милиции помощи было не дождаться. И один из её местных руководителей, чтобы снять с себя ответственность, настрочил в министерство письмо, где описывал бездеятельность ректора во всём чёрном. В Москве пасквиль переадресовали Петру Вольдемаровичу, в то время он был уже многоопытным ректором НГПИ. И вот в один прекрасный день, как снег на голову, к нам приехали двое проверяющих. Одним из них был ныне покойный Виктор Иванович Соболев, а другим - декан исторического факультета НГПИ. Гости целый день знакомились с жизнью преподавателей и студентов Новокузнецкого государственного педагогического института, разговаривали с людьми. Вечером состоялся «разбор полётов», из которого мы уяснили, что проблемы в профессиональном образовании Новосибирска и Новокузнецка схожи. С чем гости и отбыли. Я и до сих пор не знаю, что Петр Вольдемарович ответил в Москву, но больше нас никто не терроризировал. Потом мы познакомились лично и испытывали друг к другу взаимную симпатию. Я думаю, что Петр Вольдемарович мне доверял, а порой и сам обращался за помощью. Мне посчастливилось несколько раз принимать участие в работе аттестационных комиссий НГПУ, и я благодарен ему за предоставленную возможность поучиться у коллег ведущего педагогического вуза России. Я был оппонентом

на защите докторской Петра Вольдемарови-ча и помню эту защиту до сих пор, тёплые слова его консультанта - академика Виталия Александровича Сластёнина. В то смутное время именно Петр Вольдемарович первым осознал необходимость объединения педвузов как самой незащищённой ветви высшего образования и выступил инициатором создания ассоциации педвузов Сибири. В то время мы много общались формально и неформально, всё глубже понимая друг друга, искали и находили возможности объединять усилия и помогать друг другу, ездили в гости, принимали участие в различных мероприятиях..., как следствие - становились внутренне ближе. А это ведь очень важно в совместной работе.

Постепенно жизнь налаживалась, мы более уверенно чувствовали себя на ногах, жизненная необходимость частых встреч ослабевала, становилась недостаточной и глубина общения. По прошествии этих лет я пришёл к пониманию, что это было нашей общей ошибкой. Но Петр Вольдемарович по-прежнему оставался внимательным, тактичным и мудрым, никогда не забывал поздравить с днём рождения, с любыми достижениями, дать тактичный совет. Последнее он зачастую делал как бы мимоходом, создавая иллюзию, что идея пришла в голову сама собой. И никогда не злорадствовал по поводу ошибок и неудач. Я всегда задумывался, почему у столь успешного, на мой взгляд, человека, каким я считал и считаю Петра Вольдемаровича, столько критических ноток в отношении к жизни. И только тогда, когда профессора Лепина не стало, я понял, что это всё из детства: он прошёл через слишком большие ожоги.

Петр Вольдемарович был безусловно сильным и интеллигентным человеком, беззаветно любящим свой университет, который он создал и которому отдал всю жизнь. Никого не нагружал своими проблемами, всё носил в себе, внешне оставаясь почти таким же, как и двадцать лет назад. Осознано принял решение, что пришла пора уходить с поста ректора и подготовил себе замену, достойно принял страшный диагноз, убеждая других, что ничего особенного и не проис-

18

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2013

ходит (Я, например, узнал об этом только после его операции), и до последнего дня строил планы о том, как много полезного он сможет принести родному университету.

Его жизнь оборвалась на взлёте, неожиданно, когда он ещё многое мог, умел и хотел. Осталась память в сердцах коллег, друзей, родных... И боль, как осознание того,

что утрата была безвозвратна, безмерна и несправедлива.

Добрая память тебе Пётр Вольдемарович! Мне тебя по-прежнему не хватает, я до сих пор не могу поверить, что уже никогда не смогу пожать твою надёжную руку. Прости, если чем-то обидел, или не поддержал.

Теперь уже вечный должник,

Сергей Михайлович Редлих

доктор педагогических наук, профессор,

Новокузнецк

ОБЪЕДИНИТЕЛЬ СИБИРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 1987 году я был назначен проректором по учебной работе Барнаульского государственного педагогического института. В октябре того же года в составе комиссии Министерства образования Российской Федерации (МО РФ) я оказался в Ростовском пединституте. Шла комплексная, плановая проверка института для рассмотрения на коллегии МО. Мне было поручено проверить подготовку специалистов на физико-математическом и химико-биологическом факультетах. Руководила комиссией численностью около 20 человек Лидия Федоровна Козлова - работник МО РФ, курировавшая педвузы Северного Кавказа.

Заместителем председателя комиссии был назначен Петр Вольдемарович Лепин -проректор по учебной работе Новосибирского госпединститута. Там, в г. Ростове, мы познакомились, и каждый вечер докладывали Петру Вольдемаровичу о ходе проверки. Я, начинающий проректор, сразу почувствовал опыт и профессионализм коллеги из Новосибирска. Петр Вольдемарович спокойно, рассудительно, с глубоким уважением общался и с проверяемыми, и с нами - членами комиссии. Во время той первой рабочей встречи я проникся симпатией и уважением к Петру Вольдемаровичу. Вместе возвращались в родную Сибирь, ближе познакомились в личном плане. Вскоре П. В. Лепин стал ректором НГПИ и наше сотрудничество продолжалось.

В начале 1990-х годов Петр Вольдемаро-вич организовал совещание ректоров всех педвузов Западной и Восточной Сибири с участием зам. министра образования Боло-

това Виктора Александровича. Петр Вольдемарович выступил с предложением объединения всех педвузов региона и их филиалов в Ассоциацию. Министерство эту идею поддержало. Петр Вольдемарович предложил на обсуждение коллег его концепцию организации и функционирования Ассоциации, в которой основными положениями были:

- коллегиальность и равноправие членов,

- совместная разработка учебных программ и планов (появилась в это время свобода действий для вузов),

- централизованная публикация методических и научных разработок,

- создание межвузовских научных коллективов,

- регулярный обмен опытом, проведение совещаний и конференций во всех вузах (по очереди) Ассоциации,

- проведение совещаний проректоров по направлениям деятельности на базе того или иного вуза,

- тесное сотрудничество с Международной академией наук педагогического образования (МАНПО),

- учреждение журнала «Педагог» членами Ассициации на базе Барнаульского госпе-дуниверситета.

Все вузы Сибири поддержали эту идею. Ректоры педвузов приняли своих коллег поочередно у себя. На этих совещаниях обсуждались проблемы развития педагогического образования, укрепление связей между вузами, пути совершенствования подготовки педагогических кадров, развитие совместных научных исследований.

Естественным продолжением этих кон-

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2013

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.