Научная статья на тему 'Стратегия развития высшего педагогического образования в сибирскоя федеральноя округе'

Стратегия развития высшего педагогического образования в сибирскоя федеральноя округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепин Петр Вольдемарович

В статье отражена роль образования в развитии общества. Проанализированы интеграционные процессы в образовании. Обозначены главные задачи современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития высшего педагогического образования в сибирскоя федеральноя округе»

стратегия, ресурсы современного образования

УДК 370.186

Лепин Петр Вольдемарович

Доктор педагогических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета, president@nspu.ru, Новосибирск

стратегия развития высшего педагогического образования в сибирском федеральном округе

В статье отражена роль образования в развитии общества. Проанализированы интеграционные процессы в образовании. Обозначены главные задачи современного образования.

Ключевые слова: стратегия развития образования; интеграционные процессы; качество образования; интеллектуально-ресурсный потенциал

Lepin Petr Voldemarovich

Doctor of pedagogical sciences, professor of the Novosibirsk state pedagogical university, president@nspu.ru, Novosibirsk

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

The article reflects the role of education in social development, gives an analysis of integration processes in education and identifies the main tasks of modern education.

Keywords: Strategy of education development; integration processes; quality of education; intellectual resource potential

Социально-экономическая составляю-

щая устойчивого развития любого общества направлена, прежде всего, на формирование качественной сферы жизнедеятельности человека, активного, созидательного его участия в принятии решений с учетом экономико-географического положения территории, многообразия культурных ценностей населения и исторического опыта, исключающего разрушительные конфликты.

Необходимо подчеркнуть, что образование как социальный институт является ведущим ресурсом развития общества, основой экономического роста, важнейшим ценностным фактором культурных ценностей конкретной территории.

Активные интеграционные процессы в образовании относятся к началу 90-х годов минувшего века, как ответ сибирских территорий на процессы, происходившие в Российской Федерации после крушения Советского Союза. 16 ноября 1990 года в Новосибирске впервые состоялось заседание межрегиональной ассоциации «Сибир-

ское соглашение», в состав которой вошли: республика Алтай, республика Бурятия, республика Тыва, республика Хакассия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В Ассоциации были созданы 20 координационных советов, в том числе по высшей школе, по образованию, по культуре, по информационных ресурсам, технологиям и связям и другие. В этом же году была создана Ассоциация педагогических вузов Сибири. Позже - 13 мая 2000 года был образован Сибирский федеральный округ, в состав которого вошли 12 субъектов Российской Федерации, в том числе 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакассия), 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский), 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская) - это 30% территории России, с небольшой численностью

населения чуть более 20 млн. человек, с колоссальными запасами полезных ископаемых - 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% свинца, 40% золота, 59% территории занято лесами. Представлены практически все отрасли промышленности и сельского хозяйства, это один из основных транспортных узлов России.

На территории округа действуют Сибирские отделения 3-х Российских Академий наук - СО РАН (Сибирское отделение Российской академии наук), СО РАСХН (Сибирское отделение Российской Академии сельскохозяйственных наук), СО РАМН (Сибирское отделение Российской Академии медицинских наук), в состав которых входят более 100 научно-исследовательских организаций и научно-опытных станции; 110 высших и 401 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 1 млн. 100 тыс. человек. Численность учеников в дневных общеобразовательных учреждениях составляет 3 млн. человек.

Можно констатировать, что на территории Сибири интеграционные процессы за последние годы, особенно в сфере образования, значительно усилились и есть все основания говорить о начале формирования единого образовательного пространства [4]. Интеллектуально-ресурсный потенциал станет научно-педагогическим кластером в Сибирском федеральном округе.

В конце прошлого года на базе Новосибирского государственного педагогического университета, прошло окружное совещание руководителей вузов, школ и других образовательных учреждений Сибирского федерального округа по вопросам совершенствования системы педагогического образования. В нем приняли участие Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

В. А. Толоконский, директор департамента по науке и образованию исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Е. А. Сазонов.

Обсуждались вызовы и проблемы, на которые при дальнейшем развитии образования в Сибири необходимо обратить особое внимание и которых нужно избежать [2].

Одной из главных задач российской системы образования является достижение

нового качества, что объективно необходимо для экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности государства [3]. Решение этой задачи невозможно без модернизации педагогического образования, направленного на организацию системы подготовки учителя новой формации, обладающего инновационным мышлением, владеющим современными образовательными технологиями, способного организовать учебный процесс с учётом требований информационного общества [5].

Руководители вузов отмечают, что национальная система высшего педагогического образования для достижения целей устойчивого развития общества призвана обеспечить:

• подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

• ликвидацию отставания в использовании современных информационных и коммуникационных технологий с целью реализации принципов «шаговой доступности» и «открытости» образования для любого члена общества;

• преодоление социальных барьеров нетерпимости к детям с ограниченными возможностями здоровья и реализацию прав на доступное качественное образование для каждого;

• формирование единой образовательной среды с учетом индивидуальных возможностей, темпа учебной деятельности и психофизиологических особенностей студентов;

• повышение качества общего и профессионального образования;

• создание условий для творческого роста педагогов;

• преемственность уровней образования и академическую мобильность обучающихся;

• историческую преемственность культурных ценностей и духовных идеалов поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Для достижения результатов в решении вышеперечисленных задач участники совещания считают необходимым.

1. Считать педагогическое образование и его развитие геополитической целью государства, фактором сохранения его самостоятельности и стабильности. Определить показатели

качественной оценки устойчивого развития педагогического образования в СФО.

2. Спроектировать и разработать единую информационную базу по программам педагогического образования для реализации задач сетевого взаимодействия и академической мобильности между педагогическими вузами СФО, развития внутренней и внешней академической мобильности студентов, аспирантов и молодых ученых, включая:

- кадровое обеспечение;

- информационно-методическое (библиотечное) обеспечение;

- производственные практики студентов:

- практики для осуществления научной деятельности.

3. Обеспечить интеграцию педагогических колледжей, учреждений повышения квалификации работников образования и педагогических вузов с целью создания непрерывной системы педагогического образования, реализации сквозных образовательных программ и оптимизации расходов на подготовку и повышение квалификации специалистов.

4. Считать целесообразным принятие на уровне правительства Российской Федерации подзаконных актов, регулирующих функционирование и развитие дистанционных образовательных технологий, а также обеспечивающих переход на персонифицированное финансирование повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей.

5. Сформировать пакет предложений по усилению мер поддержки ведущих научных школ педагогических университетов, реализующих инновационные программы подготовки кадров для систем дошкольного и общего образования, как на уровне Российской Федерации, так и в Сибирском федеральном округе.

6. Осуществить переход к грамотному, обоснованному целевому набору в педагогические вузы, который должен осуществляться на основе исследования кадровой ситуации в том или ином муниципальном образовании, при участии муниципалитета в обеспечении выпускника жильём и другими социальными гарантиями.

7. Изменить процедуру отбора и поступления в педагогические вузы, не увеличивая количества вступительных испытаний,

например: ЕГЭ по русскому языку, предмету профильному, тест на профпригодность и педагогическую одаренность (сдается в вузе).

8. Создать модель педагогического образования на основе сетевого взаимодействия педагогических вузов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях. В качестве одной из возможных моделей базовых центров подготовки учителей рекомендовать модель регионального образовательного кластера непрерывного педагогического образования. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть вопрос о статусе «исследовательский университет» среди педагогических вузов.

9. Считать принципиально важным для региона сохранение сложившейся сети педагогических вузов как вполне оправдавшей себя мерой по социальному развитию отдаленных районов, обеспечению условий для различных категорий населения в обретении высшего образования и трудоустройства по избранной специальности.

10. Необходимо увеличить объём финансирования педагогических вузов на развитие материально-технического и ресурсного обеспечения образовательного процесса, необходимого для подготовки студентов и педагогов к использованию технологий цифрового обучения и новейших гипермедиа-инструментов, а также внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса.

11. Необходимо особое внимание уделить развитию инновационной инфраструктуры педагогических вузов, обеспечивающей разработку и внедрение новых образовательных технологий, форм, методов и средств обучения.

12. Развитие научно-педагогической деятельности в педвузах должно осуществляться в рамках приоритетных направлений модернизации образования и способствовать решению конкретных региональных и государственных задач.

13. Необходимо усилить интеграцию педагогических вузов с системой общего образования через создание экспериментальных и образовательных площадок, научно-методическое сопровождение образовательных учреждений, реализацию совместных проектов, привлечение лучших учителей к профессиональной подготовке студентов и др.

14. Создать условия для закрепления наиболее успешных выпускников педагогических вузов в системе образования: повысить социальный статус и престиж учительской профессии, реализовывать жилищные программы для молодых педагогов, совершенствовать материальное стимулирование деятельности учителей.

Участники совещания отметили, что в условиях, когда усиливается значение фундаментального образования, единства образования, науки и производства, процессов глобализации, роль педагогического образования в обществе возрастает. Прогноз потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах в соответствии со стратегическими направлениями и долгосрочными программами социально-экономического развития Сибири требует дальнейшего устойчивого развития педагогических вузов, выполняющих актуальную задачу подготовки педагогических кадров для всех уровней системы образования [1].

Вместе с тем ректоры вузов обеспокоены рядом проблем, препятствующих устойчивому развитию педагогического образования:

• отставание материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований;

• отсутствие системы научно-методического сопровождения молодых педагогов;

• недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях, отсутствие единства системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей;

• недостаточная ориентированность профессорско-преподавательского состава в проблемах модернизации образования в стране;

• несформированность системы взаимодействия всех субъектов регионального образовательного кластера;

• особенности развития трансграничных территорий;

• низкий социальный статус учителя и др.

Сибирский федеральный округ на юге

граничит с республикой Казахстан (протяженность государственной границы - 2697,9 км), с Монголией (93316,2 км), с Китайской Народной Республикой (1255,5 км), где

функционирует 120 пограничных застав, 63 пункта пропуска через границу и 71 таможенный пост. Приграничное положение Забайкальского края является геополитическим фактором формирования образовательного пространства. Подчеркивая этот факт, ректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского (г. Чита) И. И. Ка-танаков отметил, что асинхронность темпов социально-экономического развития в соседних приграничных регионах России, Монголии и Китая приводит к накоплению различий и сложностям приграничного взаимодействия неравных партнеров. Наблюдается трансграничная экономическая и демографическая асимметрия, факт наличия которой уже не нуждается в доказательстве.

Асимметрия уже проявляется не только в численном демографическом превосходстве или конкурентных преимуществах, но и в степени разветвленности территориальных социально-экономических сетей: учебных заведений, промышленных объектов, особо охраняемых территорий, то есть в степени освоенности территории.

Однако в природно-ресурсном и интеллектуально-ресурсном планах Забайкальский край ещё сохраняет превосходство над сопредельными регионами.

С.М. Редлих, ректор Кузбасской государственной педагогической академии (Новокузнецк), особо подчеркнул, что система образования любой страны всегда нетривиальна, и мы далеко не всегда представляем к чему же приведёт подёргивание той или иной ниточки. Поэтому и эксперименты с системой образования должны быть деликатны и объективны, а не так как в России с запланированным результатом.

Возьмём систему ЕГЭ, внедряемую с такой настойчивостью и упорством, при всём неоднозначном отношении к ней. Наверное, многое можно было бы усовершенствовать, но она несёт в себе и очень грустные перспективы непреодолимые в реальной российской действительности, во всяком случае, при нашей жизни. На сегодняшний день ЕГЭ - это насос, качающий всё самое лучшее и талантливое из регионов, причём насос, качающий в одну сторону. Конечно, теоретически выпускники российских школ получают возможность благодаря такой

системе учиться в центральных вузах, но беда в том, что они не будут возвращаться. Это хорошо прослеживается на аспирантах вузов, находящихся за Уралом. Наверное, этого бы не было, если бы, к примеру, Новокузнецк предоставлял своим гражданам те же возможности, что и Москва или Питер, да что там уездный город Новокузнецк, хотя бы Новосибирск. Увы. Таким образом, расширяя, теоретически, образовательные горизонты для личности, ЕГЭ, приближает реально и перспективы интеллектуальной деградации российских регионов. Что же для России важнее? Аналогичная тенденция прослеживается и в высшем профессиональном образовании России.

В. М. Лопаткин, ректор Алтайской государственной педагогической академии, рассказал о формировании центра непрерывного педагогического образования как регионального образовательного кластера.

В. П. Никишаева, ректор Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, особо подчеркнула, что в своей деятельности этот вуз настойчиво доказывает, что определение «провинциальный вуз» - понятие сугубо географическое, не имеющее отношения к уровню и содержанию образования.

Стратегической задачей академии в настоящее время является сохранение федерального подчинения вуза и его самостоятельности как главного образовательного и культурного учреждения города-наукограда Бийска, выполняющего задачу обеспечения учительскими кадрами и специалистами социально-культурного профиля городов Бийск и Белокуриха, а также сельских районов предгорного Алтая, население которых составляет более 500 тысяч человек и вносит значительный вклад в программу социально-экономического и культурного развития региона.

И. М. Щеткин, и.о. ректора Омского государственного педагогического университета, отметил, что отрасль образования подошла к рубежу, когда на смену затяжному демографическому спаду идет подъем. Этот подъем уже повлиял на рост числа детей дошкольного и начального образования, в ближайшие два года серьезно повлияет на среднюю школу (5-9 классы), а в дальнейшем на старшую. Элементарный расчет показывает

значительный рост вакансий учителей в ближайшей и более отдаленной перспективе. Однако у Министерства образования и науки РФ основным ориентиром при определении объемов подготовки специалистов является не столько перспективная потребность в кадрах, сколько уровень абитуриентского спроса на услуги профессионального образования. Такой подход не учитывает действительных проблем самой системы образования и прежде всего системы кадрового обеспечения образовательных учреждений.

Масштабы идущих процессов поддаются оценке. И чтобы не оказаться в кадровом коллапсе в системе образования, надо хорошо понимать, что нас ожидает, и начинать реформирование системы педагогического образования не со структурных перестроек, которые опасны ее разрушением, а с выравнивания спроса и предложения, организации (в условиях введения всеобщего ЕГЭ) отбора на педагогические направления подготовки, активной поддержки молодого специалиста в школе, формирование заказа от муниципалитета, которые должны быть особо заинтересованы в этом.

При относительно низкой мобильности населения в России нельзя рассчитывать и на то, что выпускники педвузов Европейской России, поддержанные грантами, приедут работать в Сибирь. Не приедут! Это стало понятно еще в XIX в., когда сибиряки ратовали за создание университета в Сибири, поэтому же в 30-е гг. XX века была создана сеть педвузов в Сибири и на Дальнем Востоке. Не произойдет и более интенсивного, чем традиционно сложившегося, перетока специалистов между регионами внутри Сибири.

Приводимые нами материалы - это результат социологических исследований, основанных на объективных данных о рождаемости, ежегодных отчетах муниципальных органов образования в Омской области, информационно-аналитические материалы по Сибирскому федеральному округу и пр. В расчетах на перспективу кадровой потребности можно с высокой точностью определить спрос на учителей до 2027 года. Точкой отсчета является факт рождения ребенка.

Открывая это совещание, ректор Новосибирского государственного педагогического университета А. Д. Герасёв, напомнил со-

бравшимся слова нашего великого соотечественника М.В. Ломоносова о значимости Сибири для Российского государства и предложил обратиться к Правительству Российской Федерации с идеей разработать современную комплексную программу развития Сибири на ближайшие четверть века.

В целом следует отметить, что эффективное решение задач, связанных с функционированием и развитием системы образования, на наш взгляд, могут обеспечить только самостоятельные, профессионально умелые коллективы вузов, имеющие ярко выраженную педагогическую направленность в реализации образовательно-воспитательного процесса, выпускники которых изначально ориентированы на профессиональную деятельность в сфере дошкольного, начального и общего образования, а не растворенные в классической университетской среде педагогические факультеты.

Библиографический список

1. Андриенко Е. В., Лепин П. В. Разработка и реализация образовательных программ вуза в современных условиях // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 8. - С. 50-56.

2. Андриенко Е. В., Лепин П. В. Проблемы педагогического образования в современных условиях // Материалы международной научнопрактической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина (16-17.09.2010). Часть I. - Мо-сква-Ярославль, МГПУ: Изд-во МАНПО.

3. Герасёв А. Д., Барахтенова Л. А., Лепин П. В. Инновации в педагогике. Аспект регионального качества. Индикативные технологии оценки // Философия образования. - 2008. -Спец. выпуск. - С. 217-222.

4. Барахтенова Л. А., Горелова Т. А., Крашенинников В. В., Лепин П. В. Единая информационная среда педагогических вузов Сибири как основа интегрированной модели подготовки специалистов // Стремление к совершенству через управление качеством: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Москва, 2 марта 2006 г.). - М.: Изд-во МЭСИ, 2006 - С. 24-28.

5. Лепин П. В. Психолог-педагог. Проблема гармонизации систем обучения и психологического воспитания в рамках преподавательской деятельности // Экономика. Образование сегодня. - М., 2005. - №4. - С. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.